Экономическая география. Проект «Воздушный и водный транспорт

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск -Архангельск); мальм каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе). По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн. брутто-регистровых тонн (бр-рег т).

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн. бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн. бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику "удобного" флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер - Канада и др.) и Индийского (Карачи - Пакистан, Бомбей и Калькутта - Индия, Коломбо - Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади - Кувейт и о. Харк - Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Бравад, Янцзы, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Макензи и др.; в Латинской Америке - Амазонка и Парана; в Африке - Конго, Нигер, Нил; в Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту

внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес) джелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио). Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира . Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд. человек в год. Грузовые авиаперевозки, смотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте33. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т)34.

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер - Канада и др.) и Индийского (Карачи - Пакистан, Бомбей и Калькутта - Индия, Коломбо - Шри-Ланка и др.) океанов.

Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади - Кувейт и о. Харк - Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке - Амазонка и Парана; в Африке - Конго, Нигер, Нил; в Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Наталья Ширко
Проект «Воздушный и водный транспорт»

Едем, плаваем, летаем.

Педагогический проект во второй младшей группе по теме : «Едем,

плаваем, летаем» (воздушный и водный транспорт ) .

Участники проекта : дети 3-4 лет, родители.

Итоговое мероприятие : Мини – музей «Едем,

плаваем, летаем», фотоотчет.

Цель : Сформировать понятия «» ;

Расширять знания детей о назначении воздушного и водного транспорта .

Задачи :

закрепить знания детей о видах транспорта : воздушный , водный .

Расширять представления детей о строении самолета, корабля; месте передвижения.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Предполагаемые проекты :

Выставка рисунков и поделок по теме «Воздушного и водного транспорта » .

Оформление родительского уголка.

Разработка проекта :

* Донести до участников проекта важность данной темы.

* Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал,

художественную литературу по теме «Воздушный и водный транспорт » .

* Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Типология проекта :

Творческий

Групповой

Информационный

Индивидуально – ориентированный

Краткосрочный

Предшествующая работа :

Наблюдение за транспортом ; рассматривание иллюстраций.

Словарная работа : Транспорт , корабль, капитан, самолет, пилот.

План проекта

Понедельник

1. ООД Познание (Ознакомление с окружающим миром) «Путешествие в тридевятое царство на разном транспорте »

2. Лепка «Самолетики летят» (индивидуальная работа) – 2 половина дня

1. Коллективная работа, аппликация «Кораблик по морю гуляет…»

2. Театрализованная сказка «Сказка про кораблик, который не послушал маму» (2 половина дня)

3. Аппликация «Парусник в синем море» (индивидуальная работа)

1. Разучивание стихотворения «Кораблик» Д. Хармс.

2. Спортивные развлечения «Полетели и поплыли» (половина дня)

3. Открытие картинной галереи «Веселый самолетик» (рисование самолета, раскрашивание раскрасок)

1. Беседа «Кругосветное путешествие» (речевое развитие)

2. Вечер загадок «Прокатимся с ветерком» (2 половина дня)

3. Коллективная работа, аппликация «Волшебный самолетик» (2 половина дня)

1. Книжный дом «Сказка о маленьком самолетике» (чтение сказки)

2. Оформление мини-музея «Мир сказочных самолетов и кораблей» (выставка игрушек детей)

3. Познавательно-исследовательская деятельность : опыты с водой «Почему кораблик не тонет» .

Паутинка проекта

Познавательно – исследовательский центр

Рассматривание иллюстраций в книгах, открыток

Эксперимент с водой «Почему не тонет кораблик»

Рассказы воспитателя о , для чего нужен транспорт воздушный и водный ?

Загадывание загадок про воздушный и водный транспорт

Д/игры : «Гараж для самолета» , «Чудесный мешочек» , «Угадай по описанию» , «Разрезные картинки» , «Назови ласково» , «Летает, не летает» , «Сравни» , «Какой, какая» , «Кто, чем управляет» , «Чего не хватает» , «Наоборот» , «Можно или нельзя» , «Путанница» .

Речевой центр

Беседа : «Для чего человеку транспорт » , «Кто чем управляет» , «Передвижение воздушного и водного транспорта » , «Поможем обезьянке попасть домой» , «Правила поведения в воздушном и водном транспорте » .

Социально – коммуникативный центр

Творческое рассказывание «Самолет летит»

Рассматривание сюжетных картин

Составление описательных рассказов

Художественно – эстетический центр

Аппликация «Парусник в синем море»

Лепка «Самолетики летят»

Аппликация «Кораблик по морю гуляет…»

Аппликация «Волшебный самолетик»

Рисование «Веселый самолетик»

Танец-импровизация «Учимся летать»

Центр физкультуры

«Самолеты» , «Переплывем океан» , «Полет с препятствиями» , «Доплыви до острова» , «Полет через обрыв» , «Попал на судно» , «Капитан и пилот»

Дыхательная гимнастика : «Заведем мотор» , «Как гудит самолет» , «Погуди, как пароход» .

Работа с родителями

Участие в выставке мини-музея

Фотоотчет

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки : девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу, все я вас приветствую!

«Самолет» .

Самолет летит (Завели моторчики, расправили крылья, полетели) .

«У – у – у – у – у!» , я лечу в Москву!

Командир – пилот самолет ведет.

«У – у – у – у – у!» , я лечу в Москву.

«На посадку!» - прилетели и присели.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От неё осталась? (Самолёт)

Что за птица –

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт)

В лесу родилась,

В воде живёт. (Лодка)

Крыльев нету, но она

Для полётов рождена.

Выпускает яркий хвост –

Поднимается до звёзд. (Ракета)

Что за птица –

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт)

Ходит по небу рука,

Задевает облака,

А под него гам и гром –

Поднимается до звёзд. (Ракета)

Стихи про воздушный и водный транспорт

«Самолет»

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Агния Барто

«Кораблик»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня :

Прокати, капитан!

По реке плывет кораблик.

Он плывет из далека

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки, да коты!

Сказка про кораблик, который не послушался маму

В одной тихой бухточке жил-был маленький кораблик со своей мамой. Каждое утро маленький кораблик отправлялся на прогулку. Он плыл мимо маяка, мимо одинокой скалы, за жемчужный остров, к русалочьей глубине, а потом возвращался домой.

Каждое утро мама предупреждала маленький кораблик не заплывать дальше русалочьей глубины, так как там начинаются невидимые подводные рифы . Кораблик всегда обещал маме не делать этого, хотя в душе ему очень, ну очень хотелось поплыть дальше и посмотреть, что там есть интересного.

И вот как-то утром маленький кораблик попрощался с мамой и отправился на прогулку.

Помни, маленький кораблик, не заплывай за русалочью глубину! – напутствовала его мама.

Конечно, мамочка! – ответил маленький кораблик.

Как и всегда, в то утро он поплыл мимо маяка, мимо одинокой скалы, за жемчужный остров, к русалочьей глубине, но потом не повернул назад, а двинулся дальше. Он решил, что будет очень осторожен и не напорется на риф. Тем более, что погода была прекрасная, вода спокойная и прозрачная, было видно, как разноцветные маленькие рыбки шныряли на дне между камней.

Плыл кораблик, плыл, любовался морем, голубым небом и чайками, которые летали под облаками. Совсем забыл кораблик про осторожность и, к сожалению, напоролся на подводный риф . Риф пробил небольшую дыру в обшивке кораблики, и туда стала затекать вода.

Помогите, помогите! – принялся звать на помощь кораблик, хотя никого кроме чаек не было вокруг. Да и те слишком высоко.

Но кораблику повезло, было так тихо и безветренно, что чайки услышали его и спустились.

Как же быть! Что же делать! – закричали они. – Мы такие маленькие и слабые по сравнение с тобой, что не сможем тебе помочь.

Тут в голову самой большой и мудрой чайке пришла идея.

Я скоро вернусь! - сказала она, и быстро скрылась в дали.

Через несколько минут чайка вернулась, а следом за ней по морю, ловко лавирую между рифами, несмотря на свой размер, плыл кит. Как обрадовался кораблик!

Кто здесь попал в беду? – фыркнул кит.

Кит велел чайкам показывать путь, а сам стал толкать кораблик своим огромным носом. Они доплыли до русалочьей глубины, затем до жемчужного острова минули одинокую скалу, а увидели перед собой маяк. А рядом с маяком их уже ждала мама корабль. Она очень волновалась, что маленького кораблика всё ещё нет, и уже собиралась плыть на поиски.

Как только мама корабль увидела маленький кораблик, кита и чаек, то она сразу поняла, что произошло. Она не стала ругать своего непослушного сыночка, так как видела, что он и сам напуган и теперь больше никогда не ослушается её.

Уже скоро мама корабль и маленький кораблик были в своей уютной бухточке. Поблагодарив кита и чаек, они сразу же послали за мастером, который залатал дыру в обшивке кораблика. Через несколько дней маленький кораблик уже снова мог отправиться на прогулку, но теперь он хорошо помнил мамин совет, и больше никогда не заплывал так далеко.

Сказка про кораблик Дара Дорн

По морю плыл кораблик. Обычный такой кораблик – с белыми парусами, якорем, кормой и трюмом, ну и вообще всем, что полагается иметь приличным кораблям.

И плавать бы ему, конечно, как всем остальным. Но кораблик был маленький, несмышленый совсем. Непонятно даже, кто его такого выпустил-то в открытое море. Поэтому как-то раз захотелось ему поиграть в подводную лодку . Нырнул он мачтой вниз и поплыл, как заправская субмарина. Плывет себе, фырчит, барахтается, пузыри пускает – все как надо. Плыл так, плыл, да и сам не заметил, как доплыл до той стороны мира.

А с той стороны мира все так страшно и непонятно, что просто жуть. Буря бушует, с громом и молниями. Ветер так свищет, что того и гляди подхватит кораблик и унесет его куда-нибудь на скалы, да так что одни только щепки и останутся. Тем более что кораблик-то маленький, разбить его проще простого.

Испугался кораблик, нырнул снова на дно. Решил спрятаться и переждать некоторое время – вдруг на той стороне мира погода переменится. Залег он на дно да и уснул – еще бы, утомился бедняжка от всех переживаний. Ведь на ту сторону мира заплыть – это вам не просто так, на такое не каждый решится.

И вот спит себе кораблик и видит, что никакой он будто бы не кораблик, а большая белая птица. И летит эта птица высоко-высоко над водой – так плавно, так красиво и стремительно, что кораблик ей (то есть собой) просто не мог не залюбоваться.

А потом кораблик проснулся. И решил выглянуть – как там погода наверху. Высунул краешек мачты на поверхность – а там без изменений. На той стороне мира, если хотите знать, вообще всегда такая погода. Взгрустнул было кораблик, но тут вспомнил свой сон. И подумалось ему – а что если попытаться взлететь, как та птица? Кораблик был совсем молоденький и оттого бесстрашный (он только крыс боялся) . И вот он поднял все паруса, собрался духом – и вынырнул.

Ветер тут же подхватил его и закружил. Странно , - только и успел подумать кораблик, - это совсем не так как во сне. В этот момент его тоненькая мачта жалобно хрустнула и переломилась пополам. А вскоре и паруса, его красивые белые паруса превратились в клочья. А когда ветру наскучила новая игрушка, он швырнул ее на скалы и полетел дальше. И от кораблика остались одни щепки.

В тот же вечер на этой стороне мира пьяный боцман одного из судов выхватил револьвер из-за пояса и застрелил альбатроса, приняв его за привидение своей покойной матушки, божье ей царствие. Птица издала протяжный пронзительный крик, похожий на скрежет, и рухнула вниз. Боцман перекрестился и пошел пить дальше. А волны сомкнулись, и уже невозможно было различить – что это белеет, тело птицы или пена морская.

Сказки малышам - Сказки Сутеева Кораблик

Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь! -

И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали- думали и придумали.

Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил.

А Жучок - верёвочку.

И пошла работа : в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл.

И не догонишь!

Сказка о маленьком самолётике

Жил-был в одной деревне маленький самолёт. Моторчик у него тоже был маленький, поэтому летал он невысоко - почти над самой землёй. Он возил из города почту, разбрасывал на поля удобрения, а бывало, срочно доставлял врача к тяжело заболевшему человеку.

А вверху, гораздо выше, чем он мог залететь, проносились большие белые самолёты и кричали ему с высоты :

Привет, малыш!

И маленький самолётик очень-очень им завидовал.

Но однажды далеко на севере, там, где море холодное даже летом, столкнулся со льдиной и затонул большой теплоход. Он затонул так быстро, что люди, плывшие на нём, едва смогли выскочить на лёд, но никто из них не успел взять с собой ни еды, ни тёплых одеял, ни прочных палаток.

Они остались совсем одни на маленькой льдине посреди холодного океана.

Долго летали над морем большие сильные самолёты, пытаясь найти терпящих бедствие людей, а когда наконец нашли, то поняли, что ничем не могут им помочь : льдина была такая маленькая, что на неё не смог бы приземлиться ни один самолёт в мире.

И тут кто-то вспомнил : «Вы знаете, в одной деревне живёт маленький-маленький, совсем крохотный самолётик. Может быть, он сможет сесть на эту льдину?»

И они позвонили ему по телефону и попросили помочь.

Долго летел над северным океаном маленький самолётик, ведь он не мог быстро лететь, а большие самолёты показывали ему дорогу. Наконец он увидел внизу белую льдину. На ней стояли люди и радостно махали ему руками.

Самолётик сделал в небе круг, покачал людям крыльями, чтобы они отошли немного в сторону, и аккуратно приземлился. Он не мог увезти всех людей сразу. Пришлось летать на берег моря и обратно несколько раз.

И вот уже на льдине остался только один человек.

Но когда самолётик взлетал, то с тревогой заметил, что на льдине появилась тоненькая трещина, потому что на севере в это время было лето и льдина начала таять. Самолётик никому ничего не сказал, а изо всех сил поспешил отвезти людей и вернуться.

Когда он прилетел обратно, то увидел, что льдина стала ещё меньше, чем была, а трещина, наоборот, сильно увеличилась. Это значило, что льдина могла в любую секунду развалиться на куски.

Не надо, самолётик, не садись! - крикнул оставшийся внизу человек. - Льдина треснет, и ты утонешь!

Но самолётик не послушался и сел на тающий лёд. Человек запрыгнул к нему в кабину, самолётик развернулся и стал изо всех сил разбегаться. И едва его колёса оторвались от льдины, как она раскололась с оглушительным треском и развалилась на мелкие куски.

А когда они прилетели на берег, то все - и люди, и большие самолёты - долго благодарили малыша и восхищались его отвагой.

С тех пор маленький самолётик уже никому и никогда не завидовал

Игра «Что лишнее»

Самолёт, поезд, вертолёт, ракета

Пароход, лодка, самолёт, катер

Под песенку «Самолёт» - дети имитируют что летят на самолёте

Д. и. «Путанница»

(разбор транспорта по видам )

Набор карточек с видами транспорта (водный , воздушный , 2 флажка : синий, белый.

Разложить к нужному флажку каждый вид транспорта .

Какой транспорт положили к белому флажку? (воздушный )

Какой транспорт к синему флажку ? (водный )

Капитан и пилот

Ребенок держит в руках руль. Во время движения он меняет направление, вращая руль. Воспитатель показывает картинку с изображением корабля. Ребенок надевает на голову капитанскую фуражку, руками делает «плавательные» движения, остальные дети стараются повторить.

Продолжая игру, воспитатель показывает картинку с нарисованным самолетом.

Ребенок берет в руки штурвал. Он в ходе игры может замедлять или убыстрять темп движения колонны, поворачивая, «облетая» препятствия.

10.1. Транспорт - третичный сектор экономики.

Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

Основные виды современного транспорта - железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей - длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира - в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети - дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами - контейнеровозами (Транссибирский, Япония - Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа - Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

10.2. Сухопутный транспорт.

Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России - 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд пассажиро-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

10.3. Водный и воздушный транспорт.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер - Канада и др.) и Индийского (Карачи - Пакистан, Бомбей и Калькутта - Индия, Коломбо - Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади - Кувейт и о. Харк - Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке - Амазонка и Парана; в Африке - Конго, Нигер, Нил; в Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

На железнодорожном транспорте 1 т-км приравнивают к 1 пассажиро-км, на автомобильном - к 6, а на воздушном - к 12 пассажиро-км.

Производительность труда на морском транспорте в 5-6 раз больше, чем на железнодорожном и речном, а себестоимость почти в 2 раза меньше, чем на этих видах транспорта.

Регистровая точна - единица вместимости судов, равная 100 куб. футам (2,83 куб. м).

Презентация на тему: Водный и воздушный транспорт

























1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основной географического развития труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил.

№ слайда 3

Описание слайда:

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТВоздушный транспорт. Это самый молодой и динамичный вид транспорта. Если в 1948 г. воздушным транспортом во всем мире было перевезено около 20 млн. пассажиров, то в 1995 г. - более 2 млрд. пассажиров. По масштабам развития этого вида транспорта в мире особенно выделяются США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада.География мирового воздушного транспорта определяется прежде всего сетью аэропортов. Самые крупные аэропорты мира находятся в США (Чикаго - 65 млн. пассажиров в год, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), в Западной Европе (Лондон - 50 млн., Франкфурт-на-Майне, Париж) и в Японии (Токио - около 45 млн.). В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт вышел на первое место, почти совсем вытеснив морской. Он берет на себя также значительную часть пассажирских перевозов внутри отдельных стран, особенно имеющих большую территорию (Россия, США, Канада, Австралия).

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Воздушный транспорт - этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости - качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки - 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция. Канада, ФРГ. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Главные отличия авиации – самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта - от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Нельзя не отметить и независимость авиации, особенно в межконтинентальных полетах, от климатических условий и сезонных изменений времен года. У воздушного транспорта нет ярковыраженной сезонности по временам года, как, например, у водного (речного). Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них - сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов.

№ слайда 7

Описание слайда:

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

№ слайда 8

Описание слайда:

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные. На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные, железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл - “от двери к двери”. Суда типа “РО-РО” (роклеры) позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах затем их отбуксировывают к месту назначения актерами.

№ слайда 9

Описание слайда:

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Описание слайда:

Заключение Статистические данные, приведенные в моей курсовой работе, ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система РФ охвачена кризисом. Перед ней стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса так и государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом. Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций. Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование ЕТС РФ должно осуществляться на нормативно-правовой основе.

№ слайда 12

Описание слайда:

Вверх