Боевые корабли российского флота. Морская дубина для нато: куда отправятся новейшие корабли российского флота

В 1937 г. в обстановке строжайшей секретности Япония заложила первый из четырех запланированных к постройке суперлинкоров, задача которых состояла в том, чтобы превзойти по огневой мощи самые лучшие боевые корабли ВМФ США. Эти гиганты отличались наибольшим водоизмещением, наимощнейшим бронированием и артиллерией - не один линкор во всей истории военно-морских сражений не мог сравниться с ними. Головным судном в серии стал «Ямато».

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота


Крейсер «Петр Великий» четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника.


После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит.

Французские линкоры типа "Ришелье" Второй мировой войны


Линкоры типа «Ришелье» стали самими лучшими французскими кораблями своего класса, построенными для ВМФ Франции до Второй мировой войны. Поскольку в конце двадцатых и начале тридцатых годов Германия вела активные разработки новых боевых кораблей, во Франции возникло опасение, что быстроходные линкоры (тяжелые крейсеры) класса «Дюнкерк» окажутся не в состоянии бороться с немецкими линкорами, и французы занялись созданием настоящих линейных кораблей.

Худ - британский линейный крейсер Второй мировой войны


С самого спуска на воду линейный крейсер «Худ» купался в лучах славы, сопровождавшей его на протяжении всей его истории. Для своего времени «Худ» казался отличным боевым кораблем, в конструкции которого воплотилось немало удачных решений, однако своими корнями история создания корабля уходила во времена Первой мировой войны, что в какой-то мере и может служить объяснением причин того, почему немцы столь легко потопили его спустя примерно четверть века.

Эскадренный миноносец "Настойчивый" - флагман Балтийского флота


"Московский комсомолец" зав. № 876, с 15.02.1992 г. - эскадренный миноносец "Настойчивый". АО ССЗ «Северная верфь» (г. Ленинград). Входит в состав БФ. С 28.06 по 2.07.1993 г. корабль с дружественным визитом посетил ВМБ Вильгельмсхафен (Германия), а с 10-го по 13.10.1996 г. - порт Шербур (Франция). В феврале-апреле 1996 г. эсминец участвовал в выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ). На обратном переходе с дружественным визитом посетил порты Саймонстаун и Кейптаун (ЮАР). С 21.09 по 18.11.1999 г. на Настойчивом проходили подготовку китайские экипажи для однотипных ЭМ.


Аналогов в мире этим уникальным малым ракетным катерам на воздушной подушке «Бора» и «Самум» проекта 1239 «Сивуч» не существует. Сами моряки называют их "Морской разрушитель". При атаке на противника, подойдя внезапно на огромной скорости, которая превышает скорость любого надводного корабля вдвое, он уничтожает ракетами приводящимися в боевое положение всего за тридцать секунд флагман вражеской эскадры оставляя её без командования. И уходит от туда на такой же скорости позволяющей ему после нанесения удара мгновенно покинуть зону поражения огневых сил противника.

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)


Линкор «Гангут» был одним из четырех дредноутов типа «Севастополь», построенных для Балтийского флота в 1914 году. В 20-х годах XX в. корабль получил новое название - «Октябрьская Революция» - и подвергся кардинальной модернизации. В конце 30-х годов линкор довольно сильно отличался от своего первоначального вида. Было установлено 12 котлов на нефтяном топливе, сняты не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, существенно усовершенствованы системы навигации, управления кораблем и огнем артиллерии.

Ракетный крейсер "Варяг" (Червона Украина) - флагман Тихоокеанского флота России


РКР «Червона Украина» зав. № 2010, с 21.12.1995 г. - Ракетный крейсер "Варяг". ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 31.07.1979 г.; 28.08.1983 г.; 25.12.1989 г. Входит в состав ТОФ. С 15.09 по 3.11.1990 г. корабль вместе с ЭМ Быстрый (пр. 956) перешел из Севастополя в Петропавловск-Камчатский с заходом в порт Кам-Рань (Вьетнам). С 5-го по 8.06.1990 г. он с дружественным визитом посетил порт Киль (Германия). В 1991-1992 гг. РКР "Варяг" занимался боевой подготовкой.


По архитектуре гладкопалубный корпус корабля пр. 1234 имеет катерные обводы, небольшую седловатость, продольную систему набора и выполнен из корабельной стали марки МК-35 повышенной прочности. На большей части длины корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 водонепроницаемых отсеков. Переборки расположены на 11, 19, 25, 33, 41, 46, 57, 68 и 80 -м шпангоутах (шл.), на 87 шп. - транец. Нижняя часть переборок выполнена из стали марки 10 ХСН 2Д (СХЛ-45), а верхняя часть - из алюминиево-магниевого сплава марки АМг61. Лишь переборки на 11, 46 шпангоутах и транец выполнены полностью из стали марок 10 ХСН Д или 10 ХСН 2Д (СХЛ-45).

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») - сторожевые корабли


Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Гнейзенау - германский линкор тип "Шарнхорст"


Несмотря на малочисленность крупных боевых кораблей в составе Кригсмарине, а возможно, именно из-за этого, обе участвовавшие в конфликте стороны были склонны преувеличивать их успехи во время Второй мировой войны. Охота на «Бисмарка» стала темой устного эпоса, как погоня за «Шарнхорстом» и «Графом Шпее» и их уничтожение. Менее известным однотипным с «Шарнхорстом» кораблем был также весьма заслуживавший упоминания «Гнейзенау».

ССВ-33 «Урал» - корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»


БРЗК ССВ-33 «Урал» - военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 шифр «Титан». В 1977 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление о создании корабля проекта 1941 (при закладке получившего название «Урал») с системой специальных технических средств разведки «Коралл».

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») - сторожевые корабли погранвойск


Для морских частей погранвойск КГБ СССР Северное ПКБ разработало проект сторожевого корабля, предназначенного для несения дозорной службы, охраны экономической зоны и борьбы с контрабандой. Проект, утвержденный в начале 70-х годов и получивший обозначение 11351 («Нерей»), являлся развитием проектов 1135 и 1135М и отличался от них прежде всего изменением состава вооружения и наличием вертолета. По проекту планировалось построить серию из 12 кораблей, которые предполагалось использовать прежде всего в зоне Тихого океана.

Американские линкоры типа "Айова" Второй мировой войны


Четыре корабля типа «Айова» являлись самыми крупными и быстроходными линкорами ВМФ США, принимавшими участие во Второй мировой войне, и оставили о себе добрую и долгую память. В 1936 г., освободившись от пут Вашингтонского соглашения от 1922 г., ВМФ США приступил к реализации программы строительства новых боевых кораблей водоизмещением 45 000 т, сделав, таким образом, следующий шаг от кораблей типа «Южная Дакота». Хотя новые линкоры в основном сохранили артиллерию предыдущих проектов, от предшественников они отличались лучшим бронированием и быстроходностью.


КИК «Маршал Крылов» - корабль измерительного комплекса проекта 1914.1. На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка. Главный разработчик - «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений».

БДК типа «Иван Рогов» - большой десантный корабль


Классифицированный в СССР как БДК (большой десантный корабль). «Иван Рогов» был спущен на воду в Калининграде в 1976 году и вошел в строй в 1978 году, став самым крупным десантным кораблем Советского Союза Второй корабль, «Александр Николаев», был заложен в 1979 году и достроен в 1983 году, а третий. «Митрофан Москаленко», в 1985 и 1990 годах соответственно.

Ракетный крейсер "Москва" (Слава) - флагман Черноморского флота России


РКР «Слава» зав. № 2008, с 16.05.1995 г. — ракетный крейсер "Москва". ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев). РКР "Москва" входит в состав ЧФ. С 10.01 по 17.02.1985 г. В апреле 1985 г. из-за пожара в корабельной сауне в четырех ПУ в результате срабатывания датчиков противопожарной системы «Карат-М» (датчики которой расположены на внешней стороне переборки сауны) были затоплены ПКР. Корабль нес боевую службу в Средиземном море в связи с обострением ситуации вокруг Ливии. Он осуществлял слежение за АУТ ВМС США во главе с АВ America и Forrestal. С 27.05.1986 г. по 20.02.1987 г. "Москва" несла службу в Средиземном море и северной части Атлантики.

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») - сторожевые корабли (фрегаты)


Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

30 октября 1696 года в Российской империи было принято решение, которое до сегодняшнего дня является основополагающим в военной стратегии страны – Боярская Дума по просьбе Петра I издала постановление об основании постоянно работающего Морского Флота.

Морские границы во все времена были выходом в мировую торговлю, путем для роста и прогресса. С развитием судостроения развивалось общее технологическое оснащение государства. С расширением флота появилась уверенность в суверенитете страны, в нерушимости территории.

На сегодняшний день ВМФ Российской Федерации строится на Черноморской, Тихоокеанской, Балтийской и Северной флотилии. Морская техника состоит из подводных лодок, кораблей и военных катеров. С каждым годом флот модернизируется и расширяется, многие технологические решения используются только в нашей в стране.

10 место - Корвет «Сообразительный»



Начал свое плавание в 2010 году по Балтийскому морю. Полная ширина и длина 13 и 104,5 метров соответственно. Скорость, на которую способно судно - 27 узлов. Главная задача корвета – противоборство надводным и подводным преградам, оказание помощи десанту на воде. На судне базируются зенитная система «Редут », артсистемы АК-630, ракеты «Уран », вертолет «Ка-27ПЛ ».

9 место - Эсминец «Настойчивый»



Служит под эгидой Балтийской флотилии. Предназначен для устранения наземных целей, противокорабельной обороны и боя с десантными войсками . Длиной корабль 156,5 метров, а ширина достигает более 17 метров, масса 8 000 тонн. К боевому оснащению на корабле относятся артиллерийские орудия разных калибров (АК-630, АК-130 ), пусковые ракеты, зенитные системы «Ураган », вертолеты класса «Ка-27 ».

8 место - Сторожевой корабль «Татарстан»



Судно стоит в Каспийском флоте. Для меньшей заметности надстройка корабля сделана из сплава алюминия и магния. Корабль занимается охраной границ, устранением целей на воде, под водой, а также в воздухе. На базе судна размещен противокорабельный комплекс «Уран », артустановки, система «Оса-МА-2 ». Габаритные размеры : длина около 102 метров, ширина 13,2 метра, водоизмещение 1930 тонн.

7 место – Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»



В 1991 году отпущен в плавание под названием «Бесстрашный », а в 2004 году изменил название на «Адмирала Ушакова ». Состоит в эскадрильи Северного флота. В боевой готовности артиллерийские установки АК-130, ракетные «Москит –М» и «Ураган – Торнадо », минометно-торпедные и противолодочные системы, воздушная группа в виде вертолета «Ка-27ПЛ ». На судне, длиной около 156 и шириной 17 метров, в военное время можно разместить 358 человек и в автономном цикле работать 30 суток.

6 место - Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»



Это судно принимало участие в морских учениях России и Венесуэлы, стало первым из русских экипажей, который проплыл по Панамскому каналу в период после Второй Мировой. Относится к Северному флоту. На борту размещены противокорабельные ракеты «Москит », система гидроакустики «Звезда-2» , различное торпедное и минное вооружение, поддержку в небе могут оказать вертолеты «Ка-27 ».

Длина судна составляет 162,8 метра, ширина 19 метров, развиваемая скорость 29 узлов, Рабочая группа размером 296 человек может передвигаться в автономном режиме 30 суток.

5 место – Тяжёлый ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской»



Судно относится к стратегически значимому. В 1976 году был внесен в разряд кораблей Военно-Морского Флота. Основное на крейсере – ракетный комплекс с ядерными боеголовками «Булава », дальность которых превышает 9 000 километров. На борту размещается 165 человек, подводное автономное плавание может затянуться на 4 месяца. Предельная скорость на воде 12 узлов, а в подводном режиме 27, максимальный глубинный спуск 400 метров.

4 место – Гвардейский ракетный крейсер Ордена Нахимова «Варяг»



Лидер Тихоокеанского флота. Был заложен в 1979 году, а введен в эксплуатацию через 10 лет. Участвовал в разные годы в общих учениях с Индией и Китаем. Оснащен ракетным вооружением «Оса-МА», «Вулкан», «Риф» , противолодочным орудием РБУ-6000, артиллерийскими установками. Дальность плавания составит 7500 миль, скорость 32 узла. В автономном цикле с экипажем в 480 человек крейсер может провести 30 суток.

3 место - Гвардейский ракетный крейсер «Москва»



Звезда Черноморского флота, принимал участие в нескольких боевых конфликтах последнего десятилетия. На вооружении стоят ракетные установки «Риф», «Вулкан», «Оса», РБУ-6000 (реактивный бомбомет), мощное артиллерийское оборудование. Водоизмещение судна составляет 11 490 тонны, экипаж в количестве 510 человек может провести в автономном плавании около месяца. Скорость, развиваемая кораблем, составляет 32 узла, ширина около 21 метра, а длина 186,4 метра.

2 место - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»



Стоит на вооружении Северной флотилии. На своем борту способен перемещать более 50 единиц авиатехники. За свою историю поменял 4 имени. В длину крейсер достигает 302,3 метра, может похвастаться скоростью в 29 узлов, а полное водоизмещение достигает 61 тысячу тонн. В регулярной боевой готовности ракетное вооружение «Кортик», «Гранит», «Кинжал », также глубоководные ракеты «Удав »

1 место - Ракетный атомный крейсер «Петр Великий»



При длине 251 метр и ширине 28,5 метров масса корабля составляет 25 860 тонн. Петр Великий начал свое плаванье в 1989 году, а в 2011 был признан как самый большой ударный корабль в мире. Ядерные реакторы, установленные на борту, могут обеспечить энергией город. Эта мощность позволяет развить скорость в 32 морских узла.

Вмещает 1035 человек экипажа, способен выдержать 2 месяца автономного плаванья. Корабль оснащен огромным количеством ракетных, артиллерийских установок различной дальности действия, а также является базой для воздушных бортов «Ка-27 ».

10 самых больших военных кораблей России. Корабли оснащены новейшим вооружением и оборудованием, на борту некоторых из них могут расположиться более 1000 человек. Данные корабли являются мощным оружием ВМФ России.

Военные моряки – особая каста служивых людей. Долгие месяцы разлуки с домом и родными, дальние походы, ответственные задачи – выдержать эти испытания по силам только по-настоящему влюбленным в море людям, романтикам флота. У них своя, особая система координат, свои привычки, ритуалы, традиции. Свой порядок приоритетов и ценностей и даже исключительно свой, понятный только людям из их «закрытого клуба», профессиональный язык.Военно-морскому флоту России в этом году исполняется ни много ни мало 320 лет. В 1696 году Боярская дума по представлению Петра I постановила: «Морским судам быть». Создание регулярного военного флота в России было вызвано без преувеличения исторической закономерностью. Необходимо было преодолеть изолированность от морских путей, которая на рубеже XVII– XVIII веков стала главным препятствием для развития русского государства. Первой постоянной «группировкой» морских сил стал Азовский флот, который собрали из кораблей и судов, построенных зимой 1695– 1696 годов. Именно эти силы участвовали в штурме турецкой крепости Азов.В рамках Морской доктрины России предопределено быть на море. Ее берега омывают 13 морей: по этому показателю наша страна – первая в мире. Протяженность российских морских границ – без малого 39 тысяч километров, и это тоже – один из признанных мировых рекордов. Целями национальной морской политики России, зафиксированными в Морской доктрине РФ, являются «реализация и защита национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, укрепление позиций нашей страны среди ведущих морских держав».Военно-морской флот составляет основу морского потенциала России. Сегодня это полноценный вид вооруженных сил. Приоритетная задача ВМФ заключается в защите интересов страны, а также в ведении боевых действий на морских и океанских театрах войны. Боевая мощь ВМФ, которую признают даже сторонние аналитики, позволяет наносить ядерные удары по объектам противника, уничтожать группировки его флотов в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации. Силы ВМФ в состоянии оказывать поддержку Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника.Сегодня, даже в пору всеобщей информационной открытости, немногое известно о других повседневных задачах ВМФ. Например, где флот обеспечивает боевое патрулирование и боевое дежурство ракетных подводных лодок стратегического назначения, которые – так определено оперативными планами – находятся в готовности к нанесению ударов по назначенным объектам вероятного противника. Эта задача выполняется нашими военными моряками непрерывно, круглогодично, круглосуточно. Не относится к разряду открытых и информация о том, где и как силы ВМФ ведут поиск атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок вероятного противника, как обеспечивают слежение за ними на маршрутах. К слову, такое же наблюдение организовано и за авианосными и другими корабельными ударными группировками в районах их боевого маневрирования.Черноморское усиление В последние годы месяца не проходит, чтобы ленты информагентств не пополнились очередной новостью о закладке нового корабля для российского флота, подводной лодки или судна обеспечения. С завидной регулярностью проходят спуски на воду, ввод в строй новых боевых единиц. Как же это контрастирует с временами начала и середины 1990-х, когда, казалось, флот доживает свои последние дни, когда уже не было сомнений, что о грандиозных морских планах России придется забыть...В нынешний день Военно-морского флота на рейд Севастопольской бухты в парадном строю впервые выйдут совершенно новые, введенные лишь недавно в строй корабли Черноморского флота. В их числе – новейший фрегат «Адмирал Григорович», который недавно торжественно встретили после межфлотского перехода с Балтики на Черное море.

Событие это без преувеличения уникальное, ведь это первый надводный корабль дальней морской зоны, который флот получил за последние 35 лет. Экипаж полностью завершил программу государственных испытаний, и 11 марта на фрегате был поднят военно-морской флаг России. При этом свою готовность к выполнению задач по предназначению в море «Адмирал Григорович» подтвердил в период пребывания в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. Стоит сказать, что «фрегатный строй» российского ВМФ в перспективе пополнят корабли этого класса, уже получившие названия «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко». Их строительство сейчас ведется на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.Усилит боевую мощь ЧФ и новый Нынешним летом на нем был поднят Андреевский флаг. Сторожевик уже включен в состав соединения надводных кораблей, он также прошел весь комплекс заводских ходовых и государственных испытаний на морских полигонах Балтийского и Северного флотов с прохождением более 20 тысяч миль. Были выполнены десятки ракетных, зенитных, артиллерийских и торпедных стрельб, в том числе из комплексов «Калибр-НК» и «Штиль», артиллерийских установок А-190 и АК-630, реактивно-бомбовых установок РБУ-6000, торпедного оружия.

Бесшумные покорители глубин Строительство новых подводных лодок – процесс, о котором еще 15– 20 лет назад говорили как о чем-то нереальном. «Куда нам до новых субмарин с нашими-то долгами!» – услышал как-то автор этих строк на одном из совещаний в Минфине в середине 1990-х годов. Средств государства, по сути, в тот период хватало только на поддержание в работоспособном состоянии уже существующих подводных кораблей, на обеспечение их самого необходимого обслуживания и проведение текущего ремонта.Нынче ситуация изменилась в корне. Не так давно состоялся торжественный спуск на воду очередной дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Колпино». Об этих подводных кораблях «Звезда» уже рассказывала: их называют «черными дырами в океане» из-за феноменальных способностей по незаметному передвижению под водой. Лодки этого проекта имеют новейший инерциальный навигационный комплекс, современную автоматизированную информационно-управляющую систему, высокоточное ракетное оружие. Заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков считает, что лодки проекта 636.3 позволят флоту успешно решать задачи как в ближней, так и в дальней морских зонах, одиночно и в составе разнородных группировок.

«В них воплощены лучшие достижения и технические решения отечественного подводного кораблестроения. Это касается скрытности, надежности, маневренности и ударного потенциала», – подчеркивает адмирал. К слову, Главным командованием ВМФ принято решение о строительстве следующей серии подлодок проекта 636.3 уже для Тихоокеанского флота (прежние субмарины поступили на ЧФ). Четыре лодки уже вошли в состав Черноморского флота, пятый корабль серии 636.3 – «Великий Новгород» – сейчас готовится к выходу на заводские ходовые испытания.

Развивается и атомное «субмариностроение». В канун нынешнего Дня ВМФ в Северодвинске состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной подводной лодки проекта «Ясень-М». Приказом главкома ей присвоено наименование «Пермь». Субмарина является пятой по счету и четвертой серийной подводной лодкой проекта 885. Головная лодка этого проекта «Северодвинск» (проект «Ясень») принята в состав подводных сил ВМФ в июне 2014 года, АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» находятся на различных этапах строительства.

От мала до велика В ВМФ взят курс на обновление по всей номенклатуре боевого состава. Так, в рамках гособоронзаказа заключены контракты на поставку быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609. «Раптор» – это катера прибрежной зоны, их используют для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. Рейдовый буксир предназначен для буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и прибрежных районах, для снятия с мели кораблей и судов, тушения пожаров, перевозки грузов.

Именно «малое кораблестроение» позволило возродить, обеспечить заказами судостроительный завод «Море» в Феодосии, фактически уничтоженный украинскими властями. Здесь заложен малый ракетный корабль нового поколения, спроектированный Центральным морским проектно-конструкторским бюро «Алмаз». Водоизмещение корабля составляет около 800 тонн, он развивает скорость свыше 30 узлов, оснащен комплексом высокоточного ракетного оружия и современным артиллерийским вооружением. Корабль сможет выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около три тысяч миль.Нельзя не сказать и о том, что в последнее время значительно усилен вспомогательный состав флота. В этом году в Санкт-Петербурге спущен на воду ледокол нового поколения «Илья Муромец». Он предназначен для обеспечения действий арктической группировки ВМФ России. «Илья Муромец» стал первым ледоколом за 45 лет, строящимся в интересах Военно-морского флота. Ледокол способен самостоятельно выполнять ледовую проводку боевых кораблей и судов, производить буксирное обеспечение в приарктических морях.

«Спуск на воду ледокола – знаковое и значимое событие впервые за несколько десятилетий, – подчеркивает главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. – Реализация новейших российских технологий при строительстве кораблей ледового класса для ВМФ позволяет сделать вывод о том, что школа отечественного военного кораблестроения сохранила и развивает свой потенциал в этой сфере. ВМФ рассчитывает, что и в дальнейшем все технические требования, предъявляемые к промышленности при строительстве кораблей Арктической зоны, будут выполнены качественно и в срок».Курсом лидерства Всего, по словам адмирала Владимира Королева, в состав ВМФ России в период до 2018 года планируется дополнительно ввести более 50 кораблей, что позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях. Это позволит поддерживать требуемый уровень присутствия боевых кораблей в Мировом океане, совершенствовать боевую выучку экипажей морской авиации (только в нынешнем летнем периоде обучения спланировано свыше полутора десятков летно-тактических учений эскадрилий, полков и авиабаз), осваивать Арктическую зону, на гарантированном уровне эффективности поддерживать численный состав Средиземноморской группировки кораблей. К слову, сегодня задачи военно-морского присутствия в различных районах Мирового океана выполняют около полусотни боевых кораблей российского Военно-морского флота.

Не так давно влиятельный американский журнал The National Interest опубликовал выдержки из доклада Управления морской разведки США. В нем сделан однозначный вывод: ВМФ России всего через 10– 15 лет станет «флотом XXI века». Как пишет издание, в России, помимо новейших разработок, совершенствуются наиболее удачные экземпляры техники советских времен. В целом это открывает новый этап в развитии ВМФ РФ.«В некотором смысле ВМФ России будет представлять даже большую угрозу, чем флот во времена СССР», – подчеркивается в публикации. Важным элементом обновления ВМФ РФ, по мнению американских аналитиков, является новый класс атомных подводных лодок проекта «Борей». Минобороны России планирует к 2020 году принять на вооружение восемь субмарин этого класса, что обеспечит российскому флоту возможность действовать в любой точке Мирового океана на многие годы вперед.

Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота 2001 года:

«Корабли и суда ВМФ в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения – на подклассы».

«в зависимости от тактико-технических элементов… а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги».

Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.

По решаемым задачам в ВМФ РФ корабли разделены на 5 групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, катера и рейдовые суда обеспечения.

Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется «Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» (Данное руководство периодически корректируется и утверждается приказом Главнокомандующего ВМФ. В свободном доступе руководства нет).



Корабли по принципу поддержания при движении делятся на:

Водоизмещающие

– надводные корабли (нк) и подводные лодки (пл);

Корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке – КВП, на подводных крыльях – КПК, экранопланы).

по роду материала корпуса:

Стальные;

Из лёгких сплавов;

Пластмассовые;

Деревянные.

по типу движителя:

Винтовые;

С крыльчатыми движителями;

Водомётными движителями;

по количеству гребных валов:

Одновальные;

Двухвальные;

Трёхвальные;

Четырёхвальные.

по конструктивным особенностям корпуса:

Однокорпусные;

Двухкорпусные (катамараны).

Классы и подклассы подводных лодок и кораблей


Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал кузнецов»

1. Авианесущие корабли:

Тяжелый авианесущий крейсер.


Ракетный крейсер «Маршал Устинов»

2. Ракетно-артиллерийские корабли:

Тяжелый атомный ракетный крейсер;

Ракетный крейсер;

Эскадренный миноносец;

Ракетный корабль 2 ранга;

Малый ракетный корабль на воздушной подушке;

Малый ракетный корабль;

Ракетный катер;

Малый артиллерийский корабль.


Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков»

3. Противолодочные корабли:

Большой противолодочный корабль;

Сторожевой корабль;

Малый противолодочный корабль.


Фрегат «Адмирал Горшков»

4. Многоцелевые корабли:

Патрульный корабль.


Базовый тральщик «Александр Обухов»

5. Минно-тральные корабли:

Морской тральщик;

Базовый тральщик;

Рейдовый тральщик.


Большой десантный корабль «Георгий Победоносец»

6. Десантные корабли:

Большой десантный корабль;

Средний десантный корабль;

Малый десантный корабль на воздушной подушке;

Десантный катер на воздушной подушке.


Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами «Александр Невский»

7. Ракетные подводные лодки стратегического назначения:

Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами;

Атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами.


Крейсерская атомная подводная лодка «Гепард»

8. Многоцелевые подводные лодки:

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами;

Крейсерская атомная подводная лодка;

Большая атомная подводная лодка;

Большая дизельная подводная лодка;

Малая дизельная подводная лодка.

Классификация боевых кораблей по зонам действия

Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей ВМФ России по зонам действия не существует. Поэтому за основу берутся общепринятые понятия ВМС иностранных кораблей.


Хочу обратить ваше внимание на то, что ряд подклассов кораблей находится на границе дальней и ближней морских зон. Например, к таким кораблям относятся: фрегат пр.22350, корвет пр.20380, ракетный корабль 2 ранга пр.11661К и малый ракетный корабль пр.1234.1.

Вверх