Способность постигать смысл чего либо. Что означает Понять прочитанное? Понимание как предмет изучения

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход.

Физиологической основой являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

Виды мышления.

По генезису:

Наглядно-действен­ное мышление - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Это наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Наглядно-образное мышление -осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание за­конов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

Здравствуйте уважаемые читатели!

В первой статье после Нового года я затрону тему Понимания прочитанного. Думаю многим будет интересно.

Французский ученый Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений ».

Дадим и мы определение термина Понимание .
Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия )

Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо.

Понимание направлено не на сам текст, а на его смысл, его идеи. Текст – это лишь посредник между автором и читателем. Это набор символов.

Как проверить восприятие идеи, заложенной в тексте ?

Воспроизвести эту идею во вновь созданном тексте, например, пересказать. Это будет демонстрировать тот или иной уровень понимания.

Семь уровней понимания

Выделяют семь уровней понимания.

Первый уровень понимания:
Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст, можно мысленно, чтобы убедиться, что текст понят.

Второй уровень понимания:
Пример – учебный текст и требование пересказа.
Критерий понимания – способность выделить смысловую структуру и передать ее в пересказе. Ответить на вопросы. Но при этом — ответы на контрольные вопросы – это выявленный учителем смысл и проверка ученика. Т.е. уже кто-то выделил смысл (учитель) и ученику достаточно лишь подтвердить.
Квалифицированный читатель сам формулирует вопросы и это является частью порождаемых новых текстов.

Третий уровень понимания :
Выделение ключевых моментов или конспективная запись выявленных в тексте фактов.

Первый, второй и третий уровни понимания опираются на формально выделенную структуру текста и содержат ее описание.
Это называют — Инструктивная прагматика . Для текстов, описывающих заранее известные факты действительности и не предполагающая появления новых смыслов, отличных от заложенных в тексте.

Тексты с инструктивной прагматикой несут информацию об однозначно интерпретируемых данных или являются четкой инструкцией.
Пример такого текста — описание того, как найти квартиру знакомого, типовая сводка данных, приказание, ритуальная формула и т. п.

Четвертый уровень понимания :
С этого уровня начинает проявляться Креативная прагматика, когда понимание требует творческого воссоздания смысла.
Задача понимания заставляет обращаться к собственной творческой способности, к воображению и фантазии.
Это как правило относится к художественным текстам, понимание которых есть не только выявление структуры.

Пятый уровень понимания :
Относится к текстам, имеющим большое количество комментирующих текстов о верном раскрытии заложенного автором смысла.
Этот уровень включает помимо изучения базового текста, также изучение комментирующих текстов и выбор приемлемой интерпретации.

Шестой уровень понимания :
Применим к высшим образцам художественных текстов. Когда комментарии в принципе различаются.
Например: как понять в романе Сервантеса «Дон Кихот» борьбу с ветряными мельницами – как безумие или проявление рыцарской доблести.
Только наличие дополнительных комментариев создает понимание, расширяя собственные границы мировосприятия. Иначе можно зациклиться в одном понимании, ограниченном собственной картиной мира.

Седьмой уровень понимания :
Когда все порождаемые тексты не дают адекватного понимания. Понимание заключается в Постижении. Как пример — Евангелие.

Креативная прагматика — эта ситуация требует подключиться творческим способностям читателя.
Для понимания смысла требуется не столько осмыслить и воспроизвести смысл прочитанного, сколько создать новый текст, который бы свидетельствовал о возникновении понимания.

Исходный текст рождает новые тексты, новые интерпретации. Чем больше новых смыслов рождается, тем значительнее произведение.

Интересно будет провести небольшое исследование вместе с Вами, уважаемые читатели.
Давайте прочитаем одно художественное произведение и попробуем изложить смысл, заложенный автором. Кратко, как поняли. Думаю, что трактовок будет очень много.
Предлагаю в качестве такого небольшого произведения – рассказ А.П. Чехова «Ионыч» .

Найти рассказ несложно в Интернете. На прочтение уйдет немного времени.
Жду Ваших интерпретаций и новых смыслов, увиденных в рассказе. Пишите в комментариях.

11 комментариев к записи “Что означает Понять прочитанное?”

    «Ионыч» — «очень своевременная книга», кавычки обозначают заимствование выражения известного лица, но цитата закономерна: интеллигент Дмитрий Ионыч превратился в персонаж с неуважительным (для определённой группы людей) неполным именем. Другим же врач представляется богом. Все удовольствия в жизни Ионыча жалки (опять же не для всех) благосостояние: пересчёт денежных знаков,еда в ресторане и труд, преумножающий благосостояние человека одинокого,утратившего интерес к глубокой жизни. Автор его не судит, нам, читателям, это понятно. Но скучно мы живём, если поклоняемся золотому тельцу, не делая выводов из древних книг. Увы, и теперь для многих «врачей» больные- только средство материального благополучия. А.П.Чехов подметил тип, который переживёт и 21 век. Бесспорный талант писателя!

    Начиная комментарий с трактовки слова «Понимание», данного интернетовской «Википедией», в очередной раз убеждаюсь, что интернету верить нельзя. «Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)». По трактовке Википедии, верным восприятием или интерпретацией может считаться только то, что принято в определенном кругу. Это похоже на истину в первой инстанции, которую потребителям интернета транслируют хозяева Википедии, для чего она и была ими создана без сомненья, а под определенным кругом надо понимать как раз этих самых хозяевов.

    Касаясь отзыва Светланы, хочу заметить, что надежда на 21 век, которая основывается на вере в то, что с развитием цивилизации и улучшением условий жизни, люди становятся цивилизованнее и гуманнее, к сожалению, не подтверждается ходом истории. Люди не становятся умнее, мудрее и лучше, чем тысячи лет назад.

    Что же «Ионыча», то, по-моему, все сказано одной мыслью Ионыча: «...если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И главное то, что нет ни движения вперед, ни стремления к этому движению, без чего никакое развитие и саморазвитие невозможно. И это также подтверждает то, что количество веков и тысячелетий, прожитых человечеством не влияет на качество человеческой жизни. Это не то количество, которое по закону диалектического материализма может перейти в качество. Хотя, конечно, нам бы этого хотелось — без всяких усилий стать лучше, умнее, мудркк. Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень. Как говорится, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Кроме темы развития, а, точнее, его отсутствия у людей этого города, есть также тема счастья, предназначения, т.е. того, что может составлять основу жизни человека и вызывать в нем целеполагание и мотивацию к действиям. И оно, как опять же, правильно подмечено в рассказе классиком, бывает двух видов: счастье для себя или счастье ложного эго, и счастье для других или счастье истинного эго. И, если первый вид счастья присутствует в рассказе, то второй и более продвинутый вид счастья дан только намеком и существует только потенциально в словах Екатерины. Тем не менее, подсознательно она понимает его правильно, но вот реализовать этот потенциал у нее не хватает сил и желания.

    Также я вижу тему двойственности или иллюзии и фальши.Я бы назвал это характерной чертой нашей цивилизации — повсеместный обман, фальшивость наших понятий, истин, верований, взглядов. Это касается абсолютно всего. Здесь же в рассказе это проявляется в том, что, вроде бы Ионыч помогает людям и делает хорошее дело — лечит людей, но на самом деле для него это — барыши, которые он подсчитывает вечерами. Так же и для Кати с ее мамой и папой — вроде бы они тоже стараются для людей, чтобы людям было приятно с ними, но на самом деле они только тешат свое самолюбие тем, что они могут то,чего не могут другие, а следовательно, они талантливы. И это даже особо подчеркнуто гениальным автором в словах хозяйки дома, когда ее спрашивают, почему бы ей не издавать ее книги, а она отвечает, что у них довольно достатка. Т.е. издавать книги для того, чтобы их читали другие и получали от этого удовольствие у нее даже и в мыслях нет. А ради денег печатать ее книги ей нет смысла, денег ей и так хватает.

    Пишу этот комментарий сейчас, не ко времени выхода данной статьи, т.к., честно говоря, она прошла мимо меня и только из последней статьи «Как читать художественное произведение?» я увидел ссылку на эту статью, которая быда раньше.

    • Спасибо, Константин!

      Ваш комментарий можно рассматривать как вариант глубокого понимания художественного произведения.

      Ведь понимание можно ограничить только пересказом сюжета, а можно несколько абстрагироваться от сюжета и увидеть что же стоит за поступками людей. Задать себе вопросы- почему произошло это изменение главного героя. В конечном итоге — это должно повлиять и на собственное развитие и характер и поведение и мировоззрение. В этом сила искусства. Отсюда и высокие требования к выбору читаемых книг.

      Внешняя среда поглотила Ионыча, как бы он не старался победить в этом конфликте (а старался он очень робко, про себя). Возможно вместе с Екатериной они и смогли бы выбраться из этой трясины. Но получилось то, что получилось, и рассказ заставляет задуматься — почему.

      И здесь я процитирую Вас «Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень».

      Полностью с этим согласен, о чем и хотел поговорить с читателями в своей статье — Образованный человек -это кто?

      Именно духовное начало определяет — что движет человеком. Нравственные законы могут лишь сдерживать человека от проявления своих страстей.

    СПАСИБО, НИКОЛАЙ! Очень приятно, интересно и познавательно все, о чем вы пишите. И, что также немаловажно, — все, что вы пишите, легко читается.

    […] Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания. […]

    […] Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное? […]

Понимание - Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Человек понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т. д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.

Зачастую непонимание учащимися учебного материала вызывается тем, что у ученика не сложилось научно категориальной системы, которая в процессе обучения немалократно перестраивается.

Ступени понимания. Понять что-либо - значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг от друга является первым делом глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого яв-ляется полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предмете в, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.

Существенное место занимают также различия в отчетливости понимания. Начальной ступенью здесь является такое понимание, которое правильно было бы считать скорее предвосхищением, предварением собственно понимания. Мы еще не поняли того, что воспринято, но чувствуем, что вот-вот что-то будет понято нами. Следующая ступень, когда понимание уже имеется, но еще в самом общем, неразвернутом, неопределенном виде, причем понимание дано нам скорее опять-таки в форме своеобразного чувства, которое является, однако, уже чувством начавшегося понимания. На этой ступени - ступени смутного понимания - мы уже словно схватили нечто, но пока еще не рассмотрели, что именно схвачено нами.

Из следующих, более высоких ступеней надо выделить ту, когда понимание субъективно переживается как уже достигнутое, хотя выразить его мы еще не можем. Дальнейшая ступень отчетливости понимания характеризуется тем, что мы уже можем изложить воспринятое другому, но при одном условии: придерживаясь определенной, неизменной формулировки, по возможности данной в готовом виде, максимально словами подлинника. Более высокая ступень понимания характеризуется освобождением от скованности словесной формулировкой. Происходит действительно освоение того, что нами воспринято. Оно буквально становится, переводится на, подвергается некоторой творческой переработке.

ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.

Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).

П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.

В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Смотреть больше слов в «

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.

П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).

П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.

П. - процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.

Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.

П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.

В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. - и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.

Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.

Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вверх