Истребитель Eurofighter Typhoon EF2000, Технические Характеристики ТТХ, Бортовые Системы в Кабине Самолета, Обзор Модификаций и Вооружения

Eurofighter Typhoon - двухдвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения со схемой «утка» и треугольным крылом. Поздние модификации данного истребителя относятся к поколению 4+ или 4++. Разработка и производство Тайфуна ведется фирмой Eurofighter GmbH, которая была создана консорциумом Alenia Aeronautica, EADSМ и BAE Systems в 1986 году. Разработку перспективного самолета начали в 1979 году.

«Тайфун» – уникальный боевой самолет, выпускаемый в четырех вариантах: по одному варианту для каждой страны входящей в консорциум (Британия, Германия, Италия и Испания). В это же время все компании-подрядчики занимаются производством агрегатов для каждого из 620 самолетов. Члены консорциума занимаются производством следующих элементов многоцелевого истребителя:

— AleniaAeronautica - задняя секция фюзеляжа, внешние флапероны, левое крыло;
— BAE Systems - задняя секция фюзеляжа, передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), гаргрот, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны;
— EADS Deutschland - центроплан, центральная часть фюзеляжа;
— EADS CASA - предкрылки, правое крыло.

Конструктивные особенности EF2000 отражают стремление конструкторов использовать последние достижения в области электроники и самолетостроения. Чтобы обеспечить требуемый уровень маневренных характеристик, особенно при больших углах атаки, истребитель спроектировали по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (стреловидность составляла 53 градуса), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными предкрылками и закрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и рулем направления без стабилизатора. Данная схема обладает рядом преимуществ, главным из которых является снижение сопротивления на сверхзвуковой скорости.

Передняя кромка переднего горизонтального оперения выполнена из радиопоглощающего материала. Хотя новый истребитель к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс» не относится, при его проектировании выполнили несколько конструктивно-компоновочных мероприятий, которые были направлены на снижение эффективной поверхности рассеяния. Во время проектирования поставили задачу снизить эффективную поверхность рассеяния с передних ракурсов облучения радиолокационных систем в четыре раза в сравнении с аналогичным значением самолета «Торнадо».

К числу таких мер относятся: утопленные воздухозаборников и маскируемые входными устройствами входные каскады двигателей (значительный источник отражения электромагнитных излучений). Некоторые элементы конструкции самолета, важные по отражательной способности (несущие плоскости и передние кромки горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, из-за чего обладают в переднем секторе хорошей отражательной способностью. Внешние подвески управляемых ракет полуутоплены, что дает возможность частично экранировать от падающего ЭМ излучения подвески ракет конструкцией самолета.

Лидирующие по отражательной способности элементы конструкции и участки истребителя «Eurofighter» покрыты радиопоглощающими материалами, в основном разработаны концерном EADS/DASA. В их числе: передняя кромка крыла, внутренние поверхности и входные кромки воздухозаборников, руль направления, а также примыкающие к нему поверхности и тому подобное.


В конструкции самолета использованы различные материалы углепластики составляют 40 процентов массы планера, алюминиево-литиевые сплавы (Al-Li 8090) – 20%, сплавы алюминия – 18%, титановые сплавы – 12% и стеклопластики – 10%. На углепластики приходится 70 процентов поверхности планера, 12% — стеклопластики составляют, 15% — металл, 3% — другие конструкционные материалы. Контрактом предусмотрено, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 кг. В перспективе возможно использование усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов. Расчетный ресурс конструкции составляет 6 тыс. ч.

Фюзеляж типа полумонокок. Летчика от поражения огнем стрелкового оружия среднего калибра частично защищает накладная броня кабины. Бескаркасный цельноформованный выступающий фонарь дает хороший обзор.

На истребителе применено однокилевое оперение, имеющее большую площадь с рулем направления. Корневая часть киля оснащена воздухозаборником теплообменника системы охлаждения.

Крыльевая механизация – секция флаперонов и зависающие элевоны, а также на каждой консоли секции отклоняемых носков. Обшивка крыла изготовлена из углепластика (отклоняемые носки и контейнеры на концах крыла, выполнены из алюминиево-литиевых сплавов). Площадь переднего горизонтального оперения – 2,4 м 2 . Для его изготовления в основном использован углепластик.

Трехопорное шасси самолета имеет одноколесные стойки. Основные стойки убираются в направлении фюзеляжа, передняя управляемая стойка – вперед. Конструкция пневматиков и шасси оптимизирована для действий даже с грубо отремонтированных бетонированных взлетно-посадочных полос, а также для посадки без выравнивания. Но для того чтобы устранить проблемы с нагревом дисков колес во время интенсивного торможения потребная длина полос, которая составляла, согласно первоначальным планам, 500 метров, была увеличена до 700 метров. Для аварийного торможения самолет оснащается тормозным парашютом.

Программа разработки двигателя (EFA-Programm) была начата в 1983 году. За основу взяли двигатель RB 199 использованный на многоцелевом самолете «Торнадо». По другим сведениям, двигатель создавался на базе экспериментального Rolls-Royce XG.40. его стендовые испытания проводились в 1988 году.

В 1986 году был основан консорциум EurojetTurboGmbH для разработки, проектирования и последующего выпуска двигателей EJ200. Основатели консорциума: Rolls-Royce (Великобритания), ITP (Испания), FiatAvio (Италия) и MTU AeroEngines (Германия). EurojetTurboGmbH размещался в местечке Hallbergmoos, пригород Мюнхена, и связан договорами с агентством NETMA (НАТО), который в свою очередь, является партнером всех перечисленных государств.

EJ200 — двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель, имеющий форсажную камеру. В конструкции двигателя используются монокристаллические турбинные лопатки, диски из порошковых материалов, всережимная цифровая система управления, щеточные уплотнения, встроенная система диагностирования. Для неподвижных частей двигателя широко используются композитные материалы. Камера сгорания двигателя имеет термоизолирующее покрытие, выполненное из керамического материала.


На истребителе применяется нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольными боковыми кромками и криволинейной нижней кромкой, разделенный на два канала вертикальной перегородкой (подвод воздуха к каждому ТРДДФ), имеющий отклоняемую нижнюю и неподвижную верхнюю панель.

Согласно межправительственному соглашению государств, Германия, Великобритания, Испания и Италия обязались участвовать в совместной разработке и изготовлении двигателя для истребителя «Eurofighter Typhoon». Двигатель модульный. Для его демонтажа в среднем требуется 45 минут.

Характеристики двигателя:
Тяга сухая – 6120 кгс;
Тяга на форсаже – 9097 кгс;
Расход топлива на безфорсажном режиме от 0,745 до 0,813 кг/кгс в час;
Расход топлива на форсажном режиме от 1,65 до 1,72 кг/кгс в час;
Перед турбиной температура газов составляет 1840°К;
Расход воздуха – 76 кг/с;
Входной диаметр – 740 мм;
Длина – 4 м;
Масса – 989 кг;
Назначенный ресурс – 6 тыс. часов;
Межремонтный ресурс – 1 тыс. часов.

Топливо размещается в фюзеляже, киле и крыле в протектированных баках. На центральном и паре подкрыльевых узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки, емкостью 1500 л и по 1000 л соответственно. Также в истребителе предусмотрена система дозаправки топливом в полете.


Электродистанционная система управления полетом квадруплексная адаптивная, резервной механической проводки не имеет. Обеспечивает искусственную устойчивость самолета и безопасное пилотирование на предельном режиме и высокую маневренность. Система управления вооружением включает инфракрасную систему переднего обзора PIRATE и многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию ECR90.

EF2000 оснащается инерциальной навигационной системой с лазерными кольцевыми гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой опознавания и определения приоритета средств нападения противника, вычислителями оборонительных и наступательных маневров и области возможного применения вооружения.

Оборонительная система DASS является самой дорогостоящей частью радиоэлектронного оборудования, созданного для евроистребителя. Система обеспечивает оценку и синтезирование данных, получаемых от приемников лазерного и радиолокационного излучения, других датчиков и автоматическое включение необходимых активных (буксируемые ложные цели, передатчики помех) и пассивных средств защиты. Контейнеры с аппаратурой располагаются на концах консолей крыла.

У истребителя «EF2000» отсутствуют внутренние отсеки вооружения. Вместо них имеются узлы внешней подвески, которые ухудшают показатели ЭПР, однако, позволяют расширить варианты и номенклатуру применяемого вооружения.

На истребителе тринадцать узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения – 4 управляемые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Скайфлэш» (на самолетах Великобритании) или «Аспид» (на итальянских самолетах) размещенные в полуутопленном положении под фюзеляжем, а также 2 управляемые ракеты малой дальности ASRAAM или AIM-9 «Сайдуиндер» размещенные на крайних подкрыльевых узлах. Общее количество ракет класса «воздух–воздух» до 10 штук, однако взлетная масса истребителя даже с таким вооружением не должна превышать 18140 кг (40 тыс. фунтов). На 3 узлах внешней подвески могут размещаться подвесные топливные баки. Самолет оснащен пушкой фирмы Маузер калибра 27 мм.








При выполнении ударных операций самолет на семи узлах подвески может размещаться до 6500 килограмм бомб, а также 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Боевой радиус действия при ведении борьбы за превосходство в воздухе может составлять более 1000 километров, при выполнении ударной операции по профилю малая-малая высота 325 километров, по профилю большая-малая-большая – 1000 километров. Самолет с вооружением «воздух-воздух» может патрулировать в воздухе на протяжении 3 часов 15 минут.

Для истребителя спроектированы полуконформные подвесные топливные баки. Под одним фюзеляжным узлом подвески может размещаться лазерный дальномер-целеуказатель. На законцовках крыла в контейнерах расположены аппаратура РЭП и блоки инфракрасных ловушек.

Производство истребителя разделено на три транша – 148/236/236 единиц (всего 620 самолетов) для четырех государств-участников (Великобритания – 232, Германия – 180, Италия – 121 и Испания – 87). В ВВС четырех государств-участников самолеты «Транша-1» начали поступать летом 2003 г. В свою очередь самолеты каждого транша делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для британских ВВС разделен на две партии T1 и T1A. Первые самолеты поступили в 17 эскадрилью в 2003 году. Там первую партию самолетов тщательно изучили и протестировали. В военновоздущные силы первые «тайфуны» официально поступили 1 июля 2005 г. Количество истребителей EF-2000 поставленных по первому траншу в настоящее время составляет 148 штук.


Консорциум в 2002 году заключил первый экспортный договор с правительством Австрии на 18 истребителей модификации «Tranche-2» на сумму 2,55 млрд. дол (1,95 млрд. евро). Однако министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» в июне 2007 г. достигли договоренности о сокращении заказанных самолетов до 15 единиц и изменении модификации с «Tranche-2» на «Tranche-1». С учетом договора на поставку Саудовской Аравии 72 истребителей, программа EF-2000 на сегодняшний день включает производство 707 истребителей для шести заказчиков.

Соглашение о производстве и поставке «Tranche-2» страны-участники программы подписали 14 декабря 2004 г. Первый самолет данной версии 16 января 2008 года поднялся в воздух на предприятии ЕАДС в Манчинге.

Первоначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 Tranche 1» («F2 модель 1»), который предполагал использовать самолеты исключительно в воздушных боях против вражеской авиации. Однако, чтобы задействовать истребители в Афганистане в полной мере необходимо было реализовать возможность уничтожения наземных целей. «Тайфун» в июле 2008 г. был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Машина получила аббревиатуру FGR4 (T3 - двухместная версия самолета). Полную модернизацию всех истребителей «F2» до уровня «FGR4» планировалось завершить к концу 2012 г.

Самолеты стандарта «Tranche-2» от «Tranche-1» отличаются усиленным шасси, новым бортовым компьютером, улучшенным пакетом авионики и усовершенствованными системами вооружения «воздух-земля».





Сейчас подписан договор на создание 40 истребителей «Tranche 3». С учетом истребителей предыдущих моделей, в ВВС Великобритании будет 107 машин «Eurofighter Typhoon» вплоть до 2030 г.

Многоцелевые истребители версии «Tranche-3» получит конформные топливные баки, модернизированную бортовую ЭВМ, двигатель с увеличенной тягой, пакет нового программного обеспечения и радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Модификации истребителя:
Block 1 – Tranche 1, начальный вариант истребителей;
Block 2 – Tranche 1, истребитель воздушного боя;
Block 5 – Tranche 1, многоцелевой вариант истребителей (имеется возможность нанесения ударов по наземным целям);
Block 8 — Tranche 2, истребителей с новым бортовым компьютером;
Block 10 – Tranche 2, истребитель с EOC 1, IFF Mode 5, improved DASS, Rangeless ACMI, IRIS-T digital, УРВВ — AIM-120C-5 AMRAAM, УРВЗ- GBU-24, GPS-guided weapons, Paveway III & IV, ALARM, Rafael Litening III;
Block 15 – Tranche 2, истребитель с EOC 2, УРВЗ — TAURUS, УРВВ METEOR, Brimstone, Storm Shadow;
Block 20 – Tranche 2, истребитель с EOC 3;
Typhoon S — серийный вариант для стран участниц за исключением Великобритании;
Typhoon T1 – учебно-тренировочный двухместный вариант для британских ВВС;
Typhoon F2 – одноместный истребитель для британских ВВС;
Typhoon T3 – учебно-тренировочный двухместный вариант модификации Block 5 для Великобритании;
Typhoon FGR4 – многоцелевая модификации вариант Block 5 для британских ВВС. Модернизация свелась к монтажу новых подвесных систем целеуказания, которые были разработаны израильской компанией Rafael и пополнению боекомплекта управляемыми бомбами весом 450 килограмм (1000 фунтов). Бомбы EnhancedPaveway II и Paveway II производит американская компания Raytheon. Данные бомбы имеют систему лазерного наведения, но у EnhancedPaveway II данная система дополняется системой GPS-наведения. Эффективность «работы» по наземным целям модернизированного «Тайфуна» проверили во время прошедших в Неваде совместных британо-американских учений Green Flag.

По состоянию на 2011 г. самолет стоит на вооружении:
Австрия - 15 Typhoon;
Великобритания - 86 Typhoon;
Германия - 55 Typhoon;
Италия - 62 Typhoon;
Испания - 32 Typhoon;
В 2012 году Саудовская Аравия приняла на вооружение 24 Typhoon;
В этом же году Оман заказал 12 Typhoon серии Tranche 3 (поставка в 2017 году).


Лётно-технические характеристики:
Экипаж – 1/2 человека (F.2, FGR.4/T.1, T.1A);
Длина самолета – 15,96 м;
Размах крыла – 10,95 м;
Высота самолета – 5,28 м;
Площадь крыла – 50 м²;
Угол стреловидности по передней кромке – 55o;
Коэффициент удлинения крыла – 2,2;
Масса пустого самолета – 11000 кг;
Масса снаряженного самолета – 15550 кг;
Максимальная взлётная масса – 23500 кг;
Масса топлива во внутренних баках – 4000 кг;
Масса топлива в подвесных топливных баках – 1х1500 л, 2х1200 л;
Двигатель – два ТРДДФ Eurojet EJ 200
Максимальная тяга одного двигателя – 6120 кгс (60 кН);
Удельный расход топлива – 0,76 кг на кгс/час;
Тяга одного двигателя на форсаже – 9180 кгс (90 кН);
Удельный расход топлива на форсаже – 1,7 кг на кгс/час;
Максимальная скорость на высоте – 2450 км/ч (2,0 Маха);
Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч (1,2 Маха):
Длина разбега/пробега – 700 м;
Радиус действия в режиме истребителя – 1390 км;
Радиус действия в режиме ударного самолёта – 600 км;
Максимальная (перегоночная) дальность полета – 3790 км;
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9;
Практический потолок – 19812 м;
Скороподъемность – более 315 м/с;
Время разгона с 370 до 1200 км/ч – 30 секунд;
Нагрузка на крыло – 311 кг/м²;
Тяговооруженность – 1,18;
Пушечное вооружение :
— пушка Маузер BK-27 калибра 27 мм, расположена в корневой части правого полукрыла;
Боевая нагрузка – 6500 кг;
Точек подвески – 13;
Ракетное вооружение :
— «воздух-воздух» — AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, IRIS-T, в перспективе MBDA Meteor;
— «воздух-земля» — StormShadow, AGM-84 Harpoon, ALARM, AGM-88 HARM, Brimstone, Penguin, Taurus, в перспективе AGMArmiger;
Бомбовое вооружение : Paveway 2, Paveway 3, JDAM, EnhancedPaveway, HOPE/HOSBO;
Лазерная система целеуказания – «Litening»;
Авионика :
— радиолокационная система: CAPTOR, с 2010 — активная фазированная антенная решетка CAESAR;
— ОЛС PIRATE.

Продолжение. Начало в «АиК» №3/2010 г.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Истребитель EF2000 «Тайфун» представляет собой высокоманевренный самолет, выполненный по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО, трапециевидным крылом, однокилевым оперением и двумя ТРДДФ.

На крыле имеются двухсекционные предкрылки, на задней кромке – внутренние и внешние флаперо-ны. За кабиной экипажа установлен тормозной щиток. В хвостовой части фюзеляжа в основании вертикального оперения расположен контейнер с тормозным парашютом.

Для поперечного управления используются флапероны,для продольного – флапероны и ПГО, а для путевого – руль направления.

Для привода поверхностей управления служат две независимые гидравлические системы, которые также обеспечивают уборку и выпуск шасси, привод тормозов и работу фонаря кабины экипажа.

Фюзеляж, крыло (включая внутренние флапероны), обтекатель стыка крыла с фюзеляжем, вертикальное оперение и руль направления почти полностью изготовлены их углепластиков. ПГО, внешние флапероны и обтекатели выхлопных сопл двигателей выполнены из титановых материалов, носовой обтекатель -из армированного стеклопластика. Предкрылки, носок киля, закабин-ный обтекатель и некоторые другие детали планера сделаны из алю-миниево-литиевых сплавов. На долю углепластиков приходится 70% (по омываемой поверхности), металлических сплавов – 15%, стеклопластиков – 12%, других материалов -3%.

В конструкции крыла на долю углепластиков приходится 438 кг, алюминиевых сплавов – 174 кг, титановых сплавов – 179 кг, заклепок – 33 кг, различных вспомогательных деталей – 17 кг, дополнительного оборудования – 274 кг.

При разработке истребителя большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. Однако перед разработчиками самолета не стояла цель сделать его «невидимкой», как это задумали американцы при создании малозаметных ударных самолетов F-117 и истребителей F-22. Уменьшенная заметность самолета EF2000 «Тайфун» достигается за счет сочетания аэродинамической формы планера, применения радиопог-лощающих материалов и использования соответствующих электронных систем. Определенную роль в снижении ЭПР играют управляемые ракеты, размещенные в полу-утопленом положении под фюзеляжем.

Реальная величина ЭПР истребителя «Тайфун» засекречена. Представители английских ВВС лишь заявили, что по результатам испытаний она оказалась лучше расчетной (по сравнению с истребителем Панавиа «Торнадо» снижена в 4 раза) и не превышает 1 м2. Конструкторы самолета считают, что ЭПР самолета «Тайфун» самая малая среди всех истребителей западного производства (кроме самолета Локхид Мартин F-22A). В частности, фирма «БАЕ Системз» сообщила, что по уровню ЭПР в передней полусфере самолет «Тайфун» уступает только истребителю F-22A, а под некоторыми ракурсами он его превосходит.




Фонарь кабины экипажа двухместного варианта самолета «Тайфун»




ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z




Обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете (перед кабиной экипажа)


Кабина экипажа (на одноместном и двухместном вариантах самолета) имеет монолитный фонарь, открывающийся назад и вверх. Фонарь и лобовое остекление изготовлены фирмой «Аэроспейс Композите». Летчики размещаются на катапультных креслах Мартин-Бей-кер Мк.16А, обеспечивающих покидание самолета во время стоянки на ВПП. Для личных вещей экипажа по бокам фюзеляжа над воздухозаборниками расположены два отсека объемом по 0.01 м3.

Силовая установка истребителя EF2000 «Тайфун» состоит из двух ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z тягой по 6125 кгс (9195 кгс на форсаже).

Двигатель оснащен системой управления FADEC с двумя дублированными блоками и системой диагностики и контроля технического состояния.

Воздухозаборники двигателей размещаются под фюзеляжем в едином блоке, который при виде спереди имеет характерную «улыбку».

Масса сухого двигателя 1040 кг (по другим данным 989 кг), длина 4 м, максимальный диаметр 0,74 м. Фирма ITP проработала вариант ТРДДФ EJ200 с системой управления вектором тяги (УВТ) с углом отклонения ±20°. Были проведены его стендовые испытания, но в эксплуатацию двигатель с системой УВТ не поступил.

Топливо на самолете находится в двух фюзеляжных баках и в двух крыльевых баках-кессонах. Запас топлива держится в секрете, но специалисты полагают, что он составляет не менее 5700 л. На двухместном варианте за кабиной экипажа в увеличенном надфюзеляжном обтекателе расположен топливный бак, частично компенсирующий уменьшенный запас топлива в переднем фюзеляжном баке. Заправочная горловина расположена под фюзеляжем за воздухозаборниками.

С правой стороны фюзеляжа перед кабиной находится обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете. Под крылом имеется возможность размещения двух ПТБ емкостью по 1000 и 1500 л, а под фюзеляжем на центральном пилоне – одного ПТБ емкостью 1000 л.

Летные испытания ПТБ начались в декабре 1997 г., когда опытный самолет DA3 (специально предназначенный для испытаний различных внешних подвесок) впервые выполнил полет с подвесными баками емкостью по 1000 л. В июне 1998 г. на самолете DA7 успешно прошли испытания по сбросу баков в полете. В марте 1999 г. этот же самолет с двумя ПТБ емкостью по 1000 л впервые преодолел «звуковой барьер». В конце марта он также с двумя подобными баками достиг скорости, соответствующей числу М = 1,6, а в декабре 1999 г. повторил такой же полет уже с тремя ПТБ.




Размещение трех ПТБ емкостью по 1000 л на самолете «Тайфун»




Конформные топливные баки на самолете «Тайфун»


В 1998 г. в Великобритании были разработаны конформные топливные баки (КТБ) емкостью по 1500 л. С их помощью появлялась возможность увеличить боевой радиус почти до 2780 км. КТБ предусматривалось размещать на верхней поверхности фюзеляжа по бокам гаргрота. Баки могли устанавливаться или сниматься за 75 мин. До настоящего времени истребители «Тайфун» не эксплуатируются с КТБ, хотя на серийных самолетах второй партии предусмотрены конструктивные решения, позволяющие устанавливать КТБ.


АВИОНИКА

Истребитель EF2000 «Тайфун» всегда рассматривался как одноместный самолет, предназначенный для маневренного воздушного боя. Это, в свою очередь, требовало наличия в кабине самого современного оборудования и наиболее передового во всех отношениях интерфейса «человек – машина», высокотехнологичного комплекса авионики и скоростных цифровых шин передачи данных. Самолет оснащен квадруплексной цифровой ЭДСУ. Для навигации служат инерциальная система и спутниковая система GPS. Для посадки в плохих метеоусловиях может использоваться система автоматической посадки ILS.

Одной из особенностей истребителя является кабина экипажа, на приборной доске которой нет ни одного стрелочного индикатора, характерного для истребителей предыдущих поколений. В состав информационно-управляющего поля кабины экипажа входят семь средств визуализации: широкоугольный коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС); три жидкокристаллических многофункциональных дисплея системы MHDD (Multifunction Head Down Display) для отображения тактической и пилотажно-навигационной информации, работы бортовой РЛС и других систем; нашлемный прицел-индикатор (HMSS); дисплей системы предупреждения об угрозе со стороны противника (DWP); дисплей многоцелевой системы рспределения (MIDS). ИЛС обладает полем зрения 35° х 25°, что обеспечивает управление всеми типами управляемых ракет. Система DWP с помощью визуальных и звуковых (тоновых и речевых) сигналов предупреждает летчика о внешних угрозах, классифицируя их по степени приоритета.

Летчик может использовать шлем, оснащенный прицелом-индикатором и всеми необходимыми информационными системами, включая очки ночного видения. Шлем представляет собой интегрированную конструкцию НЕА (Head Equipment Assembly). Он выполняет все функции, характерные для других самолетных шлемов: жизнеобеспечение, подачу кислорода, связь, защиту от ударных нагрузок, от воздействия скоростного напора (до скорости 1110 км/ч), от средств массового поражения и защиту глаз от лазерного луча. Шлем также может выполнять дополнительные функции: обеспечение повышенного комфорта (за счет хорошей эргономики, наличия индивидуальной системы кондиционирования, небольшой массы и т. д.), вывод пилотажно-на-вигационной и тактической информации на дисплей нашлемного прицела индикатора, бинокулярный обзор в пределах ±40°, использование средств ночного видения.

Ручка управления и РУД разработаны с учетом принципа HOTAS, что позволяет, не отрывая руки от органов управления, управлять полетом, вооружением, различными датчиками и средствами самообороны. Каждый орган управления имеет по 12 кнопок и переключателей, обеспечивающих 50 различных функций.

Вся информация, получаемая от всевозможных датчиков (бортовых и находящихся вне самолета), с помощью системы MIDS (Multifunction Information Distribution System) выдается летчику на три цветных многофункциональных крупноформатных дисплея системы MHDD. Для управления системой MIDS летчику не нужно прикладывать больших усилий. Для этой цели служит система VTAS, в состав которой входят рукоятка управления, РУД и командная речевая система управления (РСУ). Последняя рассчитана на восприятие 600 слов-команд, но пока она может оперировать не более 100 словами. Такое ограничение введено с целью устранения фонетических проблем, связанных с распознаванием звуков. При совместной работе системы MIDS и РСУ летчик может классифицировать цели и с помощью радиообмена распределять их среди других экипажей авиационной группы. В ситуациях, связанных с безопасностью полета (например, использование оружия или выпуск шасси перед посадкой) используется обычное управление. Для получения предупреждающей информации в РСУ предусмотрен диалоговый режим: например, она может ответить на вопрос об остатке топлива или сообщить расстояние до какого-либо объекта. В состав ЭДСУ входит так называемая «кнопка паники», которая позволяет автоматически перевести самолет в режим прямолинейного горизонтального полета.


РЛС Еврорадар «Кэптор» (ECR-90)


Кабина истребителя «Тайфун»


Ручка управления истребителем «Тайфун»


Истребитель «Тайфун» оснащен многорежимной импульсно-допле-ровской РЛС «Кэптор» с механическим сканированием. Станция разработана СП «Еврорадар». Первоначально для истребителя EFA предлагались две РЛС: станция ECR-90, разработанная итальянской фирмой «Ферран-ти» и поддерживаемая Великобританией и Испанией, и станция MSD2000, создававшаяся немецкой фирмой AEG на основе американской РЛС Хьюз AN/APG-65, которая устанавливается на истребителях F/A-18C/D «Хорнит». После длительных переговоров между Министерствами обороны Великобритании и Германии было решено за основу будущей РЛС взять проект станции ECR-90, получившей позднее название «Кэптор». Контракт на разработку был подписан в марте 1989 г.

РЛС «Кэптор» представляет собой модификацию РЛС Бритиш Аэроспейс «Блю Виксн», созданной для палубного истребителя КВВП Бритиш Аэроспейс «Си Харриер». По своим параметрам она занимает промежуточное положение между обычными РЛС с механическим сканированием и РЛС с электронным сканированием. Она имеет малоинерционную антенну диаметром 700 мм. Станция состоит из шести быстро сменяемых модулей.

Представители СП «Еврорадар» сообщают, что станция может автоматически выбирать частоту повторения импульсов, сопровождать и идентифицировать воздушные цели и распределять их по степени угрозы. В состав РЛС входят три процессора, которые могут одновременно работать в различных режимах.

Многие характеристики РЛС «Кэптор» держатся в секрете. По имеющейся информации, она способна обнаруживать воздушные цели в азимуте +60° 70° . Дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 160 км, а цели типа «транспортный самолет» – 300 км. Число одновременно сопровождаемых целей 20, по шести из которых может осуществляться ракетная атака.

В режиме «воздух – поверхность» станция «Кэптор» обладает разрешающей способностью около 1 м, что позволяет формировать цифровую карту местности для навигации и обнаружения целей. В режиме синтезирования апертуры разрешающая способность достигает 0,3 м, обеспечивая выполнение разведывательных заданий и обнаружение подвижных целей. РЛС также может обеспечивать полет на малой высоте в режиме огибания наземных препятствий.














Контейнер на конце правой консоли крыла, содержащий средства РЭП и буксируемую радиолокационную ловушку «Ариэль»


Контейнер с дипольными отражателями, размещенный в задней части подкрыльного пилона для подвески ракет


Система PIRATE


Обтекатель РЛС системы предупреждения о ракетной атаке MA WS под вертикальным оперением самолета «Тайфун»


В настоящее время станция «Кэптор» работает в режиме «воздух -воздух». Остальные режимы станут штатными после того, как истребитель «Тайфун» достигнет полной степени оперативной готовности.

Первая опытная РЛС «Кэптор» проходила летные испытания на са-молете-летающей лаборатории БАК 111. Начались они в январе 1993 г. К середине 2001 г. на нем было выполнено свыше 200 полетов, а наработка локатора составила почти 400 ч. 25 февраля 1997 г. опытный истребитель EF2000 DA5 впервые выполнил полет со станцией «Кэптор». С самого начала летных испытаний РЛС показала высокую эффективность при работе по воздушным целям, при этом были выявлены ее большие потенциальные резервы по дальнейшему совершенствованию. Специалисты отметили, что станция «Кэптор» может обеспечивать защиту истребителя от любых существующих и будущих воздушных угроз по крайней мере в течение первых 25 лет эксплуатации.

В феврале 2001 г. консорциум «Еврофайтер» получил первые две станции, соответствующие серийному варианту «Кэптор» С. Одна была передана на завод фирмы «БАЕ Системз», а другая – на фирму «Аления».

Изготавливаются станции на заводе фирмы «БАЕ Системз»; ежемесячный выпуск составляет 10 РЛС. Так как истребители партии «Транш 1» будут использоваться только в качестве перехватчиков, то поставляемые для них РЛС «Кэптор» предназначены только для работы против воздушных целей.

На истребителях третьей серийной партии «Транш 3» предполагается установка РЛС CAESAR (Captor Active Electronically Scanned Array Radar) с АФАР. Первый полет опытного образца станции состоялся в конце февраля 2006 г. на летающей лаборатории БАК 111.

Самолет «Тайфун» оснащен системой DASS (Defensive Aids Sub-System), предназначенной для выполнения оборонительных задач. Испытания эта система проходила на опытном самолете DA4. В состав системы DASS входят датчики предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, средства РЭП и радиоэлектронной разведки (находящиеся в обтекателе, расположенном на конце левой консоли крыла), буксируемые радиолокационные ловушки БАЕ Системз «Ариэль» (два таких изделия находятся в обтекателе на конце правой консоли крыла; для их буксировки имеется тонкий кевларовый трос длиной 100 м), контейнеры с дипольными отражателями и блоки отстреливаемых тепловых ловушек.

Система DASS разработана консорциумом «EBpoDASS», во главе которого стоит фирма «БАЕ Системз». Первоначально ее создание вели английские и итальянские специалисты, позднее в состав консорциума вошли фирмы Германии и Испании. Несмотря на то, что система DASS создавалась как общий продукт, каждый заказчик хочет получить систему, соответствующую его специфическим требованиям. Например, ВВС Германии и Италии не планируют использовать датчики предупреждения о лазерном облучении. Кроме того, Италия хочет вместо буксируемых радиолокационных ловушек устанавливать контейнер с системой РЭП «Кросс Ай».





В режиме поиска радиоэлектронных средств противника датчики системы DASS могут обнаруживать источники электромагнитного излучения на расстоянии около 100 км и указывать направление на них с точностью до 1°. Антенны этой системы расположены на самолете таким образом, что обеспечивают поиск в азимуте 360°. Могут выявляться цели, излучающие в диапазоне от 100 МГц до 10 ГГц.

Входящее в состав системы DASS оборудование для обнаружения приближающихся ракет (MAWS) имеет импульсно-доплеровскую РЛС миллиметрового диапазона. На самолетах ВВС Великобритании, Италии и Испании обтекатели этих РЛС расположены в корневых частях крыла и под вертикальным оперение; на самолетах ВВС Германии и

Австрии станции установлены только в корневых частях крыла. Предполагается, что РЛС будут заменены пассивной системой обнаружения ракет, работающей в ультрафиолетовом диапазоне.

На истребителях «Тайфун», соответствующих стандарту «Блок 5» и предназначенных для ВВС Великобритании, станут устанавливать систему предупреждения о лазерном облучении (LWS), разработанную фирмой «Селекс Сенсоре». В ее состав войдут три датчика: два будут расположены по бокам передней части фюзеляжа, а один -под хвостовой частью фюзеляжа.

«Тайфун» имеет два блока с дипольными отражателями BOL 180, поставляемых шведской фирмой «SAAB Тек». Они смонтированы в задней части внешних подкрыльных пилонов для подвески ракет. Еще два подобных блока, разработанных итальянской фирмой «Элеттро-ника Астер», находятся на обтекателях силового привода закрылков. Каждый блок содержит по 16 тепловых ловушек.

Перед кабиной экипажа слева расположен обтекатель пассивной тепловой системы обнаружения и сопровождения воздушных целей PIRATE (Passive Infra-Red Airborne Tracking Equipment), разработанной фирмами FIAR, «Талес» и «Технобит». По оценкам специалистов, система PIRATE способна обнаруживать цель на расстоянии 150 км и идентифицировать ее с расстояния 35 – 40 км.

Система PIRATE может вести обнаружение и сопровождение наземных целей и передавать их изображение на дисплей в кабине экипажа, ИЛС и нашлемный прицел-индикатор. Первый истребитель, оснащенный системой PIRATE, был поставлен в августе 2007 г. на вооружение ВВС Италии.


ВООРУЖЕНИЕ

Самолет EF2000 «Тайфун», являясь многоцелевым истребителем, должен соответствовать требованиям ведения воздушной войны первой половины XXI столетия. Он предназначен для круглосуточной и всепогодной эксплуатации, ведения воздушного боя на ближней дистанции, уничтожения воздушных целей, находящихся за пределами визуальной видимости, и нанесения ударов по наземным целям. Самолет способен осуществлять непосредственную поддержку сухопутным войскам, подавление средств ПВО противника, уничтожение надводных целей и выполнение ударных операций в тылу противника.

Истребитель имеет 13 внешних узлов для подвески различного вооружения и специальных грузов: пять узлов находятся под фюзеляжем (один из них предназначен для подвески ПТБ) и восемь – под крылом (включая два для ПТБ). Нормальная боевая нагрузка составляет 6500 кг, в перегрузочном варианте – 7500 кг.

В состав вооружения входит 27-мм пушка Маузер ВК27, расположенная в корневой части правой консоли крыла. Боезапас пушки 150 снарядов. Эта же пушка используется на самолетах SAAB JAS 39 «Грипен».

Поскольку истребитель «Тайфун» пока предназначается для ведения воздушного боя, то основным его вооружением в настоящее время являются УР класса «воздух – воздух» AIM-132 ASRAAM и AIM-120B AMRAAM, в дальнейшем будут использоваться ракеты IRIS-T и «Метеор». По желанию заказчиков возможно применение ракет малой дальности AIM-9L «Сайдуиндер».

ВВС Великобритании с самого начала отдали предпочтение УР класса «воздух – воздух» малой дальности AIM-132 ASRAAM, разработанной в начале 1980-х годов совместно фирмами Великобритании, Германии, Канады и Норвегии для замены ракет семейства AIM-9. На начальном этапе работ было подписано соглашение с США, согласно которому европейцы станут покупать американские ракеты AMRAAM, а американцы – ракеты ASRAAM. Вскоре это соглашение было расторгнуто, поскольку в США началась разработка ракеты малой дальности AIM-9X. В 1989 г. от разработки ракеты ASRAAM отказалась Германия, так как ее фирма BGT приступила к созданию более эффективной ракеты IRIS-T. В 1990 г. прекратили сотрудничество Канада и Норвегия. После этого дальнейшую разработку УР ASRAAM продолжила только английская фирма «БАЕ Дайнэмикс», а позднее все работы стала вести корпорация MBDA.




Пуск ракеты AIM-132 ASRAAM с «Тайфуна»


Ракета BGTIRIS-T


Ракета класса воздух – воздух AIM-132 ASRAAM


Ракета AIM-132 ASRAAM выполнена по бескрылой схеме с четырьмя крестообразными рулями. Длина ракеты 2.9 м, диаметр корпуса 166 мм, размах оперения 450 мм. Стартовая масса ракеты 87 кг. Силовая установка состоит из высокоэффективного твердотопливного двигателя, обладающего высоким удельным импульсом, бездымностью и малой тепловой заметностью. Ракета оснащена тепловой ГСН и лазерным взрывателем. .

Летные испытания показали, что ракета может использоваться не только на малых дальностях, но и против целей, находящихся на расстоянии, недоступном для ракеты AIM-9L. Дальность полета УР ASRAAM засекречена, но эксперты полагают, что она составляет 15 -25 км. Чувствительность и высокая разрешающая способность теплового датчика позволяют выделять отдельные части самолета противника (например, кабины экипажа) для обеспечения максимальной вероятности поражения. Масса боевой части ракеты 22 кг.

Летные испытания УР AIM-132 начались в 1994 г. Поставки ракеты в английские ВВС начались в декабре 1 998 г., а официально ее принятие на вооружение состоялось в сентябре 2002 г. Первый пуск ракеты с самолета «Тайфун» произошел в мае 2005 г. С целью улучшения характеристик ракеты был предложен вариант P3I-ASRAAM с системой управления вектором тяги двигателя.

Выше отмечалось, что в Германии после прекращения сотрудничества по созданию ракеты ASRAAM началась разработка ракеты класса воздух – воздух малой дальности IRIS-T. В 1995 г. фирма BGT объявила о проекте ракеты с системой управления вектором тяги двигателя и комбинированной системой управления: на начальном этапе должна использоваться инерциальная система управления, а на заключительном этапе – тепловая. Двухслойная боевая часть должна обеспечивать надежное поражение цели.

В создании УР IRIS-T сначала принимали участие Германия (доля участия 46%), Италия, Швеция, Греция, Канада и Норвегия. Позднее две последние страны перестали сотрудничать, а их место в 2003 г. заняла Испания. Первый пуск УР состоялся в октябре 2000 г. с истребителя Локхид Мартин F-16 греческих ВВС, а первый пуск с работающей системой управления был выполнен в апреле 2002 г. В декабре 2005 г. ракета IRIS-T вошла в состав штатного вооружения истребителей «Тайфун» немецких ВВС. До 2011 г. планируется изготовить 4000 ракет.

Длина ракеты IRIS-T составляет 3 м, диаметр корпуса – 127 мм, размах крыла – 350 мм. Стартовая масса 87 кг, масса боевой части около 12 кг. Ракета является всеракурсной.


Ракета MBDA «Метеор» под истребителем «Тайфун»




КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением


Кассетные бомбы BL755 под крылом самолета «Тайфун»


Тактическая КР Таурус KEPD-350 под крылом истребителя «Тайфун»


Для борьбы с целями, находящимися за пределами визуальной дальности, предназначена УР AIM-120 AMRAAM. Первый пуск ракеты с опытного самолета EF2000 DA7 осуществили в мае 2001 г. на полигоне на о. Сардиния. Ракета не была оснащена системой управления, она предназначалась только для проверки ее отделения от самолета. Первый пуск ракеты AMRAAM, имеющей систему управления и боевую часть, выполнили с опытного истребителя DA4 в апреле 2002 г. Во время этого пуска была уничтожена радиоуправляемая мишень «Мирак-9». В марте 2005 г. с самолета DA4 был произведен пуск двух УР против двух мишеней «Мирак».

В мае 2000 г. министр обороны Великобритании объявил, что для истребителей «Тайфун» будет закупаться ракета класса воздух – воздух большой дальности «Метеор», победившая в конкурсной программе BVRAAM, объявленной английскими ВВС. Разработку УР «Метеор» с середины 1990-х годов вели Великобритания и Франция, к которым позднее присоединились Германия, Италия, Испания и Швеция. В дальнейшем фирмами этих шести стран был образован европейский консорциум MBDA для создания авиационного ракетного оружия. Ведущую роль в консорциуме играет Великобритания, согласившаяся выделить более 34% средств на создание ракеты «Метеор», доля Германии составила 21%.

Предполагалось, что ракета будет принята на вооружение в 2005 г. Затем этот срок неоднократно переносился, в настоящее время известно, что ракета «Метеор» поступит в эксплуатацию в 201 1 -2012 гг. и станет устанавливаться на истребителях «Тайфун» «Блок 15» (заключительные самолеты партии «Транш 2»). До тех пор, пока ракета «Метеор» не будет принята на вооружение, Министерство обороны Великобритании согласилось закупить в США 400 ракет AIM-120B AMRAAM.

Для поражения наземных целей сначала будут применяться обычные бомбы. В дальнейшем номенклатура вооружения класса воздух – поверхность станет расширяться. В состав вооружения войдут КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением: GBU-16 калибром 454 кг и GBU-10 калибром 907 кг. ВВС Великобритании планируют принять на вооружение усовершенствованные КАБ «Пейвуэй» со спутниковой системой наведения и лазерной, что позволит использовать бомбы круглосуточно и против целей, покрытых туманом или дымом, а также подвижных. В качестве вариантов таких бомб могут применяться модернизированные английские бомбы Mk. 13/20 калибром 454 кг и американские бомбы Мк.82Е калибром 227 кг. Самолет может нести до шести кассетных бомб BL755 калибром 280 кг. Каждая бомба содержит 147 поражающих элементов.

Обеспечивать применение КАБ должен лазерный целеуказатель, который станет подвешиваться на центральном подфюзеляжном пилоне. В качестве кандидатов рассматриваются израильские системы Рафаэл LITENING II и III, отличающиеся высокой избирательностью целей. Великобритания отдает предпочтение целеуказателю LITENING III, а Германия – целеуказателю LITENING II, который успешно применяется на истребителях-бомбардировщиках «Торнадо».

В сентябре 2005 г. английская фирма «Ультра Электронике» была выбрана Министерством обороны Великобритании в качестве поставщика подвесных контейнеров с системами целеуказания и навигации Рафаэл LITENING EF, относящимися к третьему поколению. С фирмой «Рафаэл» подписан контракт стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов на поставку 20 комплектов, которые будут устанавливаться на истребителях «Тайфун» F.I.





Испытания КАБ начались в июне 1999 г. на опытном самолете DA3 на полигоне в Италии. В феврале 2001 г. в Испании на самолете DA1 отрабатывались сбросы КАБ GBU-10 с различных высот (от 3050 до 12200 м) при скоростях, соответствующих числам М = 0,4 – 0,9. В дальнейшем в испытаниях КАБ участо-вал серийный истребитель IPA2, который одновременно нес четыре КАБ GBU-16 и два ПТБ. В октябре 2006 г. на серийном истребителе IPA1 начались испытания КАБ GBU-10 «Пейвуэй» III калибром 910 кг.

Существуют шесть основных вариантов вооружения истребителя «Тайфун»:

– при перехвате воздушных целей самолет может нести шесть УР AMRAAM, две УР ASRAAM и три ПТБ емкостью по 1000 л;

– при выполнении ударных операций в тылу противника в состав вооружения входят четыре КАБ с лазерным наведением, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, подфюзеляжный контейнер с лазерным це-леуказателем LDP и два ПТБ емкостью по 1 000 л.;

– при подавлении средств ПВО истребитель несет две КАБ, две противорадиолокационные УР ALARM, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, контейнер LDP и два ПТБ емкостью по 1000 л;

– при непосредственной поддержке войск в состав вооружения входят 18 противотанковых боеприпасов «Бримстоун», четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л;

– при ударах по морским целям самолет вооружен четырьмя ПКР, четырьмя УР AMRAAM, двумя УР ASRAAM и тремя ПТБ емкостью по 1000 л;

– в многоцелевом варианте самолет несет две тактические КР, четыре КАБ, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л.

Во всех случаях присутствует пушка Маузер ВК27.

В перспективе истребитель «Тайфун» будет способен нести американские КАБ GBU-24 «Пейвуэй» III и GBU-31/32 и испанские КАБ BPG-2000, оснащенные комплектом наведения JDAM. Самолеты получат противотанковые боеприпасы «Бримстоун», ракеты класса воздух – поверхность AGM-65 «Мейврик», ПКР AGM-84 «Гарпун», противорадиолокационные ракеты ALARM (только самолеты ВВС Великобритании) и «Армигер» (разрабатывается в Германии), тактические КР «Шторм Шэдоу» и Таурус KEPD-350. Рассматривается возможность использования ПКР NSM производства шведской фирмы «Конгсберг».

Истребитель «Тайфун» может использоваться в качестве разведчика, но пока ни одна страна не выработала формальные требования к такому варианту. Необходимые подвесные контейнеры с соответствующим оборудованием существуют; их надо только оговорить в требованиях.

Материал подготовлен Виктором БЕЛЯЕВЫМ


ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТРЕБИТЕЛЯ ЕВРОФАЙТЕР EF2000 «ТАЙФУН»

Размах крыла, м 11,28

Длина, м 15,99

Высота, м 5,28

Площадь крыла, м2 51,2

База шасси, м 4,07

Число и тип двигателей 2 ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z

Взлетная тяга 2x6125 кгс (9195 кгс – на форсажном режиме)

Масса пустого снаряженного самолета, кг 11150

Максимальная взлетная масса, кг:

в варианте перехватчика 16000

в варианте истребителя-бомбардировщика 21000

в перегрузочном варианте 23500

Масса топлива во внутренних баках (5625 л), кг 4500

Максимальное число М:

на большой высоте 2,0 (2120 км/ч)

на уровне моря 1,2 (1460 км/ч)

Время разгона со скорости 370 км/ч до скорости,

соответствующей числу М = 1.0 (на уровне моря), с 30

Время набора высоты 10600 м

(с момента отпуска тормозов), мин, не более 2,5

Скороподъемность на уровне моря, м/с 315

Длина разбега, м 700

Эксплуатационный потолок, м 16765

Боевой радиус, км:

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 10 мин)1390

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 3 ч) 185

при выполнении ударных операций (профиль полета малая – малая – малая высота) 600

при выполнении ударных операций (профиль полета большая – малая – большая высота, вооружение состоит из трех КАБ с лазерным наведением, семи УР класса воздух – воздух и подвесного контейнера с лазерным целеуказателем LITENING) 1390

Перегоночная дальность с ПТБ, км 3790

Диапазон перегрузок от + 9 до – 3

Королевские военно-воздушные силы Великобритании и Королевский военно-морской флот работают совместно с Корпусом морской пехоты США. Работа направлена на обучение персонала Великобритании управлению истребителем Ф-35Б.

Англичане являются частью 617-й эскадрильи Королевских ВВС, которая также имеет название "Разрушители плотин", которое связано с тем, чем эскадрилья занималась в ходе Второй мировой. Работа над повышением квалификации персонала будет проведена на аэродроме морской пехоты в городе Бофорт, расположенном в Южной Каролине.

Великобритания, которая является единственным партнёром США первого уровня по этой программе, намерена закупить 138 истребителей Ф-35. Самолёты будут располагаться не только на земле, но и на двух новых авианосцах.

Помимо Ф-35 в воздух будет запущен истребитель Еврофайтер Тайфун. ВВС Британии планируют к 2030-му году запустить, наравне с Ф-35, 107 обновлённых Тайфунов. Схема такого сотрудничества заключается в том, что Ф-35 будут играть разведывательную роль, тогда как Тайфун возьмёт на себя непосредственно ракетные удары по целям.

Британские Тайфуны и французские Рафали испытываются совместно с Ф-22 в Вирджинии. Делается это ради того, чтобы выяснить, как сделать совместную работу истребителей четвёртого и пятого поколения более эффективной.

Несмотря на то, что Ф-22 больше направлен на прямое ведение боевых действий, чем на незаметные атаки, он во многом схож с Ф-35. Именно поэтому очень многое из того, чему будут обучены пилоты, можно будет перенести и на грядущие совместные операции Тайфуна и Ф-35.

Ф-35 и Еврофайтер Тайфун, находясь на вооружении у ВВС Британии, не будут прямыми конкурентами друг друга. Конкуренция между производителями, однако, находится на пике, поскольку они исключительно заинтересованы в продаже своего творения.

И, несмотря на то, что Тайфун превосходит Ф-35 по аэродинамике, Ф-35 является более предпочтительным для покупателей. Если такие тенденции сохранятся и дальше, Ф-35 может остаться единственным западным образцом на рынке истребителей.

Еврофайтер Тайфун (англ. Eurofighter Typhoon) - многоцелевой истребитель четвёртого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году. В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании и Великобритании.

Конструкция Еврофайтер Тайфун

Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолётостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности 53 градуса) и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением (ПГО), вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых - снижение сопротивления самолёта на сверхзвуковых скоростях. Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла. На «Тайфуне» применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полётом, объединённая с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полёта.

Снижение радиолокационной заметности

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON.

Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.

Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) - семейство перспективных малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

В консорциум во главе с «Lockheed Martin» входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Палмдейл (Калифорния) и Aeronautical Systems.

Конструкция Ф-35

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Обозначения серийных вариантов: F-35A (со стандартным взлётом и посадкой), F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

Бортовая РЛС F-35

На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.


Шлем пилота Ф-35

Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства обороны Великобритании в Уилтшире.

Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полёта, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.

Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.

Силовая установка F-35A и F-35C

F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence.
По утверждению производителя, благодаря данной установке и конструкции планера, полностью вооружённый F-35A с заполненными топливными баками, способен производить манёвры с перегрузкой в 9 g.

Вертикальный взлёт и посадка Ф-35

Вариант истребителя с коротким взлётом и вертикальной посадкой (СВП) F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оснащенных катапультами (лёгких авианосцах, крупных десантных кораблях), способен выполнять и вертикальный взлёт. Конструкция сопла F-35B во многом повторяет сопло Як-141.

Авианосное базирование Ф-35

В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, изготовленные из титана.

Вооружение Ф-35

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, −104 и −105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM).

По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.


Ядерное оружие Ф-35

К 2017 году, по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61. Самолёт будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Изначально это требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16.

Пушечная установка Ф-35

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Данное орудие получено путем глубокой модернизации пушки GAU-12, используемой на самолётах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу - примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.

На модификации F-35A орудие будет установлено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.

Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. При создании контейнера использовались технологии понижения заметности.

Военный обозреватель Виктор Литовкин сравнил возможности двух самолетов - европейского истребителя Eurofighter Typhoon и отечественного Су-35. Эксперт объяснил, какой из этих бортов может претендовать на господство в небе и почему. По мнению аналитика, эти самолеты могут выполнять разный объем задач.

«Еврофайтер предназначен для решения задач ПВО, для перехвата самолетов противника, что могут нанести ракетно-бомбовые удары. Су-35 многофункционален, самолет способен как бороться с воздушными целями, так и уничтожать цели на земле и на воде, поддерживать наступление сухопутных войск », - напомнил Литовкин.

Отличается и размер боекомплекта, которым располагают самолеты.

«Если на Eurofighter это шесть с половиной тонн, на Су-35 - около 9 тонн боеприпасов, преимущество, в данном случае, за Су-35. Если на Eurofighter это ракеты для борьбы с воздушными целями,то на Су-35 грузятся ракеты воздух-воздух, воздух-земля и так далее», - рассказал эксперт.

По данным обозревателя, самолеты разнятся и средствами радиолокации.

«У российского истребителя пассивная станция с фазированной антенной решеткой пассивная. Она не излучает радиолучи, а воспринимает чужое излучение, и на это излучение посылает свою ракету, а у Eurofighter - активная фазированная решетка, она излучает. Если противопоставить два локатора, то за Су-35 будет преимущество, он не обнаружит себя, а Eurofighter вызовет огонь противника на себя », - уверен обозреватель.

Эксперт так же сравнил дистанции, на которых самолеты могут обнаружить цель, - у российского самолета это 400 км, у европейского истребителя не более 300 км. По данным аналитика, на зарубежном истребителе, в отличии от российского, отсутствует система предупреждения о пуске ракет противника. Именно эта система дает летчику дополнительные несколько секунд, чтобы выполнить маневр, уйти от атаки и спастись.

«Российский истребитель имеет двигатели с управляемым вектором тяги, которые позволяют ему совершать в небе настоящие кульбиты», - убежден эксперт. - Eurofighter - маневренный самолет, безусловно, но как говорят наши летчики, чтобы ему развернуться надо захватить полнеба. Наш Су-35 «танцует» на месте. Есть такая фигура «сухой лист », когда наш самолет вращается на одном месте в плоскости. И все эти фигуры не для шоу, они нужны, чтобы выжить в воздушном бою», - продолжил Литовкин.

В целом, эксперт убежден, что по своей эффективности, российский многоцелевой истребитель Су-35 превосходит зарубежный Eurofighter Typhoon, - благодаря своей сверхманевренности, у российского истребителя будет больше шансов победить в воздушной дуэли.

Успех истребителя Хоукер «Харрикейн» был в определенной степени неожиданным даже для его создателя С. Кэмма - ведь он рассматривал «Харрикейна» лишь как промежуточное решение до принятия на вооружение истребителя с более высокими летными качествами.

Уже в конце 1936 г. с министерством авиации были согласованы требования к такой машине, сформулированные в спецификации F. 18/37. Она предусматривала создание цельнометаллического одноместного истребителя, способного развить скорость 640 км/ч и вооруженного 4 20-мм пушками или 12 7,7-мм пулеметами. Предусматривалось установить на самолет новый 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. К разработке таких моторов приступили фирмы «Роллс-Ройс» («Валчер») и «Нэпир» («Сэйбр»). Соответственно авиаконструктор Кэмм проектировал новый истребитель в двух вариантах: R (позже получивший название «Торнадо») под мотор «Валчер» и N («Тайфун») - под «Сэйбр».

Прототип «Тайфуна» впервые поднялся в воздух 24 февраля 1940 г. - спустя почти пять месяцев после облета «Торнадо», но последний в серию так и не попал. Причиной стала загруженность «Роллс-Ройса» производством и модернизацией «Мерлина» - наиболее востребованного в Великобритании авиамотора. Из-за этого программу создания «Валчера» пришлось свернуть. Доводка «Тайфуна» тоже замедлилась после «шока Дюнкерка» - Королевским ВВС требовались прежде всего уже проверенные и .

Второй прототип, получивший вооружение из 4 20-мм пушек, вышел на испытания лишь 3 мая 1941 г., а 27 мая поднялась в воздух первая серийная машина. Хотя пушечное вооружение к тому времени однозначно доказало свое превосходство над пулеметами, из-за недоведенности механизма подачи снарядов пришлось выпустить серию «Тайфунов» с пулеметным вооружением.

Производство самолетов продолжалось до мая 1945 г. Построено 3317 «Тайфунов», причем завод «Хоукер» в Лэнгли выпустил, помимо прототипов, лишь 15 серийных машин в ноябре-декабре 1941 г. Остальные были построены заводом фирмы «Глостер» в Хакклкоте.

Основные модификации Хоукер «Тайфун»

  • «Тайфун» Mk .IA - двигатель «Сэйбр» I (2100 л.с). Вооружение - 12 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в крыле. Построено 110 машин, часть из которых впоследствии перевооружена пушками.
  • «Тайфун» M k . I B - двигатель «Сэйбр» I. Вооружение - 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II . Самолеты могли нести две авиабомбы калибром до 454 кг, либо 8 76,2-мм НАР, или же два 175-л ПТБ. В ходе выпуска вносились изменения в конструкцию. В частности, самолеты получили каплевидный фонарь вместо фонаря «автомобильного типа» (с боковой дверкой), существенно улучшивший обзор. Устанавливались более мощные двигатели «Сэйбр» IIА и IIВ (2180 л.с), а в самом конце серийного выпуска - «Сэйбр» IIС (2260 л.с.) с четырехлопастным винтом вместо трехлопастного.

В серийное производство не внедрялись ночной истребитель «Тайфун» NF Mk.IB с РЛС Al Mk.VI, а также разведчик «Тайфун» FR Mk.IB с АФА в левой консоли крыла (вместо ближней к фюзеляжу пушки).

Технические характеристики самолета Хоукер «Тайфун» Mk.IB

  • Двигатель: Нэпир «Сэйбр» II
  • мощность, л.с.: 2180
  • Размах крыла, м.: 12,67
  • Длина самолета, м.: 9,74
  • Высота самолета, м.: 4,67
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,90
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3992
  • взлетная: 5216
  • максимальная взлетная: 5850
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 663/5880
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 5’50»
  • Практический потолок, м.: 10730
  • Дальность полета, км. (с ПТБ): 820* (1580)

* с двумя 227-кг авиабомбами.

Боевое использование Хоукер «Тайфун»


Техническое обслуживание самолета Хоукер "Тайфун"

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них - над . Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть - направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. - и 1000-фунтовые (454-кг).

К июню 1944 г. Королевские ВВС насчитывали 20 эскадрилий «Тайфунов», 18 из них привлекли к операции «Оверлорд». Ещё до начала высадки «Тайфуны» наносили удары по германским РЛС на побережье Франции. Впоследствии главным способом боевого применения таких самолетов стали действия «по вызову» - одиночные «Тайфуны» патрулировали определенные районы. При обнаружении противника они обозначали цели дымовыми сигналами и вызывали наряд самолетов с бомбами и НАР. В частности, 7 августа 1944 г. «Тайфуны» нанесли удар по германским танковым частям, выдвигающимся к Нормандии, записав на свой счет 84 уничтоженных и 56 поврежденных танка. Впоследствии, перебазировавшись на аэродромы Голландии, эскадрильи «Тайфунов» вплоть до конца войны действовали в качестве истребителей-бомбардировщиков. Однако послевоенная служба их оказалась очень короткой - уже в сентябре 1945 г. «Тайфуны» были сняты с вооружения, и к 1947 г. отправлены на слом.

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси - гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить - в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Вверх