Авианосцы 2 мировой войны. Основные характеристики авианосцев. Тактико-технические характеристики авианосца Акаги

Человечество агрессивно по своей природе. Этот неприятный факт подтверждается многочисленными войнами, развязанными людьми по разным причинам. Даже в антиутопических мирах Олдоса Хаксли, Оруэла или Бредбери человек не может без насилия. Видимо, потрясая оружием, некоторые представители расы гомо сапиенс самоутверждаются, причём неважно, по какой причине государства вступают в борьбу. Война немыслима без вооружения, и её исход напрямую зависит от того, насколько сильнее будет оснащенность одной из сторон конфликта. Например, современные военно-морские силы неэффективны без уникального боевого судна: авианосца.

Многим из погибших флаеров дают свою собственную витрину. Лейтенант Масанобу, например. Не ревнуй к отцам других детей. Твой отец стал богом. Отец не может быть лошадью, на которой ты можешь кататься. Тебе нужно заботиться друг о друге. Отец - счастливый человек.

Он едет на бомбе, которая сметит наших врагов. Ни один из японских святилищ более спорный, чем этот храм Ясукуни. Таким образом, многие Ясукуни видят в качестве места паломничества для националистов, которые не видят ничего плохого в войне Японии. Министры и главы кабинетов уже посетили храм, несколько месяцев назад, премьер-министр Синдзо Абэ.

Авианосец: прогрессивное судно

Это огромный корабль, несущий на себе авиационный груз: самолёты или вертолёты. Причём находиться на нём может до сотни авиамашин. Они же являются основной ударной силой авианосца. Впервые подобное надводное судно появилось в Первую мировую войну, но особенность первенцев была в том, что они были переделаны из кораблей других типов. Например, таким судном стал крейсер под названием «Бирмингем». С его палубы впервые взлетел самолёт. Случилось это знаковое событие в 1910 году, и оно положило начало палубной авиации. Сначала подобные суда использовали в целях разведки, но позднее осознали важность самолётов как средства бомбардировки. На заре постройки авианосцев применяли гидропланы, так как взлетать самолёты могли, а садиться на палубу - нет. Для этого использовались гидропланы, которые успешно садились на воду. История гласит, что авианосцы Франции перед Второй мировой войной были немногочисленны: а точнее, всего один, как и у США. Наибольшее количество таких судов на тот момент было у Соединённого королевства (7 единиц). Впоследствии в проектировании авианосцев преуспела Америка.

Годовщина японской капитуляции, тысячи собрались в храме, чтобы почтить память погибших соотечественников. Накануне вечером Синдзо Абэ официально выступил с заявлением о войне своей страны в долгожданной речи. Речь была длиннее, чем сопоставимая с его предшественниками, он использовал ключевые слова, такие как «агрессия», «глубокий траур» и «глубокое оправдание». Он также призвал в первый раз страны по имени, которые были жестоко подчинены Японии. Однако он впервые упомянул о жертвах японцев. И как каждый год образы беспорядков в храме Ясукуни по всему миру, между правыми паломниками, левыми критиками и властью государства.

Делятся такие корабли на следующие позиции:

  • авианесущие;
  • торговые;
  • несущие аэростаты;
  • вертолётоносцы;
  • гидроавианосцы;
  • воздушные;
  • подводные.

Кроме того, различают многоцелевые, ударные и противолодочные. По типу энергии существуют обычные и атомные модели.

Основные характеристики авианосцев

Стальные корпуса авианосцев имеют значительную прочность, ведь толщина их достигает нескольких сантиметров. Длина громадных кораблей насчитывает сотни метров: амплитуда колеблется от 180 до 342. Осадка судна достигает 12-метровой глубины. Ширина палубы довольно велика, что придаёт авианосцам незабываемый облик. Под палубой располагаются огромные доки и ангары для обслуживания самолётов. Единственным возвышением на палубе, своеобразным «островом», является командный пункт, включающий в себя локационные системы и антенны. Локализуется этот центр обычно по правому борту.

Может ли подобное паломничество быть сделано из Музея мира в Чиране? Мы должны быть предельно ясными, - говорит Такеши Каватоко, - мы не хотим одобрять войну, но из соседнего Китая и Южной Кореи гораздо меньше, а иностранные гости составляют всего 5 процентов И почему нужно опасаться правого националиста?

Чтобы предотвратить это, Музей мира Чиран мог бы вступить в международное сотрудничество, например, с мемориалами жертв войны в другом месте. Короткий автострада к югу от южнокорейской столицы Сеул напоминает музей вынужденных женщин, которые должны были служить солдатам на японском фронте. «Утешительные женщины», некоторые из которых выживают сегодня, живущие в контролируемом жилищном окружении, по-прежнему борются за компенсацию со стороны японского государства. Также в Китае несколько музеев вспоминают жертв Второй мировой войны.


Полётная палуба - одна из важнейших составляющих авианосца. Их различают три типа, один из которых сейчас не используется. Плоскую палубу, например, имеет знаменитый авианосец Франции «Шарль де Голль». Палубы такого вида используются для горизонтального взлёта. Для этого используются паровые катапульты. Палубы с трамплином установлены на кораблях, содержащих Характерной особенностью такой палубы становится объединение взлётной и посадочной полос.

Международное обстрел одноразовых врагов может отправить четкое сообщение. И это было бы политически осуществимо, потому что музей Чирана был запущен городом, а не правительством Токио, который по-прежнему единодушно находится на дипломатическом уровне со своими соседями. Но нет никакого интереса к такому приграничному сотрудничеству в Музее Чиран. «Мы хотим внести свой вклад в память жертв», - говорит Такеши Каватоко. «Японский случай очень особенный». Только, как может музей, подобный этому в Чиране, стоять, когда он говорит о мире, а наоборот показывает?

Полётная палуба, содержащая два уровня, использовалась до 30-х годов прошлого столетия. На носу таких авианосцев располагалась взлётная палуба, а наверху - посадочная. Но так как подобная схема была опасна для пилотов, её изменили, переоборудовав её, как принято в обычных авианосцах.

Занимательные факты о гигантах ВМС

Непосвящённым интересно будет узнать откуда у авианосцев неиссякаемый источник скорости и мощности. Всё дело в том, что ядерные силовые установки, находящиеся на современных судах, включая авианосцы Франции, предоставляют кораблям неограниченную дальность передвижения. Кроме того, благодаря ядерной установке авианосец имеет возможность поддерживать максимальную, а не крейсерскую скорость на протяжении недель.

И если камикадзе стали жертвой государственной власти, почему бы не быть закрытием плеча с жертвами других стран? Вопрос для кого-то, кто испытал все сам. Икуо Ябушита, смертный пилот, который хотел летать, но ему не разрешили, приглашен в свой дом. Он поразительно подходит для 89-летнего ребенка, поднимается по лестнице, встает с сиденья портного, чтобы снимать папки с фотографиями на полке. Его дом на севере Токио имеет два этажа. Верхний этаж, с которым он с гордостью спрашивает, напоминает музей в Чиране.

На стене висят фотографии разных самолетов, один из них, 19-летний в форме и с авиаторными очками. Он использовал свои механические знания по обучению камикадзе, чтобы уложить рельсы и восстановить страну. Но к его прошлому, в котором он вызвался в качестве заядлого пилота, он все еще не думал, что он полон ужаса.


Также имеет значение такой факт, как размещение взлётно-посадочной полосы. Она расположена под углом в 9⁰. Это было сделано не случайно. Ранее, когда полоса была прямая, часто случались столкновения самолётов стоящих, с теми, кто неудачно приземлялся. Ведь это довольно сложно - сесть на качающуюся и узкую палубу. Чтобы избежать таких катастроф и вызванных ими пожаров, проектировщики пришли к гениальному решению, тем самым предоставив пилоту право на ошибку.

Мы, выжившие, встречаемся с нами каждый год и идем в музей, - удовлетворенно отвечает Ябушита. Вот почему мы сказали: «У нас самые дорогие мудрецы в мире». Он также был внимательным слушателем, и он никогда не был политически мыслящим парнем. Ябушита - это ключ к большинству японцев. Это добродетели, которые часто отсутствовали у молодого поколения сегодня. Нужно ли миру больше людей с качествами камикадзе? Типы, у которых так много родительской ответственности, что они вынуждены умирать в случае необходимости?

Ябушита глотает холодный солод, молчит на мгновение и ударяет в один из фотоальбомов, которые теперь лежат на полу рядом с ним. После войны жизнь стала лучше. Мы с женой смогли путешествовать в Европу, Америку и Китай. Но, говорит он, «война, это были другие времена». Оставшиеся в живых все еще встречаются каждый год.

Французский флот

Военный флот Франции занимает ведущее место в мире. По своему водоизмещению (321 850 тонн) он находится между Кореей и Великобританией. На вооружении этой мощной военной формации находятся подводные лодки, суперсовременные фрегаты, амфибии, крейсера, миноносцы, и, конечно, легендарный авианосец Франции «Шарль де Голль» водоизмещением 37 тыс. тонн. Основой десантных сил является крейсер «Мистраль». Кораблей данного типа имеется три единицы.

Это то, что нужно узнать из музея в Чиране? В то время люди поступали правильно, потому что они не могли с этим поделать? Но люди, которые, тем не менее, не участвовали, потому что они боролись за неправильный путь, мало внимания уделяют сегодня в Японии.

В эти дни, Министерство культуры Японии, которое назначает 16 своих национальных номинаций на Юнеско, решает. Я восхищаюсь храбростью этих молодых людей, - говорит Такеши Каватоко в конце музея. Точно так же это говорит Икуо Ябушита. Письма Камикадзе, любовно задокументированные в Чиране, являются фаворитами. Они вносят вклад в разработку жестокой главы в истории человечества.

Но при этом на данный момент ощущается нехватка воздушного прикрытия, так как морская авиация Франции имеет на вооружении только 60 палубных летательных аппаратов. В целом французским правительством задумана серьёзная модернизация сил ВМФ, так как нынешних мощностей недостаточно для ведения глобальных военных действий. Хотя есть у Франции и весомый козырь: ядерное оружие. Прежде всего это современные баллистические ракеты.

Пошел, кажется, самый первый раз прокомментировать основные вещи авианосцам. Авианосцы отнюдь не равны авианосцам. Поскольку в то время не было никаких вертолетов, эта способность требовала длинной летной палубы. Теоретически, сегодня, таким образом, корабли будут авианосцами, начиная с размера корвета, поскольку они часто несут по крайней мере один бортовой вертолет. С другой стороны, определение должно состоять в том, что авианосцы являются судами, основная цель которых заключается в использовании их воздушных судов.

Опыт строительства имеет значение для авианосцев

Для простоты здесь должно использоваться определение, которое определяет авианосцев как «носитель через палубу», то есть в качестве авианосца с непрерывной летной палубой. Авианосцы существуют в той или иной форме в течение почти 100 лет. Хотя первоначально использовалась колода в носовой части и колоде на корме, непрерывная летная палуба развивалась в послевоенный период. После второй мировой войны была добавлена ​​угловая летная палуба, которая позволяла одновременно высаживать и высаживать обычные самолеты.

Франция и Вторая мировая война

Французы по праву называются пионерами морской авиации. Именно они построили гидропланы, гидросамолёты и летающие лодки, а линкоры и крейсеры оборудовали катапультами для взлёта. А в 20-х годах минувшего века морские вооруженные силы Франции пополнились новым членом - модернизированным в авианосец линкором «Беарн».

На нём была установлена взлётно-посадочная палуба и катапульта. Это судно, хотя и без особых отличий, участвовало в мировой войне с немецким фашизмом, но в 1940 году ушло на покой. Это произошло после капитуляции Французской республики перед нацистской Германией. Далее, еще в 1937 году, по запланированной программе кораблестроения, было решено сконструировать несколько новых суден. Но этому не суждено было сбыться. За период с 1939 по 1945 год вооруженные силы Франции, особенно флот, потеряли большую часть вооружения, и требовали тотального восстановления. Так сколько авианосцев у Франции было во времена войны с немцами? Среди нереализованных и замороженных проектов типа «Жоффр», «Клемансо», потопленного авианосца «Коммандан Тест», выделялся один военный флагман «Беарн».

За последние 100 лет авианосцы смогли получить богатый опыт. Этот опыт привел к вышеупомянутым, очевидным изменениям в методе строительства, но и к многочисленным дополнительным модификациям, не упомянутым. Однако эти модификации являются частью того, что делает эффективным авианосцем. Примером этого является Вторая мировая война. В то время как авианосцы японских военных морских пехотинцев закрывали ангары, американцы частично открылись. Это сделало обслуживание самолетов в открытом море у американцев более неудобным, но в то же время позволило обеспечить постоянную аэрацию.

Авианосец «Беарн»: седая история

Французский вице-адмирал Бурже справедливо считал, что нужно срочно возрождать авианосцы Франции как основу ВМС. Этот человек некогда командовал «Беарном», поэтому его советы представляли ценность и были услышаны. Адмирал считал, что французскому флоту необходимо не менее 6-ти авианосцев. Впоследствии правительство закупало авианосцы у Англии, а в 50-х годах корабелы Франции спроектировали авианосцы «Клемансо» и «Фош».

Это привело к тому, что легковоспламеняющиеся воздушные суда не были распределены по всему судну, как только была завершена операция по заправке. С японской стороны такой объект отсутствует. Следствием этого было то, что японские корабли наполнились хитами бензина, которые не могли быть изъяты из-за закрытых ангаров. В результате произошли взрывы бензиновых паров, которые, среди прочего. к потере Шокаку. У американцев таких проблем не было. Такие структурные недостатки очень важны для ударной силы авианосцев.

Хотя можно многому научиться у свободно доступных источников при строительстве авианосцев, другой опыт не публикуется. Даже союзные и дружественные страны Великобритании и Франции не разделяют всю информацию. У новичков, таких как Китай, обязательно должен быть огромный дефицит информации.

Но о боевом корабле, авианосце «Беарн», стоит сказать особо хотя бы потому, что он принимал участие в войне с нацистами. Авианосец участвовал в поиске немецкого корабля «Адмирал граф Шпее». Строительство судна начато в январе 1914 года, а спущено на воду оно было в апреле 1920 года. Осадка судна более 9 метров, а ширина - 27. Длина авианосца составляла 182 метра. Количество экипажа было 865 человек.

Доктрина и образование имеют решающее значение

Учение и подготовка экипажа - еще один фактор, почему авианосцы не равны авианосцам. Здесь также будет использоваться Вторая мировая война в Тихом океане. В то время как американские авианосцы припарковали свои боевые эскадрильи на палубе, это было необычно в Японии. Постоянное отсутствие самолетов просто сделало бессмысленным, чтобы подвергнуть самолет самолета теоретическому риску соскользнуть с палубы. Соответственно, потерянное время было само собой разумеющимся. Соответственно, японские эскадрильи были не такими быстрыми, как у американцев - серьезный недостаток в битве с несколькими атаками!

Авианосцы начали свою историю с этого бронированного судна. Он был вооружен зенитными установками, торпедами и имел на борту 40 самолётов. Сконструирован авианосец был из корпуса «Нормандии», при этом турбины линкора были заменены силовой установкой. После французской капитуляции ходили слухи, что авианосец вывез на Мартинику весь государственный золотой запас, но эта информация не подтверждена. Далее, до конца войны, «Беарн» перевозил летательные аппараты из Канады к себе на родину. В 1967 году французский флагман начала прошлого века был разобран.

Особенно в связи с отсутствием радара это оказалось серьезным недостатком в битве на Мидуэй. Еще один пример слабости этой доктрины был также продемонстрирован в контроле ущерба на борту судна, который часто игнорировался в мире. В то время как в японском военно-морском флоте были предоставлены специальные команды управления повреждениями, каждый американский моряк получил базовую подготовку в области борьбы с пожарами и контроля за течью. Это сэкономило драгоценное время, а также привело к тому, что было доступно больше людей, и ни одна бомба, попавшая в резервное пространство, не могла отключить все команды управления повреждениями.

Шарль де Голль или Ришелье?

Сейчас авианосцы Франции современные и оснащены всем необходимым, чтобы удовлетворять военным стандартам. Вернее, французский авианосец на данный момент единственный: знаменитый «Шарль де Голль». Это судно было построено и спущено на воду в 1994 году. Его эксплуатация начата в 2001 году. При водоизмещении в 42 тыс. тонн авианосец даёт 27 узлов хода. Он имеет два длина судна составляет 261 метр, а ширина около 64. Авианосец является самым большим судном Франции, но по сравнению с аналогичными американскими атомными кораблями он невелик. Экипаж его довольно многочисленный и насчитывает 1900 человек, включая пилотов и командование.

Экипаж также делает разницу в следующем пункте: когда дело доходит до эффективности ставок. Опытный экипаж, который извлечет выгоду из многолетнего опыта эксплуатации судовых червей, скорее всего, позволит увеличить количество ежедневных боевых сражений. Команда обученных команд сможет отправлять сильные ударные волны даже на большие расстояния, потому что первый запуск еще не сжег большое количество топлива, ожидая флота. Но сами пилоты также подчиняются доктрине соответствующих сил. В случае различий это также может существенно повлиять на ударную силу, если, Например, доктрина предусматривает только большие скоординированные атаки.


История создания этого боевого корабля началась с того, что правительством было принято решение заменить устаревшие авианосцы Франции «Фош» и «Клемансо» на более современные модели. Но было создано только одно судно такой серии, поскольку его высокая стоимость не позволила продолжать проект. Авианосец не раз усовершенствовали, по причине неудачного тестирования.

В таком случае самолет, готовый к лету, должен будет подождать, пока масса самолета не будет готова к развертыванию. Это может стоить решающее время. В противоположном случае, однако, самолет, прибывающий в небольшие группы, не может преодолеть оборону противника и тем самым протираться без эффекта. Для хорошей доктрины, помимо прочной научной подготовительной работы, прежде всего бесценно: камфора вождения.

Кровь - лучший учитель

Научный подход, безусловно, необходим для разработки эффективных учебных программ и создания успешной доктрины. Тем не менее, степень, в которой обучение и доктрина может соответствовать ожиданиям, которые были созданы в борьбе, может только проявиться в этом случае. В определенной степени это можно моделировать в военных играх, но правила, которые всегда применяются, в определенной степени ограничивают ценность. Доктрина, которая творит чудеса в теории, может быть совершенно бесполезна неожиданным действующим противником.

Что касается конструкции корабля, то он оснащён самыми современными системами: катапультами, непотопляемыми переборками, двойным дном, радиопоглощающим и скрытым оборудованием. Также имеется водоотливная, противопожарная, защитная система. Для экипажа предусмотрены системы кондиционирования и вентиляции. Разработаны удобные зоны сна, участки отдыха и приёма пищи.

Вокруг названия авианосца в своё время разгорелись нешуточные дебаты: Франсуа Миттеран, президент Франции, желал назвать судно «Ришелье», так как счёл неуместным заигрыванием с партией голлистов. Но спустя год, Жак Ширак всё-таки переубедил его, и корабль был наречён именем знаменитого генерала.

Вооружение «Шарля»

Атомной энергии корабля хватит на 5 лет хода со скоростью 25 узлов. Этим авианосец обязан энергетической установке с колоссальным силовым наполнением: 76 тыс. лошадиных сил. На такой мощной базе могут одновременно размещаться до 100 летательных аппаратов. Но обычно авиапарк включает в себя 40 самолётов, из которых несколько истребителей, штурмовиков, разведывательных и связных самолётов. Имеются на палубе и вертолёты. Также авианосец оборудован радиолокационными системами и установками ПВО. Так что задавшись вопросом сколько авианосцев у Франции сейчас, можно достоверно ответить: один. Но есть ещё несколько кораблей, стоящих практически на одном уровне боеспособности и выносливости.

«Мистраль»: французский универсал

Десантный корабль-вертолётоносец «Мистраль» отличается от других многоцелевым применением. Он может быть госпиталем, высаживать на сушу моторизованные десантные бригады, действовать, как командный центр, нести на себе и обслуживать Если обсуждать авианосцы Франции, «Мистраль» хоть и не является авианосцем в полной мере, но также достойный представитель французских ВМС.

Важным преимуществом можно назвать медленный и вдумчивый мониторинг пространства, который с успехом проводят вертолёты. Кроме того, на судне могут располагаться десантные баржи, танковый батальон и до 900 солдат единовременно. На вооружении французского флота есть три подобных корабля: «Мистраль», «Тоннер» и «Дисмюд».

Возможно ли потопить авианосец?

Это очень непростая задача. Ввиду того что такие сверхдорогостоящие корабли несут на себе огромное количество вооружения, то, естественно, защитные функции авианосца не совсем удовлетворяют необходимым требованиям. Поэтому вокруг огромного судна всегда находятся 15 и более кораблей, обеспечивающих надёжную охрану в радиусе 300 километров. Но всё же потопить авианосец реально, хотя и очень трудно. Самый простой, но не слишком результативный метод - штурм. Для этого необходимо нейтрализовать охранные корабли, а далее попытаться пустить авианосец ко дну, что будет крайне непросто, потому что он снабжён огромным количеством отсеков.

Не последнюю роль в выводе авианосца из строя может сыграть диверсия. Например, во время пополнения запасов, в одном из портов, группа водолазов должна незаметно подплыть к судну и установить на его дне дистанционное взрывное устройство. Главное, в этой операции уйти незамеченными.


Ещё одним способом может стать торпедирование с борта бесшумной подводной лодки. Конечно, громадный авианосец не сможет увернуться от торпеды. Только вот субмарину-камикадзе с огромной долей вероятности немедленно уничтожат корабли охраны.

Наибольшую эффективность в деле потопления авианосца дают ракетные и ядерные удары. Понятно, что последние, ввиду инфицирования территории, и других катастрофических последствий, применяются только в крайних случаях.

Корабли будущего

Но авианосцы Франции и других мировых держав не стоят на месте, проектируются новые, более современные и продвинутые модели. С учётом опыта прошлых достижений и ошибок был создан проект авианосца будущего под названием CVNX водоизмещением 100 тыс. тонн. В его создании использовались технологии «стелс», новейшая ядерная установка, позволяющая длительное время идти без дозаправки, а также принципиально новая корпусная конструкция. По оценкам создателей, такой корабль за весь пятидесятилетний срок службы в состоянии пройти 3 млн и провести 6 тыс. суток в океане.

Прогресс стремительно движется, в том числе и в военной промышленности. Вкладываются огромные средства в новейшие технологии, но мир на планете не купишь ни за какие деньги.

Итак, первая статья:
...После пирамид Египта и Великой Китайской стены три корабля типа «Ямато» также вошли в число чудес света, но они, подобно величественным пирамидам и длинной стене, воистину явились великим безрассудством...

Трагедия авианосца «Синано», как я полагаю, стала символом наших военных неудач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непоколебимой твердыней на море. Но он был потоплен, не успев сделать ни одного выстрела. Это больше чем насмешка судьбы. (Тосиказу Казе. Япония)

Далее - по книге Джозефа Инрайта «Синано» - потопление японского секретного суперавианосца" (Всем почитателям военно-морской истории рекомендую - http://militera.lib.ru/memo/usa/enright/index.html)

Идея постройки кораблей этого типа возникла в октябре 1934 года, когда генеральный штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с Соединенными Штатами, поручил императорскому военно-морскому техническому комитету («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии 11] сверхмощных линейных кораблей. В то время в генштабе придерживались твердого убеждения, что линейный корабль - ключ к господству на море. Там мечтали о создании целого флота линейных кораблей, которые бы безгранично превосходили любые американские по водоизмещению, скорости и вооружению.
Однажды в Японии было задумано создать втайне три самых мощных однотипных бронированных линейных корабля, которые должны были внушать всем страх - этакие жестокие хищники морей. Предполагалось, что линкоры будут рыскать в международных водах в поисках добычи. Каждый корабль имел водоизмещение 70 000 тонн, корабельную артиллерию калибром 18,1 дюйма, снаряды весом по 3200 фунтов, которыми мог поражать цели за дистанции 22,5 мили, при работе 12 котлов типа «Кампон» развивал скорость до 27 узлов. Ни один боевой корабль другого государства, в том числе и США, не мог сравниться с этими гигантами ни своим вооружением, ни водоизмещением, ни скоростью. Для сравнения: американский линкор «Миссури» имел полное водоизмещение 52000 тонн, а знаменитые корабли нацистской Германия «Тирпиц» и «Бисмарк» - по 51000 тони.

Это трио превосходило не только имевшиеся в ВМС любой страны корабли, но и вообще все, что могло быть построено другими странами в ближайшее десятилетие. Обладая такой мощностью, защитой и устрашающим вооружением, эти дредноуты могли помочь воплотить мечту императорской Японии одержать победу во второй мировой войне. Они вошли в историю под названиями «Ямато», «Мусаси» и «Синано». До того времени в мире не было подобных им кораблей, и маловероятно, что такие могут появиться теперь: высока стоимость, иные теперь технические средства ведения войны на море.



Новые корабли была отнесены к типу «Ямато» (по наименованию головного корабля этой серии). «Ямато» был заложен 4 ноября 1931 года на военной судоверфи: в Куре, другое корабль - «Мусаси» - 29 марта 1938 года на судоверфи «Митсубиси» в Нагасаки.

По 4-й программе кораблестроения в 1939 году было намечено заложить еще два корабля. Третий дредноут этого типа - «Синано» - был заложен как корпус 12] корабля № 110 военно-морской судоверфи Йокосука 4 мая 1940 года.

Четвертый линкор, еще без названия, того же типа, что и «Синано», был заложен чуть позже, в том же году, в Куре, как корпус корабля № 111. Строительство его не было завершено, а корпусная сталь пошла в период второй мировой войны на срочную постройку других судов. «Кампон» разработал проекты постройки дополнительно еще трех «непобедимых дредноутов». На двух из них планировалась установка орудий еще большего калибра - 19,7 дюйма. Однако они так и не были заложены.

По традиции каждый из кораблей этого типа, находившийся в то время в постройке, получил наименование одной из префектур Японии. Головной был назван «Ямато» - по префектуре на основном острове Японии Хонсю, омываемом с одной стороны Тихим океаном, а с другой - проливом Кии. Название второго корабля дано по префектуре Мусаси, она простирается вдоль побережья Токийского залива, в ее состав входит столица Токио. Линкор «Синано» получил свое наименование по префектуре в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название это носит и главная река Японии - Синано, которая тянется на 342 мили.

В сухом доке № 6 на военно-морской судоверфи в Йокосуке, что на западном берегу Токийского залива, полным ходом шло переоборудование линкора «Синано» в авианосец. Завершение перестройки было намечено на февраль 1945 года. Для маскировки этих работ с трех сторон дока было возведено высокое ограждение из гофрированной нержавеющей стали. Четвертую сторону дока от любопытных глаз заслонял естественный барьер, представлявший собой высокую отвесную скалу из известняка. В итоге сухой док с «Синано» был изолирован от остальной части базы. Тысячи судостроителей, находясь на казарменном положении на территории, жили под угрозой тюремного заключения и даже казни в случае если произнесут хоть слово об авианосце. Столь ужесточенные меры секретности пресекли возможность утечки информации. За исключением неясных слухов о возможном существовании авианосца, во время войны на Тихом океане об этом корабле ничего не было официально известно, даже когда он вышел в море из Токийского залива. В справочнике ВМС США, естественно, не было никаких сведений об этом корабле. Японская секретная полиция строго запретила иметь фотоаппараты на территории судоверфи, тем более где-то поблизости от сухого дека № 6. Вести съемку не разрешалось ни под каким предлогом. Вот так «Синано» стал единственным крупным кораблем нашего столетия, который никогда официально не был сфотографирован в период достройки.

Впервые «Синано» был сфотографирован 1 ноября 1944 года разведывательным самолетом Б-29, пролетавшим над Токийским заливом на высоте 32 000 футов. Но эта фотография никогда не попадала к командующему подводными силами США на Тихом океане, следовательно, ее не распространяли среди подводников.
В планах переоборудования «Синано» в авианосец вице-адмирал Кейджи Фукуда из «Кампона» большое внимание уделял бронированию корабля. Так же как у «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня-так называемые «пузыри». Они должны были свести к минимуму поражающую силу торпед, вызывая детонацию вне основного корпуса судна. Однако, в отличие от 16-дюймового броневого пояса «Ямато» и «Мусаси», броневой пояс «Синано» был в два раза тоньше.

Главная палуба авианосца, являясь его ангарной палубой, имела броню толщиной от 4 до 7,5 дюйма.

Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Толщина броневого пояса была уменьшена вдвое - до 205 мм такой же броневой стали НВНЦ; полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с ПТЗ, сохраненной в том же виде, как и на "Ямато". Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256х41,5 м, максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 163х38,8 м, высота его составляла немногим более 5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские. Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до "Синано" (кроме экспериментального "Хосе") все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы.
Полетная палуба, протяженностью 839,6 фута, и два громадных лифта были спроектированы так, чтобы выдерживать удар авиационных бомб весом до 1000 24] фунтов. Эта палуба была покрыта слоем стали толщиной 3,75 дюйма. На 33 дюйма ниже проходил еще один слой стали такой же толщины. Между стальными слоями были втиснуты коробчатые бимсы, а пустоты между ними заполнены смесью из цемента, опилок и сока каучуконосов.
Полетная палуба занимала площадь примерно 12000 квадратных ярдов. Она находилась на высоте 48 футов над ватерлинией, то есть на 12 футов ближе к поверхности воды, чем у таких кораблей ВМС США, как «Эссекс», и это обеспечивало необычно большую метацентрическую высоту (мера остойчивости) «Синано», составлявшую 11 футов.

"Синано" был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Кроме него в годы второй мировой войны такая палуба была только на британских эскадренных авианосцах и на японском "Тайхо", а первые американские авианосцы с такой палубой - типа "Мидуэй" - вошли в строй флота уже после ее окончания.




Масса защитной брони составляла 17 700 тонн, то есть одну четвертую водоизмещения авианосца «Синано». Таков был тоннаж многих легких крейсеров.

«Синано» имел исключительно мощную зенитную артиллерию. 16 орудий с большим углом возвышения калибром 5 дюймов, 145 скорострельных зенитных орудий калибром 25 миллиметров, 12 многотрубных спаренных реактивных установок, каждая из которых способна была вести залповый огонь 28-30 ракетами калибром 4,7 дюйма...

Битва у острова Мидуэй преподала японцам много уроков. В частности, явилась необходимость усовершенствовать уязвимые вентиляционные системы.

Все трубопроводы «Синано» были защищены броней толщиной 1,5 дюйма. Дерево было изъято из конструкции везде, где это только было возможно. Везде была применена огнеупорная краска. Кроме того, была установлена система пеногонного огнетушения отечественного производства в целях дополнительной противопожарной защиты.

Четыре главные паровые турбины «Синано» имели мощность 150 000 лошадиных сил и обеспечивали скорость до 27 узлов. Цистерн для топлива было установлено больше, чем планировалось. Это гарантировало дальность плавания до 10 000 миль. Дополнительно были установлены цистерны авиационного топлива. Их защитили броней и окружили цистернами с морской водой в целях увеличения защиты.

Островная надстройка помещалась в средней части корабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как и на авианосцах типа "Хийо" и "Тайхо", что оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня полетной палубы.

В результате всей этой модернизации полное водоизмещение «Синано» составило 71 890 тонн, что превысило на 200 тонн водоизмещение «Ямато» и «Мусаси». 25] Со временем, однако, бронезащитная масса последних возросла на 1700 тонн.

Таким образом, «Синано» был тогда самым крупным из всех когда-либо построенных авианосцев. Он сохранял это превосходство до 1961 года, когда был введен в строй атомный авианосец США «Энтерпрайз». Характеристики остойчивости в общем не сильно отличались от характеристик "Ямато", что можно считать значительным успехом конструкторов, так как авианосцы отличаются более высоким расположением грузов. Метацентрическая высота составляла 3,45 м, а диапазон остойчивости - до 79,2°. На испытаниях корабль имел свыше 1000 т грузового балласта. Период качки для такой большой метацентрической высоты оказался вполне приемлемым - 15 секунд. Сохранено было и рулевое управление по типу "Ямато": два руля - главный и вспомогательный - с площадью 41 и 13,3 кв. м соответственно. Будучи одновременно положенными на борт, они сообщали кораблю при развороте на полной скорости крен до 10°.
15 июня 1944 года генеральный штаб ВМС Японии направил приказ на военно-морскую судоверфь Йокосука - сдать авианосец «Синано» на четыре месяца раньше намеченного срока. Кораблестроители были обескуражены. Времени и так не хватало, а тут его еще урезали. Кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, отнесся к указанию философски. Надо было уменьшить время - он увеличил производительность рабочих. Нельзя было увеличить количество рабочих-он увеличил время рабочего дня, с 11,5 до 14 часов, и отменил выходные.
Благодаря новому, изматывающему графику строители подготовили «Синано» к спуску на воду к 5 октября 1944 года. В 8.00 в сухом доке № 6 были открыты клапаны затопления, чтобы наполнить док водой и снять ею новый боевой корабль с килевых блоков, на которых он стоял четыре с половиной года. В течение часа уровень воды в доке достиг отметки четырех футов ниже уровня Токийского залива. Вдруг без всякой видимой причины плавучий затвор массой в 5000 тонн - ворота в сухой док - со страшным грохотом накренился. Вода залива, подобно морскому приливу, ворвалась в док, подняла «Синано» и бросила вперед. Лопнули полторы сотни швартовых. Как гигантские лоскуты, ударили они и прошлись по воде вблизи корабля в дикой пляске, произведя невообразимый свист, 26] шум и паническое чувство опасности. Сила хлынувшей в док воды была так велика, что «Синано» прошел расстояние в 100 футов до стенки дока за несколько секунд и с ходу, со скоростью 15 узлов, врезался в нее. От столкновения носовой части корабля с бетоном возник страшный грохот, наполнивший всю громадную территорию судоверфи.

Затем волны моря отхлынули из сухого дока назад, увлекая «Синано» в залив. Когда уровень воды в сухом доке снова стал ниже уровня залива, волны швырнули корабль еще раз на стенку. Трижды «Синано» бросало туда-сюда в его бетонной колыбели, пока уровень воды внутри дока и в заливе не сравнялись, после этого корабль, наконец, замер.

Официального сообщения о чьей-либо гибели не было, но общеизвестно, что многие моряки и гражданские лица, находившиеся на борту «Синано» и на площадке перед сухим доном, получили ранения.

В ходе расследования администрация судоверфи была обескуражена неслыханным упущением: балластные цистерны внутри батопорта, ворот между сухим доком и заливом, никогда не заполнялись водой. Все годы, пока док углублялся, эти ворота держались, выходит, на соплях.

Обыкновенно работы следовало вести в таком порядке; заполнить водой док, заполнить водой балластные цистерны, откачать из дока воду. Все годы, пока шло строительство «Синано», батопорт удерживался только за счет собственного веса да благодаря уравновешивающему давлению со стороны залива.

Несмотря на аварию, 8 октября состоялась церемония наименования авианосца. Затем он был снова поставлен в док - на ремонт поврежденных корпуса и отсека, в котором был раздавлен и затоплен гидролокатор. Нормальный вид был возвращая кораблю за три недели, но нельзя было уже возвратить людям веру в счастливее будущее «Синано»; ведь неудача при спуске на веду всегда считалась плохой приметой, предвестником несчастья.
11 ноября «Синано» впервые вышел из судоверфи для проведения заводских испытаний в Токийском заливе. Они включали в себя посадку на борт самолетов при скорости корабля до 24 узлов. Во время проведения этих испытаний в дневное время на высоте более 30000 футов пролетел самолет Б-29. Видимо, именно тогда, если не раньше, «Синано» был обнаружен и сфотографирован американскими пилотами.

19 ноября было объявлено, что работа по постройке «Синано» завершены, и администрация судоверфи передала корабль ВМС Японии. На авианосце был поднят военно-морской флаг, и его официально вводят в состав флота. С пышными почестями на особом месте мостика устанавливают красочный портрет императора Хирохито...
Из-за усилившихся бомбардировок американцев, было принято решение ночью перебазировать "Синано" во внутреннее море. 28 ноября, в 18.00, точно по плану, «Синано» прошел между мысом Иро и островом Тосима в открытое море. На борту его находилось 2515 человек, из них - 2176 офицеров и матросов, около 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму: прачки, парикмахеры и т. п. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников (камикадзе). Собственная же палубная авиация «Синано» - 20 потребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов - вместе с ее экипажами, не должна была находиться на «Синано» до тех пор, пока он не достигнет Внутреннего моря. Три эсминца «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» были выделены эскортировать авианосец «Синано»...

В 20.48 радар одиночной американской подводной лодки "Арчер-Фиш" обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов.

Только в 21.40 американцы установили, что преследуют авианосец, но к этому времени на "Синано" уже обнаружили работу вражеского радара. Капитан 1 ранга Абэ считал, что ему предстоит встреча с группой вражеских лодок, поэтому авианосец продолжал идти противолодочным зигзагом, а "Исокадзэ", пытавшемуся атаковать "Арчерфиш", было приказано занять свое место в ордере. Долгое время расстояние между "Синано" и лодкой оставалось примерно одинаковым - около 90 кабельтовых, но около 22.30 "Синано" из-за перегрева одного из гребных валов вынужден был уменьшить скорость до 18 узлов. Это обстоятельство, а также противолодочный зигзаг решили судьбу авианосца. Уже отставшая лодка смогла догнать авианосец и занять выгодную позицию. Около 3 часов, изменив в очередной раз курс, "Синано" двинулся прямо на нее, дистанция сократилась с 60 до нескольких кабельтовых. Пропустив головной эсминец, командир американской лодки капитан 2 ранга Инрайт приказал дать шеститорпедный залп. Положение авианосца было неидеальным, стрелять приходилось с его кормовых курсовых углов. Торпеды были выпущены с интервалом 8 секунд, и в момент, когда пятая торпеда выходила из аппарата, первая уже поразила "Синано" в правый борт, вслед за ней раздалось еще три взрыва. Было 03.17 29 ноября.

Одна из торпед попала в район 104-го шпангоута, затопив пост живучести © 2, а также компрессорное отделение правого борта (шп. 89-103) и погреба зенитного боезапаса. Внешнее котельное отделение © 3 было затоплено очень быстро, и весь находившийся там персонал погиб, вода также начала поступать в смежные с ним котельные отделения © 1 и © 7. Причиной затопления внешнего машинного отделения правого борта стало попадание торпеды в отсек сальника гребного вала (район 161-го шпангоута) и течь через набивку сальника. Еще одна торпеда попала в кормовые цистерны авиационного бензина между 188-м и 201-м шпангоутами. На "Синано" еще не было авиагруппы, и цистерны были пусты, но это попадание привело к затоплению кладовых, разрушению палуб над местом взрыва и гибели личного состава, отдыхавшего в кубриках в этой зоне. Американские торпеды имели заряд в 330 кг.

Сразу после взрывов торпед "Синано" получил крен 9-10°. Контрзатоплением отсеков противоположного борта удалось лишь на некоторое время задержать крен на отметке 12°, но поступление больших масс воды взять под контроль не удалось. Причиной этого стало все-таки не начальное разрушение подводной защиты, которое было довольно обширным (в ряде случаев упорные бимсы, поддерживающие противоторпедную переборку, обрушились на тонкую фильтрационную переборку, пробили ее, что привело к затоплению находящихся за этой переборкой отсеков), а отсутствие герметичности переборок. Начальный крен в 10° соответствовал ожидаемой величине при попадании шести торпед, но в дальнейшем вместо его уменьшения наблюдалась постоянная фильтрация воды из отсека в отсек.

Присутствие большого числа гражданских рабочих вносило дополнительную путаницу и неразбериху, наблюдались даже абсолютно нехарактерные для японского флота отдельные случаи невыполнения приказов и паники.

В 5 часов утра "Синано" еще имел малый ход и крен 13°, но к этому времени уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. В 07.00 из-за отсутствия пресной воды прекратилась подача пара в машинные отделения, машины были остановлены, а их персонал получил приказ подняться наверх. Попытка буксировать "Синано" эсминцами эскорта не удалась, равно как и последняя попытка спрямить корабль затоплением котельных отделений левого борта, а в 09.00 на авианосце прекратилась подача электроэнергии. В 10.18 капитан 1 ранга Абэ вынужден был отдать приказ покинуть корабль. Эсминцы эскорта подошли непосредственно к борту "Синано" и начали прием команды. Крен авианосца, достигший к этому времени 30°, продолжал расти, и около 11 часов "Синано" перевернулся и затонул в точке 33°20ь с.ш. и 136°20ь в.д. Эсминцы эскорта приняли на борт 1080 человек, 1435 человек были объявлены пропавшими без вести, но, видимо, часть из них была спасена прибрежными судами, так как считается, что с авианосцем погибла только четверть его экипажа. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть "Синано" и погиб вместе с ним.

Спасенные члены экипажа «Синано» были доставлены на эсминцах под командованием кэптена Синтани на остров Митсуко, в гавань Куре. Они высадились на берег около 17 часов 30 ноября 1944 года. Их разместили в бараках, которые ранее использовались как изоляторы для больных инфекционными болезнями. Морякам эсминцев сход на берег был также запрещен. ВМС Японии намеревались скрыть от общественности факт существования «Синано» и его гибель.

28 декабря 1944 года группе моряков из 30 оставшихся в живых офицеров и старшин было приказано прибыть в императорское военно-морское министерство в Токио, где началось совершенно секретное расследование причин гибели «Синано». Было заведено дело под названием «Расследование С» (буква «С» означала «Синано»). Вели расследование вице-адмирал Гунити Микава и еще 12 офицеров высокого ранга.

Позже стало известно, что офицеры «Синано» были возмущены оскорбительным тоном вопросов. У них создалось впечатление, что их заранее считали виновными в гибели авианосца.

Комиссия под руководством адмирала Микавы составила только пять экземпляров подробного секретного отчета по этому расследованию. Один экземпляр был передан коммандеру Тихайе, который служил в 217] оперативном управлении штаба Объединенного флота Японии и был ветераном войны.

Через 36 лет коммандер Тихайя вспоминал, что в докладе комиссии в гибели «Синано» обвинялись «строители, члены экипажа и штаб военно-морской базы в Йокосуке».

Ввиду того что виновными было названо столь много лиц, никто не был наказан...

Этот официальный документ по расследованию гибели «Синано», с множеством письменных свидетельств и всяких подробностей о конструкции «Синано» и описанием его последних часов, американцы никогда не держали в руках. В самом конце войны, перед оккупацией, высшее военное командование императорской Японии приказало уничтожить все официальные документы. Среди них были и те пять экземпляров доклада комиссии, обозначенные буквой «С». Та же участь постигла и спасенный энсином Ясудой вахтенный журнал «Синано». Что же касается офицеров «Синано», то они обвинялись в том, что не смогли выровнять крен авианосца путем затопления отсеков левого борта при использовании водоотливных средств. В действительности выровнять крен было невозможно из-за того, что кингстоны левого борта оказались выше уровня воды, - не стало возможности забирать воду для затопления отсеков противоположного борта в целях выравнивания крена и дифферента. Даже при нормальной работе насосов механики не смогли бы спрямить корабль. А тут забортная вода вообще не забиралась насосами.

Техническая комиссия США в Японии отметила в 1946 году, что система противоторпедной защиты на «Синано» была несовершенна.

В докладе комиссии особенно подчеркивалось, что соединение между противоорудийной броней толщиной 8 дюймов на корпусе и противоторпедной броней на подводной части авианосца имело дефекты в конструкции.

Четыре торпеды, выпущенные из подводной лодки 223] «Арчер-Фиш» на глубине 10 футов, взорвались в этой прокладке, нанеся авианосцу смертельное ранение.

Кроме того, указывалось, что в котельных было применено горизонтальное расположение бимсов - с целью обеспечить прочность носовых и кормовых переборок. Но сила торпедных ударов по правому борту была такова, что бимсы в котельном отсеке № 3, словно тараны, проделали огромные пробоины в прилегающей переборке, что привело к затоплению котельного отсека № 1.

Отчет Технической миссии США в Японии включает такую оценку: «Из всех, с точки зрения японцев, военно-морских катастроф потеря «Синано» была наиболее удручающей. Третий, и последний, из боевых суперкораблей был потоплен на второй день своего боевого похода всего лишь четырьмя торпедами, выпущенными подводной лодкой. Шок, который пережило японское военно-морское министерство, легче представить, чем описать».
Использованы материалы с http://interesting-stories.nnm.ru/

Вверх