Крупные мировые порты и их моря. Самых крупных портов мира.

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...



Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.



Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .



Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.

Порт - транспортный узел, связвающий морские и внутренние пути сообщения государства, производственно хозяйственное объединение, осуществляющее обслуживание судов.

В мире существует около трех тысяч морских портов. 10 самых больших и загруженных портов мира, самые большие порты мира, морской порт, порт Сингапур, грузовые перевозки Шанхай, Shanghai International Port Group, DP World, Ли Ка Шин. Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое - более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае - измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент - условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств.).

За последних несколько десятилетий, по причине глобальных изменений в мировой экономике, изменился до неузнаваемости и рейтинг крупнейших морских портов мира. Благодаря стремительному экономическому развитию Китая, морские порты этой страны вышли на лидирующие позиции в рейтинге.

1. Первое место, по величине грузооборота на душу населения занимает порт Шанхая (Китай) . Крупнейший порт в стране, расположен на внутренней стороне устья реки Янцзы и Хуанпу на восточной части острова Sanjiao, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн). Не смотря на то, что 20 лет назад данный порт вообще имел весьма скромный грузооборот, уже к 2010 году достиг 25 миллионов единиц. И с каждым годом объемы только увеличиваются. Сегодня на шанхайский порт приходится более 30-ти процентов всего мирового контейнерооборота.

2. На втором месте оказался порт Сингапура (Сингапур) , долгое время занимавший почетное место крупнейшего в мире морского порта. Отметим, что Сингапурский порт имеет очень выгодное местоположение, что позволяло ему удерживать лидирующие позиции на протяжении многих лет. Его годовой грузооборот составляет более 29 миллионов единиц. При этом общий грузооборот порта продолжает расти, однако контейнерная перевалка остается на прежнем уровне, именно это и стало причиной снижения позиций в рейтинге.Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.

3. Порт Гонконга (Китай) - по-прежнему занимает почетное третье место. Его суммарный грузооборот достигает более чем 24 миллиона единиц в год. При численности населения более 7 миллионов, на каждого жителя приходится соответственно около 3 контейнеров в год. Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.

4. Порт Шэнчьжэнь (Китай) . На четвертом месте в списке оказался еще один крупный порт Китая. Грузооборот, которого ежегодно увеличивается и уже превысил 23 миллиона единиц в год. Грузовые обороты порта Шэньчжэнь лишь немного уступают крупнейшему порту Гонконга. Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.

5. Южнокорейский порт Пусан (Южная Корея) , вошел в рейтинг крупнейших портов мира, заняв пятую позицию. Объемы перевалки составили более 21 миллиона единиц. Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Рейтинг порта определяется по уровню загруженности порта на основе объема загрузки контейнеров, иными словами по его контейнерообороту. Понятно, что рейтинг порта может изменяться, поэтому такой рейтинг целесообразно проводить каждый год. Ниже приведен перечень самых загруженных портов мира в 2012 году.

1
Крупнейший порт мира сохраняет свою первую позицию с 2010 года, когда обогнал Сингапурский порт. В 2012 году показал лучший результат среди портов-гигантов – 32,5 млн. двадцатифутовых контейнеров (TEU) в год.

2 Порт Сингапур (Singapore) — Сингапур


Хотя порт Сингапура уступил лидерство, он по-прежнему считается самым оживленным портом мира. В 2012 году в третий раз подряд стал вторым контейнерным портом мира – оборот контейнеров составил 31,7 млн. TEU в год.

3 Порт Гонконг (Hong Kong) — Китай


Контейнерооборот этого порта в 2012 году составил 23 млн. TEU. Гонконг является вторым крупнейшим портом Китая и имеет 14 причалов.

4


Каждый год расширяет свою долю на рынке на юге Китая за счет близости к металлургическим заводам и дельте реке Чжуцзян. В 2012 году принял около 23 млн. двадцатифутовых контейнеров.

5


Показатель в 22,5 млн.TEU в 2012 году позволил этому оживленному южнокорейскому порту сохранить достойное пятое место в рейтинге.

6 Порт Нинбо (Ningbo-Shoushan) — Китай


Порт расположен на пересечении крупного северо-западного пути и внутреннего судоходства по реке Янцзы и является шестым контейнерным портом мира (16,8 млн. TEU в год)

7


Порт в дельте реки Чжуцзян – Гуанчжоу в 2012 году принял более 12 млн. контейнеров грузоподъемностью в 20 футов.

8


Стремительно развивающийся еще один китайский порт, терминалы которого в 2012 году обработали 14,5 млн. контейнеров.

9


Имеет четвертый по величине в мире контейнерный терминал – оператор. В 2012 году обслужил 13,4 млн. контейнеров, в том числе самый большой в мире контейнеровоз грузоподъемностью 16 020 TEU «Marco Polo».

10


Достиг отметки 12.3 млн.TEU в 2012 году и занял десятое место в рейтинге крупнейших портов, тем самым потеснив старейший европейский порт Роттердам в Нидерландах. Несложно заметить, что порты Китая вышли на лидирующие позиции в рейтинге (7 из 10). По причине глобальных изменений в мировой экономике азиатские порты полностью вытеснили порты Европы из рейтинга самых больших портов нашей планеты.

Постоянно обрабатывают и анализируют данные, тем самым пытаясь определить крупнейшие порты мира. Аналитические действия проводятся относительно международного потока контейнерных перевозок. По статистическим показателям была выделена одна особенность лидирующей десятки морских портов, относящихся к самым крупным. Эта особенность заключается в том, что шесть из них принадлежат Китаю.

Первым крупнейшие порты мира представляет Шанхай, который считается самым выгодным с точки зрения географического расположения: между северной и южной сторонами Китая, имеется прямой выход в море. Он растянулся по западному тихоокеанскому побережью на восемнадцать тысяч километров и представляет собой ключевой канал экспортных и импортных поставок с различными видами услуг: обеспечение перевозок товара в контейнерах, швартовка, буксиры, разгрузочно-погрузочные работы и многое другое.


Вторым крупнейшие порты мира сейчас представляет Сингапур, который достаточно длительное время занимал главную лидирующую позицию по грузообороту. Его особенностью можно считать возможность обслуживания большого количества контейнеров-рефрижераторов. По всем терминалам в Сингапуре насчитывается пятьдесят четыре контейнерных причалов и сто семьдесят два .


Гонконг третьим представляет крупнейшие порты мира. Его месторасположение - юго-восточное побережье Китая, часть бухты находится на участке материка, часть - на острове под названием Сянгандао, а часть - на Дзюлун, являющемся примыкающим полуостровом. Именно Дзюлун - вместилище основных причальных сооружений.

В южном Китае находится четвертый представитель крупнейших портов мира -Шэнчьжэнь. Шэнчьжэнь на удивление быстро развивается за счет большой загруженности. Международный транспортный узел оснащен сто сорок одним причалом, имеет восемнадцать верфей, предназначенных для контейнерных погрузок и девять верфей, оборудованных под грузополучателей. Также на территории Шэнчьжэнь находятся восемнадцать терминалов для пассажиров.

Далее список портов мира, относящихся к самым большим, продолжает южно-корейский Пусан, состоящий из семи районов. Он доступен для судов, у которых показатель водоизмещения укладывается в пределы пятидесяти тысяч тонн, длина не более трехсот тридцати метров и осадка менее двенадцати с половиной метров.

Шестое почетное место занимает опять-таки китайская бухта Нинбо, состоящая из нескольких подразделений. К ним относятся: морская бухта, внутренняя речная бухта и бухта устья. Все вместе составляет современную многоцелевую глубоководную структуру.


Несомненно, Китай превосходит все страны мира по количеству больших и значимых международных транспортных узлов. На седьмом месте рейтинга расположился китайский морской торговый порт Гуанчжоу, управление которой осуществляет государственная компания Guangzhou Port Group Co. Ltd. Восьмое место отдано также китайской бухте - Циндао, с ней совмещаются причалы и акватория, в которой базируются как надводные суда, вплоть до эсминцев, так и подводные лодки.


Девятая позиция досталась Дубаи - рукотворной гавани, находящейся в ОАЭ. Ее пропускная способность рассчитана на эквиваленты в количестве до двух миллионов. Здесь ежегодно обслуживаются сто двадцать судов, относящихся к категории пассажирских.


Закрывает десятку нидерландская морская рыбная бухта Роттердам, обслуживающая большое количество грузопотоков, основная масса которых специализируется на поставках нефти и нефтепродуктов.

Вверх