Вино каны галилейской. По Святой Земле: Кана Галилейская

В , известная из Библии (Иоан. 2:1; Иоан. 2:11), где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.

Евангелие

Согласно Евангелию от Иоанна, здесь Иисус Христос совершил первое чудо — превращение воды в вино:

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.»

Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что еще не пришел час Мой», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.

Поставленный здесь храм католики называют «Храм свадьбы Господа» и считают, что брак, заключенный в этом храме, самый счастливый и надежный.

Рядом с костелом находится православная греческая церковь Георгия Победоносца, построенная на деньги Императорского православного палестинского общества России.

В Кане есть и греко-католическая церковь св. ап. Варфоломея, ученика Иисуса, который был родом из Каны.

Галилея - область на севере Израиля, прилегающая с запада к Генисаретскому озеру. Здесь находится родной город Спасителя - Назарет, отсюда же родом были ученики Господа, здесь Он совершил множество чудес и произнес большинство проповедей.

Кана Галилейская

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502—1503 гг.)

Чуду претворения воды в вино посвящена православная греческая церковь (в честь св. Георгия Победоносца), возобновленная Россией на средства Императорского Палестинского православного общества и освященная в октябре 1889 г. В память происшедшего на этом месте чуда Господня в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня.

Один из древних каменных водоносов внутри храма.

Из паломнических впечатлений 2009 года: "К сожалению, не всем паломникам удается осмотреть храм; гостей там встречают крайне негостеприимно. Нас отказались пропустить дальше калитки, если мы не купим достаточного количества вина в церковной лавке. Хотели, стоя у входа, прочитать Евангелие, но фрагмент, который легко удалось отыскать утром, теперь никак не получалось найти; пришлось ограничиться краткой молитвой и покинуть территорию храма.

Рассказы о том, что вино из Каны невкусное, по-видимому относятся именно к продукту, приобретаемому в уплату за осмотр храма. Буквально в двух шагах есть магазинчики и лавки, где можно попробовать разные сорта вина, все они необычайно вкусны и трудно удержаться, чтобы не купить в подарок близким хотя бы одну бутылку. Красное литургическое вино 12-тилетней выдержки, вероятно, приближается по вкусу к тому, что пили на памятном брачном пиру 2000 лет назад".



Из паломнических впечатлений 2016 года: "Несколько лет назад настоятеля храма в Кане сменили, и теперь вход для паломников туда беспрепятственный. Правда, храм открыт до 17 часов, и мы чуть было не опоздали. Но нам повезло: на Фаворе наша группа повстречала архиепископа Тюменского и Тобольского, который как раз собирался ехать в Кану. Благодаря владыке и для нас открыли двери после пяти часов вечера.

А вино там теперь необычайно вкусное, хотя и молодое. Выдержать его дольше года не успевают - все раскупается".

В Кане был призван Апостол Нафанаил. Евангелист Иоанн упоминает, что Нафанаил был родом из Каны Галилейской (Иоан.21:2), и подробно рассказывает о том, как он стал учеником Христа: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Иоан.1:45-51)


Апостол Варфоломей. Икона с сайта days.pravoslavie.ru

Еще одно упоминание о Кане Галилейской относится к чуду исцеления сына капернаумского царедворца, совершившемуся по одному лишь слову Спасителя: «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его». (Иоан.4:46-53)

Водоносы более позднего времени дают предсталение о внешнем виде этих сосудов.

Храм Георгия Победоносца в Кане Галилейской

По пути из Назарета в Тверию (в 10 км от Назарета) лежит арабское поселение Кафр-Кана, где живет 22 тысячи жителей. Мы ехали туда.

Здесь, у подножия горы Фавор, в библейские времена была Кана Галилейская, где Христос с Богородицей и Своими учениками были на свадебном пиру в скромной семье друзей Христа и где Иисус по просьбе Своей матери превращал воду в вино.

По преданию, описанный брак в Кане Галилейской был свадьбой будущего апостола Симона Кананита и его невесты Саломии. Чудо, которое сотворил Христос на их свадьбе, потрясло их обоих и они вскоре, оставив все мирское, пошли за Христом.

Но это - предание. В Новом Завете Библии об этом не говорится ни слова. В Новом Завете рассказывается об этом браке, но, кто был жених, не называется. Стоит просто слово "жених".

Я даже не хотела здесь об этом рассказывать. Но потом решила все же написать. Потому что устные предания, как и Библию, церковь почитает.

Что известно из Жития апостола Симеона: он был внуком Иосифа Обручника (земного отца Христа), сыном дочери Обручника от первого брака.

Мы как-то привыкли думать, что Иосиф был обручен с Девой Марией (поэтому и зовется Обручник) и принял, как Бог ему велел, Иисуса Христа, Сына Божия, и воспитал его, Богочеловека.

Особенно католики не хотят замечать, что старец Иосиф имел прежде семью и детей (4 сына и 2 дочери), а потом уже, на старости лет, был обручен с Девой Марией.

Православная церковь это тоже сильно не афиширует, но и не замалчивает. В Житиях святых говорится все, как оно было в жизни. А Житии, наравне с Библией, - священные письмена.

Св. Симеон стал вторым Иерусалимским епископом и также был пригвожден римлянами ко кресту, как и Иисус Христос. Старец апостол Симеон был столетнего возраста.

Итак, сотворенное Христом чудо превращения воды в вино - это было первое Его чудо, описанное в Евангелии.

Христос не хотел вначале творить чудо. Он сказал Богородице, что «еще не пришел час Мой». Но она сказала служителям в доме, чтобы сделали то, что скажет им Христос.

Иисус сказал служителям наполнить 6 каменных водоносов водой. Те наполнили, сделали, как сказал Он.

Иисус сказал им почерпнуть из водоносов и нести к распорядителю пира. Те понесли.

Распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, и позвал жениха

«И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (От Иоанна, 2, 10-11)

В память об этом чуде, сотворенном Иисусом Христом, на этом месте в 6 веке построили первый византийский храм и в нем были те самые каменные водоносы, о которых упоминается в Евангелии от Иоанна.

Вскоре мусульмане- завоеватели разрушили этот храм. Снова на этом месте со временем построили церковь и снова новые завоеватели ее разрушили.

Сейчас здесь стоят две церкви: одна — католическая, церковь Венчания, другая — греческая православная церковь в честь святого Георгия Победоносца.

1

Этот православный греческий храм возобновили на месте прежнего на средства Российского Императорского Палестинского православного общества. Большую часть средств на строительство храма пожертвовали Великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна Романовы.

Церковь была освящена в 1889-м году.

Наша группа, стоя у церкви св. Георгия Победоносца, внимала молитвам, читаемым нашим священником, который был с нами.

Прочитав молитвы, перекрестившись, зашли в храм.

5

3


Там, в память о происшедшем чуде превращения воды в вино, стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня. Это — древние каменные водоносы.

1

Понятное дело, что на этом месте сам Бог велел купить вино. Что многие с удовольствием и сделали.

Дам маленький совет.

Там продают вино как виноградное, так и финиковое. Покупать надо именно виноградное. Не покупайте на территории церкви. Там как раз финиковым вином обычно торгуют.

Хорошего качества вино, как нам сказали, продают у церковной ограды, в магазине церковной утвари. Он справа, у входа на территорию церкви.

Но я еще не все рассказала о Кане Галилейской.

Евангелист Иоанн рассказывает, что апостол Нафанаил, был тоже родом из Каны Галилейской и был также призван Христом на служение (от Иоанна, 21, 2)

Еще Кана Галилейская упоминается в Иоанновом Евангелии (4, 46-53), когда рассказывается о чуде исцеления сына капернаумского царедворца, свершившемся по одному лишь слову Спасителя.

Он сказал: "Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».

Из Каны Галилейской (Кафр-Каны) мы отправились в Тверию. Через Мигдал, Капернаум и Табху. О них мой рассказ о Святой земле — в 12-й и 13-й частях. Сейчас — о Тверии (Тивериаде).

Тверия — древний город в Галилее, расположенный на юго-западном берегу библейского Галилейского моря (ныне — озеро Киннерет).

Это озеро — пресноводное. Оно — основной пресноводный водоем в Израиле. Киннерет — одно из самых низких пресноводных озер в мире (213 м ниже уровня моря).

4


На этом озере происходило много разных событий, описанных в Евангелиях. Я о них рассказывала в предыдущих частях моего повествования о Святой земле.

Сейчас — о Тверии (библейской Тивериаде).

Здесь в наше время проживает около 43-х тысяч, в основном (91,3%) — евреи.

Основан город в 17-22 годах н. э. и назван в честь римского императора Тиберия.

Евреи Тивериады не участвовали в восстании 70 года н. э. против римлян. И город последние не разрушили. А вот Иерусалим те не пожалели, разрушили. И иерусалимские евреи, ученые мужи, переселились в Тивериаду.

Он становится важным духовным центром евреев. Именно здесь устную Тору перевели в письменные Мишну (главную часть Талмуда) и был написан Иерусалимский Талмуд. В то время в Тивериаде было 13 синагог. Но не всегда здесь были одни евреи.

В 4-м веке здесь была самаритянская община, а в 5-м веке — христианская.

Как, однако, интересно пишет электронная еврейская энциклопедия — «после возобновления византийского владычества (628 г) евреи Тверии подверглись преследованиям за поддержку, которую они оказали персам в 614 году».

«И поделом», — говорю я. Сколько красоты, чудных византийских храмов, церквей было разрушено персами! Сколько христиан загублено!

Кстати, что меня очень удивило, в последующем арабском завоевании (636 г) Тверия стала значительным еврейским городом. Вот так. И это — у злых арабов.

В 1187-м город был разрушен в результате большого сражения между мусульманами и крестоносцами. Так и стоял в развалинах до 1560 года. Пока султан Сулейман Великолепный не пожаловал город с окрестностями Иосефу Наси, который стал отстраивать его.

В 1837-м город накрыло землетрясением. Он сильно пострадал.

Но плавно перейдем все же к христианской теме, именно которая меня и интересует.

Тут скажу, что неизвестно, бывал ли в Тивериаде Христос (Евангелия об этом не говорят), но то, что Он бывал в окрестностях города и у Тивериадского озера, — это точно известно.

Собственно, мы ехали сюда к Ярдениту, расположенному южнее города, у истоков Иордана, чтобы совершить омовение в водах Иордана.

В Тверию мы заехали после. В ресторан. Но об этом позже. Сейчас — o Ярденитe.

Я так понимаю, что слово «Ярденит» образовалось от «Иорданит»

3


Вообще здесь обязательно надо рассказать об этой чудной реке.

Иордан течет с севера на юг. Длина реки — 252 км.

Она берет начало на Голанских высотах, истоки ее — у подножия горы Хермон, и долго течет по гористой местности, впадая, наконец, в озеро Киннерет (Тивериадское, Генисаретское, Галилейское — у него много названий и все они красивы).

Но Иордан не успокаивается в красивой, чудной озерной Киннеретской чаше, а стремится в вечном своем движении дальше, вперед — на юг. Он убегает, слегка петляя, из озера Киннерет и течет размеренно, вольготно и широко по красавице — Иорданской долине, питая, насыщая ее своими водами, достигая местами ширины в 40 м, и, устав течь и стремится еще куда-то, Иордан отдает себя Мертвому морю, его соленым, тяжелым водам, входя в него и уже не покидая его.

Какую, однако, песню я спела Иордану!

Жертвенный Иордан… Великая река.

Иордан часто упоминается в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Иисус Навин перевел еврейский народ посуху, между чудом расступившихся вод Иордана. Священники несли Kовчег завета перед народом. Так и шли между расступившимися водами Иордана.

Этим закончились 40 лет скитания евреев по пустыням Аравии. Моисей перед своей смертью поставил Иисуса Навина, помогавшего ему выводить свой народ из египетского рабства, вместо себя.

И евреи, и христиане относятся к Иордану, как к священной реке.

2


Евангелие, Новый Завет, рассказывает нам, как Иисус Христос принял крещение в священных водах Иордана.

Христос начал Свое служение с крещения в этой реке и крестил Его Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель).

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (От Матфея, 3, 1-6).

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда (Иоанн) допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (От Матфея, 3, 13-17)

Где же было точное место крещения Иисуса Христа в Иордане?

1


Сказать это сейчас сложно.

Некоторые знатоки считают, что место Крещения Христа было в нескольких км к западу от современного русла реки (сейчас это - в Иордании). За 2 тысячи лет, считают они, река изменила свое течение и место это находится теперь на суше.

По христианской традиции, cчитается, что крещение Его было там, где в древние времена была переправа через Иордан. Река там очень узкая — всего несколько метров в ширину.

«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (От Иоанна, 1, 28)

Это, как выяснили, — рядом с теперешним Бейт-ха-Арав, по дороге Иерусалим — Амман. На территории Иордании. В нижнем быстром течении реки.

В наше время здесь проходит государственная граница по воде между Израилем и Иорданией.

Похоже, в этом месте перешли Иордан ветхозаветные пророки Илия и Елисей (4 Цар., 2, 4-15).

Елисей оздоравливал воду истока реки в Иерихоне.

Вот как говорится об этом в Ветхом Завете: "И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар., 2, 21-22)

Я не была в том месте на Иордане, хотя очень хотелось побывать.

Наш гид, монахиня Фотина, рассказала нам, что несколько лет назад одна русская группа, приехав сюда, к Иордану, увидела щиты со словами «Кругом — мины! Опасно!»

Прочитали наши русские люди, спустили эти щиты на воду и, с Божьей помощью, окунулись в Иорданские воды.

Люди рассказывают, что воды реки там мутные, но если набрать воду и отстоять ее несколько часов, то ил оседает и иорданская вода становится прозрачной.

Христиане, не глядя на мутные воды, радостно погружаются в них.

Ветхозаветный библейский пророк Елисей просто так говорить не будет о здоровых водах священной реки Иордан.

Наш русский паломник на Святой земле игумен Даниил писал в 12-м веке: «Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека»

Еще скажу, что важно, — на территории Иордании, в этом месте, стоит Русский странноприимный дом и церковь. Слава Богу за все!

Я уверена, не важно, где христианин окунается в воды Иордана, совершает омовение — в 5 км от Мертвого моря, или где Ярденит, недалеко от Тверии, - воды Иордана священны везде.

1


Нам Господь дал изумрудный Ярденит в этот наш приезд к Иордану.

3


Ярденит имеет раздевалки и очень удобные спуски к реке.

3


2


2


2


Погружаться в воды этой реки надо с молитвой, благоговейно, как мы и поступили.

3


Нам рассказывали, что были люди, которые чуть ли не заплывы устраивали, что потом выходило им боком. Говорят, заболевали даже.

Понятно, входить в эти воды надо не в купальниках, но в длинных белых крестильных рубахах.

3

Эти рубахи люди бережно хранят. Надеются именно в них быть положенными во гроб.

Сразу после Крещения «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (От Матфея, 4, 1-11)

В моих рассказах о Святых местах невозможно без цитирования Библии, ну, просто невозможно, иначе будет куцо, скучно, непонятно. Будет без души. Без слова Божия — никак. Думаю, так. Уверена.

И вот она — горa Фавор.

3


«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых." (Евангелие от Марка, 9, 1-9)

Греческий православный монастырь Преображения Господня. И кущи Петровы. Помните из Евангелия, что я приводила выше?

В монастыре фотографировать было нельзя.

На вершине горы мы пропели тропарь, кондак и величание Преображению. «Хорошо нам зде быти» — вторим за Апостолом Петром. Душой и сердцем здесь это чувствуешь…

Eще здесь хочу рассказать о почитаемой в греческом народе иконе Божьей Матери «Акафистная».

Если честно, она, при первом взгляде на нее, совсем меня не умилила. Икона внешне ничем не примечательная, напечатанная на… газетном листе. Ее еще называют «Бумажная».

Но когда я узнала от монахини Фотины ее историю, то была несказанно удивлена.

Вот эта история.

Это случилось в 50-х годах прошлого века на острове Крит, в Греции.

Критянин Георгий Назиракис тяжело заболел. Желая выздороветь и уповая на Бога и Пресвятую Богородицу, он купил бумажную икону, вложил ее в бутылку вместе со своим письмом, где он рассказал свою нерадостную историю, и бросил ту бутылку в море. В своем письме он также написал, что он очень хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле, и просил там молиться за него.

Через 3 месяца бутылку Георгия нашли арабы в Яффо. Они отдали ее содержимое православному священнику, тот — епископу. Епископ благословил быть этой бумажной иконе в монастыре Преображения Господня на Фаворе, где от нее стали происходить чудеса.

Другие люди стали исцеляться подле нее. Люди стали дарить Пресвятой Богородице (через ее икону) свое золото. Так хороший человек устроен — отдать лучшее, отблагодарить. Делать так, конечно, совсем не обязательно. Это — в традициях греков.

Там же, рядом с иконой, — письмо Георгия Назиракиса из той бутылки. В рамке.

Как сложилась дальнейшая судьба этого человека?

Он исцелился от тяжелой болезни, принял монашество и прожил долгую жизнь, посвятив себя Богу.

(Продолжение следует)

Ка́на Галиле́йская - известное из Библии поселение в Галилее, где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.

Упоминания в Библии

Кана Галилейская несколько раз упоминается в Евангелии от Иоанна. Она наиболее известна как место, где состоялся Брак в Кане Галилейской и где Иисуссотворил своё первое чудо: претворение воды в вино (Ин. 2:1).

Позднее Иисус ещё раз останавливался в Кане Галилейской и во время пребывания там совершил чудо исцеления словом. К нему пришёл некий царедворец изКапернаума, чей сын был тяжело болен. Далее говорится:

Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

Также указано, что ученик Христа Нафанаил был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). Нафанаил большинством библеистов отожествляется с апостолом Варфоломеем.

В других книгах Ветхого и Нового Завета Кана Галилейская не упоминается.

Историчность и локализация


До относительно недавнего времени Кану Галилейскую уверенно помещали в деревне (ныне город) Кафр-Кана (араб. كفر كنا‎,ивр. ‏כַּפְר כַּנָּא‏‎). В городе есть церковь Венчания, построенная, по преданию, на месте библейских событий.

«Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» — сын «плотника из Назарета» знал свой народ! Переживший к началу первого столетия нашей эры явление многих пророков. Бог являл Свою волю через своих суровых ветхозаветных избранников, и нередко чудеса были связаны с водой. Перед Моисеем расступались волны, Елисей сделал дурную воду пригодной для питья, Иона успокоил морскую бурю. А что сделал в Кане Иисус Христос? Превратил воду в вино. Это чудо кажется таким незначительным по сравнению с тем, что творили предшественники, но только на первый взгляд.

Кана Галилейская. Мессия начинает путь

Первый век новой эры. В Иудее хозяйничает великий Рим. В Иерусалиме - римский наместник. Тетрарх Ирод Антипа строит на земле Галилеи город, угодливо названный в честь угрюмого и жестокого римского императора.

Назарет тех времен - крошечная никому не известная деревушка. А вот Кана Галилейская - поселение значительное, стоящее на полпути меж Сепфорисом - древней столицей северного края, и стремительно растущей роскошной Тиберией.

И вот идет по жаркой и пыльной дороге из Назарета в Кану молодой бродяга в компании своей матери и нескольких друзей - так это выглядит со стороны. Мессия, его Матерь и ученики еще незнакомы народу иудейскому, потому и ушли из маленького Назарета. К тому же сводный брат Иисуса по отцу - Симон по прозванию Зилот, пригласил Учителя с Матерью и другими учениками на свою свадьбу, которую собирался справлять в Кане.

Брак в Кане Галилейской: «Вина нет у них»

На брачном праздновании, как читаем мы у Иоанна, случилась неприятная неожиданность: закончилось свадебное вино. Мать указала Иисусу на это, и он поначалу вроде бы отмахнулся — «Не пришел еще час Мой». Но в Нем победило сочувствие к жениху и невесте: для них-то эта неприятность была серьезной! Гостеприимство - долг и добродетель иудеев. Ведь даже случайного гостя обмывали, одевали, если была в том нужда, предоставляли все самое лучшее, что имелось в доме - и лишь потом интересовались, как его, собственно, зовут!

Что уж говорить о нехватке вина на свадебном пире? Эта неловкая ситуация унизительна для жениха и невесты, какая уж тут радость от вступления в новую жизнь - и как тяжко им будет вспоминать свадьбу годы спустя.

И Иисус претворил воду в вино и благословил свадебное веселье, возвестив тем самым приход Нового Завета с его бессмертным: «Бог есть любовь».

Да, чудо это было особенным, если внимательно приглядеться, как именно совершил его Мессия.

Все прежние грозные чудеса старых пророков свершались так, что только слепой не мог бы увидеть их. Бог, и только Бог являл свою волю через людей - Моисея, Илию или Иону. Не таково чудо в Кане Галилейской: толкование его неоднозначно, мнения разные, но все сходятся в одном — Иисус привнес в совершение чуда собственную, человеческую волю, объединенную с волей Господа. И сделал это совсем не так, как его предтечи. Что стоило Ему превратить в вино воду в тех кувшинах и чашах, что уже стояли на пиршественных столах, чтобы все и разом узнали в нем Сына Божия?

Первое Чудо Сына Божьего

Живописцы Ренессанса, работавшие над сюжетом «Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской», изображали на своих полотнах рядок из шести изящных амфор. Но ведь Иисус претворил воду в вино в совсем других сосудах! Это были здоровенные каменные жбаны «стоявшие по обычаю очищения» — то есть водица в них была даже не для питья. В ней омывали с себя телесную нечистоту - любой нищий, приглашенный в дом, мыл в этой воде сбитые ноги! Да и свидетелями чуда оказались лишь Матерь Иисуса да слуги. Распорядитель пира и вовсе подумал, что жених почему-то решил приберечь лучшее вино напоследок, хотя обычно делалось наоборот!

Вроде бы совершенно «бытовое» по исполнению чудо - но по сути более «чудесное», чем древние подвиги пророков. Человечное и скрытое от глаз толпы, оно говорит и о мощи, и о любви Сына Человеческого. Сделать грязную воду душистым вином, чтоб не омрачить свадебное торжество двух обычных людей, потому что свадьба для Него - прообраз союза человека и Бога. «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную» — именно так в книге пророка Иеремии Творец обращается к народу Израиля.

Так в Кане Галилейской застоявшаяся, уже мутноватая вода старого Закона претворилась в вино Нового Завета, и это лишь начало истории Мессии.

В финале вино претворится в Христову Кровь.

Церкви в Кане

Сейчас в Кане Галилейской две примечательные церкви, посвященные первому новозаветному чуду.

При каждом из храмов есть магазинчики, где можно не только сувениры приобрести, но и свадебное вино из Каны Галилейской купить - и для себя, и в качестве замечательного подарка друзьям, молодоженам или, наоборот, паре, состоящей в долгом браке, в любом случае такой подарок будет уместен.

Церковь Первого Чуда

Этот православный храм, построенный греками на русские средства Императорского Православного Палестинского общества, поднялся в 1886 г. на месте церкви, разрушенной некогда во время завоевания арабами Святой Земли. А самую первую церковь на месте Чуда строила по преданию еще Св. царица Елена.

Храм Первого Чуда выглядит небольшим, скромным, даже аскетичным, но над входом - нарядная икона «Брак в Кане Галилейской», а внутреннее убранство так и играет красками. Справа от входа в храме находится камень из гор Абхазии - память о месте мученической смерти апостола Симона из Каны. А слева и справа от алтаря - те самые, грузные и грубые водоносы из Евангелия. В одном из них святят воду, в другом - крестят детей.

Галилейские православные полагают, что брак, заключенный в этой церкви, обязательно будет полным любви, долгим и крепким.

Церковь Венчания

Глядя на эту католическую церковь, как-то забываешь, что вокруг - все еще Кана Галилейская, Израиль - то есть арабская деревня с узкими улочками и сложенными из грубо обтесанного камня заборами. Очень уж странно смотрится здесь храм в стиле барокко.

В начале XX в. брат ордена св. Франциска по имени Эгидиус Гейслер, настоятель монастыря в Кане, принял простое и практичное архитектурное решение, когда встал вопрос о строительстве католического храма. Родом Гейслер был из австрийского Зальцбурга, где находится красивейший кафедральный собор. И в Кане появилась Церковь Венчания, представляющая собой уменьшенную копию австрийского оригинала. Сходство и впрямь поразительное, разве что в Кане при входе - декоративные вечнозеленые растения в каменных кадках, а не скульптуры, как в Зальцбурге. Да и неуместны были бы при этой церкви каменные епископы Руперт и Виргилий.

Церковь Венчания тоже построена на месте разрушенного иудейского храма. В крипте (полуподвальном помещении) - хранятся еще один водонос и остатки мозаики из прежней церкви. На этой мозаике по-арамейски расписался ее создатель - некий «набожный Иосиф».

Внутреннее убранство, посвященное браку в Кане, весьма необычно - встречаются даже картины в стиле модерн!

Есть в Церкви Венчания особая услуга: здесь проводится необычная церемония для желающих упрочить свой уже созданный брачный союз. Под церковными сводами можно торжественно повторить данную когда-то клятву верности друг другу. Очень красивый и эмоциональный обряд, возможно, действительно способствует укреплению супружеских отношений.

«Иди и посмотри»

История призвания апостола Варфоломея в Кане Галилейской - тоже о внимании Христа к душе отдельного человека.

Варфоломей отдыхал под смоковницей, когда прибежал к нему восторженный Филипп, уже уверовавший, и заявил, что нашелся Тот, о Ком говорили пророки. Скептический ответ Варфоломея ошеломляет: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Слова простого и трезвого человека, не слышавшего ничего хорошего о жителях далекой деревушки. Филипп только и посоветовал ему пойти и поглядеть своими глазами.

Иисуса не только не оскорбило такое пренебрежительное отношение - он назвал Варфоломея «подлинно израильтянином, в котором нет лукавства». Тот не возгордился от похвалы, а просто удивился - откуда бы незнакомцу знать его, какого-то Варфоломея? Иисус просто ответил, что видел его, сидящего под смоковницей. И Варфоломей поверил: ведь только Бог всевидящ!

Церковь Святого Варфоломея

Церковь Святого Варфоломея греко-католическая церковь святого ап. Варфоломея, ученика Иисуса, который был родом из Каны. Это прямоугольный храм, в настоящее время весьма неухоженного вида, ничем не украшенный, с окулюсом (круглым окном) на фасаде. Осматривать его рекомендуется только снаружи.

Сын царедворца

После Первого чуда Иисус еще раз посещал Кану Галилейскую - чтоб сотворить еще одно чудо, на этот раз - словом.

Иоанн рассказывает, что пришел к Нему некий царедворец из и попросил спасти сына, лежащего при смерти. Иисус сказал: «Пойди, сын твой здоров». Отчаявшийся человек поверил - а что ему оставалось? — и отправился восвояси. И встретил по дороге слуг, которые подтвердили слова Иисуса.

Здесь интересно некое малозаметное противоречие со словами другого евангелиста, Луки — Сын Человеческий «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

А ведь второе чудо в Кане говорит нам, что Иисус готов был оказать и духовную, и вполне материальную помощь не только изгоям общества. Иначе зачем бы Ему спасать сына царедворца - ведь отец наверняка мог позволить себе пригласить дорогостоящих лекарей!

Иисус сделал это просто потому, что человек (а уж царедворец он или нищий, не суть) обратился именно к Нему, и обратился с искренней верой. Ну и как Сын Человеческий мог не помочь сыну человеческому?

Любопытные факты:

Кана Галилейская в Израиле - не единственное место, претендующее на Первое чудо Христа. В Ливане есть поселение - кандидат на эту роль: Кана Аль-Джалиль. Да и в самом Израиле не все согласны, что именно эта Кана - легендарная Кана Галилейская;

Во время арабского завоевания Палестины Кана Галилейская, видевшая Христа, была стерта с лица земли и покинута уцелевшими жителями - а отстроилась вновь уже в другом месте.

Есть версия, что брак в Кане Галилейской заключал вовсе не Симон, а другой ученик Христа - Иоанн.

Вверх