Что такое фибула и как ею пользоваться. Что такое — фибула? Скифы

При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы , среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Фибула"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Шаров О.В. // STRATUM plus. - Кишинёв, 1999. - № 3 . - С. 189-206 .
  • Воронов Ю. Н. // КСИИМК. - М ., 1983. - № 176 . - С. 29-33 .

Отрывок, характеризующий Фибула

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Слово «брошь» (англ. brooch ) происходит от французского «broche» , что в переводе означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным назначением броши – скреплять одежду. А необходимость скреплять одежду появилась тогда, когда человек впервые надел на себя что-то побольше, чем набедренная повязка. Поэтому не удивительно, что история броши практически равна истории человечества.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в бронзовом веке. Он не только отличался от современной броши своей конструкцией, но и имел другое название – фибула (англ. fibula) . Фибула изготавливалась из металла и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, через которые продевался массивный изогнутый штырь, скрепляющий ткань. Но он быстро портил ткань, и вскоре люди додумались до безопасной конструкции фибулы с штырем в виде шипа. Фибула имела много конструктивных разновидностей. Так, например, венгерская фибула изготовлялась из цельной металлической проволоки и своей конструкцией напоминала традиционную английскую булавку. А греческая фибула состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

Примеры античных брошей - фибул:

В Средневековье помимо фибул появились аграфы (англ. agraffe )– заколки, которыми скрепляли воротник нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Позже их стали использовать и как заколки для волос. В эпоху Возрождения, в связи с радикальным изменением моды, фибулы и аграфы сдали свои позиции, поскольку стали не нужны, а в моду вошли подвески.

Примеры античных брошей - аграф:

Брошь Севинье - родоначальница современных видов брошей

В нынешнем понимании брошь появляется только в XVII веке благодаря французской писательнице и фаворитке короля Людовика XIII мадам де Севинье. Именно она ввела в моду брошь как аксессуар. Мадам де Севинье посчитала, что привязывать ленточками или пришивать к платьям подвески – работа, которая занимает слишком много времени. И она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая дама высшего света считала делом чести иметь в своем арсенале несколько разных брошек (). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные дамы начали использовать броши для передачи «тайной» информации. Надев условленную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя, или о получении важного известия.

Портреты мадам Севинье в броши ее изобретения:

Так, с легкой руки мадам де Севинье, вошел в моду этот прекрасный аксессуар и остается популярным по нынешний день.

Какие бывают ювелирные броши?

Есть несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления, броши различают:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть как со вставками, так и без них. Вставки выполняются драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, эмалью.
  • Бижутерные броши из латуни или других сплавов. Такие броши инкрустируют полудрагоценными камнями, стразами, стеклярусом или кристаллами Сваровски.
  • Броши, выполненные из других материалов - полимерной глины, пластика, кожи, бисера, дерева, текстиля, валянные из шерсти. Эти украшения часто выполняются вручную (броши в технике хендмейд), что придает им особенную прелесть.

Броши также различают по типу декоративной обработки и разделяют на такие виды:

  • Ажурные броши, материалом для которых служит металл, кость, пластические массы и другие. Металлические ажурные броши изготавливают методом выпиливания ажура или же штампованием, а также техникой филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

  • Гладкие броши. Гладкие броши в основном состоят из одного крупного поделочного камня, например, пейзажного или ландшафтного агата. Часто также вокруг камня размещают множество оттеняющих его мелких камушков.

  • Броши-геммы - выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефами (то есть выпуклым, выступающим изображением), называются «камеи». Напротив, броши-геммы с «горельефным», утопленным изображением называли «инталии». Подобные украшения высоко ценились не только как драгоценности (часто исполненные из ценных пород камней или раковин), но еще более как произведения искусства - миниатюры с разнообразными сюжетами, портретами и жанровыми сценами.
    • Броши-камеи (англ. cameo brooch )– вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Большой любительницей камей была императрица Екатерина II, которая свою любовь к этим украшениям называла «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям были начаты массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней Уральских гор.


    • Броши-инталии (англ. intaglio) . Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.


  • Эмалевые броши. Основания таких брошей изготавливаются из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу налаживается эмаль. Используют разные техники наложения – живописную эмаль, воспроизводящую различные рисунки (например, знаменитая ростовская финифть), перегородчатую эмаль (техника клаузане), выемчатую эмаль (так называемую технику шамплеве). Эмалевые броши часто являют собой тонко выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о ювелирных украшениях с горячей и холодной эмалью).

  • Мозаичные броши. Их обычно изготовляют из смальты – стекла специальной варки, которое обладает большим разнообразием цветов. Мозаика составляется из мелких кусочков смальты, которые, соответственно с композицией, вклеиваются в основание броши при помощи специальной мастики. Поверхность мозаики полируется. Эту технику называют микромозаикой .

В наше время существует множество аксессуаров, используемых в качестве застёжки, но самой первой стала фибула. Этот предмет был единственным типом застёжки в период с древних времён до раннего Средневековья.

Что представляет собой фибула?

Не знаете, фибула - что застёжка для одежды, выполненная из металла, которая использовалась в железном и бронзовом веках. Предмет состоял из нескольких частей, верхняя иногда украшалась. Чуть позже фибулу стали применять не только в качестве застёжки, но и как украшение, в Прибалтике это веяние сохранилось и сегодня.

Составные части фибулы

Застежка с течением времени видоизменялась, но чаще всего встречается предмет, состоящий из следующих частей:

  • Иголка для скрепления одежды.
  • Иглодержатель. Это желобок либо узкий держатель, в который заходит конец иглы. Иглодержатель нужен для удержания иглы в одном положении и предохранения пальцев от укола.
  • Корпус или дужка фибулы.
  • Пружинка для соединения иголки с дужкой.

На протяжении доисторического периода фибула претерпела многочисленные изменения. Каждая эпоха оставляла свой след - изменялась дужка, предмет стал служить ещё и украшением. Менялся механизм действия пружины и иглодержателя, от функционирования которых зависела пригодность застежки и прочее.

Итак, фибула - что это? Простейшая застежка состояла из скобы и иглы. В сохранившемся до сегодняшних дней предмете чётко видна первоначальная форма - квадрат или круг. После того как изделие стали использовать ещё и в качестве украшения, его начали расписывать эмалью, наносить рисунок и дорогие камни. Носили и мужчины, и женская половина человечества. Фибула нужна была для скрепления одежды, чаще всего плаща. В древности им служила накидка по типу покрывала, концы которого и требовалось скреплять.

Позже фибула трансформировалась в своеобразную брошь-булавку, которой закалывались концы косынки и воротнички. Со временем крепление пропало, а брошь осталась в качестве украшения, которое женщины носят и сегодня.

Следующая конструкция фибулы состоит из корпуса и иголки. Корпус делался в виде незамкнутого ободка (подковообразная форма), как раз эти фибулы получили большую распространённость. Владелец украшения, в зависимости от статуса, декорировал обод и иглодержатель дорогими камнями, металлами либо рисунком.

Виды застёжек

В числе музейных экспонатов, добытых археологами, встречаются разные виды фибул. Все эти стародавние застёжки имеют собственные названия, данные в зависимости от того, к какому времени и народу они относились. Известны следующие фибулы:

  • Греческие и римские.
  • Венгерские и скандинавские.
  • Византийские и прочие.

Для некоторых народов фибулы не только являлись застёжками для одежды и украшениями, но и применялись в качестве оберегов от недобрых духов и порчи. После появления французской броши-булавки защитная функция перешла на неё.

В Венгрии фибулы изначально изготовлялись исключительно из проволоки. Механизм изделия был следующим - один из концов дужки, совершив небольшой спиральный виток, переходил в иголку, а второй конец, который тоже был закручен спиралью, являлся её держателем.

Скандинавские фибулы произошли, скорее всего, от венгерских, их отличие заключалось в следующем - иголка и дужка были не единым целым, элементы насаживались друг на друга.

Греческая металлическая застёжка для одежды состояла в основном из пары или четырёх спиральных окружностей, соединённых между собой. Иголка выходила из одной спирали и закреплялась на другой. Спиралевидная форма держателя иглы свидетельствует о неразрывной связи греческого украшения со скандинавским и венгерским. Кроме того, аналогичные аксессуары для одежды были обнаружены при раскопках на юге Италии и отдельных окрестностях Средней Европы, куда попали они, скорее всего, из Греции.

Италийские фибулы наиболее разнообразны по механизму действия и форме основания. В старинных италийских фибулах строение иглодержателя практически не отличается от скандинавских и венгерских, то есть образовывается оно за счёт нескольких витков спирали. Но в будущем прослеживается видоизменение - спиралевидный держатель иглы сменяется сначала плоской пластиной круглой формы, а спустя время появляется пластина с завёрнутыми краями, образующими желобок, заканчивающийся пуговкой.

Формы италийских фибул

Они были обнаружены в нескольких формах (речь идёт о форме дужки):

  • Дуговальные (форма полукруга). Это старейший тип фибулы. Дужка может быть одной толщины, с уплотнением на некоторых участках, гладкой или с полосами в разных направлениях, украшенной бусинами и прочее.
  • Ладьевидные - дугообразная, утолщённая посередине полая дужка. Держатель для иглы в этой модели может быть длинным или коротким.
  • Извивающиеся - это самая разнородная группа. Образцы встречаются самые разные - с причудливо изогнутой дужкой, с длинным желобом в качестве иглодержателя, с пуговкой на конце желоба (встречаются на самых последних фибулах) и прочее.

Чертрозские фибулы

Чертрозскими принято называть образцы с вытянутой формой дужки, которая плавно перетекает в желобоватый иглодержатель с пуговкой и завёрнутым кверху концом. Такие застёжки были обнаружены в большом количестве при раскопке могильника Чертрозы среди прочих вещиц италийского убранства.

Хальштаттские фибулы

В могильнике Хальштатта в числе различных италийских форм фибул были обнаружены некоторые образцы, характерные именно для этой местности. Большой интерес представляют застёжки очкообразной и арбалетовидной формы. Первый вид состоит из пары спиралевидных кружков, соединённых между собой, такая форма напоминает венгерские, скандинавские и греческие фибулы. Поскольку раскопаны они были в Хальштатте, то и обозначение получили соответствующее - хальштаттский тип.

Отличительной чертой арбалетовидных фибул является то, что спираль представляет собой множество спиралевидных оборотов, расположенных перпендикулярно дужке. В отдельных арбалетовидных застёжках окончание держателя иглы декорировано миниатюрой головы животного либо человека, склонённой назад или устремлённой вверх.

Назначение фибул

Ответ на вопрос о том, фибула - что это, вы уже знаете. Каково же ее предназначение? Древнегреческое женское население прикалывало фибулы и на верхней, и на нижней одежде, мужской пол использовал изделие только на верхней одежде. Чаще всего мужчинами плащи фиксировались фибулой на правом плече, пореже на груди. Женщины закалывали застёжки на двух плечах.

Описание фибулы встречается в произведении «Одиссей»: «Благочестивый Одиссей был облачён в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прицеплена золотая застёжка с парными трубками; на внешней стороне застёжки умелый мастер изобразил пса, держащего в передних лапах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все поражались живости, с какой были нарисованы золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, пытаясь спастись, противилась ногами».

Некоторые женщины скрепляли полы туники множеством застёжек. Чуть позже стали закалывать подол немного выше колена, таким образом получалась своеобразная складка, придавая одежде особый вид. В качестве пряжки фибула использовалась преимущественно на поясах и перевязках.

Интересно! В Древней Греции и Риме фибулой также принято было называть специальный зажим для крайней плоти. для одежды использовались в целях соблюдения норм приличия при появлении обнажённого мужчины, к примеру, атлета или гладиатора.

Где сегодня можно приобрести фибулу?

Фибула - что это такое, мы выяснили. Где её можно купить? На сегодняшний день производством фибул занимаются в Эстонии. Там существует объединение «Уку», традиционные фибулы в ассортименте художественных изделий которого занимают особое место. Найти там можно самые разные застежки: плоские, квадратные, конусообразные, формы в виде подковы и прочие. Чеканные образцы украшают геометрическим рисунком, а конусообразные - растительным. В качестве отделки некоторых фибул используют «глазки» из цветных камней.

Тем, кто не может приобрести фибулу в Эстонии, рекомендуется обратить внимание на ассортимент тематических отделов, которые реализуют предметы старины, или просто заказать металлическое украшение у мастера, специализирующегося на изготовлении символических предметов.

ГОУ СОШ № 000 ЗОУО Г. МОСКВЫ

Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья

Исследовательская работа по истории

Халиани Анастасия

6 «Б» класс

Руководитель:

учитель истории, обществознания, права

МОСКВА 2010
Оглавление

Введение . 3

Глава 1. Описание фибулы. 5

Глава 2. Фибулы, представленные в ГИМ. 10

Глава 3. «Пальчатые» фибулы.. 17

Заключение . 20

Литература . 22

Введение

В прошлом учебном году мы начали изучать историю Древнего мира и посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее. Мы посетили музей и были поражены представленной экспозицией, поэтому решили подготовить исследование о виртуальном путешествии в каменный век. В этом году мы знакомимся с историей средних веков, продолжаем посещать музейные занятия в Государственном Историческом музее, и решили продолжить свою исследовательскую деятельность .

Нас заинтересовал период раннего средневековья и украшения женского костюма – фибулы. Что такое фибула мы даже не знали. Поэтому и решили познакомиться поподробнее с этим украшением. Тема актуальна , так как костюм всегда был отражением статуса человека в обществе. Ту же роль выполняли и украшения.

Объект исследования – завершающий этап железного века и переход к эпохе раннего средневековья, получивший в науке название Великого переселения народов.

Предмет исследования – женские украшения.

Цель – обобщить и расширить знания об эпохе раннего средневековья, познакомиться с важным элементом в системе украшений, одним из самых ярких видов застежек – фибулами, используя литературу и памятники Государственного Исторического музея.


Задачи :

· посетить залы Государственного Исторического музея, посвященные эпохе раннего средневековья;

· охарактеризовать на основе памятников женские украшения эпохи раннего средневековья;

· проследить, как менялась форма и устройство фибулы;

· выяснить на какие группы делятся фибулы;

· определить, как украшения отражали статус человека в обществе;

· создать эскизы фибул в рисунках;

· создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

Методы исследования : описание, комплексный анализ источников, систематизация и обобщение полученной информации, метод моделирования.

Гипотеза : является ли фибула элементом украшения и отражением статуса человека в обществе.

Наше исследование включает введение, три главы основной части, заключение, иллюстрации фибул и собственные эскизы этих украшений.

Практическая значимость . Работа может быть использована при подготовке сообщений, при подготовке внеклассных мероприятий и уроков по культуре Средневековья. Она расширяет знания по изучаемой теме.

Глава 1

Описание фибулы

DIV_ADBLOCK36">


https://pandia.ru/text/78/194/images/image003_113.jpg" align="left" width="219" height="228 src=">Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.

Греческие фибулы (рис.3), которые восходят к очень отдаленным доисторическим временам, состоят отчасти из двух, иногда из четырех симметричных спиральных кружков, соединенных при помощи довольно короткого корпуса. Игла выходит из одного кружка и укрепляется на другом. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image005_69.jpg" align="left" width="123" height="178">дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.

· ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.

· змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней, так и на исподней одежде, мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах.

В «Одиссее» (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«Божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами».

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовыми , а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью.

Обычай скалывать плащ особой застежкой – фибулой – сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами. Фибулы, а также металлические поясные пряжки и накладки так называемого «геральдического» стиля, распространившиеся в эпоху Великого переселения народов от Дуная до Урала, на Нижнюю Оку были принесены именно днепровским населением. Здесь сложился даже свой, окский, тип - крестовидная фибула.

Глава 2

Фибулы, представленные в ГИМ

Зал 7 . Восточная Европа и Азия в раннем средневековье (III– начало V Ш в.)

Зал 8 . Древнерусское государство в IX–XII вв.

Зал 9 . Древнерусский город (XI – первая половина XIII в.)

Раннесредневековые фибулы - огромная и исторически очень важная тема. Разработка ее затруднена, прежде всего, тем, что время бытования фибул – заключительный этап великого переселения народов, запутывающий и хронологию, и этническое определение отдельных народов.

Географически эта тема во всем ее объеме охватывает всю Европу - от Балтики до Ломбардии и от Северного Кавказа до Испании. В пределах Восточной Европы наиболее интересны два района: Причерноморье, где родились многие исходные типы, и лесостепное Среднее Поднепровье, "Русская земля", где появились свои вариации южных образцов.

Зал 7 посвящен завершающему этапу железного века и переходу к этапу раннего средневековья, получившего в науке название Великого переселения народов. Эти процессы охватили всю северную часть Евразийского континента – от берегов Тихого океана на востоке до побережья Атлантического океана на западе. Весь мир пришел в движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.

Зал 8 представляет памятники времен образования Древнерусского государства в IX–XII вв.

Зал 9 посвящен древнерусским городам XI – первой половины XIII в. – времени их расцвета.

Зал 7

На стене зала три карты представляют основные моменты эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II века и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, создавшего империю.

Следующая эпоха связана с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтнического союза племен, возглавляемого гуннами. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.

В третьей четверти I тыс. н. э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.

В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры.

Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.).

Эти сокровища попали в дремучие леса Прикамья не случайно. Они являлись платой иноземных купцов местным князькам за пушнину, которая высоко ценилась на Востоке. Обилие монетных кладов в Поволжье подтверждает вывод о том, что в те времена именно Волга с притоками, Камой и Окой, была главной торговой артерией, которая соединяла восточные и западные страны.

Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках. Часто привески крепились к поясу и выполняли функцию оберега: их бряцанье и шум при ходьбе должны были отгонять злых духов. Эти вещи принадлежали прямым предкам современных финно-угорских народов Волго-Камского региона.

В левой части витрины 10 – золотая гривна и мелкие золотые бляшки, которые нашивали на тонкую ткань одежды, стеклянная чаша с изображением пира Диониса. Эти вещи найдены в богатых погребениях знати, культура которой испытала сильное влияние античных городов-колоний Северного Причерноморья. Подобные украшения получили широкое распространение во всей Европе благодаря германцам и аланам.

Ниже можно увидеть тяжелые бронзовые фибулы, броши, подвески с цветными эмалевыми вставками. Такие украшения, получившие название «варварской эмали», обычно связываются с балтами, миграции которых прослеживаются далеко на юг и восток – в Поднепровье, в Поочье и Москворечье.

Зал 8

В 8 зале в витрине 21 можно увидеть женские украшения самой разной племенной принадлежности. Среди них «черепашьи» фибулы.

Среди скандинавских древностей, встречающихся в Восточной Европе, наиболее яркую и многочисленную группу составляют так называемые скорлупообразные или черепаховидные фибулы, получившие согласно типологической работе Яна Петерсена соответствующую индексацию: Petersen - 51. В исследованиях, посвященных русско-скандинавским связям, скорлупообразные фибулы привлекаются как бесспорные доказательства пребывания норманнов на Руси.

Большинство скорлупообразных фибул типа Р-51датируются в пределах 900-950 гг. Предложенная датировка свидетельствует о присутствии скандинавов на Руси уже на ранних этапах.

Зал 9

В 9 зале в витрине 3 представлены овальные фибулы славян Поднепровья. Витрина показывает пестрый этнический состав здешнего населения в древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки славянских, финских и балтских женских украшений. (5) – карельские овально-выпуклые фибулы с плетеным узором, (8) – балтские подковообразные фибулы.

В витринах 8–9 представлены древности Смоленска – крупного регионального центра XI–XIII вв.

В витрине 9 представлен комплекс бытовых предметов и украшений, происходящих с территории одной усадьбы.

Здесь же показан один из основных видов городского производства – обработка металлов . В витрине можно видеть глиняное сопло горна для отжига металлической заготовки, крицы и металлургические шлаки, разнообразную продукцию городских кузнецов – от металлических орудий до деталей костюма, а также изделия ювелиров, среди них фибула.

DIV_ADBLOCK39">

Глава 3

«Пальчатые» фибулы

«Пальчатые фибулы» появились в конце IV века в среде восточных германцев. В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы. Округлые выступы на фибулах изначально изображали головки фантастических животных – мифологических персонажей. Позже эти изображения переосмыслялись и превратились в «пальцы».

Сложные космологические композиции на зооморфных и антропоморфных фибулах V – VII вв. из Среднего Поднепровья с их Дажьбогом, знаками земли и солнца, птицами и змеями, с неизменным ящером. Это не стихийное бессознательное творчество славянских литейщиков, а воспроизведение той картины мира, которая была истолкована и воплощена в образы многими поколениями ведунов.

Фибулы были предназначены не только для украшения, но и для охранения от рассеянных повсюду невидимых носителей зла – упырей-вампиров и вредоносных навий.

Все виды работ с металлом в древности были связаны с множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы.

В 1906 г. В. А. Городцов нашел интересную фибулу близ хутора Блажки Зеньковского уезда Полтавской губернии.

Основа этого украшения – двупластинчатая фибула с полукруглым одним щитком и ромбовидным другим; пластины соединены дужкой. Такие фибулы широчайше распространены в Причерноморье, в Восточной Европе и прослеживаются во множестве вариантов в Западной Европе. Полукруглый щиток часто снабжался декоративными отростками (5-7), что и привело к не очень точному наименованию их пальчатыми. Блажковская фибула "родилась" из какого-то гладкого варианта без отростков. Носили эти фибулы, очевидно, двояко: вниз полукруглым щитком и вверх этим щитком, что сказывалось на направлении дальнейшего усложнения более поздних типов. Блажковская фибула была предназначена для ношения полукруглым щитком вверх.

Весьма интересную и распространенную категорию находок составляют пальчатые фибулы, имевшие полукруглые щитки с пятью-семью выступами, которые встречены в составе кладов, на нескольких пеньковских поселениях и в захоронениях. На селище Барнашевка в Винницкой области открыт производственный комплекс третьей четверти I тыс. н. э., в котором найдена литейная форма для изготовления пальчатых фибул.

https://pandia.ru/text/78/194/images/image024_14.jpg" align="left" width="101" height="198 src=">Пальчатые фибулы найдены в конце XIX в. у деревни Колосово Воронежской губернии в составе клада украшений, относящихся к древностям антов (вторая половина VI – первая половина VII в. Бронза). Среди находок – височные кольца, браслеты, фибулы, детали поясного набора (представлены в ГИМ).

Веер" href="/text/category/veer/" rel="bookmark">веерообразная драпировка.

Заключение

Теперь мы имеем наглядное представление о фибулах.

· В результате своего исследования мы доказали гипотезу, что фибула является элементом украшения и отражением статуса человека в обществе. Так же выяснили, что этот элемент одежды был необходим не только женщинам, но и мужчинам.

· Фибула – особого вида застежки, весьма распространенные в доисторические и древние периоды и служившие для скрепления одежды, а также для украшения. Это латинское слово обозначает тонкую грифельную кость лошади, которую в древности использовали для закалывания одежды.

· Как по устройству, так и по назначению фибулы имеют много общего с нашими брошками и так называемыми английскими безопасными булавками.

· Обычай скалывать плащ особой застежкой - фибулой - сложился в античном мире и был воспринят всеми окружающими варварами.

· Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. При всех изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подвергались в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.

· Составными частями фибулы являются:

1) игла, предназначенная для скрепления одежды;

2) иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов

3) дужка, или корпус фибулы

4) пружина, соединяющая дужку с иглой.

· Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

· Бронзовый век почти не знал фибул. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Оскаром Монтелиусом, шведским археологом, на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

· Среди памятников Государственного Исторического музея представлены тяжелые бронзовые «пальчатые фибулы», «черепашьи» или скорлупообразные, кольцевые фибулы, карельские овальные фибулы, балтские подковообразные фибулы.

· В эпоху Великого переселения народов роскошные экземпляры, украшенные инкрустациями, треугольно-выемчатой резьбой, входят в престижный женский костюм народов гуннской державы, а ко второй половине VI в. фибулы становятся излюбленным украшением состоятельных женщин населения Восточной Европы.

· Фибулы нередко являлись образцами ювелирного искусства. Их делали из железа, бронзы, серебра. Они были литые, кованые, витые, украшались драгоценными камнями , эмалью.

· В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений оберегающего значения.

· Костюм и украшения (серьги, височные кольца, бусы, шейные гривны, колты, рясны, наручи, застежки и т. д.) с древнейших времен являются одним из самых важных источников для реконструкции этнических и социальных процессов на разных этапах исторического развития и отражением статуса человека в обществе.

· С изобретением пуговиц фибулы в большей степени исполняют роль украшений.

Используемая литература

1. От каменного века до 18 столетия. Путеводитель по залам 1-21 Государственного Исторического музея. М., 2003

2. Кареев книга древней истории. – М. Просвещение, Учебная литература, 1997.

3. Рыбаков Б. А. Древние русы. - Сов. археология. М., 1953

4. Рыбаков древних славян. М., 1981.

5. Седов в раннем средневековье. М., 1995.

6. Ханенко Приднепровья. Киев, 1901.

7. К датировке скандинавских фибул типа Petersen-51 http://www. /forum/index. php? showtopic=1578

8. Подковообразные и кольцевидные фибулы-застежки. http://kladoiskatel. /653.html

Приложение

  • Фибула (лат. fibula, скоба) - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

    Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

    Составными частями фибулы являются:

    игла, предназначенная для скрепления одежды

    иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов

    дужка, или корпус фибулы

    пружина, соединяющая дужку с иглой

    Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

    Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

    Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.

    Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.

    Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.

    Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

    По форме дужки среди италийских фибул различают:

    дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.

    ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.

    змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

    Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из

Вверх