Индивидуальные особенности. Ощущения в жизни человека

Индивидуальные особенности и виды ощущений Подготовила Кудрявцева Вероника, студентка бакалавриата 1 курса специальности "Психология и педагогика" школы педагогики ДВФУ Содержание 1 Введение 2 Понятие об ощущениях 3 Рефлекторная природа ощущений 4 Систематическая классификация ощущений 5 Индивидуальные особенности и развитие ощущений 6 Список литературы Введение Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета. Утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Ели бы органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Понятие об ощущениях Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Рефлекторная природа ощущений Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора); 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор - не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей. Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. Систематическая классификация ощущений Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой). Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими. Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но " в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений. Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или "модальности". Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, по при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение "слуховой" теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены. Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами "проприоцептивные ощущения", Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения. Рис. 1. Систематическая классификация основных видов ощущений Индивидуальные особенности Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Индивидуальные особенности ощущений У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Но они должны пройти значительный путь функционального развития. Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестетических ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом. Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность. Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении всей жизни человека и составляют ее сенсорную организацию. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают у художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Значит, деятельность влияет на развитие важных для данной профессии видов чувствительности. Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайной ограниченной сенсорный основе. При условии потери двух ведущих видов чувствительности - зрения и слуха, ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога -убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение. Развитие Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет). Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни. Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте). Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию). Список литературы * Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. * Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975. (Ощущения: Восприятие: 43-ПО.)Общая психология. - М., 1986. (Ощущения: 247-266. Восприятие: 266-290.).Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. * Теории и виды ощущений [Электронный ресурс]-URL: http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html (Дата обращения 13.03.2013) * Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I, II. - М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241-313.) 1

Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Виды ощущений:

Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модаль­ность является качественной характеристикой, в которой проявляется спе­цифичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л.М. Веккер).

Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств: зре­ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

XIX век ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестети­ческие и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, которую предложил английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон (1857-1952), выделивший три основных класса ощущений:

экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (например, на ко­же);

интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и постав­ляющие информацию о движении или положении различных частей те­ла.

Общую массу экстероцептивных ощущений Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы:

дистантные (зрительные, слуховые),

контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

Свойства ощущений.

Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество - это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний: высота, громкость, тембр;

Качества тактильных ощуще­ний: твердость, шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения Е от физической силы раздражите­ля S, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном за­коне психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»:

Е = к log S + с.

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму си­лы раздражителя (S); к и с - некоторые постоянные, определяемые спе­цификой конкретной сенсорной системы.

Вот ещё одна формулировка закона Вебера - Фехнера:

Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Закону Вебера - Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, соглас­но которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической ин­тенсивности стимула.

Длительность ощущения - его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вку­совых - 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация - это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотно­сится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздей­ствует раздражитель.

Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение - это .

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств. Особенность ощущений заключается в их непосредственности и сиюминутности. Когда человек прикасается к предмету, кладет его на язык, подносит к носу, такое воздействие называется контактным. Воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение, передающееся по афферентным нервным волокнам в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Свойства ощущений. Наши органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям среды. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией.

Нередко под воздействием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Это явление связано с синестезией (от греч. synaisthesin -единовременное ощущение, совместное чувство) - психическим состоянием, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Например, общеизвестно, что цветовые сочетания влияют на температурную чувствительность: сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода, а желто-оранжевый - тепла. Эту особенность учитывают дизайнеры.

Явление сенсорного голода, или большой дефицит ощущений, называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации в психике человека возникают разнообразные аномальные явления - от галлюцинаций и впадения в забытье до полного отключения мозга.

Виды ощущений . При классификации ощущений выдвигают следующие критерии:
а) по месту расположения рецепторов;
б) по наличию либо отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
в) по времени возникновения в ходе эволюции;
г) по модальности (виду) раздражителя.

Выделяют три основных класса ощущений: интерорецептивные (органические), экстерорецептивные и проприорецептивные. Интерорецептивные сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.). Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Проприорецептивные расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

Кроме того, ощущения могут быть дистантными и контактными. К первым относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые. Ко вторым -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Каждый тип человеческих ощущений дает специфическую информацию. Однако существуют общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений». Чувствительность - это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. «Порогом ощущений» называют психологическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется верхним порогом чувствительности (например, за этим порогом свет уже ослепляет).

Благодаря порогу чувствительности человек может постоянно улавливать незначительные изменения параметров внешней и внутренней среды: силу вибрации, уменьшение или увеличение силы звука, уровень освещенности, уровень тяжести и т.д. Пороги чувствительности для каждого индивидуальны. Их величина зависит от многих причин. Особое влияние на повышение чувствительности оказывают характер деятельности, профессия, мотивы, интересы, степень тренированности.

Изменения в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называют дифференциальным порогом, или «порогом различения». Величину различения между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называют оперативным порогом. Оперативный порог ощущений в 10-15 раз выше дифференциального.

Выделяют также временной порог - это мера длительности и воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный порог - период реакции, отрезок времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Ощущение относится к более сложноорганизованному психологическому процессу - восприятию. Восприятие есть целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Различают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестезические (двигательные) восприятия.

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, т.е. связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии формы и величины предметов с помощью синтеза зрительных, осязательных, мышечных ощущений, а также на восприятии удаленности и объема предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением человека.

Восприятие течения времени заключается в том, что восприятие времени не изменяет очевидного физического стимула. Конечно, само время исчисляется секундами, минутами, т. е. может быть измерено, но нет определенного объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают запах, свет и т.д.). На сегодняшний день ученым не удалось обнаружить механизм, преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Однако достоверно установлено, что каждый обладает «биологическими часами»: сердечный ритм и обменные процессы помогают нам ориентироваться во времени. Если человек в течение нескольких месяцев встает по будильнику в одно и то же время, то вскоре организм настраивается на пробуждение в определенный час без дополнительного стимула.

Восприятие времени меняют некоторые медикаменты, оказывающие влияние на ритмику организма. Кофеин ускоряет время, хинин и алкоголь, напротив, замедляют его. Наркотические препараты (гашиш, марихуана и т.д.) могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, эмоциями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный жизненный период, наполненный не-интересными событиями и обыденностью, вспоминается как быстро прошедший.

При резком эмоциональном или физическом переутомлении часто происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Звуки оглушают, свет ослепляет, запахи «въедаются», вызывая острое раздражение. Такие изменения восприятия называются гиперстезией.

Гипостезия - противоположное состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам. Гипостезия связана с подвижными или неподвижными раздражителями, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющегося: в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как в театре или кино (сценоподобные галлюцинации).

От галлюцинаций стоит отличать иллюзии (от лат. Illusio - «обман») - ошибочные восприятия реально существующих явлений или вещей. Иллюзии делят на аффективные, парейдолические и вербальные (словесные).

Свойства восприятия . Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия: константность, целостность, осмысленность, избирательность и апперцепцию.

Константность - устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зеленый, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон константности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные.

Целостность - всякий объект и ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т.е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.

Осмысленность - как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.

Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т.п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).

У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Однако они должны пройти значительный путь функционального развития.

Самым органом познания ребенка является рот, поэтому вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховая и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни она начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор.

У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Особенно чувствительность к цветов, острота зрения, общая чувствительность к световому раздражители.

Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующее звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связан по овладению языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон простирающегося к ней языка, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей.

И. М. Сеченова подчеркивал большое значение кинестезичних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка, дифференцирование ее движений, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

М. М. Кольцова выдвинула идею единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и заканчивая кинестезиею языка. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность.

Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении жизни человека и составляют ее сенсорную организацию.

Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают в сталеваров, художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Следовательно, деятельность влияет на развитие значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментально подтверждено, что можно в десятки раз увеличить чувствительность к распознания человека.

Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайно ограниченном сенсорный основе, даже при условии потери двух ведущих чувствительности - зрения и слуха. Тогда ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога - убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение.

Развитие ощущений Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения - более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов. Например, человек может обладать высоким порогом слуховой чувствительности, но не уметь различать в сложных звуковых раздражителях их составные части: музыкальный аккорд воспринимается этим человеком генерализован-но, он не выделяет в нем отдельных тонов. Этот недостаток может быть исправлен: путем целенаправленной тренировки человек может развить свою способность ощущения, научиться различать музыкальные тоны. Спортсмен, впервые совершающий прыжок с трамплина на лыжах, плохо разбирается в своих мышечно-двигательных ощущениях, хотя и может обладать большой чувствительностью двигательного анализатора. После первого прыжка он может рассказать о нем только в самом общем виде, не выделяя отдельных ощущений. Однако в процессе тренировки его двигательные ощущения становятся более ясными, вследствие чего он может дифференцированно отметить отдельные элементы своих движений. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок. Этот процесс, как говорит И. П. Павлов, есть не что иное, как «постепенное заглушение сначала широко возбужденного мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю». У человека этот процесс имеет активный характер. Та или иная деятельность для лучшего своего выполнения требует сосредоточения внимания на отдельных элементах работы. В связи с этим происходит выделение этих элементов и их лучшее отражение в ощущениях. Занятия физическими упражнениями, связанные с сознательным выполнением очень точных движений, в высшей степени содействуют развитию мышечно-двигательных ощущений. Опытный спортсмен может точно дифференцировать тончайшие мышечно-двигательные ощущения, связанные с тем видом спорта, в кото-ром он тренируется. Нет ни одного вида ощущений, который нельзя было бы развить в процессе тренировки. Большую роль при этом играет вторая сигнальная система. Ощущения становятся более ясными и отчетливыми, если они связываются с их словесными обозначениями. Развитие ощущений, имеющих значение в том или ином виде деятельности, стоит в прямой связи с наличием дифференцированной терминологии и ее правильным применением. Едва ли можно было бы хорошо развить ощущения музыкальных тонов, если бы эти тоны не обозначались соответствующими терминами. То, что не обозначается словом, плохо выделяется из общего комплекса.

6. В психопатологии выделяют следующие нарушения ощущений, к которым относятся:

1. Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

2. Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

3. Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

4. Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина-Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.

5. Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода. Я ощущаю, говорит пациентка С., что... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.

6. Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

7. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в экспериментальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после перерезки на экспериментальном участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатическая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основном с измерением порогов чувствительности и предполагают наличие специальной аппаратуры.

ОЩУЩЕНИЯ

План:

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

2. Природа ощущений.

3. Классификация ощущений.

4.Закономерности ощущений.
Основные понятия по теме: анализатор, рецептор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, нижний абсолютный порог ощущений, верхний абсолютный порог ощущений, разностный (дифферен циальный) порог ощущений, адаптация, сенсибалазация, сааестезия.

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).

Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.

Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.

С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.

В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.

С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».

Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.

Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.

Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.

В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.

Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.

Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.

Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?

Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.

С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».

«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.

Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».

С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.

Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

2. Природа ощущений
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. В организме существуют приборы, специализированные для приема определенных воздействий из внешней или внутренней среды и переработки их в ощущения. Эти приборы называются анализаторами.
Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела или рецептора (рецепторного поля), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

2) проводящих путей – афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) центрального отдела, расположенного в подкорке или коре головного мозга (мозговой конец анализатора), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.

Рассмотрим работу анализатора на примере зрительных ощущений (См. рис. 1).

Рис. 1. Зрительный анализатор.


Органом зрения является глаз. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия света (электромагнитного излучения) на внутреннюю сетчатую оболочку глаза, которая и является рецепторным полем зрительных ощущений. Сетчатка состоит из нескольких десятков тысяч волокон –окончаний зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Возбуждение по центростремительному (афферентному) нерву передается в кору больших полушарий, в затылочные доли, именно здесь происходит переработка зрительных сигналов. Переработанный зрительный сигнал возвращается по центробежному (эфферентному) нерву в глаз, в ту или иную мышечную систему глаза. Таким образом возникает ответ организма на раздражение: мы ощущаем свет.

В состав каждого ощущения входит движение - иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.д.) Глаз в процессе рассматривания объекта всегда скачкообразно движется по контуру объекта и его сложным точкам. Неподвижный глаз слеп.

Вернемся к периферическому отделу анализатора – рецептору. Рецептор (рецепторное поле, воспринимающее поле) – нервный орган, специально приспособленный для принятия раздражений, характеризуется двумя особенностями: во-первых, особо высокой чувствительностью, т.е. легче, чем прочие органы или нервные волокна поддается раздражению; во-вторых, каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю. Так, кожные рецепторы отражают механические воздействия, слуховые - звуковые колебания, зрительные – электромагнитные колебания и т.д. Тот или иной вид чувствительности четко локализован в головном мозге. Зрительная чувствительность представлена в затылочных долях коры головного мозга, слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины и т. д. Локализацию видов чувствительности в головном мозге смотрите на рисунке 2.

Рис. 2. Локализация чувствительности в головном мозге.


2. Классификация ощущений
Ощущения подразделяют на три вида.

1. Внешние или экстероцептивные.

2. Внутренние или интероцептивные.

3. Проприоцептивные.

Рассмотрим подробнее каждую группу ощущений.

Внешние ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и называются экстероцепторами, а ощущения данной группы, соответственно, экстероцептивными. Сюда относятся слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.

Органы внешних чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии. Синестезией называют появление тех или иных ощущений под влиянием неспецефических раздражителей. Например, появление зрительных ощущений под влиянием звуковых раздражений. У некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения. Цветной слух – так называют это явление.

Внутренние ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга информацию, исходящую от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, и других внутренних органов. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что названных внутренних органов, а потому называются интероцепторами.

Внутренние ощущения по-другому называются интероцептивными или органическими. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физико-химического характера. К интероцептивным ощущениям относятся чувство голода, жажды, удушья, чувство дискомфорта, которое может возникать как ранний симптом заболевания внутренних органов, чувство напряжения, возникающее при неудовлетворенности какой-либо потребности, и чувство успокоения или комфорта, сигнализирующее об удовлетворении потребностей и нормальном протекании внутренних процессов. Изучение интероцептивных ощущений очень важно в медицине для описания внутренней картины болезни, что важно для диагностики внутренних заболеваний. Объективное значение этих: ощущений очень велико, т. к. они регулируют поведение человека в сторону уравновешивания работы внутренних органов, обменных процессов.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела (статические ощущения) и органов движения (кинестетические ощущения) в пространстве. Они обеспечивают регуляцию наших движений.

Периферические рецепторы статических ощущений или ощущений равновесия расположены в среднем ухе и напоминают нивелир - прибор, используемый в строительстве. При изменении положения головы или тела в целом в пространстве, жидкость в приборе также меняет свое положение, раздражая особые волосковые клетки. Возникающее возбуждение передается по волоскам, идущим в составе слухового нерва как особая его часть (так называемый вестибулярный нерв), в теменно-височные отделы коры головного мозга и аппарата мозжечка.

Периферические рецепторы кинестетической или глубокой чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждения, возникающие в рецепторах, отражают изменения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. Перерыв проводников кинестетической чувствительности в любом месте приводит к тому, что человек оказывается не в состоянии определить положение своей руки (или ноги) в пространстве, иногда испытывает признаки изменения схемы тела – размер конечностей или тела ему кажется необычным, иногда несоразмерно большим. Такие люди испытывают большие затруднения в движениях, лишенные чувственной опоры, они становятся неуправляемыми.
3. Закономерности ощущений
Чувствительность и ее измерение. Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим не вооруженным глазом множества происходящих вокруг нас микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом.

Нижний порог измеряется в единицах интенсивности соответствующего раздражителя: в барах (единицах давления) для осязания, в децибелах (единицах интенсивности звука) – для слуха, в люксах (единицах. силы света) для зрения. Нижний порог дает количественное выражение чувствительности (остроты ощущений). Чувствительность тем выше, чем ниже нижний порог.

Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги. Под верхними порогами ощущений понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением (сверхгромкий звук, слепящая яркость света).

Звук с интенсивностью ниже одного децибела может не ощущаться и составлять нижний порог ощущения. А звук в 130 децибел начинает вызывать болевые ощущения.

Измерение нижних порогов ощущения может быть использовано для диагностики периферического или центрального поражения. Так, например, снижение слуха на одно ухо может свидетельствовать либо о поражении периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо о патологическом очаге в височной области противоположного полушария. Не меньшее значение имеет измерение и верхнего порога ощущения. Так измерение нижних и верхних порогов слуховых ощущений позволяет определить «зону комфорта», т.е. диапазон, в пределах которого звуки начинают вызывать полноценные слуховые ощущения, что важно для конструирования звукоусиливающих приборов.

Если абсолютная чувствительность выражается в интенсивности минимального раздражения, которая впервые вызывает ощущения, то относительная или разностная чувствительность выражается в той прибавке к исходному фону, которая достаточна для того, чтобы испытуемый заметил его изменение. Эта прибавка именуется порогом различения или разностным порогом. Благодаря разностной чувствительности мы чувствуем, что в комнате стало светлес или, напротив, темнее, что звук телевизора стал тише или громче, что суп после досаливания стал вкуснее.

Разностный порог потому относителен, что величина его не стабильна и зависит от исходного фона. Если мы находимся в темной комнате, освещенной одной горящей свечой, то прибавление другой такой свечи, будет легко замечено нами. Если же мы находимся в ярко освещенном зале, где горят много ламп, то не только прибавление одной свечи, но и прибавление одной лампочки в сто свечей не будет нами замечено. То же самое можно сказать и о слухе: в полной тишине мы хорошо различаем малейший звук, а в обстановке большого шума этот звук остается неуслышанным.

Существенно, что разностный порог выражается для разных органов чувств в неодинаковых цифрах: для осязательных ощущений достаточно увеличение силы исходного раздражения на 1/30, для зрения - увеличение прежней освещенности на 1/100,. для слуха эта относительная прибавка должна превышать 1/10 исходного фона.

Все пороги индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически и относительно стабильны.

Изменчивость ощущений. Как показали исследования, чувствительность наших органов может меняться в очень больших пределах. Изменчивость чувствительности зависит от очень многих факторов: условий внешней среды, от ряда внутренних (физиологических и психологических) условий, химических воздействий, установок субъекта и т. д.

Изменение чувствительности происходит в двух противоположных направлениях: увеличения или уменьшения и может быть временной и устойчивой.

К временным изменениям чувствительности относятся явления адаптации, контраста, изменение чувствительности в силу взаимодействия анализаторов и по другим причинам.

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителей, т. е. в зависимости от условий окружающей среды.

Можно различать три разновидности адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия слабого раздражения. В случае действия постоянного слабого раздражителя ощущение имеют тенденцию к угасанию. Легкий груз, покоящийся на коже, вскорости перестает ощущаться. Мы не ощущаем привычной одежды, рецепторы кожи адаптировались. Адаптация повинна в том, что бабушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений. Даже самые изысканные духи очень быстро перестают ощущаться. Но ведь и неприятные запахи тоже.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (негативная адаптация). Когда из темной комнаты переходишь в ярко освещенное помещение, глаза человека испытывают «резь», человек временно слепнет, требуется некоторое время, чтобы человек приспособился к яркому свету. Приспособление это происходит в результате снижения чувствительности зрительного анализатора к свету. Такая адаптация называется световой. Но если теперь из ярко освещенной комнаты снова вернуться в темную, то сначала ничего н видно и необходимо 20-ЗО минут для того, чтобы человек стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. В основе темновой адаптации лежит изменение чувствительности зрительного анализатора к свету, она обостряется в 200 тысяч раз! Одним из физиологических механизмов такого огромного изменения чувствительности глаза является расширение зрачка в темноте и сужение на свету.

Зрачок может изменить свой просвет в 17 раз, регулируя, таким образом, приток света.

3.Увеличение чувствительности под действием слабого раздражителя есть третья разновидность адаптации (позитивная адаптация).

Изменение чувствительности по типу адаптации не происходит сразу, оно требует известного времени. Временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную остроту, необходимо 30 минут, слух же адаптируется к окружающему фону уж через 15 секунд. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Известно, что привыкание к сильному холоду или жаре (температурная адаптация), а также к резким запахам, вызывающим болевые ощущения, не происходит вовсе.

С адаптацией тесто связано явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражения. Примером контраста может служить обострение ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущения холодного после ощущения горячего и т.д.

Чувствительность может изменяться в результате взаимодействия анализаторов. Работа одного органа чувств может угнетать или стимулировать работу другого. Звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, некоторые запахи повышают или понижают световую или слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под действием болевых раздражителей.

Физиологический механизм такого взаимодействия ощущений следующий. Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Повышение чувствительности именуется сенсибилизацией. Экстренную сенсибилизацию вызывают фармакологические воздействия (адреналин, пилокарпин), психологические факторы (изменение установок субъекта, его интересов и др.). Так повышение чувствительности может быть достигнуто с помощью простой речевой инструкции, при которой слабо различимому признаку придается важно сигнальное значение.

В опыте А.В. Запорожцевой и Т.В. Ендовицкой детей просили нажать на одну кнопку, если разрыв круга Ландольда внизу, на другую - если вверху (Дети 5-6 лет различали на расстоянии 200-300 см.). На втором этапе круг Ландольда был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль. Испытуемые могли различать его на расстоянии 310-320 сантиметров.

Повышение относительной чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака можно наблюдать в профессиональной деятельности.

Утомление сначала вызывает обострение чувствительности с тем, чтобы после способствовать его снижению.

Изменение чувствительности может носить устойчивый характер , что связано с устойчивыми изменениями, происходящими в организме.


На изменение чувствительности влияет возраст. Острота ощущений возрастает с возрастом, достигая своего максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Устойчивое повышение чувствительности наступает в силу упражнения органов чувств.

Устойчивое изменение чувствительности может происходить и в направлении понижения, чему также способствуют условия жизни и деятельности людей. Люди, долгое время работающие с мелкими предметами на маленьком расстоянии (ювелиры, часовщики, портные, корректоры, переводчики, много читающие студенты) теряют зрение. Люди, работающие долгое время в условиях сильного шума (оркестранты, рабочие в заводских цехах) теряют слух.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое ощущение?

2. Каков физиологический механизм ощущений? Опишите структуру и работу анализатора.

3. Какие виды ощущений существуют?

4. Что такое синестезия и в чем ее причины (механизмы)? Приведите примеры с.

5. Что такое нижний абсолютный порог ощущений (верхний п.о., разностный п. о.)?

6. Что такое адаптация в ощущениях?

7. Что такое сенсибилизация? Каковы ее причины?

8. Как человек может управлять развитием своих ощущений?

Приложение 1. Неспецефические виды ощущений
Перечисленные выше пять «модальностей» (обоняние, осязание, вкус, слух, зрение) не исчерпывают всех видов экстероцептивных ощущений. Этот ряд следует дополнить двумя категориями: промежуточными или интермодальными ощущениями и неспецифическими видами ощущений.

Хорошо известно, что слуховые ощущения являются следствием отражения звуковых (воздушных) волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 тысяч кол/сек.Человек имеет возможность воспринимать колебания и меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых 10-15 кол/сек. Такие колебания воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Такая чувствительность развита у глухих людей. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента. Глухие могут чувствовать вибрацию пола или мебели, и благодаря этому выполнять те или иные действия, например, танцевать в помещении, где танцуют другие. Таким образом, вибрационная чувствительность может в некоторых ситуациях компенсировать потерю слуха.

Примером «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи - способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. А. Н. Леонтьев провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного светового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта, его можно научить различать цветовые лучи кожей руки.

Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя существуют предположения и догадки. К недостаточно изученным формам чувствительности относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на

расстоянии возникающие перед ними преграды. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах трудно.

Приложение 2. Лимиты ощущений у человека и животных
Из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высоко специализированными приборами органов чувств, при этом лимиты ощущений у человека и животных различны. Человеком не воспринимается ультразвук, рентгеновские волны не имеют также специализированных приемников и не вызывают ощущений у человека. Свет распространяется в виде электромагнитных волн. Световые волны распространяются в пространстве со скоростью 186000 миль в секунду. И мы видим свет. Радар, радиосигналы и рентгеновские лучи - это тоже электромагнитные волны. Они также распространяются со скоростью 186000 миль в секунду. Но мы их не видим. Может быть, мы и хотели бы увидеть сигналы радара, передаваемые из полицейской машины, однако физические ограничения не позволяют нам этого сделать.

Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолетов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребенок является исключением!

Если бы мы могли слышать волны, частота вибраций которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землей. Но тогда бы могли слышать и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим ногами или руками. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.

Если поблизости от дома обитают летучие мыши, то мы были бы самыми несчастными существами, если бы могли слышать намного лучше нормального для человека уровня. Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации. Они испускают звуковые волны, частота вибрации которых колеблется от 50000 до 90000 раз в секунду. Эти звуковые волны отражаются от объектов и возвращаются к уху мыши. Летучие мыши используют эхо для определения местоположения предметов, небольших насекомых и конфигурации жилища.

Физические ограничения существуют и для других органов чувств. Например, многие птицы обладают удивительно острым слухом, но почти не имеют обоняния. В то же время обоняние прекрасно развито у человека, и часто достаточно одного только различия между изысканной французской кухней и обычной повседневной пищей для воздействия на рецепторы обоняния, расположенные в носу. Это происходит из-за того, что мы не только различаем вкус горького, сладкого, соленого и кислого. В действительности, когда мы едим, то «работают» все пять органов чувств. Может быть, поэтому некоторые из нас получают такое наслаждение от пищи.

Таким образом, физические ограничения делают наше восприятие лучше именно потому, что нам не нужно воспринимать все. Хотя иногда нам и хотелось бы устранить эти ограничения, но обычно они спасают нас от переизбытка информации.

Итак, внимательный анализ показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое обоснование: все воздействия, не имеющие биологического значения, оставались вне поля специализации наших органов чувств.
Приложение 3. Развитие ощущений
Острота ощущений может развиваться по двум причинам:

1) в силу необходимости компенсации сенсор­ных дефектов (слепота, глухота)

2) в силу упражнений в процессе деятельности.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание

К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для это­го они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными професси­ями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетре­нированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окра­ске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для не­тренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цвето­вым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Де­густаторы могут точно указать не только, из какого сорта вино­града сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1/60 – 1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений художника можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха. И у скрипачей он более развит чем у пианистов У людей, с трудом различающих высоту звука, мож­но специальными занятиями улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборо­тов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только меж­ду 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развива­ются под влиянием условий жизни и требований практической твидовой деятельности.

Несмотря на большое число подобных фактов, проблема уп­ражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать ис­черпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попыт­ка объяснить повышение осязательной чувствительности у сле­пых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачиниевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоста­вления было проведено то же исследование на коже зрячих лю­дей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фа­ланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достига­ло 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является констан­тной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосаб­ливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестра­ивается и структура анализатора в целом.

Литература: Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

Вверх