Курсовая работа Тоталитарные политические режимы XX века. Основные черты политического режима

В 30-е годы в СССР сформировался авторитарный политический режим, принявший форму культа личности Сталина. Его предпосылки определялись как особенностями исторического развития страны, так и внутренним и внешним ее положением в 20-е годы. Длительное сохранение самодержавия, отсутствие демократических традиций, низкий уровень общеобразовательной культуры, длительная вера народа в «доброго» царя – все это объективно способствовало складыванию режима личной власти. Другими факторами были формирование однопартийной системы, сложная международная обстановка в 20-е годы, борьба за лидерство в партии.

В «Письме к съезду» Ленин дал характеристики шести деятелям партии, в том числе и Сталину, и рекомендовал в силу его личных качеств сместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б), который он занимал с апреля 1922 года. Но это пожелание Ленина выполнено не было. Борьба за лидерство проходила в форме дискуссий по вопросам сохранения нэпа, возможности построения социализма в одной стране, индустриализации, коллективизации. В ходе нее были отстранены от политического руководства Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин. К началу 30-х годов Сталин стал полноправным вождем партии.

Параллельно с формированием режима личной власти Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличились масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных лиц». Вслед за раскулачиванием были проведены карательные меры против городских слоев населения. В 1928 году было инспирировано «шахтинское дело» против инженеров и техников Донбасса, в 1930 году процессы над несуществующими «Промпартией» и Трудовой крестьянской партией. В 30-е годы были ликвидированы многие общественные организации, а оставшиеся были поставлены под жесткий партийно-государственный контроль.

Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. Были созданы внеконституционные судебные органы: «двойки», «тройки», особые совещания НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Поводом к массовым репрессиям стало убийство 1 декабря 1934 года Кирова – лидера ленинградской партийной организации. Наибольший размах репрессии приобрели в 1936-1938 годах, когда состоялись политические процессы над лидерами оппозиций 20-х годов. Тяжелый удар был нанесен по армии.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР – самая демократическая в мире, вводившая всеобщее равное избирательное право, определявшая права и обязанности советских граждан. Изменилось национально-государственное устройство СССР: была ликвидирована ЗСФСР, и Грузия, Армения и Азербайджан стали самостоятельными союзными республиками. Конституция резко расходилась с реальной действительностью.

В конце 30-х годов важнейшей задачей внутренней политики становится подготовка к войне. Резко выросли расходы на оборону. Была введена всеобщая воинская повинность, увеличена численность Красной Армии. Велось строительство заводов-дублеров оборонной промышленности в восточных районах, разрабатывались новейшие виды вооружений, приняты меры по милитаризации труда.

Политический режим в СССР в 20-е-30-е гг. XX в.

Политический строй СССР в 30-е гг. принято характеризовать как тоталитарный. Тоталитаризм – это политический строй, при котором государство устанавливает свой всеобщий (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества.

Признаки тоталитаризма и их проявление в СССР:

 Полное сращивание «партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии. Партия становится ядром тоталитарной системы. Происходит систематическое вмешательство партаппарата в сферу управления, и даже правосудия.

 Ликвидация системы разделения властей. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР («Конституция победившего социализма»). Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической – социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Исполнительная власть по-прежнему принадлежала СНК. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Однако фактически система разделения властей была свернута. Реальная власть была сосредоточена в руках партии. Слабость представительной демократии объяснялась тем отсутствием ее исторических традиций в России.

 Уничтожение гражданских свобод. Многие положения новой Конституции, особенно о правах человека (автор главы о правах человека – Н.И. Бухарин), на деле бездействовали.

 Унификация (приведение к единому образцу) общественной жизни. Построена системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом (профсоюзы, комсомол, спортивные общества, творческие союзы и т.д.).

 Идеологизация общественной жизни. К середине 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и официальной, государственной идеологией. С целью ее распространения был установлен партийный контроль за средствами массовой информации, наукой, образованием. Все образовательные программы строились на основе сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)».

 Массовые репрессии. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии. Первой попыткой репрессий стало «шахтинское дело» - 1928 г. Именно там впервые прозвучал термин «враг народа». Отныне можно было свалить на «вредителей» любые экономические просчеты и ошибки партии. Поводом к началу массовых репрессий послужило убийство С.М. Кирова (1 декабря 1934 г.). 1934-1936 гг. – первая волна репрессий. Она была направлена против старой партийной гвардии – оппонентов Сталина. В 1936 г. были расстреляны Г. Зиновьев и Л. Каменев. В 1934 г. созданы особые внесудебные органы – Особые совещания из 2-3 человек («двойки», «тройки»), введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел «врагов народа». 1937-1938 гг. – вторая волна репрессий – против последних представителей «ленинской гвардии» (Бухарин и Рыков) и высшего командования РККА (расстреляны трое из пяти маршалов – М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер). Вместе с самими «врагами народа» репрессировались и члены их семей. В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике был убит Л. Троцкий. Третья волна репрессий началась в 1940 г., но была прервана началом Великой Отечественной войны.


    Введение 2 стр.

    Определение тоталитарного режима, его особенности и истоки. 2 стр.

    Предпосылки возникновения, сущность и свойства тоталитаризма. 6 стр.

    Формы тоталитарного режима. 11 стр.

4.1 Коммунистический тоталитаризм. 11 стр.

4.2 Фашизм. 14 стр.

    Заключение. 16 стр.

    Слисок литературы 17 стр.

    Введение.

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно. В работе мы рассмотрим тоталитарный политический режим.

    Определение тоталитарного режима и его особенности и истоки.

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций.
Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно- политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т. п.

Возрастают дискреционные, т. е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

Однако существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно- промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

    Понятие политического режима

    Тоталитарный режим и его характерные черты

    Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов

    Сущность и отличительные черты демократического политического режима

    Понятие политического режима.

Понятие «политический режим » определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности.

Политический режим образуется в политической системе под воздействием ряда факторов:

Целей и задач, которые ставят перед собой субъекты власти;

Степени и остроты межклассовых противоречий;

Уровня политической культуры исторических традиций данного общества.

Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. В политической науке наиболее распространенным является представление о политическом режиме как определенном сочетании:

Принципа легитимности;

Структуры политических институтов;

Партийной системы;

Формы государственного устройства.

Принцип легитимности (от лат. Legitimus – законный). Означает согласие граждан по поводу основополагающих политических ценностей, убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

Структура политических институтов . Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов, главным элементом которой является государство. Способность государства быть эффективным зависит от принципов организации институтов законодательной, избирательной и судебной власти.

Характер партийной системы. Реализуя общественные интересы, государство активно взаимодействует с другими политическими силами. Особое значение имеют политические партии, берущие свое начало в гражданском обществе и отстаивающие интересы его различных групп. Положение и условия деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений определяют сущность политического режима.

Таким образом, политический режим обеспечивает:

Стабильность и эффективность политической власти;

Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

Достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты.

Для определения типа политического режима следует сопоставить конституционные и правовые нормы с реальной политической жизнью, декларацию целей – с действительной политикой проводимой в государстве.

    Тоталитарный режим и его характерные черты.

Тоталитарный (позднелат. totalitas целостность, целое – через итал. totalita и производное от него totalitario – относящееся к целому, охватывающий все, в целом) – слово, возникшее в 20 в. и применяемое для характеристики таких политических режимов, которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Слово «totalitario » впервые было употреблено итальянскими критиками Б. Муссолини в начале 20-х гг., когда в Италии начала складываться однопартийная система. Но Б. Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства.

Теоретическим обоснованием «тоталитарного государства» стали идеи итальянского философа Джованни Джентиле (1875 – 1944) о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тоталитарных политических структурах. Согласно Джентиле, государство, как и Бог, «внутри человека, а не между людьми», поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы не существует.

Одним из первых политологов, исследовавших природу и истоки тоталитаризма, была немецкий политолог Ханна Арендт (1906 – 1975) . В работе «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) она называет причины возникновения тоталитаризма:

Империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию;

Превращение европейского общества в общество людей настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было мобилизовать с помощью идеологии;

Специфическое политическое и социальное положение евреев, которое вызвало ярый антисемитизм.

Характерными чертами тоталитаризма Х. Арендт считала:

Единую идеологию;

Внутригосударственную политику террора;

Чрезмерную бюрократизацию государства;

Антисемитизм, расизм.

Французский социолог Раймон Арон (1905 – 1983), исследуя характер тоталитарных режимов, выделяет следующие основные отличительные черты тоталитарных режимов:

Особого рода идеологии, т.е. комплексы идей, обосновывающих (легитимизирующие) право этих режимов на существование. Сами эти идеологии «тоталитарны», т.к. претендуют на охват всех, без исключения, сфер общественной и частной жизни, а также на то, что эти идеологии – воплощение истины. «Тоталитарные идеологии» отрицают прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Цель – создание «нового общества» и «нового человека»;

Монополизация власти в политической сфере. Власть оказалась в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера (вождь, фюрер, дуче).

Происходит объединение правящей партии с государственным аппаратом, огосударствление общества и, как следствие, уничтожение или сужение гражданского общества. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится не правовым;

Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой;

Монополия на информацию, т.к. все средства информации и само содержание информации строго контролируется аппаратом власти.

Террор как средство внутренней политики и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря».

Принято выделять два типа тоталитаризма:

Праворадикальный (фашистский и национал-социалистский);

Левоэкстремистский (сталинский).

    Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов.

Характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма :

Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется;

Не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводиться;

В деятельности государственных органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов;

Политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям;

Права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы;

Средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура;

Права меньшинства ничем не защищены.

Однако эти общие моменты охватывают в основном чисто внешние признаки, не касаясь сущностных характеристик политических режимов. Поэтому необходимо четко обозначить существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.

Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.

Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент.

    Сущность и отличительные черты демократического политического режима.

Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.

При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти в одном центре, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизьявления, установлено всеобщее избирательное право.

Демократия невозможна без альтернативных выборов лидеров на всех уровнях политической жизни. В альтернативных выборах не могут участвовать случайные люди. Кандидатуры будущих лидеров предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают программы или платформы. По-другому эффективная политическая жизнь не может быть организована. Прочным основанием демократии является многопартийность.

Разновидности (и примеры) тоталитарных режимов ХХ столетия

тоталитаризм политический экономический

В ходе исследования тоталитаризма как политико-правового явления, для полного его раскрытия целесообразным считается также выделить и дать характеристику отдельным видам тоталитаризма. Всемирная история предоставляет возможность дать характеристику разным проявлениям тоталитаризма в отличающихся социальных условиях бывших тоталитарных стран. Общепринято разделять тоталитарный режим на следующие подвиды: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Существует также классификация его на два вида: правый и левый тоталитаризм, при таком разделении правая разновидность представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал - социализмом, а левая соответственно советским коммунистическим режимом и подобными режимами в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Некоторые ученые также разделяют тоталитарные политические режимы на коммунистический тоталитаризм и фашизм, в такой классификации национал-социализм относят к разновидности фашизма.

К правой разновидности фашизма относят - итальянский фашизм и германский национал-социализм. Правыми они считаются по той причине, что обычно при этих режимах в стране была рыночная экономика со свойственной ей системой саморегулирования, институт частной собственности и тому подобная атрибутика демократического общества.

Политическое тоталитарное движение нашло свое воплощение в 20-х годах ХХ ст. и базировалось на исторической концепции утопии могущественной Римской империи. Фашизм в Италии установился в результате отрицательной реакции мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе формулирования национальной и экономической целостности. В фашизме нашли свое воплощение антагонистические настроения мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Фашизм в Италии, хотя и обозначил в общих чертах признаки тоталитаризма, но не развил их в полной мере.

Классическим примером правого тоталитаризма считается возникший в 1933 году в Германии национал-социализм, который установился в послевоенном обществе как ответ на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. В обществе распространялись настроения возрождения былого могущества и величия Германии, предпосылкой которого являлось превосходство арийской расы и покорение других народов. Движущей общественной базой национал-социализма была мелкая и средняя буржуазия, которые в силу своего происхождения, менталитета, целей и уровня жизни, были враждебно настроены как к рабочему классу, так и к аристократии, крупной буржуазии. Поддержание фашистского движения для мелкой и средней буржуазии было возможностью установления нового социального порядка и приобретения в нем нового статуса и преимущества за личные заслуги перед фашизмом. Немаловажным фактором влияющим на рост национального и социального самосознания немецкого народа было поражение в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) и глубокий экономический кризис 1929-1933 гг.

К левой разновидности тоталитаризма относят советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Для него была характерна распределительная плановая экономика, огосударствление средств производства, директивное планирование и ценообразование, уничтожение рынка, если таковой был, ликвидация частной собственности, уничтожение всякой основы индивидуализма и автономии членов общества, грубое нарушение основных прав человека. Командная экономика сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Господствующее правление коммунистической партии утвердилось в СССР уже в 20-е года. Тогда же и произошло слияние партийного аппарата с государственным, установление единой централизованной власти. К тому времени коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Следует отметить, закрытость власти, вся кадровая политика осуществлялась под партийным надзором. Руководящие посты в государстве были заняты самыми активными деятелями партии, и ни одно назначение не осуществлялось без их согласия. Духовным основанием общества в СССР была официальная идеология, основные принципы которой насильно внедрялись в сознание людей с помощью лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций. Инакомыслие и собственная инициатива отвергались и более того были наказуемы. В начале 30-х годов активно функционировал репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы, лагеря и др.). Хотя в Конституции и законах было гарантировано полный набор демократических прав и свобод человека согласно международным стандартам, в действительности они были лишь формальными и не находили своего воплощения на практике.

Советская власть весьма жестко стремилась достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Приемлемым и прогрессивным считалось только то, что не противоречило интересам рабочего класса. Однако фактически рабочий класс СССР был маргинализирован, поскольку в основном он был представлен вчерашними крестьянами, растерянными от существования в условиях многообразных социальных взаимодействий и боящимися завтрашнего дня. Именно на этих страхах и насадилась коллективная цель общества в виде идеала «светлого будущего», вековая мечта о справедливом и совершенном обществе.

Вверх