Командир тавкр кузнецов артамонов. Командир «Адмирала Кузнецова»: Они на Западе комплексуют, потому что труба у «Кузи» больше! О черном дыме из самой высокой на флоте трубы

Командир тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов в эксклюзивном интервью «АиФ» - о том, почему корабль дымит сильнее судов НАТО, почему российскую группу сопровождали целые эскадры и о чём врут британские газеты.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» снова оказался в центре внимания всего мира, после того как совершил успешный поход к берегам Сирии. Корабль вышел ещё в октябре, а уже в ноябре — впервые в истории российского флота — применил палубную авиацию в боевой задаче, нанеся удары по террористическим группировкам в Сирии. Поход продлился чуть менее пяти месяцев. Сразу по возвращении в Североморск командир самого большого корабля российского флота Сергей Артамонов дал эксклюзивное интервью «АиФ».

Авианосец, флагман российского флота адмирал Кузнецов, должен присоединиться к битве против террористических групп в Сирии. После миссии корабль вернется на верфь Севмаш в Северодвинске на севере России, чтобы пройти обширную модернизацию. Адмирал Владимир Комоедов, глава Комитета обороны Государственной Думы РФ и бывший командующий Черноморским флотом России, сказал, что экипаж будет повернут во время миссии.

Десять лет назад перевозчик лежал на якоре у порта Тартус, Сирия, в ознаменование 300-летия ВМФ России, отмечавшегося после того, как судно несколько раз было развернуто в Средиземном море. Выносливость судна составляет 45 дней. Она использует 12-градусную лыжную платформу для прыжков с трамплина для запуска самолетов с неподвижным крылом. На взлетных самолетах ускоряется движение вверх и вверх по прыжкам с трамплина, используя дожигатели. Это приводит к тому, что самолет выходит из колоды под более высоким углом и возвышением, чем на плоской вершине с плоской палубой и катапультами.

Досье

Сергей Артамонов. Родился в 1970 г. После окончания Калининградского высшего военно-морского училища был назначен на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», последовательно прошёл все командные должности - от командира зенитно-ракетной батареи до командира корабля (2011 г.). Капитан 1-го ранга.

Сергей Осипов, «АиФ»: Сергей Григорьевич, как прошёл переход к берегам Сирии и обратно?

Летная палуба оснащена посадочными разрядниками. Единственный авианосец ВМС России адмирал Кузнецов намерен развернуться в Средиземном море с новой конфигурацией воздушного крыла. В исходных спецификациях проекта судно должно иметь возможность перевозить до 33 самолетов и 12 вертолетов. Это первый случай, когда новый Ка-52К, морской флот, будет испытан в боевых условиях.

Основное отличие от базового ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» - складывающиеся лопасти ротора и складывающиеся полукруги. Новая версия также будет адаптирована для использования в морских условиях благодаря усиленной защите от коррозии и скорректированной системе кондиционирования воздуха. Ка-52К получит специальный авионика, позволяющий приземлиться на палубе корабля.

Сергей Артамонов: Переход в Восточное Средиземноморье для нашего корабля явление не новое. Поход был заранее спланирован, хорошо и всесторонне подготовлен. Безусловно, учитывались и гидрометеоусловия. Со штормами проблем не было. Корабли и суда, входящие в корабельную авианосную группу, имеют достаточную мореходность для выполнения задач и в более сложных условиях.

О черном дыме из самой высокой на флоте трубы

Система поддержки жизни экипажа будет модернизирована, чтобы пилоты могли работать в погружных костюмах. Ка-52К имеет электро-оптическую станцию ​​с гиростабилизацией и радар с миллиметровой волной с диапазоном обнаружения 25 км. Пакет вооружений включает в себя встроенные 30 мм 2А42 автоматические пусковые неуправляемые ракеты, лазерные или радиоуправляемые противотанковые ракеты или систему противовоздушной обороны.

Вариант Ка-52К может служить модернизацией базовой версии самолета, уже поставляемой российским военным. В настоящее время у «Вертолетов России» есть контракт с аэрокосмическими войсками на поставку 146 ка 52-го типа. Планы военных требуют замены некоторых из этих винтокрылых с вариантом Ка-52К.

Иностранные флоты, конечно, проявляли к нам интерес. За весь поход мы зафиксировали присутствие рядом с собой 50-60 кораблей стран НАТО. В определённых местах (например, от Норвежского моря до Восточной части Средиземного моря) нашу группу одновременно сопровождали по 10-11 их. С одной стороны, такое внимание несколько озадачивало. С другой — внушало определённую гордость: значит, чувствуют нашу силу, считаются с нашим Военно-морским флотом и Андреевским флагом! Да и было, что почувствовать: флагман Северного флота, тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», 2 больших противолодочных корабля, 4 судна обеспечения, 2 спасателя…

Самолет МиГ-29К также является особым случаем - он никогда не был развернут оперативно с российским флотом. МиГ-29К - значительно улучшенный вариант оригинального МиГ-29 Фулкрум. В качестве модели, основанной на перевозке, у нее есть усиленный планер и ходовая часть, чтобы справиться с ударами посадок с носителя. Он также оснащен складными крыльями и крючком. Планер также включает в себя меры сокращения сигнатуры, чтобы сократить поперечное сечение радара в четыре раза.

Он также оснащен новой многоканальной инфракрасной системой поиска и слежения. Самолет способен нести целый ряд воздушных и воздушно-космических управляемых вооружений, включая противоскользящую ракету Х-35Е. Российские военные приказали двум дюжинам новых самолетов в конечном итоге заменить Су-33 на службе ВМФ России.

За весь поход мы зафиксировали присутствие рядом с собой 50-60 кораблей стран НАТО.


Владимир Путин и командир авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», капитан 1 ранга Сергей Артамонов. 27 июля 2014. Фото: / Михаил Климентьев

Самолет должен доставляться в российский флот до конца года. Наличие этой значительной противокорабельной ракетной способности определяет ее формальную типизацию как самолёт-крейсер. Для противовоздушной обороны ближнего действия на корабле перевозятся восемь каштанских кронштейнов.

Он защищает надводные корабли путем отвлечения и уничтожения входящих торпед. Система также обеспечивает защиту от подводных лодок и саботажных систем, таких как подводные аппараты. Следует отметить, что Россия - единственная страна в мире с таким тяжеловооруженным авианосцем: авианосцы других стран по существу являются просто плавучими авиабазами. Со всем оружием, упомянутым выше, корабль может защитить себя от широкого спектра угроз и не дать врагу приблизиться, будь то воздух или подводный.

— Кроме силы вашей корабельной группы западные недоброжелатели отметили, что «Адмирал Кузнецов» здорово дымит.

— Это не признак каких-то неисправностей. На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у «Адмирала Кузнецова» и самая высокая труба во всём нашем флоте! Совсем не дают дыма только корабли с атомной энергетической установкой, к которым тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не относится.

У нее есть установленный на корпусе среднечастотный и низкочастотный поисковый и ударный гидролокатор. Планируемое движение адмирала Кузнецова в Средиземное море демонстрирует растущие возможности проекции мощности. Россия не зависит от наземной тактической авиации. У этого есть боеспособный корабль с воздушной защитой, который будет служить морской базой. Новые самолеты с фиксированным и ротационным крылом будут проверены на битву, когда они присоединятся к борьбе с терроризмом в своем первом боевом развертывании.

Военно-морской флот России нуждается в этом опыте. Планы на пути к строительству нового российского авианосца вокруг Скорее всего, это произойдет к концу. У нас есть три проекта, которые были предложены исследовательским центром «Крылов». Россия добилась значительных успехов в своих усилиях по разработке усовершенствованного синего водного флота с растущим арсеналом мощных боевых возможностей. Развертывание адмирала Кузнецова демонстрирует потенциал мощной проекции, который может сравниться с несколькими другими флотами в мире.

Повышенный интерес иностранных СМИ к дыму «Адмирала Кузнецова» плохо объясним. Лучше бы за свежестью своих новостей следили! Например, вчера очередной раз посмотрел интернет. То, что британские газеты выдавали за свежие фотографии «Адмирала Кузнецова», было снято в 1995-1996 годах. Это видно даже по окрасу корпуса, надстроек и палубы корабля. Сейчас цвет другой. Или взять трактор, который мы списали 10 лет назад… На их фотографиях он палубу чистит. На крейсере этим уже давно занимается более современная техника.

Многое было сделано по поводу дымоотводного судна во время его рейса из Мурманска в восточное Средиземноморье; теперь, когда адмирал Кузнецов совершил свое крещение огнем, ключевым вопросом является то, насколько оперативно полезна платформа для стратегии России в Сирии в ближайшие дни? Не очень, и в основном это связано с скромными - с точки зрения как возможностей, так и размера - авиасалон, поставленный на российский плоский верх.

Суть этого перевозчика - его воздушное крыло, и размер последнего диктует операции, которые судно может выполнить. Силовая проекция - одна из ключевых доктринальных ролей плоской вершины, и способность выполнять наступательные миссии, таким образом, является синусом кво. Однако перевозчики, даже «малоэтажные», такие как Кузнецов, являются крупными многомиллиардными платформами, и их защита имеет первостепенное значение для командиров.

Совсем не дают дыма только корабли с атомной энергетической установкой, к которым тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не относится.

Работа по берегу

— Российский авианесущий корабль под вашим командованием впервые принял участие в реальных боевых действиях. Ваша фамилия войдёт в учебники. Как минимум в учебники для военно-морских училищ. Гордитесь?

В свете статуса капитального судна перевозчика и высокой цены, а также его символа национальной власти защита судна от вражеских угроз была бы критической, и значительная часть его авиационного дополнения будет неизменно посвящена этому, Тем не менее, отбрасывая слишком много самолетов для обороны, добавляется уверенность в том, что различные критики перевозчиков утверждают, что платформа является «самолизующим конусом мороженого».

Разумеется, Исламское государство и различные силы, сражающиеся против режима Башара Асада, не представляют собой воздушную угрозу для целевой группы Кузнецова, поскольку эти группы не обладают воздушными силами. Тем не менее, российскому командующему войсками было бы разумно посвятить значительную часть самолетов Кузнецова для противовоздушной обороны флота, чтобы хеджировать любые непредвиденные обстоятельства.

— По поводу моей фамилии… Это меня как-то не очень волнует. Для меня куда важнее, что в походе все достойно выполнили свои задачи: от матроса до офицера. А вот то, что по действиям нашего корабля будущие поколения военных моряков будут изучать боевое применение палубной авиации и участие в боевых действиях наших кораблей — причём кораблей различных классов — действительно важно!

Более того, один информированный наблюдатель от военно-морских дел утверждает, что около 80 процентов воздушного крыла перевозчика работают в любой момент. Даже если все Фулкрумы способны выполнять миссию, их скудное число вносит свой вклад в русскую военную деятельность.

Во-первых, Фланкер начал жизнь в качестве истребителя воздушного превосходства и был недавно оснащен базовыми возможностями «воздух-поверхность». Для непосвященных, Сухуа в видео, кажется, упаковывает приличный удар, поскольку они вооружены четырьмя ракетами каждый. Кто-то догадывается, как эти самолеты могут атаковать наземные цели, оснащенные только противовоздушным оружием.

— Трудно далось это самое «боевое применение» у сирийских берегов?

— Труднее было на этапе подготовки, при обучении лётчиков нанесению ударов по береговым объектам. Но есть незыблемое правило: «Тяжело в учении — легко в бою». Огромную роль в подготовке к действиям в реальной боевой обстановке сыграли и учения различного масштаба, и внезапные проверки боеготовности, в которых участвовал Северный флот.

Более вероятно, что Фронтеры Кузнецова были развернуты для обеспечения прикрытия других ударных самолетов с российской авиабазы ​​Хмеимим в Сирии, и это задача, которую могут выполнять наземные самолеты, возможно, даже лучше, так как российские сами власти уступили. Тем не менее, если бы флаереры-перевозчики могли атаковать наземные цели, точность была бы высокой.

В общем, типичный ударный пакет, запущенный с российского плоского верха, не только чрезвычайно мал, но и имеет относительно короткие «ноги» и упаковывает лишь скромный боевой удар. Многое было сказано после первого боевого развертывания Кузнецова. Единственным российским военно-морским имуществом, который, как известно, находится в регионе, обладающим наземными возможностями, является фрегат с управляемым ракетом «Адмирал Григорович», который оснащен крылатыми ракетами «Калибра». Но следует учитывать, что система вертикального запуска корабля может вмещать до восьми Калибров - показатель, который может быть истощен за считанные минуты.

А на месте… При выполнении задач в Средиземном море мы учитывали возможное наличие определённых систем ПВО у боевиков. Оправдан учёт любой, даже минимальной угрозы. Поэтому, естественно, самолёты и вертолёты приходилось использовать так, чтобы исключить возможность их поражения с земли. По мере возможности наши лётчики стремились наносить удары без захода в зону поражения возможной противовоздушной обороны террористов. Это логично и определяется таким понятием, как лётное мастерство. Оно и было продемонстрировано при нанесении ударов по объектам террористов.

В конечном счете, уважаемый ученый по международным связям Джон Мирсхаймер однажды высмеял морскую бомбардировку вражеских активов на берег как «штилевую войну», и это описание не могло быть более уместным для любых текущих и прогнозируемых усилий морской силовой команды России по сирийским целям.

Работа по берегу

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» прибыл в восточное Средиземноморье с побережья Сирии, сообщил российскому телевидению военно-морской командир. Единственный в России авианосец является частью конвоя российских военных кораблей, развернутых для усиления военной интервенции страны в Сирии.

Всего авиация с «Адмирала Кузнецова» совершила 420 боевых вылетов, из них 117 — ночью. Кроме того, было сделано более 700 вылетов для обеспечения боевой работы. Что это значит: взлетает палубный истребитель или садится, в воздухе обязательно висит спасательный вертолёт. Причём не потому, что мы не уверены в своей технике. Так должно быть! Мы находимся на море, а у него свои законы.

Согласно докладу, Артамонов разговаривал с Россией-1 через видеоленту для трансляции новостей, которая выйдет в эфир в субботу вечером. Командир корабля был процитирован, сказав, что самолеты уже вылетели с авианосца для осмотра зоны конфликта. В пятницу российское информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на российский военный и дипломатический источник сообщило, что реактивные самолеты МиГ и Сухой регулярно летают над Сирией от адмирала Кузнецова, чтобы «определить боевые задачи».

Интерфакс сказал, что в настоящее время идет подготовка к перевозчику и сопровождение кораблей для нанесения ударов по боевикам. Истребители не имеют достаточного радиуса или полезной нагрузки для длительных вылетов. Миссия группы перевозчиков вблизи берегов Сирии - крупнейшее российское военно-морское развертывание после распада СССР. Это позволяет военным впервые протестировать своих борцов-носителей в бою.

Если транспортные вертолёты доставляют куда-то грузы или людей — с одного корабля на другой, с «Адмирала Кузнецова» на берег и обратно — их всегда сопровождают вертолёты огневой поддержки. Всего на «Адмирале Кузнецове» вертолётов всех типов в этом походе было больше десятка. Это позволяло комплексно и в полной мере выполнять все поставленные задачи.


Командир авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов во время торжественной встречи авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Североморске. Фото: / Александр Яковлев

Отец Сергий

— А зачем возить моряков с одного корабля на другой?

— Например, по медицинским показаниям. Заболел кто-то, операцию понадобилось сделать, а лучший госпиталь во всей группе — на «Адмирале Кузнецове». Или, скажем, для улучшения морального состояния. Этот фактор в море всегда имеет огромное значение.

Пусть на авианесущем крейсере и нет такой штатной должности, но в поход вместе с нами вышел священник Русской православной церкви отец Сергий . Для работы с паствой он использовал каждую возможность, чтобы на вертолёте перелететь с борта крейсера на любой другой корабль. Я шёл в этих вопросах навстречу. В море важна сплочённость коллектива, духовное единение, исторические российские ценности и флотские традиции.

— Что отличает службу на авианесущем крейсере от службы на других надводных кораблях?

— Если смотреть на практическую сторону вопроса, то для матроса разница, возможно, минимальна. Это в плане функциональных обязанностей. Но не забывайте важную деталь: те, кто служит на «Адмирале Кузнецове» испытывают особую гордость. Ведь это служба на самом большом боевом корабле, на флагмане. Это обстоятельство повышает ответственность каждого члена экипажа крейсера. Кстати, в этом походе экипаж «Кузнецова» впервые был полностью укомплектован контрактниками. Для штурманов и рулевых штурманской боевой части крейсера разница тоже минимальная. Несмотря на свои размеры и водоизмещение, «Адмирал Кузнецов» отличается прекрасной манёвренностью. Он одинаково хорошо чувствует себя в открытом море, в проливах, заливах, при маневрировании на рейде. Но напомню: основное оружие авианосца — его авиагруппа. Это и есть его отличие от кораблей других классов. И эту особенность — сочетание и сосуществование на одном корабле морской и авиационной составляющей — надо учитывать.

Служба офицеров крейсера имеет некоторые отличия от службы на других надводных кораблях. Это численность экипажа, боевых постов, палуб, других корабельных помещений. Офицеры «Адмирала Кузнецова» должны прекрасно знать устройство такого огромного корабля. И они знают. Море всегда проверяет. И в этот раз проверка была наиболее строгой. Они её выдержали с честью.

— При возвращении в Североморск экипаж, по традиции Северного флота, получил угощение: жареных поросят. А вас чем встретили дома?

— Дома побывать не удалось, так что я пока в предвкушении… Много ответственности и обязанностей. Это и швартовка корабля, и переход с походного повседневного режима на режим стоянки в базе. Командир любого корабля всегда уходит домой последним…

Вконтакте

Командир тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов в интервью рассказал, почему корабль дымит сильнее судов НАТО, почему российскую группу сопровождали целые эскадры и о чём врут британские газеты.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» снова оказался в центре внимания всего мира, после того как совершил успешный поход к берегам Сирии. Корабль вышел ещё в октябре, а уже в ноябре - впервые в истории российского флота - применил палубную авиацию в боевой задаче, нанеся удары по террористическим группировкам в Сирии. Поход продлился чуть менее пяти месяцев.

Сергей Григорьевич Артамонов. Родился в 1970 г. в городе Калининграде. После окончания в 1992 году ракетно-артиллерийского факультета Калиниградского высшего военно-морского училища он последовательно прошёл на крейсере все командные должности от командира зенитно-ракетной батареи до командира корабля. В 2007 году окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В августе 2011 года назначен командиром тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».Капитан 1-го ранга.

За успехи в службе награждён медалью Ушакова и медалями Министерства обороны Российской Федерации.

Сергей Осипов, «АиФ»: Сергей Григорьевич, как прошёл переход к берегам Сирии и обратно?

Сергей Артамонов: Переход в Восточное Средиземноморье для нашего корабля явление не новое. Поход был заранее спланирован, хорошо и всесторонне подготовлен. Безусловно, учитывались и гидрометеоусловия. Со штормами проблем не было. Корабли и суда, входящие в корабельную авианосную группу, имеют достаточную мореходность для выполнения задач и в более сложных условиях.

О черном дыме из самой высокой на флоте трубы

Система поддержки жизни экипажа будет модернизирована, чтобы пилоты могли работать в погружных костюмах. Ка-52К имеет электро-оптическую станцию ​​с гиростабилизацией и радар с миллиметровой волной с диапазоном обнаружения 25 км. Пакет вооружений включает в себя встроенные 30 мм 2А42 автоматические пусковые неуправляемые ракеты, лазерные или радиоуправляемые противотанковые ракеты или систему противовоздушной обороны.

Вариант Ка-52К может служить модернизацией базовой версии самолета, уже поставляемой российским военным. В настоящее время у «Вертолетов России» есть контракт с аэрокосмическими войсками на поставку 146 ка 52-го типа. Планы военных требуют замены некоторых из этих винтокрылых с вариантом Ка-52К.

Иностранные флоты, конечно, проявляли к нам интерес. За весь поход мы зафиксировали присутствие рядом с собой 50-60 кораблей стран НАТО. В определённых местах (например, от Норвежского моря до Восточной части Средиземного моря) нашу группу одновременно сопровождали по 10-11 их. С одной стороны, такое внимание несколько озадачивало. С другой - внушало определённую гордость: значит, чувствуют нашу силу, считаются с нашим Военно-морским флотом и Андреевским флагом! Да и было, что почувствовать: флагман Северного флота, тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», 2 больших противолодочных корабля, 4 судна обеспечения, 2 спасателя...

- Кроме силы вашей корабельной группы западные недоброжелатели отметили, что «Адмирал Кузнецов» здорово дымит.

Это не признак каких-то неисправностей. На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у «Адмирала Кузнецова» и самая высокая труба во всём нашем флоте! Совсем не дают дыма только корабли с атомной энергетической установкой, к которым тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не относится.

Повышенный интерес иностранных СМИ к дыму «Адмирала Кузнецова» плохо объясним. Лучше бы за свежестью своих новостей следили! Например, вчера очередной раз посмотрел интернет. То, что британские газеты выдавали за свежие фотографии «Адмирала Кузнецова», было снято в 1995-1996 годах. Это видно даже по окрасу корпуса, надстроек и палубы корабля. Сейчас цвет другой. Или взять трактор, который мы списали 10 лет назад... На их фотографиях он палубу чистит. На крейсере этим уже давно занимается более современная техника.


Работа по берегу

- Российский авианесущий корабль под вашим командованием впервые принял участие в реальных боевых действиях. Ваша фамилия войдёт в учебники. Как минимум в учебники для военно-морских училищ. Гордитесь?

По поводу моей фамилии... Это меня как-то не очень волнует. Для меня куда важнее, что в походе все достойно выполнили свои задачи: от матроса до офицера. А вот то, что по действиям нашего корабля будущие поколения военных моряков будут изучать боевое применение палубной авиации и участие в боевых действиях наших кораблей - причём кораблей различных классов - действительно важно!

- Трудно далось это самое «боевое применение» у сирийских берегов?

Труднее было на этапе подготовки, при обучении лётчиков нанесению ударов по береговым объектам. Но есть незыблемое правило: «Тяжело в учении - легко в бою». Огромную роль в подготовке к действиям в реальной боевой обстановке сыграли и учения различного масштаба, и внезапные проверки боеготовности, в которых участвовал Северный флот.

А на месте... При выполнении задач в Средиземном море мы учитывали возможное наличие определённых систем ПВО у боевиков. Оправдан учёт любой, даже минимальной угрозы. Поэтому, естественно, самолёты и вертолёты приходилось использовать так, чтобы исключить возможность их поражения с земли. По мере возможности наши лётчики стремились наносить удары без захода в зону поражения возможной противовоздушной обороны террористов. Это логично и определяется таким понятием, как лётное мастерство. Оно и было продемонстрировано при нанесении ударов по объектам террористов.


Всего авиация с «Адмирала Кузнецова» совершила 420 боевых вылетов, из них 117 - ночью. Кроме того, было сделано более 700 вылетов для обеспечения боевой работы. Что это значит: взлетает палубный истребитель или садится, в воздухе обязательно висит спасательный вертолёт. Причём не потому, что мы не уверены в своей технике. Так должно быть! Мы находимся на море, а у него свои законы.

Если транспортные вертолёты доставляют куда-то грузы или людей - с одного корабля на другой, с «Адмирала Кузнецова» на берег и обратно - их всегда сопровождают вертолёты огневой поддержки. Всего на «Адмирале Кузнецове» вертолётов всех типов в этом походе было больше десятка. Это позволяло комплексно и в полной мере выполнять все поставленные задачи.

- А зачем возить моряков с одного корабля на другой?

Например, по медицинским показаниям. Заболел кто-то, операцию понадобилось сделать, а лучший госпиталь во всей группе - на «Адмирале Кузнецове». Или, скажем, для улучшения морального состояния. Этот фактор в море всегда имеет огромное значение.

Пусть на авианесущем крейсере и нет такой штатной должности, но в поход вместе с нами вышел священник Русской православной церкви отец Сергий. Для работы с паствой он использовал каждую возможность, чтобы на вертолёте перелететь с борта крейсера на любой другой корабль. Я шёл в этих вопросах навстречу. В море важна сплочённость коллектива, духовное единение, исторические российские ценности и флотские традиции.

- Что отличает службу на авианесущем крейсере от службы на других надводных кораблях?

Если смотреть на практическую сторону вопроса, то для матроса разница, возможно, минимальна. Это в плане функциональных обязанностей. Но не забывайте важную деталь: те, кто служит на «Адмирале Кузнецове» испытывают особую гордость. Ведь это служба на самом большом боевом корабле, на флагмане. Это обстоятельство повышает ответственность каждого члена экипажа крейсера. Кстати, в этом походе экипаж «Кузнецова» впервые был полностью укомплектован контрактниками. Для штурманов и рулевых штурманской боевой части крейсера разница тоже минимальная. Несмотря на свои размеры и водоизмещение, «Адмирал Кузнецов» отличается прекрасной манёвренностью. Он одинаково хорошо чувствует себя в открытом море, в проливах, заливах, при маневрировании на рейде. Но напомню: основное оружие авианосца - его авиагруппа. Это и есть его отличие от кораблей других классов. И эту особенность - сочетание и сосуществование на одном корабле морской и авиационной составляющей - надо учитывать.

Служба офицеров крейсера имеет некоторые отличия от службы на других надводных кораблях. Это численность экипажа, боевых постов, палуб, других корабельных помещений. Офицеры «Адмирала Кузнецова» должны прекрасно знать устройство такого огромного корабля. И они знают. Море всегда проверяет. И в этот раз проверка была наиболее строгой. Они её выдержали с честью.

- При возвращении в Североморск экипаж, по традиции Северного флота, получил угощение: жареных поросят. А вас чем встретили дома?

Дома побывать не удалось, так что я пока в предвкушении... Много ответственности и обязанностей. Это и швартовка корабля, и переход с походного повседневного режима на режим стоянки в базе. Командир любого корабля всегда уходит домой последним...


Командир авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов во время торжественной встречи в Североморске

Вверх