Первые авианосцы в мире. Сражение в Коралловом море. Бой у Восточных Соломоновых островов

Со времен Второй мировой войны и до наших дней авианосцы остаются самыми крупными надводными военными кораблями. Это мобильные военные базы, оснащенные по последнему слову техники. Мы расскажем о пяти из них.

Самый крупный. "Теодор Рузвельт"

Во второй половине XX века авианосцы продолжают оставаться наиболее крупными кораблями и первенство в силу развития военной доктрины принадлежит США, которые лидируют как по количеству авианосцев, так и по их водоизмещению. Основная их задача доставить мощное авиационное соединение к берегам противника и служить плавучим аэродромом. Самыми крупными авианосцами, да и кораблями является серия американских авианосцев типа «Нимиц». Всего начиная с 1975 года было построено 10 единиц, несколько отличающихся по водоизмещению.

Следующая статья о первом авианосце - выдержка из книги Барретта Тиллмана «О волне и крыле»: «100-летняя мечта о совершенствовании авианосца». Эли, уроженец Айована, который прибыл в авиацию в качестве торгового представителя в Орегоне. Но в то время как Райт потратил большую часть своих усилий на патентную вражду, Кертисс преследовал технические и не менее важные политические вопросы. Гленн Кертисс знал возможность, когда увидел его. Хотя Эли только получил лицензию в этом месяце, Кертисс пригласил его на встречу с Чамберсом.

Эскортные авианосцы типа «Сэнгамон»

На вопрос, могут ли они взлететь с платформы, установленной на корабле, летчики считали, что они могут не только взлететь, но и приземлиться на борту. В Норфолке деревянная платформа длиной восемьдесят три фута была возведена над двухлетним крейсером, передней палубой Соединенных Штатов в Бирмингеме. Платформа была слегка наклонена вниз, чтобы обеспечить более быстрый спуск на взлетной дистанции. Несмотря на то, что большинство военно-морских историков не считалось первым авианосцем, корабль по-прежнему показывал исторический полет.

Если головной «Нимиц» имеет водоизмещение в 98 тыс. тонн, то водоизмещение последних кораблей серии достигает уже 106 тыс. тонн. Длина кораблей - 333 метра, экипаж с учетом авиакрыла более 5 тыс. человек. Не смотря на то, что авиакрыло составляет 64 самолета, авианосцы способны нести гораздо больше число летательных аппаратов. Так на борту авианосца «Теодор Рузвельт», во время войны в Персидском заливе в 1991 году находилось 78 самолетов (20 F-14 «Томкэт», 19 F/A-18 «Хорнет», 18 А-6Е «Интрудер», пять ЕА-6В «Проулер», четыре Е-2С «Хокай», восемь S-3B «Викинг» и четыре KA-6D), а также шесть вертолетов SH-3H.

Эли, задрапированный внутренними трубами для флотации и спортивного футбольного шлема, забрался в открытое место своего Кертисса Пушера. С четырехцилиндровым двигателем, двигавшимся вверх, он продвинул дроссель и начал свой спуск. Эли сошел менее чем на шестьдесят футов и, убежав от пандуса, он толкнул его на свое колесо управления. Он опустился так низко, что его колеса тащили в воду, создавая мощный брызговик, который взломал пропеллер. После вытирания соленой воды с его очков он благополучно приземлился на пляже, считая, что эксперимент провалился из-за повреждения пропеллера.

Первый авианосец специальной постройки. "Гермес"


Самым первым авианосцем специальной постройки, а не перестроенным из линейного крейсера или транспортного судна стал английский «Гермес», Заложенный в 1919 году, корабль вступил в строй четыре года спустя.

Принудившись к ветру, авиатор опустил толкатель на импровизированную колоду и отскочил на несколько футов, пропустив первые десять веревок. Но крючки Робинсона зацепили несколько последовательных линий, перетащив летательную машину на остановку. Молодая жена Эли, Мейбл, которая, по общему мнению, провела последние три года, ожидая, что он убит, вздохнул с облегчением. Менее чем через час Эли снова повернул свой самолет, вернувшись на берег.

Смелые полеты Эли проложили путь для создания первого авианосца, особенно после Первой мировой войны. Они участвовали в неофициальной гонке вооружений, чтобы разработать свой собственный первый авианосец. Поскольку конвертация существующих судов была разрешена, Америка выиграет свои первые боевые флэттопы. Наиболее примечательными были двадцать тысяч тонн сестер Йорктаун Сестерс Йорктаун и Энтерпрайз в стадии строительства в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, в начале.

«Гермес» нес шесть 140 мм орудий, поскольку предполагалось, что авианосцы будут участвовать и в артиллерийских дуэлях с противником. Кроме того, авианосец имел тонкий броневой пояс по ватерлинии. Недостатком стали слишком небольшие для авианосца размеры корабля - водоизмещение немногим более 10 тыс. тонн, а сам корабль мог нести всего около 20 самолетов. Правда, во время рокового для «Гермеса» похода 9 апреля 1942 года, на его борту вообще не было авиации и корабль стал легкой добычей противника.

Они были бесценны в Тихом океане пять лет спустя. В течение десятилетия после Великой войны строилась третья несущая сила. Имперский флот имел давние отношения с Королевским флотом, даже демонстрируя замок знаменитого британского военно-морского командира адмирала Горацио лорда Нельсона в Военно-морской академии Эта-Джима. Японские двадцать семь тысяч тонн боевых кораблей Конго были спроектированы британскими военно-морскими архитекторами, а сама Конго была построена в Великобритании. Поэтому неудивительно, что японский военно-морской флот в значительной степени полагался на своих английских друзей для руководства появлением искусства авианосцев.

Шедший в охранении эсминца и корвета авианосец подвергся атаке 85 японских бомбардировщиков, и затонул после 10 прямых попаданий авиабомб. По иронии судьбы, первый авианосец специальной постройки стал первым же авианосцем, потопленным палубной авиацией.

Самый дорогой авианосец. "Джеральд Форд"


Но японцы шли медленно и методично. Остров правого борта был удален двумя годами позже, и наклонная часть кабины экипажа была выпрямлена. Эта статья о первом авианосце - выдержка из книги Барретта Тиллмана «О волне и крыле»: 100-летняя мечта о совершенствовании авианосца.

Иностранные военные аналитики и китайские СМИ в течение нескольких месяцев публиковали спутниковые снимки, фотографии и новости о развитии второго перевозчика. Китай подтвердил свое существование в последнее время. «Запуск» показывает, что проектирование и строительство местных авианосцев нашей страны достигло значительных пошаговых результатов, - сообщает агентство «Синьхуа».

Любой авианосец - корабль очень недешевый в постройке и эксплуатации. В 2015 году ожидается ввод в строй американского авианосца «Джеральд Форд», который уже по затраченным на постройку средствам стал самым дорогим авианосцем в мире и самой дорогой единицей военной техники. Предполагаемая стоимость корабля – 20 - 22 миллиарда долларов.

Государственное телевидение показало перевозчику, его палубу, выровненную красными флагами, подталкивали буксиры в его причал. По словам Синьхуа, под председательством председателя Синьхуа Фан Чанлун, во время которой на носу была разбита бутылка шампанского, был назначен вице-председатель сильной Центральной военной комиссии Китая.

Запуск следует за празднованием Китая в воскресенье 68-го дня со дня рождения китайского военно-морского флота и происходит на фоне возобновления напряженности между Северной Кореей и Соединенными Штатами над ядерными и ракетными программами Пхеньяна.

Даже если учесть, что в целях экономии было решено отказаться от некоторых дорогостоящих новшеств, корабль должен стать самым дорогим кораблем в мире, а его постройка сопоставима с бюджетом ряда развивающихся стран Азии и Африки. Всего предполагается строительство трех авианосцев данного типа. Американский авианосец под завязку напичкан современной аппаратурой, благодаря которой «Джеральду Форду» требуется как минимум на 500 человек личного состава меньше, чем авианосцам со сходным водоизмещением в 100 тыс. тонн. Авиакрыло авианосца будут составлять 75 самолетов и вертолетов. Предполагается, что авианосцы типа «Джеральд Форд» придут на смену атомным авианосцам типа «Нимиц».

Мало что известно о программе авианосца Китая, которая является государственной тайной. В последние месяцы военно-морской флот Китая играет все более заметную роль, когда восходящий звездный адмирал принимает командование, его первый авианосец, плавающий вокруг самоуправляемого Тайваня, и новые китайские военные корабли, появляющиеся в отдаленных местах.

Ляонин принимал участие в военных учениях, в том числе в Южно-Китайском море, но, как ожидается, будет служить в качестве учебного судна. Государственные СМИ заявили, что новый перевозчик будет больше посвящен военным и гуманитарным операциям. Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам также претендуют.

Самый совершенный японский авианосец. "Тайхо"


Первым японским авианосцем, имевшим бронированную полетную палубу и одним из самых совершенных японских кораблей данного класса стал авианосец «Тайхо». Он был заложен в июле 1941 года и вступил в строй в марте 1944 года.

Тайвань, заявленный Пекином как собственный, заявил, что Китай фактически строит два новых авианосца, но Китай официально не подтвердил существование другого перевозчика. Китайские государственные СМИ цитируют экспертов, говорящих, что стране нужны как минимум шесть перевозчиков. Соединенные Штаты действуют 10 и планируют построить еще два.

«Учитывая, что у американцев есть глобальные обязательства и обязанности, но в Китае нет, то эффективно к этому моменту они будут равномерно согласованы», - сказал Роггевен. Большинство экспертов согласны с тем, что разработка такой силы будет длиться десятилетиями, но запуск второго носителя имеет определенную престижную ценность для Пекина, которую многие аналитики считают склонным в конечном итоге подорвать военную известность США в регионе.

Конструкция «Тайхо» содержала много передовых решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был выполнен полностью закрытым - такое решение японцы применили впервые. «Тайхо» стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки, а также первым авианосцем с бронированной полетной палубой.

«С двумя авианосцами вы можете без особого страха противоречить, что Китай, кроме Соединенных Штатов, является самой мощной морской силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - сказал Роггевен. Дополнительная отчетность Бена Бланшара; Редактирование Майклом Перри и Ником Макфи.

Воспроизведение мультимедиа не поддерживается на вашем устройстве. Китай запустил новый авианосец в последнем признаке его растущей военной силы. Это второй самолет-авиаперевозчик страны, после Ляонин, и первый, который будет сделан внутри страны. Государственные СМИ сообщили, что пока неизвестный корабль был переведен в воду в северо-восточном порту Далянь. Сообщается, что оно будет.

Авианосец, исходя из опыта боевых действий, нес мощное зенитное вооружение и был оснащен радарной установкой. Однако изменить ход боевых действий на Тихом океане ввод в строй этого корабля уже не смог. 19 июня 1944 года «Тайхо» был торпедирован американской подводной лодкой «Альбакор». Попадание одной торпеды само по себе не могло быть смертельным для такого гиганта, но в силу ошибочных действий команды, произошел объемный взрыв паров бензина и корабль затонул в течение нескольких минут. Из экипажа в 2150 чел спаслось не более 500.

В Китае был только один эксплуатационный авианосец, Ляонин, который он купил у Украины и переоборудовал. Взгляд бутылки шампанского, поражающей нос нового китайского авианосца, будет беспокоить многих. Западная военная разведка будет смотреть на телевизионные кадры. Для них это не эмоционально: делаются холодные вычисления.

Они видят не совсем законченное судно, через несколько лет от полного обслуживания, отчасти основанное на советском дизайне. Он технологически уступает десяти авианосцам, используемым ВМС США, но нет сомнений в том, что это большой шаг для Китая. Программа авиаперевозчиков Китая является государственной тайной, но трудно представить, что эта страна удовлетворена двумя из них.

Первый авианосец, потопленный камикадзе."Сен-Ло"


Первым авианосцем и одновременно первой жертвой японских камикадзе стал американский авианосец «Сен-Ло», получивший свое имя в память о высадке союзников в Нормандии в июне 1944 года. Корабль относился к типу малых эскортных авианосцев - относительно небольших, простых в эксплуатации кораблей, постройку которых в США в середине войны поставили на поток.

Это та сила, которую хочет Китай, и именно поэтому мы не видели, как последний китайский авианосец откатился от производственной линии на верфи Далянь. Новый перевозчик рекламируется как значительное обновление от Ляонин, которое было построено более 25 лет назад и является отремонтированным кораблем со времен Советского Союза.

По мнению нашего корреспондента, некоторые аналитики считают своеобразным учебным судном в подготовке нового перевозчика. Но Китай недавно модернизирует свои вооруженные силы, поскольку его экономика расширяется. В запуске принял участие вице-президент центральной военной комиссии Китая Фан Чанлун.

Последним боем авианосца стало одно из крупнейших морских сражений в истории - битва в заливе Лейте. Успешно избежав гибели от снарядов, прорвавшихся к американскому соединению японских крейсеров адмирала Куриты, «Сен Ло» утром 26 октября 1944 года был атакован летчиком-камикадзе и получив попадание в полетной палубы, затонул после детонации боезапаса.

Чиновники разгромили бутылку шампанского на корпусе корабля, так как «великолепные патриотические песни» играли на громкоговорителях, а близлежащие корабли звучали на их рогах на торжестве, сообщает Синьхуа. Эти морские корабли позже стали известны как вспомогательные авианосцы и эскортные авианосцы.

В последующие годы военно-морские силы разработали многочисленные модифицированные обозначения авианосца, в том числе. Нападение авианосцев Малые авианосцы Крупные авианосцы Ядерные авианосцы Обучение авианосцев Ядерные авианосцы авианосцев Подводная лодка поддерживает авианосцы. Хотя впоследствии медицинские эксперты назвали асбест мощным канцерогеном, он когда-то служил материалом выбора для содержания тепла и предотвращения вспышки пожаров в море. Асбестовые ингредиенты, когда-то составленные виниловые напольные плитки, клапаны, прокладки водяных насосов и различные типы изоляции для трубопроводов и вспомогательного оборудования.

Кстати, это была одна из самых удачных воздушных атак японской авиации конца войны, когда удалось потопить один и серьезно повредить еще шесть авианосцев США ценой потери 17 самолетов.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Первые авианосцы
    • 1.2 Авианосцы в период между мировыми войнами
    • 1.3 Авианосцы во Вторую мировую войну
    • 1.4 Современные авианосцы
    • 1.5 Проектируемые авианосцы
    • 1.6 Списанные авианосцы
  • 2 Обзор
  • 3 Технические характеристики
    • 3.1 Корпус
    • 3.2 Полётная палуба
      • 3.2.1 Плоская полётная палуба
      • 3.2.2 Полётная палуба с трамплином
    • 3.3 Силовые установки
  • 4 Соединения
  • 5 Стратегия и тактика боевого применения
  • 6 Список кораблей
    • 6.1 Авианосцы, находящиеся в строю
    • 6.2 Авианосцы, находящиеся в постройке и реконструкции
  • Примечания

Введение

Четыре авианосца, снизу вверх: испанский «Принсипе де Астуриас» , американский десантный «Уосп», американский «Форрестол» и английский лёгкий авианосец «Инвинсибл», показывают сравнительные размеры авианосцев XX века.

Окончание Марианской кампании

Его доступность и непревзойденные огнезащитные свойства привели к широкому использованию материала в судостроении ВМФ, несмотря на опасности, которые он представлял для членов службы и судостроителей. Асбестовые прокладки можно было бы найти в основных подающих насосах предприятия, трубчатых теплообменниках и главном насосе для конденсата. Асбестовые запасы ткани были применены ко всем судовым трубопроводам и связанным с ними компонентам, а члены службы также столкнулись с рисками воздействия винил-асбестовой плитки.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Авиано́сец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта и посадки самолётов, а также ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники, средствами управления и обеспечения полётов.

Сражение в Коралловом море

Записи показывают, что этот продукт использовался в прачечной, комнате для стирки и прачечной. В документах военно-морского флота перечислены использование асбестовой ткани в главных котлах этих судов и использование тканого асбестового материала на фланцевых панелях.

Эти суда содержали многочисленные асбестовые изделия, такие как асбестовые прокладки, ткань и изоляцию. По мере того как продукты, загрязненные асбестом, со временем ухудшаются, волокна выводятся в воздух. Любой член службы, подвергшийся воздействию воздушных асбестовых волокон на регулярной основе, подвергался повышенному риску развития рака легких, мезотелиомы и многих других тяжелых респираторных заболеваний позднее в жизни.

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются высокоманёвренными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой точке Мирового Океана.


1. История

1.1. Первые авианосцы

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок трудно назвать успешными). Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.

Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в морском военном деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации.

Общие черты концепции авианосцев были предложены в докладе военно-морского атташе США во Франции в 1908 году. . Более детально концепция авианосцев была описана в книге Клемана Адэра «L’Aviation Militaire», изданной в 1909 году.

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» (англ. USS Birmingham (CL-2) ). Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе. Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания» (англ. USS Pennsylvania ). Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal (англ. Ark Royal ), который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

Весьма экстравагантным проектом стал британский HMS Furious - большой лёгкий крейсер, по проекту должен был быть оснащён двумя 457-мм башенными орудиями, однако, ещё на стапеле передняя башня «Фьюриеса» была снята и вместо неё была смонтирована полётная палуба. Получившийся гибрид оказался неудачным, так как полётная палуба хоть и была достаточна для взлёта, тем не менее она была слишком мала для удачной посадки самолёта на авианосец. Поэтому корабль был перестроен и оснащён дополнительной 100-метровой «посадочной» палубой, располагавшейся позади надстроек. После чего выяснилось, что посадке самолёта на движущийся авианосец теперь мешают … воздушные вихри от палубной надстройки и дымовой трубы. И потому при постройке британского HMS Argus, перестроенный из итальянского пассажирского лайнера Conte Rosso, вообще отказались от каких-либо надстроек оборудовав его большой плоской палубой, радикально решив проблему посадки самолёта на авианосец. Однако, эксплуатация выявила необходимость наличия хоть какой-то надстройки несущей как командный мостик, так и посты наблюдения и средства связи. Потому, уже после войны, при постройке авианосцев HMS Eagle и HMS Hermes, было решено установить по правому борту специальную надстройку островного типа . Тем не менее, в связи с сомнениями адмиралтейства при очередной перестройке HMS Furious, убрав все надстройки не стали устанавливать «остров». И только спустя 15 лет, остров на HMS Furious всё же был установлен. Не имели этой надстройки также американский USS Langley (CV-1), японский Хосё, а также целый ряд эскортных авианосцев.

Особым типом авианесущих кораблей являлись плавучие базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и впоследствии поднимались на борт судна кранами.

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в Русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью». Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910. А проект Конокоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую Флотилию, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено ». Тем не менее с началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы Императрица Александра, Император Александр I, Император Николай I, Румыния в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера Алмаз гидропланом. «Императрица Александра» была сразу переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» были переименованы в «Республиканец» и «Авиатор» после Февральской Революции. Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне.


1.2. Авианосцы в период между мировыми войнами

Силуэты основных авианосцев в 1936 году.

Во время Первой мировой войны и в течение нескольких лет после её окончания в авианосцы были перестроены различные военные корабли, например, линейные крейсеры HMS Courageous, HMS Glorious, HMS Furious и линкор «Альмиранте Кохрейн» (авианосец «Игл») в ВМС Великобритании, линкор «Беарн» в ВМС Франции (авианосец «Беарн»), линейные крейсера «Лексингтон» и «Саратога» в ВМС США, линейный крейсер «Акаги» и линкор «Кага» в Японии. Одной из причин подобных перестроек линкоров в авианосцы, явился Вашингтонский договор, резко ограничивший как ТТХ линкоров, так и их количество, вследствие чего не оставалось иного выбора как либо переделать «лишний» линкор в авианосец либо отдать его на слом . Что любопытно, американцы и японцы при перестройке тяжёлого корабля (линейного крейсера или линкора) в авианосец старались сохранить тяжёлое вооружение устанавливая его в бортовые казематы. Таким образом, например, американский тяжёлый авианосец «Легсингтон» нёс восемь 203-мм орудий, а японский «Акаги» шесть 203-мм орудий, соответствуя по калибру тяжёлым крейсерам.

В межвоенные годы предпринимались также попытки постройки авианосцев на основе подводных лодок (подводные авианосцы), а также на базе дирижаблей и стратегических бомбардировщиков (воздушные авианосцы).

Что касается СССР, то в годы гражданской войны применялся эрзац-авианосец «Коммуна», представлявший собой баржу на которую погрузили несколько гидросамолётов.


1.3. Авианосцы во Вторую мировую войну

К началу Второй мировой войны следующие страны имели авианосцы:

    • В строю: «Аргус», «Корейджес», «Глориес», «Фьюриес»,«Игл», «Гермес», «Арк Ройал»
    • На стапеле: шесть, типа «Илластриес».
    • В строю: «Беарн»
  • США:
    • В строю: авиатранспорт «Лэнгли», «Лексингтон», «Саратога», «Уосп», «Энтерпрайз», «Йорктаун», «Хорнет», «Рейнджер»
    • В строю: «Акаги», «Кага», «Сорю», «Дзуйкаку», «Хирю», «Сёкаку».

Германия имела строящийся авианосец «Граф Цеппелин», но в боевых действиях он участия так и не принял, а палубные самолёты для него так и не были созданы. Италия не имела авианосцев в составе действующего флота и в течение войны не завершила постройкой ни один проект.

Что касается СССР, то в составе ВМФ СССР не было ни одного авианосца на базе корабля, но зато имелось пять воздушных авианосцев проекта «Звено» - приписанных к ВМФ, а не ВВС, и представлявших собой тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, несущий вместо бомб истребители И-16. Все пять авианосцев успели принять участие в боях 1941 года, но из-за превосходства Мессершмиттов над И-16 в воздушном бою, использование авианосцев к концу года сошло на нет. Тем не менее, первые успехи авианосцев в августовских боях 1941 года, вдохновили адмирала Кузнецова на запрос о постройке новых авианосцев (в запросе было отказано в пользу ВВС, также остро нуждавшейся в бомбардировщиках и истребителях). В дальнейшем, до конца войны в СССР не было построено ни одного морского, ни воздушного авианосца .

Помимо надводных авианосцев строились также подводные, наибольшую активность в этой области проявиля Япония, имевшая три типа авианесущих подводных лодок, крупнейшим из которых являлся тип I-400 несущий три гидросамолёта Aichi M6A1 Seiran. Японские подводные авианосцы провели единственную в историю авиационную бомбардировку территории США, сбросив несколько зажигательных бомб в надежде вызвать лесные пожары на тихоокеанском побережье.

Начальный период Второй мировой войны стал важной вехой в практическом применении авианосцев. Уже 17 сентября 1939 года подводная лодка отправила на дно британский «Корейджес». Следующим погиб однотипный «Глориес» , расстрелянный вместе с двумя эсминцами эскорта немецкими крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти инциденты наглядно показали, что авианосец уязвим без соответствующего боевого охранения.

В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМС Великобритании и ВМС Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделанные в торговые авианосцы и катапультные авианесущие транспорты. Однако, после вступления в войну США на американских верфях для собственных нужд и для нужд союзных флотов было построено большое количество эскортных авианосцев. Япония также вела переделки, например линкор «Синано», однотипный с «Ямато» и «Мусаси», был ещё на стапеле переделан в «авианосец подскока», получив лётную палубу, но не имея при этом достаточно больших ангаров и других систем, необходимых для поддержки сопоставимой с другими авианосцами самолётной группы. Старые линкоры «Исе» и «Хиуга» получили вместо кормовых артиллерийских башен ангары на 22 гидросамолёта, которые должны были запускаться с катапульт. Эти корабли также предполагалось использовать для ПВО, для чего на крышах ангаров были установлены пусковые установки управляемых зенитных ракет.

Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях. Например, знаменитая атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах. На фоне столь впечатляющего применения авианосцев, состоявшаяся через полгода (8 мая 1942) в Коралловом море первая дуэль авианосцев (без участия кораблей другого типа), прошла почти незамеченной.


1.4. Современные авианосцы

Походный порядок четырёх различных современных авианосцев - USS John C. Stennis , Шарль Де Голль , HMS Океан и USS Джон. Ф.Кеннеди в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМС США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово) и ВМС Великобритании (Фолклендская война, Война НАТО против Югославии).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в 1961 году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65) ), имеющий наибольшую длину (342.3 метра) среди боевых кораблей мира.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главкомандующего Военно-морского флота в 1955 году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым главкомандующим С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1995 году.

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании Конвенции о режиме проливов от 1936 года . Дарданеллы соединяют Чёрное море через пролив Босфор со Средиземным морем, а значит, Атлантическим океаном. Эта связь была крайне важна для советского военно-морского флота, так как единственный достаточно крупный стапель располагался на берегу Чёрного моря в Николаеве (см. ст. Ульяновск (авианосец)) . При нынешней политической ситуации строительство авианосцев будет, вероятно, перенесено на другую базу. Кроме чисто терминологического отличия ТАвКР «Адмирал Кузнецов» отличается от авианосцев других стран наличием противокорабельных ракет, которое теоретически даёт ему возможность вести бой и без участия палубной авиации, тогда как традиционно собственное ракетное вооружение современных авианосцев ограничивается противовоздушным.

Во флотах США и Великобритании помимо обычных авианосцев активно используются вертолётоносцы, выполняющие роль десантных кораблей. В советском флоте вертолётоносцы (проект 1123) выполняли противолодочные функции, подобные корабли были ещё в нескольких странах, но как выраженный класс уже не строятся. Каждый более-менее крупный современный надводный корабль, выполняющий противолодочные функции несёт один или несколько вертолётов, а не десятки, как специализированные вертолётоносцы.


1.5. Проектируемые авианосцы

Ведущей державой в проектировании авианосцев остаётся США. В настоящий момент планируется постройка трёх авианосцев проекта «Джеральд Форд». Великобритания планирует постройку двух современных авианосцев, головной корабль серии HMS Queen Elizabeth вступит в строй в 2014 году. В России также существуют планы строительства атомных авианосцев водоизмещением порядка 50 тысяч тонн .


1.6. Списанные авианосцы

Авианосец «Мидуэй» (Сан-Диего, США), самый большой музей, посвященный авианосцам и морской авиации

Авианосцы, завершившие свой срок службы, иногда находят другое применение. Так, например, авианосец США «Хорнет» (англ. USS Hornet ) стал музеем в городе Аламида. В 2004 году авианосец США «Мидуэй», последней операцией которого была «Буря в пустыне», стал музеем в городе Сан-Диего.

Авианосец «Минск» был продан в 1995 году и переоборудован в парк развлечений «Мир Минска» в городе Шэньчжэнь, КНР. Авианосец «Киев» был продан в 1996 году и также переоборудован в парк развлечений в городе Тяньцзинь, КНР.

Авиано́сцы-музе́и

Устаревшие, но не выработавшие ресурс авианосцы передаются или продаются другим странам. Так, российский «Адмирал Горшков» был передан Индии (на условиях оплаты его модернизации и закупки партии палубных истребителей; в настоящий момент находится в переоборудовании), французский «Фош» был продан Бразилии и находится в строю под названием «Сан-Паулу».


2. Обзор

HMS Argus стал первым в мире авианосцем с плоской полётной палубой

В настоящее время авианосцы являются самыми большими военными кораблями из когда-либо построенных. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолёты, разведывательные самолёты и самолёты радиоэлектронной борьбы. Наряду с этим, авианосец располагает группой вертолётов, которые представляют собой поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.

Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку, большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.

В качестве задач авианосцев определяют: противовоздушную оборону морских соединений на марше, противолодочную оборону морских соединений, воздушную поддержку сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение противовоздушной обороны противника, обеспечение завоевания превосходства в воздухе в заданном районе, уничтожение кораблей противника.

Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4-6 миллиардов долларов США. Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) составляют свыше 10 миллионов долларов США.

В настоящее время только девять стран имеют на вооружении авианосцы и ещё три - потенциальные авианосцы (формально - универсальные десантные корабли-вертолётоносцы). У ещё меньшего числа стран (те же, кроме Бразилии и Таиланда, плюс Германия) судостроительная промышленность имела или имеет возможность строительства настолько сложных кораблей.

Страна На вооружении (в резерве) Строится Всего
США 11(1)+10 1+1 12(13)+10(11)
1(1) 2 3(4)
2 0 2
2 0 2
1(1) 2 3(4)
1+1 1+1 2+2
1 0 1
1 0 1
1 0 1
КНР (1) 1 1(2)
2 1 3
1 1 2
0 1 1

Исторически авианосцы в составе ВМС были также у Японии (в том числе самый крупный в мире неатомный - «Синано»), Германии, Австралии, Аргентины, Канады, Нидерландов.

Китай на 2011 год владеет недостроенным тяжёлым авианесущим крейсером «Варяг», который должен использоваться как уникальный плавучий парк развлечений , однако, попытки закупок Китаем для своих ВВС нескольких истребителей Су-33, закончившиеся неудачей, указывают на возможность введения «Варяга» в строй в случае успешного копирования технологий российского палубного истребителя . Кроме того, по оценкам, представленным в докладе Пентагона за 2010 год, и другим данным, Китай ведёт строительство первого собственного авианосца в 2010-2015 гг. До его ввода в строй пилоты-палубники будут использовать «Варяг» в качестве тренажёра. В то же время, предполагается, что китайцы постараются подготовить более одной авианосной ударной группы до 2020 года. Строительство первого собственно китайского авианосца, возможно, начнется до конца 2010 года .


3. Технические характеристики

3.1. Корпус

Атомный авианосец ВМС Франции Шарль де Голль. Отчётливо виден «остров».

Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх (на крупных авианосцах). Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.


3.2. Полётная палуба

Существует две основные конфигурации полётной палубы.

3.2.1. Плоская полётная палуба

Схема взлёта и посадки самолётов на авианосце Дуайт Эйзенхауэр/

F-14D Томкэт незадолго перед стартом с помощью паровой катапульты с борта авианосца США «Джон Стеннис»

Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы (типов «Энтерпрайз» и «Нимиц»), французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу» (французской постройки). Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах - 4, на французском и бразильском авианосцах - по 2.

Единственным в мире авианосцем, который для самолётов горизонтального взлёта не использует катапульты, является российский «Адмирал Кузнецов», однако он относится к «трамплинной» компоновке.

Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.


3.2.2. Полётная палуба с трамплином

Авианосец США «Джон Стеннис» и авианосец Великобритании «Илластриес»

Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки (СВВП). Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.

Российский «Адмирал Кузнецов» стоит среди авианосцев трамплиного взлёта несколько особняком. На нём базируются самолёты укороченного взлёта Су-33, МиГ-29К, которые благодаря высокой тяговооружённости способны взлетать с короткой полосы без использования катапульты. Подобная организация полётов, однако, не является полноценной заменой катапультам, так как не позволяет истребителям взлетать с полной боевой нагрузкой и исключает возможность взлёта самолётов с низкой тяговооружённостью (например, самолётов ДРЛО). Особенностью российского авианосца является также угловая посадочная палуба и тросовый аэрофинишёр, отстуствующие у других трамплинных авианосцев.


3.3. Силовые установки

12 действующих авианосцев (США - 11, Франция - 1, данные на июнь 2011 г.) используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, что предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Применение на авианосцах ядерной силовой установки (ЯСУ) позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и боезапаса. Нельзя не отметить, что ЯСУ придаёт такое немаловажное тактическое свойство авианосцам (в особенности атомным авианосным соединениям), как возможность длительно - многие дни и недели - поддерживать скорость хода, близкую к максимальной (29-32 узлов (приблизительно 55-60 км/ч)), что недоступно кораблям с обычной силовой установкой, вынужденных большую часть времени двигаться с крейсерской скоростью.


4. Соединения

5. Стратегия и тактика боевого применения

Претерпевала значительные изменения на протяжении развития этой боевой единицы ВМФ. На эти изменения оказывали влияние главным образом локальные войны и конфликты второй половины XX века, а также политика и соглашения государств, владеющих авианосцами и строящими их.

В военных конфликтах во Вьетнаме, при блокаде Кубы , в конфликтах в Косово и в Персидском заливе авианосцы действовали в составе авианесущих групп, включающих несколько авианосцев или авианесущих крейсеров, корабли сопровождения и вспомогательные военные суда. Опыт этих конфликтов показывает, что во второй половине XX века не нашли своё применение практически все прочие боевые функции авианосцев, кроме поддержки наземных войск и завоевание превосходства в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. Авианосцы по прежнему действуют в составе соединений, имеющих однако исключительно функцию координации действий по поддержке наземных войск и охране самих авианесущих кораблей. Времена широкомасштабных действий авианесущих групп против морских соединений противника ушли в историю.

Сегодня авианосцы, пожалуй, самые универсальные и дорогие боевые единицы, оснащённые помимо основного оружия, - палубной авиации, - ракетным, пушечным вооружением, способные решать универсальные задачи, но главное - обеспечивать необходимое преимущество - поддержку и завоевания превосходства в воздухе сначала на остриё наступления наземных войск, а затем и во всей зоне конфликта.

Авианосцы являются одной из главных составляющих военной мощи США с позиции их применения в составе систем ядерного сдерживания и ракетной безопасности, являясь также важным звеном в теориях и реальных планах возможных конфликтов с применением ядерных вооружений.


6. Список кораблей

6.1. Авианосцы, находящиеся в строю

Название Страна Водоизме-
щение, т
Кол-во
ЛА
Зало-
жен
В
строю
Примечание
CVN65 «Энтерпрайз» США 93 284 68 1957 1961 первый с ЯСУ
CVN68 «Нимиц» США 101 196 68 1968 1975 с ЯСУ
CVN69 «Дуайт Эйзенхауэр» США 101 713 68 1970 1977 с ЯСУ
CVN70 «Карл Винсон» США 101 097 68 1975 1982 с ЯСУ
CVN71 «Теодор Рузвельт» США 103 487 68 1981 1986 с ЯСУ
CVN72 «Авраам Линкольн» США 104 112 68 1984 1989 с ЯСУ
CVN73 «Джордж Вашингтон» США 104 017 68 1986 1992 с ЯСУ
CVN74 «Джон Стеннис» США 103 300 68 1991 1995 с ЯСУ
CVN75 «Гарри Трумэн» США 101 378 68 1993 1998 с ЯСУ
CVN76 «Рональд Рейган» США 98 235 68 1998 2003 с ЯСУ
CVN77 «Джордж Буш» США 98 235 68 2003 2009 с ЯСУ
«Адмирал Кузнецов» 60 000 57 1982 1990
R91 «Шарль де Голль» 42 000 40 1989 2001 с ЯСУ
A12 «Сан-Пауло» 32 800 40 1959 2000 Бывший «Фош» (1963)
R22 «Вираат» 28 700 30 1953 1987 Бывший «Гермес» (1959)
550 «Граф Кавур» 27 500 24 2001 2008
R06 «Илластриэс» 20 700 20 1976 1982
R11 «Принц Астурийский» 16 700 20 1979 1988
551 «Джузеппе Гарибальди» 13 800 16 1981 1985
«Чакри Нарубет» 11 500 12 1994 1997

6.2. Авианосцы, находящиеся в постройке и реконструкции

Название Страна Водоизме-
щение, т
Кол-во
ЛА
Зало-
жен
В
строю
Примечание
CVN78 «Джеральд Форд» США 100 000 68 2009 2015
«Куин Элизабет» 65 000 40 2009 2020 "Куин Элизабет" - будет введен в состав флота страны на три года и будет использоваться в качестве вертолетоносца. По истечении трех лет корабль может быть продан.
«Принс оф Уэльс» 65 000 40 2011 2020
«Викрамадитья» 45 000 30 1978 2012 Бывший «Адмирал Горшков» (1987)
«Викрант» 40 000 30 2009 2014

Примечания

  1. 1 2 3 Илья Крамник «Крылья над морем»
  2. Авианосцы. Выпуск 4: «Рождение авианосца» Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры. Научный консультант напитан III ранга А. ГРИГОРЬЕВ Под редакцией командующего авиацией ВМФ, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А. А. Мироненко, Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. опубликовано в журнале «Моделист-Конструктор» № 01-19821
  3. Авианосцы. Выпуск 5: «Выпуск 5: Британские плавучие гаражи» Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры. Научный консультант напитан III ранга А. ГРИГОРЬЕВ Под редакцией командующего авиацией ВМФ, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А. А. Мироненко, Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. опубликовано в журнале «Моделист-Конструктор» № 02-1982
  4. Авианосцы. Выпуск 1: «Крылатые моряки России» Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры. Научный консультант напитан III ранга А. ГРИГОРЬЕВ Под редакцией командующего авиацией ВМФ, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А. А. Мироненко, Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. опубликовано в журнале «Моделист-Конструктор» № 10-1981
  5. Выпуск 1: Крылатые моряки России «Моделист-Конструктор» № 10, 1981
    • В. Б. Шавров «История конструкции самолётов в СССР до 1938 г.» (3 изд. 1985) изд. Машиностроение ISBN 5-217-03112-3.
    • П. М. Стефановский «Триста неизвестных» Воениздат 1968
    • С. В. Иванов «Боевой ишак Сталинских Соколов, часть 3, Война в воздухе 43» 2001
  6. Конвенция о режиме проливов (г. Монтре, 1936) - Викитека - ru.wikisource.org/wiki/Конвенция_о_режиме_проливов_(г._Монтре,_1936)
  7. http://www.grany.ru/Politics/Russia/m.123825.html - www.grany.ru/Politics/Russia/m.123825.html Масорин: Россия построит атомные авианосцы
  8. Достопримечательности GoogleMaps - vladfotki.narod.ru/__google/_ships/_index.htm
  9. The Mystery of the Hapless Varyag - VARYAGWORLD.COM - www.varyagworld.com
  10. Андрей Фомин: Су-33 - Корабельная эпопея. с. 118
  11. Россия отказала Китаю в поставке 50 истребителей Су-33, опасаясь копирования - www.newsru.com/finance/10mar2009/clone_war.html
  12. Россия отказалась продавать Китаю палубные истребители Су-33 - lenta.ru/news/2009/03/09/su33/
  13. Россия уличила Китай в копировании технологий производства Су-33 - lenta.ru/news/2009/03/17/negotiations/
  14. Китайские авианосцы будут собирать из украинских комплектующих - lenta.ru/news/2009/03/30/chinaukr/
  15. , Сан-Пауло (авианосец) , Сан-Паулу (авианосец) , Варяг (авианосец) .
Вверх