Российский истребитель разбился в средиземном море после взлета с авианосца "адмирал кузнецов"

Как сообщает телеканал, истребитель взлетел с авианосца 13 ноября и отправился в сторону Сирии. Спустя какое-то время у самолета возникли неполадки и он, заходя на посадку на корабль, упал в воду. При этом пилот катапультировался, его спас из воды вертолет.

Ранее сообщалось, что истребители с крейсера «Адмирал Кузнецов» совершают полеты в сирийском воздушном пространстве. Отмечалось, что авианосная группа, в которую помимо «Адмирала Кузнецова» входят атомный крейсер «Петр Великий» и фрегат «Адмирал Григорович», непрерывно ведет подготовку к началу антитеррористической операции.

Корабельная авианосная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» 15 октября была направлена в Сирию с базы ВМФ в Североморске.

Целью похода названы обеспечение военно-морского присутствия в «оперативно важных районах Мирового океана». Сообщается, что корабельная группа будет бороться с пиратством и терроризмом, а также обеспечивать безопасность морского судоходства и «других видов морской экономической деятельности» России

Минобороны РФ подтвердило падение МиГ-29 в Средиземном море

Российский палубный истребитель МиГ-29К упал при выполнении полета в Средиземном море. Об этом заявили в Министерстве обороны России.

Крушение произошло в нескольких километрах от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Пилот истребителя катапультировался, его здоровью ничто не угрожает. В ведомстве добавили, что авианосная группа продолжает работать по плану после происшествия.

Технические неполадки возникли при заходе на посадку на авианесущий крейсер во время тренировочного полета. В сообщении Минобороны не сказано, разрушился ли самолет при ударе о поверхность воды, ведомство ограничилось словами об «авиационном происшествии».

Ранее источники в американской разведке рассказали , что российский МиГ-29 упал 13 ноября вскоре после взлета с палубы «Адмирала Кузнецова».

По данным ТАСС, авария стала третьей в истории «Адмирала Кузнецова». Последний раз самолет был потерян на крейсере в 2005 году, когда Су-33 упал с палубы при посадке в Атлантическом океане.

Авианосная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» прибыла в Средиземное море к берегам Сирии в начале ноября 2016 года. Планируется, что палубная авиация примет участие в контртеррористической операции, проводимой Россией


Правообладатель иллюстрации RIAN Image caption

Авария российского палубного учебно-боевого истребителя МиГ-29КР в Средиземном море произошла во время захода на посадку.

Судя по официальной версии российского министерства обороны, истребитель, возможно, уже снизил скорость и находился на глиссаде - посадочной траектории полета.

"При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К", - говорится в сообщении ведомства.

О причинах инцидента не сообщается, но в авиации обычно рассматривают ошибку пилотирования либо отказ техники.

В случае с падением российского истребителя нельзя исключать ни то, ни другое - истребитель МиГ-29КУБР, как и другой палубный самолет, МиГ-29КР, еще не завершили цикл испытаний, а подготовка пилотов для палубной авиации в России началась сравнительно недавно.

Нельзя также исключить и неисправность на борту самого российского авианосца "Адмирал Кузнецов" - системы корабля "помогают" пилоту во время посадки.

Опытный пилот?

Министерство обороны ничего не сообщает о том, насколько опытным был пилот упавшего истребителя. Он катапультировался, при этом не пострадал и был спасен.

Истребитель МиГ-29КР из состава авиационной группы "Адмирала Кузнецова" принадлежал 100-му отдельному корабельному истребительному авиаполку, который был сформирован в 859-м .

Этот полк был сформирован 15 января 2016 года. Однако сам тренировочный комплекс на тот момент еще не был готов.

Необходимый для начала полетов минимум - тренажер, имитирующий палубу авианосца - был готов лишь в конце марта. В сообщении министерства обороны приводилась цитата из доклада начальника морской авиации ВМФ министру обороны .

"Строительство трамплина и разгонного участка закончено. Они готовы к сдаче в эксплуатацию[...] На сегодняшний день готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае […] Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года", - доложил генерал-майор Игорь Кожин.

Таким образом, к тренировкам и освоению нового палубного истребителя пилоты приступили лишь в конце марта.

Обладали ли они опытом полетов с авианосца, неизвестно, однако многие эксперты отмечали, что в России ранее пилотов с таким опытом было буквально несколько человек.

В США полный курс подготовки пилота-истребителя для полетов с палубы авианосца составляет около двух лет.

Российское интернет-издание, цитируя слова специалиста в области палубной авиации, пишет, что ранее полный курс боевой подготовки составлял три года. Правда, при этом эксперт отмечал, что нескольких месяцев для освоения взлета и посадки на палубу достаточно.

Опытный самолет

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption На "Адмирале Кузнецове" базируются и Су-33, предназначенные для ведения воздушного боя

Истребитель МиГ-29КУБР (корабельный учебно-боевой российский - индексом КУБ обозначаются экспортные машины) - очередная модификация старого советского истребителя МиГ-29, модернизированная до уровня поколения 4++.

Соответственно, обычная версия корабельного истребителя называется МиГ-29КР.

Корабельную версию МиГа разрабатывали с конца 1980-х годов, однако активно над этим самолетом для российской палубной авиации стали работать только в конце 2000-х.

У самолетов обновлена конструкция планера (как минимум, она должна быть усилена для посадок на палубу авианосца, как и усилены шасси), в ней использованы композитные материалы, у самолета обновлена система управления и связи.

МиГи значительно расширяют возможности российского авианосца - базирующиеся на нем Су-33 предназначены для ведения воздушного боя, тогда как МиГ-29КР способен наносить удары по земле. Кроме того, они могут осуществлять дозаправку в воздухе, что расширяет их радиус действия.

Эти самолеты готовили к походу "Адмирала Кузнецова" ускоренными темпами. Более того - они даже не закончили программу летных испытаний.

"Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним", - цитирует Кожина РИА Новости.

Вероятно, одной из задач похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии было испытание самолетов в условиях, приближенных к боевым.

Стоит отметить, что "положительная" оценка генерала дана испытаниям, в ходе которых произошла - в 2015 году оба пилота истребителя остались живы, а в результате падения МиГ-29КУБ в 2011 году экипаж погиб.

Авианосец

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Причиной аварии самолета могла быть и поломка на самом авианосце

Наконец, нельзя исключить и неполадки на самом авианосце. Военные эксперты отмечают, что его нынешнее далеко от идеального.

Прежде всего, это касается его силовой установки, которая не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой для ударных задач - фактически, с него могут взлетать истребители с легким вооружением для воздушного боя.

Однако не исключено, что неполадки могли возникнуть и в других системах, - корабль после сирийского похода планируют отправить в док на долгосрочный ремонт, в ходе которого будет проведена его глубокая модернизация.

Палубная авиация

Но в любом случае, авария палубного самолета - не редкость в военной авиации.

Российский флот за постсоветский период пережил три аварии - в 1991 году упал новейший истребитель Як-141, в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на "Кузнецова" Су-33.

В военно-морских силах США за прошедшие 10 лет в результате различных инцидентов разбились пять палубных самолетов. Причем это только те случаи, когда они летали с авианосцев, а аварий и катастроф палубной авиации в ходе полетов с наземных аэродромов было намного больше.

Пилотирование самолета палубной авиации не случайно считается одной из самых сложных военных профессий.

Россия пока окончательно не определилась с обликом своих авианосных сил будущего. Проекты атомных авианосцев создаются, их показывают на выставках, однако экономический кризис пока позволяет говорить об этих перспективах только в сослагательном наклонении.

Собственно, одна из причин, по которым "Адмирал Кузнецов" все еще остается в строю и ходит в походы, - это попытка сохранить школу палубной авиации на случай, если в будущем Россия сможет построить новый авианосец.

Российский истребитель разбился в Средиземном море вскоре после взлета с авианосца "Адмирал Кузнецов", сообщает Fox News со ссылкой на двух американских чиновников. Катастрофу истребителя подтвердили источники американского журнала Combat Aircraft в российском флоте. Позже ее признали в Министерстве обороны РФ.

По данным источников Fox News, три российских истребителя МиГ-29 взлетели с крейсера и направились в сторону Сирии. Затем один из самолетов столкнулся с "механическими сложностями" и развернулся в направлении к авианосцу.

Пытаясь сесть, истребитель рухнул в воду. Российский спасательный вертолет подобрал пилота и парашют.

Combat Aircraft связывал катастрофу с тем, что самолет по возвращении, видимо, подлетел слишком близко к крейсеру. По данным журнала, речь идет о МиГ-29КУБ, рассчитанном на двух членов экипажа.

В Минобороны назвали причиной аварии "техническую неисправность"

В заявлении Минобороны РФ, которое цитирует ТАСС, говорится, что МиГ-29 потерпел аварию во время захода на посадку, а причиной аварии называется техническая неисправность.

"При проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К", - отмечается в сообщении.

"Летчик катапультировался и силами поисково-спасательной службы был доставлен на борт "Адмирала Кузнецова". Здоровью пилота ничего не угрожает. Летчик готов к выполнению задач", - уточняется в пресс-релизе военного ведомства.

В Минобороны подчеркнули, что российская корабельная авианосная группа в Средиземном море, несмотря на происшествие с истребителем, действует по плану.

В субботу командир крейсера капитан первого ранга Сергей Артамонов говорил , что палубная авиация "Адмирала Кузнецова" приступила к выполнению ежедневных полетов для отработки взаимодействия с береговым аэродромом.

По его словам, эта работа ведется каждый день вот уже четыре дня подряд. В соцсетях было размещено видео полетов МиГ-29K над Сирией, снятое 12 ноября.

Днем ранее источник "Интерфакса" утверждал , что самолеты с борта авианосца готовы нанести удары в любой момент: "Корабельная авианесущая группировка, в состав которой входят авианосец "Адмирал Кузнецов", атомный крейсер "Петр Великий" и фрегат "Адмирал Григорович", непрерывно ведет подготовку к нанесению ударов по террористам и готова к началу операции в любой момент времени".

МиГ-29 был разработан в конце 1970-х годов для борьбы с F-15 ВВС США и F-16. Введен в эксплуатацию в начале 1980-х годов.

Новость о крушении пришла на следующий день после того, как военно-дипломатический источник ТАСС объявил , что Россия готовит свои Ту-95 и Ту-160 к боевым вылетам на авиабазе Энгельс в Саратовской области, а на самолеты навешивают крылатые ракеты.

Сегодня на просьбу прокомментировать маневры крейсера "Адмирал Кузнецов" пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что российские военные продолжают операцию по борьбе с терроризмом в Сирии, а с вопросами о тактических маневрах - готовится ли Москва к наступлению или поддержке наступления на сирийский Алеппо - отослал к Министерству обороны.

Ранее опасения, что эскадра может быть использована в качестве платформы для нанесения авиаударов по Сирии, выражал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, а The Times писала, что операция начнется в ноябре и, согласно российским планам, должна будет завершиться к середине января 2017 года.

Вверх