Известные старцы. Современные старцы: кто они и чему учат

О пророчестве этого афонского старца вспомнили совсем недавно, когда в небе над Турцией был сбит российский лайнер СУ-24. Этот греческий монах снискавший уважение во всем мире, уже давно предвещал военное противостояние между Россией и Турцией. Поэтому неслучайно предсказания Паисия Афонского о России 2018 сейчас интересует многих людей в нашей стране.

На самом деле, этот афонский старец предсказывал не одно событие, касающееся нашего государства, которые уже сбылись:

Немного истории

Паисий появился на свет 25.07.1924 г. в Греции. После окончания школы он, как обычный парень пошел на службу в армию. В 1950 г. увлекся религией и отправился в Кутлумушский монастырь. Здесь он прожил почти всю жизнь, занимаясь религиозной практикой. В мае 1978 г. монах перебирается в афонскую келью, где начинает принимать огромное количество людей. Умер он вблизи Солоников в 1994 году. Православные всего мира продолжают до сих пор приходить на могилу этого известного старца, которая находится в Богословском монастыре. В 2015 г. Священный Синод Вселенского Патриархата причислил Паисия Святогорца к лику святых. Тогда же преподобного монаха включили в месяцеслов РПЦ.

Страшные предсказания для России

Пророчество старца относительно Ближнего Востока выглядит довольно пугающим. Своими словами он не пытался никого запугать, а лишь указал какие последствия ожидают человечество, забывшее Бога. Безнравственность людей, цинизм политиков и эгоизм Запада приведет к тому, что на Востоке разгорится небывалое кровопролитие. Дословно его пророчество звучит так:

«Когда турки перекроют Евфрат, жди прихода двухсотмиллионного войска с восхода Солнца».

Еще недавно эти слова казались выдумкой. Сегодня предсказания Паисия Афонского уже сбываются. В Турции действительно строится плотина на реке Евфрат, и ее пуск намечен на 2018 год. Согласно дальнейшему предсказанию, которое Святогорец сделал еще в девяностые годы прошлого столетия, между Россией и Турцией начнется страшная война. В результате этого противостояния между христианами и мусульманами треть турок примет христианство, еще треть населения Турции погибнет, а остальная часть будет вынуждена покинуть Родину. Еще в 1991 г. Паисий упоминал о падении Константинополя и уничтожении Турецкого государства. Кровопролитие будет настолько масштабным, что в море крови будут «плавать трехлетние быки». Схимонах об этих событиях дословно сказал следующее:

«В ходе сражения разрушат мечеть Омара, что станет началом восстановления храма Соломона. Двухсот миллионная армия Китая пересечет Евфрат и придет к Иерусалиму».

В войне примут участие и западные страны Европы, но они будут выступать против России. Константинополь передадут законному владельцу этого города — Греции, хотя она не будет воевать.

О том, что слова старца уже сбываются говорят события последнего времени. РФ уже воюет в Сирии с Исламским государством. Турция косвенно также присутствует в этом конфликте. Ситуация в этой стране достаточно напряженная и непонятно во что она выльется, особенно после усиления власти лидера Р. Эрдогана после попытки военного переворота. Страны Запада, Израиль и США также не остаются в стороне от разгорающегося пожара войны. Все говорит о том, что в этом регионе может начаться Третья Мировая война. Вскоре начнется новый передел мира.

Что ждет Россию в дальнейшем

Афонский старец предсказал, что Россия станет во главе защиты православия и русскоязычного населения. Ему вторят и другие старцы Афона, которые утверждали о начале новой эпохи. В это новое время на территории Российской федерации должен появиться новый лидер, посланный Богом для спасения мира от уничтожения.

О появлении спасителя человечества говорили и другие предсказатели мира, такие как:

  • Нострадамус;
  • Эдгар Кейси;
  • Ванга.

Приблизительно одинаковые прогнозы относительно появления нового мирового лидера объясняется довольно просто. Для получения нужной информации, медиа используют различные практики:

  1. молитву;
  2. медитацию;
  3. погружение в транс.

Таким образом, достигается замедление колебаний мозга человека, и он получает доступ к Ноосфере Земли. В состоянии измененного сознания к нему из информационного поля поступает различная информация в зависимости от запроса.

Также стоит отметить, что практически все афонские старцы, говоря о новом лидере, упоминали о совместной молитве и покаянии. То есть все мы должны признаться перед коллективным бессознательным (Богом), что мы не в состоянии найти достойного руководителя и попросить, чтобы он был явлен свыше. Необходимо, чтобы психологически значимый образ понял наш запрос и дал новому правителю силы для наведения порядка во всем мире.

Афонские старцы об Украине

В свое время, Паисий Афонский говорил о противостоянии двух братских народов. Он также упоминал о нападках в Украине на РПЦ.

Многие монахи с горы Афон также предсказывали развитие событий в Украине. Они предупреждали эту страну об опасности ее выбора. Так старец Парфений не переставал говорить о неискренности Европейского Союза. Он утверждал, что Украина погрузится в кризис и ситуация будет намного хуже, чем в Греции. Трудолюбивому и искреннему украинскому народу чужды содомские грехи, которые узаконены в Европе.

Старец Тихон, который жил в Троицком монастыре еще пятьдесят лет назад предсказывал конфликт в Украине. Причиной войны, по его мнению, станут заокеанские силы. Те, кто развязал кровопролитие в Украине, останутся в итоге в проигрыше. Вскоре в России произойдет обновление власти и быстрее всего конфликт на Донбассе закончится.

Греческие старцы уверены, что Украина справится со всеми проблемами и выйдет из создавшегося положения, если будет вместе со своими славянскими братьями — русским и белорусским народами строить свое будущее.

Видео:

Фото: РИА "Новости"
Андрей Архипов

КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩЕГО ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА ОТ САМОЗВАНЦА?

Среди прихожан православных храмов нередко слышишь: «А старец сказал, что нужно к Апокалипсису готовиться. А Марии он повелел рожать скорее, Ивану - мать беречь… А старец-то предсказал… А старцы еще в прежние времена предупреждали…» Все указывает на то, что сегодня люди ищут «духовную опору»: прежние советские идеалы рухнули, а новых у людей еще нет. Кто они, эти «старцы», слово которых пользуется таким авторитетом у церковных людей, чьи имена на слуху у всякого православного, память о ком с благодарностью передают из поколения в поколение? И есть ли настоящие старцы сейчас?

При подготовке этого материала мне приходилось подолгу беседовать со многими священниками и мирянами. И, как сказал один из моих собеседников, «есть разделение даже у православных священников - некоторые любят старцев, получают у них духовное окормление, ездят к ним, подолгу беседуют, а некоторые любят «Лексусы» и не хотят повышать планку духовных требований к себе, они считают, что настоящие старцы все уже умерли и других не будет. Может быть, это идет от необразованности, а может, боятся любого непонятного».

Стоит учесть, что никакого определения «старца» нет. В православии старчество не есть высшая ступень иерархической лестницы. Старчество - это особый род святости, который может быть присущ каждому. «В какой-то момент Господь налагает на человека свою руку с особой силой, что есть способность видеть судьбу и волю Божию. И человек становится понимающим суть времени, способным увидеть прошлое, настоящее и будущее как отдельного человека, так и историю страны, судьбу всего мира. Получает дар видеть, что на самом деле происходит в душе человека, какая там битва идет, - поясняет мне отец Дмитрий. - Старца может назначить только Бог!»

И как так получается - вопрос не к нам, грешным. С одной стороны, православие в России имеет тысячелетнюю историю, а с другой… большинство мирян, священников, монахов стали верующими всего двадцать - двадцать пять лет назад. Где уж нам равняться с теми, кто с молоком матери впитал свою веру и с раннего детства шел узким путем к вершинам исихазма. Да, возникновение старчества как особого института относится к Х веку, когда под влиянием исихазма на горе Афон (Греция) возникло объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. И сегодня на Афоне собирается совет старцев, который признает нового старца или нет.

На Руси подобную роль играли Киево-Печерская лавра (прп. Антоний и Феодосий Печерские, XI век), Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский, XIV век), заволжские скиты и пустыни (прп. Нил Сорский, XV век). Старчество тогда воспринималось как духовное наставничество, ярким представителем которого был прп. Паисий Величковский (1722-1794), подвизавшийся преимущественно в Молдавии, из-за притеснения монахов в то время, но через своих учеников оказавший большое влияние на развитие этого института в России XIX веке. Так что одно из определений звучит так: «Старец (или старица) - это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи».

На фото: Остров Валаам. Ладожское озеро. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь


Фото: Сергей Бергов. Photoxpress

«СТАРЧЕСТВО - ЭТО СОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ НАРОДА БОЖИЯ»

Сегодня практически в любом православном монастыре есть свой старец-наставник, который служит идеалом для братии. «Старчество - это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует, - поясняет сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. - Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз - в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом».

Наш собеседник рассказывает о своих встречах со старцем: «В Петрозаводске трудится протоиерей отец Владимир, который был рукоположен в священники еще в далеком 1963 году, сейчас он служит в Кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского, является духовником Петрозаводской и Карельской епархии, о нем нередко говорят как о старце, мудром и прозорливом. Знаю людей, которым отец Владимир серьезно помог в решении сложных духовных проблем (увы, но все наши жизненные проблемы имеют духовные корни). Я сам не раз был у отца Владимира на исповеди…

Обычно, даже до конца не выслушав, он наклонял рукой мою голову, накрывал епитрахилью и читал разрешительную молитву. Как сказал один мой знакомый, отец Владимир за свою жизнь выслушал столько исповедей, что ему ведомо наперед все, что мы только думаем сказать. Может и так. Но если отец Владимир спрашивал меня о чем-нибудь или давал какой-то совет, то всегда получалось, что говорит он о чем-то таком, что ко мне не имеет никакого отношения. Может быть, поэтому у меня сложилось о нем мнение, как о чудаковатом добряке. Я не увидел в нем того старца, которого представлял по рассказам других. Возможно, тому виной мое предвзятое отношение. Злой «гений скептикус» искривляет, как в кривом зеркале, окружающее меня пространство».

В православии принято просить Христа открыть Его святую волю через священника, который рядом с тобой, и по вашей молитве и вере дается вам! Не зря Христос, возвращаясь из Назарета, где скептически настроенные жители этого славного города недоуменно спрашивали друг друга, «не плотников ли Он сын?» (Мф. 13:55), сказал: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их». (Мф. 13:57-58).

На фото: Старец Варсонофий Оптинский


ЕСТЬ ЛИ СТАРЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

Отец Дмитрий поведал нам, что миссия старцев на этой земле - увидеть в человеке скрытый его талант, увидеть тот путь, который человеку уготован Богом, и «поднять его, чтобы не валялся в грязи, поставить человека на то место, на котором он может принести наибольшую пользу миру». Согласитесь, что такие люди нужны миру и что они стоят того, чтобы народ их искал и с ними советовался. Александр Павлов, редактор информационного православного вестника «Русь-фронт» считает, что «истинный старец - это человек, который преуспел в исполнении Закона Христова, молодой он или пожилой, мирянин он или монах, в священном ли сане или же без него.

Верность Христу, Его учению, церковному законодательству, заветам Святых Отцов - вот первый и главный признак подлинного старца Христова. Если он сохраняет послушание священноначалию, а священноначалие уклонилось в ересь, то никакой он не старец, а послушник диавола. А истинные старцы, такие как преподобный Максим Исповедник, не смущаясь, отстаивали Истину, даже когда высшие иерархи Церкви от нее отступали. Истинное же старчество, по слову Святых Отцов, - пребудет до скончания века, но будет спасаться в неизвестности».

В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре живет отец Власий. О себе он говорит: «Мне положено видеть и знать от Господа, но некоторые люди смущаются, когда я вижу их тайны…» Старцы обладают такими способностями, которыми обычный человек обладать не может. К отцу Власию стоят толпы жаждущих исцеления. И многие его получают. Говорят, что многие наркоманы и алкоголики после беседы с ним становятся на путь исцеления.

СОВЕТОМ ОДНИМ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВОПРОСЫ

В выходные и праздничные дни из города в ближайшие монастыри устремляются десятки автобусов с паломниками. Среди них, конечно, немало обычных туристов, цель которых - посмотреть на древние монастырские стены и лично убедиться, что мастера прошлого кладку клали ровно, но большинство едет за духовной помощью.

Нередко в своей жизни люди оказываются в ситуации, когда сделать правильный выбор очень затруднительно. В армию идти или в вуз поступать? Замуж за Петра выходить или за Василия? И речь, как правило, идет о вопросах, которые могут определить всю дальнейшую жизнь человека. Часто помощь нужна в семейных делах: узнают, как, например, вернуть блудных сыновей на путь истинный. Паломники стремятся спросить совета у самого мудрого и авторитетного в духовных делах человека, которым, конечно же, в монастыре является старец.

Может быть, страждущему ответит дежурный священник, схимник, а может, он действительно попадет к старцу. Старца от иного человека в черных одеждах просто так не отличить. У схимонахов, к примеру, ярко выделяющееся одеяние, но… схимник может и не быть старцем. Около Псково-Печерской лавры сидит женщина в одеяниях схимницы, около ее ног корзинка для подаяния. На мой вопрос, старица ли она, женщина ответила отрицательно, сообщив, что она не может дать совета, может только молиться: «Скажи, за кого мне молиться, и я буду».

«Мало кто из паломников осознает свою ответственность от того, что он узнал волю Божью от старца. Много горя иной раз приносит такое вот желание быстро узнать судьбу свою и снять с себя бремя выбора, - объясняет отец Дмитрий. - Одному молодому человеку старец произнес: «Приходи в монастырь, я тебя приму». Но юноша решил жениться, но первая его невеста внезапно заболела и умерла, вторая трагически погибла…

Лишь тогда он принял постриг, приняв совет и волю Божью. А ведь этих смертей можно было избежать. Или пришли две девушки к батюшке и просят благословить. Одна - в монастырь, вторая - замуж. Батюшка молвит «Благословляю, но наоборот: тебе - замуж, а тебе - в монастырь».

Паломники должны быть готовы принять любые руководства к действию. Они ведь судьбу свою вопрошают, а знание судьбы - это готовность следовать ей, какой бы она ни была. На все воля Божья. Старец лишь «имеет право» вам это озвучить. И если получаете совет - извольте ему последовать, утешение - значит, перестать плакать и начать действовать, благословение получили на добрые дела - исполняйте. Старец отличается ото всех нас тем, что искренне любит нас - теплом души своей заполняет пустоту израненного сердца и души нашей, чистая энергия проникает во весь наш организм. Настоящий старец через себя приобщает человека к Святому Духу, насыщает душу духом.

Атмосфера любви - вот что отличает истинного старца. И цветы вокруг него лучше растут, деревья плодоносят обильнее, звери приходят к его обители.

Есть сегодня такие люди, оглянитесь - и увидите. Из ныне живущих называют старца архимандрита Андриана в Псковских Печерах; старца схиигумена Илию (Ноздрина) Оптинского (духовника Патриарха); старца схиархимандрита Иоанникия из Ивановской области; архимандрита Кирилла (Павлова); духовника Троице-Сергиевой лавры (с 2012 года в коме от неизлечимой болезни); архимандрита Наума (Байбородина); архимандрита Иллариона из Ключевской Пустыни в Мордовии; старца Георгия (Савву) из Свято-Духова монастыря… Помогает людям и искренняя молитва у могил старцев. Недаром многие старцы говорили: «Кричите громче меня, и я услышу!»

КАК ПОПАСТЬ НА БЕСЕДУ К СТАРЦУ?

Обычно паломник, приезжая в монастырь на литургию, попадает на исповедь к дежурному священнику, а вот попасть к старцу не так просто. Нас много, он один. Не нужно забывать, что это старый человек, которому далеко за шестьдесят. Ему просто выслушать за день большое количество людей физически сложно. Поэтому на сайте монастыря обычно пишут, чтобы заранее звонили в монастырь и договаривались о встрече.

Оставаясь ортодоксами в вере, православные всегда шли в ногу с научно-техническим прогрессом. Как известно, первая гидроэлектростанция в России была построена в монастыре Нового Афона. Так и сейчас, как правило, в монастырях есть все современные средства связи. Звоните, пишите по электронной почте или связывайтесь по скайпу, узнавайте, договаривайтесь о встрече. Ведь благодаря современным средствам связи она может быть и заочной.

Валаамский старец схиигумен Иоанн, живший последние годы своей жизни в Финляндии, в Новом Валааме, общался со своими духовными чадами, разбросанными войнами и революциями по всему свету, с помощью почты. Сегодня книга «Письма Валаамского старца», выражаясь светским языком, православный бестселлер, который стоит читать и перечитывать. Там можно найти ответы на многие вопросы, которые сегодня, как и много лет назад, мучают молодых.

А вот как вел прием паломников один из великих старцев, наш современник, архимандрит Иоанн Крестьянкин, насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: «Сразу по окончании литургии начинался прием. В алтаре решались вопросы с приезжим духовенством, на клиросе ждали своей череды присные, приехавшие с батюшками, в храме ожидали местные прихожане и приезжие паломники. Батюшка выходил из храма в окружении множества людей, когда время подходило к обеду. Но и на улице подбегали запоздалые вопрошатели и любопытные, чье внимание привлекала собравшаяся толпа. И любопытные, полюбопытствовав, обретали в центре толпы сначала внимательного слушателя, а в будущем и духовного отца.

Очень скоро за отцом Иоанном закрепилась меткая характеристика «скорый поезд со всеми остановками». Ходил он очень своеобразно, не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если он был ограничен во времени каким-то послушанием и пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук, то тогда пастырская совесть его не была спокойна. И, пробежав, он частенько так же быстро возвращался и скороговоркой

Спрашивал: «Ну, что у тебя там?» А поскольку ждать объяснений, с чем подошел человек, было некогда, батюшка начинал сразу отвечать на незаданный ему вопрос. В эти минуты он, сам того не желая, выдавал свое сакраментальное ведение о человеке и его жизни».

Нередко люди, оказавшись в затруднительной ситуации, стремятся спросить совета у самого мудрого в духовных делах человека


Фото: Сергей Пятаков. РИА «Новости»

МЛАДОСТАРЧЕСТВО И ЛЖЕСТАРЦЫ

Во многих православных книгах дается предостережение от «младостарчества».

Священник Владимир Соколов в своей книге «Младостарчество. Соблазны и причины» отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: «Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно… Такое «послушание» - форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог… Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия».

Бывает так, что монах, а то и священник, вдруг сам решает, что он достиг необычайных духовных высот и теперь может, с высоты своего духовного роста, давать советы окружающим, заглядывать далеко в будущее и прошлое, определять настоящее. С православной точки зрения, такой человек просто «впал в прелесть», то есть прельстился, возомнил, что обладает такими духовными плодами, которых у него на самом деле и нет. К сожалению, деятельность такого человека совсем не безобидна. Люди, последовавшие советам младостарца, рискуют вместо разрешения существующих проблем получить новые, во много раз более трудные.

Бывают лжестарцы, общение с которыми опасно для психического здоровья, а порой и для жизни. Прежде всего это возомнившие себя старцами священники. Их можно отличить по группе их «почитателей», которые везде распространяют слухи о чудесах, слепо поклоняются своему гуру, а за непочтительный отзыв о нем могут и ударить. Если поспрашивать поклонников, то выясняется, что их «учитель» постоянно советует им в вопросах семейной и сексуальной жизни, возможностей зарабатывания денег (при этом ему самому постоянно нужны финансы на разные дела, и он их, не стесняясь, просит и получает).

Такие лжестарцы на самом деле стремятся возвыситься над всеми, иметь славу, повелевать остальными. Именно поэтому они поощряют рассказы о себе, а не пресекают их. Были случаи, когда они заставляли бросить семью и детей, отречься от родителей, продать дом, отдав деньги храму, уйти в тайгу строить храм, не взирают они в своих просьбах и на состояние здоровья паствы. С точки зрения православия основной грех завладел их душами - гордыня. И когда кто-то противится их советам, исходя из законов морали или простого здравомыслия, лжестарцы не чуждаются и проклясть: «Пойдете против меня - помните, что молитва у меня сильная!»

Часто эти люди создают собственную «церковь», вне подчинения епархии. На порталах некоторых православных епархий висят предостережения о тех, кто принял постриг, но ушел и основал свой храм. Например - бывший игумен Киприян (Евгений Цибульский). За грубые нарушения пастырской деятельности и развращение прихожанок Киприян был отлучен от Церкви, запрещен в священнослужении и изгнан из обители (Троице-Сергиевой лавры). В ответ он увлек за собой несколько десятков фанатиков, почитающих его как святого, и создал псевдоправославную секту. Их методы - манипуляции сознанием, гипноз, техники подавления личности. Результат - люди продают квартиры, отдают свои сбережения.

Если в действиях человека присутствуют доказанные нарушения Уголовного кодекса, такие как мошенничество, скрытая или явная пропаганда религиозной и национальной нетерпимости, хищение денежных средств, нанесение вреда здоровью (много случаев, когда больному человеку советовали выбросить костыли, отменить лекарства, отказаться от операции - и в итоге человек умирал без медицинской помощи), то с лжестарцами разбирается Следственный комитет или Прокуратура. А вот за «подмену здравого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой» - суд только Божий, но не мирской.

Как метко отмечается самими священнослужителями, «иметь славу старца, называть себя старцем и быть старцем - совершенно разные вещи. Все познается по образу жизни. «Верующий не должен отдавать слабого в руки сильного».

КАК СТАНОВЯТСЯ СТАРЦАМИ

Сейчас доступны многие книги, многие биографии старцев, тех, кто своей жизнью, своими деланиями остался в памяти людей, описания чудес, происходящих с людьми после общения со старцами…

Немалый интерес вызывает история старца Варсонофия Оптинского. Будучи успешным на военном поприще, он дослужился до полковника и выделялся среди сослуживцев только нежеланием жениться, посещать балы и тем, что проводил много времени в молитве. В сорок шесть лет ушел в монастырь. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся оптинским инокам.

Юродивый старец Иоанн Васильевич Корейша почитался многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного, но не был канонизирован. Он свыше 47 лет провел в больницах в качестве психически больного (в воспоминаниях современников проскальзывает, что осужден он был чиновниками за обличение воров, мошенников среди чиновничества и казнокрадов), но к нему за советами шли и в психиатрическую клинику. Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Н.С. Лесковым и Л.Н. Толстым.

Есть книга старца Ефрема Филофеского «Моя жизнь со Старцем Иосифом», в которой страница за страницей раскрывается, как человек становится православным старцем. Молодой успешный греческий предприниматель вдруг начинает тяготиться своей деятельностью, им овладевает только одно желание - стать монахом на Афоне. Но человек он деловой, поэтому подходит к своему стремлению с деловым практицизмом. Прежде чем уходить навсегда в монахи, он решает испытать себя и на несколько месяцев уходит далеко в горы, где живет в пещере, подобно знаменитым отшельникам прошлого. И только после этого, утвердившись в своем стремлении, приезжает на Афон, становится монахом, учеником опытного афонского старца. И шаг за шагом поднимается вверх на выбранном им духовном поприще.

Со стороны, для людей светских, далеких от религии, духовное возрастание человека может быть малозаметным. Ну, ведет человек аскетическую жизнь, живет в невыносимых условиях кельи или пещеры, где летом его палит солнце, а зимой морит холод. Оказывается, и у монахов есть своя лестница, по которой они ступень за ступенью поднимаются вверх. В книге игумена Синайского монастыря (VI век) преподобного Иоанна Лествичника «Лествица, или Скрижали духовные» подробно раскрывается суть каждой ступени, на которую должен подняться монах в своем духовном делании.

В одной из глав преп.

Иоанн Лествичник рассказывает о человеке по имени Исидор, который решил подняться в своем духовном росте хотя бы на первую ступеньку. Игумен монастыря, принявший Исидора, заметил, что тот коварен, суров, зол, горд и порекомендовал Исидору, чтобы тот «прежде всего обучался послушанию». Семь лет потратил Исидор на преодоление этой первой монашеской ступеньки. За эти годы он настолько изменился, что преп. Иоанн Лествичник с уважением называет его не иначе, как «великий Исидор», и пишет далее: «…Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь… (2 Кор. 6:17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? - Никто. Все это - победные почести иноков, и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?»


поделиться:

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим . Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;

  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;

  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;

  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;

  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;

  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;

  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;

  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;

  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;

  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;

  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;

  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;

  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;

  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;

  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и .

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

На этот раз мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином о старцах и старчестве. Все мы в своей христианской жизни нуждаемся в помощи духовно опытных людей. Как эту помощь можно получить? Обязательно ли для этого искать «настоящего старца»? Вообще, старцы — кто они, существуют ли они сегодня? И какая опасность может скрываться за желанием общаться только со старцами, не обращая внимания на те возможности, которые дает наша церковная жизнь, посещение приходского храма?

— Владыка, что же такое старчество?

— Старчество — это особое явление, которое возникло в монашестве и относилось прежде только к монастырской жизни. Но в России в XIX веке старчество вышло за ворота монастырей — или, точнее, мир пришел в монастырь к старцам.

Вообще, старец — это духовник братии или сестер монастыря. Дело в том, что жительство в монастыре подразумевает духовное руководство, открытие послушником своих помыслов старцу ― духовнику, игумену. Только так можно научиться науке из наук — духовному деланию. Вообще, монашество — это то, чему учатся друг у друга. И хотя существует много замечательных книг о монашестве, сохраняющих его дух, все равно они не могут заменить живое общение и передачу личного опыта борьбы со своими страстями. Собственно, эта борьба и является целью и основанием монашеского подвига. Вот почему в монашестве так важна традиция, которая передается «другдругоприимательно» (есть такое славянское слово): от старших — к младшим, от тех, кто уже долго живет в монастыре, — к новоначальным.

Старчество предполагает, что старец полностью руководит новоначальным в духовной жизни. В идеале человек не должен иметь никаких скрытых от духовного наставника помыслов, пожеланий. Все свои поступки он должен поверять старцу, и всё, что делает, делать только по благословению. В таком самоотречении, послушании и передается монашеская традиция.

В XIX веке благодаря деятельности учеников замечательного подвижника ― преподобного Паисия Величковского — монашество расцвело в России, и одним из центров возрождения монашеского делания стала Оптина пустынь — впоследствии известный на всю Россию монастырь. В современной Румынии есть Нямецкий монастырь, который тоже стал известным благодаря трудам старца Паисия и его сподвижников. И до сегодняшнего дня в румынском языке существует слово «старец», оно не переводится. Старец — это игумен монастыря, старица — игумения, дом, в котором живет игумен или игумения,― стариция.

В XIX веке в России получилось так, что к духовникам Оптиной пустыни стали приезжать на исповедь или ради совета по житейским вопросам богомольцы-миряне, начиная от простых крестьян и заканчивая известными образованными людьми. Это и братья Киреевские, и тот кружок, который сложился впоследствии вокруг оптинского старца Макария и занимался переводами святоотеческой литературы на русский язык. Это и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой… Хоть Лев Николаевич и был величайшим путаником и хулителем Православной Церкви, тем не менее, он тянулся к старцам. Ведь его знаменитый уход из Ясной Поляны был не просто уходом на станцию Остапово. Там его задержали родственники и почитатели, потому что не хотели, чтобы он дошел до своей конечной цели. А шел он именно в Оптину пустынь… Само это перечисление имен очень известных людей, оставивших глубокий след в истории русской культуры, литературы, философии, говорит о том, что явление старчества интересовало самый широкий круг общества.

И в других Поместных Церквах старчество развивалось похожим образом. Мне приходилось в начале 1990-х годов посещать известного на всю Румынию духовника старца Клеопу (Илие) — человека необыкновенно глубокого, удивительного для нашего времени подвижника. Он пережил тюремное заключение, в 1940-50-е годы долгое время жил в лесу, скрываясь от властей во время гонений на Церковь в коммунистической Румынии. К 1990-м годам он почитался всей страной как один из величайших старцев.

Я пришел в Троице-Сергиеву Лавру, когда еще был в силах всем известный архимандрит Кирилл (Павлов) — замечательный духовник, самый настоящий старец. Благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стал известен без преувеличения всей России отец Иоанн (Крестьянкин) — но и до этого его знала вся Церковь. Эти старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий.

И сегодня есть много людей (как правило, это монастырские духовники), которые не только исполняют свое монашеское послушание, но и помогают людям, приходящим к ним из мира. В акафисте преподобному Сергию есть поэтическое сравнение: «сосуд, благодати полный и преизливающийся». Так можно, наверное, охарактеризовать каждого старца.

— Это очень красивая характеристика. Но в обывательском сознании старец — это прежде всего прозорливый человек. Вот сейчас Вы рассказывали о встрече с удивительным румынским старцем Клеопой, и очень захотелось Вас спросить: «А он Вам что-то открыл?».

—Вы знаете, да. Нас было трое. И когда ему сообщили, что пришли три иеромонаха ― студенты из России, он сказал: «О, митрополиты идут, пропустите». И двое из нас действительно уже митрополиты, третий ― архиепископ…

Но я, конечно, шучу. Думаю, и с его стороны это была просто шутка. А если говорить серьезно, то самое ненужное в христианской жизни ― это поиск прозорливости. Ни в коем случае не надо к этому стремиться. Этим «требованием чуда», причем чуда на потоке (если к «старцу» едут автобусами), мы профанируем всё ― профанируем веру, старчество как явление и вообще само христианство.

Старец — это именно духовный наставник. А любой духовник все-таки должен знать человека, какое-то время быть рядом с ним. Замечательный пример старца нашего времени — это, конечно, преподобный Паисий Святогорец, который духовно окормлял женский монастырь в Суроти, ныне один из лучших, самых благоустроенных монастырей в Греции.

Поэтому когда к старцу — настоящему или просто прослывшему таковым ― приезжает кто-то со стороны и требует немедленного чуда и прозрений: «Ну-ка, расскажи мне всю мою жизнь, и что мне делать дальше»,― это на самом деле кощунство. Ни один духовно опытный человек не поддастся на такие просьбы, претензии и, скорее всего, тихо-мирно отпустит такого посетителя восвояси, сказав ему несколько слов утешения. Там же, где начинается подыгрывание подобным настроениям, подлинной духовной жизни, подлинного старчества нет и не бывало.

― А есть ли вообще старцы в наши дни?

― Думаю, да. Есть и в наши дни духовно опытные люди и в монастырях, и на приходах. Без них Церкви было бы очень тяжело. Но здесь нужно быть очень осторожными, все делать внимательно и с рассуждением. И надо очень беречься от распространенного сейчас типа отношений, в том числе и с Богом, который выражается словами: «Ты ― мне, я ― Тебе».

― Тем не менее, многие ищут старцев именно для того, чтобы получить какой-то особый совет, наставление…

― В «Душеполезных поучениях аввы Дорофея» есть прекрасное место. Авва Дорофей приводит слова Писания: «Спасение во многом совете»,― но подчеркивает: не в «совете с многими», а «во многом совете» с опытным человеком. А у нас, к сожалению, любят делать так: «Вот, была я у такого-то старца, поедем теперь к другому старцу, потом еще к одному». Это, конечно, совершенно неправильно. Если мы увидели духовно опытного человека, смогли побыть около него, это иногда важнее длинных речей. Из жизнеописания многих святых мы знаем, что люди, даже просто понаблюдав за ними издалека, назидались этим больше, чем словами. Такие случаи есть в житии преподобных Сергия Радонежского, Иоанна Рыльского, многих других святых. Потому что человек, исполнивший заповеди Божии и сподобившийся Божией благодати, настолько отличается от окружающих, что сам по себе служит назиданием. Но, повторю, специально сегодня, в наши дни, ехать и искать старца мне кажется неправильным. В лучшем случае, это не принесет никакой пользы. И, конечно, совершенно чудовищная практика ― когда собирают автобусы на «поездку к старцу». Это просто бизнес.

― Как правило, такие поездки все-таки совершаются без благословения…

― Никто не может никому ничего запретить. Мы свободные люди, живем в свободной стране ― сел и поехал, куда хочешь. Поэтому мы ― архиереи, духовенство ― не то чтобы «запрещаем» или «не благословляем», но пытаемся объяснять, что духовная жизнь не заключается в поездках от одного старца к другому.

Знаете, иногда у некоторых людей появляется пренебрежительное отношение к обычным священникам, типа: «Вот была я у старца — это да! А в нашем храме — какие это батюшки? У них жена, дети, да и вообще они еще мальчишки…». Такое пренебрежение ― по сути хула на Духа Святого, который изливается на каждого священника в момент хиротонии и дает ему власть «вязать и решать».

― Владыка, Вы напомнили о старце Паисии Святогорце. Думаю, что он и до сих пор окормляет людей ― через свои книги. Может быть, современному человеку следует именно так искать духовного наставления?

― Я думаю, современному человеку нужно ходить в храм, участвовать в таинствах, читать духовную литературу, в том числе, книги тех людей, которые были духовно опытными и пользовались при жизни расположением своей паствы. И Господь пошлет в свое время всё, что необходимо,— хорошего духовника, добрую церковную общину. А если это для человека будет нужно, приведет его и в какой-то монастырь. И там он встретит монаха, может быть, не прославленного, не из тех, к кому «духовные туристы» ездят целыми автобусами, но того, кто сможет дать совет — который нужен именно этому человеку, и именно в это время. И если человек этот совет услышит, исполнит — он получит самую большую пользу, которую только можно получить.

Газета «Православная вера» № 12 (608)

Вверх