Апостолы петр и павел. Традиции празднования дня святых апостолов Петра и Павла

В календаре Православной церкви нет таких дней, на которые не выпадала бы память того или иного святого. Но церковные праздники предполагают свою иерархию значимости, и одни из них являются более важными, чем другие. В первую очередь это Пасха, двунадесятые и великие праздники. В число последних входит и день 12 июля - Петра и Павла, первоверховных апостолов. О нем, а также о самих этих людях, мы и поговорим ниже.

День святых первоверховных апостолов

День Петра и Павла знаменует собой окончание первого из двойки многодневных постов, приходящихся на летние месяцы. Называется он в народе Петровским. Второй пост - Успенский, и он приходится на август. Но нам интересен сейчас именно первый, который предваряет празднование 12 июля. Петра и Павла, чествуемых в этот день православной церковью, вспоминают все верующие. Это и неудивительно, ведь именно благодаря им, согласно официальной церковной истории, христианство является таким, какое оно есть. И пост, который предшествует этому празднику, призван помочь достойно подготовиться к чествованию памяти двух столпов церкви.

Однако события, которые лежат в основе этого праздника, по человеческим меркам отнюдь не радостные, а очень даже трагические. А именно: это насильственная смерть, которую приняли Петр и Павел в столице Римской империи. Однако, с точки зрения христианского вероучения, мученическая кончина ради Христовой истины является лучшей из возможных смертей. Она гарантирует прощение грехов, поскольку является свидетельством веры и надежды, и вслед за такой несправедливой кончиной праведник наследует вечную жизнь и райское блаженство. Поэтому в духовном преломлении смерть праведных людей в христианстве является событием хотя и скорбным, но одновременно и праздничным по самой своей сути. А переход в мир иной двух авторитетнейших людей во всей христианской церкви не мог не стать великим торжеством во всей церкви.

Дата праздника

На самом деле отмечается день этих апостолов 29 июня. Однако из-за тринадцатидневного отставания юлианского календаря по гражданскому григорианскому стилю день Петра и Павла приходится на 12 июля. В католической церкви, кстати, которая придерживается в своей традиции григорианского стиля, чествование этих двух мужей приходится на положенное им 29 число месяца июня. Если быть до конца честным, то так же обстоят дела и в большинстве православных автокефальных церквей, которые некоторое время назад синхронизировали церковный календарь и гражданский. Русская православная церковь в этом смысле составляет исключение вместе с Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской церквями. Все они, а также монашеская республика Афон и ряд отдельных приходов и монастырей по всему миру продолжают выстраивать свою богослужебную жизнь и отмечать церковные праздники по юлианскому календарю.

Об апостолах Петре и Павле

Первоверховные апостолы Петр и Павел были личностями очень разными, совершенно непохожими друг на друга. Различия между ними касались и характера, и темперамента, и образа мыслей, и даже занимаемой церковной позиции, если считать новозаветное повествование достоверным историческим источником. Согласно библейскому тексту, было время, когда два апостола были не в ладах друг с другом, и между ними наблюдалось некоторое напряжение, если не сказать ссоры. Конфликтовали между собой и их последователи, которые говорили о себе: «я Павлов» и «я Кифин». Тем не менее в славе своей они оказались едины. Немало этому поспособствовал их авторитет в христианских кругах. Еще одна причина - это смерть, которую Петр и Павел встретили в один день, если, конечно, верить легендам, имеющим хождение в церкви. Согласно им, случилось это событие во время понтификата императора Нерона, где-то в 67 году после Рождества Христова. Теперь стоит поговорить о каждом из этих людей подробнее.

Апостол Петр

Под маской человека, которого весь мир знает как апостола Петра, скрывается простой галилейский крестьянин по имени Симон. Проживал Симон на берегу Тивериадского озера, называемого также Галилейским морем, и зарабатывал на жизнь тем, что занимался рыболовным промыслом вместе со своим братом, известным ныне как апостол Андрей Первозванный. Образования Симон никакого не имел, отличался горячностью нрава, импульсивностью и эмоциональностью. В своих суждениях был несколько неуклюж, консервативен, воинственен и гибким умом не отличался. Но именно он, как повествует Евангелие, был избран Иисусом Христом, чтобы продолжать на земле дело своего учителя, когда того не станет.

Избрание Симона главой апостолов

Евангелие описывает, как это произошло. Началось все с того, что об Иисусе в народных массах стали ходить различные слухи, происходящие от попыток людей разобраться в том, кто же он такой. Некоторые считали, что он новый пророк. Другие говорили, что просто мошенник. Третьи доходили до того, что утверждали даже, что под Иисусом скрывается пророк Илия, который много веков назад был взят, согласно библейским сказаниям, на небо живым, то есть вместе с телом. И вот сам Иисус решил поинтересоваться у своих учеников, что думают на этот счет они. Апостолы же, отвечая, лишь пересказывали, что думают другие люди. И только ревностный и горячий Петр от лица всех апостолов заявил своему учителю, что исповедует его Христом, сыном Живого Бога. В ответ на это Христос обещал, что Симон станет тем камнем, на котором будет созиждена христианская церковь. И еще, что в руки Симона будут даны ключи от рая и от ада, а также власть прощать и оставлять грехи и творить суд. Тогда же Симон, кстати говоря, и стал Петром, потому что «Петр» по-гречески означает «камень». И до того дня это слово не использовалось как имя собственное. Ввиду всего этого сей апостол стал именоваться в церковной традиции первоверховным. И именно поэтому икона Петра и Павла изображает Петра с ключами в руках. После смерти Христа Симон возглавил церковь и совет апостолов. Но тут на его роль и степень власти католики и православные смотрят по-разному. Если католическая церковь считает этого апостола и его преемников на престоле (Римских Пап) реальными наместниками Христа на земле, то в православной традиции первоверховному апостолу отводится роль первого среди равных, а верховная власть присваивается Вселенскому собору.

Апостол Павел

Теперь поговорим о человеке, известном в истории как апостол Павел. Как и все остальные апостолы Иисуса, он был израильтянином. Еврейское его имя - Савл. Родился Савл в киликийском городе под названием Тарс и с детства имел статус римского гражданина. Семья его была состоятельной, знатной, принадлежавшей к аристократическому роду. Исповедание их было фарисейским, то есть максимально строгим и требовательным в иудейской религии. Религиозный закон Савл знал отлично, потому что, согласно его же собственным признаниям в письмах, он обучался у авторитетного мудреца того времени по имени Гамалиил. Вместе с религиозным воспитанием он получил и очень неплохое светское образование. Все это обеспечило ему хорошую карьеру и вес при дворе иерусалимского первосвященника. Пользуясь своим влиянием, он развязал настоящую охоту на христиан, повсюду разыскивая их и отправляя в тюрьму. Со временем он распространил свое влияние и за пределами Иудеи и, заручившись всеми необходимыми документами и разрешениями со стороны верховного иудейского судилища - синедриона, отправился на поиски верующих во Христа в Дамаск.

Обращение Павла

По пути в Дамаск, как сам он пишет, Савл пережил чудесное обращение. Внезапно его и всех его спутников осиял сверхъестественный свет с неба, и божественный голос вопросил его: «Савл, почему ты преследуешь меня?» Смущенный и напуганный, он только лишь спросил: «Кто ты, господин?» И голос ответствовал: «Я - Иисус, которого ты преследуешь». Далее ему было велено отправляться в дом одного из христиан, после чего принять крещение. С этого момента и до той минуты, когда его окрестили, Савл был слеп. После крещения он проявил себя как ревностный проповедник учения Иисуса и его стали называть греческим именем Павел. Первоначально христиане боялись принять Павла в свои ряды, так как, зная о его репутации, думали, что его обращение - это только лишь хитрая уловка. И только в Иерусалиме Петр с другими апостолами ввели его в христианское собрание и приняли как своего. Всю дальнейшую жизнь он посвятил себя апостольским, проповедническим трудам. Трудился он так ревностно, так самоотверженно, что, в конце концов, стяжал себе, как и наместник Христа - Петр, звание первоверховного апостола. И это несмотря на то, что при жизни Иисуса он его не знал, не видел и не входил в перечень двенадцати ближайших учеников.

Святые Петр и Павел: история праздника

Проповедуя по миру христианское учение, эти два апостола редко пересекались в одном месте. Некоторые исследователи даже полагают, что со временем апостолы Петр и Павел настолько разошлись в своих взглядах, что не признавали законности авторитета и легитимности церковных общин друг друга. Другие не столь категоричны и радикальны в своих оценках, тем не менее разность этих двух людей очевидна. Но нас больше всего сейчас волнует то, что их объединяет. Известно, что их совместная память праздновалась уже в IV веке, о чем сообщают некоторые древнецерковные календари. А вот что было до того, нам, к сожалению, ничего не известно. Существующее же предание излагает ход событий так, как описано ниже.

Смерть Петра

Апостол Петр прибыл в Рим где-то около 67 года и стал там заниматься обращением местных иудеев и язычников в христианство. Поднявшаяся волна сопротивления привела в конце концов к тому, что император Нерон решил казнить апостола. Приказ властителя был приведен в исполнение 29 июня. По распространенному преданию, в этот же день был убит и апостол Павел. О том, залогом какого торжества станут две эти казни, жестокий тиран вряд ли имел представление. Однако казнили их не в одном месте и различными способами. Дело в том, что, несмотря на свой огромный авторитет в тогда еще маргинальном течении, известном как христианство, Петр перед лицом закона был обычным еврейским крестьянином. Поэтому его и казнили, как преступника из простолюдинов, то есть через распятие на кресте. Правда, нужно сказать, что распяли его по собственному желанию не как обычно, а вниз головой. Этим он хотел подчеркнуть, что не достоин умереть, как Иисус Христос, потому что, когда того судили во дворе первосвященника, Петр трижды отрекся от него.

Смерть Павла

Что касается Павла, то он был римским гражданином, а потому по закону его могли казнить единственным способом, быстрым и безболезненным - обезглавливанием. Павел принял смерть от меча в Риме, но вот когда он туда попал и сколько там пробыл, ничего неизвестно. Предание только сохранило упоминание о местечке на Остийской дороге, в котором святые Петр и Павел в последний раз встретились и простились в день своей смерти. Возможно, в этом действительно есть какая-то доля исторической истины. Как бы там ни было, сегодня на этом месте располагается храм Петра и Павла, призванный напомнить о их трагической судьбе.

Разоблачение легенды

Несмотря на всю красоту вышеизложенной легенды, мы должны констатировать, что она в значительной своей части выдумана народом. Петр и Павел умерли в разные дни, а отмечание их якобы общей кончины 29 июня (12 июля) связано с совсем другим событием. А именно с тем, что в означенный день в 258 году состоялось торжественное перенесение останков этих апостолов. В церковной жизни такие события также являются торжественными и затем входят в календарь как праздники. Но в данном случае самостоятельную ценность праздника перенесения мощей затмила легенда об их якобы общей смерти, и со временем в сознании народных масс утвердилось убеждение, что 29 июня празднуется именно мученическая кончина, которую приняли апостолы Петр и Павел в Риме. И в память об этом практически в каждом христианском городе имеется храм Петра и Павла. Россия в этом смысле не является исключением. Ниже мы перечислим наиболее знаменитые Петропавловские церкви в России.

Храмы Петра и Павла в России

Во-первых, необходимо вспомнить собор Петра и Павла, расположенный в Петергофе. Это огромный, очень красивый храм, построенный в 1894-1905 годах. Также заслуживает упоминания Петропавловская церковь в Казани, которая начинает свою историю с деревянной церквушки, возведенной в 1565 году. Перестройка в камне была проведена при непосредственном участии императора Петра Великого в 1720-х годах. Последний из храмов, которые мы отметим, это собор Петра и Павла в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Здание это также связано с градостроительной компанией упомянутого императора, однако достроено было уже после его смерти.

Почитание апостолов

В церковной среде широко почитаются личности этих двух апостолов. За исключением протестантов, их чтят и католики, и православные. Петр и Павел представляют собой олицетворение подвига проповедничества и мученичества одновременно. И их авторитет выше любого другого святого, за исключением разве что Богоматери. Идеи первоверховной апостольской власти нашли свое выражение в церковном богослужении. Кроме того, их ярко описывает акафист Петру и Павлу. Последний, правда, не является частью официального храмового культа. Но акафист Петру и Павлу часто верующие читаю по домам, а особенно 12 июля.

Среди самых ранних последователей Иисуса Христа, ставших основателями Его Вселенской Церкви, есть два апостола, именуемых первоверховными. Пётр и апостол Павел. В земной жизни они были совершенно разными людьми не только по своему социальному положению, но и по образу мыслей, и по восприятию мира. Объединила их вера в воскресение Сына Божия, открывшего врата в Вечную Жизнь.

Рыбак с Геннисаретского озера

О святом апостоле Петре нам известно, что он родом из города Вифсаиды, расположенном на севере Геннисаретского озера. Его отец Иона происходил из колена Неффалимова. До встречи с Иисусом Христом апостол Пётр именовался Симоном. Жил он в Капернауме со своей женой и тёщей. Симон был простым и скромным рыбаком. Вместе со своим родным братом Андреем, будущим апостолом Андреем Первозванным, он тяжёлым трудом добывал свой хлеб, не помышлял о тайнах мироздания, и все его интересы сводились к заботам текущего дня.

В самом начале Своего земного служения Иисус, призвав к Себе обоих братьев, дал Симону новое имя ― Пётр, что в переводе означает «камень». Сказанные при этом Иисусом слова о том, что на этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, свидетельствуют о той особой роли, которая была предначертана Им этому человеку. И Пётр с самого начала беззаветно поверил своему Учителю. В его простой и открытой душе не было места сомнению. Оставив всё, что связывало его с прежней жизнью, он, не задумываясь, последовал за Христом.

Прозрение апостола Павла

Совсем иным представляется нам апостол Павел. Он появился на свет в городе Тарсе, в семье еврея, имевшего римское гражданство, что юридически обеспечивало ему привилегированное положение. Первоначально он носил имя Савл и был фанатичным приверженцем иудейского Закона. В Иерусалиме, примкнув к фарисеям, он получил блестящее образование под руководством одного из известнейших в то время раввинов. Это сделало его ещё большим ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

Но Господу было угодно просветить его разум светом истинной веры. Исполненный Духа Святого, Павел со всем жаром своего сердца начал проповедовать в синагогах учение, которое ещё вчера обличал как ложное и сторонников которого обвинял в преступлениях против Закона. Он был человеком образованным, и это предавало его проповедям особую силу. Вступив на этот новый для него жизненный путь, Савл стал именоваться Павлом, что глубоко символично, ― перемена имени означала изменение всей жизни.

Мученический конец святых апостолов

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр и апостол Павел после своего многолетнего служения погибли от рук иудеев в один день ― 12 июля (н. с.). Он стал днём их памяти. Ежегодно в этот день отмечается праздник ― День Петра и Павла. предал смерти апостола Петра после того как ему стало известно, что Пётр своей проповедью значительно умножил число новообращённых христиан. Апостол был осуждён на распятие, как и его великий Учитель, но молил палачей пригвоздить его ко кресту вниз головой, так как счёл себя не достойным повторить смерть Христа, распятого стоя.

Апостол Павел являлся римским гражданином, и, согласно закону, его нельзя было распять, так как подобная казнь считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы и те, кто принадлежал к самым низшим слоям общества. По повелению императора, его вывезли за пределы Рима и на Остийской дороге обезглавили ударом меча. Предание гласит, что на том месте, где упала глава святого апостола, забил из земли чудодейственный источник.

В период раннего христианства почитание этих святых последовало непосредственно за их мученической кончиной, а место погребения явилось одной из величайших святынь. Тогда же начали отмечать и праздник ― День Петра и Павла. Известно, что когда в IV веке при императоре Константине Великом христианство наконец получило официальный статус и стало государственной религией, то в Риме и Константинополе были сооружены храмы в честь этих апостолов.

Поклонение россиян святым апостолам

С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. Креститель Руси ― равноапостольный князь Владимир, вернувшись из Корсуни, привёз в Киев икону с их изображением. Впоследствии она была передана в дар Новгороду, где долгое время хранилась в Софийском соборе. Позже она была утеряна, но и в наши дни под сводами этого храма можно видеть старинную фреску XI века, представляющую святого апостола Петра.

О многовековой традиции почитания на Руси первоверховных апостолов свидетельствуют настенные росписи относящиеся к XI-XII векам. На них также изображены апостол Пётр и апостол Павел. Два старинных российских монастыря в честь этих святых были основаны в начале XII века, один ― в Новгороде на Синичей горе, а другой ― в Ростове. Столетие спустя Петропавловский монастырь появился в Брянске. В этот период были написаны многие богослужебные тексты, в том числе и акафист Петру и Павлу.

О популярности апостолов Петра и Павла говорит и то широкое распространение, которое получили их имена среди православных жителей нашей страны. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых. Среди них многие при крещении, а некоторые при монашеском постриге или принятии Великой Схимы нарекались именами первоверховных апостолов. Этот перечень можно продолжить именами людей, оставивших свой след в русской истории, а также теми бесчисленными Петрами и Павлами, прожившими свой век на необозримых просторах России.

Древнейшие изображения первоверховных апостолов

Говоря о развитии иконографии этих образов, нужно отметить, что святые апостолы Пётр и Павел изображались ещё первыми христианами на стенах катакомб, где они совершали свои богослужения. В то время подобные настенные рисунки представляли для адептов новой веры вполне определённую опасность, и по этой причине они часто прибегали к помощи символов. Однако известны отдельные фрески, относящиеся к этому периоду, на которых апостолам приданы вполне определённые, схожие между собой портретные черты, что позволяет исследователям допускать их реальное сходство с историческими прототипами. Следует заметить, что и в литературных памятниках, дошедших до нас из тех далёких времён, замечается та же тенденция: некоторые из них содержат в себе вполне сходные описания внешности апостолов.

Апостолы Пётр и Павел в русской иконописи

С установлением православия св. Петр и Павел стали теми святыми, образ которых непременно входил в число священных изображений каждого храма. Как правило, в основе их композиций были сюжеты Нового Завета, но известны и сцены из Священного Предания. Одной из них является широко распространённая обнимающихся, глядящих в глаза друг другу. Она являет зрителям момент встречи апостолов в Риме незадолго до казни. Подобное изображение в поясном варианте получило широкое распространение.

Однако большую известность со времён Древней Руси получили иконы, на которых апостолы Пётр и Павел представлены стоящими в полный рост, слегка обращёнными друг к другу. Одной из них является самая древняя дошедшая до нас икона, хранящаяся сегодня в Софийском соборе Новгорода. Это та самая икона, привезённая, согласно преданию, князем Владимиром из Корсуни, о которой упоминалось выше.

Возрастание значения апостольских образов

Со временем значение образов святых Петра и Павла столь возросло, что они стали неотъемлемой частью деисусного ряда каждого иконостаса. Вошло в традицию помещать изображение апостола Петра слева от центральной иконы Иисуса Христа, сразу за образами Богородицы и Архангела Михаила, а икону апостола Павла ― справа, непосредственно за иконой Иоанна Крестителя и образом Наиболее известными из таких изображений являются творения Андрея Рублёва, сохранившиеся до наших дней в Успенском соборе Владимира.

С конца XVII века в русской иконописи усилилось влияние западноевропейских школ. Этим объясняется появление тем, связанных с мученичеством апостолов. В прежние времена их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Теперь же в руках апостолов мы видим орудия их мученической кончины ― у Петра ― крест, а у Павла ― меч. Известны даже иконы, на заднем плане которых изображены сцены казни.

С годами установилось чинопоследование посвящённых им церковных служб. Тексты сопровождающих их песнопений относятся в основном к VII-VIII векам. Их авторство приписывается таким столпам христианской церкви, как Герман и святитель Андрей Критский, чей покаянный канон читается ежегодно во дни Великого Поста. Кроме них упоминаются имена преподобного Иоанна Дамаскина и Козмы Маюмского. На службах всегда исполняется акафист Петру и Павлу, а также торжественные стихиры.

Имена святых, увековеченные в зодчестве

Имена святых апостолов Петра и Павла навсегда увековечены в храмовом зодчестве. Это в равной степени относится и к России, и к странам Запада. Достаточно вспомнить главный католический храм ― Собор Святого Петра в Риме. Над созданием этой крупнейшей исторической христианской церкви трудились величайшие художники и архитекторы. Среди них следующие: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и многие другие.

На православной Руси традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира. Известно, что в период его княжения появилась на Днепровских берегах первая церковь апостолов Петра и Павла, а вслед за ней на всей территории необъятной России, в городах, сёлах и даже совсем глухих деревнях во множестве строились храмы, посвящённые этим двум великим подвижникам.

Собор на Неве

Собор апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге занимает среди них особое место. Его называют также Петропавловским собором. Воздвигнутый по проекту архитектора Д. Тризини в 1712-1733 годах, он стал усыпальницей русских царей. Собор находится на территории Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году по повелению Петра I для защиты устья Невы от возможного вторжения шведов.

Вначале появилась деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. Когда же в 1712 году началось строительство каменного храма, то оно велось таким образом, что прежняя постройка оставалась невредимой внутри вновь возводимых стен, и службы в ней не прекращались всё время работ. Новый собор, построенный в стиле петровского барокко, стал одним из шедевров архитектуры, доныне украшающих город на Неве.

Храм в Сестрорецке

В 2009 году был торжественно освящён построенный в пригороде Санкт-Петербурга храм Петра и Павла. Сестрорецк ― это небольшой курортный город вблизи Северной столицы. Ещё в начале XVIII столетия здесь была выстроена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов. Со временем её сменил каменный храм, ставший выдающемся достижением зодчества. Однако в годы богоборчества он был разрушен, и только с наступлением демократических реформ началось его восстановление.

Выстроенный заново и освящённый, храм Петра и Павла (Сестрорецк) является мемориальным памятником российским подводникам. Дело в том, что выстроен он на том самом месте, где в давние времена русский гений-самородок, крестьянин Ефим Никонов, демонстрировал царю Петру I своё изобретение ― первую подводную лодку. Это сохранилось в памяти сегодняшних моряков, и на территории храма создан целый мемориал памяти героев российского подводного флота.

Храмы разных городов и разных конфессий

Нельзя не вспомнить и ещё два храма, находящихся в Санкт-Петербурге. Один из них ― храм апостолов Петра и Павла при Медицинской академии. Он находится на Пискарёвском проспекте. И другой, который расположен в самом центре города на Гороховой улице ― он является домовым храмом Педагогического университета имени А. И. Герцена. Оба они, созданные ещё до революции, были закрыты в советский период, и в наши дни вновь открыли свое двери для прихожан.

Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Кроме православных храмов служба Петру и Павлу регулярно совершается и в соборах иных христианских конфессий. Жителям столицы, например, хорошо знакомо восстановленное после атеистического лихолетья здание лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. И этот перечень можно продолжать долго.

Города, названные именами апостолов Петра и Павла

Память святых апостолов увековечена и в названиях некоторых городов. Наиболее известный среди них ― это Санкт-Петербург, носящий имя своего небесного покровителя ― апостола Петра. Он был основан в 1703 году. Именем святых апостолов назван и город на Дальнем Востоке ― Петропавловск. Острог, ставший его колыбелью, был заложен казаками в 1697 году. Со временем вокруг него образовалось поселение, из которого вырос город.

Ещё один Петропавловск находится на территории, которая в наши дни принадлежит Казахстану. Первоначально это была военная крепость, стоящая на пересечении важных торговых путей. Со временем она лишилась своего военного значения и превратилась в крупный населённый пункт ― узловую станцию транссибирской железнодорожной магистрали.

Искажение апостольских образов в современной культуре

С давних времён первоверховные апостолы Пётр и Павел становились персонажами как апокрифов (отвергнутых церковью, и не вошедших в число канонических, книг Ветхого и Нового Завета), так и народных фольклорных сюжетов. Традиционно апостол Пётр был представлен в них ключарём у райских ворот либо спутником Иисуса Христа, когда Он являлся людям. Апостолу Павлу соответствовал образ жителя или стража рая. Ему часто приписывалось покровительство огню и солнцу.

Эта вульгарная, свойственная народным низам трактовка священных образов, к сожалению, получила распространение в наши дни, она укоренилось во многих областях современной культуры. Особенно это заметно в кино и анимации. По той причине, что оба апостола традиционно изображаются вместе, и день их памяти отмечается одновременно - 12 июля, Петра и Павла объединили в некий единый образ. Например, в народном сознании оба считаются покровителями рыбаков, несмотря на то что только апостол Пётр занимался этим промыслом. Также несправедливо обоих отождествляют с тем камнем, на котором воздвигнуто здание церкви, поскольку эти слова Иисуса относятся лишь к апостолу Петру.

С вятой апостол Петр - старший брат апостола Андрея Первозванного- до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29- 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41 - 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 -17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 - 20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 -10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 - 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 - 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

П очитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI - XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел - гонителем христиан. Петр был женат, а Павел - девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас! » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе - двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа - греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя - Петр, Иоанн и Иаков - видели его на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа - глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. - малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила - самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к . В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника . Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой .

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом , святителем Андреем Критским , преподобными Иоанном Дамаскиным , Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии - отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой - к Павлу.

————————
Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных - после «Николы-Милосливого» - покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.



Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.


Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла - книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.



Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра - с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы - это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы - как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла . Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140-1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе . Ее строительство велось в 1185-1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще одна церковь - храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь , в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Якутске Вольске

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

Святой апостол Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного — до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13-20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5-10), а мертвые воскресали (Деян. 9, 40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1-8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноапостольного князя Владимира святой благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил имя Петр (+1086; память 22 ноября). Этот святой князь воздвиг в Киеве храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память преподобного Павла Послушливого Киево-Печерского (+XIII); 30 июняпреподобного Петра, царевича Ордынского и Ростовского (+1290); 10 января — преподобного Павла Комельского, Обнорского (+1429); 21 декабря — святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (+1326).

Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Вверх