Немецкие авианосцы второй мировой войны. Обучение дайвингу. Немецкий авианосец GRAF ZEPPELIN

Sep 4 2009

Статья об этом корабле мне попалась в «Независимом военном обозрении» и называлась «Авианосец для кригсмарине и... советского флота» . Статья непрофильная для этого издания, освещающего вооружённые силы настоящего, но очень подходящая для моего блога в раздел «Нереализованные проекты кораблей » .

Он заверил его, что он не забыл о английской проблеме и что, если кампания против Советского Союза будет выиграна, он сосредоточит все усилия против Англии. Так началась гонка со временем: если немцам удастся голодать в Англии вовремя, Атлантическая база союзников распалась бы. Но если бы союзники должны были защищать жизненные линии через Атлантику, они должны были одержать верх в долгосрочной перспективе. Не быстро, но с безопасностью; поскольку ресурсы в полмира были в их распоряжении. Таким образом, у немцев была только возможность выиграть битву в Атлантике, и поскольку в Германии не было флота Англии, подводная лодка была единственным средством войны, с которым.

Читая эту статью, возник вопрос, могла ли измениться картина в войне на море, если б этот корабль был достроен вовремя, предположим к началу 1940 года. И более того, были бы готовы лёгкие авианосцы, переделанные из гражданских судов (в статье они упоминаются). Не смогли бы немцы устроить англичанам в Скап Флоу второй Перл-Хапьор? Точнее тогда б он был первым. Ну и естественно, спокойно, без угрозы со стороны Гранд Флита высадится в Англии? Дальше текст оригинальной статьи:

Эта битва может быть решена в пользу Германии. Это было слишком мало для подводной войны в смысле «битвы за Атлантику». Количество 40 подводных лодок в месяц, требуемых Дниццем, так и не было достигнуто. Но речь шла не только о строительстве подводных лодок, но и о том, как использовать подводные лодки. Концепция Дюнница заключалась в том, что на подводных лодках приходилось уничтожать как можно больше врагов - будь то загружено или выгружено. Черчилль и Рузвельт осознали эту неизбежную опасность.

Они были плохо построены, но они были закончены в течение нескольких недель. Однако военно-морская война сомневалась в эффективности войны с тоннажем. Понятие военно-морской войны состояло в том, что они погружали более загруженные конвои. Тогда вы быстрее доберетесь до места назначения. Гитлер тоже внезапно обнаружил интерес к подводной войне. Таким образом, он оставил большинство доступных подводных лодок в Средиземном море и в Северном море. В Северном море подводные лодки должны сообщать и сражаться с опасным вторгшимся флотом, в то время как подводные лодки в Средиземном море должны прекратить крах итальянской оси и облегчить их собственные африканские отношения.

На протяжении десятилетий командование отечественного ВМФ мечтало о том времени, когда в строй нашего флота вступят авианосцы. Однако лишь 1960-1980-х годах на морских просторах появились сначала советские крейсера-вертолетоносцы, а затем «плавающие аэродромы», на которые базировались самолеты вертикального взлета и посадки. Только в 1990 году наши моряки получили первый «настоящий» авианосец - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». А могли бы лет на 40 раньше...

Дениц возразил, что эффективность лодок в Средиземном море очень мала и что прорыв Гибралтарского пролива приведет к большим потерям, так как там патрулировалось большое количество британских военных кораблей. Было бы лучше сохранить позиции Атлантики. Великие конвои сражения, которые часто занимали дни, и которые в основном закончились полным уничтожением конвоя противника. В то же время анализ затрат и результатов войны с подводным лодкой также был правильным. Но часто бывали сообщения командиров подводных лодок: их внезапно атаковали вражеские самолеты из тумана или ночи; все чаще и реже были осмотрены морские районы, а все реже - осужденные.


НАДЕЖДА ГИТЛЕРА

Загодя готовясь к разразившейся в 1939 году большой войне, теоретики и практики германских ВМС прозорливо оценили роль и значение в грядущих морских баталиях авианосцев и авианосной авиации. Так, еще за восемь лет до начала Второй мировой в журнале Marine Rundschau («Военно-морское обозрение») была опубликована статья, в которой была предсказана трагедия Пёрл-Харбора. А в 1934 году под руководством инженера В.Хеделера началось эскизное проектирование первого немецкого авианосца.

Казалось, что враг знал позиции подводных лодок, и поэтому обходные перестрелки всегда проходили по подводной лодке, а вражеские военные корабли с преднамеренной точностью направлялись к лодкам, Подводные лодки все меньше и меньше могли избежать водяных бомб. Ответ, почему союзникам удалось вырвать их скрытность с подводных лодок, не было найдено. Затем Диркниц нарушил Атлантическую битву. В послании от Дица к Гитлеру. Потери слишком высоки. Сейчас важно экономить энергию, иначе будет действовать только бизнес противника.

Причин великих потерь немцев было много. Подводные лодки были оторваны от своей скрытной шапки в прямом смысле этого слова. Поэтому неудивительно, что немецкие подводные лодки атаковали вражеские самолеты ночью и туман. Британцам удалось прицелиться в короткие сигналы немецких подводных лодок, которые были особенно важны в боях. Таким образом, позиции подводных лодок можно было точно определить. Британцам удалось взломать немецкий радио-ключ, чтобы они могли читать немецкие новости. Для этой цели необходимо было захватить немецкую машину шифрования.

Интерес к этому проекту проявил сам фюрер. А 8 декабря 1938 года Гитлер в сопровождении рейхсминистра авиации Германа Геринга лично пожаловал на торжественную церемонию спуска «плавучего аэродрома» на воду. «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin) - такое название он получил в честь известного немецкого конструктора дирижаблей. «Свой» авианосец был главной морской надеждой нацистского вождя: с его помощью он рассчитывал добиться господства на просторах Мирового океана. Этот настоящий монстр по тем временам - 262 м в длину - считался вершиной немецкой инженерной мысли и в силу обстоятельств оказался единственным подобного рода кораблем в военно-морском флоте гитлеровской Германии (кригсмарине).

После того, как союзники поняли, что для частных торговых пароходов слишком сложно переходить через Атлантику, они направили пароходы к заключенным. Их сопровождали военные корабли. Подлодки не могли иметь никакого отношения к безопасности. Из-за высокомерия Генерального штаба, который предпочел построить нормальный флот с большими линкорами, строительство подводных лодок никогда не имело статуса, который фактически существовал. Было выпущено слишком мало подводных лодок, и особенно развитие подводных лодок было пренебречь.

Союзники смогли закрыть воздушную лунку над Атлантикой. Таким образом, подводные лодки должны были считаться с воздушными атаками в более позднем ходе войны. Были созданы регулярные «Группы охотников-убийц», единственная задача которых заключалась в судебном преследовании и уничтожении немецких подводных лодок. Когда они когда-то преследовали подводную лодку, было мало шансов на спасение.

Первые сообщения о намерении немцев построить авианосец вызвали большой интерес у специалистов, ибо в проект были заложены решения, не характерные для зарубежных аналогов. В числе особенностей - броневая палуба со скосами, двухъярусный ангар. Такая схема ангара определялась количеством размещаемых в них самолетов. Корпус корабля - сварной, длиной, как уже отмечалось, в четверть километра. Высота борта - 22,2 м. Взлетная палуба имела длину 241,0 м, ширину - 30,7 м. Из верхних и нижних ангаров самолеты подавались тремя электрическими лифтами.

Однако Гитлер и его пропаганда не смогли это признать. Развитие дальних подводных лодок получило статус решающего чудовищного оружия. Однако они не использовались и не использовали лист. Лодки были отправлены на врага. На фазе тотальной войны был сделан человеческий материал, и этот человеческий материал был безрассудно развернут. Согласно бесчеловечности такой логики, ни руководство подводной лодки, ни люди не спрашивали. От героев стали преданные смерти в их железных заклинаниях. Никто не думал о мятеже. Дух Лангемарка существовал, как в Первой мировой войне, до конца.

Взлет крылатых машин предусматривался при помощи двух катапульт в носовой части взлетной палубы. Водоизмещение корабля составляло 33,5 тыс. тонн, скорость полного хода - около 34 узлов, он должен был стать «базой» для 50-60 самолетов. Шестнадцать 150-мм орудий плюс мощное зенитное вооружение - одна из особенностей «Графа Цеппелина». По совокупной мощи артиллерийского огня он превосходил немецкие легкие крейсеры.

Его можно было бы использовать как в военном масштабе. После безусловной капитуляции Германии многие были потоплены. Осталось около 150 подводных лодок - паршивый запас флота тысяч лодок. Они были захвачены англичанами и ни в коем случае не попали в руки Советов. В «операционном режиме» они были направлены в конвои к месту назначения и потоплены.

До начала Второй мировой войны подводная лодка играла лишь второстепенную роль. Практически никто на подводных лодках не оказывает существенного влияния на ход военных событий. У этого были разные причины. Прежде всего, моральный аспект: подводная война Первой мировой войны была связана с недостатком нарушений прав людей. Они, однако, очень сильно подходили, потому что они не могли преследовать военные корабли с максимальной скоростью переполнения 17 узлов и максимальной подводной скоростью 7 узлов.

Однако проблемой в ходе строительства авианосца оказалось создание палубных самолетов. Геринг заподозрил главкома кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера в амбициозном стремлении заполучить авианосную авиацию и подчинить флоту авиацию морскую. А ведь он, второй человек в Третьем рейхе и первый - в люфиваффе, твердил: «Все, что летает, - мое!»

Вопреки распространенному мнению о том, что подводная лодка была оружием подчиненного ранга, главнокомандующий подводными лодками Карл Дицниц вскоре понял, что у него есть ключ к военному успеху против Англии амортизация подводной лодки была на английском, но не в интересах Германии. Морское господство не могло выиграть Германию в Атлантике. Даже с огромными усилиями в имперской империи невозможно было разбить господство англичан. Но их буквально можно было подорвать: с подводной лодкой. Реальная цель подводных лодок не была военным кораблем противника, а торговыми кораблями противника.

Между тем палубным истребителем на «Графе Цеппелине» должен был стать модифицированный Me-109, в качестве палубного штурмовика на авианосце планировалось использовать Junkers-87 (пять Ju-87 со складывающимися крыльями прошли испытания в летно-испытательном институте германских ВВС в Травемюнде). На самолеты Fieseler-167 и Arado-195, существовавшие пока в опытных экземплярах, предполагалось возложить выполнение задач разведчиков и бомбардировщиков-торпедоносцев. Согласно проекту 18 самолетов планировалось разместить в нижнем ангаре корабля, 25 - в верхнем.

Немцам нечего было защищать в Атлантике. Поэтому единственной целью германской военно-морской войны было сокращение торговых путей, необходимых для Англии, и в то же время избежание британской военно-морской силы. Таким образом, вывод Деница заключался в том, чтобы создать как можно больше подводных лодок, поскольку технические и тактические характеристики подводных лодок заставили их использовать массово. Отдельные подводные лодки могли только ущипнуть британские торговые линии, и одна лодка могла покрывать лишь небольшой сектор в Атлантике.


«ДОСТРОЙКУ ПРЕКРАТИТЬ!»

К началу Второй мировой войны «Граф Цеппелин» был готов на 85%. Однако в конце апреля 1940 года гросс-адмирал Редер распорядился приостановить достройку авианосца. С него демонтируются 150-мм орудия и отправляются в Норвегию - для укрепления береговой обороны. Дело в том, что немцы очень опасались высадки десанта западных союзников на норвежском побережье, где базировались корабли кригсмарине. К тому же именно Редер являлся и инициатором, и разработчиком плана «Везерюбунг-Норд» - захвата и оккупации Норвегии в апреле 1940-го. А недостроенный авианосец до весны 1942 года простоял в Готенхафене.

Кроме того, на каждой подводной лодке было только ограниченное количество торпед. В результате британского господства на море пришлось отказаться от сопровождающих судов снабжения. Подводные лодки должны были вернуться на свои базы после того, как они выпустили свои торпеды. Когда торпеды были уволены, подводные лодки были бесполезны для военного развертывания. Однако было построено слишком мало подводных лодок. Причина этого заключалась в том, что военно-морское руководство не было на Днеце, поскольку Гитлер заверил военно-морское руководство, что войны с Англией не будет, и поэтому планировался «нормальный флот» с большими линкорами и огромными авианосцами; Лодки использовались только в качестве вспомогательного оружия при планировании.

…Вечером 13 апреля 1942-го в ставке фюрера «Вольфшанце» охранники, рослые солдаты СС, косо поглядывали на прибывших людей в черной (но не в эсэсовской) униформе. Это были адмиралы и старшие офицеры кригсмарине, вызванные на важное совещание к Гитлеру. На нем «вождю» Третьего рейха был представлен доклад «Об окончании строительства авианосца». Присутствовали начальник оперативного отдела верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ) генерал Альфред Йодль, фактически возглавлявший личный штаб Гитлера; представитель главнокомандующего ВМФ в ставке фюрера вице-адмирал Теодор Кранке и адъютант германского диктатора фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Карл-Йеско фон Путткамер.

Поэтому неудивительно, что в начале войны в Германии было всего 57 подводных лодок, из которых 27 были атлантиктаугличем. Дицниц потребовал 300 готовых к использованию подводных лодок, чтобы преуспеть в морской войне против Англии. Первая подводная волна удивила противника. Однако удалось исправить ошибку, и военно-морское руководство продолжило свою «романтическую» войну: с мужеством, с военными списками, с неожиданными эффектами, полной гениальной импровизацией. В Англии и Соединенных Штатах более вероятно, что война будет выиграна теми, у кого было больше железа, нефти и резины.

Из стенограммы доклада:

«А. Окончание постройки корпуса и установка машины, возможно, будут закончены не ранее лета 1943 г.

В. Общее время для завершения строительства авианосца зависит не от окончания постройки корпуса и машин, а от возможности использовать самолеты, переоборудованные из Ju-87D и Bf- 109F . Около двух лет потребовалось на проектирование, строительство и испытание катапульт, необходимых для этих самолетов. Необходимы также лебедки для тормозных механизмов. Компания, выпускающая эти лебедки, еще не сообщила, когда они могут быть переданы. Поэтому авианосец не может быть закончен ранее зимы 1943/1944 гг.

Таким образом, война будет выиграна теми, у кого были более крупные производственные мощности, и они смогли быстрее и лучше справиться. Более того, речь шла об объединении всех технических и научных возможностей нации и размещении ее на службе войны. Американцы назвали это «исследование операций». В Германии этот факт не был признан. В первые годы войны наука и военная промышленность по-прежнему страдали от потенциала когда-то научно-технической Германии; у них были лучшие танки, подводные лодки и самолеты.

После исхода преимущественно еврейских ученых Германия технически упала. В целом вторжение в Маньчжурию Японией привело к безрассудному восстанию под руководством Гитлера, которое также принесло пользу новому военному флоту. Ранее фашистская Германия, развязавшаяся с нападением на Польшу во Франции и Великобритании, затем объявила войну Германии.

С. Самолеты. Можно рассчитывать только на десять переоборудованных истребителей и двадцать два бомбардировщика (включая и разведывательные самолеты). Нет торпедоносцев. Если бы был разработан новый тип палубного самолета, их массовое строительство возможно развернуть не ранее 1946 г. Фюрер считает, что торпедоносцы необходимы в любом случае; это тем более важно, поскольку наши собственные типы самолетов равноценны самолетам противника».

Вооруженная сила почти переполнила Западную Европу, новое слово распространило страх и террор: молниеносная война. Один из самых мощных немецких линкоров, «Гнейзенау», попал в шахту и был сильно поврежден. После этого, когда корабль лежал на верфи Киля для ремонта, его несколько раз ударили британские бомбардировщики, и его колода пожаров исчезла. Его нужно было отбуксировать в менее опасное место в Готенхафене. Также в Готенхафене был единственным немецким авианосцем «Граф Цеппелин». Здание было закончено после падения «Бисмарка».

Однажды авианосец должен был поддерживать броненосцы и бронетранспортеры в своих атлантических операциях, просвещать столкновения противника и формировать зонтик над повязкой. Истребители сыграли решающую роль. Английский и американцы имели такие плавучие аэродромы. В Германии этого не было. В тоннажной войне только морская война падала на подводные лодки. Британское исследование показало, что каждый день было импортировано только 1000 тонн продовольствия, для чего требовалось около 150 торговых судов.

16 апреля Гитлер принимает решение возобновить достройку авианосца. Тем более что ревниво относившийся к проекту Геринг согласился поставить в интересах проекта 10 истребителей и 22 пикирующих бомбардировщика.

В связи «с настоятельной необходимостью авианосцев для германского ВМФ» 15 июня 1942 года представители кригсмарине доложили фюреру в Бергхофе о проектах вспомогательных авианосцев, переделанных из лайнеров Europa, Potsdam и Gneisenau. На первом из них намечалось разместить 18 бомбардировщиков и 24 истребителя, на втором и третьем - 8 и 12 самолетов соответственно. Одновременно был сделан вывод о нерациональности переоборудования в авианесущий корабль тяжелого крейсера «Зейдлиц» (Seydlitz), несмотря на то что соответствующие работы уже удалось выполнить на 90%.

30 ноября 1942 года «Граф Цеппелин» благополучно прибыл в Киль, где его поставили в гигантский плавучий док (мне уже в наши дни показывали это место). Однако уже 30 января 1943 года Гитлер приказал: достройку прекратить! Гросс-адмирал Редер назвал это решение «самой дешевой в истории победой Англии на море». Примерно через три месяца - 21 апреля - авианосец перевели в Штеттин (ныне польский город Щецин). Самолеты и артвооружение на «Цеппелине» так и не появились. Но механика и бортовые генераторы действовали - вспомогательный боевой корабль из него можно было сделать.

ПОДНЯЛИ И... ПОТОПИЛИ

В апреле 1945 года старший морской начальник военно-морской базы Штеттин капитан-цур-зее (капитан 1 ранга) В.Кахлер постоянно держал связь со спецкомандой, работавшей на объекте особой важности, который располагался в одной из проток реки Одер (Одра). На излете месяца, когда Третий рейх уже доживал последние дни, Кахлер отправил на спецкоманде кодированный приказ. Он был отдан в преддверии наступления на город советских войск и требовал вывести из строя авианосец «Граф Цеппелин» - тот самый секретный объект.

После поражения Германии державы-победительницы разделили доставшиеся им немецкие корабли. В результате жеребьевки германский авианосец достался Советскому Союзу и попал в группу «С» - затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей и судов (всего СССР получил 155 боевых кораблей и более 500 вспомогательных судов). Их надлежало уничтожить - затопить на большой глубине или разобрать на металлолом.

Летом 1945 года аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняла недостроенный «Граф Цеппелин» с глубины семь метров. 19 августа авианосец (точнее, его поврежденный корпус) в качестве боевого трофея зачислили в состав советского ВМФ. Как это предписывалось соглашениями с союзниками, корабль решили пустить на дно. Но с максимальной пользой для военно-морского дела: проверить, какое воздействие окажут на бывший немецкий корабль отечественные боеприпасы. В августе 1947 года по нему наносили удары с воздуха, используя различные типы бомб, причем из ста в цель попали только шесть. Затем расстреливали торпедами с эсминцев и катеров. Конструкция корабля показала высокую живучесть, но его все-таки добили.


К слову, зарубежные историки, в том числе и немецкие, четкого представления о финале «Графа Цеппелина» не имеют и по сей день. В курортном городке Лабё (Laboe), что в 20 км от Киля, где находится крупнейший военно-морской музей ФРГ - Морской мемориал, - автор беседовал на эту тему с заместителем председателя Федерации германских моряков (Deutscher Marinebund) Петером Маттсоном. Он подарил мне выпускаемый федерацией журнал Leinen los со статьей о «Графе Цеппелине». Для меня как для историка это несомненно ценный подарок, за что я благодарен господину Маттсону.

Но в статье о финале авианосца сказано крайне скупо. Впрочем, зарубежные исследователи и не могли знать всего: подробности потопления «Цеппелина» летчиками и моряками Балтийского флота были засекречены. К слову, в обширнейшей экспозиции Морского мемориала, рядом с которой проходила наша беседа с господином Маттсоном, выставлены огромные модели кораблей кригсмарине и дана подробная информация о них. Но об авианосце, который мог бы стать гордостью германского флота, ничего нет!

Возвращаясь же к уничтожению «Графа Цеппелина» спустя два года после войны, скажу вот о чем. Жаль, но выводы по его живучести у нас тогда не были использованы. Правда, позднее они все-таки пригодились при разработке новых военно-морских проектов (увы, при Никите Хрущеве от их реализации отказались). А ведь, по мнению экспертов, авианосец можно было отремонтировать и достроить, а затем ввести в строй ВМФ - хотя бы как учебный корабль. Это допускал и адмирал Николай Кузнецов, к сожалению, находившийся тогда в опале.

В июле 2006 года польские водолазы обнаружили в Балтийском море фрагменты крупного корабля - как считается, потопленного в 1947-м в ходе учебных атак моряков-балтийцев «авианосца фюрера». Эти фрагменты СМИ тут же окрестили «сокровищами рейха».


Перед вами - очередной выпуск журнала "Морская коллекция", который познакомит вас с монографией, посвященной одному из самых загадочных кораблей Третьего рейха - авианосцу Graf Zeppelin. Работы по проектированию авианосца начались в Германии в конце 1933 - начале 1934 года. Однако отсутствие опыта в постройке авианесущих кораблей побудило немцев обратиться за помощью к своему дальневосточному союзнику - Японии. Специалисты в области авиации и кораблестроения пробыли в Японии с сентября по декабрь 1935 года; результатом поездки стал достаточно удачный проект авианосца, в соответствии с которым в декабре 1936 года на верфи в городе Киле был заложен "Авианосец А", при спуске на воду получивший название Graf Zeppelin…

А. А. Чечин, Н. Н. Околелов, С. Э. Шумилин
Авианосец Третьего рейха Graf Zeppelin - история, конструкция, авиационное вооружение

Морская коллекция

Приложение к журналу "МОДЕЛИСТ КОНСТРУКТОР"

А.А.Чечин, Н.Н.Околелов, С.Э. Шумилин

Авианосец Третьего рейха Graf Zeppelin история, конструкция, авиационное вооружение

Уважаемые читатели!

Перед вами - очередной выпуск журнала "Морская коллекция", который познакомит вас с монографией, посвященной одному из самых загадочных кораблей Третьего рейха - авианосцу Graf Zeppelin.

Работы по проектированию авианосца начались в Германии в конце 1933 - начале 1934 года. Однако отсутствие опыта в постройке авианесущих кораблей побудило немцев обратиться за помощью к своему дальневосточному союзнику - Японии.

Специалисты в области авиации и кораблестроения пробыли в Японии с сентября по декабрь 1935 года; результатом поездки стал достаточно удачный проект авианосца, в соответствии с которым в декабре 1936 года на верфи в городе Киле был заложен "Авианосец А", при спуске на воду получивший название Graf Zeppelin…

Список использованной литературы

1. Вгеуег S, Koop G. Von der Emden zur Tirpitz. Munchen 1982

2. Breyer S. Flugzeugtrager Graf Zeppelin. Marine Arsenal № 1/1994

3. Federowicz P. Graf Zeppelin. OkrKty Wojenne № 51, 54

4. Israel U. Einziger deutsche Flugzeugtrager Graf Zeppelin. Herford 1994

5. Lemachko B. Deutsche Schiffe unter dem Roten Stern. Marine Arsenal № 4/1992

6. В.П.Кузин, Д.Ю.Литинский. "Авианосец "Граф Цеппелин" - боевой трофей Красной Армии". Тайфун № 3/97

7. Whitley M. Deutsche Grosskampschiffe. Stuttgard 1997

8. Whitley M. Graf Zeppelin. Warship № 31/1984, № 33/1985

9. Breyer S. Graf Zeppelin. German aircraft carrier. AJ-press Marine Rundschau, № 2/3 1931

10. S.Breyer. The German Aircraft Carrier Graf Zeppelin. Schiffer Publishing, 1989

11. "Морской Сборник", № 1. 1946 г., с.33 - 40

13. Artur Grzadziel. Graf Zeppelin. Geodeta № 9 (136), 2006

14. Artur Grzadziel. Graf Zeppelin. Nurkovwanie № 9, 2006

15. Lukasz Orlicki. Koniec mitu Grafa Zeppelina? Odkrywca № 9, 2006


Взлет Bf 109Т с пневматической катапульты


Палубный истребитель Bf109Т


Вверху: Спуск на воду авианосца Graf Zeppelin

Авианосец Третьего рейха Graf Zeppelin история. конструкция. авиационное вооружение

"Однозначный вывод в отношении пригодности существующего типа авианосца пока еще не может быть сделан, этот вопрос подлежит дальнейшему изучению. Однако анализ вражеской военно-морской стратегии в океанской войне ведет к несомненному признанию того факта, что в войне в Атлантике определенно нельзя обойтись без использования авианосцев или крейсеров, оборудованных полетными палубами".

Из выступления главнокомандующего Kriegsmarine гросс-адмирала Эриха Редера на конференции по вопросам строительства германского военно-морского флота (ВМФ) в середине 1940 года.

В ходе Второй мировой войны лишь четыре европейских государства строили или использовали авианосцы - это Великобритания, Франция, Германия и Италия.

Несомненным лидером в этом процессе была Великобритания, которая начала проектировать авианосцы практически сразу после окончания Первой мировой войны. В результате были разработаны оригинальные и удачные проекты крупных авианосцев, а также доведена до совершенства конструкция паровой катапульты.

Франция к началу Второй мировой войны эксплуатировала авианосец Bearne, переделанный из старого линейного корабля, и заложила еще два новых - Joffre и Painlyve. Последние, однако, так и не были достроены - Франция потерпела поражение в войне слишком рано, и ее флот не успел добиться какого-либо прогресса в развитии авианесущих кораблей и палубной авиации.

Италия предприняла усилия по постройке авианосцев с существенным опозданием, полагая, что ее выгодное географическое расположение в центре Средиземного моря делает страну своеобразным "авианосцем". В результате она также закончила войну с недостроенными авианесущими кораблями.

Германии по условиям Версальского мирного договора от 28 июня 1919 года запрещалось создавать авианосцы и субмарины. Но если подводные лодки и самолеты еще можно было скрытно строить за границей, то заказывать подобным образом такие крупные корабли, как авианосцы, было просто невозможно. Несмотря на это с 1925 года германский флот (Reichsmarine) изучал опыт эксплуатации авианосцев и разрабатывал планы с их применением. А 15 ноября 1932 года тогдашний военный министр генерал Курт фон Шлейхер утвердил "План перестройки флота" (Umbauplan der Reichsmarine), который включал программу строительства авианосцев, а также организацию новых подразделений палубной и базовой морской авиации.

Эта же программа обновления Reichsmarine под названием Schiffsbauersatzplan выполнялась без всяких ограничений вплоть до прихода в 1933 году к власти Гитлера, а впоследствии была расширена.

Нужно отметить, что, в отличие от других классов военных кораблей того времени, авианосцы представляли собой уже целую боевую систему, которая включала в себя гораздо больше компонентов, чем просто корабль и его вооружение. Авианосцу было необходимо не только его основное вооружение - палубные самолеты, но и определенная базовая инфраструктура, включающая в себя и гавани, и аэродромы. Кроме того, требовались испытательные, учебные и эксплуатационные подразделения для обеспечения функционирования и ремонта как палубных самолетов, так и авиационно-технических устройств (катапульт и аэрофинишеров) корабля, а также для подготовки летного и технического персонала.

Работы по проектированию авианосца начались в Германии в конце 1933 - начале 1934 года. Эскизный проект был выполнен в течение 1934 года под руководством старшего советника конструкторского бюро германских ВМС Вильгельма Хеделера, дипломированного инженера, бывшего ассистента кафедры кораблестроения Берлинской высшей технической школы. Проект соответствовал следующим тактико-техническими требованиями (ТТТ): водоизмещение около 20 тысяч тонн, скорость полного хода - 33 узла, авиационное вооружение - от 50 до 60 самолетов, артиллерийское вооружение - восемь 203-мм орудий, мощное зенитное вооружение, бронезащита - как у легких крейсеров.

До этого времени немецкие специалисты не имели опыта строительства подобных кораблей, за исключением попытки переоборудования пассажирского судна Ausone еще во время Первой мировой войны. Но большинство материалов, касающихся того проекта, были настолько засекречены, что конструктору авианосца так и не удалось до них добраться. В результате немцам пришлось действовать методом проб и ошибок, опираясь на очень ограниченную имеющуюся информацию об иностранных авианосцах.

Наиболее доступными для изучения были британские авианосцы, поэтому за основу для проектирования германского корабля были взяты два из них - британские авианосцы Glorious и Courageos, а некоторые технические решения позаимствованы у американского авианосца Lexington.

Начало строительства корпуса авианосца

Вверх