Кто может носить звезду давида. История происхождения звезды давида

На многих православных храмах, встречаются изображение гексаграммы. Крест, Евхаристия или Звезда Давида, значение символа в христианстве имеет исключительно важный смысл. Но что может символизировать иудейский символ?

Звезда Давида: как символ

Символ – с первого взгляда самое обычное слово, которое даже не требует пояснений. Но при внимательном изучении, у этого понятия имеются весьма глубокие корни.

Само слово «Символ», восходит к древнегреческому действию «Симвало», и изначально представляло следующий процесс.

Когда в древности расставались двое близких друзей, то в некоторых случаях такие разлуки могли длиться десятки лет. Например, один из братьев уходил из Афин в Вавилон. Дорога могла продлиться несколько лет, на новом месте человек мог остаться жить и «пустить корни». И при расставании, такие побратимы ломали деревянную дощечку на две части, и каждый из них брал себе половинку.

Через много лет, если этот человек, или его дети оказывались в Афинах, то они находили того, у которого оставалась вторая половина дощечки, приставляли их друг к другу, и они составляли единое целое.

Вот это действие, составление из двух половинок единого целого, и называлось у греков «Симвало».

Широкой практикой стало изображать символически окружающие предметы или явления. К этому привыкли, и выглядит это естественно.
Вроде простой треугольник и круг, но символическое изображение разделения по гендерному признаку понятно каждому.

Но гораздо удобнее символами изображать предметы и явления трансцендентного порядка. Например, ангелов с крыльями. Ведь ангелы бестелесны, и крыльев у них нет по факту. Но крылья служат символом их восхождения к Богу, их стремительности перемещения.

То что не видел глаз, то что только описано словами, изображают символически на храмах. Звезда Давида, значение в христианстве которой ещё надо выяснить, тоже является символом. Но вот чей это символ?

Звезда Давида – история появления

Невозможно сказать, что именно иудеи придумали звезду Давида. В Библии нигде не упоминается ни гексаграмма, ни звезда Давида. Нет аналогичных привязок и в Торе. Этот факт позволяет утверждать, что гексаграмма, это довольно новый символ по отношению к иудеям.

В древнееврейском царстве были два вида щитов: большой (цинна) и малый (маген). Если цинна служила для защиты всего воина, то маген был небольшого размера, круглой формы.

Круглая форма обусловлена удобством натягивания шкуры на такую форму. Но нигде не сохранилось упоминаний, что у царя Давида маген был именно шестиугольной формы.

Впервые в связи с евреями гексаграмма упоминается в анналах чешских документах 14 века, в весьма любопытном контексте.

В одном из средневековых городов Чехии, бургомистр решил взымать с евреев дополнительные налоги. Но евреи собрали большой хабар и отправили это приношение к королю, с просьбой дать им право на королевский суд. Другими словами, они должны были платить налоги только напрямую в королевскую казну, но и судить их мог только король.

Суверен смилостивился над евреями, а для подтверждения своего решения, позволил иудеям своего королевства носить в качестве защиты от притеснений один из элементов своего герба – гексаграмму.

Через несколько десятков лет, этот знак уже стали называть Звездой Давида.

Но задолго до этого, шестиконечная звезда встречалась в разных культурах и на разных территориях. Ведь символ исключительно простой – два треугольника, наложенных один на другой.

Значение в христианстве звезды Давида

Никакого официального значения звезда Давида в христианстве не имеет. В украшениях куполов этот элемент служит лишь частью декоративно-эстетического орнамента.
Даже паникадило может иметь форму гексаграммы.

Есть неофициальный символизм гексаграммы в христианстве, но он существует на уровне теологумена.

В частности, гексаграммой иллюстрируется высказывание св. Иринея Лионского: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

А наглядно это изображается так:
Верхний, перевёрнутый треугольник, изображает, как Бог становится Человеком. Нижний треугольник показывает как человек возвышаясь, становится богом.

Общее же значение символа того или иного предмета не существует без ясного и устоявшегося представления связи между собой образа и первообраза. Хотя бы притянутой связи, но без неё символа не будет.
Эта особенность играет дурную шутку в мире символов.

Особенности мира символов

В частности можно привести пример со свастикой.
На протяжении тысячелетий, это был символ бесконечного движения Солнца, ассоциировавшийся с чем-то добрым, удачливым, родным.
Даже в опознавательных знаках Красной Армии этот символ имел хождение.

Но всего за дюжину лет зверства оголтелого нацизма под прикрытием этого символа, вытеснило свастику на обочину культурной жизни в западно-европейской цивилизации.
Аналогичная трансформация наблюдалась и с символикой креста, во времена воинствующего атеизма на территории СССР.
Но главное надо помнить следующее – значение для любого символа человек придумывает сам.

Звезда Давида - модель мироздания или число зверя?

В индийской культуре, в частности в тантре и йоге, шестиконечная звезда была и остается янтрой - графическим символом одной из семи чакр человека, а именно - Анахаты, сердечного центра. Эта чакра находится в позвоночнике на уровне сердца и отвечает за преданность, любовь, сострадание и радость. В янтре треугольник, направленный вниз, символизирует небо, а треугольник вершиной вверх - земное начало. Поэтому шестиконечная звезда выражает человеческую сущность, пребывающую в вечном союзе и борьбе духовной и плотской составляющих.

Другие древние источники связывали гексаграмму с четырьмя стихиями, четырьмя сторонами света, гармоническим союзом мужчины и женщины и даже Ангела и Демона. Каббалисты считали, что магендовид отражает семь нижних Сефирот - эманации Бога. А согласно эсхатологическому толкованию, гексаграмма символизирует число Зверя - 666, поскольку имеет шесть углов, шесть малых треугольников и шесть сторон внутреннего гексагона.

Представители каждого религиозного или эзотерического течения видели в шестиконечной звезде что-то свое. Например, в раннем христианстве гексаграмма ассоциировалась с Вифлеемской звездой или с шестью днями творения. С появлением алхимии символ стал графическим изображением философского камня. В масонстве магендовид являлся эмблемой транцедентальной мудрости.

Заслуживает отдельного упоминания толкование этого символа немецко-еврейским философом Францем Розенцвейгом. По его мнению, магендовид олицетворяет отношения между творцом, людьми и реальностью. На вершинах треугольника, лежащего в основании, находятся Бог, Человек и Мироздание. А другой треугольник выражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам. Сложение треугольников образует «Звезду спасения».
Символ свободы

Наиболее прочная связь у шестиконечной звезды установилась с иудаизмом. Большинство еврейских общин по всему миру признали магендовид одним из своих главных символов. А немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил его вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Поэтому не удивительно, что в XX веке символ появился на антисемитских карикатурах, а затем нацисты выбрали в качестве отличительного знака еврея магендовид на желтом фоне. Такую унизительную повязку должны были носить все еврейские жители гетто во время Второй мировой войны. Но не прошло и десяти лет, как звезда с шестью лучами из клейма превратилась в символ свободы. 28 октября 1948 года был официально утвержден флаг Израиля с голубой шестиконечной звездой на белом фоне.

Примечательно, что самые большие друзья Израиля - США - тоже имеют в своей символике гексаграмму. Звезда Давида изображена на Большой печати Соединенных Штатов. Также Звезда Давида отчетливо видна в орнаменте стен храма Христа Спасителя в Москве и в кресте центрального купола. Присутствует она и на иконах. Символ можно сегодня встретить на гербах немецких городов Гербштед и Шер, а также украинских - Конотопа иТернополя.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ - Маген Давид , «Щит Давида»; в идише произносится могендовид ) - эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний - концом вверх, нижний - концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, измышление позднего Средневековья. Именно это мы и обсудим в этой части статьи.

История символа

В Древности

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзового века (конец четвёртого - начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.

В связи с еврейством изображение шестиконечной звезды впервые обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу и найденной в Сидоне. Подобными звёздами украшали также многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахум (Капернауме) (II-III век н. э.), в орнаменте которой чередуются пяти- и шестиконечные звёзды, а также фигуры напоминающие свастику. Таким образом, шестиконечной звезде в этот период ещё не придавалось определённого значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался.

Следует отметить, что подлинно еврейским символом во все времена являлась Менора - храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.

Средние века

Ещё тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах.

Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии Массоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г.

Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее Средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия - книга «Эшколь а-Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Лжемессия Давид Алрой, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые ещё находились под властью хазаров в XII веке . Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.

В XIII-XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.

О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида.

Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг - красное полотнище с изображением шестиконечной звезды - получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины.

Новое время

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII-XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем - Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы.

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления.

Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях.

Уже начиная с 1799 г. Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах.

В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Версии о происхождении Маген Давида

Следует отметить, что достоверно происхождение символа неизвестно.

Белая лилия

По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков, распустившихся в виде Маген Давида, и есть лилия, символизирующая еврейский народ, о которой говорит Песнь Песней:

Я - нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев. (Песн.2:1-2)

  • Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по его мнению, объясняется древность и значение Маген Давида.
  • Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида.
  • По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников.
  • Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными.
  • Вполне возможно, что Маген Давид являлся, в сущности, подписью царя Давида, поскольку буква «далет» в древнем еврейском письме имела форму треугольника, а имя דוד на иврите состоит из двух «далет». В то же время, согласно некоторым источникам, его личная печать содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
  • Существует версия, согласно которой, лже-мессия Давид Алрой (Аль-Рои) и был тем, кто в XII веке превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.
  • Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) трактовали «щит Давида» как «щит сына Давида», то есть Мессии и видели в нём символ скорого избавления.

Мнения о значении Маген Давида

  • Наиболее распространённое объяснение гексаграммы заключается в том, что она представляет собой соединение и сочетание мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник, направленный книзу) начал.
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю.
  • По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) - воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • Также, Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху).
  • По одному из объяснений, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света - север, юг, восток и запад. (Любопытная деталь: на иврите слова «маген Давид» (ивр. מָגֵן דָּוִד‎) состоят также из шести букв.)
  • Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот: каждый из шести треугольников указывает на одну из Сефирот, а шестигранный центр - на Сефиру «Малхут».
  • По словам р. Э. Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника - две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он - един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности - Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной - нижней, третьей. В этом - идея цели существования человека, задача которого - гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порождённые идеей существования «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.
  • Существует традиция украшать Маген Давидом сукку - особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин ), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» - сам царь Давид.

«Звезда спасения» по Розенцвейгу

  • Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Мессии, прямого наследника царя Давида.
  • Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг, в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921 г.), предложил свое собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает Маген Давид как символическое выражение отношений между Богом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой - отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой - Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».

Использование в качестве еврейского символа

  • Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817 году, включило Маген Давид в свой фамильный герб.
  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг».


Флаг сионистского движения и Израиля

Жёлтая звезда Давида

  • Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических - красный, у эмигрантов - синий, у гомосексуалистов - розовый, у лиц, лишённых права на профессию - зелёный, у т. н.»асоциальных элементов» - чёрный и т. д.
  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан.
  • Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль, было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага.

Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 года. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема - Менора, образ храмового светильника.

  • В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи, аналог Красного Креста в христианских и Красного Полумесяца в мусульманских странах. По этой причине красный Маген Давид был выбран в качестве эмблемы и названия этой организации («Маген Давид Адом»).


Красный Маген Давид и Красный кристал.

  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.

Другие страны

  • Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США.
  • Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер и Гербштедт, а так же украинских Тернополя и Конотопа.
  • Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс.».

Есть и другая версия значения шестиконечной звезды. Этой версии придерживаются некоторые христиане. Вот что говорит об этом священник Олег Моленко:

«Со звездой Давида, как и со многими другими культовыми вещами, произошла подмена. Её заменили на сатанистский символ. Тоесть, то, что сейчас называют Звездой Давида, на самом деле является сатанистским символом. В таком случае, можно ли говорить, что за основу знака антихриста или зверя будет взята печать Давида в виде шестиугольника? Именно печать, а не начертание. Нет, нельзя. Здесь-то и пришло время раскрыть тайну подмены звезды Давида на очень похожую гексаграмму. А тайна эта состоит в том, что возжелавший воцариться над родом человеческим сатана внушил своим орудиям незаметно подменить ненавистную ему шестиконечную печать-звезду Давида на шестиконечное начертание звезды, символизирующей его борьбу с Богом и якобы победу в этой борьбе. Вот эта гексаграмма и стала наряду с пентограммой возлюбленнейшей звездой сатаны и его слуг. В ней шестой конец вверх символизирует воцарение в сем мире и над человечеством сатаны вместо Бога.

Поскольку это воцарение произойдет посредством антихриста-зверя, то и в основу его начертания будет положена именно гексаграмма, символизирующая власть сатаны.

Так в Иудаизме посредством подмены звезда Давида была заменена начертанием сатаны, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Для обмана допускается изображение звезды Давида и разговоры о Боге Творце. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Осталось заметить, что начертание грядущего зверя будет включать в себя имя зверя, написанное буквами по концам гексаграммы и в ее середине, а также число имени зверя. Вот почему оно справедливо называется как начертанием зверя, так и начертанием имени зверя. А имя зверя будет состоять из семи букв.»

Итак, согласно этой версии Звезда Давида – это шестиконечная звезда, которая изображалась целиком, без пересечений и линий (т.е. не так, как на флаге современного государства Израиль). Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству – стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение, которое иногда встречается даже на старинных иконах, вполне терпимо.

Со времени отпадения иудеев от Бога и веры истинной (после греха Богоубийства) произошла подмена и в их символике. Шестиконечная звезда Давида была сохранена (как указание на иудейское происхождение), но в то же время изменена путем изображения ее в виде двух равносторонних треугольников. В толковании масонов и богоборцев такое изображение – гексаграмма – знаменует собой борьбу двух начал: Бога и сатаны, изображенных в виде треугольников (иногда в виде черного и белого треугольных стариков, которые борятся между собою). Причем, сатана, по их символике, якобы одерживает верх над Богом.

Один из раввинов, отвечая на следующие вопросы:

«Имеет ли Маген-Давид или гексаграмма какое-либо отношение к царю Давиду? В чем тайный смысл этого знака? Когда он стал специфически еврейским символом? Является ли он кабалистическим знаком?», объясняет:

«Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. В Индии он использовался еще задолго до того, как появился на Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. . Причина тому – тема для специального исследования. Однако уже неоднократно отмечалось, что не только в России, но и во многих других странах люди, которые считаются неевреями, на поверку оказываются в той или иной мере причастными к народу Израиля. Например, на могиле матери рок-звезды первой величины Элвиса Пресли изображен маген-Давид .

Подлинно еврейским символом во все века была маген-Давид – храмовый светильник; кроме того, она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение Меноры , это однозначно свидетельствует о том, что захоронение – еврейское.

Гексаграмма, в отличие от Меноры , стала еврейским символом сравнительно недавно, и широкое ее распространение объясняется стремлением евреев найти простой символ для иудаизма, подобный принятым у других религий. Когда же в массовом сознании она стала специфическим еврейским атрибутом, нашлось много желающих религиозно и мистически осмыслить ее использование.

В конце XVII в. еврейские кабалисты трактовали гексаграмму как «щит сына Давида», то есть Машиаха. Однако в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах.

Интересно, что в качестве амулета или детали орнамента гексаграмма появляется не только на мусульманских кладбищах, ее можно встретить и на могилах русских дворян XIX столетия

В средние века гексаграмма чаще встречается в христианских церквях, нежели в синагогах. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го века н.э. В некоторых легендах шестиконечная звезда связывается с «печатью Соломона» — волшебным перстнем с печаткой, благодаря которому царь Соломон мог управлять демонами и духами. Считается, что на перстне Соломона было вырезано четырёхбуквенное Имя Всевышнего — Тетраграмматон, но на средневековых амулетах, имитирующих печать Соломона, как правило изображалась шести- или пятиконечная звезда в окружении ревущих львов, что символизировало Имя Бога.

Звезда на этих амулетах обычно называлась «печать Соломона». Помимо кольца царя Соломона известны также средневековые еврейские каббалистические тексты, в которых упоминается магический щит царя Давида, защищавший его от врагов. В этих текстах говорится, что на щите Давида были начертаны 72 буквы, составляющие Имя Всевышнего, либо имя Шаддай, либо имена ангелов. По легенде, этот щит впоследствии оказался у Иуды Маккавея.

Некоторые учёные предпринимали попытки проследить Звезду Давида во времена царя Давида, восстания Бар Кохбы (Сын Звезды) и каббалистов, особенно, Ицхака Лурье, жившего в 16-м веке, однако, никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о столь раннем происхождении этого символа, как именно еврейского, не обнаружили. Более того, почти все документы говорят, что применение гексаграммы в раннем периоде было ограничено «практической каббалой», т.е. еврейской магией, ведущей своё происхождение, по-видимому, с 6-го в.н.э.

Каббалист Исаак Арама, живший в 15 веке, утверждал, что на щите Давида был начертан в форме меноры 67-й Псалом, известный как «Псалом Меноры», поскольку он состоит из семи строк, не считая вводную строку. Другая легенда гласит, что на щите была вырезана шестиконечная звезда, у вершин которой были начертаны шесть свойств Всевышнего, упоминаемых пророком Исайей: «И снизойдёт на него Дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знаний и боязни Господа». Со временем символ меноры на щите Давида был заменён в народных легендах шестиконечной звездой, а печать Соломона стала ассоциироваться со звездой пятиконечной. Гексаграммма также воспринималась как мессианский символ, поскольку, как считалось, была связана с царём Давидом – предком Мессии.

Накануне субботы немецкие евреи часто зажигали медный светильник в форме звезды, который они называли Judenstern – еврейская звезда. Здесь наблюдается определённая связь между шестиконечной звездой и мессианской эрой, провозвестником которой является шаббат. По этой же причине шестиконечная звезда пользовалась большой популярностью среди последователей Шабтая Цви, выдававшего себя за Мессию (17-й в.). Еврейские мистики и чудотворцы чаще всего выбирали шестиконечную звезду в качестве охранного знака от злых сил, помещая его на мезузах и амулетах.

В книге еврейского философа, историка религии и мистики Гершома Шолема, опубликованной через 27 лет после его смерти, исследователь еврейского мистицизма высказал предположение, что звезда Давида, которую, как известно, принято считать древнейшим еврейским символом, на самом деле является магической эмблемой, которая стала почитаться у евреев только в XIX веке.


Свято-Троицком собор МП Санкт-Петербурга



Храм Христа Спасителя в Москве – главный храм МП

Универсальным еврейским символом он становится только с 1354 года, когда чешский король Карл IV даровал еврейской общине Праги привилегию иметь свой флаг: флаг был красным, а на нем изображался «щит Давида». Евреи Праги видели в этом знаке символ древнего величия, когда царь Давид будто бы носил гексаграмму на своем щите. Эта эмблема широко изображалась на пражских синагогах, книгах, религиозной и бытовой утвари.

Как декоративный элемент, «щит Давида» был широко распространен в Средние века в мусульманских и христианских странах. Магическая сила «щита Давида» первоначально не была связана с гексаграммой. Трудно даже сказать, возник ли он в исламе, где Давиду приписывалось изобретение оборонительного оружия, или в еврейской мистике.

Арабы использовали гексаграмму как орнаментальный элемент, а также в магии, и у них она была известна под названием «печать Соломона» — царя, с именем которого связано большое количество мифов и легенд. Величие и мудрость его почитались не только в Палестине, но и в Европе, Абиссинии, Персии, Афганистане и Аравии. Согласно традиции, после завершения своей земной жизни царь Соломон был вознесен на солнце, где управлял огромным царством эльфов, фей, джиннов и воинов, сияющих ослепительным светом. Все они были послушны Соломону и безоговорочно ему подчинялись, потому что он имел власть над ними с помощью своей печати. Достоверно известно, что уже в VI веке в христианских кругах были известны византийские амулеты с «печатью Соломона».

Одним из величайших законов бытия является повто­рение прошлого в настоящем и будущем. Этому посвяще­ны тысячи научных и художественных трудов, а вот графически этот закон нашел свое выражение и, видимо, не случайно, именно в звезде Давида. А при более тща­тельном изучении всех феноменов этой звезды оказалось, что она является, и даже более универсальными, часами, чем нынешние - 12-ти часовые. Оказалось, что модель, символизирующая, казалось бы, всего лишь взаимопроник­новение двух геометрических фигур, содержит в себе и код, по которому передаются все наследственные признаки че­ловека.

Рис. 1 Треугольник - как «кирпич» мироздания.

Евреям достался самый загадочный символ - шести­конечная звезда, а точнее два взаимопроникающих пра­вильных треугольника, известный как звезда Давида.

Удивительная фигура - треугольник, ведь он является уникальным кирпичиком мироздания. Он, как бы, неза­метно присутствует во всех остальных фигурах: квадрате, прямоугольнике, трапеции, ромбе и даже в круге. Ведь да­же круг - это всего лишь некоторая бесконечность треу­гольников, имеющих одну общую вершину.

Ну а теперь попробуем внимательно разобраться в тай­ном смысле двух, взаимопроникающих треугольников. Ска­зать, что это просто-напросто два взаимоуравновешенных начала - мужское и женское - значило бы почти ниче­го не сказать. Хотя и этот момент вполне логично совпа­дает с, достаточно юмористическим, изображением на дверях известного отхожего места. Причем треугольник, изображающий женщину, располагается над «мужским» тре­угольником. Небезынтересно, кстати, что согласно еврей­скому обычаю национальность определяется по матери, а не по отцу.

И, прежде всего, коль звезда, о которой идет речь, но­сит имя Давида, то я и попытался найти ее разгадку в нем самом. И лишь затем пришел к выводу, что информация, в ней заключенная, несоизмеримо более той, которая пред­ставлялась ранее.

Израильский царь Давид принадлежал к числу тех изб­ранных натур, которые неминуемо привлекают к себе симпатии всех, с кем они приходят в соприкосновение, и перед обаянием которых ничего не может устоять. В 25 лет­нем возрасте он был приглашен в качестве музыканта, мас­терски играющего на лире, на службу израильским царем Саулом. До поступления на службу Давид был пастухом у своего отца. Его разыскали слуги Саула и привели к царю. Вскоре, после своего появления при дворе, Давид очаро­вывает одного за другим, сначала царя, а затем и придвор­ных, и сына и дочь Саула. Для подозрительного Саула этого оказалось слишком много. Он начинает опасаться за свой престол и в короткое время превращается в его злейшего врага. Узнав о любви своей дочери к Давиду, он пытается сделать из нее оружие для уничтожения Давида. С этой це­лью он обещает Давиду свою дочь, но лишь при условии, которое Давид, по мнению Саула, не сможет исполнить. Он требует, чтобы Давид, в качестве свадебного выкупа для Михаль, принес обрезания 100 убитых им филистимлян, населявших территорию Израиля еще до прихода иудеев. Против ожидания, Давид выходит из этого испытания нев­редимым. Саул держит слово и выдает свою дочь Михаль за Давида, который успел прославиться уже и в битвах с филистимлянами. Тем не менее, подозрительный и болез­ненный Саул, решает избавиться от своего преуспевающе­го зятя и начинает его преследовать. Давиду удается уйти от войска Саула с отрядом, насчитывающим 600 человек. С этими 600 приверженцами, используя свой уникальный дипломатический дар, он вступает в союз, причем, совер­шенно, казалось бы, неслыханный… с филистимлянами. Да­вид вел очень опасную игру, оказавшись как бы между двух огней. В это время царь филистимлян Ахим начинает по­ход против Израиля. Однако, Давид ухищряется не учас­твовать в войне против своего народа. Филистимляне же выигрывают битву против Саула, армия его терпит пора­жение и обращается в бегство. В этой битве погибают трое сыновей Саула, а сам он бросается на собственный меч. Филистимляне продолжали считать Давида своим вассалом, но они проглядели необыкновенную политическую мудрость Давида, сумевшего в этот момент возглавить Израиль, опи­раясь на свой отряд из 600! воинов. Кстати, военная так­тика Давида была основана на принципе, прошедшем тысячелетние испытания. Первый отряд в 400 человек вел наступательные действия (интересно, что и современный ударный отряд - батальон, насчитывает, именно, 400 че­ловек), а второй отряд в 200 человек, Давид вводил в на­иболее сложный момент боя. Именно, эта тактика приводила его к многочисленным победам.

Вполне вероятно, что, создавая герб своего государс­тва: шестиугольную звезду, он исходил из спасительной для него цифры - 6!

Рис.2 Схема, изображающая с помощью двух треугольников закон повторения исторического развития (филогенеза) в индивидуальном (онтогенезе), известном в мировой биологической науке как закон Северцева.

Вверху. Модель постепенного повторения признаков прародителей в процессе индивидуального развития, начиная от момента образования зиготы - оплодотворенной яйцеклетки. Хорошо видно, что на третьей стадии «яйца жизни» схематически просматривается «звезда Давида».

Внизу. Модель постепенного накопления генетических признаков от предыдущих поколений (филогенез).

Верхний треугольник отражает историческое и биоло­гическое прошлое каждого человека на Земле (рис.2). Ины­ми словами - это история его филогенеза, то есть его историческое развитие. На вершине этого условного весь­ма треугольника может стоять любой конкретный человек, у которого в прошлом были двое - отец и мать, четве­ро - бабушек и дедушек, восемь - прабабушек и праде­душек, 16 - пра-пра и так далее. Лишь за триста лет, а это, согласитесь, даже менее чем видимая частица айсберга в его биологическом развитии, мы можем насчитать примерно четыре тысячи прямых родственников, среди которых мо­жет оказаться сотня-другая различных национальностей. Нижний треугольник схематически отражает процесс обрат­ный филогенезу, а именно: онтогенез, начиная с момента зарождения новой жизни. Известно, что этим моментом яв­ляется оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, в ко­тором участвуют 23 мужских и 23 женских хромосомы, плюс 2 выстилающих оболочку уже оплодотворенной яй­цеклетки.

Рис.3 24-е внутренних угла звезды Давида. Часы, рассчитанные по ней, обеспечивают более точную информацию, чем ныне принятые! количества внутренних углов в звезде Давида - их 24 (рис.3). В двух слившихся звездах - их 48-2 (в оболочке).

Таким образом, можно констатировать фантастическое совпадение с абсолютным биологическим кодом всего че­ловечества и каждого человека в отдельности. И как поется в песне, действительно: «Все опять повторится сначала». В первой фазе деления яйцеклетки мы видим два полюса - отца и матери, затем четыре - бабушек и дедушек, затем восемь полюсов - прадедушек и прабабушек и так далее, вплоть до момента полной передачи всей информации, на­копленной всеми предыдущими поколениями (рис.4).

Бабушка Дедушка Прабабушки


Рис.4 Схематическое изображение начальных стадий индивидуального развития (онтогенеза).

А - первая стадия оплодотворения яйцеклетки в момент образования зиготы с 46+(2) хромосомами;

Б - вторая стадия;

В - третья стадия - «живого яйца», в котором схематически различается структурированная энергетика по аналогии со «Звездой Давида».

В том, что евреи вышли из Египта, ни для кого сек­рета нет. Однако, доказательства египетского происхожде­ния евреев имеются уже и в самой звезде Давида. Ведь, именно, в Египте вершиной мудрости ее своеобразным сим­волом считался треугольник. И в этом не было ничего слу­чайного. Мудрость из поколения в поколение передавалась с помощью папирусов, изготовленных из растений однои­менного названия, а растение - папирус в поперечнике своем представляет, именно, - треугольник. Треугольник, обращенный одной вершиной вниз - это своеобразная па­мять о прошлом, а вершиной вверх - символом будуще­го опыта или мудрости, устремленной в будущее.

Интересно, что парапсихологам известны специальные тесты - задачи, в которых предлагается изобразить нечто, например, человечка с помощью трех фигур - треуголь­ника, четырехугольника и круга. Считается, что если ис­пытуемый использует для этой цели только треугольник, то он обладает 100% интеллектом, если только круг - то глупостью, а если только прямоугольник - то упрямс­твом. Ну, а если в различных сочетаниях, то соответствен­но по процентному соотношению.

Яйцо жизни - это двумерное изображение трехмер­ной фигуры. Оно представляет собой уже восемь клеток. Это уже центральная формула, лежащая в основе всех би­ологических форм жизни. Именно, в этом уровне клеточ­ного деления появляются и контуры звезды Давида.

Момент «появления» звезды Давида на третьем витке жизни, то есть клеточного деления, представляющем, так называемое «яйцо жизни».

А если развернуть все шесть колец (в круглом вари­анте звезды Давида) и схематически представить в виде це­почки, то получится действительно самое удивительное творение живой природы: модель нити ДНК, то есть дезоксирибонуклеиновой кислоты - основного носителя ге­нетического кода человека (рис.9).

Рис. 9 Модель нити ДНК - основного носителя генетического кода человека.

Удивительно, но имеются бесспорные научные фак­ты, что даже дождь долгожданный, прежде чем пролиться на твердь земную из небесных облаков, должен сначала пройти цикл структурных преобразований, среди которых имеет место фаза, опять таки, аналогичная звезде Давида. В 1946 году двое американских ученых Шереер и Лэнгмюр исследовали механизм искусственного дождеобразования. Известно, что облака состоят из переохлажденных капель воды. Чтобы они пролились дождем, необходимы, так на­зываемые, ядра компенсации, которые можно ввести в об­лако и искусственно. В ходе длительных экспериментов Шереер и Лэнгмюр установили, что наиболее мощный дождевой эффект возникает, когда ядра компенсации име­ют шестиугольную форму, похожую на контуры звезды Давида.

Нам удалось раскрыть биохимические аналоги звезды Давида на молекулярном уровне структуры ДНК, а теперь рассмотрим вариант более простой - химической модели, причем, тоже на молекулярном уровне.

Рис.10 Моллекула бензола - основного энергоносителя нефти - является полным аналогом звезды Давида.

Оказалось, что и этот вариант чрезвычайно интересен и поистине всеобъемлющ. Звезду Давида можно смело устанавливать и на всех бензоколонках мира, так как мо­лекула основного энергоносителя нефти: бензина - бен­зола, является полным аналогом, опять таки, этой звезды первой величины, как говорили древние греки (рис.10).

Несколько иная точка зрения на фигуру из двух треу­гольников исторически сложилась на Востоке, прежде все­го, в Китае (Израиль все же ближний Восток). Треугольники совершенно одинаковые, а интерпретации внешне как бы разные, а по сути - одинаковые. Вот уж, действительно, «Когда двое делают одно и тоже, получается все же разное».

Рис.11 Рисунок, объясняющий зрительное возникновение символики ИНЬ-ЯН, при вращении двух разноцветных разнонаправленных треугольников.

Согласно Китайской меридиональной теории, треуголь­ник, обращенный вершиной кверху, олицетворяет энергию ЯН, то есть мужскую, положительную энергию, а треуголь­ник, обращенный вершиной вниз - энергию ИНЬ, то есть женскую энергию, более заземленную, как бы останавли­вающую витающую в облаках энергию мужчины, облада­ющую умиротворяющим и заземляющим действием. Эти два треугольника при вращении образуют уже округлую форму, известную как символ ИНЬ-ЯН, означающий баланс двух жизненных начал, мужского и женского, как гармо­ническое единство жизни (рис 11).

Примечательно, что оптимальное видение знака ИНЬ-ЯН проявляется при вращении именно, с частотой 24 оборота в секунду.

В этом преобразовании двух символов можно вполне зрительно представить себе, что китайская символика гар­монии в природе является своеобразной звездой Давида, иными словами звездой Давида на китайский лад. Впрочем, как и саму звезду Давида, вполне справедливо трактовать как израильский вариант китайской символики ИНЬ-ЯН. Вот уж действительно ОТ перестановки слагаемых сумма не меняется, и более того в этом преобразовании чудеснейшим образом проявляется и закон сохранения энергии. Один ее вид, например, китайский - без потерь трансформируется в израильский и в другие виды, изображающие закон гар­монии в природе. И, несомненно, этот закон можно наз­вать законом сохранения гармонии.

Началось третье тысячелетие - эпоха всеобщей глоба­лизации, иными словами, пришло время собирать, а не разбрасывать камни. Одним из знамений нашего времени явилось появление единой денежной единицы в Европе - евро, причем, при сохранении и государственной принад­лежности (на обратной стороне каждой монеты имеется со­ответствующая символика). Страны и народы континентов начинают объединяться. Этот же процесс намечается и в области верований. И мне видится и слышится как новый гид, встречая своих посетителей в каком-то соборе, обращается к ним со словами: «Смотри­те внимательно, по какому полу Вы ходите - он выложен символами, в основе которых лежит код мироздания».

Следует заметить, что по некоторым версиям Звезда Давида была видоизменена сатаной в сатанистский символ.

Была цельная, а не как два накладных треугольника. Была такой:

Стала такой:

Звезда Давида - распространённый символ, который у современного человека ассоциируется с государством Израиль и иудейской верой.

Однако шестигранная звезда не всегда относилась к еврейской общине и имеет свою довольно интересную и разноплановую историю. Древний символ нашёл свои отголоски в христианстве и других мировых религиях.

История символа

Значение символа звезды Давида разнообразно и встречается в истории стран, которые никак не связаны с израильским народом и живут территориально на разных участках нашей планеты. Изучая древний знак, который кроме распространённого названия ещё именуется щитом Давида, гексаграммой или Маген Давидом, учёные установили, что доподлинно происхождение символа узнать невозможно.

Впервые рисунок шестиугольной звезды в цельном виде, не разделённом на два треугольника, датирован IV веком до нашей эры, а вот в VII веке тоже до нашей эры он, уже состоящий из двух треугольников, встречается на печати некоего еврея Иехошуа из Сидонии.

Большая часть исследователей древности склоняется к мысли о том, что само название современного иудейского символа произошло от известного победителя Голиафа царя Давида. Именно он впервые создал щиты подобной формы и обтянул их бычьей кожей, что служило надёжной защитой в войнах с противниками. То, что звезда впервые находилась именно на предметах личной защиты воинов, и повлекло её второе название - щит Давида.

Религии о гексаграмме

В различные времена этот таинственный знак служил в обрядовых ритуалах. Его носили как защиту, им украшали жилища и древние храмы. Согласно исследованиям учёных, Маген Давид встречается в:

Изначально знак гексаграммы, как уже говорилось, не был разделён на два равнобедренных треугольника и представлял собой просто шестиконечную звезду. Именно такой небесный указатель увидели пророки во время рождения Иисуса Христа и именно за этой звездой Вифлеемской и последовали волхвы для того, чтобы поклониться «царю Иудейскому».

В раннем православии значение символа звезды Давида неразрывно связано с божественной сущностью всего христианства. Есть даже специальная трактовка шестиконечного символа, свидетельствующая, что Бог стремится стать человеком, а человек - Богом.

Шестигранник часто можно встретить на ранних изображениях ликов святых. Звезду Давида со вписанным внутрь крестом часто можно было обнаружить в украшении старинных православных храмов и молельных домов. Интересным является тот факт, что в православии изображение этого таинственного символа стали использовать намного раньше, чем современные евреи.

Русские корни

Русский исследователь Крайнего Севера Вячеслав Мещеряков уверен в славянском происхождении щита-шестиугольника. Путешествуя по различным местам России, он обнаружил несколько мест, где звезда Давида, выполненная из серебра, находилась в каменной подставке.

Священники-экзорцисты, нанося елеем изображение щита Давида на лоб одержимому, заставляли демона, находящегося в человеческом теле, проявить себя. Подобный больной начинал говорить несвойственным ему голосом или бесноваться.

Утрата чистоты

Примечательно, что в современном христианстве значение звезды Давида утратило свой чистый и духовный смысл. Теперь шестигранник в православии считается самым настоящим символом Сатаны, так как во всех своих гранях содержит цифру 666, истинный знак Люцифера. Утрата чистоты символа произошла, по мнению некоторых православных исследователей, во время его разделения на два равнобедренных треугольника, наложенных один на другой.

Священник Олег Моленко, изучая происхождение и значение символа шестиконечной звезды, пришёл к выводу, что разделение одного цельного знака на фигуру из нескольких частей - первый признак грядущего Апокалипсиса. Именно печать с подобной символикой и станет началом конца для всего человечества.

Шестигранник у индусов и мусульман

Встречается шестигранный символ и у индусов. Он, согласно буддизму и индуизму, означает Янтру, чакру в теле человека, которая отвечает за сердце. Восточные народы видят в знаке соединение мужского и женского начал, верхняя геометрическая фигура являет собой мужское, а нижняя, устремлённая острым концом вверх, представляет женскую сущность. Иногда гексаграмма ассоциируется с богиней Астартой, которая считалась покровительницей любви.

Во время ежедневного намаза приверженцы ислама рисуют гексаграмму своим телом. Верхние поклоны символизируют мужское или божественное начало, нижние - женское или земное начало, стремящееся к Аллаху.

Официально звезда Давида стала символом государства Израиль в XIX веке. Мировое сообщество евреев приняло гексаграмму в качестве знака новообразованной страны. Ранее щит-шестиугольник встречался на рукописях этого народа и присутствовал в качестве орнамента на стенах древних синагог. Известно, что в конце ХVIII века Вифлеемская звезда стала изображаться на надгробьях умерших иудеев.

Значение в магии

Щит Давида имеет непосредственное отношение и к оккультным наукам. Шестигранник часто встречают на старинных манускриптах по алхимии и астрономии. В чёрной магии подобная звезда встречается в ритуалах вызова демонов или же управления стихиями. Примечательно, что шестиугольник использовался наравне с пятиугольником-пентаграммой или Пентаклем.

Магическая звезда также иногда встречается под названием «Печать царя Соломона» . Согласно легенде, могущественный правитель сумел пленить в кувшине 72 демона и впоследствии именно символом шестиконечной звезды удерживал их внутри сосуда и заставлял служить своим интересам. Очень сильным считается нательный амулет с начертанием печати царя Соломона.

По мнению астрологов, в звёздном гороскопе человека тоже может встречаться щит Давида или Алмаз, как часто в этой сфере называют такой знак специалисты. Натальная карта, в которой есть этот символ, обещает рождённому гармоничное существование и сильную защиту от всех превратностей судьбы. Гороскоп обещает человеку также:

  • везение;
  • удачу во всех начинаниях;
  • одарённость во всех сферах деятельности.

Негативное обозначение

В истории имелись и негативные факты использования звезды Давида или печати Соломона. К примеру, в нацистской Германии евреев заставляли носить на одежде большую жёлтую звезду, а в концлагерях подобными символами другого цвета отмечали различных заключённых.

Углубляясь чуть дальше в события средневековья, можно проследить символ шестиугольника и в Варфоломеевской ночи. Страшная резня, которая произошла во Франции с 23 на 24 августа 1572 года, унесла сотни жизней мирных гугенотов. Устроившее кровавую расправу правительство страны приказало отметить дома, где жили протестанты, шестиконечными звёздами, нарисовав их белой краской.

Двенадцатиугольник Эрцгаммы

Интересным символом в эзотерике является звезда Эрцгаммы, которая представляет собой две печати царя Соломона, наложенные друг поверх друга и украшенные крестом внутри. Такой символ издавна считался мощным щитом, где свойства и так магически сильной шестигранной звезды приумножаются в несколько раз.

Значение символа звезды Эрцгаммы велико , его вращающиеся углы, внутри которых крест в круге, говорят о слиянии и гармонии между такими спектрами бытия, как:

  • физическое тело человека;
  • душа;
  • тайны мироздания и божественная энергия.

Само слово в переводе с древнеегипетского языка обозначает «двенадцать» и «гармония». Объединив эти два понятия, можно получить «гармонию двенадцати». Специалисты-эзотерики рекомендуют носить такой знак в качестве талисмана, способного защитить владельца от любого негативного влияния и усилить внутренний потенциал человека.

Каждый из двенадцати лучей несёт в себе особое сакральное значение. Если смотреть по часовой стрелке, то лучи кулона звезды Эрцгаммы символизируют:

  • душу;
  • разум;
  • парадокс;
  • логос;
  • осмысление;
  • опыт;
  • ошибки;
  • эпоху;
  • тело;
  • бытие;
  • боль;
  • веру.

Кулон с изображением символа можно носить и с другими украшениями или знаками веры, к примеру, с крестиком или ликом духовного покровителя.

При помощи звезды Эрцгаммы можно лечить различные заболевания, восстанавливать зрение или же попросту укреплять духовное тело. Также с её помощью специалисты умеют избавлять от негатива по фотографии и даже «раскручивать нимб». Этому способствуют различные духовные и телесные практики с двенадцатиконечным талисманом.

Человечество издавна использовало символику звезды с различным количеством лучей для ритуалов и шаманских воздействий. Также известна и широко применяема в мире магии и эзотерики семиугольная звезда. Стоит помнить, сколько бы лучей ни имел символ, его воздействие зависит и от веры в его волшебную силу.

Вконтакте

Верхний - вершиной вверх, нижний - вершиной вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам шестиугольника. Название «Звезда Давида» этот символ получил, согласно легенде, потому что был изображён на щитах воинов . Другой его вариант, пятиконечная звезда, пентаграмма, известен под именем «Соломонова печать». Тем не менее, связь этого символа с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона, по всей вероятности, является приписыванием позднего Средневековья. Звезда Давида изображена на Государства Израиль и является одним из основных его символов.

История символа

В древности

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Этот знак обнаруживается в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты.

Начиная с бронзового века (конец четвёртого - начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии.

Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству. Связь с еврейством изображения шестиконечной звезды была впервые обнаружена на еврейской печати VII в. до н.э., принадлежавшей некому Йеошуа бен Йешаяу и найденной в Сидоне. Подобными звёздами украшали также многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахум (Капернауме) (II-III в. н.э.), в орнаменте которой чередуются пяти- и шестиконечные звёзды, а также фигуры, напоминающие свастику.

Таким образом, шестиконечной звезде в этот период ещё не придавалось определённого значения. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Следует отметить, что подлинно еврейским символом считается менора - храмовый светильник. По этой причине она является и своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.

Средние века

Ещё тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на раннехристианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». В христианских церквях гексаграмма встречается даже чаще, чем в синагогах. Маген Давид на древнейшей, полностью уцелевшей копии масоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 г. Самое раннее упоминание названия «Маген Давид», вероятно, восходит к эпохе вавилонских гаонов (раннее Средневековье). Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона».

Однако, наиболее ранний достоверный источник этого названия - книга «Эшколь а-Кофэр» караимского мудреца Иегуды бен Элиягу Хадаси (XII век). В ней он критикует тех, кто превратил этот символ в предмет культа. Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, следует отметить, что в средневековых арабских книгах по магии гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара. Лже-мессия Давид Алрой, который предпринял попытку военного похода на Иерусалим с целью отбить город у властвовавших там в то время крестоносцев, считался колдуном и был родом, вероятно, из областей, которые ещё находились под властью хазаров в XII в. Существует версия, согласно которой, он и был тем, кто превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода. В XIII-XIV вв. Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и , а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение. О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Каббале внук Рамбана (XIV в.). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида. Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 г., когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг - красное полотнище с изображением шестиконечной звезды - получил название «флаг Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины.

Новое время

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII-XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем - Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы. В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии. Так, последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления. Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Уже начиная с 1799 г. Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах. В XIX в. эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы.

Версии о происхождении Маген Давида

Следует отметить, что достоверно происхождение символа неизвестно.

  • По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков, распустившихся в виде Маген Давида, и есть лилия, символизирующая еврейский народ, о которой говорит Песнь Песней:

«Я - нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев». (Песн.2:1-2)


    Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид.

Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в , вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по его мнению, объясняется древность и значение Маген Давида.

  • Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида.
  • По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников.
  • Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными.
  • Вполне возможно, что Маген Давид являлся, в сущности, подписью царя Давида, поскольку буква «далет» в древнем еврейском письме имела форму треугольника, а имя דוד на иврите состоит из двух «далет». В то же время, согласно некоторым источникам, его личная печать содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
  • Существует версия, согласно которой, лже-мессияДавид Алрой(Аль-Рои)и был тем, кто в XII в. превратил магический символ Соломоновой печати в символ Маген Давид (названный так, возможно, в честь него самого), сделав его фамильным символом своего рода.
  • Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец XVII в.) трактовали «щит Давида» как «щит сына Давида», то есть Мессии и видели в нём символ скорого избавления.

Мнения о значении Маген Давида

  • Гексаграмма трактуется, как соединение и сочетание мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник, направленный книзу) начал.
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю.
  • По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) - воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • Также, Маген Давид представляет собой сочетание небесного начала, которое стремится к земле (треугольник, направленный книзу) и земного начала, стремящегося к небесам (треугольник, направленный кверху).
  • По одному из объяснений, шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света - север, юг, восток и запад. (Любопытная деталь: на иврите слова «маген Давид» (ивр. מָגֵן דָּוִד‎) состоят также из шести букв.)
  • Согласно Каббале, Маген Давид отражает семь нижних Сефирот: каждый из шести треугольников указывает на одну из Сефирот, а шестигранный центр - на Сефиру «Малхут».
  • По словам р. Э. Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника - две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он - един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности - Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной - нижней, третьей. В этом - идея цели существования человека, задача которого - гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порождённые идеей существования «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.
  • Существует традиция украшать Маген Давидом сукку - особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову,Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» - сам царь Давид.

Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Другой - отражает позицию Иудаизма по отношению к этим элементам и их соотношению между собой - Творение (между Богом и Мирозданием), Откровение (между Богом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».

Фотогалерея




Полезная информация

Звезда Давида
ивр. מָגֵן דָּוִד‎
транслит. Маге́н Дави́д
досл. «Щит Давида»
в идише произн: могендо́вид

Использование в качестве еврейского символа

  • Семейство , получив дворянский титул в 1817 году, включило Маген Давид в свой фамильный герб.
  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 г. ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер альгемайне цайтунг».
  • В 1879 г. в Российской империи властями был созван большой симпозиум раввинов в Санкт-Петербурге, где им были заданы семь вопросов об основах иудаизма. Один из вопросов был о значении Маген Давида.
  • В 1897 г. принял проект флага сионистского движения, в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве флага Государства Израиль.
  • , возглавлявший сионистское движение, предложил в своей книге «Еврейское государство» иной вариант: белый флаг, в центре которого семь золотых звёзд, однако его предложение не было принято, главным образом, из-за отсутствия на его флаге еврейских символов.
  • В том же году шестиконечная звезда украсила и обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Герцлем.
  • Боксер-тяжеловес Макс Бэр, выступавший на ринге в 30-е годы, имел еврейские корни (не будучи иудеем по вероисповеданию), и вышел на ринг со Звездой Давида на трусах, когда боксировал с немцем Максом Шмеллингом.
  • Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам. Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у политических - красный, у эмигрантов - синий, у гомосексуалистов - розовый, у лиц, лишённых права на профессию, - зелёный, у т. н."асоциальных элементов" - чёрный и т. д.
  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту, и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан.
  • Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос, с белой полосой посередине служил эмблемой еврейской бригады, которая была частью британской армии во время Второй мировой войны. Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага.
  • Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердила его 28 октября 1948 г. Так голубая Звезда Давида стала символом Государства Израиль. В то же время, в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема - Менора, образ храмового светильника.
  • Израильские арабы утверждают, что они не могут чувствовать солидарность по отношению к государственному флагу, поскольку его составляют лишь еврейские символы.
  • Члены еврейской антисионистской секты «Нетурей карта» перестали использовать Маген Давид, поскольку тот, по их утверждению, теперь ассоциируется с сионистским государством.
  • В 1930 г. в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи «Маген Давид Адом».
  • Название и эмблема - шестиконечная звезда красного цвета на белом фоне - израильского общества по оказанию неотложной медицинской помощи (аналогично названиям и эмблемам обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) .
  • В 1950 г. Маген Давид Адом был официально признан Государством Израиль. Однако международного признания он не получил, поскольку Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца отказался признать Маген Давид в качестве ещё одного символа международной организации.
  • В конце 2005 года, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста, Международный комитет Красного Креста предложил проект третьего, «религиозно нейтрального» символа - красного ромба («красный кристалл»). Было принято решение о том, что страна, не желающая использовать крест или полумесяц, сможет использовать ромб или местную эмблему, заключённую в красный ромб. Тем самым, Международный комитет Красного Креста выразил согласие принять в свои ряды израильскую организацию, однако обусловил это тем, что эмблема Красного Маген Давида останется в употреблении лишь на территории Израиля, в то время как за её пределами она будет заключена в красный ромб.
  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.

Другие страны

  • Государственные символы США содержат Шестиконечную Звезду в разных модификациях, например Большая печать США.
  • Звезда Давида изображена на гербах немецких городов Шер, Гамбург и Гербштедт, а так же украинских городов Полтавы, Тернополя и Конотопа.
  • Три шестиконечные звезды изображены на флаге Бурунди. Они олицетворяют национальный девиз: «Единство. Работа. Прогресс».
  • Маген Давид изображён на Колониальном флаге Нигерии (1914-60 гг).
  • Ранее на флагах Северной Ирландии в центре присутствовала шестиконечная звезда (на флаге британского губернатора Северной Ирландии это элемент геральдического щита, на «Ольстерском знамени» - самостоятельный центральный символ).
Вверх