Политический режим современной россии. Теория государства и права

Проблемы организации и функционирования власти в условиях перехода от тоталитарного к демократическому обществу в России привлекают внимание многих исследователœей. Большинство из них считает, что в сложившихся условиях необходима сильная авторитарная власть. В то же время ряд исследователœей стремится опровергнуть взгляды так называемых ʼʼидеологов авторитаризмаʼʼ и доказать, что в России ʼʼдемократия пока слаба, но это демократияʼʼ.

Россия в последние годы живет в условиях перехода от тоталитаризма к демократической системе. В этих условиях некоторые тенденции авторитаризма здесь неизбежны, ибо стоящие перед страной задачи в переломный период от тоталитарной к демократической системе едва ли разрешимы одними демократическими методами. При разделœении власти страна объективно нуждается в авторитарных методах правления. Российский авторитаризм крайне важно рассматривать под следующим углом зрения – не как самостоятельный обособленный способ организации власти, а как переходный, который в своем развитии может перерасти как в диктаторский, так и в демократический режим. Это обуславливается тем, что авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его роднит прежде всœего диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым – сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического и идеологического плюрализма.

В условиях отсутствия полноценного гражданского общества и правового государства, сравнительно низкой политической культуры для окончательного слома тоталитарных структур, как считает большинство исследователœей, объективно необходима сильные авторитарные тенденции.

Для анализа политического режима в России, как мне кажется, наиболее актуальным является рассмотрение демократических политических режимов с авторитарными тенденциями. Такие режимы, признавая основные принципы демократии, права и свободы человека, разделœение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию, рынок и т. п. иногда требуют вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. С другой стороны, либеральный характер авторитаризма дает возможность преодолеть те противоречия, которые присущи не только обществу, но и верхним эшелонам власти прийти к определœенному компромиссу и политической стабильности. Это, в свою очередь, будет способствовать более благоприятному ходу экономических реформ и преодолению социального кризиса.

Авторитарная тенденции при этом будет препятствовать росту хаоса и преступности в обществе, а демократические власть смягчать реакционные и консервативные проявления данной власти. Жизнеспособность такой формы демократической власти определяет ее гибкость в сложных, трудных и противоречивых процессах формирования современного цивилизованного общества. Я думаю, что формирование такого общества в России не только возможно, но и неизбежно. Последовательное и поэтапное движение нашей страны по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, работа парламента͵ правительства и развитие рыночной экономики будут создавать условия для перехода к подлинному демократическому обществу и правовому государству.

Один из принципов демократии в любом цивилизованном обществе состоит в том, что президент выступает не как самодовлеющая сила, а как арбитр, судья в процессе руководства исполнительной, законодательной судебной властью. Ключевым элементом любой современной политической системы является государство и его способность мобилизовать огромные финансовые, материальные ресурсы и с помощью властных институтов реализовать их в практической политике.

Экономического и финансовый кризисы в России также оказали влияние на формирование политического режима в России. Οʜᴎ проявляются в криминализации российского общества, теневой экономике, коррупции. Коррупция очень тесно связана с организованной преступностью. Немаловажным фактором кризисных явлений в России являются межнациональные, межэтнические противоречия, конфликты и войны. В качестве доказательства могут послужить чеченские войны и их последствия, напряженная обстановка на Кавказе и т. д.

Одним из важнейших направлений демократизации политической жизни страны является переход от однопартийной системы к многопартийной. При этом многопартийность не всœегда является панацеей от всœех бед, несет в себе созидательное начало, определœенную стабильность в обществе.

Структурные сдвиги в экономике станут гарантом укрепления среднего класса и демократического развития страны. Пока формирование среднего класса идет за счёт работников банковской, кредитно-финансовой, коммерческой сферы и т. д. Не затронуты его основные резервы – квалифицированные рабочие, научные и инженерно-технические работники и т.д. Государство даже сейчас порой не может обеспечить сбор налогов, оплату пенсий заработной платы работникам бюджетной сферы, в т.ч. огромной армии и т. д.

Вместе с тем, мне кажется важным отметить то, что пока никто – ни президент, ни правительство, ни законодательные органы, ни оппозиция - не имеют глубоко проработанной концепции будущего пути развития страны, принятой большинством общества. Она должна стать результатом компромисса главных политических сил, синтезов всœех ценностей для России и ее народа.

В качестве концептуальной основы такого компромисса могла бы стать модель построения ʼʼсоциального государстваʼʼ. Этот термин уже включен в Конституцию (ст. 7), но не раскрыт и, естественно, не реализован. В названной статье Основного закона говорится о том, что основной задачей социального государства является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой – либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она лишь закрепляет положение, что на достижение таких условий направлена политика государства, или социальная политика. Основные направления социальной политики государства закреплены в ч. 2 данной статьи. Разработка и реализация модели социального государства позволила бы соединить достижения современной практики государственного строительства с традиционными национальными ценностями России, гармонично сочетать в обществе социальную справедливость, права и свободы личности, национально-государственные интересы страны в целом.

Итак, последовательное и поэтапное движение России по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, соглашение о консенсусе между политическими партиями и движениями, работа нового парламента͵ правительства и развитие рыночной экономики в начале XXI века будут создавать условия для перехода к демократическому обществу и правовому государству. Но, в любом случае, какой из политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного российского государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политический режим современного российского государства." 2017, 2018.

Государственный строй Российской Федерации установлен и закреплен в Конституции. Это документ, обладающий наибольшей юридической силой. В 3 статье Конституции сказано, что Россия является страной правящего народа, иными словами, демократическим государством. Народ управляет страной через органы власти, а также через органы местного самоуправления.

Власть в России разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это, как и равенство граждан перед законом, является основополагающим принципом правового государства. Главой Российской Федерации является президент, также действует двухпалатный парламент, правительство и суды, в которых высшими инстанциями являются Конституционный и Верховный суды.

Таким образом, политический режим в России можно охарактеризовать как демократический, форма правления в которой – смешанная республика с элементами президентского и парламентского правления.

Федеральное устройство

Россия по своему устройству , и ее составные части, субъекты, могут формировать собственные органы государственной власти, находящиеся в подчинении у верховной власти и имеющие определенные полномочия по управлению субъектом. В настоящее время, с 2014 года, в состав России входят 85 субъектов : 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения. Двое представителей каждого субъекта федерации, по одному от исполнительной и судебной власти, входят в Совет Федерации.

Многонациональное и светское государство

Россия является многонациональным государством. В Конституции РФ также сказано, что политика страны направлена на создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни и свободное развитие ее граждан. Россия также является светским государством и не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Религиозные объединения отделены от власти и равны перед законом.

Многопартийность

Россия признает многопартийную систему. Несмотря на то что правящей партией является Единая Россия, все партии имеют право быть зарегистрированными и участвовать в политической гонке на выборах. В данный момент существует около 75 политических партий в Российской Федерации. По результатам выборов меняется соотношение представителей партий в Государственной Думе.

До 90-х гг. XX века Россия жила в условиях недемократи­ческих режимов.

В начале XX века Россия представляла собой абсолютную монархию и была, по сути, полицейским государством. Впрочем, общий вектор разви­тия страны следовал (пусть и с некоторым запаздыванием) за европейски­ми странами.

В советский период истории после 1917 года государство на первом эта­пе управляло методами военной диктатуры. Характерными чертами жизни были: примитивная уравниловка, прямой продуктообмен, трудовые армии, военное принуждение.

В конце 20-х годов начался период тоталитаризма: власть сосредоточи­лась в руках диктатора, использовались методы насилия, террора, произво­ла, беззакония; общество тотально контролировалось карательным аппара­том; официальные конституционные органы были придатком диктатора я партийной номенклатуры; верхушка партии встала над государством и об­ществом.

Во второй половине 50-х гг. крайности тоталитарного режима были ус­илены, государство перешло к авторитарному режиму с элементами тоталитарности и зарождающейся демократии.

В середине 80-х - первой половине 90-х гг. XX века государство посте­пенно (во многом под давлением общества) стало менять политический режим, приступив к созданию демократического режима.

Современный политический режим России можно охарактеризовать как демократический.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.



Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы населения в наемных рабочих государства и то­тальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэкс­плуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.



Сложность реформирования тоталитарной организации труда в Рос­сии заключается в том, что для его осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовло­жения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуж­дается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одно­временно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен ра­ботать лучше, чем при социализме, причем за значительно меньшую плату. Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял имен­но тоталитаризм, то становится очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуж­дения к производительному, но малооплачиваемому труду.

В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных работников и бедноты, которые те­перь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоле­ния наследия тоталитаризма. Наивная надежда на чудодействен­ность частной собственности или рыночных механизмов быстро развеялась. Национально-государственная идеология опира­ется лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция кри­тикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политиче­скую «риторику», о которой после выборов никто не вспоминает.

Как это увязать с преодолением тоталитаризма? Сле­дует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринима­ет тоталитарную власть как норму. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств отличия нынешней политики от тоталитарной. Нет единой, навязывае­мой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

В то же время власть еще больше отделилась от народа, неже­ли при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоратив­ные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тота­литаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода государственной власти из-под кон­троля. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

2. С другой стороны, налицо черты де­мократии: строятся основы правовой государственности и созда­ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе­ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде­ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает­ся, особенно на местах); в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов – финансово-промышленных групп, финансовой олигар­хии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

В результате складывающийся демо­кратический политический режим несет на себе четкие отпечат­ки экономической и политической олигархизации, что свидетель­ствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

Проблемы организации и функционирования власти в условиях перехода от тоталитарного к демократическому обществу в России привлекают внимание многих исследователей. Большинство из них считает, что в сложившихся условиях необходима сильная авторитарная власть. В то же время ряд исследователей стремится опровергнуть взгляды так называемых «идеологов авторитаризма» и доказать, что в России «демократия пока слаба, но это демократия».

Россия в последние годы живет в условиях перехода от тоталитаризма к демократической системе. В этих условиях некоторые тенденции авторитаризма здесь неизбежны, ибо стоящие перед страной задачи в переломный период от тоталитарной к демократической системе едва ли разрешимы одними демократическими методами. При разделении власти страна объективно нуждается в авторитарных методах правления. Российский авторитаризм необходимо рассматривать под следующим углом зрения – не как самостоятельный обособленный способ организации власти, а как переходный, который в своем развитии может перерасти как в диктаторский, так и в демократический режим. Это обуславливается тем, что авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законом характер власти, а со вторым – сохранение при этом некоторых элементов экономического, политического и идеологического плюрализма.

В условиях отсутствия полноценного гражданского общества и правового государства, сравнительно низкой политической культуры для окончательного слома тоталитарных структур, как считает большинство исследователей, объективно необходима сильные авторитарные тенденции.

Для анализа политического режима в России, как мне кажется, наиболее актуальным является рассмотрение демократических политических режимов с авторитарными тенденциями. Такие режимы, признавая основные принципы демократии, права и свободы человека, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию, рынок и т. п. иногда требуют вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. С другой стороны, либеральный характер авторитаризма дает возможность преодолеть те противоречия, которые присущи не только обществу, но и верхним эшелонам власти прийти к определенному компромиссу и политической стабильности. Это, в свою очередь, будет способствовать более благоприятному ходу экономических реформ и преодолению социального кризиса.



Авторитарная тенденции при этом будет препятствовать росту хаоса и преступности в обществе, а демократические власть смягчать реакционные и консервативные проявления данной власти. Жизнеспособность такой формы демократической власти определяет ее гибкость в сложных, трудных и противоречивых процессах формирования современного цивилизованного общества. Я думаю, что формирование такого общества в России не только возможно, но и неизбежно. Последовательное и поэтапное движение нашей страны по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, работа парламента, правительства и развитие рыночной экономики будут создавать условия для перехода к подлинному демократическому обществу и правовому государству.

Один из принципов демократии в любом цивилизованном обществе состоит в том, что президент выступает не как самодовлеющая сила, а как арбитр, судья в процессе руководства исполнительной, законодательной судебной властью. Ключевым элементом любой современной политической системы является государство и его способность мобилизовать огромные финансовые, материальные ресурсы и с помощью властных институтов реализовать их в практической политике.

Экономического и финансовый кризисы в России также оказали влияние на формирование политического режима в России. Они проявляются в криминализации российского общества, теневой экономике, коррупции. Коррупция очень тесно связана с организованной преступностью. Немаловажным фактором кризисных явлений в России являются межнациональные, межэтнические противоречия, конфликты и войны. В качестве доказательства могут послужить чеченские войны и их последствия, напряженная обстановка на Кавказе и т. д.

Одним из важнейших направлений демократизации политической жизни страны является переход от однопартийной системы к многопартийной. Однако многопартийность не всегда является панацеей от всех бед, несет в себе созидательное начало, определенную стабильность в обществе.



Структурные сдвиги в экономике станут гарантом укрепления среднего класса и демократического развития страны. Пока формирование среднего класса идет за счет работников банковской, кредитно-финансовой, коммерческой сферы и т. д. Не затронуты его основные резервы – квалифицированные рабочие, научные и инженерно-технические работники и т.д. Государство даже сейчас порой не может обеспечить сбор налогов, оплату пенсий заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе огромной армии и т. д.

Вместе с тем, мне кажется важным отметить то, что пока никто – ни президент, ни правительство, ни законодательные органы, ни оппозиция - не имеют глубоко проработанной концепции будущего пути развития страны, принятой большинством общества. Она должна стать результатом компромисса главных политических сил, синтезов всех ценностей для России и ее народа.

В качестве концептуальной основы такого компромисса могла бы стать модель построения «социального государства». Этот термин уже включен в Конституцию (ст. 7), но не раскрыт и, естественно, не реализован. В названной статье Основного закона говорится о том, что основной задачей социального государства является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой – либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она лишь закрепляет положение, что на достижение таких условий направлена политика государства, или социальная политика. Основные направления социальной политики государства закреплены в ч. 2 данной статьи. Разработка и реализация модели социального государства позволила бы соединить достижения современной практики государственного строительства с традиционными национальными ценностями России, гармонично сочетать в обществе социальную справедливость, права и свободы личности, национально-государственные интересы страны в целом.

Итак, последовательное и поэтапное движение России по пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, соглашение о консенсусе между политическими партиями и движениями, работа нового парламента, правительства и развитие рыночной экономики в начале XXI века будут создавать условия для перехода к демократическому обществу и правовому государству. Но, в любом случае, какой из политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

<< С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов - финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что безусловно подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества.

Перманентный рост преступности;

Природные катаклизмы;

Этнорегиональные конфликты;

Военные столкновения;

Нестабильность ситуации внутри правящих элит.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим -- это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом .

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена:

Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайненедемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами.

Вверх