Авианосцы первой мировой войны. Авианосная ударная группа. - суммарная мощность, л.с

Итак, первая статья:
...После пирамид Египта и Великой Китайской стены три корабля типа «Ямато» также вошли в число чудес света, но они, подобно величественным пирамидам и длинной стене, воистину явились великим безрассудством...

Трагедия авианосца «Синано», как я полагаю, стала символом наших военных неудач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непоколебимой твердыней на море. Но он был потоплен, не успев сделать ни одного выстрела. Это больше чем насмешка судьбы. (Тосиказу Казе. Япония)

Буксиры впервые привезли почти законченный корабль в устье Одера, затем в то же Готенхафен в Померании и, наконец, вернулись на верфь в Киль. «Граф Цеппелин» был поставлен на якорь в Щецине и превратился из сталелитейного завода в ржавый магазин запасных частей: отдельные части авианосца построили флот на другие корабли, самолеты приземлились на побережье оккупированной Норвегии, чтобы отразить любые атаки военных противников.

Но в Норвегии пушка «Графа Цеппелина» была бесполезна, как их материнский корабль в Померании, но это был не конец одиссеи корабля. Чуть позже русские снова вторглись в «Граф Цеппелин». После этого корабельная полоса должна быть потеряна в течение шести десятилетий - и вызвать дикие предположения.

Далее - по книге Джозефа Инрайта «Синано» - потопление японского секретного суперавианосца" (Всем почитателям военно-морской истории рекомендую - http://militera.lib.ru/memo/usa/enright/index.html)

Идея постройки кораблей этого типа возникла в октябре 1934 года, когда генеральный штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с Соединенными Штатами, поручил императорскому военно-морскому техническому комитету («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии 11] сверхмощных линейных кораблей. В то время в генштабе придерживались твердого убеждения, что линейный корабль - ключ к господству на море. Там мечтали о создании целого флота линейных кораблей, которые бы безгранично превосходили любые американские по водоизмещению, скорости и вооружению.
Однажды в Японии было задумано создать втайне три самых мощных однотипных бронированных линейных корабля, которые должны были внушать всем страх - этакие жестокие хищники морей. Предполагалось, что линкоры будут рыскать в международных водах в поисках добычи. Каждый корабль имел водоизмещение 70 000 тонн, корабельную артиллерию калибром 18,1 дюйма, снаряды весом по 3200 фунтов, которыми мог поражать цели за дистанции 22,5 мили, при работе 12 котлов типа «Кампон» развивал скорость до 27 узлов. Ни один боевой корабль другого государства, в том числе и США, не мог сравниться с этими гигантами ни своим вооружением, ни водоизмещением, ни скоростью. Для сравнения: американский линкор «Миссури» имел полное водоизмещение 52000 тонн, а знаменитые корабли нацистской Германия «Тирпиц» и «Бисмарк» - по 51000 тони.

Первые теории о «Графе Цеппелине» не заставили себя долго ждать: исправный колосс бежал по шахте, попал под бомбы или сломался в России, говорилось. Согласно другим сообщениям, судно, которое было перегружено добычей, упало в шторм или было загружено гранатами по приказу союзников и потоплено.

После того, как русские сначала вытащили корабль в Ленинград. В конце концов, советская армия ранее загружала боеприпасы с грузовой комнатой и теперь сбросила десятки снарядов из бомб на лабильном военном корабле. Военные хотели проверить, как наиболее эффективно потопили вражеские авианосцы. Наконец, советские военные достигли своей цели: перфорированный «Граф Цеппелин» опустился на дно Балтийского моря и дал историкам тайну почти шесть десятилетий.

Это трио превосходило не только имевшиеся в ВМС любой страны корабли, но и вообще все, что могло быть построено другими странами в ближайшее десятилетие. Обладая такой мощностью, защитой и устрашающим вооружением, эти дредноуты могли помочь воплотить мечту императорской Японии одержать победу во второй мировой войне. Они вошли в историю под названиями «Ямато», «Мусаси» и «Синано». До того времени в мире не было подобных им кораблей, и маловероятно, что такие могут появиться теперь: высока стоимость, иные теперь технические средства ведения войны на море.

«Тяжелые бомбардировщики» были 15-сантиметровыми пушками. Вы не можете говорить об этом. Эти бесполезные пушки, в количестве 16, отвечали за «Граф Цеппелин», который был только слабым. Ну, с превосходными уровнями не было спасено, даже если «Цеппелин» в международном сравнении был довольно небольшим авианосцем с относительно небольшим водоизмещением.

Ну, анализ историка слишком короткий. Союзники определяли каждую военную цель как «объект престижа» и работали над уничтожением. В конце концов, преодоление союзников уничтожило все разумные и бессмысленные цели. Согласно этой логике, ни одно государство не может начать какой-либо крупный военный проект, потому что это будет атаковано и уничтожено противниками как «престижный объект». Тирпиц, как символ, связал только своим применением больше сил, чем он мог уничтожить в битве.



Новые корабли была отнесены к типу «Ямато» (по наименованию головного корабля этой серии). «Ямато» был заложен 4 ноября 1931 года на военной судоверфи: в Куре, другое корабль - «Мусаси» - 29 марта 1938 года на судоверфи «Митсубиси» в Нагасаки.

По 4-й программе кораблестроения в 1939 году было намечено заложить еще два корабля. Третий дредноут этого типа - «Синано» - был заложен как корпус 12] корабля № 110 военно-морской судоверфи Йокосука 4 мая 1940 года.

Усилия, предпринятые Королевским флотом для того, чтобы потопить судно, связаны значительными ресурсами. Конечно, с исторической точки зрения можно сказать: «Ну, так плохо, что война не скоро закончится!» - но с точки зрения воюющих сторон такое мышление, конечно, контрпродуктивно. Линторы «Тирпиц» и «Бисмарк», вероятно, поглотили больше материала, и они не были самыми великими в своем роде, как это иногда изображают. Немецким судостроителям не хватало ноу-хау для авианосцев, потому что даже союзнические японцы не были готовы поставлять свою технологию катапультных технологий.

Четвертый линкор, еще без названия, того же типа, что и «Синано», был заложен чуть позже, в том же году, в Куре, как корпус корабля № 111. Строительство его не было завершено, а корпусная сталь пошла в период второй мировой войны на срочную постройку других судов. «Кампон» разработал проекты постройки дополнительно еще трех «непобедимых дредноутов». На двух из них планировалась установка орудий еще большего калибра - 19,7 дюйма. Однако они так и не были заложены.

Также забывается, что для корабля должны были разрабатываться новые типы самолетов или модификаций. Эпоха линкоров уже закончилась, авианосцы по-прежнему являются мерилом вещей в проекции власти, а немецкие подводные лодки уничтожили больше, чем все военно-морские подразделения Кригсмарины.

Далянь - Как меняется время. Бывшая военно-морская держава Великобритании в настоящее время без авианосцев, в Китае вторая в своем роде была запущена в четверг. В среду, украшенном множеством красных флагов, корабль покинул причал в северо-восточном порту Далянь.

По традиции каждый из кораблей этого типа, находившийся в то время в постройке, получил наименование одной из префектур Японии. Головной был назван «Ямато» - по префектуре на основном острове Японии Хонсю, омываемом с одной стороны Тихим океаном, а с другой - проливом Кии. Название второго корабля дано по префектуре Мусаси, она простирается вдоль побережья Токийского залива, в ее состав входит столица Токио. Линкор «Синано» получил свое наименование по префектуре в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название это носит и главная река Японии - Синано, которая тянется на 342 мили.

Новый авианосец похож на «Ляонин», но длиной 315 метров и шириной 75 метров. По словам китайских СМИ, третья модель в настоящее время строится в Шанхае - и считается, что она еще больше, лучше и прогрессивно. Официально эта система позволит уничтожить северокорейские ракеты в этом подходе. Тем не менее, система также критически рассматривается Китаем и Россией, поскольку она имеет огромную систему радаров.

Это вписывается в образ региона, который становится все более милитаристским. Всего лишь несколько дней назад Стокгольмский институт исследований мира Сипри заявил, что за последние десять лет военные расходы не возросли, как в регионе Восточной Азии, в общей сложности 74 процента. Пять из 15 стран, которые больше всего тратят на военных, находятся здесь: Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Австралия. Десять кораблей этого типа пересекают мировые океаны, другая строится.

В сухом доке № 6 на военно-морской судоверфи в Йокосуке, что на западном берегу Токийского залива, полным ходом шло переоборудование линкора «Синано» в авианосец. Завершение перестройки было намечено на февраль 1945 года. Для маскировки этих работ с трех сторон дока было возведено высокое ограждение из гофрированной нержавеющей стали. Четвертую сторону дока от любопытных глаз заслонял естественный барьер, представлявший собой высокую отвесную скалу из известняка. В итоге сухой док с «Синано» был изолирован от остальной части базы. Тысячи судостроителей, находясь на казарменном положении на территории, жили под угрозой тюремного заключения и даже казни в случае если произнесут хоть слово об авианосце. Столь ужесточенные меры секретности пресекли возможность утечки информации. За исключением неясных слухов о возможном существовании авианосца, во время войны на Тихом океане об этом корабле ничего не было официально известно, даже когда он вышел в море из Токийского залива. В справочнике ВМС США, естественно, не было никаких сведений об этом корабле. Японская секретная полиция строго запретила иметь фотоаппараты на территории судоверфи, тем более где-то поблизости от сухого дека № 6. Вести съемку не разрешалось ни под каким предлогом. Вот так «Синано» стал единственным крупным кораблем нашего столетия, который никогда официально не был сфотографирован в период достройки.

Значительный потенциал запугивания

Россия, Франция и Италия имеют один авианосцы. Существует множество моделей меньшего размера для вертолетов или вертикальных пусковых установок, в том числе в Таиланде, Египте и Испании. Авианосцы имеют очень значительный потенциал для запугивания - особенно в связи с сопровождающими кораблями. Со времени Второй мировой войны они были помещены в несколько позиций в качестве угрожающих причин. Британские авианосцы в Суэцком кризисе, а также американцы в Кубакризе. В январе этого года китайское «Ляонин» пересекло Тайвань, а затем вызвало напряженность в регионе.

Впервые «Синано» был сфотографирован 1 ноября 1944 года разведывательным самолетом Б-29, пролетавшим над Токийским заливом на высоте 32 000 футов. Но эта фотография никогда не попадала к командующему подводными силами США на Тихом океане, следовательно, ее не распространяли среди подводников.
В планах переоборудования «Синано» в авианосец вице-адмирал Кейджи Фукуда из «Кампона» большое внимание уделял бронированию корабля. Так же как у «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня-так называемые «пузыри». Они должны были свести к минимуму поражающую силу торпед, вызывая детонацию вне основного корпуса судна. Однако, в отличие от 16-дюймового броневого пояса «Ямато» и «Мусаси», броневой пояс «Синано» был в два раза тоньше.

Многие китайские соседи обеспокоены все возрастающим влиянием китайского флота. В таких странах, как Япония, Вьетнам и Филиппины, Пекин уже давно выступает за территории и островные группы в Восточном и Южно-Китайском морях. Система управления должна позволять также перемещать мобильные суда.

Гитлер и Геринг на старте

Между тем, президент Китая Си Цзиньпин объявил о дальнейшей реконструкции вооруженных сил. Цель состояла в том, чтобы создать высокопоставленных военных, сказал Си перед высокопоставленными военными. В своем планировании вооружений немцы ориентируются на традиционные флоты, такие как англичане. Однако с момента окончания Первой мировой войны немецкий военно-морской флот был серьезно ограничен международными соглашениями. Вместо этого будет построен броненосец «Бисмарк». Хелла Бранденштейна-Цеппелина крестит корабль от имени своего отца: «Граф Цеппелин».

Главная палуба авианосца, являясь его ангарной палубой, имела броню толщиной от 4 до 7,5 дюйма.

Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Толщина броневого пояса была уменьшена вдвое - до 205 мм такой же броневой стали НВНЦ; полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с ПТЗ, сохраненной в том же виде, как и на "Ямато". Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256х41,5 м, максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 163х38,8 м, высота его составляла немногим более 5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские. Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до "Синано" (кроме экспериментального "Хосе") все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы.
Полетная палуба, протяженностью 839,6 фута, и два громадных лифта были спроектированы так, чтобы выдерживать удар авиационных бомб весом до 1000 24] фунтов. Эта палуба была покрыта слоем стали толщиной 3,75 дюйма. На 33 дюйма ниже проходил еще один слой стали такой же толщины. Между стальными слоями были втиснуты коробчатые бимсы, а пустоты между ними заполнены смесью из цемента, опилок и сока каучуконосов.
Полетная палуба занимала площадь примерно 12000 квадратных ярдов. Она находилась на высоте 48 футов над ватерлинией, то есть на 12 футов ближе к поверхности воды, чем у таких кораблей ВМС США, как «Эссекс», и это обеспечивало необычно большую метацентрическую высоту (мера остойчивости) «Синано», составлявшую 11 футов.

В своей функции главнокомандующего Люфтваффе Герман Геринг держит крещенскую речь. После торжественного акта вытащите колосса на причал оборудования. Но тогда проект останавливается. С атакой на Польшу на корабле получает в качестве защиты от торпед выпучивание вложений в багажнике. Но планирование надстроек задерживается, потому что развитие самолета идет быстро, и военно-морские силы ВВС постоянно сообщают о новых типах. В результате размеры надстроек, длина взлета и участков земли, а также требуемые запасные части постоянно меняются.

"Синано" был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Кроме него в годы второй мировой войны такая палуба была только на британских эскадренных авианосцах и на японском "Тайхо", а первые американские авианосцы с такой палубой - типа "Мидуэй" - вошли в строй флота уже после ее окончания.




Масса защитной брони составляла 17 700 тонн, то есть одну четвертую водоизмещения авианосца «Синано». Таков был тоннаж многих легких крейсеров.

Плавное хранение запасных частей

В следующем году завершается работа над «Графом Цеппелином». Подрывная команда устанавливает убойный авианосца в мелком лимане. Кроме того, система привода разрушена. Можно только сделать предположения о дальнейшей истории «Графа Цеппелина». Теперь он служит жилым кораблем для подразделения. Это исследование проектных документов авианосца и других загрузчиков.

Существуют разные тезисы для последующих событий. Историк Ульрих Израиль широко освещал историю «Графа Цеппелина». Он предполагает, что корабль служил россиянам в качестве экспериментальной цели. Поэтому они тащили гиганта на попытку стрельбы. Но только после стрельбы торпедами «Граф Цеппелин» утонул, говорит Израиль. Другая гипотеза заключается в том, что авианосец направлялся в шахту при поездке в Россию. Другие утверждают, что корабль затонул из-за перегрузки добычей в шторме.

«Синано» имел исключительно мощную зенитную артиллерию. 16 орудий с большим углом возвышения калибром 5 дюймов, 145 скорострельных зенитных орудий калибром 25 миллиметров, 12 многотрубных спаренных реактивных установок, каждая из которых способна была вести залповый огонь 28-30 ракетами калибром 4,7 дюйма...

Битва у острова Мидуэй преподала японцам много уроков. В частности, явилась необходимость усовершенствовать уязвимые вентиляционные системы.

Польская нефтяная компания обнаружила крушение

Некоторые подозревали, что авианосца Гитлера найдена. Подтверждение сделано вскоре после этого польским флотом, который проводит исследования сонара и отправляет дайверов на затонувший корабль. Спустя 59 лет «Граф Цеппелин» был окончательно решен. Солдаты стоят на сундуке и курят. Сегодня утром Балтийское море остается прудом, солнце светит на темном, 56-метровом корпусе, который выступает из воды. Сегодня это всего лишь Балтийское море - рутина для экипажа и командира Кристиана Морица.

Весной, однако, ждет большая задача. Торпедная атака произошла бы на большем расстоянии, «мы просто хотели показать, что могут сделать наши современные обычные подводные лодки». Техническое время погружения не является ограничивающим фактором, благодаря топливному элементу, но экипажу и продуктам питания, - сказал Корветтенкапитан Мориц, озорно улыбаясь на борту.

Все трубопроводы «Синано» были защищены броней толщиной 1,5 дюйма. Дерево было изъято из конструкции везде, где это только было возможно. Везде была применена огнеупорная краска. Кроме того, была установлена система пеногонного огнетушения отечественного производства в целях дополнительной противопожарной защиты.

Четыре главные паровые турбины «Синано» имели мощность 150 000 лошадиных сил и обеспечивали скорость до 27 узлов. Цистерн для топлива было установлено больше, чем планировалось. Это гарантировало дальность плавания до 10 000 миль. Дополнительно были установлены цистерны авиационного топлива. Их защитили броней и окружили цистернами с морской водой в целях увеличения защиты.

После объяснения курса дня следует команда «экипаж на маневренной станции». На борту находится узкий сверток. Над другой вертикальной ступенью лестницы дежурный хранитель и Мориц поднимаются к башне. Через радио они подключены к командному центру на дне лодки, и их глаза дополнительно контролируют, какие радар и гидролокаторы доставляют данные в любом случае. В самой лодке ничего не слышно и не слышно: никакого движения, никаких шумов вождения.

Лодка уже давно выскользнула из гавани в бухту Эккернфёрдер. В центре подводной лодки - прямоугольная комната с многочисленными фиксированными мониторами на стенах, работает до 15 членов экипажа, некоторые носят наушники. В земле лежат серые кожаные кресла. Атмосфера напоминает башню диспетчера воздушного движения без окон. Свет - как в лодке - неоновые трубки, защищенные взрывозащищенным стеклом.

Островная надстройка помещалась в средней части корабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как и на авианосцах типа "Хийо" и "Тайхо", что оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня полетной палубы.

В результате всей этой модернизации полное водоизмещение «Синано» составило 71 890 тонн, что превысило на 200 тонн водоизмещение «Ямато» и «Мусаси». 25] Со временем, однако, бронезащитная масса последних возросла на 1700 тонн.

«Экипаж на станции дайвинга», - приказывает комендант, и люди повторяют команду в хоре. «Наводнение», «Наводнение». «Хочешь посмотреть?» - спрашивает Мориц. При просмотре одной из двух смотровых трубок останавливается почти одно дыхание. Двухкилометровый кемпинг на берегах Балтийского моря - настоящая достопримечательность: караваны, столы, деревья, практически каждая деталь. «12-кратный зум», - говорит Мориц. Прежде всего ночью, переключение прицельной трубки на тепловидение может обеспечить понимание.

Грузовой корабль появляется как рентгеновский. Горячая зона машины и дымовая труба выглядят как черные поверхности, более холодные участки корабля выглядят ярче. Когда лодка опускается глубже глубины тростника, только экипаж зависит от ультрасовременной системы сонара, чтобы узнать, что происходит на поверхности воды. «Мы слепы, но не глухи», - говорит Сонармаат Арно Лорида. 26-летний мастер и обученный инженер электроники приехал из окрестностей Бонна. «Я всегда хотел пойти на подводные лодки».

Таким образом, «Синано» был тогда самым крупным из всех когда-либо построенных авианосцев. Он сохранял это превосходство до 1961 года, когда был введен в строй атомный авианосец США «Энтерпрайз». Характеристики остойчивости в общем не сильно отличались от характеристик "Ямато", что можно считать значительным успехом конструкторов, так как авианосцы отличаются более высоким расположением грузов. Метацентрическая высота составляла 3,45 м, а диапазон остойчивости - до 79,2°. На испытаниях корабль имел свыше 1000 т грузового балласта. Период качки для такой большой метацентрической высоты оказался вполне приемлемым - 15 секунд. Сохранено было и рулевое управление по типу "Ямато": два руля - главный и вспомогательный - с площадью 41 и 13,3 кв. м соответственно. Будучи одновременно положенными на борт, они сообщали кораблю при развороте на полной скорости крен до 10°.
15 июня 1944 года генеральный штаб ВМС Японии направил приказ на военно-морскую судоверфь Йокосука - сдать авианосец «Синано» на четыре месяца раньше намеченного срока. Кораблестроители были обескуражены. Времени и так не хватало, а тут его еще урезали. Кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, отнесся к указанию философски. Надо было уменьшить время - он увеличил производительность рабочих. Нельзя было увеличить количество рабочих-он увеличил время рабочего дня, с 11,5 до 14 часов, и отменил выходные.
Благодаря новому, изматывающему графику строители подготовили «Синано» к спуску на воду к 5 октября 1944 года. В 8.00 в сухом доке № 6 были открыты клапаны затопления, чтобы наполнить док водой и снять ею новый боевой корабль с килевых блоков, на которых он стоял четыре с половиной года. В течение часа уровень воды в доке достиг отметки четырех футов ниже уровня Токийского залива. Вдруг без всякой видимой причины плавучий затвор массой в 5000 тонн - ворота в сухой док - со страшным грохотом накренился. Вода залива, подобно морскому приливу, ворвалась в док, подняла «Синано» и бросила вперед. Лопнули полторы сотни швартовых. Как гигантские лоскуты, ударили они и прошлись по воде вблизи корабля в дикой пляске, произведя невообразимый свист, 26] шум и паническое чувство опасности. Сила хлынувшей в док воды была так велика, что «Синано» прошел расстояние в 100 футов до стенки дока за несколько секунд и с ходу, со скоростью 15 узлов, врезался в нее. От столкновения носовой части корабля с бетоном возник страшный грохот, наполнивший всю громадную территорию судоверфи.

Затем волны моря отхлынули из сухого дока назад, увлекая «Синано» в залив. Когда уровень воды в сухом доке снова стал ниже уровня залива, волны швырнули корабль еще раз на стенку. Трижды «Синано» бросало туда-сюда в его бетонной колыбели, пока уровень воды внутри дока и в заливе не сравнялись, после этого корабль, наконец, замер.

Официального сообщения о чьей-либо гибели не было, но общеизвестно, что многие моряки и гражданские лица, находившиеся на борту «Синано» и на площадке перед сухим доном, получили ранения.

В ходе расследования администрация судоверфи была обескуражена неслыханным упущением: балластные цистерны внутри батопорта, ворот между сухим доком и заливом, никогда не заполнялись водой. Все годы, пока док углублялся, эти ворота держались, выходит, на соплях.

Обыкновенно работы следовало вести в таком порядке; заполнить водой док, заполнить водой балластные цистерны, откачать из дока воду. Все годы, пока шло строительство «Синано», батопорт удерживался только за счет собственного веса да благодаря уравновешивающему давлению со стороны залива.

Несмотря на аварию, 8 октября состоялась церемония наименования авианосца. Затем он был снова поставлен в док - на ремонт поврежденных корпуса и отсека, в котором был раздавлен и затоплен гидролокатор. Нормальный вид был возвращая кораблю за три недели, но нельзя было уже возвратить людям веру в счастливее будущее «Синано»; ведь неудача при спуске на веду всегда считалась плохой приметой, предвестником несчастья.
11 ноября «Синано» впервые вышел из судоверфи для проведения заводских испытаний в Токийском заливе. Они включали в себя посадку на борт самолетов при скорости корабля до 24 узлов. Во время проведения этих испытаний в дневное время на высоте более 30000 футов пролетел самолет Б-29. Видимо, именно тогда, если не раньше, «Синано» был обнаружен и сфотографирован американскими пилотами.

19 ноября было объявлено, что работа по постройке «Синано» завершены, и администрация судоверфи передала корабль ВМС Японии. На авианосце был поднят военно-морской флаг, и его официально вводят в состав флота. С пышными почестями на особом месте мостика устанавливают красочный портрет императора Хирохито...
Из-за усилившихся бомбардировок американцев, было принято решение ночью перебазировать "Синано" во внутреннее море. 28 ноября, в 18.00, точно по плану, «Синано» прошел между мысом Иро и островом Тосима в открытое море. На борту его находилось 2515 человек, из них - 2176 офицеров и матросов, около 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму: прачки, парикмахеры и т. п. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников (камикадзе). Собственная же палубная авиация «Синано» - 20 потребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов - вместе с ее экипажами, не должна была находиться на «Синано» до тех пор, пока он не достигнет Внутреннего моря. Три эсминца «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» были выделены эскортировать авианосец «Синано»...

В 20.48 радар одиночной американской подводной лодки "Арчер-Фиш" обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов.

Только в 21.40 американцы установили, что преследуют авианосец, но к этому времени на "Синано" уже обнаружили работу вражеского радара. Капитан 1 ранга Абэ считал, что ему предстоит встреча с группой вражеских лодок, поэтому авианосец продолжал идти противолодочным зигзагом, а "Исокадзэ", пытавшемуся атаковать "Арчерфиш", было приказано занять свое место в ордере. Долгое время расстояние между "Синано" и лодкой оставалось примерно одинаковым - около 90 кабельтовых, но около 22.30 "Синано" из-за перегрева одного из гребных валов вынужден был уменьшить скорость до 18 узлов. Это обстоятельство, а также противолодочный зигзаг решили судьбу авианосца. Уже отставшая лодка смогла догнать авианосец и занять выгодную позицию. Около 3 часов, изменив в очередной раз курс, "Синано" двинулся прямо на нее, дистанция сократилась с 60 до нескольких кабельтовых. Пропустив головной эсминец, командир американской лодки капитан 2 ранга Инрайт приказал дать шеститорпедный залп. Положение авианосца было неидеальным, стрелять приходилось с его кормовых курсовых углов. Торпеды были выпущены с интервалом 8 секунд, и в момент, когда пятая торпеда выходила из аппарата, первая уже поразила "Синано" в правый борт, вслед за ней раздалось еще три взрыва. Было 03.17 29 ноября.

Одна из торпед попала в район 104-го шпангоута, затопив пост живучести © 2, а также компрессорное отделение правого борта (шп. 89-103) и погреба зенитного боезапаса. Внешнее котельное отделение © 3 было затоплено очень быстро, и весь находившийся там персонал погиб, вода также начала поступать в смежные с ним котельные отделения © 1 и © 7. Причиной затопления внешнего машинного отделения правого борта стало попадание торпеды в отсек сальника гребного вала (район 161-го шпангоута) и течь через набивку сальника. Еще одна торпеда попала в кормовые цистерны авиационного бензина между 188-м и 201-м шпангоутами. На "Синано" еще не было авиагруппы, и цистерны были пусты, но это попадание привело к затоплению кладовых, разрушению палуб над местом взрыва и гибели личного состава, отдыхавшего в кубриках в этой зоне. Американские торпеды имели заряд в 330 кг.

Сразу после взрывов торпед "Синано" получил крен 9-10°. Контрзатоплением отсеков противоположного борта удалось лишь на некоторое время задержать крен на отметке 12°, но поступление больших масс воды взять под контроль не удалось. Причиной этого стало все-таки не начальное разрушение подводной защиты, которое было довольно обширным (в ряде случаев упорные бимсы, поддерживающие противоторпедную переборку, обрушились на тонкую фильтрационную переборку, пробили ее, что привело к затоплению находящихся за этой переборкой отсеков), а отсутствие герметичности переборок. Начальный крен в 10° соответствовал ожидаемой величине при попадании шести торпед, но в дальнейшем вместо его уменьшения наблюдалась постоянная фильтрация воды из отсека в отсек.

Присутствие большого числа гражданских рабочих вносило дополнительную путаницу и неразбериху, наблюдались даже абсолютно нехарактерные для японского флота отдельные случаи невыполнения приказов и паники.

В 5 часов утра "Синано" еще имел малый ход и крен 13°, но к этому времени уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. В 07.00 из-за отсутствия пресной воды прекратилась подача пара в машинные отделения, машины были остановлены, а их персонал получил приказ подняться наверх. Попытка буксировать "Синано" эсминцами эскорта не удалась, равно как и последняя попытка спрямить корабль затоплением котельных отделений левого борта, а в 09.00 на авианосце прекратилась подача электроэнергии. В 10.18 капитан 1 ранга Абэ вынужден был отдать приказ покинуть корабль. Эсминцы эскорта подошли непосредственно к борту "Синано" и начали прием команды. Крен авианосца, достигший к этому времени 30°, продолжал расти, и около 11 часов "Синано" перевернулся и затонул в точке 33°20ь с.ш. и 136°20ь в.д. Эсминцы эскорта приняли на борт 1080 человек, 1435 человек были объявлены пропавшими без вести, но, видимо, часть из них была спасена прибрежными судами, так как считается, что с авианосцем погибла только четверть его экипажа. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть "Синано" и погиб вместе с ним.

Спасенные члены экипажа «Синано» были доставлены на эсминцах под командованием кэптена Синтани на остров Митсуко, в гавань Куре. Они высадились на берег около 17 часов 30 ноября 1944 года. Их разместили в бараках, которые ранее использовались как изоляторы для больных инфекционными болезнями. Морякам эсминцев сход на берег был также запрещен. ВМС Японии намеревались скрыть от общественности факт существования «Синано» и его гибель.

28 декабря 1944 года группе моряков из 30 оставшихся в живых офицеров и старшин было приказано прибыть в императорское военно-морское министерство в Токио, где началось совершенно секретное расследование причин гибели «Синано». Было заведено дело под названием «Расследование С» (буква «С» означала «Синано»). Вели расследование вице-адмирал Гунити Микава и еще 12 офицеров высокого ранга.

Позже стало известно, что офицеры «Синано» были возмущены оскорбительным тоном вопросов. У них создалось впечатление, что их заранее считали виновными в гибели авианосца.

Комиссия под руководством адмирала Микавы составила только пять экземпляров подробного секретного отчета по этому расследованию. Один экземпляр был передан коммандеру Тихайе, который служил в 217] оперативном управлении штаба Объединенного флота Японии и был ветераном войны.

Через 36 лет коммандер Тихайя вспоминал, что в докладе комиссии в гибели «Синано» обвинялись «строители, члены экипажа и штаб военно-морской базы в Йокосуке».

Ввиду того что виновными было названо столь много лиц, никто не был наказан...

Этот официальный документ по расследованию гибели «Синано», с множеством письменных свидетельств и всяких подробностей о конструкции «Синано» и описанием его последних часов, американцы никогда не держали в руках. В самом конце войны, перед оккупацией, высшее военное командование императорской Японии приказало уничтожить все официальные документы. Среди них были и те пять экземпляров доклада комиссии, обозначенные буквой «С». Та же участь постигла и спасенный энсином Ясудой вахтенный журнал «Синано». Что же касается офицеров «Синано», то они обвинялись в том, что не смогли выровнять крен авианосца путем затопления отсеков левого борта при использовании водоотливных средств. В действительности выровнять крен было невозможно из-за того, что кингстоны левого борта оказались выше уровня воды, - не стало возможности забирать воду для затопления отсеков противоположного борта в целях выравнивания крена и дифферента. Даже при нормальной работе насосов механики не смогли бы спрямить корабль. А тут забортная вода вообще не забиралась насосами.

Техническая комиссия США в Японии отметила в 1946 году, что система противоторпедной защиты на «Синано» была несовершенна.

В докладе комиссии особенно подчеркивалось, что соединение между противоорудийной броней толщиной 8 дюймов на корпусе и противоторпедной броней на подводной части авианосца имело дефекты в конструкции.

Четыре торпеды, выпущенные из подводной лодки 223] «Арчер-Фиш» на глубине 10 футов, взорвались в этой прокладке, нанеся авианосцу смертельное ранение.

Кроме того, указывалось, что в котельных было применено горизонтальное расположение бимсов - с целью обеспечить прочность носовых и кормовых переборок. Но сила торпедных ударов по правому борту была такова, что бимсы в котельном отсеке № 3, словно тараны, проделали огромные пробоины в прилегающей переборке, что привело к затоплению котельного отсека № 1.

Отчет Технической миссии США в Японии включает такую оценку: «Из всех, с точки зрения японцев, военно-морских катастроф потеря «Синано» была наиболее удручающей. Третий, и последний, из боевых суперкораблей был потоплен на второй день своего боевого похода всего лишь четырьмя торпедами, выпущенными подводной лодкой. Шок, который пережило японское военно-морское министерство, легче представить, чем описать».
Использованы материалы с http://interesting-stories.nnm.ru/

Со времен Второй мировой войны и до наших дней авианосцы остаются самыми крупными надводными военными кораблями. Это мобильные военные базы, оснащенные по последнему слову техники. Мы расскажем о пяти из них.

Самый крупный. "Теодор Рузвельт"

Во второй половине XX века авианосцы продолжают оставаться наиболее крупными кораблями и первенство в силу развития военной доктрины принадлежит США, которые лидируют как по количеству авианосцев, так и по их водоизмещению. Основная их задача доставить мощное авиационное соединение к берегам противника и служить плавучим аэродромом. Самыми крупными авианосцами, да и кораблями является серия американских авианосцев типа «Нимиц». Всего начиная с 1975 года было построено 10 единиц, несколько отличающихся по водоизмещению.

Если головной «Нимиц» имеет водоизмещение в 98 тыс. тонн, то водоизмещение последних кораблей серии достигает уже 106 тыс. тонн. Длина кораблей - 333 метра, экипаж с учетом авиакрыла более 5 тыс. человек. Не смотря на то, что авиакрыло составляет 64 самолета, авианосцы способны нести гораздо больше число летательных аппаратов. Так на борту авианосца «Теодор Рузвельт», во время войны в Персидском заливе в 1991 году находилось 78 самолетов (20 F-14 «Томкэт», 19 F/A-18 «Хорнет», 18 А-6Е «Интрудер», пять ЕА-6В «Проулер», четыре Е-2С «Хокай», восемь S-3B «Викинг» и четыре KA-6D), а также шесть вертолетов SH-3H.

Первый авианосец специальной постройки. "Гермес"


Самым первым авианосцем специальной постройки, а не перестроенным из линейного крейсера или транспортного судна стал английский «Гермес», Заложенный в 1919 году, корабль вступил в строй четыре года спустя.

«Гермес» нес шесть 140 мм орудий, поскольку предполагалось, что авианосцы будут участвовать и в артиллерийских дуэлях с противником. Кроме того, авианосец имел тонкий броневой пояс по ватерлинии. Недостатком стали слишком небольшие для авианосца размеры корабля - водоизмещение немногим более 10 тыс. тонн, а сам корабль мог нести всего около 20 самолетов. Правда, во время рокового для «Гермеса» похода 9 апреля 1942 года, на его борту вообще не было авиации и корабль стал легкой добычей противника.

Шедший в охранении эсминца и корвета авианосец подвергся атаке 85 японских бомбардировщиков, и затонул после 10 прямых попаданий авиабомб. По иронии судьбы, первый авианосец специальной постройки стал первым же авианосцем, потопленным палубной авиацией.

Самый дорогой авианосец. "Джеральд Форд"


Любой авианосец - корабль очень недешевый в постройке и эксплуатации. В 2015 году ожидается ввод в строй американского авианосца «Джеральд Форд», который уже по затраченным на постройку средствам стал самым дорогим авианосцем в мире и самой дорогой единицей военной техники. Предполагаемая стоимость корабля – 20 - 22 миллиарда долларов.


Первым японским авианосцем, имевшим бронированную полетную палубу и одним из самых совершенных японских кораблей данного класса стал авианосец «Тайхо». Он был заложен в июле 1941 года и вступил в строй в марте 1944 года.

Конструкция «Тайхо» содержала много передовых решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был выполнен полностью закрытым - такое решение японцы применили впервые. «Тайхо» стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки, а также первым авианосцем с бронированной полетной палубой.

Авианосец, исходя из опыта боевых действий, нес мощное зенитное вооружение и был оснащен радарной установкой. Однако изменить ход боевых действий на Тихом океане ввод в строй этого корабля уже не смог. 19 июня 1944 года «Тайхо» был торпедирован американской подводной лодкой «Альбакор». Попадание одной торпеды само по себе не могло быть смертельным для такого гиганта, но в силу ошибочных действий команды, произошел объемный взрыв паров бензина и корабль затонул в течение нескольких минут. Из экипажа в 2150 чел спаслось не более 500.

Первый авианосец, потопленный камикадзе."Сен-Ло"


Первым авианосцем и одновременно первой жертвой японских камикадзе стал американский авианосец «Сен-Ло», получивший свое имя в память о высадке союзников в Нормандии в июне 1944 года. Корабль относился к типу малых эскортных авианосцев - относительно небольших, простых в эксплуатации кораблей, постройку которых в США в середине войны поставили на поток.

Последним боем авианосца стало одно из крупнейших морских сражений в истории - битва в заливе Лейте. Успешно избежав гибели от снарядов, прорвавшихся к американскому соединению японских крейсеров адмирала Куриты, «Сен Ло» утром 26 октября 1944 года был атакован летчиком-камикадзе и получив попадание в полетной палубы, затонул после детонации боезапаса.

Кстати, это была одна из самых удачных воздушных атак японской авиации конца войны, когда удалось потопить один и серьезно повредить еще шесть авианосцев США ценой потери 17 самолетов.

Вверх