Процесс создания образов воображения. Виды и процессы воображения Вид воображения связанный с созданием новых образов

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Виды воображения

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

Виды воображения:

- активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

- пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

- непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

- произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

- представление действительности в образах;

- регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

- формирование внутреннего плана действий;

- планирование и программирование деятельности;

- управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Развитие воображения

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

- активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

- агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

- акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

- гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

- схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

- типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

Активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями ее жизни и деятельности. В зависимости от задач, стоящих перед ней, активизируются некоторые остатки предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциированных связей. Этот процесс приобретает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

Наиболее элементарной формой синтезирования новых образов является агглютинация (от латинского aglutinare- "склеивания"). Это создание образа путем сочетание качеств, свойств или частей различных объектов. Таковы, например, сказочные образы русалки - полуженщины, полурыбы; кентавра - наливчоловика, полулошадь; в техническом творчестве это троллейбус - сочетание черт трамвая и автомобиля, танк-амфибия, сочетающий черты танка и лодки, и тому подобное.

Приемом создания новых образов является аналогия.

Суть приема аналогии заключается в том, что вновь образ, который выстраивается, похожий на реально существующий предмет, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.

На основе принципа аналогии возникла новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые свойства живых организмов, которые становятся засадовимы при конструировании новых технических систем. Так было создано много различных приборов - локатор, "электронный глаз" и другие.

Новые образы могут создаваться с помощью ударение -акцентування. Этот прием заключается в преднамеренном ужесточении в объекте определенных признаков, оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, присущее только ей, и подчеркивает этом художественными средствами.

Создание новых образов может быть достигнуто путем преувеличения (или умаление) всех характеристик предмета. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Никита Кожемяка, Котигорошко) и совершают подвиги.

Наиболее сложным способом образования образов воображения является создание типических образов. Этот способ требует длительной творческой работы. Художник создает предварительные эскизы, писатель - варианты произведения. Так, рисуя картину "Явление Христа народу", художник Иванов сделал около 200 эскизов.

Воображение в художественном творчестве можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского: "Каждая минута, каждое брошенное вскользь слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждый незаметный движение человеческого сердца, так же как и летающий пух тополя или огонь звезды в ночной воде, - все это крохи золотой пыли. Мы, литераторы, добываем их в течение десятилетий, эти миллионы крошек, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и из этого сплава куем свою "Золотую розу" - повесть, роман или поэму ".

Творческий процесс связан с возникновением многих ассоциаций, их актуализация подчинена цели, потребностям и мотивам, которые доминируют в актах творчества.

Большое влияние на создание образов воображения оказывает практическая деятельность. Пока созданный образ существует только "в голове", он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунок или модель, человек проверяет реальность его существования.

Засадовимы по созданию образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова приобретает различного характера в разных видах воображения, в зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.

Разновидности воображения

Деятельность воображения может быть охарактеризована с точки зрения участия в этом процессе специальной волевой регуляции в зависимости от характера деятельности человека и от содержания создаваемых ею образов. В зависимости от участия воли в работе воображения ее разделяют на невольную и произвольную.

Невольной есть такое представление, когда создание новых образы имеют направляется специальной целью представить определенные предметы или события. Потребность в невольном создании образов постоянно актуализируется различными видами деятельности, в которые вовлекается личность.

В процессе общения собеседники представляют ситуации, события, о которых идет речь. Читая художественную или историческую литературу, человек невольно наблюдает реальные картины, которые порождает ее воображение под влиянием прочитанного. Непроизвольное возникающую представлений тесно связано с чувствами человека. Чувство является мощным генератором ярких образов воображения в тех случаях, когда она встревожена из-за неопределенности ожидаемых событий или, наоборот, переживает эмоциональный подъем через участие в торжественных событиях, имеющих жизненно важное значение для нее.

Чувствуя страх, тревогу за близких для нее людей, человек рисует себе образы опасных ситуаций, а готовясь к приятной события, представляет атмосферу доброжелательности, уважения со стороны коллег, присутствующих.

Примером самопроизвольного возникновения образов воображения является сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль за психической деятельностью отсутствует, остатки разнообразных впечатлений, хранящихся в мозгу, легко растормаживающее и могут сочетаться неестественно и неопределенно.

Процесс воображения может длиться произвольно, когда он направляется специальной целью создать образ определенного объекта, возможной ситуации, представить или предусмотреть сценарий развития событий.

Привлечение произвольной воображения в процесс познания обусловлено необходимостью сознательного регуляции построения образа в соответствии с заданием и характера выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место главным образом в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческую и репродуктивную.

Воображение, которая сопровождает творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которая сопровождает процесс усвоения уже созданного и описанного другими людьми, называется воспроизведенной или репродуктивной.

Так, в конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение -творческая, а у инженера, который согласно устным описанием или чертежам создает образ этой машины, воображение репродуктивная.

Творческое воображение активизируется там, где человек находит что-то новое-новые способы деятельности, создает новые, оригинальные, стоимостные для общества материальные и духовные произведения.

Продукты творческого воображения, их богатство и общественная значимость напрямую зависят от знаний и жизненного опыта личности, ее отношение к деятельности, ее социальной позиции и тому подобное. Важную роль для творческого воображения играет язык, который является средством осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивная воображение - это процесс создания человеком образов новых вещей на основании их устного описания или графического изображения.

Потребность в репродуцировании образов действительности - постоянная и актуальная в жизни и деятельности человека как сознательной общественного существа. Очень важна роль репродуктивного воображения для общения людей, в значительной степени обусловило ее развитие. Языковой описания явлений всегда требует от человека создания соответствующих образов.

Репродуктивная воображение нужна при чтении художественной литературы, работы с учебниками по географии, биологии, анатомии и тому подобное. Образы предметов формируются также на основании их графического описания, например в инженерном деле, при пользовании схемами, картами. Творческое воображение и репродуктивная воображение тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Эта связь проявляется в том, что творческое воображение всегда основывается на репродуктивном воображении, включая ее элементы. С другой стороны, сложные формы репродуктивной воображения содержат элементы творческой. Например, в работе актера воплощение сценического образа является результатом деятельности творческой и одновременно репродуктивной воображения.

В зависимости от содержания деятельности воображение делится на техническую, научную, художественную и другие разновидности, обусловленные характером труда человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и другие) образы - очень яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", писал: "Голова кругом идет от их юмора и шума". Флобер говорил, что он остро чувствовал у себя во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Художнику, писателю благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают изображают в своих произведениях.

Для технической воображения характерны создания образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их легкое дисоциювання и объединения в новые сочетания, воображаемое перенесение их в разные ситуации. Образы технической воображения зачастую объединяются в чертежах, схемах, на основании которых затем создаются новые машины, новые предметы.

Научная воображение находит свое выражение во время создания гипотез, проведение экспериментов, обобщений для создания понятий. Фантазия играет важную роль при планировании научного исследования, построения экспериментальной ситуации, предвидение хода эксперимента. При построении научной системы воображение нужна, чтобы дополнить недостающие, не определены еще звена в цепочке фактов.

Фантазия имеет большое значение для плодотворной творческой деятельности ученого. Без фантазии его труд может превратиться в нагромождение научных фактов, аккумулирования своих и чужих мыслей, а не на реальный прогресс в новых изобретений, идей, создание принципиально нового в науке.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта - это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечта - необходимое условие воплощения творческих замыслов, когда образы воображения не могут быть реализованы немедленно по объективным или субъективным причинам. При таких обстоятельствах мечта становится реальной побуждением, мотивом деятельности, благодаря которым становится возможным завершение начатого дела. Без мечты, замечал Д. И. Писарев, невозможно было бы понять, какая побудительная сила заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные по объему работы в области искусства, науки и практической жизни.

Мечта является элементом научного предвидения, прогноза и планирования деятельности. Эта ее функция убедительно проявляется в художественном, творческой деятельности, государственном, развития общества. Яркой иллюстрацией этого являются произведения Жюля Верна, в которых он гениально предвидел произведения будущей технической мысли - подводная лодка, вертолет.

Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными. Действенность мечты - нужна условие воплощения творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты в определенном смысле является движущей силой действий и поступков человека, придают ей большей целенаправленности в жизни, помогают бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным воздействиям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными, "маниловскими". Тогда они дезориентируют человека, лишают его видение реальных жизненных перспектив, толкают на путь призрачного удовлетворения своих мрийницьких предпочтений, делают неспособной противостоять невзгодам реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает его ярче и интереснее.

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной компонент программирования действия . Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Механизмы создания образов воображения.

Образы формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией . С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации ). Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация , т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гиперболизация ) объекта или его частей. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт.

1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия - новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека - грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) - это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи - пиноккио, или собака - хозяин).

4. Типизация - это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора - образ женщины).

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются" в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Особую форму воображения образует мечта . Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

Основным механизмом создание образов воображения, является преобразование представлений в ходе аналитико-синтетической деятельности она протекает в различных формах:

1. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта и изменение его отдельных частей (великан, мальцик-спальчик)

3. Схематизация – отдельные конкретные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают более четко.

4. Типизация – выделение существенного повторяющегося в однородных образах.

5. Заострение – подчеркивание каких либо отдельных признаков (пародии, шаржи)

ИНТЕЛЛЕКТ

В настоящее время существует множество определений интеллекта. Длительное время существовало два подхода к пониманию интеллекта.

При первом подходе интеллект понимается как наследственная черта, связанная со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы, поэтому показателем интеллекта служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач.

Второй подход характерен для учёных, разрабатывающих первые тесты для определения уровня общего интеллекта (Бене, Симон, 1905 год). Они считали, что человек обладающий интеллектом, правильно судит, понимает, размышляет и благодаря здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.

В настоящее время большинство психологов рассматривает интеллект как способность индивида адаптироваться к окружающей среде. Хотя, компоненты интеллекта и способы их оценки всё ещё вызывают споры.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

В широком смысле слова – это совокупность всех познавательных функций индивида (ощущений, восприятия, мышления, воображения).

В узком смысле слова – это только мышление, отождествляется с системой умственных операций, эффективностью индивидуального подхода к ситуации, с биопсихической адаптацией к наличным обстоятельствам жизни.



Структура интеллекта.

В психологии рассматривают общий интеллект и другие виды интеллекта, определяющиеся преобладанием тех или иных способностей. Общий интеллект определяет то, как человек адаптируется в окружающей среде.

Терстоун (1938г.) выделяет 7 специфических особенностей интеллекта:

· счётная,

· вербальная гибкость,

· вербальное восприятие,

· пространственная ориентация,

· память,

· способность к рассуждению,

· быстрота восприятия.

Гилфорд (1959) выделил 120 таких особенностей и, в частности, социальный интеллект.

Айзенк считает, что скорость протекания умственных процессов и является той психической характеристикой, которая в значительной степени определяет успех или не удачу человека в деятельности, т.е. он отождествляет интеллект со скоростью протекания мыслительных реакций. Он рассматривает общий интеллект и 3 вида специального (математический, вербальный и зрительно-пространственный).

Интеллектуальное поведение всегда содержит, в том числе автоматические, стереотипные компоненты в виде частичных операций, включающихся в выполнение интеллектуальных действий.

С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. В поведении, основанном на навыках, на выработавшихся в процессе индивидуального развития функциональных стереотипах, последующий акт поведения повторяет предыдущий. Если в инстинктивных реакциях поведение было скованно видовым прошлым, то в навыках оно связано индивидуальным прошлым. Реагируя на настоящую ситуацию стереотипной ситуацией, индивид реагирует на неё ка на прошлую, адекватно относясь к ней лишь поскольку она является повторением прошлой. Отсюда неизбежные противоречия между поведением и объективными условиями ситуации, в которой она совершается. По мере развития интеллектуальной деятельности это противоречие разрешается. С развитием интеллектуальной деятельности каждый акт поведения приобретает значительную вариативность. В результате возникают внутренние предпосылки для более адекватного регулирования поведения в соответствии с новыми, изменяющимися условиями внешней, объективной ситуации.

«Разумное» поведение, связанное с развитием интеллекта, обычно противопоставляется инстинкту и навыку. Вместе с тем, элементы разумности интеллекта имеются и внутри инстинкта и навыка. Вся история развития инстинктов и навыков, особенно на высших ступенях, неразрывно сплетается с развитием интеллекта, на каждой ступени, в новых формах обнаруживая и противоречия, их единство и взаимопереход друг в друга.

«Разумность» поведения зависит, прежде всего, от характера восприятия.

Способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения, является первичной предпосылкой интеллекта в широком, неспецифическом смысле слова. Ядро же собственно интеллекта составляет способность выделить в ситуации её существенные для действия свойства в их связях и отношениях и привести своё поведение в соответствие с ними.

Существенные же связи основаны на реальных зависимостях, а не на случайных совпадениях. Выделить существенные для действия реальные зависимости можно только изменяя ситуацию, т.е. воздействуя на неё. Поэтому развитие интеллекта обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального.

Существующей биологической предпосылкой развития интеллекта является развитие руки и зрения, способности производить действия, изменяющие ситуацию под контролем зрения, и таким образом, наблюдать результаты собственного воздействия на окружающий мир: образ действия в не меньшей мере определяет образ познания, чем образ познания – образ действия.

В силу этой зависимости развития интеллекта от развития руки и зрения, от особенности активно воздействовать на окружающее и наблюдать результаты этого воздействия биологические предпосылки интеллекта зарождаются у обезьян, у которых впервые развивается манипулирование под контролем высокоразвитого зрения. Интеллект, в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе исторического развития в ходе труда. Изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познаёт её и, познавая, изменяет. Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на действительность.

Интеллектуальная деятельность характеризуется не только своеобразными механизмами, но и специфической мотивацией.

Интеллектуальна деятельность, выступает в виде:

· любопытства,

· любознательности,

· специфической познавательной формы интереса к окружающему.

Этот интерес, любознательность являются потребностью, которая возникает в процессе деятельности, изменяющей окружающие предметы.

Исследовательский импульс – это, прежде всего, интерес к предмету, порождённый теми изменениями, которым он подвергается в результате воздействий на него: познавательный, теоретический интерес зарождается в практической деятельности.

Интеллект и «РАЗУМНАЯ» деятельность с ним связанная, являются продуктами длительного развития. Но возникнув в результате развития, они сами развиваются.

Развитие интеллекта выражается:

1. В изменениях не только количественных, но и качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма интеллектуальной деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции проникают во все более глубокие слои сущего, по мере того как развиваются формы действенного проникновения в окружающее и изменение действительности.

Анализ и синтез зарождаются в действии и сначала производятся как практические анализ и синтез. В дальнейшем у человека практические операции становятся не только практическими (вплетёнными в структуру действия), а так же и теоретическими, всё более опосредованными.

2. В изменении и других форм поведения. Инстинкт, приобретая всё более лабильные формы, переходит во влечение, в котором закреплён лишь исходный импульс действия и завершающий его осуществление акт. Весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли впечатление удовлетворено, когда, как и при каких условиях, переходит уже к интеллекту.

Навык перестраивается не менее радикально: у человека появляются навыки, которые целиком строятся на основе интеллектуальной деятельности, посредством специальной тренировки или упражнения в навык превращается интеллектуальная операция.

3. Изменяются и взаимоотношения между интеллектом, навыком и инстинктом. Сначала элементы интеллекта заключены внутри инстинкта и навыка, проявляясь в нестрого стереотипных, изменяющихся применительно к ситуациям, формах как одного, так и другого.

Навык, как индивидуально приобретаемая форм поведения, изменяющаяся под влиянием личного опыта, особенно близок к интеллекту. На первых этапах развития интеллектуальности навык, и элементарные зачатки интеллекта находятся в единстве. Это недифференцированное единство развивается, и развитие идёт по двум направлениям – с одной стороны, дифференцируются высшие специфические формы интеллекта, с другой – все ещё относительно рутинные навыки, более или менее косные автоматизмы. В результате единство между различными формами психики и поведения не прерывается, а становится лишь более дифференцированным.

Сегодня «интеллект» - это скорее абстрактное понятие, объединяющее множество факторов, а не что-то конкретное, что можно измерить.

Интеллект (от лат. Intellectus – ум, разум, рассудок) – структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям.

Интеллект – это устойчивая структура умственных способностей индивида, выражающая уровень его познавательных возможностей и особенностей протекания мыслительных процессов, механизмов психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, включённость индивида в социокультурный опыт социума.

«Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер).

Таким образом, интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Качества интеллекта:

1. Пытливость ума – это стремление разносторонне узнать то или иное явление в его существенных отношениях. Это качество лежит в основе активной познавательной деятельности.

2. Глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

3. Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления.

4. Логичность мышления – это свойство появляется в строгой последовательности рассуждений, учёте всех существенных сторон в исследуемом объекте.

5. Доказательность мышления – способность использовать в нужный момент такие факты и закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

6. Критичность мышления – это умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

7. Широта мышления – способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а так же в умении видеть новые проблемы.

1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству "примысливается" целостная структура образа.

Имеется способ - аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек - зверь или человек - птица.

Гиперболизация - это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения - это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

воображение дошкольный возраст

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.: Академия, 2007. - С. 48. .

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией...

Возможности развития воображения учащихся 8 класса при работе с компьютерной анимацией в программе Macromedia Flash MX

Для развития воображения у учащихся 8 класса на формирующем этапе проводились соответствующие уроки по созданию анимации в Macromedia Flash MX: Покадровая анимация. Управление шкалой времени. Анимация движения...

Обучение говорению

Как известно, любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. «условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание»...

Особенности изображения животных в рисунках (лепке) дошкольников

Образы, создаваемые детьми отличаются от того, что делают старшие. Формы, которые они лепят или рисуют, неопределенные, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны...

Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе

Сочинение - одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи младших школьников. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал...

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Развитие творческих способностей учащихся - интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников...

Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними...

Проблемные методы обучения

Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся...

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу...

Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности

Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно...

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы...

Сущность и методы проблемного изучения в средней общеобразовательной школе

1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В...

Теория и практика проблемного обучения в начальной школе

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения...

Характеристика проблемно-поисковых методов обучения и их использование в обучении учащихся начальных классов

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие...

Вверх