Аннотация Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада под редакцией Л.И.Плаксиной, рекомендованную Министерством образования РФ


Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики,...

Читать полностью

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л. И. Плаксиной для старшей группы детей с нарушением зрения, представлены основные направления образовательного процесса: развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, социально-бытовая ориентировка. План каждого раздела четко структурирован, определены цели и задачи педагогической работы, учитывающие интеграцию всех видов детской деятельности. Систематичность и последовательность в изложении материала, соответствие современным коррекционно-развивающим технологиям позволят учителям-дефектологам, воспитателям и психологам осуществить комплексное развитие и воспитание дошкольников в соответствии с ФГТ, обеспечат ребенку всестороннюю адаптацию в социуме и успешную подготовку к обучению в школе.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, психологам и воспитателям ДОУ компенсирующего вида; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Скрыть

Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют внимание воспитанию подрастающего поколения нашей страны. Ленинской заботой о коммунистическом воспитании детей, об их всестороннем и гармоническом развитии проникнуты решения XXV съезда КПСС. В свете этих важнейших задач приобретает значение дальнейшее совершенствование системы общественного воспитания детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, расширение сети специальных дошкольных учреждений и всестороннее улучшение их деятельности.

За годы девятой пятилетки количество учреждений подобного типа значительно возросло, увеличился и контингент воспитывающихся в них детей. Особенно быстро развивается сеть дошкольных учреждений специального назначения и специализированных дошкольных групп в массовых детских садах в РСФСР, Украинской, Белорусской, Латвийской, Таджикской, Литовской, Грузинской ССР и других союзных республиках

Коррекционно-воспитательная работа в специализированных детских садах тесно сочетается с лечебно-восстановительной. В соответствии с общепринятой «Программой воспитания в детском саду» педагогические коллективы детских садов специального назначения ведут большую работу по умственному, физическому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения. Большое значение придается ознакомлению детей с окружающим миром. В целях повышения активности и самостоятельности детей, развития целенаправленной деятельности, накопления ими социального опыта, формирования двигательной ориентировки проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры, занятия по изобразительной деятельности и музыке и др. Помимо этих общих задач, педагогическая работа в детском саду специального, назначения преследует цель коррекции зрения слабовидящих детей.

Для совершенствования деятельности учреждений данного типа и активизации обмена опытом работы в течение последних, лет Министерством просвещения СССР неоднократно проводились всесоюзные семинары для руководителей, педагогических и медицинских работников этих учреждений. Самое деятельное участие в работе семинаров приняли ведущие специалисты и ученые в области советской дефектологии и офтальмологии. Организованный на семинарах обмен профессиональным опытом показал, что в дошкольных учреждениях данного профиля имеются не только отдельные интересные начинания, эффективные приемы и методы обучения и лечения детей с нарушениями зрения, но и начала складываться целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Эти достижения отражены в настоящем сборнике.

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:
  3. Первая младшая группа – 10-15 минут.
    Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
    Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  4. Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  5. Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  6. Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  7. Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры:мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

Список литературы

  1. Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  2. Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  3. Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Костромы

«Детский сад №41»

Детский сад №41 города Костромы посещают дети в возрасте 3-7 лет с нарушением зрения, в основном это дети, имеющие зрительные диагнозы: косоглазие, амблиопия, астигматизм разной степени и др.

В дошкольном учреждении функционирует 6 групп:

1 группа раннего возраста её посещают 23 ребёнка из них 8 детей с нарушением зрения 1 ребёнок инвалид

5 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, средняя наполняемость групп 13 человек, общая численность детей 62 ребёнка из них 7 инвалидов по зрению

Дети с нарушением зрения в дошкольном учреждении получают интенсивное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим корреционно-развивающую работу с учётом нарушения зрительного анализатора.



Сведения о педагогических кадрах


Программное обеспечение

  • Основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой, Москва 2004 год;
  • Специализированная программа для детей с нарушением зрения «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной, 1997 г.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:
  • «Наш дом- природа», Н. Рыжова;

  • «Познай себя», С.С.Фролова, Е.Э. Цветкова;

  • «Экологическое воспитание», Н.Николаева;

  • «Юный Костромич» – региональная программа, руководитель Г.В. Власова


В дошкольном учреждении созданы все условия для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка, а так же для улучшения или стабилизации результатов лечения глазной патологии:

- работает кабинет врача – офтальмолога;

-оборудованы комната для занятий музыкальной деятельностью и для занятий физической культурой

(с красочным спортивным оборудованием для активизации зрительной функции и двигательной активности;

- оборудованы кабинеты учителей – дефектологов.

Коррекционно-развивающая среда


В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмо – гигиенических требований:

Правильное освещение в группах и кабинетах дефектологов оно не менее 500 люкс

Дополнительное освещение в виде подсветок досок;

Наличие офтальмотренажеров в физкультурном зале, в кабинетах дефектологов, группах; работа на подставках (дети с косоглазием)

Созданная предметная развивающая среда способствует укреплению здоровья, развитию зрительных возможностей детей посещающих наш детский сад.


Офтальмо – гигиенические требования:

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, состоящая из двух взаимосвязанных направлений это коррекционно – педагогическая работа и лечебно – восстановительный процесс.

В свою очередь корреционно - педагогическая работа состоит из специально – организованной деятельности учителей – дефектологов, логопеда, педагога – психолога и организации коррекционных упражнений воспитателями, инструктором по ФИЗО, музыкального руководителя.

обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.





Учителями – дефектологами (тифлопедагогами) совместно с педагогом – психологом и другими специалистами разработаны индивидуальные карты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, где даны рекомендации специалистов детского сада (тифлопедагогов, логопеда, психолога), ведутся тетради преемственности в работе воспитателей со специалистами

Учителя – дефектологи и специалисты ДОУ проводят специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушением зрения, его зрительной патологии

Коррекционно-педагогическая работа:

Воспитатели на группах организуют коррекционные упражнения на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.

Педагоги владеют информацией о состоянии зрительных функции каждого ребёнка, о результатах обследования врачом-офтальмологом, о назначенном лечении. Зная зрительные возможности детей, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.




Лечебно-восстановительная работа



Дети в нашем дошкольном учреждении получают интенсивное специальное комплексное лечение. В офтальмологическом кабинете ведёт приём врач-офтальмолог Г.В.Изволова, ежедневное лечение осуществляется сестрой ортаптисткой. В своей работе они используют аппараты:

Амблиотренер – для тренировки зрения при косоглазии;

Синаптофор-для диагностики и лечения косоглазия;

ТАК-6, “Ручеёк” - для тренировки аккомодации и глазодвигательных функций;

БТВР - 2 Бивизиотренер - для повышения остроты зрения при амблиопии;

БЗР «Радуга» - для восстановления бинокулярного зрения;

ТБО «Световое перо» - для тренировки координации движения глаз-рука;

ПСР «Мозаика» - для паттерн стимулирующих упражнений;

Аппарат лазерный «Спекл» - для стимуляции сетчатки при амблиопии и другое офтальмологическое оборудование.


Кабинет врача-офтальмолога



Оптимальное сочетание коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий создаёт благоприятные условия для разностороннего развития детей с нарушением зрения, повышает эффективность преодоления патологии зрения и способствует подготовке детей к обучению в школе.

По итогам выпуска 2011 года из 13 детей подготовительной к школе группе (3 инвалида), были выпущены с остротой зрения в/о 1,0 - 8 детей, в/о – 0,9 – 3 детей, в/о – 0,8 и ниже – 2 детей, с одного ребёнка была снята инвалидность.

Данная программа расчитана на обучение, развитие ребенка с нарушением зрения с 3-х летнего возраста.

Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Программа состоит из двух частей - программа детского сада и программа начальной школы.

Программа детского сада имеет два направления - общеразвивающее, коррекционное и включает себя следующие аспекты:

Развитие речи:

осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения; предусматриваются предметно практические занятия по развитию речи и предметного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действиям с ними.

Формирование элементарных математических представлений:

порядок введения тем в образовательный процесс: «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени» направлены на

формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени, а также усвоении способов количественного сопоставления, установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счёта и измерения.

Ознакомление с окружающим:

способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Изобразительное искусство:

направлено на овладение детьми сенсорными эталонами; занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с такими разделами как игра, ознакомление с окружающим миром и развитие зрительного восприятия, ручной труд и формирование элементарных математических представлений.

Физическое воспитание включает ряд коррекционных задач:

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;

Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;

Активизация и упражнение зрительных функций;

Трудовое обучение:

формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда, развитие личностных качеств, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Игра:

проведение специальных пропедевческих занятий по обучению игре; специальной задачей в развитии игры является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.

Коррекционная работа в детском саду

Развитие зрительного восприятия:

1-ый год обучения (3 – 4 года)

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру; формировать у детей зрительные способности обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объёмных предметах; закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности используя мозаику, предметы, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом; сформировать у детей представление об окружающих реалиях; обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус. Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительных способностей, цветоразличения, движение глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.

2-ой год обучения (4 – 5 лет)

Закреплять у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Учить называть местоположения предметов в пространстве.

3-й год обучения (5 – 6 лет)

Закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использовать оптики (линзы, лупу, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группу предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение). Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, схеме. Учить отличать геометрические фигуры и объёмные фигуры. Обучать использованию их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

Учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине. Учить видеть расположение предметов на картине, называть расположенные предметы ближе, дальше. Учить понимать заслонённость предмета одного другим. Упражнять стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения. Обучение ориентировке в пространстве. Учить анализу сложной формы предмета с помощью вписывания сенсорных эталонов для анализа строения формы предметов.

4-й год обучения (6 – 7 лет)

Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов. Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника - ромб; треугольник и квадрат - пятиугольник и т.д.). Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Развивать глазомер у детей. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам. Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Учить ориентировке в пространстве. Формировать у детей умение словесно обозначать пространственные положения на микро- и макро плоскости. Учить составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов на схеме. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств

Коррекция нарушений речи

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребёнка. Т.о. в системеспециальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности,развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушение сенсорной сферы.

Развитие осязания и мелкой моторики

Целью коррекционных занятий является формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального, осязания.

Ориентировка в пространстве

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует

специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.). На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

Социально-бытовая ориентировка

Предметные представления:

  • Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (форма, цвет, величина, пространственное положение).
  • Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению. Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием, на вкус, на слух.
  • Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов.
  • Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате.

Приобщение ребёнка к труду взрослых:

  • Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника воспитателя, повара, шофёра, папы, мамы и др.
  • Воспитывать желание помогать им.
  • Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

Наблюдения на улице:

  • за людьми, их поведением, на улице;
  • наблюдение за движением машин;
  • наблюдение на остановке за автобусом.

Ребёнку о самом себе:

  • упражнять детей в назывании своего имени, фамилии;
  • учить красиво улыбаться, говорить ласковые слова;
  • учить красивым манерам общения с окружающими.

Коррекционная ритмика

Коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы, зрительно-двигательную ориентировку.

Вверх