Население и политическая карта евразии. Современная политическая карта евразии

Они сыграли большую роль в развитии всего человечества, оставили нам основы научных знаний, до сих пор влияют на развитие современной духовной культуры в ряде стран.

По численности народы континента составляют 3/4 жителей земного шара, более 3,5 млрд. человек. Надо уточнить, однако, что во многих странах азиатской части материка точные переписи населения затруднены, а в ряде мест — практически невозможны.

Размещение населения мозаично, крайне неравномерно. В дельте Ганга и Брахмапутры, Ява, приморских Китая, на побережьях островов плотность населения достигает 700-100 человек на км2. Густо заселена территория Западной Европы. Но есть в Евразии и почти безлюдные районы (Гоби, Тибет, Аравии, высокогорья Альпийско- пояса). Скопления крупных городов, длительная обработка земель, развитие транспортных магистралей и другие явления, связанные с масштабной хозяйственной деятельностью человека, привели к необратимым изменениям природных условий во многих районах и целых природных зонах Европы и Азии.

По расовому и население материка многообразно. Основную часть составляют народы европеоидной расы как северной, так и южной ее ветвей. Южные европеоиды с темными глазами и волосами (более древняя ветвь) населяют Южную Европу и представлены в Юго- . При продвижении от центров расселения на север все более светлыми становятся кожа, глаза и волосы людей. Наиболее ярко черты северных европеоидов выражены у и норвежцев — рослых блондинов со светлыми глазами.

Народы обычно низкорослые, с желтовато-смуглой кожей, темными узкими глазами, черными прямыми волосами, населяют главным образом Центральную и Восточную Азию. Их расовые признаки сформировались в соответствии с природными условиями центра формирования расы — сухими и жаркими, ветреными и пыльными континентальными районами Азии.

На юге Азии живут представители особой ветви экваториальной расы — некоторые народы о. , юга , Малайского архипелага.

Языки некоторых народов Евразии имеют в своей основе много общего и составляют несколько языковых групп.

К славянской группе народов относятся южные ( , ), западные (чехи, ) и восточные славяне ( , белорусы и русские). Русские, например, хорошо понимают и речь. Самый многочисленный славянский народ — русские.

Народы германской группы занимают Северную и часть Западной Европы: немцы, англичане, голландцы, и другие. Романскую группу народов составляют итальянцы, французы, а также и . Романские языки возникли на основе латинского языка, на котором говорили народы Древнего Рима (“Рома” — на латинском языке).

В азиатской части материка наиболее многочисленны группы индийских и китайско-тибетских народов. В на индийских языках говорит около 600 млн. человек. К китайско-тибетским народам относятся китайцы, тибетцы, бирманцы, лао и многие другие. На Малайском архипелаге живут народы . В Западной Азии живут персы, афганцы и — народы иранской языковой группы. Особую группу образуют японцы — большой по численности и своеобразный по языку народ.

Народы Евразии живут в пределах более шести десятков больших и малых государств. Среди них есть гиганты по площади и населению, такие как Китайская Народная Республика, и государства-карлики ( , и многие другие).

На территории Евразии сформировались первые капиталистические государства. Капитализм как система начал свое развитие в : , . И сейчас это развитые капиталистические государства. Бурное развитие экономики в послевоенные годы пережила . В современном мире это одна из семи крупнейших и экономически сильных капиталистических держав.

1917-1992 гг. — период неоднократных перестроек государственного строя в ряде стран Восточной Европы, на территории бывшего СССР, ряде стран Зарубежной Азии. Революционным, а не эволюционным экономическим путем создавались все новые и новые социалистические государства. После распада СССР в 1992 г. происходит как территориальный распад многонациональных государств (СФРЮ, ), так и изменение их политического и экономического статуса (республики Прибалтики, страны , и др.). Процесс формирования ряда государств следует рассматривать в динамике. Так, корейский народ после 1945 г. все еще борется за воссоединение своей родины.

В азиатской части материка в прошлом был целый ряд колоний капиталистических европейских государств. Сейчас практически все колонии завоевали политическую независимость и на их территориях образовались развивающиеся государства. Самое крупное из них — Индия, с населением около 850 млн. человек. Уровень экономического развития этих стран различен. Наряду со слабо ( , и др.) есть страны, переживающие экономический подъем и идущие по пути Японии ( , и другие).


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Условия формирования политической карты. Основные черты современной политической карты Евразии формировались под влиянием мировых общественных процессов, происходивших в ХХ в. При этом истории формирования политической карты Европы и Азии существенно различаются, что во многом обусловлено особенностями этнического и религиозного состава их населения.

На политическую карту Европы большое влияние оказали мировые войны. После Первой мировой войны распались крупные многонациональные империи (Австро-Венгерская, Османская, Российская), на их территории образовались независимые государства - Австрия, Венгрия, Югославия, Польша. Изменились границы между Францией, Германией, другими странами. После Второй мировой войны произошло очередное изменение границ государств и раздел Европы на две части - Восточную (социалистическую) и Западную (капиталистическую). Дальнейшие изменения на политической карте связаны с распадом СССР, на месте которого в 1991 г. образовалось 15 независимых государств. Распалась система социалистических государств: Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию, Югославия - на шесть независимых государств (Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория). Некоторые изменения политической карты сопровождали вооруженные конфликты (как в Югославии), отдельные из них остаются не решенными. Единственная зависимая территория в Европе - Гибралтар (владение Великобритании).

Главные события на политической карте Азии в ХХ в. были связаны с освобождением стран региона от колониальной зависимости. После Первой мировой войны на месте распавшейся Османской империи образовалась Турция, а оставшаяся часть ее владений перешла в управление Франции и Великобритании. После Второй мировой войны расстановка политических сил способствовала началу массовой деколонизации. Первыми, еще в 1943 г., вышли из французского управления и обрели независимость Сирия и Ливан. В 1945 г. вместо Голландской Индии было провозглашено государство Индонезия. В 1947 г. независимой стала британская колония Индия. Она была разделена на индуистскую (Индия) и мусульманскую (Пакистан) части. На месте Восточного Пакистана в 1971 г. было образовано государство Бангладеш. В 1953 г. независимость обрели Лаос и Камбоджа. Путь многих стран к независимости сопровождался вооруженными конфликтами и разделением территории на несколько государств. Например, Корея и сейчас остается разделенной на южную (Республика Корея) и северную (КНДР) части. С распадом СССР независимыми стали центральноазиатские республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и закавказские республики Азербайджан,

Армения и Грузия. Последнее по времени образования независимое государство Азии - Восточный Тимор (до 2002 г. эта территория была оккупирована Индонезией). В Азии нет зависимых владений других государств. Однако есть территории, которые оспариваются несколькими государствами (например, пограничные земли между Индией и Пакистаном) и самопровозглашенные государства, чей суверенитет в мире не признан (например, Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Северного Кипра).

Наличие на политической карте Евразии спорных территорий и самопровозглашенных государств часто является следствием политических конфликтов, основанных на этнических, религиозных и территориальных противоречиях. Так, конфликт на Ближнем Востоке между еврейским и арабским населением связан с нерешенностью проблемы установления границы между Израилем и Палестиной. Конфликты между католиками-ирландцами и протестантами-англичанами в Северной Ирландии (Великобритания), мусульманами-албанцами и православными-сербами в Косово (Сербия), христианами-армянами и мусульманами-азербайджанцами в Нагорном Карабахе (Азербайджан) вызваны стремлением отдельных этнических групп, придерживающихся иной религии, чем большаяЂ часть населения страны, к самоопределению в составе многонациональных государств.

Современная политическая карта. На политической карте Евразии 90 суверенных государств (47 в Азии и 43 в Европе). Они различны по численности населения, размерам территории, формам правления, территориальному устройству, уровню социально-экономического развития.

По форме правления боЂльшая часть государств Европы и Азии являются республиками . Однако и в одной, и в другой части света много монархий. В Европе это, как правило, ограниченные монархии, где реальная власть принадлежит парламенту и правительству. Наиболее крупные из них - Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды. В Азии, наряду с ограниченными монархиями (Япония, Таиланд, Малайзия), сохраняются и абсолютные - Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар. В Евразии - как в Европе, так и в Азии - много федераций. Преимущественно это самые крупные по площади страны: Россия, Индия, Германия, Пакистан, Малайзия. Их федеративное устройство обусловлено этнической неоднородностью и историей формирования. Из небольших по площади государств федерациями являются Бельгия, Австрия, ОАЭ, Босния и Герцеговина.

Рис. 76. Интеграционные группировки Евразии

Интеграционные группировки стран Евразии. Современный этап развития политической карты отражает стремление стран Евразии к активному сотрудничеству в решении политических, экономических, социальных проблем. Результат и форма такого сотрудничества - интеграционные группировки - межгосударственные объединения, создаваемые для достижения определенных целей. Наиболее далеко по пути сотрудничества продвинулись государства Европы. Крупнейшей инте грационной группировкой здесь является Европейский Союз (ЕС), объединяющий 27 государств Западной, Восточной, Северной и Южной Европы (рис. 76, 77). В ЕС создано единое экономическое пространство, способствующее свободному перемещению людей, товаров и капиталов по его территории. Создаются общеевропейские органы управления, проводится согласованная экономическая и социальная политика. Крупным евроазиатским интеграционным образованием является Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее большую часть государств, образовавшихся после распада СССР.

Рис. 77. Штаб-квартира ЕС

В настоящее в Брюсселе время в него входит 11 государств (Грузия временно приостановила свое членство в СНГ). Создание этой группировки позволило странам, ранее развивавшимся в общем политическом и экономическом пространстве, более эффективно решать проблемы, возникшие с распадом некогда единой экономики. Важнейшей региональной группировкой в Азии является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время она объединяет 10 государств. Основной целью организации является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития, установление мира и стабильности в регионе.

Страны Евразии входят в состав крупнейших глобальных и межрегиональных международных организаций. Большинство стран материка - члены ООН. Многие страны Европы и Азии входят в НАТО. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) - объединяет 12 стран Азии, Африки и Южной Америки. Наиболее влиятельными в ней являются азиатские страны: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене (Австрия). ОПЕК контролирует около 2 / 3 мировых запасов нефти, на ее долю приходится 40 % мировой добычи и 50% экспорта нефти. Китай, Индия и Россия входят в объединение, получившее название БРИКС .

Россия - крупнейший мировой экспортер минеральных ресурсов. В Индии сосредоточены дешевые интеллектуальные, а в Китае - дешевые трудовые ресурсы. По прогнозу, значительные размеры экономик этих стран позволят им в будущем трансформировать свой экономический рост в политическое влияние.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Благовещенский Государственный педагогический университет

Естественно - географический факультет

Кафедра географии

Контрольная работа

Вариант № 26

Тема: «Современная политическая карта Евразии»

Выполнил:

Студент 4 курса, ОЗО

Дементьев О.В.

Проверила:

Преподаватель

Алексеева Т.Г.

Благовещенск 2009

6. Составление политической карты Евразии, показав на ней государства монархии (абсолютные, конституционные и теократическую), государства федерации. С указанием года обретения независимости бывших колоний, их принадлежность

1. Основные этапы формирования современной политической карты Евразии

Процесс формирования политической карты Евразии, как и карты мира, насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты. Можно выделить: древний, средневековый, новый и новейший периоды.

Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н. э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.

Средневековый период (V-XV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, уже полностью была поделена между ними. В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др.

Сильно изменила карту эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях.

С рубежа XV-XVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.

1420-е гг. -- первые колониальные захваты Португалии: Мадейра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).

1453 г. -- падение Константинополя (господство турок на юго-восточном направлении. Османская империя контролирует сухопутные пути в Азию).

1494 г. -- Тордесильясский договор -- раздел мира между Португалией и Испанией.

1519-1522 гг. -- кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.

1648 г. -- путешествие Семена Дежнева (Россия - Сибирь).

1740-е г. -- путешествия Беринга и Чирикова (Сибирь).

В эпоху великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами.

Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX-XX вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. -- уже 90%. И к началу XX века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.

Начало Новейшего периода в формировании политической карты Евразии связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориальными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов, словенцев и др.

Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на политической карте Европы, ассоциируется, прежде всего, с распадом колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии.

Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте (это изменения, обычно не ведущие к изменению территории государства, суть которых заключается в смене общественно-экономических формаций, завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, введении нового государственного устройства и т.д.) и оказывающим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщество можно отнести следующие:

· Распад в 1991 году СССР, утверждение политической независимости трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.

· Образование СНГ;

· Преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 гг. («бархатные») в странах Восточной Европы.

· Прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;

· распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;

· 1990-91 гг. -- процесс деколонизации продолжается: независимость получила Намибия -- последняя колония в Африке; образовались новые государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова;

· 1 января 1993 г. -- образование двух независимых государств (распад Чехословакии) -- Чехии и Словакии.

Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.

2. Современная политическая карта Евразии

На современной политической карте мира мы можем увидеть множество государств (стран), отличных друг от друга по своей форме.

Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны.

Главнейшие причины разнообразия форм государства:

Историческая традиция развития национальной государственности;

Исторические особенности становления самой национальной государственности;

Национальный состав населения данной страны;

В молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, - влияние метрополии.

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и c населением. Форма правления - это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве, правовое положение главы государства.

Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом.

Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими

режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства.

Форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международное положение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и результаты.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. Дуалистическая (президентская) республика - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Теоретически она строится по принципу жесткого разделения властей.

Отличительные особенности:

Отсутствие должности премьер-министра;

Внепарламентский метод избрания президента;

Внепарламентский метод формирования правительства;

Отсутствие института парламентской ответственности;

Отсутствие у президента права роспуска парламента.

Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Отличительные особенности:

Наличие должности премьер-министра;

Парламентский метод избрания главы государства;

Парламентский метод формирования правительства из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

Политическая ответственность правительства перед парламентом.

Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Для парламентарной республики в значительной степени характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти.

Чисто парламентарных республик не так уж много.

К ним можно отнести: Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Исландию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером

могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), монархии и республики (например, в Малайзии).

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

3. Государства монархии, их особенности

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Монархия может быть:

Абсолютной (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ);

Конституционной, которая в свою очередь подразделяется на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентарную (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Она характеризуется определенными признаками:

Одновременное существование двух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть;

Юридическая и фактическая независимость монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

Формальный характер законодательных полномочий парламента, сильно урезанных монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Признаки парламентарной монархии:

Ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

Отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

Центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Содружество наций (Канада, Австралия, Ямайка, Новая Зеландия, Барбадос и др.). Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английская королева является королевой каждого из доминионов, но в ее отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который назначается королевой по представлению правительства доминиона из числа его жителей. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а потому верховная власть является срочной и юридически ответственной.

В современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации. В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.

В ОАЭ высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.

4. Государства федерации, их особенности

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.).

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

Более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;

Представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;

Объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

5. Влияние формы правления на экономическое развитие стран

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить «мгновенный» с исторической точки зрения крах Советского Союза.

Список используемой литературы

1. Арин, О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность/О. рин. - М.: Экопрос, 1997. - 235 с.

2. Весь мир: энциклопедический справочник. - Мн.: Литература, 1998.

3. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: в 2 кн./В.П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004. - Кн. 2: Региональная характеристика мира.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира/ пол ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2001. - 560 с.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны/ под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. КАледина. - М.: Гардарики, 2002. - 928 с.

Подобные документы

    Особенности возникновения пустынь. Географическое положение Евразии. Виды пустынь: глинистая, каменистая, песчаная. Понятие о поперечных дюнах. Климат пустынь Евразии. Растительный и животный мир пустынь Евразии. Использование пустынь Евразии человеком.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2009

    Ранние этапы и процесс формирования политической карты мира. Место стран в современном мире, их политико-административная структура, развитие, эволюция форм государственного устройства. Международные организации как политический фактор развития стран.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Физико-географическое положение и формы рельефа Евразии. Распространение на территории всех основных природных зон Земли. Внутренние воды и климатические условия. Неравномерность выпадения осадков. Особенности животного и растительного мира Евразии.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Характеристика политической карты мира, которая является предметом изучения политической географии, а также результатом длительного процесса, отражающего развитие международных отношений на данном этапе исторического развития. Анализ типологии стран.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Предмет, задачи и методы социально-экономической географии. Основные теории размещения хозяйства. Политическая карта мира, этапы ее формирования и современная ситуация. Экономико-географическая типология стран, трудовые ресурсы, международная миграция.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Географическое положение и геологическое развитие Евразии. Понятие природных зон и причины их формирования. Географическая зональность, размещение природных зон на материке Евразия и их характеристика. Сравнительный анализ степной и пустынной зон.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Географическое положение Евразии - самого большого материка Земли. Климат, растительный и животный мир пустынь Евразии. Обитатели пустынь: верблюды, дикие ослы-куланы, лошади Пржевальского. Трудности использования почв пустынь в народном хозяйстве.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Формирование современной политической карты мира. Производственное и научно-техническое сотрудничество стран. Глобальные проблемы. Экономическое и социально-экономическое районирование России. Характеристика Волго-Вятского экономического района.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы. Научно-техническая революция: характерные черты, составные части и ее влияние на развитие мировой экономики. Характеристика размещения хозяйства стран мира.

    учебное пособие , добавлен 08.05.2008

    Физико-географические положение и природные условия Евразии и Северной Америки. Основные общие черты и различия, особенности формирования почвенного покрова степной зоны континентов. Экологические проблемы реализации потенциального плодородия почв.

Вверх