Икона евангелия. Святой Лука Пишет Прижизненный Образ Пресвятой Богородицы

Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи, как таковой.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное по двум спискам в сборниках кон. XV - нач. XVI в., которое опирается на более ранние византийские сочинения Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста. В сказании дважды приводится прямая речь Богоматери.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так в трактате XVII века «Слово к люботщательному иконного писания», которое приписывается известному русскому иконописцу С.Ф. Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах… <…> образ всегда благословенной Богоматери, написанный святым Лукой; когда его принесли к Пресвятой Богородице, предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Интересно, что всё вышесказанное нашло отображение и в древнерусском изобразительном искусстве. Известны два лицевых Евангелия XV-XVI вв. новгородского происхождения с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца, а также иконы XVI-XVII вв.

В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой - Милостивою-Киккской, от горы Киккос (монастырь Киккос был основан в 1092 году и по некоторым данным эта икона здесь до сих пор - здесь и далее прим. автора ), находящейся на северо-западной стороне острова Кипр… Все три иконы ныне по благому промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской - Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Что касается иконы Владимирской Божьей Матери, считается, что она написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 годах привезена в Киев, а затем в 1155 году Великим князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор она стала называться Владимирский. Через некоторое время Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

..Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец..

(М. Волошин «Владимирская Богоматерь»)

Удивительна история и иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним данным, икона была привезена греческой царевной Анной, женой князя Владимира Святого в XI в. из Византии. По другим сведениям, ею благословили другую Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах перевёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г., отчего она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I Софья, спустя 7 лет после венчания, приехала в Смоленск, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского и Русского. Там её отец, Великий князь Литовский Витовт, подарил ей эту икону. Софья увезла подарок в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Но в княжение Василия Тёмного она была возвращена Смоленску.

Ещё две иконы с изображение Богоматери Андрониковой и Корсунско-Эфесской, авторство которых тоже приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле.

Несложно заметить, что истории икон Филермской и Андрониковой, последняя названа так в честь византийского императора Андроника III, во многом схожи.

Из Египта Филермская икона Божьей Матери была перенесена в Иерусалим, а в V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла её в Константинополь. После падения Константинополя она попадает в руки рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые принесли её на остров Родос, а затем - на Мальту. После того, как гроссмейстером ордена стал российский император Павел I, 12 октября 1799 года икона вместе с частью древа креста Господня и десницей Иоанна Крестителя была привезена в Россию в Гатчину.

Из Гатчины икона в последствие переносится в Санкт-Петербург в церковь Зимнего дворца.

Что касается Андрониковой иконы, то по первому сохранившемуся документальному свидетельству об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас.

Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года она была в Троицком соборе Санкт-Петербурга. И только в 1877 году эта уникальная икона была перенесена в женский Вышневолоцкий монастырь во имя Казанской Божьей Матери Тверской губернии.

«Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Икона была ещё и исторической реликвией. Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись на греческом языке, в переводе на русский она гласила: «сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона попала в Богоявленский собор Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году. Хотя иногда можно слышать о том, что это был список, а сам подлинник был утрачен ещё раньше. В настоящее время её местонахождение неизвестно. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся надеяться и молиться о том, что эта святая для нашего народа реликвия в конце концов всё же вернётся в свою обитель.

Уже говорилось, что евангелист Лука написал три иконы Божьей Матери, которые со временем оказались в трёх разных городах: Иерусалиме, Константинополе и Эфесе. Но в настоящее время его авторство приписывается ещё нескольким иконам и, порой, довольно сложно понять, о чём на самом деле идёт речь: о списках с икон, написанных евангелистом Лукой или об одних и тех же иконах, потому, что истории их порой очень тесно переплетаются.

Другая тверская икона, которая также приписывается евангелисту Луке, называется Корсунско-Эфесской иконой Божьей Матери. И у этой иконы своя, удивительно красивая легенда, которая во многом совпадает с историей Иерусалимской иконы Божьей Матери.

Дочь полоцкого князя Георгия Предислава, в монашестве Ефросинья, игуменья Полоцкого женского монастыря, ходатайствовала перед византийским императором Мануилом и патриархом Лукой Хрисоверхом отпустить ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Просьбу игуменьи исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.

В 1239 году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Богородицком соборе Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка в Торопец и эту икону. После венчания икона долгое время оставалась в иконостасе собора. Празднование иконы проходило ежегодно 9/22 октября.

Но автор книги «Торопецкая старина» (исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века, издание 3-е, Тверь, 2009) И.И. Побойнин высказывает иное мнение. А именно, что «перенесение Корсунской иконы из Полоцка в Торопец совершилось в 1579 г.». Тогда становится понятно, почему только в 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров, а не значительно раньше, как можно было бы ожидать. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает свое второе рождение.

Стоит обратить внимание, что существующие изображения Корсунской иконы Божьей Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение - в старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма. Это замечание очень важно, так как на Эфесской иконе евангелист Лука изобразил Богоматерь с натуры.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А. Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божьей Матери попала на реставрацию в Русский музей, где было подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и младенца Христа. Лицо и руки, видимо, были полностью утрачены.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и нам остаётся верить и надеяться, что и его главная святыня чудесным образом найдёт в нём своё достойное место.

Сейчас икона хранится в подмосковном соборе Александра Невского.

А вот история Иерусалимской иконы Божьей Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого, доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсона) киевским князем Владимиром, император Василий II преподнёс ему эту икону - с чего, по сути, и началось крещение Руси. В последствие, князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего она была перенесена в Москву, в Успенский собор. Считается, что во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла…

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, но некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. А именно, считается, что одна из них, икона Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии…

Общеизвестно, что Святой Лука написал три иконы Богоматери с натуры. И если мы внимательно посмотрим на все иконы, которые ему приписываются, обязательно заметим, что на трёх из них - Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской - изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

В библиотеке автора случайно оказалось дореволюционное издание жития святых «Минеи Четьи» за октябрь месяц, где под 18 числом помещено житие святого Луки, в котором есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Компания Aerotaxi aerotaxi-krym.ru/taxi/Simferopol-Aeroport/Alushta предлагает трансфер по маршруту Симферополь - Алушта. Такси встретит вас в аэропорту и доставит по нужному адресу. Даже если рейс задержится, машина дождётся вас, и переплачивать за ожидание не придётся. Цены доступные и зависят от класса заказанного автомобиля. Все подробности можно узнать на сайте компании.

Апостол Лука - это один из главнейших звеньев некой длинной цепи, которая берёт своё начало ещё со времён жизни первого пришествия Иисуса. Будучи учеником самого Спасителя, он отдавал Ему всю свою любовь и служил ему с невероятной преданностью и самоотверженностью. Также он всегда считал, что лечить больных людей - это величайшее дело человечества, никак не относящееся к обогащению и славе.

Вы наверняка слышали многочисленные истории о том, что через свои лики Святые до сих пор исцеляют многих безнадёжно больных людей. Так и Святой Апостол Лука, который и по сей день, по рассказам многих излеченных, помогает отчаявшимся людям выздоравливать, являясь им во сне или посылая к ним тех врачей, которые реально смогут помочь. В это сложно поверить, не правда ли? Но, как известно, чудеса на земле, так или иначе, происходят. А верить в них или нет, право каждого. А мы в свою очередь постараемся разобраться, кем был Святейший Лука, почему же он выбрал именно профессию лекаря, какие чудеса он творил, а также чем занимался помимо всего прочего.

Апостол Лука. Биография Святейшего

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийской Антиохии. Он являлся одним из 70 учеников Иисуса Спасителя, был сподвижником Святого Павла и истинным врачом с золотыми руками. Когда по городу прошёл слух о том, что Христос был послан на землю, Лука незамедлительно направился в Палестину, где со всей душой и любовью принял учение Христа Спасителя. Апостол Лука был послан Богом одним из самых первых из всех 70 учеников. Он, собственно, первым и проповедовал о Царствии Господнем.

С юных лет будущий Апостол Лука, житие которого было полностью посвящено Всемогущему, занимался наукой. Он полностью изучил иудейский закон, ознакомился с философией Греции, а также в совершенстве познал искусство врачевания и два языка.

Во время распятия Иисуса Христа Святой Апостол Лука стоял и, скорбя, наблюдал за этим страшным для всего христианского общества событием, в отличие от многих других учеников, которые предали и отреклись от него. За эту нескончаемую верность Лука был одним из первых, которому довелось наблюдать за Воскрешением Господним, о котором он узнал вместе с Клеопой, повстречав ожившего Иисуса по пути из Еммауса.

После того как Господь отправился в Своё Царство, Лука с прочими апостолами продолжили проповедовать Его Святое Имя, получив перед этим Божье благословение.

Но вскоре христиан и апостолов начали изгонять из Иерусалима, поэтому многие покинули город и отправились ведать о Боге в другие страны и города. Лука же решил посетить свой родной город Антиохию. По дороге он решил рассказать о Боге в городе Севастия, где неожиданно для себя увидел нетленные мощи Иоанна Предтечи. Апостол Лука пожелал забрать их с собой в свой родной город, но преданные христиане отказали ему, ссылаясь на вечную преданность и почитаемость Святого Иоанна. Тогда Лука забрал от мощей только руку, над которой когда-то молился сам Иисус, приняв от неё крещение, и с этим несметным богатством отправился на родину.

Совместные труды и дружба с Апостолом Павлом

В Антиохии Луку встретили с радостью. Там он вступил в число соратников Святого Проповедника Божьего Павла и стал помогать ему проповедовать имя Христово. Они рассказывали о Боге не только иудеям и римлянам, но и язычникам. Павел всем сердцем полюбил Луку. А тот, в свою очередь, считал его своим отцом и величайшим наставником. В то время, когда Павла заключили в темницу, Лука до последней минуты был с ним и облегчал его страдания. Как говорит предание, он лечил головные боли, слабое зрение и другие болезни, настигшие в то время Павла.

После долгих страданий Святой Апостол Павел умер, а Лука отправился в Италию, а после этого посетил Грецию, Далматию, Галию, Ливию, чтобы проповедовать слово Божие. Он принял много страданий за то, что рассказывал людям о Господе.

Смерть Луки

После того как Лука вернулся из Египта, он стал проповедовать в Фивах, под его началом была построена церковь, в которой он исцелял больных от душевных и телесных болезней. Здесь же Лука - Апостол и Евангелист - умер. Поклонники идолов повесили его на оливковом дереве.

Похоронили Святого в Фивах. Господь, ценивший своего ученика, во время его похорон послал на его могилу дождь из целительного каллурия (примочка от глазной болезни). Больные, которые долгое время приходили на могилу Святого Луки, в тот же миг получали исцеление.

В IV веке император Греции, узнав о целительной силе умершего Луки, послал своих служащих доставить мощи Святого в Константинополь. Через некоторое время произошло чудо. Анатолий (царский постельничий), который практически всю свою жизнь лежал в постели из-за неизлечимой болезни, услыхав, что мощи Апостола Луки несут в город, приказал отнести себя к ним. От души помолившись и дотронувшись до гроба, мужчина мгновенно исцелился. После этого мощи Луки были перенесены в церковь, построенную во имя Святых Апостолов Божьих.

Почему Святой Лука стал именно врачом?

Все ученики Божьи творили добро совсем не для получения славы и известности, как это делают многие колдуны, а во имя Господа и спасения людей. Мало того, Святые продолжают творить чудеса и по сей день через Церковь и свои лики, продолжая тем самым доброе дело Иисуса Христа.

В своих проповедях Святой Апостол и евангелист Лука всегда объяснял, почему он решил стать именно врачом. Ему не нужна была ни слава, ни деньги, он просто хотел помочь человеку своим даром и облегчить его страдания. Он говорил людям: «Вы когда-либо думали, почему Бог послал апостолов на землю не только проповедовать Евангелие, но и лечить больных людей? Господь всегда считал, что исцеление и проповедь являются самыми важными делами человека. Он сам лечил, изгонял демонов и воскрешал. А теперь это задача апостолов. Господь всегда считал, что болезнь - это самая серьёзная проблема человечества, которая приводит к отчаянию, самой страшной боли, разрушая тем самым жизнь. Взамен Спаситель просил только любовь и милость, а также сострадание к болеющему человеку. А тот врач, который будет заниматься медициной от души и с любовью, будет благословен самим Господом, ведь он продолжит дело всех Святых Апостолов».

Деяния Святого Луки в наше время. Сила молитвы

Лука Апостол и Евангелист был поистине Святым. Он пришёл в наш мир, чтобы творить добро и исцелять людей. Это дар предоставил ему сам Господь.

Несмотря на то, что Апостол Лука, житие которого проходило в любви и сострадании к болящему, давно уже отошёл в мир иной, многие источники сообщают о его подвигах и в наше время.

Первое чудо исцеления произошло в мае 2002 года. Женщина, русская эмигрантка, проживающая в Греции, рассказала о том, что Святой Лука исцелил её. Врачи поставили ей диагноз: сахарный диабет и серьёзное заболевание позвоночника, при котором одна из рук её атрофировалась. Несмотря на все докторские предписания и долгое, мучительное лечение, женщине ничего не помогало. Она решила больше не посещать врачей, в силу их беспомощности, и предпочла обратиться к Богу. Спасением её стала молитва Апостолу Луке и акафист, которые она с верой читала каждый вечер. Через некоторое время к ней во сне явился Святой и сказал, что исцелит её. Наутро женщина подошла к зеркалу и спокойно подняла руку. Доктора не верили своим глазам, ведь болезнь эта фактически считалась неизлечимой.

Следующий случай был зафиксирован в городе Ливадия. Некая госпожа рассказывала, что в то время, когда они с мужем находились в командировке, их сын попал в страшную аварию, после которой врачи стояли на том, чтобы ампутировать мальчику обе ноги. Но после появления одного врача, который взял на себя всю ответственность по проведению операции, мальчик лишился только пятки на одной из ног. Судьба ребёнка, как говорили врачи, была предрешена. Все в один голос утверждали, что он вскоре не сможет ходить и подготавливали родителей к тому, что всё-таки нужно дать согласие на ампутацию ног. Но мама и папа мальчика стояли на своём, веря в то, что Господь им поможет.

Через некоторое время ребёнок рассказал родителям о неком Луке, который являлся каждый день ему во сне и повторял одни и те же слова: «Встань и иди к маме с папой!». Родители, ничего не зная о Святом, стали расспрашивать врачей об этом человеке, но, как оказалось, никто под таким именем в больнице не работал. Тогда один из докторов достал из своего кармана икону с ликом Святого Луки и сказал: «Вот кто помогал вам всё это время».

С тех пор родители каждый день читали акафист Апостолу Луке и молились ему без перерыва. А мальчик, на счету которого было уже больше 30 операций, стал наконец ходить.

Следующее исцеление произошло в 2006 году. Одна женщина жаловалась на боли в ухе, но к врачам решила не обращаться. Вместо этого она пошла за помощью в церковь. Там ей посоветовали молиться и читать акафист Апостолу Луке. Женщина молилась постоянно, и наконец ей во сне явился сам Святой и сказал: «Сейчас я буду тебя оперировать». После этого женщина почувствовала лёгкий безболезненный прокол, а наутро обнаружила, что ухо её вовсе не беспокоит.

Все выше рассказанные истории - лишь малая часть того, что сотворил Святой Лука, икона и молитвы к которому по-настоящему чудотворны. Но самое главное - это не выдумки, это реальные истории излеченных больных. Эти рассказы в очередной раз демонстрируют божественную силу и любовь Луки к людям.

Иконы, которые написал Апостол Лука

Иконы Богородицы - это важнейшая работа Святого. Их на счету Луки больше 30. Одной из таких является икона Девы Марии с Младенцем на руках, на которую она в своё время послала милость.

Следующая икона, которую написал Апостол Лука, стала «Чёрная Мадонна» Ченстоховская, которая является главной польской святыней. Ей ежегодно поклоняются около 4,5 миллионов верующих. Написана икона, согласно преданию, в Иерусалиме на верхней доске обеденного стола, сделанной из кипариса. Она почитается как католиками, так и православными.

Фёдоровская икона также была написана Святым, она освящала образ Александра Невского. Ею в своё время был благословлен на царствование сам Она стала символом королевской семьи. Перед этой иконой все женщины молятся о благополучных родах.

Следующие иконы, написанные Апостолом Лукой, - Петра и Павла. Изобразив этих первостепенных Апостолов, Лука положил начало написанию картин во Славу Божью, лики всех Апостолов, Пресвятой девы Марии, для украшения церквей и для спасения больных верующих, которые будут почитать иконы и молиться с верой перед ними.

О чём молятся Святому Луке?

Молитва Апостолу Луке читается при различных недугах, особенно при каких-либо заболеваниях глаз. Помимо этого, Святой считается покровителем всех врачей, ведь не зря Апостол Павел называл его в своё время «возлюбленным врачом».

В делах духовного воспитания, перед прочтением Библии или любой другой литературы, связанной с просвещением ума и духа, поможет Апостол Лука, икона которого, как говорится в молитве к нему, «пробудит в человеке премудрость и страх».

Евангелие, написанное Лукой

Третья книга Нового Завета написана Святым Апостолом Лукой, примерно, в 62-63 годах во время пребывания его в Кесарии. Книга, как известно, создавалась под руководством Апостола Павла. Написана она красивым греческим языком, ведь не зря её считают самой лучшей книгой всех времён и народов. В отличие от двух прежних Евангелий, Лука повествовал в своей книге о рождении Иоанна Предтечи, о некоторых неизвестных деталях рождения Спасителя, и даже затронул римскую перепись населения. Апостол подробно описал отрочество Иисуса, видения, которые представлялись пастухам, чувства разбойника, распятого рядом со Спасителем, а также поведал о Еммауских путешественниках. Евангелие от Луки включает в себя множество различных поучительных притч, среди которых - «О блудном сыне», «О добром Самаритянине», «О несправедливом судье», «О Лазаре и богаче» и т. д. Также Лука описывает подвиги и поступки, которые совершал Христос, тем самым доказывая, что он является Истинным Человеком.

В своей книге Апостол Лука подробно описывает всю хронологию, исследует факты, а также хорошо применяет устное предание Церкви. Евангелие от Луки отличается учением о спасении, которое совершил Иисус Христос, а также о вселенском значении проповеди.

Также Святым Лукой в 60 годах была написана Книга Деяний Святых Апостолов, в которой он подробно описывает все труды и подвиги, совершённые учениками Божьими после Вознесения Иисуса Христа на небо.

Иконы Апостола Луки

Среди икон, изобразивших Апостола Луку, многие сохранились и по сей день. Написаны они были с XV-XVIII века, а хранятся в музеях и храмах. В каждом из образов отмечается бесконечная преданность к Господу, а сами иконы несут положительную энергетику и любовь. Именно поэтому большинство людей верят в мощь лика Святого Луки, а, как правило, кто верит, тот исцеляется.

Хранит две иконы, которые были написаны в XVI веке, одна из них изображает Луку, пишущего ту самую с Младенцем на руках.

В кирилло-Белозёрском музее есть изображение Луки XVI века, которая носит название «Лука Апостол и Евангелист».

В Храме Святого Великомученика Солунского на иконостасе находится чудотворная икона Святому Апостолу Луке.

В храме Святого также хранится Святое Изображение Апостола, а в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы на царских воротах расположена древнейшая икона Святого Луки в окладе.

Мощи Святого Луки. Где хранятся?

Одна из частиц мощей Святого хранится в Храме Николая Святителя. Ежедневно туда приходят молиться тысячи верующих.

Капелла Апостола Луки хранится в Храме Святой Истины в городе Падуи, которая украшена фресками известного художника. Дж. Сторлато.

Глава Святейшего покоится в соборе Святого Мученика Вита в Праге. Частицы мощей хранятся в трёх афонских монастырях: Святого Пантелеймона, Иверском, Диосиниате.

Если вы хотите приблизиться к Святому и ощутить всю мощь его облика, посетите храм Апостола Луки. Адреса и маршруты можно легко узнать.

Апостол Лука, икона которого несёт в себе целебную силу, был одним из самых любимых учеников самого Господа Бога, который один из немногих не предал Его и после Его вознесения на небеса продолжал проповедовать Его доброе имя, за что и обрёл мучительную смерть. Но подвиги его на этом не заканчиваются и по сей день, это доказывают реальные истории исцелившихся, которые порой не поддаются никакой логике. Но везде говорится о сильной вере и любви. Из этого можно сделать вывод, что верить нужно всегда, особенно в безвыходных ситуациях.


18 (31) октября - память апостола и евангелиста Луки.

Еще при жизни Христа святой Лука воспринял от Господа нашего спасительное слово и в числе 70-ти учеников был послан на проповедь Евангелия. Апостол Лука – сподвижник апостола Павла в его миссионерских трудах.
В 62-63 годах в Риме святой Лука написал Евангелие, в котором наиболее полно и в хронологическом порядке изложил все, что было известно современникам об Иисусе Христе.
Согласно преданию, апостол и евангелист Лука написал первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла .

В Риме святой Лука написал свое Евангелие (от Луки) и книгу Деяний святых Апостолов .
В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова".
Святой апостол Павел одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла.



После двухлетнего заключения в узах римских, апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им прежде церквей. Святой Лука сопутствовал апостолу Павлу.
В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю, и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол Павел сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме.

Проповедь Евангелия После Кончины Апостола Павла.

После мученической кончины первоверховного апостола Павла, святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

В Италии, Далмации, Галлии, Македонии.

По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии а также в соседней с Македонией Ахаии. В Македонии святой Лука и ранее трудился нисколько лет.

В Египте.

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте (в Фиваиде) многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года.


О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение.
Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами.


Святой Лука Пишет Прижизненный Образ Пресвятой Богородицы.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: – Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
http://www.calend.ru
***

Считается, что Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.
Согласно христианским преданиям, ему принадлежит авторство первых икон – образа Пресвятой Богородицы.
Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою общераспространнено в христианском мире.
В качестве несомненного факта религиозной жизни оно вошло в греческий Иконописный подлинник, устанавливающий изобразительный канон Иконы и самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.


ИСТОЧНИКИ

Впервые история о Луке – авторе Икон Божией Матери, восходит к VI веку, в греческих рукописях она зафиксирована вообще в X веке.
Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Есть упоминание на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима в житии Стефана Нового. Оно относится ко второй половине VIII века.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году, передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.
Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист [...]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука [...] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии».
Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы.

И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...

ПРЕДАНИЯ

Конечно, нет достоверных, в том числе, исторических фактов, каким образом Евангелист Лука писал первую и последуюшие иконы Пресвятой Богородицы.
Есть только легенды и предания.

Согласно одной из них, Дева Мария с младенцем Христом во сне явилась к Луке. Проснувшись, он зарисовал это видение, и эта картина считается первой иконой Богоматери.

Другое предание гласит, что Богородица явилась святому Луке в храме во время молитвы. Она была окутана облаками, два ангела держали над ней царскую корону, а на руках, прижавшись головой к левой щеке, сидел младенец Христос. И якобы, святой Лука опустился на колени, а затем, словно в забытьи, поднялся и стал писать портрет Мадонны на холсте, стоящем на маленьком мольберте.

Третье предание говорит о том, что вести о Нерукотворном образе Богородицы из города Лидды дошли и до Богоматери, рядом с которой был евангелист Лука. И однажды Лука почувствовал сильное желание написать Ее Пречистый образ и пришел попросить у Матери Божьей благословление на написание Ее икон. Она дала ему, что он просил.

После полученного благословения от Богоматери, пришел к нему Ангел Господень (скорее всего это был Архангел Гавриил – он всегда помогал Богородице) и вручил 3 доски, на которых апостол Лука впоследствии и написал свои первые иконы.
Взяв первую доску, он написал икону Богородицы красками. После завершения иконы он принес ее к Пречистой, чтобы узнать ее мнение. Ей понравилась икона, но она сказала, чтобы он писал ее с Младенцем Иисусом на руках. Так он и поступил.

Все следующие свои иконы он писал образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Взяв вторую доску, он написал икону воском и мастикой, и по завершении показал ее Матери Божией. Она одобрила икону, после чего он принялся за написание третьей иконы. Третью икону он расписал золотом и серебром и опять принес ее Богородице. Пренепорочная взяла все три иконы, написанные апостолом Лукой и произнесла: «Благoдать Ρождшегося от Μеня и Моя милοсть с сими иконами да будeт», т.е Милость Сына Ее всегда прибудет с этими иконами.

МНЕНИЕ

Искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея:
"Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, - говорит Ирина Языкова, - к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».



Якоб Байнхарт. Святой Лука, рисующий Мадонну Богоматерь.1506г. Национальный музей. Варшава

Таким образом, считается, что Апостол Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы еще при земной жизни Божией Матери, получив на то от нее благословение.

Вот что написано в книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году:
«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке.
(Её яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.)

Две другие же называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского.

На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою.

На другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккской, от горы Кикос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.
(Одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери).

Считается, что эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Две иконы: Киккская икона (Киккотиса, Милостивая) и Сумельская икона, сохранились до нашего времени.

Все три иконы находились в России и известны под именами: Владимирской – Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской (считается, что оригинал иконы не сохранился. При этом существуют чудотворные списки с этой иконы).
Предполагается, что они были принесены в XI-XII столетии из Царьграда.

Так же, по преданию, уже после Успения Пресвятой Богородицы, находясь в Греции, России, Грузии, Египте, Сербии, Болгарии и других странах, по памяти, евангелист Лука написал 70 (80, 150 в разных источниках по-разному) икон, изображающих Пресвятую Деву.

Образы эти известны всему христианскому миру, с них будут написаны многие иконы как в Греции, так и в России, Египте, Сербии, Болгарии, что является свидетельством большого почитания этих образов среди православных.


Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

В настоящее время на Афоне и Западе находятся 20- 21 икона, 8 из них находятся в Риме.

Перечислим иконы, которые, как считают, написаны апостолом Лукой и сохранились до нашего времени:

Владимирская икона (по преданию, написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство), Тихвинская, Иверская, Ченстоховская (находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова), Сумельская (находится в Греции, в деревне Кастанья. На ней Богородица держит Богомладенца с левой стороны, как бы направляя нас на верный путь, поэтому ее называют еще Одигитрией-Путеводительницей), Киккская (Милостивая)- находится на Кипре в Киккской обители (на ней Богомладенец изображен с правой стороны), Корсунская, Федоровская, Иерусалимская (по преданию, написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя), Никопея (Кириотисcа), Влахернская (Одигитрия, «Путеводительница»), Малевийская, Великопещерная (Спилиотисса), Хахульская (находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси), икона Богородицы Сант-Алессио («Заступница», «Покровительница»), Мадонна ди Санта-Мария-ин-Арачели («Жертвенник Небесный»), Santa Maria Maggiore, Santa Maria della Grazia, Santa Maria del Popolo, Santa Maria della Consolazione и др.

Также считается, что евангелист Лука написал Смоленскую икону (Одигитрия- Смоленская), местоположение ее с 1943 года не известно, Вилемскую и некоторые другие иконы, местоположение которых так же не известно.

Если внимательно посмотреть на все иконы, которые приписываются евангелисту Луке, обязательно заметим, что на трёх из них – Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской – изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

Впрочем, легенды о создании «первого портрета» Богоматери, к сожалению, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры.

Конечно же, стоит отметить,что существующие иконы, хоть и очень древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры и полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки.
Скорее всего это даже не списки с оригиналов кисти Луки, а списки со списков.

Л.А.Успенский в книге «Бoгословие иконы Πравославной Церкви» вот что пишет об иконах, написанных евангелистом Лукой: «Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом <…>

И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери <…>

Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.» Надеюсь, я удовлетворила Ваше любопытство. Теперь Вы знаете, о первой нерукотворной иконе Богородицы – Лиддской иконе и о первых и последующих рукотворных иконах, написанных апостолом и евангелистом Лукой.

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери.

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.



Перенесение мощей ап. Луки в Константинополь; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская, Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, - пишет он, - что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130-1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист […]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука […] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:


Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:


Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:


Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.


Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.


Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески « Апостолы и ангелы » в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия .

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI - XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.


Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники.

Вверх