Наземный воздушный водный транспорт для изучения дошкольников. Проект «Воздушный и водный транспорт. Презентация на тему

10.1. Транспорт - третичный сектор экономики.

Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .

Огромные инвестиции: Воздушный транспорт требует огромных инвестиций для строительства и обслуживания аэродромов. Очень дорого: воздушный транспорт считается самым дорогим видом транспорта. грузоподъемность не может быть увеличена, поскольку она найдена в случае рельсов. опытный и квалифицированный персонал, который предполагает значительные инвестиции. По этой причине тариф воздушного транспорта настолько высок, что он становится недоступным для простых людей. Эксплуатационные расходы на аэропланы выше, и это связано с большими расходами на строительство аэродромов и самолетов.

Основные виды современного транспорта - железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей - длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Рискованный: Воздушный транспорт является наиболее рискованным видом транспорта, поскольку незначительная авария может нанести существенный ущерб товару. Воздушный транспорт является новейшим членом семьи. Многие называют авиацию «одним из величайших даров 20-го века». С начала авиации для всех стало ясно, что это приведет к реальной революции на транспорте. В настоящее время это самый быстрый способ перемещения товаров из одной точки в другую. Как и любой другой вид транспорта, он также имеет свои серьезные преимущества, но также и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать при выборе способа транспортировки ваших товаров.

Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.

Преимущества воздушного транспорта. Воздушный транспорт является самым быстрым из всех видов транспорта и поэтому подходит для перевозки товаров, которые на дальние расстояния должны путешествовать на короткие расстояния. Воздушный транспорт не имеет конкурентов или альтернатив для аварийных перевозок. Быстрое обслуживание - воздушный транспорт обеспечивает удобные, эффективные и быстрые транспортные услуги. Не требует инвестиций в инфраструктуру. Воздушный транспорт не требует дополнительного акцента на дорожное покрытие, как того требует железнодорожный транспорт. Легкий доступ. Воздушный транспорт является единственным видом транспорта, который может достигать труднодоступных районов и участков, которые недоступны для других видов. Нет никаких физических барьеров: в авиации нет физических барьеров, поскольку она использует самые запечатанные воздушные маршруты, которые не подлежат морям, океанам, горам или лесам. Национальная оборона - авиация играет очень важную роль в защите страны, поскольку современные войны в основном переносятся в воздухе. Преимущество самолетов состоит в том, что они на короткое время уничтожают противника.

  • Высокая скорость.
  • Он определяется как лучший способ транспортировки скоропортящихся товаров.
Недостатки воздушного транспорта.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира - в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети - дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами - контейнеровозами (Транссибирский, Япония - Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа - Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

10.2. Сухопутный транспорт.

Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании - более 50%, в России - 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд пассажиро-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

10.3. Водный и воздушный транспорт.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира - танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер - Канада и др.) и Индийского (Карачи - Пакистан, Бомбей и Калькутта - Индия, Коломбо - Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади - Кувейт и о. Харк - Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке - Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке - Амазонка и Парана; в Африке - Конго, Нигер, Нил; в Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

На железнодорожном транспорте 1 т-км приравнивают к 1 пассажиро-км, на автомобильном - к 6, а на воздушном - к 12 пассажиро-км.

Производительность труда на морском транспорте в 5-6 раз больше, чем на железнодорожном и речном, а себестоимость почти в 2 раза меньше, чем на этих видах транспорта.

Регистровая точна - единица вместимости судов, равная 100 куб. футам (2,83 куб. м).

Водный транспорт использует как природные (реки, озера, моря, океаны), так и искусственные (каналы, водохранилища) водоемы.

Среди видов водного транспорта морской наиболее важный. Он обеспечивает более 3/4 международных перевозок, прежде всего таких грузов, как нефть, уголь, руды металлов, зерно и др. Больше всего грузов морским транспортом перевозят Япония, США, Россия.

На многочисленных судах, бороздящих моря и океаны, чаще всего можно видеть государственные флаги Либерии, Панамы и Греции. Это – «дешевые флаги». Под ними плавают суда, обладающие налоговыми льготами и дешевой рабочей силой. Этим часто пользуются владельцы судов развитых стран.

Морские пути проложены через все океаны, но главные грузопотоки идут через Атлантический океан. Именно на берегах Атлантики находятся крупнейшие порты мира: Роттердам (Нидерланды), Гамбург (ФРГ), Марсель (Франция), Новый Орлеан (США). Крупнейшими портами на берегах Тихого океана являются Иокогама (Япония) и город-государство Сингапур.

Важное значение для морского судоходства имеют каналы, которые сокращают путь из океана в океан. Крупнейшими из них являются Суэцкий и Панамский.

Основным морским грузом продолжает оставаться нефть. Из каждых десяти тонн добытой в мире нефти шесть транспортируется нефтеналивными судами – танкерами. Однако в последнее время растет доля насыпных (угля, железной руды, зерна) и контейнерных грузов.

Кроме международных, морской транспорт осуществляет перевозки между портами одной страны, обеспечивая внутренние потребности государства.

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и другие внутренние водоемы. Он занимает последнее место среди всех видов транспорта (не считая воздушного) по объемам перевозимых пассажиров и грузов, а также по протяженности путей сообщения.

Как правило, этот вид транспорта обслуживает внутренние потребности отдельных стран. Но он осуществляет и международные перевозки по крупным речным артериям. Именно такими являются Рейн, Дунай, Одер, Волга и Днепр в Европе, Парагвай и Амазонка в Южной Америке, Нигер в Африке и др. В Северной Америке чрезвычайно важную роль играет система Миссисипи – Великие озера, соединенная глубоководным путем по реке Св. Лаврентия с Атлантическим океаном.

Велика роль речного транспорта в тех районах, где прокладывать сухопутный путь экономически невыгодно, например в районах Крайнего Севера (Россия и Канада).

Транспортное использование рек зависит и от уровня экономического развития страны. Поэтому многие речные пути используются еще недостаточно.

Воздушный транспорт наиболее дорогой. Однако высокая скорость, почти неограниченная дальность полетов способствовали его бурному развитию. У этого вида транспорта нет конкурентов в перевозках пассажиров и почты, а также ценного и срочного груза, особенно скоропортящегося. Поэтому не случайно крупнейшие города мира имеют по несколько аэропортов (Москва – четыре, Нью-Йорк – три). Всего же в мире существует почти 30 тыс. только гражданских аэропортов, из которых более 400 обслуживают международные перевозки. Среди них есть настоящие гиганты – аэропорты в Чикаго, Сингапуре, Франкфурте-на-Майне, Париже (Орли), Лондоне (Хитроу).

Современная реактивная авиация идет по пути дальнейшего увеличения скорости, пассажире- и грузоподъемности самолетов. Всемирно известны сверхзвуковые лайнеры типа «Конкорд» превышают скорость звука в 2,5 раза. Аэробус «Боинг» поднимает в воздух такое же количество пассажиров, как и железнодорожный состав. Украина производит грузовые гиганты – самолеты «Руслан» и «Мрия».

В некоторых развивающихся странах в настоящее время закладывается только каркас современной транспортной сети. В отдельных районах планеты и сегодня главными остаются традиционные виды передвижения – гужевой и вьючный.

Выводы:

Водный транспорт делится на морской и речной.

Морской транспорт выделяется наибольшим объемом перевозимых грузов.

Речной транспорт развивается при наличии глубоководных путей сообщения и играет заметную роль в труднодоступных районах.

Воздушный транспорт наиболее скоростной и быстроразвивающийся.


Читайте в разделе

Вверх