В каких странах есть полноценные авианосцы. Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Америка давно признана страной, у которой самое мощное вооружение. Именно там находится самый крупный авианосный флот в мире.

На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки располагают одиннадцатью действующими авианосцами, десять из которых находятся в строю военно-морских сил и один – в стадии строительства. Все 10 авианосцев были построены из кораблей класса Нимиц, которые пришли на смену вышедшим из строя предыдущим. До авианосцев типа «Нимиц» существовало еще несколько видов, например, класс «Мидуэй» 1952 года, эскорт авианосцы «Сэнгамон» 1942 года, корабли «Форрестол» с 1955 года, «Кити-Хок», разработанный еще в 1960-х (примечательно, что выпущено было только четыре корабля такого типа), «Сайпан» с 1940-х (насчитывается лишь два судна). Все перечисленные модели на данный момент сняты с вооружения и более не выпускаются.

Авианосцы были одним из самых больших активов для боевых товаров всех стран. С момента своего создания эти корабли оказали огромное влияние на систему обороны нескольких стран. Вот список лучших авианосцев, которые были вокруг. Они, безусловно, лучшие из породы и выставляют напоказ все функции, требуемые такими линкорами.

Вскоре они были вновь запущены как многоцелевые авианосцы с ядерной двигательной установкой. Корабли этого класса являются самыми длинными военными кораблями мира. Ядерный ядерный корабль, это один из самых важных авиаперевозчиков Франции, который находится в эксплуатации с тех пор.

Зарегистрированные боевые суда в ВМС Америки по состоянию на сегодняшний день:

  • “USS Nimit”» номер CVN-68 – это первый авианосец, который сейчас располагается в Эверет;
  • “Дуайт Эйзенхауэр” номер CVN-69;
  • “Карл Винсон” номер CVN-70, находится в Сан-Диего;
  • “Теодор Рузвельт” номер CVN-71;
  • “Авраам Линкольн” с номером CVN-72, до 2015 года будет находиться в Норфолке на перезарядке активной зоны атомного реактора;
  • “Джорж Вашингтон” номер CVN-73, отправлен в Йокосука;
  • “Джон К. Стеннис” номер CVN-74;
  • “Гарри Трумэн” номер CVN-75;
  • “Рональд Рейган” номер CVN-76;
  • “Джордж Буш” номер CVN-77, последний корабль класса Нимиц, находящийся в боевом состоянии.
Все это авианосцы снабжены ядерной силовой установкой, имеют водоизмещение около 106 тысяч тонн и действуют в составе авианосных ударных групп. Предназначены они для обороны военно-морских связок и поражения надводных целей. Вооружение таких кораблей состоит из истребителей-бомбардировщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, транспортных, а так же противолодочных вертолетов. Бортовое вооружение составляют зенитные, ракетные установки и артиллерийский комплекс. Все суда данного класса имеют бортовой номер, который обозначает, что этот корабль многоцелевой с ядерной энергоустановкой и имеет порядковый номер в особом списке военно-морских сил Америки.

Первый авианосец в США был введен в действие в 1975 году, а последний – в 2009 году.

Авианосец может достигать максимальной скорости 27 узлов. Его общая мощность самолета составляет 35 человек. Его конструкция была сделана с учетом необходимости линкора, чтобы показать универсальность и скрытность. Он называется многопрофильным, потому что он очень дружелюбен к битве, и он играет как атакующую, так и несущую роль. Кузнецов - один из лучших авианосцев. Обладая многоцелевой мощностью, этот единственный корабль может служить в качестве авианосца, кроме того, что он снабжен вооружениями, которые делают его достаточно смертоносным.

Одиннадцатый авианосец США под гордым именем «Джеральд Форд» с присвоенным ему порядковым номером CVN-78 строится в новом классе Форд. Постройка этих атомных многоцелевых судов запущенна с 2009 года. Они являются улучшенной версией авианосцев класса «Нимиц». Различия в них заключаются в существенном увеличении размеров и усовершенствовании вооружения. В кораблях класса «Форд» планируют внедрять новейшие разработки и элементы стелс-технологии. Из-за этого экипаж нового судна уменьшиться на 500-900 человек. Строительство авианосца «Джеральд Форд» планируется закончить в 2015 году. Помимо него запланирован запуск еще двух кораблей аналогичных моделей для пополнения флота США. После, согласно специальной программе, разработанной министром ВМС Америки, через каждые пять лет будет выпускаться по одному кораблю, пока количество новых судов в составе флота не будет равняться десяти.

Он приводился в действие с использованием паровых турбин, восьми и четырех валов. Он находится в эксплуатации с тех пор. Скорость этих сооружений составляла 29 узлов, оснащенных шестью котлами и паровыми турбинами. Корабли были снабжены двумя лифтами, двумя кабинами экипажа и двумя гидравлическими катапультами в ангаре. Корабли оставались в эксплуатации до.

Его максимальная скорость составляет 16 узлов, достигнутая с помощью шести дизель-генераторов. Корабль может перевозить до 30 самолетов и снабжен 202-метровой кабиной с подходящими посадочными точками для вертолетов и самолетов различного размера и типа.

«Джеральд Форд» – это первый авианосец, который был полностью сконструирован в 3D-дизайне. Кроме того, существенные изменения были внесены во внутреннее наполнение судна:

  • расширена площадь, предназначенная для вылетов самолетов;
  • ядерный реактор после модернизации сможет работать непрерывно до 50 лет без замены топливных стержней;
  • боезапас будет состоять из бомб, ракет типа «воздух-земля».

Эти авианосцы смогут нести около девяноста вертолетов и самолетов, а также других летательных аппаратов. В США планируют, что суда этого класса заменят старые, которые приближаются к конечному сроку эксплуатирования, составляющему 50 лет.

Это делает этот конкретный авианосец весьма универсальным и ценным достоянием для испанской армии. Этот авианосец принадлежит к классу Кентавра и является ценным владением индийской армии. Его максимальная скорость составляет 28 узлов. Он оснащен паровыми турбинами, а также четырьмя котлами и двумя валами. Это делает его одним из самых важных авианосцев индийского флота.

Принсипи де Астуриас, Испания. Скорее говоря, эта машина, которой владеет испанский, - это тот, кого нужно искать. Взлетный путь полета был направлен на правый борт, хотя и слегка. Этот носитель имеет вместимость 29 самолетов с фиксированным ветром и роторным крылом, что делает его одним из важнейших испанских линейных кораблей.

Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы - они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.

Клинтон отправила в зону конфликта две боевые группы авианосца, их тяжело вооруженные истребители взлетели на палубу для взлета. Китайские чиновники осудили то, что они называли «иностранным вмешательством» в их давние претензии на Тайвань. Но, не имея оружия для сдерживания американских военных кораблей, у них не было другого выбора, кроме как прислушаться к проявлению силы Клинтона и отступить.

С. морской разведки, ракета может отключить и, возможно, потопить американских перевозчиков. Поскольку китайские военные чиновники предупреждают своих американских коллег о возможных столкновениях в оспариваемых водах Южно-Китайского моря, некоторые военные эксперты сейчас серьезно сомневаются в том, что новые ракеты Пекина предоставили авианосцам и их воздушные крылья неэффективными в случае серьезного конфликта с Китай.

Кроме того, по словам представителей альянса, у России не хватает подготовленных пилотов, которые могут выполнять взлет-посадку на палубу авианосца. В результате эксперт WSJ Эрик Вертхайм делает вывод о том, что «российский флот не имел опыта участия в боевых действиях в последние годы. ...И флотилия российских военных кораблей в Средиземном море необходима для демонстрации силы в поддержку сирийского режима. Однако российская группировка также явно обозначила пределы использования военной силы».

Военно-морской флот не любит никаких предположений о том, что его перевозчики могут идти по пути высокого корабля. Нет никакой военной техники, более символичной американской власти, чем авианосца. В то время как Китай, Россия и некоторые другие страны имеют один или два меньших носителя, никто не приближается к размеру или возможностям американского флота из 10 так называемых суперкарьеров.

Тем не менее новые ракеты Китая и свежий интеллект, которые Россия, Иран и Северная Корея работают над подобным оружием, порождают беспрецедентную дискуссию о будущем войны на основе авианосцев. Некоторые скептики теперь утверждают, что эти знаковые корабли и их атакующие самолеты устарели.

В принципе, хотя заявления WSJ и звучат не слишком приятно для уха российского обывателя, тем более военного, во многом они справедливы. Хотя, после таких «открытий» сразу хочется спросить: ну и что? О проблемах нашего авианесущего крейсера «Кузнецов» известно всем и давным-давно, в том числе в НАТО. А вы, господа, не допускаете, что у российского Минобороны на данный момент есть свой, особый резон в необходимости его присутствии у берегов Сирии?

Военно-морской флот не имеет такого дальнобойного самолета и не планирует его покупать. Беспилотная версия танкера могла дозаправлять дронов-убийц в полете, увеличивая их дальность полета. «Это все, что мы можем себе позволить в рамках бюджета, который у нас есть сейчас», - говорит он. В то время, когда угроза китайских противокорабельных ракет растет, а бюджеты Пентагона сокращаются, видение Хендрикса новой авиационной силы, изложенное в двух работах, которые он написал в прошлом году для Центра новой американской безопасности, привлекло значительное внимание в оборонительных кругах.

Причем, я не говорю о том, что заявлялось нашими военными официально: «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах мирового океана». Нахождение где-либо авиносной группировки любой из стран - всегда «обеспечение присутствия» и «демонстрация военной силы». Дело здесь может быть совсем в другом.

Но Хендрикс и его сторонники противостоят некоторым сильным интересам, начиная с флота, который защищает возможности своих авианосцев и их воздушных крыльев. «Военно-морские перевозчики остаются актуальными в современном мире, меняющемся во всем мире, благодаря их гибкости, адаптивности и летальности», - говорит командующий военно-морской разведкой командующий Уильям Маркс. «Авианосец по-прежнему остается единственной морской силой, способной выполнять весь спектр военных операций для защиты нашей страны».

Он согласен с Хендриксом в решении проблем, связанных с летательными аппаратами с более коротким диапазоном. Джерри прав, - говорит он. «Самолеты, которые в настоящее время летают с авианосцев, имеют недостаточный диапазон для угрозы, с которой мы столкнемся в следующем десятилетии». Но он разделяет компанию с Хендрикс над решением.

Во-первых, это - возможность в условиях реального похода потренировать летчиков выполнять взлет-посадку с корабельной палубы, отработать полеты над безориентирным морским пространством и многое другое, что не возможно сделать на земле. А во-вторых, - и это главное - в условиях боевых действий «протестировать» реальные возможности единственного российского авинесущего крейсера, с целью планов его дальнейшей модернизации, а так же перспектив развития (или напротив - не развития) авианосного флота в России.

Они отмечают, что системы обороны ВМС направлены на перехват крылатых ракет, закрывающихся на горизонтальной траектории. Он говорит, что есть еще один фактор, который противоречит дорогостоящему новому флоту авианосцев - неприемлемая политическая стоимость, если один из них уничтожен. Он говорит, что нынешние и бывшие должностные лица администрации сказали ему, что если бы даже 10-процентный шанс, что отправка перевозчика в бой приведет его к потопу или инвалиду, они будут советовать президенту против него.

Потеря авианосца с изображениями тысяч американских мертвецов или просто с его отключением со всеми его самолетами и радарами, выбитыми и огромными дырявыми отверстиями в нем, является таким тяжелым политическим ударом, что мы, вероятно, не рискнем если только это не было для реальной защиты континентальных Соединенных Штатов, - говорит он. Таким образом, мы создали актив, который мы не можем потерять, потому что он стал таким знаковым символом американской власти, что повреждение или уничтожение этого символа подорвало бы легитимность роли Америки в мире.

Дело в том, что дискуссия – нужны нам авианосцы, или не нет – возникает в среде российских военных аналитиков с периодичностью раз в три-четыре года и затухает по мере изменения военно-политической ситуации в мире. В экспертных кругах на этот вопрос нет единого ответа. Одни доказывают: авианосцы жизненно необходимы для флота любой страны, которая считает себя великой державой. Другие говорят: время авианосцев ушло. Сейчас эпоха высокоточного оружия, которое можно размещать даже на небольших катерах.

И это, говорит он, это «исчисление, о котором никто в униформе не будет говорить с тобой». Как и во многих странах, Индия хочет получить лучшее оружие, которое она может себе позволить. Но идеологические и финансовые проблемы означают, что многие из них не будут покупать у Соединенных Штатов или Европы. Это в значительной степени оставляет, ну, Россия.

Индия уже 50 лет является крупным покупателем российского оружия. Это были непростые годы для Нью-Дели. Индексы обороны Индии с Россией постоянно страдают от задержек и перерасхода средств. И полученное оборудование не всегда работает. Затем последовал военно-промышленный кошмар.

К тому же авианосцы, кроме того, что сами имеют огромные размеры, так еще требуют для своей охраны и обслуживания большого количества кораблей обеспечения. На одном авианосце сосредоточено множество боевых самолетов, боеприпасов, авиационного топлива из-за чего он становится большой удобной мишенью - нельзя складывать такое количество яиц сразу в одну корзину.

Советский вертолетный перевозчик Баку, предварительный пересмотр. Остальные две трети корабля были в основном авианосцем с угловым рейсом и ангаром. Россия унаследовала судно, переименовала своего адмирала Горшкова и держала ее на рулонах нового российского военно-морского флота до тех пор, пока после взрыва котельной, вероятно, из-за отсутствия технического обслуживания, адмирал Горшков вошел в нафталины.

Перевозчики помогают Индии утверждать влияние на Индийский океан - не говоря уже о том, что они являются символами статуса. Нью-Дели нужно было заменить Вираата и быстро. Безразличие и суровые зимы России недобры к бездействующим кораблям. Россия превратила бы судно с вертолета с частичной летной палубой на авианосца с рампой для запуска и летной палубой длиной чуть более 900 футов. Она была бы способна поддерживать 24 истребителя МиГ-29К и до 10 вертолетов Камов.

Долгое время среди военных специалистов превалировала такая точка зрения: авианосцы – не самая необходимая вещь для обороны страны. Это – оружие нападения, но не защиты. Значит они нужны лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма, претендуя на роль участника военного конфликта вдали от своих собственных берегов. Россия – держава сухопутная, ее основные интересы сосредоточены внутри евразийского континента, нападать она ни на кого не собирается, а потому авианосные корабли для России – это скорее символ демонстрации мощи державы, ее военных амбиций. А так как стоит этот символ крайне дорого, наличие его в системе вооружений не обязательно. (Для понимания: американский авианосец «Джеральд Форд» стоил порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов его авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый).

У нее появятся новые радары, новые котлы для движения, новые прокладки для улавливания посадочных самолетов и новые лифтовые лифты. «Новый» носитель будет называться Викрамадити, после древнего индийского короля. Настоящий авианосец за менее чем миллиард долларов звучит почти слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Год спустя, когда проект все еще находится в беспорядке, Севмаш оценил перевозчика только на 49 процентов. «Севмаш» специализировался на строительстве подводных лодок и раньше не работал на авианосце. Корабль был первоначально построен на Николаевских верфях, которые после распада Советского Союза стали частью Украины. Инструментальное и специализированное оборудование, используемое для постройки адмирала Горшкова, находилось в тысячах миль и теперь в чужой стране.

При этом США сегодня имеют более десятка авианосцев, каждый из которых размером с небольшой город. Потому Штаты способны одновременно развернуть в различных точках мирового океана 6-7 и более авианосных ударных группировок (АУГ), а мы со всех свои флотов наскребаем лишь одну, так как у России один авианосец, да и тот наполовину крейсер.

«Будут серьезные последствия»

Как и многие подрядчики, оборона или иное, у Севмаша был несчастный работодатель над бочкой. Индийские новости сообщили, что перевозчик по-прежнему был наполовину выполненным, а это означает, что на протяжении двух лет на судне практически не было работы на судне, поскольку он удерживал больше денег.

Медведев публично ругал чиновников Севмаша. «Вам нужно заполнить Викрамадити и передать его нашим партнерам», - сказал явно раздраженный президент генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов. Теперь, когда Викрамадитья наконец-то находится на службе, проблемы Индии закончились, верно? Невероятно, что Индия выбрала Севмаша для выполнения гарантийных работ на судне в течение следующих 20 лет.

Этот факт у ряда российски политиков и военных обычно вызывает острое воспаление чувства патриотизма. В этом случае вполне здравый довод – Россия ни на кого нападать не собирается, и к роли мирового жандарма не стремиться, так зачем ей авианосцы – сразу вдруг перестает работать. Буквально пару лет назад среди военных в очередной раз вспыхнули жаркие споры. Некоторые адмиралы предлагали вместо 10 запланированных атомных подводных ракетных крейсеров за те же деньги построить пять авианосцев – по одному каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для них взять из состава ВВС, как они утверждали, «без ущерба для боевой готовности».

Удержание Викрамадитья с запасными частями будет самой важной задачей. Десять индийских подрядчиков помогли построить перевозчика, но так было более 200 других подрядчиков в России, Хорватии, Дании, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Франции, Норвегии, Польше, Швеции и США. Некоторые страны, особенно Япония, были вероятно, не подозревая, что они экспортируют детали для иностранной системы вооружений.

Китай отрицал возможность экспорта огнеупорных кирпичей. Наконец, у Викрамадитья нет активной противовоздушной обороны. На корабле есть системы измельчения и факела, чтобы заманить противокорабельные ракеты, но у нее нет никаких близких систем вооружения, таких как американская фаланга.

Однако, предлагавшие все это, видимо забыли, что корабли такого класса у нас раньше строились только в Николаеве, на Украине. Если пытаться строить их в Северодвинске на «Севмаше», то это значит парализовать выполнение всех остальных заказов на десятки лет. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва уместится корпус одного авианосца.

Другая проблема, с которой придется столкнуться – авиационная группировка. Те, кто предлагал вместо 10 подлодок сделать 5 авианосцев должны учитывать, что укомплектовать собрать сразу пять полков палубной авиации – такая задача оказалась непосильной даже мощному советскому ОПК.

К примеру, техпаспорт авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» устанавливал, что на нем могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) (которых там никогда не было, так как их производство было остановлено, а вся документация по «вертикалкам» в смутные 90-е продана американцам) и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имелось 24 самолета Су-33 (Су-27К) (к концу 2005 года их оставалось 22: один был потерян в катастрофе в июне 1996-го, другой – в катастрофе в сентябре 2005-го). Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре гораздо меньше самолетов. Сейчас ситуация не улучшилась.

Не выдерживало критики и предложение пересадить летчиков ВВС на палубные самолеты. Любой военный знает, что палубный летчик – это штучный специалист. В России их меньше, чем космонавтов. Подготовка и поддержание их летных навыков стоит очень дорого и требует дорогой учебной инфраструктуры на берегу, которой у России долгое время не было, и ее приходилось арендовать в тогда еще украинском Крыму.

Так что вопросов относительно того, иметь, или не не иметь в составе ВМФ авианосцы, очень много и по сей день. Вполне возможно, что на большую часть из них будет получен ответ после того, как корабли российской АУГ в Средиземном море выполнят поставленные ей задачи и вернутся в порты приписки. Итоги этого похода наверняка будут тщательно проанализированы с учетом приоритетов развития концепции дальнейшего строительства российского флота, особенно авианосного.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны у России не было своих авианосцев. А после ее окончания в качестве трофея СССР достался недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» и линейный крейсер «Зейдлиц», который тоже был в стадии переоборудования в авианосец. Главком ВМФ Кузнецов просил тогда Сталина завершить работы и принять их на вооружение. Но Сталин отказал – помешали амбиции победителя. «Цеппелин» использовали как мишень и потопили на Балтике, а «Зейдлиц» разрезали на металл.

Только в 1953 году главком ВМФ Кузнецов наконец добился, чтобы началось проектирование авианосца, оснащенного палубными штурмовиками «Ту-91». Но в 1955 году затонул линкор «Новороссийск» и Хрущев уволил 52-летнего адмирала, наказав его не столько за гибель линкора, сколько за «авантюризм в программах строительства флота».

Под авантюризмом подразумевались именно авианосцы. Так как советская пропаганда клеймила их как оружие агрессии. Продолжалось это довольно долго. Только в 1968 году снова было принято решение об их строительстве, после чего появились наши первые авианесущие крейсеры: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Но все равно авианосцами их старались не называть. Во-первых, потому что это слово все еще вызывало стойкую аллергию. Во-вторых, в отличие от американских, на которых единственной ударной силой было авиакрыло более чем из 100 самолетов, наши корабли имели их порядка 30-40, зато были напичканы еще и ракетами, и зенитками, и противолодочным оружием, и торпедами… В-третьих, все они спускались на воду на Черном море - и обозначение «авианесущий крейсер» давало им возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход по которому авианосцам был запрещен по Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

К теме в очередной раз вернулись в 1982 году, и снова генералы попытались ее зарубить. Теперь им противостоял главком ВМФ Горшков:

Если на сухопутных театрах вы требуете истребительное прикрытие войск и их боевых порядков, то почему вы отказываете флоту иметь истребительное прикрытие своих кораблей? А как же нам его иметь, если не «возить» за собой? Мы считаем закономерным и необходимым строительство полноценных авианесущих кораблей, в чем наш флот и страна недопустимо отстали. Сколько можно спорить?!

Горшков тогда победил. Закрывая совещание, Устинов сказал: «Корабль будем строить». Этим кораблем стал «Адмирал Кузнецов».

Сначала его заложили как тяжелый авианесущий крейсер «Рига», затем, когда скончался генсек, переименовали в «Леонид Брежнев». Потом стали ругать брежневский застой - и кораблю дали имя «Тбилиси». А когда развалился Союз, его назвали «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Корабль спустили на воду в 1985-м, а приняли на вооружение в 1995 году. В декабре 1995-го он в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов.

При этом уже самый первый его поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами. В биографии флагмана российского ВМФ, к сожалению, было много аварийных ситуаций. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, а потому он чаще ремонтировался, чем ходил в море. К тому же, в качестве топлива «Кузнецов» использует мазут и объем его топливных резервуаров такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было дорогим удовольствием.

Такое удовольствие могла себе позволить только очень богатая страна. Так СССР когда-то имел на вооружении семь авианесущих кораблей. Но с упадком страны, ее авианосный флот тоже пришел в упадок. Денег на поддержание этих кораблей у реформаторов не нашлось. Корабли ржавели, их списывали, пускали на металлолом, или продавали.

Авианесущий крейсер «Новороссийск» в 90-х ушел на металлолом в Южную Корею. Китаю достались противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них был переоборудован в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. Такая же судьба ожидала ТАВКР «Варяг». Его в конце 90-х тоже продали в Китай, где, как утверждалось, его тоже хотели переделать в парк развлечений. Но потом выяснилось, что покупатели его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем «Ляонин».

Еще один ТАВКР «Адмирал Горшков» в 2013 году продали Индии. Долго переделывали под требования покупателя, испытывали и теперь в составе индийского флота он называется «Викрамадитья».

На сегодня единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по словам наших военных, нуждается в капремонте и серьезной модернизации. Возможно поэтому, находящийся сейчас у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» стал настоящим героем соцсетей. Фотоколлажи обильно дымящего крейсера обошли весь мир, дав блогерам повод поупражняться в остроумии.

Хотя, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. А своего последнего слова «Кузнецов», в том числе у берегов Сирии, еще не сказал. И тут напомню: когда на пресс-конференции в середине октября журналисты спросили Владимира Путина, означает ли отправка «Кузнецова» к берегам Сирии, подготовку некого решающего наступления на «твердыни террористов», Путин ответил: «Сейчас я вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнется…».

Так что гадать о том, какие конкретно боевые задачи, кроме официально заявленных, поставлены флагману Северного флота «Адмиралу Кузнецову»в нынешнем походе к берегам Сирии, расспрашивать военных бессмысленно - у них об таком говорить не принято. Одно известно точно: по возвращении из сирийского похода, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» ждет как минимум трехгодичная пауза – он будет поставлен на ремонт и модернизацию, начало которых, по информации Минобороны, запланировано уже на 2017 год.

Вверх