Реформы Александра II. Движение народников

Вступление на престол Александра II, ослабление цензурного гнета, некоторая либерализация правительственного курса по сравнению с николаевским временем, слухи о предстоящих преобразованиях и, в первую очередь, подготовка отмены крепостного права - все это возбуждающе действовало на русское общество, особенно на молодежь.

От нигилизма к народничеству

В конце 50-х гг. среди демократической дворянской и разночинской молодежи получает распространение нигилизм. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, отрицая общепринятые ценности (идеалы, моральные нормы, культуру), нигилисты изучали естественные науки, чтобы, став врачом, агрономом, инженером, приносить конкретную пользу людям. Тип нигилиста запечатлен И. Тургеневым в образе Базарова (роман «Отцы и дети»).

Студенческие волнения начала 60-х гг., вызванные повышением платы за обучение и запрещением студенческих организаций, привели к массовым исключениям из университетов. Исключенные, как правило, высылались под надзор полиции. В это время в сознании оппозиционно настроенной к правительству молодежи получает широкое распространение идея «возвращения долга народу». Юноши и девушки покидали города и устремлялись в деревню. Там они становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, волостными писарями.

Одновременно молодежь пыталась вести среди крестьян пропагандистскую работу. Но, услышав про революцию или социализм, те нередко выдавали «смутьянов» местным властям.

Сущность народничества

В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община - готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.

В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского - Петр Лавров, заговорщического - Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.

Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества


Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.


Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.

М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.

В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».

П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное - это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.

Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.

До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.

Земля и воля

Неудача не охладила народников. В 1876 г. они создают тайную революционную организацию «Земля и воля», отличавшуюся сплоченностью, дисциплиной и надежной конспирацией. Члены организации вели пропаганду социалистических идей среди рабочих и интеллигенции, а также среди крестьян, поселяясь в деревнях на длительное время. Но крестьяне оставались глухи к народнической пропаганде. Это вызывало разочарование «пропагандистов». К осени 1877 г. в деревнях почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис. Неудача пропаганды в крестьянских массах и репрессии властей толкнули наиболее активных и нетерпеливых народников к террористической борьбе с царизмом.


В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол на «деревенщиков», которые отстаивали старые методы работы в деревне, и «политиков» - сторонников террористической деятельности. Соответственно возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Если чернопередельцы организовывали длительные народнические поселения в деревне, то народовольцы пошли по другому пути. Своей главной задачей «Народная воля» считала политический переворот и захват власти.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.


Контрреформы

Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.

Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».

Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60-70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.

Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

"В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл:
Он дивным кругом очертил
Россию..."

Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Общественное движение.

Крестьянская реформа 1861 г. стала «звездным часом» для деятелей из либерального лагеря, как западников, так и славянофилов, кото­рые получили возможность воплотить в жизнь свои идеи. Либераль­ное движение в 1860-1870-е гг., возглавляемое университетскими профессорами К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным, выдвигало в це­лом довольно умеренную программу, не выступало с требованиями созыва парламента, полагало его несвоевременным и возлагало все надежды на продолжение и развитие либеральных реформ «сверху», по воле императора. Либералы активно участвовали в осуществлении земской, городской и судебной реформы, в деятельности нового суда и новых органов местного самоуправления. К концу 1870-х гг. в их среде наблюдается определенная радикализация, выдвигается лозунг «увенчания здания» (создание, помимо местных земств, всероссий­ского земства, то есть парламента), отдельные представители либе­ралов (И. И. Петрункевич) ищут контактов с революционным дви­жением.

Реформы 1860 1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в жизнь России, все же имели незавершенный и во многом непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков прошлого. Самая главная из реформ – крестьянская, дав крестьянам личную свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от помещика, и от государства. Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту радикаль­ных настроений в среде интеллигенции и учащейся молодежи, среди ко­торой увеличилась доля разночинцев – выходцев из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян. Именно этот слой людей, ли­шенных определенного места в сословной структуре общества, стал пи­тательной почвой для революционного движения, которое набрало зна­чительную силу в период правления Александра II.

  • 1861 г. – возникает первая революционная организация «Земля и воля» во главе с редактором журнала «Современник» Н. Г. Черны­шевским. В названии организации были заключены ее главные идеи – передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли» были быстро арестованы (Чернышевский – в 1862 г.), не успев развернуть активную деятельность, и к 1864 г. организация прекратила существование. С начала 1860-х гг. во многих городах России, прежде всего университетских, возникают молодежные ан­типравительственные кружки. Участников молодежного движения, протестовавших против дворянских нравов и обычаев, стали называть нигилистами.
  • 1866 г. – член кружка ишутинцев Д. В. Каракозов совершает не­удачное покушение на царя в знак протеста против «обманной» крестьянской реформы. Каракозов был повешен, его покушение привело к ужесточению политического режима и усилению поли­цейского преследования нигилистов.
  • 1874 г. – начало «хождения в народ» и формирование народниче­ского течения среди революционеров. Народники, основываясь на идеях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, были убеждены в том, что основой социализма в России является крестьянская община.

Многие из них отправлялись жить и работать в деревню, устраива­ясь земскими учителями и врачами. Среди народников выделилось три направления:

  • пропагандистское (П. Л. Лавров) – считали, что необходимо идти в народ для пропаганды социалистических идей, что рево­люция требует долгой подготовки;
  • бунтарское, или анархическое (М. А. Бакунин), – считали, что крестьяне в любой момент готовы к бунту, а задача революци­онной интеллигенции – помочь им организовать всероссийское восстание;
  • заговорщическое (П. Н. Ткачев) – по их мнению, наиболее дей­ственным способом революции являлся захват власти органи­зованной революционной партией, которая, придя к власти, осуществит все необходимые народу преобразования.

На первых порах преобладали представители пропагандистского, в меньшей степени бунтарского направлений. Однако «хождение в народ» окончилось неудачей – большинство народников были арестованы полицией, в том числе по инициативе самих крестьян, которые с подозрением относились к городским жителям с «гос­подскими» привычками. На судебных процессах они были приго­ворены к длительным срокам тюремного заключения. В среде на­родников родилась мысль о необходимости создания централизо­ванной, единой, общероссийской организации.

  • 1876 г. – возникает партия «Земля и воля», взявшая себе название первой революционной организации 1860-х гг. Ее лидеры – В. Н. Фиг­нер, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов. Землевольцы попытались перей­ти к налаживанию систематической пропаганды в деревне, а также начали устанавливать связи с городскими рабочими. На преследова­ния полиции они стали отвечать террористическими актами. В1878 г.

В. И. Засулич, состоявшая в «Земле и воле», тяжело ранила петербург­ского генерал-губернатора Ф. Ф. Трепова в знак протеста против те­лесных наказаний для политических заключенных, применявшихся по его приказу. Суд присяжных оправдал Засулич.

  • 1879 г. – раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Чернопередельцы (Г. В. Плеханов) выступали за продол­жение старой тактики работы в деревне и агитации за «черный пе­редел», то есть раздел помещичьей земли между крестьянами. На­родовольцы (А. И. Желябов, С. Л. Перовская) были сторонниками террора и выдвижения на первый план политических задач – унич­тожения самодержавия и установления политических свобод. «На­родная воля» превратилась в сильную, законспирированную, раз­ветвленную организацию, имевшую связи в среде интеллигенции, рабочих, офицерства, своих агентов в рядах полиции. Народоволь­цы предприняли ряд покушений на высших чиновников и самого императора. В1880 г. Александр II предоставил министру внутрен­них дел М. Т. Лорис-Меликову чрезвычайные полномочия по борь­бе с террористами и одновременно поручил ему разработку проек­та дальнейших реформ. Лорис-Меликов предложил царю создать законосовещательный орган власти из числа назначенных импера­тором представителей земств. 1 марта 1881 г. Александр IIодобрил этот проект, но в этот же день был убит народовольцами.

Здесь искали:

  • общественные движения при александре 2
  • общественное движение при александре 2
  • общественные движения при александре 2 таблица

Либерализм в Российской империи зародился ещё в XVIII в. Но особую значимость и остроту он приобрёл при правления императора Александра II в 1860-1880 гг. после проведения так называемых либеральных реформ. Многие прогрессивные дворяне и либералы были недовольны половинчатостью крестьянской реформы и требовали от властей её продолжения. Кроме того, в России также возникло движение «земский конституционализм», основным требованием которого являлось предоставление гражданских прав. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Слово «либерализм» появилось в Европе в XVIII в. Оно является производным от слова liberalis, что означает свободный. Вообще, либералы - это люди, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека.

В России первой половины XIX в. слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I в начале своего правления был серьёзно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине XIX в. проходили под лозунгами либерализма. Поэтому власти относились враждебно к либералам.

Крестьянская реформа 1861 г. своей половинчатостью вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформы. Самой известной акцией такого плана стало выступление в декабре 1864 г. тверских дворян во главе с бывшим предводителем дворянства А.М. Унковским (Рис. 2). За это ему запретили заниматься крестьянскими вопросами, а также отстранили от должности. 112 тверских дворян представили императору Александру II документ, который назывался «Верноподданический адрес». Однако положения этого документа были почти что революционными. Дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему, абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землёй.

Рис. 2. А.М. Унковский - предводитель российского дворянства, общественный деятель ()

Александр II, который казался либеральным императором и сторонником прогресса, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость, а Унковский был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства даже с самыми благими намерениями. Они стали группироваться вокруг немногочисленных журналов, которые стали выходить в 1860-е гг.

Своеобразным центром политической борьбы и рупором либералов стал журнал «Вестник Европы» (Рис. 3). Издание с таким названием уже выходило в России с 1802 по 1830 гг., но было закрыто по требованию Николая I, боявшегося любых проявлений оппозиционности. «Вестник Европы» с 1866 г. выходил под редакцией известнейшего общественного деятеля и историка М.М. Стасюлевича (Рис. 4). Журнал публиковал острые политические материалы. Там выступали такие известные учёные, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев; публиковались произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, а в 1880-е гг. даже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина - одного из самых острых и едких сатириков.

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

Рис. 4. М.М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы» ()

Самым влиятельным изданием можно считать газету «Голос» (Рис. 5), которая выходила в России на протяжении двадцати лет и объединяла также сторонников либеральной идеи. Она ненадолго объединила даже славянофилов и западников - представителей двух противоположных течений, которые враждовали друг с другом ещё с 1830-х гг.

Одним из проводников либеральной идеи стал известный славянофил Ю.Ф. Самарин (Рис. 6). В 1870-е гг. московское земство пригласило его поучаствовать в разработке проекта налоговой реформы, в чём он активно принял участие. Согласно его проекту налоговыми, или податными, должны были стать все сословия Российской империи, то есть налоговое бремя ложилось не только на крестьян и мещан, но и на дворян и духовенство. Для Александра II всё это было слишком радикальным. Самарина не тронули только потому, что он уехал за рубеж и там вскоре скончался.

Рис. 6. Ю.Ф. Самарин - славянофил, проводник идей либерализма в России ()

Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что те изменения, происходившие в стране, явно вели к лучшему её положению. С их точки зрения, возможно, России и следовало бы использовать опыт западных стран при условии, что он бы приводил к хорошим результатам.

В конце 1870-х гг. усилились либеральные настроения и среди земств. В либерализме возникло течение «земский конституционализм». Представители этого направления требовали от Александра II продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Основным их требованием было «увенчание здания земской реформы», под чем подразумевалось создание какого-то общегосударственного выборного органа (как бы венчающего здание региональных выборных органов - земских собраний). Сначала это должен был быть совещательный, но в перспективе (это понималось всеми, хотя и не всегда проговаривалось) - законодательный орган, то есть - орган парламентского типа, ограничивающего власть монарха. А это и есть конституционализм - отсюда и название движения. Земские конституционалисты требовали равного положения для всех сословий, а некоторые их представители - даже принятия Конституции Российской империи. Ключевым пунктом политической программы земских конституционалистов было требование о предоставлении гражданских свобод: слова, печати, собраний. Однако Александр II, несмотря на либеральный запал в начале его правления, был не готов пойти на столь серьёзные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время велась в России.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром II. В самом конце правления императора у них появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра стал М.Т. Лорис-Меликов (Рис. 7), которого считали приверженцем идей либерализма. Но надежды либералов не оправдались и Конституция Лорис-Меликова так и не была принята в Российской империи.

Рис. 7. М.Т. Лорис-Меликов - российский государственный деятель, ближайший соратник Александра II ()

Либералы пытались убедить императора и его приближённых в том, что проще произвести в стране постепенные преобразования, чем дожидаться всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, тем самым вынуждая власть к сотрудничеству. Но все усилия либералов оказались бесполезными.

Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы Земского собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но такая мысль даже Александру II казалась уже слишком радикальной.

Таким образом, можно сказать, что либеральное движение 1860-х - 1870-х гг. в России не выполнило тех задач, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи русского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Домашнее задание

  1. Что такое либерализм? Как зародилось либеральное движение в России и что ему способствовало?
  2. Охарактеризуйте либералов-дворян с социально-политической точки зрения. Почему прогрессивные дворяне взяли за основу либеральное движение?
  3. Какие причины способствовали зарождению земского конституционализма и что он из себя представлял? Охарактеризуйте политическую программу земских конституционалистов.
  1. Интернет-сайт Sochineniye.ru ()
  2. Интернет-сайт Examen.ru ()
  3. Интернет-сайт School.xvatit.com ()
  4. Интернет-сайт Scepsis.net ()

Список литературы

  1. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2012.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995.
  4. Либерализм в России / РАН. Ин-т философии. Отв. ред.: В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М., 1996.
  5. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 2 томах. М.: Чарли, 1996.

В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30-50-е гг. XIX в. - накануне реформ. Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства - эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60-90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855-1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 -1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике.
Радикальное течение. В 60-х - начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый - справедливый и цивилизованный - мир.
В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, - «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др)
. 1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел александр 3 . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую груйпу «Освобождение труда» (1883).

Внутренняя политика Александра II не принесла России политического мира. Несмотря на его далеко шедшие социальные и административные реформы, он столкнулся с жесткой оппозицией и открытым революционным движением.

Политическая оппозиция походила в первую очередь со стороны дворянства.

Имела хождение идея, что дворянство, лишившись своих социальных и экономических привилегий, должно получить взамен привилегии политические. Эта идея возникла среди членов губернских комитетов, которые были недовольны радикализмом редакционных комиссий.

В дополнение к политическим программам дворян, как продолжение традиции декабристов, выдвигались другие проекты, предусматривавшие преобразование России в конституционном и демократическом направлениях.

Революционная идея возникла среди разночинцев .

Это были дети крестьян и торговцев (получившие образование); дети из среды духовенства, которые отказывались быть священниками; дети мелких чиновников, и дети обедневших дворян. Разночинцы быстро сформировали новый социальный класс - интеллигенцию, в которую вошло много дворян. Быстро росло их количество, кто был связан с газетами, или университетами.

Руководители интеллигенции желали социальной революции, хотя русская промышленность была неразвитой и не могла обеспечить базу социализма. Они критиковали правительство за недостаточную радикальность. Жесткая критика давалась в революционных органах за границей.

Наиболее известным из них являлся «Колокол», издававшийся Александром Герценом в Лондоне.

Революционная пропаганда велась в резких тонах. Прокламация «Молодая Россия» в 1862 г. призывала к террору - убийствам членов правительства. В Санкт-Петербурге произошел ряд поджогов. Правительство арестовало и сослало нескольких руководителей радикалов.

Деятельность русских революционеров была связана с движением в Польше.

Польская революция разразилась в 1863 г.

Непосредственно перед этим правительство начало проводить в Польше либеральную политику и передало реформы в руки выдающегося польского деятеля, маркиза Александра Велепольского.

Радикальные элементы в Польше решили саботировать эту реформу. Восстание было подавлено военной силой, после этого ликвидированы последние остатки польской независимости.

Королевство Польское получило официальное название - Привисленские губернии.

В 1864 г. была проведена земельная реформа под надзором Милютина и Черкасского. Они осуществили ее успешнее, чем в России. Благодаря этому польские крестьяне оставались лояльными к российскому правительству до мировой войны.

Польское восстание повлияло на эволюцию оппозиционного и революционного движения в России. Оно подняло патриотизм народа и укрепило правительство.



Русские революционные лидеры, связанные с польским восстанием, потеряли свой престиж в России. Попытка Каракозова совершить покушение на императора Александра II в 1866 г. являлась отдельным выступлением, небольшой группой.

Новая волна антиправительственной активности - в 1870-х г. В интеллигентских кругах высказывалось желание выборного представительства не только в местном самоуправлении (земском и городском), но и выше. Завершить реформы должно было создание парламента.

Это движение особенно усилилось после войны с Турцией в 1877-1878 г. Когда освобожденная Болгария получила конституцию, деятельность революционных организаций усилилась.

С 1870 по 1875 гг. радикальная интеллигенция воздерживалась от борьбы с правительством, но предприняла пропаганду среди масс. Многие интеллигенты шли «в народ». Они жили среди крестьян и рабочих, работали в школах и становились рабочими на селе или в промышленности.

Опасаясь последствий пропаганды, правительство арестовывало революционеров. Многих заключали в тюрьму и ссылали по одному подозрению полиции. Правительственные меры вызвали ожесточение в среде интеллигенции. Среди нее нашлись революционеры, которые стали использовать террор и подготавливать убийства.

В 1879 г. в Липецке (центр России) руководители революционного движения провели тайное совещание. Для свержения правительства был избран Исполнительный комитет.

Комитет решил прекратить все попытки покушений на отдельных чиновников и сосредоточить все усилия на убийстве Александра II.

Александр II стал объектом охоты. Безуспешные попытки предпринимались одна за другой в убыстряющемся темпе, пока одна из них не кончилась смертью императора1 марта в Санкт-Петербурге.

Убийство Александра II произошло в тот самый день, когда он подписал утверждение комитета представителей в помощь Государственному совету.

Это была так называемая «конституция Лорис-Меликова» (министр внутренних дел). По его мнению, революционеры пользовались моральной поддержкой умеренных классов общества из-за их недовольства самовластием правительства. Он полагал, что правительство должно удовлетворить умеренных, даровав конституцию. Эта мера, верил он, должна лишить революционеров морального сочувствия этих классов.

Убийство царя предотвратило осуществление этого плана. Александр Ш отклонил конституционный план, и заявление, подписанное Александром II, никогда не было опубликовано.

Вверх