Избирательный закон 1905. Самарская область

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. - «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой "первой революции", к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвертой - четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя - князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем - князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное "Выборгское воззвание".

Манифестом, 17 октября с. г. изданным, мы возвестили о непреклонной воле нашей, не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в ней, в мере возможности, те классы населения, ко и избирательными правами не пользовались, предоставив дальнейшее развитие общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Согласно сему, в изменение положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений, повелеваем:

I. Предоставить участие в избрании выборщиков в городские избиоательные собрания: 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торговопромышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог;

4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах. ...

III. Предоставить участие в съездах уездных землевладельцев, кроме лиц, указанных в положении о выборах в Государственную думу, также и лицам, которые не менее года, на основании письменного о том договора или доверенности, управляют в пределах уезда имением, достигающим по пространству земли, обложенной сбором на земские повинности, размеров, указанных в приложении к статье 12 означенного положения, или на тех же основаниях арендуют, в пределах уезда, такую же землю в упомянутом количестве.

V. Предоставить участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собоания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности на следующих основаниях:

1. Участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания предоставляется рабочим всех находящихся в поименованных ниже, в статье 2, губерниях и городах предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти. К предприятиям фабрично-заводской промышленности причисляются и железнодорожные мастерские с указанным общим числом рабочих мужского пола. ...

4. Рабочие (ст. 1) избирают из своей среды уполномоченных по существующему расчету: в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи - одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи - по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих.

6. В избрании уполномоченных принимают участие рабочие мужского пола упомянутых в ст. 1 предприятий, кому бы последние ни принадлежали. Не принимают участия в выборах и не могут быть избираемы в уполномоченные либо в выборщики иностранные подданные, а равно лица, означенные в ст. 7 положения о выборах в Государственную думу.

7. Ко времени производства выборов в каждом предприятии, рабочие которого принимают участие в выборах, вывешивается за подписью подлежащего должностного лица фабричного или горного надзора, а в железнодорожных мастерских - начальника мастерской объявление об общем числе рабочих данного предприятия и числе подлежащих избранию от них уполномоченных.

8. Общий по губернии или городу список предприятий, в коих производятся выборы, с указанием общего числа рабочих и числа подлежащих избранию от них уполномоченных оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

9. Избрание уполномоченных от рабочих производится во всех предприятиях губернии или города по возможности в один и тот же день, назначаемый губернатором или градоначальником, по принадлежности.

10. Избрание уполномоченных от рабочих производится в помещениях, отводимых для этой цели владельцами предприятий. Во время производства выборов лица, в них не участвующие, в указанные помещения не допускаются.

11. Способ и порядок избрания уполномоченных определяются самими рабочими каждого предприятия. Для поддержания порядка во время выборов и для руководства ходом последних рабочие избирают из своей среды одного или нескольких председателей.

12. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского пола, достигшие 25 лет и работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не менее шести месяцев.

13. Списки уполномоченных, избранных рабочими каждого предприятия, подписываются председателем и не менее как десятью избирателями. Списки эти передаются фабричному либо заводскому управлению, или начальству железнодорожной мастерской, которые немедленно препровождают их губернатору или градоначальнику, по принадлежности. Копии списков вывешиваются на видных местах для сведения рабочих. В указанных списках должны быть обозначены: имя, отчество, фамилия, звание и возраст лиц, избранных в уполномоченные.

14. Общий по губернии, области или городу список уполномоченных от рабочих, с указанием предприятий, от которых уполномоченные избраны, оглашается губернатором или градоначальником, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

15. Съезды уполномоченных от рабочих созываются под предсе-дательством городского головы или заменяющего его лица: губернские - в городах губернских, а городские - в городах, в ст. 2 указанных. О дне и месте производства выборов в съездах заблаговременно оглашается губернаторами или градоначальниками, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность такого объявления.

16. Способ удостоверения личности уполномоченных от рабочих предоставляется председателям съездов.

17. Съезды уполномоченных от рабочих избирают выборщиков из своей среды закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами. Избранными считаются лица, получившие более половины избирательных голосов в порядке старшинства избирательных баллов. В случае равенства голосов избрание определяется по жребию. Если число лиц, получивших в съезде уполномоченных более половины голосов, не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков, то на следующий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов. ...

19. Жалобы на неправильности, допущенные при избрании уполномоченных от рабочих, приносятся уездным, а на неправильности, допущенные при избрании выборщиков,- губернским по делам о выборах комиссиям и разрешаются сими комиссиями с соблюдением правил, постановленных в статьях 45-47 положения о выборах в Государственную думу. При рассмотрении упомянутых жалоб в состав губернских и уездных по делам о выборах комиссий входит один из чинов фабричного или горного надзора, по назначению губернатора.

20. Избранные по губернии или городу выборщики от рабочих участвуют в выборах членов Государственной думы в составе подлежащего губернского или городского избирательного собрания, по принадлежности.

21. Уполномоченным и выборщикам от рабочих, в случае их о том ходатайства, возмещаются из казны путевые издержки по поездке в губернский город на съезды (ст. 15) и на избирательные собрания (ст. 20) по расчету 5 коп. на версту в оба пути. ...

XIII. В дополнение ст. 33 утвержденных нами 18 сентября с. г. правил о применении и введении в действие учреждения Государственной думы и положения о выборах в Думу, постановить:

1. Предварительно избрания волостными сходами уполномоченных в избирательные съезды сельские общества могут производить новое назначение выборных на волостные сходы.

2. Выборы уполномоченных производятся на волостных сходах закрытой подачей голосов посредством баллотировки.

XIV. В изменение и дополнение утвержденных нами 11 октября с. г. правил о применении положения о выборах в Государственную думу к губерниям Царства Польского, постановить:

В Люблинской и Седлецкой губерниях гмины, кои имеют быть особо указаны, выбирают сверх означенных в ст. 7 упомянутых правил уполномоченных от гминных сходов еще по два уполномоченных от каждой из сих гмин. Съезды этих уполномоченных созываются в подлежащих уездных городах, под председательством мировых судей, по назначению местных съездов мировых судей. Означенные съезды избирают из своей среды выборщиков в особое избирательное собрание, которое образуется в г. Холме Люблинской губ., под председательством председателя съезда мировых судей, по назначению министра юстиции Число сих выборщиков имеет быть определено особо. Избирательное собрание в Холме выбирает из своей среды одного члена Государственной думы, сверх числа членов Думы, указанного в приложенном к ст. 2 вышеупомянутых правил расписании их общего числа по губерниям Царства Польского и их городов...

Государственная дума и России в документах и материалах.- М., 1957.- С. 94-102.

Первоначально положение о выборах в Государственную думу было издано 6/9 августа 1905 г. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, «владеющим собственностью». Не могли участвовать в выборах целые категории населения, прямо перечисленные в законе: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся, «бродячие инородцы», т. е. народы, которые вели кочевой образ жизни, все неимущие - рабочие, ремесленники, батраки, деревенская беднота, не являющиеся домохозяевами; 85% мест в Думе предоставлялось помещикам.

Ограничения содержал и новый закон от II декабря 1905 г. Так, по 3 п. (I) участие в выборах могли принимать только рабочие, занимавшие наиболее дорогие квартиры. Современники описали избирательные ухищрения и махинации царского правительства, когда каждый губернатор действовал по своему разумению, каждый пристав по-своему «толковал» избирательный закон.

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города. Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

Избирательный закон от 11 декабря 1905 вводилась куриальная система выборов. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25-ти лет. На основе этого закона были избраны I и II Дума. Судьба их была печальна, обе были разогнаны царём. 3 июня 1907 года издан новый избирательный закон, по которому были избраны III и IV Дума.

Избирательная система 1907 года -- система выборов по Положению о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года, принятому после роспуска II Думы. Избирательная система использовалась при выборах в Государственные Думы III и IV созыва. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах правительственного большинства. В то же время, усилившаяся непропорциональность избирательной системе привело к общему снижению доверия населения и к Думе, и к царскому правительству.

Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями (официально курии именовались списками избирателей) являлись: (волостная (то есть крестьянская); землевладельческая; 1я городская (высший избирательный ценз); 2я городская (низший избирательный ценз); рабочая).

Избирательное право по волостной курии имели крестьяне-домохозяева, владевшие надельной либо частной землей и лично ведшие хозяйство. Эти избиратели не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали от каждых десяти дворов одного участника волостного схода, после чего волостной сход избирал двух уполномоченных на уездный избирательный съезд. Если крестьяне имели достаточно имущества для голосования в цензовых куриях, они могли записаться в эти курии взамен волостной.

Для избирательного права в землевладельческой курии требовалось за год до выборов владеть в том же уезде, на выбор: количеством земли, имуществом, не составляющим торгово-промышленного заведения.

Для избирательного права в 1й городской курии требовалось не менее года до выборов владеть в том же городе, на выбор: для городов губернских, областных, с градоначальствами и с населением не менее 20 тыс. человек - недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, требующим выборки свидетельства торговым предприятием - первых двух разрядов, промышленным предприятием - первых пяти разрядов.

Для избирательного права) в 2й городской курии требовалось не менее года до выборов в том же городе, на выбор: уплачивать государственный квартирный налог, плачивать основной промысловый налог на личные занятия, получать содержание или пенсию по службе в государственных, земских, городских, сословных учреждениях или на железных дорогах.

Для избирательного права в рабочей курии требовалось работать более шести месяцев на предприятии с численностью рабочих не менее 50. Рабочие не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали уполномоченных на съезд: от каждого предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 - по одному, свыше 1000 - по одному от каждой полной 1000 рабочих. Рабочие могли быть избирателями только в рабочей курии, даже если они удовлетворяли цензовым требованиям других курий.

ВЫСШИЙ ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИИ.

Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 года. Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября под экономическими лозунгами начали забастовку печатники, а затем рабочие большинства московских предприятий. В начале октября к стачке присоединились московские железнодорожники. Их поддержали рабочие почти всех железных дорог страны. Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и рабочих поселках страны возникли Советы рабочих депутатов - органы не только руководства революционной борьбой, но и местной власти. 13 октября был создан Петербургский Совет рабочих депутатов во главе с меньшевиком Г. С. Хрусталевым-Носарем. Прекратились занятия в школах и гимназиях, не работали высшие учебные заведения. Были отменены спектакли в крупнейших театрах.

Октябрьские выступления являли собой мощный революционный порыв, сплотивший все слои населения России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым вводилась Государственная Дума с законодательными функциями. 3 ноября 1905 г. вышел указ об уменьшении выкупных платежей с крестьян за надельную землю наполовину и о полном прекращении их взимания с 1 января 1907 года.

Формирование монархических партий. Революция 1905 года послужила толчком к организационному оформлению монархических партий. Раньше власть не признавала необходимым существование политических организаций, защищавших ее интересы. Теперь же сторонники самодержавия стали объединяться.

Наиболее крупными политическими организациями монархистов были: Русское собрание, Монархическая партия, "Союз русского народа". Их вожди выступали за восстановление и укрепление "исконных русских начал" - самодержавия, православия, народности, которые трактовались ими в националистическом духе. Они объявляли русскую народность "господствующей и первенствующей" и в политической, и в культурной, и в хозяйственной сферах. Считая, что русский народ по природе своей не способен на социальную вражду, лидеры монархистов выдвигали идею о наличии внешнего врага, привносящего смуту в страну. Поэтому исключительное место в их идеологии занимал антисемитизм.

Формирование либеральных политических партий. Во время революции организационно оформились и либеральные партии.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные, прозападно настроенные либеральные силы. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя, необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей. Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные организации и прежде всего через Думу. Лидером партии был П. Н. Милюков, ее численность в 1905-1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

Консервативное крыло либерального движения представляла партия Союз 17 октября (октябристы), которая начала формироваться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения, признавшего Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Своей главной целью октябристы объявили оказание "содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ". Председателем Центрального комитета Союза 17 октября был избран А. И. Гучков. Численность партии в 1906 г. составляла 50-60 тыс. человек.

Декабрьское вооруженное восстание. Ободренные правительственными уступками, революционеры решили предпринять вооруженную попытку свержения существующей власти. Огромное количество денег было истрачено на покупку оружия и создание в крупных промышленных центрах рабочих дружин. В начале декабря Московский Совет рабочих депутатов (созданный 21 ноября 1905 г.) постановил начать всеобщую политическую забастовку. По призыву Совета более 100 тыс. рабочих прекратили работу. К москвичам присоединились 110 тыс. петербуржцев. Правительство бросило против бастующих войска, в ответ рабочие взялись за оружие. К 10 декабря стачка в Москве переросла в вооруженное восстание.

В Московском восстании принимали участие около 6 тыс. человек. Семь дней они вели сражения с жандармскими и армейскими силами. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл лейб-гвардии Семеновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов. Центром борьбы стала Пресня. Но силы были слишком неравны. 19 декабря 1905 г. по решению Совета восстание было прекращено. Революционные события в России не оставили равнодушным население национальных окраин России. Почти повсеместно происходили восстания, забастовки, стачки. Под напором революционных выступлений власти были вынуждены частично пересмотреть национальную политику и пойти на некоторые уступки.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1906-1907 годов

"Основные законы" 1906 года. В разгар вооруженного восстания в Москве, 11 декабря 1905 г., был издан указ о выборах в Государственную думу. Все население делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными - каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехступенчатые, для рабочих - трехступенчатые, для буржуазии и помещиков - двухступенчатые. Члены Государственной думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, который Манифестом от 20 февраля 1906 г. был также наделен законодательными функциями. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина - избиралась некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями (Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев).

При определении полномочий императорской власти понятие "неограниченная" было заменено на "верховная". Монарх сохранял всю полноту прав по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог, согласно статье 87 Основных законов, издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Однако подобную меру император не мог применять для изменений Основных государственных и избирательных законов. Кроме того, он был обязан представить такой закон на утверждение Думы не позже чем через два месяца после начала ее работы. В противном случае закон терял свою силу. Император имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока ее полномочий.

Деятельность I Государственной думы. В марте - апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Были избраны 499 депутатов. Из них 142 были крестьянами или занимали должности в органах крестьянского самоуправления; 27 - занимались ремесленным и фабричным трудом. 120 человек относились к интеллигенции: чиновники, адвокаты, врачи, инженеры, профессора, учителя, журналисты. В Думе оказались 46 помещиков и управляющих имениями, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 16 священников, 73 земских, городских и дворянских служащих. Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились по фракциям. Самой крупной оказалась кадетская фракция - около 180 депутатов. Второй по численности была крестьянская фракция трудовиков - свыше 100.

Около 70 депутатов являлись членами различных национальных партий и групп. 100 человек объявили себя беспартийными. Представители правых партий в Думу не попали. Большевики и эсеры бойкотировали выборы.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Ее председателем был избран профессор Московского университета, специалист по праву, кадет С. А. Муромцев.

Разрабатывая Положение о выборах, правительство сознательно стремилось обеспечить преобладание в Думе крестьян. Оно надеялось, что крестьянский консерватизм, склонность к традиционным устоям явятся противовесом оппозиционным настроениям кадетов. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. И действительно, крестьяне были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности.

Обсуждались весьма радикальные проекты (например, "проект 33-х"): немедленное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Кроме того, депутаты потребовали упразднить Государственный совет, расширить законодательные права Думы, установить ответственность правительства перед ней. Правительство обвинило депутатов в том, что они "уклонились в не принадлежащую им область". 9 июля 1906 г. царским манифестом I Дума была распущена, проработав всего лишь 72 дня.

Деятельность II Государственной думы. Выборы во II Государственную думу прошли в феврале 1907 г. В них приняли участие все политические силы страны, в том числе социал-демократы и эсеры. Социальный состав Думы существенно не изменился. Было избрано 169 крестьян-земледельцев, 32 рабочих и ремесленника, 20 священников, 17 коммерсантов и торговцев, 57 помещиков и управляющих имениями, 6 промышленников и директоров заводов. 119 депутатов занимались интеллектуальным трудом. В то же время партийной состав депутатов II Думы оказался более радикальным. Трудовая группа включала 104 депутата; конституционно-демократическая фракция - 98; социал-демократическая фракция - 65; группа социалистов-революционеров - 37; Союз 17 октября - 32; монархисты - 10; польское коло (фракция польских националистов) - 46; мусульманская фракция - 30. Группу беспартийных составили 50 человек.

20 февраля 1907 г. II Государственная дума начала свою работу. Ее председателем был избран видный земский деятель кадет Ф. А. Головин. Депутаты принялись за обсуждение аграрного вопроса. Тон задавали левые партии. Они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всех земель в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. Но чтобы не связывать роспуск Думы с аграрным вопросом, правительство обвинило 55 социал-демократических депутатов в революционном заговоре и потребовало дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила созданием специальной комиссии для расследования. Однако правительство и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы.

Революционное движение 1906-1907 годов. После подавления Декабрьского вооруженного восстания происходил спад стачечного движения рабочих. Если в течение 1905 г. было зарегистрировано 2,8 млн. участников забастовок, то в 1906 - 1,1 млн, а в 1907 - 740 тыс. При этом наибольшую активность стали проявлять рабочие легкой промышленности, преимущественно текстильщики. Большинство стачек в этот период носило экономический характер. Рабочие протестовали против попыток фабрикантов вернуть назад отвоеванные в 1905 г. права: увеличить рабочий день, снизить зарплату и пр.

Весной - летом 1906 г. поднялась новая волна крестьянского движения, которое приобрело даже более широкий размах, чем в 1905-м. Оно охватило половину уездов Европейской части России и все чаще сопровождалось разгромом помещичьих имений. В адрес Государственной думы I и II созывов поступало огромное количество крестьянских обращений - наказов.

Происходили восстания в армии и на флоте, которые, как и крестьянские выступления, по сравнению с 1905 г., приняли более активный характер.

Итоги революции. Первая российская революция носила незавершенный характер, так как она не смогла разрешить всех проблем, которые ее породили. Но тем не менее, власти были вынуждены пойти на некоторые уступки.

Пролетариату удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже 8-часовой рабочий день), повышения заработной платы. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялся минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, вводились пособия по болезни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.

Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти - Государственной думы.

Революционные события 1905-1907 гг. имели отрицательные последствия для экономики страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство. По всей стране было разграблено и уничтожено множество помещичьих усадеб, хозяйственных построек, посевов, скота. Сократились капиталовложения в экономику; из частных банков изымались вклады и переводились за границу. Все это поставило царское правительство на грань банкротства, и лишь заем во Франции в размере 840 млн. руб. помог спасти российскую денежную систему от полного краха.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1907-1914 годах

П. А. Столыпин и его программа реформ. Революционная буря постепенно утихала. Но наиболее дальновидные и здравомыслящие члены правительства понимали, что причины, вызвавшие революцию, не устранены. Чтобы предотвратить новый социальный взрыв, были необходимы не только политические уступки и репрессии, но и широкие социально-экономические реформы. Одним из таких политиков был П. А. Столыпин, в июле 1906 г., после роспуска I Государственной думы, назначенный Председателем Совета Министров. Его позиция заключалась в формуле: "успокоение и реформы". Столыпин решил, что реформы необходимо начать с переустройства всей жизни деревни.

24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь II созыва Госдумы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты Столыпин намерен был предложить для обсуждения депутатам новой Думы.

Разрушение общины. Первым актом нового правительства стал закон "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было разрешение свободного выхода из крестьянской общины. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны быть сведены в один участок. Указ не посягал при этом на помещичье землевладение.

Социальный смысл аграрной реформы Столыпина состоял в том, чтобы создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества. Правительство и не скрывало, что делает ставку "не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных", что порядок выхода из общины выгоден прежде всего зажиточным крестьянам.

Но все же основной целью реформы было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, Столыпин выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Однако из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины домохозяев свои наделы продали 1,2 млн., т.е. 60%. Несмотря на все усилия правительства, единоличные хозяйства, по типу фермерских, к 1915 г. составляли всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.

Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров зачастую вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909-1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

Переселенческая политика. Одним из важнейших инструментов разрушения общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отправить миллионы безземельных бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений - в Сибирь и на Дальний Восток, где было много пустующей земли. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных), денежное пособие - 200 руб. на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 г. на малонаселенные окраины России переехали 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно (524 тыс., или 17%).

Несмотря на все недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири и Дальнего Востока. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил П. А. Столыпин, - по пути создания крепких единоличных хозяйств.

Первые результаты реформ. Развитие кооперации. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России".

Тем не менее уже за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - на 150%; на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1907-1914 годах

Новый избирательный закон. 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон.

Новый избирательный закон сохранил деление избирателей на 4 курии - землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Но городские курии были разделены на два разряда, отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Значительно сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население 10 областей Средней Азии и Сибири было вообще лишено представительства в Думе как не достигшее "достаточного развития гражданственности".

III Государственная дума избирались по новому закону. Половину ее депутатов составили землевладельцы - 242 человека. Крестьянство было представлено 79 депутатами (16% от всего депутатского корпуса), рабочие и ремесленники - 16 депутатами (3%). К моменту открытия Думы ее депутаты распределялись по фракциям следующим образом: наибольшее представительство имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147); кадеты получили 54 мандата, социал-демократы - 19. В трудовой группе насчитывалось 14 депутатов. 52 депутата являлись членами различных национальных партий и групп. Эсеры выборы бойкотировали. В III Государственной думе сменилось три председателя: Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко; все они принадлежали к фракции октябристов.

Первое заседание Государственной думы третьего созыва состоялось 1 ноября 1907 г. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец начать обсуждение в ней аграрного законодательства. 14 июня 1910 г. царь Николай II утвердил принятый Думой законопроект, "касающийся крестьянского землевладения".

Ужесточение национальной политики. Основной целью реформ П. А. Столыпин считал создание "великой России". Этот программный лозунг, помимо всего прочего, подразумевал сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны населением национальных окраин во время революции. Подобная позиция находила отклик у части российского общества и депутатского корпуса. Осенью 1909 г. в Государственной думе была создана фракция русских националистов. Ее члены ставили перед собой цель дать отпор "инородческому засилью" в стране, а также, чтобы не допустить повторения революционных событий, противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. Постепенно фракция националистов превратилась в главную опору Столыпина в Думе.

Отношение в стране к политике Столыпина было сложным. С одной стороны, несмотря на революционное затишье, были по-прежнему сильны антиправительственные настроения. Значительная часть населения не доверяла власти. Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея перераспределения земли революционным путем. Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя "вековых устоев". Им нужен был премьер-успокоитель, в премьере-реформаторе они не нуждались. Либеральные интеллигенты не могли простить Столыпину военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Для членов революционных партий премьер-реформатор навсегда остался "душителем революции", "вешателем", реакционером.

Единственной силой, объявившей о своей поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы, стоявшая за ними патриотически настроенная русская буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Эта социальная группа одобряла как наведение порядка самыми крутыми мерами, так и осторожные, продуманные реформы. Однако вскоре Столыпин лишился поддержки октябристов. Они были недовольны нерешительностью премьер-министра в проведении политических реформ. Кроме того, октябристы обвиняли Столыпина в том, что он слишком часто пытается действовать в обход Государственной думы. Весной 1911 г. А. И. Гучков решил открыто порвать с П. А. Столыпиным и сложить с себя полномочия председателя Государственной думы. Премьер-министра безоговорочно поддерживала только фракция националистов, но она не имела большого политического влияния.

Самым неприятным для Столыпина обстоятельством было то, что его курс перестал поддерживать и Николай II. И не потому, что царь боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Николай II интуитивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в "столыпинской России" самодержавная власть уже будет не нужна. Оправившись от испуга революционных лет, император все больше прислушивался к мнению консервативных сил в своем окружении. Все ждали отставки Столыпина. В придворных кругах даже обсуждали его новое назначение - наместником на Кавказ. Но 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре, в присутствии императора, П. А. Столыпин был смертельно бранен Д. Г. Богровым. Убийца был связан с одной из революционных I организаций и в то же время являлся платным агентом полиции.

Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума. П. А. Столыпину так и не удалось провести в жизнь многие из намеченных реформ. Они были заблокированы либо Государственной думой, либо Государственным советом. Сам Столыпин считал политические преобразования делом второстепенным и все усилия сосредоточил на аграрной реформе. Осенью 1910 г., когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, произошло оживление оппозиционного движения.

В 1912 г., отработав положенный срок, завершила свою деятельность III Государственная дума. Крайне правые опять попытались оказать давление на Николая II с целью побудить его отказаться от новых выборов и упразднить это законодательное учреждение. Император не решился на подобный шаг. IV Государственная дума начала работу 15 ноября 1912 г. По своему партийному составу она почти не отличалась от Думы третьего созыва. Фракция русских националистов и умеренно-правых насчитывала 88 членов; правых депутатов было 65 человек; расколовшиеся на несколько фракций октябристы имели в общей сложности 98 мандатов; кадеты провели в Думу 59 депутатов; трудовая группа состояла из 14 человек, социал-демократическая фракция - из 14; национальные районы были представлены 21 депутатом. Тем не менее по своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Это было связано с тем, что Совет Министров под давлением правых отказался от большей части реформаторских планов. Лидер кадетов Милюков предлагал создать в Думе блок приверженцев умеренных реформ для оказания мощного давления на правительство.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Предпосылками для принятия решения о создании Государственной Думы послужили революционные события в стране с начала 1905 года, которые вынудили Николая Второго пойти на определенные уступки населению России. Основой революционных действий являлся вопрос об изменении власти в стране, перевод ее на демократический вектор развития. Народ требовал ограничения самодержавия, учреждения народного представительства, проведения всеобщих выборов на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Законодательство о Государственной думе формировалось в несколько этапов.

На первом этапе , в августе 1905 г., оно не было радикальным. Ду­ма провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. По традиции избирательного права лишались женщины (они не имели этого права так­же в Англии, Германии, Франции), военнослужащие срочной службы (считалось, что армия выражает сугубо государственные интересы и в по­литике не участвует),бродячие инородцы (кочевые и полукочевые народы в силу образа жизни).



Остальное население, которое могло участвовать в выборах, делилось на три курии: землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы предполагались многостепенные.

На первом этапе избирались «выборщики», а из них – депутаты Думы. Крестьянство как главная опо­ра монархии должно было дать 42 % выборщиков, две другие курии соответственно 34 % и 24 %. Для двух первых курий устанавливался до­вольно высокий имущественный ценз, благодаря которому от выборов устранялись средние спои населения: мелкие собственники, наемные рабо­чие, интеллигенция. Целью введения цензов, которые не допускали к выборам значительную часть населения России, являлось недопущение в Государственную Думу представителей «вольнодумства».

Дума должна была состоять из 524 депутатов, однако практически до самого своего роспуска (время работы: с 27 апреля 1906 года по 8 июля 1906 года, 72 дня) она находилась не в полном составе. Причинами этому послужили неоднократные отмены и 2 переносы выборов в некоторых регионах страны из-за революционных выступлений народных масс. Таким образом избиралось 330 членов Думы. Кроме того, 51 депутат (1 от губернии) избирался крестьянскими выборщиками из своего состава, 3 депутата (по одному от Донского, Астраханского и Оренбургского казачьих войск) – казачьими выборщиками также из своего состава. 20 крупнейших городов имели отдельное представительство, избирая двухстепенным голосованием 28 членов Думы.

На этом этапе Дума мыслилась как орган, совмещающий черты запад­ного парламента и старинных Земских соборов Московской Руси. Глав­ным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осущест­влять предварительную разработку и обсуждение законодательных предпо­ложений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и рас­пускалась досрочно по указу царя.

Следующим шагом правительства в направлении придания государст­венному строю России конституционных черт явился подготовленный Витте Манифест 11 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государст­венного порядка», непосредственным поводом к изданию которого послу­жила октябрьская политическая стачка. Манифест устанавливал полити­ческие права и свободыдля граждан России: неприкосновенность лично­сти, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). Он предоставил избирательные права всем слоям населения, лишенным их по закону августа 1905 г. Государственная дума в манифесте меняла свое значение и приобретала черты развитого парла­мента. Она провозглашалась законодательным органом, поскольку «никакой закон не мог иметь силу без одобрения Государственной ду­мой», а избранники народа могли на деле участвовать в контроле за за­конностью действий государя.

Одновременно по закону от 19 октября был преобразован высший ор­ган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в рукахпремьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формирова­нию принципов ответственности между парламентом и министрами.

Следующим этапом формирования законодательства о Государствен­ной думе стал закон от 11 декабря 1905 г. Он был принят в

В декабре 1905 года внесены изменения в Положение о выборах царским указом от 11 декабря 1905 года, которые существенно скорректировали избирательное законодательство. Всего было учреждено четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. По представительству они существенно различались – 1 выборщик от 2 тысяч населения в землевладельческой, от 4 тысяч – в городской, от 30 тысяч – в крестьянской и от 90 тысяч – в рабочей куриях. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную Думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом.

В съезде городских избирателей право участия имели лица, отвечающие требованиям ценза «квартирной самостоятельности», т.е. в течение года и более нанимающие квартиру (пример заявления о не включении в списки приводится), или же платившие такое же время квартирный налог. Для мелких собственников устанавливались трехступенные выборы, так как они были представлены на съездах уполномоченными, избираемыми на особом съезде. Для крестьян устанавливались четырехступенные выборы: 1 – сельский сход; 2 – волостной сход; 3 – съезд уполномоченных от волостных сходов (по 2 крестьянина от каждого схода); 4 – выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание. Таким образом, сначала крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход, затем волостной сход избирал двух уполномоченных на новый съезд и он уже избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. В губернском избирательном собрании выборщики от крестьян выдвигали из своего круга одного члена Государственной Думы, после чего все собрание избирало остальных депутатов Думы.

Внесенные 11 декабря 1905 года изменения в Положение о выборах предоставили право голосования фабрично-заводским рабочим, т.е. была введена «рабочая» курия. В выборах уполномоченных от рабочих могли участвовать любые рабочие – мужчины, а уполномоченными – только достигшие 25 лет и работающие на предприятии не менее 6 месяцев.

Для контроля за соблюдением избирательного законодательства, рассмотрения заявлений и жалоб в период избирательной кампании создавались губернская и уездные по делам о выборах в Государственную Думу комиссии. Губернскую возглавлял председатель окружного суда.

Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Собрание считалось правомочным избрать членов Государственной Думы, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через 7 дней. Новое собрание считалось состоявшимся независимо от числа выборщиков.

Вверх