Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая. Религиозное разделение на Украине

Сторонники и противники автокефалии

Перефразируя известное выражение, можно сказать так: если мы не будем касаться темы автокефалии, автокефалия коснется нас. Коснется как результат деятельности тех людей, которые прилагают свои усилия в направлении «совершенствования канонического статуса Украинской Православной Церкви».

Попробуем очертить в общих чертах круг активных сторонников автокефалии. Прежде всего, это ряд архиереев и клириков УПЦ, имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменения, соответствующие, по их мнению, статусу Украинской Церкви и одновременно подготавливающие ее автокефалию. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие.

Во-первых, прибавление к титулу Блаженнейшего слов «и отца нашего». В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула в мае 2007 года была предписана решением Синода УПЦ.

Во-вторых, практикуется и оправдывается непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению - отсутствие имени Патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии и даже уже кое-где употребляющихся в богослужении.

К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского Патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория Украины является канонической территорией Константинополя.

Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. При этом на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого. В России же эта проблема есть, и поэтому здесь уже не один год идет настоящая борьба за преподавание в школах предмета, рассказывающего о христианстве, о Православии. На Украине все было гораздо проще: президент подписал указ, парламент поддержал, и в итоге в программу начальных классов общеобразовательных школ введен обязательный предмет - «Христианская этика». Это вроде бы неплохо. Но неравнодушие политиков к церковным проблемам приводит к попыткам вмешательства во внутренние дела Церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству . Можно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых на высшем государственном уровне, о создании депутатской группы «За единую Поместную Церковь» в украинском парламенте - Верховной Раде, о неоднократных контактах правительства с Константинопольской Патриархией и многое другое.

Помимо активных сторонников автокефалии в УПЦ немало и таких, кто особенно не дорожит своей принадлежностью к Московской Патриархии, и хотя и не предпринимает каких-либо активных действий, но при первой же представившейся возможности безболезненно покинет юрисдикцию Русской Церкви. Это пассивные сторонники автокефалии. Если первые - идеологи, то вторые - конъюнктурщики.

Что же питает сторонников автокефалии? Прежде всего - украинский национализм. Чтобы понять, что же такое украинский национализм, достаточно просто пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полистать школьные и вузовские учебники, посмотреть телевизор и почитать газеты. Например, однажды утром весь Донецк оказался обклеен большими цветными плакатами: в центре - профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову». Это и есть сущность украинского национализма - самоутверждение, основанное на отрицании всего русского.

Национализм - это идеология активных автокефалистов, а ее пассивным сторонникам, тем, кого мы назвали «конъюнктурщиками», более свойствен иной тип мировоззрения - космополитизм.

Ущербность национализма, в общем-то, очевидна. Самоутверждение, самопревозношение - все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам. Космополиты же более склонны к христианской риторике. Мол, Отец у нас один - Небесный, и отечество у нас одно - Небесное. Все остальное не имеет никакого значения. Какая разница, русская Церковь, украинская или английская? Главное, что Церковь. Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина - всё творение Божие».

Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое. Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного.

Церковь - это богочеловеческий организм. И через человеческий элемент Церковь неизбежно укоренена в какой-либо традиции, в какой-либо культуре. Это не значит, конечно, что бытие Церкви исчерпывается какими-то культурными явлениями, но, воплощаясь в определенной культуре, Церковь свидетельствует о Божественном, освящает и преображает человеческое.

Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов. Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя.

А теперь обратимся к тем, для кого такое отречение невозможно, кто осознанно или неосознанно является противником автокефалии, для кого неприемлемой является мысль об отделении от Русской Церкви.

Есть принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников.

Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды.

И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах - традиционных для Украины организациях православных мирян.

Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами - людей святых. Я назову только два имени.

Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря / 11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа - это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе - Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов».

Имя второго подвижника - схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание.

«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия - беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.

Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители - братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие.

Схиархимандрит Зосима ».

Внешний фактор автокефального движения

Помимо стремящихся к автокефалии сил внутри УПЦ, существует еще и так называемый внешний фактор.

Ни для кого не секрет, что в последние годы на Украине чрезвычайно обострились межконфессиональные отношения, и прежде всего отношения между православными и католиками. Кроме того, появилось множество раскольничьих объединений, именующих себя «православными церквами». Православная Церковь оказалась в очень непростых условиях.

Можно говорить об открытой экспансии униатов - католиков восточного обряда.

Так, в Украинской Католической Церкви, подчиненной Ватикану, несколько лет назад создано новое структурное подразделение - Одесский экзархат во главе с архиепископом Василем Ивасюком.

Деятельность новообразованной церковной администрации распространяется на пять областей юго-запада Украины, где в общей сложности проживает всего 70 тысяч греко-католиков.

70 тысяч прихожан-униатов - это менее 1 % населения пяти юго-западных областей Украины, где проживает более 8 миллионов 700 тысяч человек. Экзархат в Украинской Католической Церкви - это аналог митрополии в Православии, то есть для Одессы установлен очень высокий уровень представительства в иерархии Украинской Католической Церкви, что явно не соответствует числу прихожан. Например, вся Галичина, где проживает несколько миллионов униатов, своего экзархата не имеет.

Совершенно очевидно, что подлинная причина создания экзархата в Одессе - это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты лишены какого-либо влияния.

Столь же очевидно, что создание нового экзархата - это проявление тенденции усиления экспансии Ватикана на Восток, четко обозначившейся после визита папы Римского в Киев. Мало кто тогда обратил внимание на выразительный символ: Иоанн Павел II провел литургию с помоста в виде корабля под парусами с крестом - эмблема миссионеров и крестоносцев. Именно на таких кораблях испанцы отправлялись в Америку приобщать к вере «истинной» аборигенов. Уже вскоре после визита папы в Киев резиденция главы Украинской Католической Церкви кардинала Любачевского была перенесена из Львова в столицу, где униатов тоже довольно мало. В столице Украины даже построили по этому случаю кафедральный греко-католический собор святого Василия.

И вот теперь создан экзархат в Одессе. Идея подчинения Православия на протяжении столетий была одной из главных внешнеполитических целей Ватикана. Еще Александр Невский на льду Чудского озера остановил благословленный тогдашним папой крестовый поход, политической целью которого было установление на Руси господства Ватикана.

Ставка на Украине сейчас делается именно на униатов. Здесь их могут принять за «своих». Униатов от православных отличает только признание подчиненности Ватикану, обрядность у них такая же, как у православных. И униатские храмы, и священников невозможно по внешнему виду отличить от православных, что вполне закономерно, ибо униатскую Церковь создали отрекшиеся от Православия священники.

В XVII веке унию огнем и мечом насаждала на Украине польская шляхта. Кровавые польско-казачьи войны остановили тогда экспансию Ватикана. После распада Советского Союза греко-католики в прямом смысле слова захватили более трех тысяч храмов Русской Православной Церкви на Галичине, а спровоцированный националистами в рясах, путающих Божие и кесарево, раскол Православия на Украине создал еще более благоприятные условия для тихой экспансии Ватикана, чем он и не преминул воспользоваться .

Даже при поверхностном знакомстве с историей Русской Церкви от ее основания в 988 до разделения в 1458 году , а после - с историей Московской Церкви и Киевской митрополии до их воссоединения в 1686 году, не остается сомнений, что это разделение не принесло блага Южно-Русской Церкви. Хотя Киевская митрополия не являлась автокефальной, она пользовалась большой самостоятельностью и независимостью в управлении, находясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Общеизвестна печальная история деградации епископата Киевской митрополии, что привело к соблазну унии, навязанной католиками в 1596 году. На протяжении двух веков разделения Русской Церкви много раз поднимался вопрос о полной автокефалии Киевской митрополии, и неизменно инициаторами и активными деятелями здесь являлись папские агенты. Сегодня в этом уже ни для кого нет никакой тайны, и их секретная переписка доступна историкам для изучения . Еще тогда впервые появилась идея так называемой «универсальной унии», то есть унии между православными и униатами. Понятно, что ее удобнее было бы осуществить, если бы Православная Церковь на Украине была автокефальной. Конечно, с дозволения папы Римского был бы на Украине и свой «патриарх» Киевский, который бы возглавил объединенную такой универсальной унией Церковь. Естественно, вся эта Церковь, а вернее сказать - лже-Церковь, подчинялась бы в итоге папе Римскому.

Эта идея «универсальной унии» продолжает жить и сейчас. Более того, национализм, возведенный в ранг государственной идеологии современной независимой Украины, в религиозном плане питается именно идеей «единой Поместной Церкви» и «универсальной унии». Об этом нам говорит хотя бы содержание рекомендованных Академией наук Украины учебников для высших учебных заведений по предмету «История религии в Украине» .

Итак, на протяжении всей истории Киевской митрополии как в составе Константинопольского Патриархата (с 1458 года), так и потом - в составе Московского Патриархата, с разной интенсивностью и напряженностью поднимался вопрос о ее полной автокефалии. Неизменной заинтересованной стороной в этом вопросе выступал папский Рим. Именно польза Римской Католической, а не благо святой единой соборной и апостольской Православной Церкви лежит в основе автокефального движения на Украине.

Еще одним внешним для Православной Церкви фактором автокефалии является наличие и активные действие на территории Украины и за ее пределами (в США, Канаде и других странах) разного рода раскольнических сообществ, именующих себя «украинскими автокефальными православными Церквями».

Среди определенных кругов активных сторонников автокефалии весьма существенным является мотив присоединения к Православию целого ряда таких раскольнических сообществ. Тем более что сами раскольники зачастую подают повод к такого рода надеждам. Мотив этот не нов. Это был один из главных мотивов, на который ссылался, будучи митрополитом Киевским, ныне отлученный от Церкви М.А. Денисенко. Теперь Денисенко сам возглавляет наиболее многочисленное раскольническое сообщество - «Киевский патриархат». И если прочие, более мелкие раскольнические организации (идейные автокефалисты), может, и присоединятся через покаяние к вновь образованной автокефальной УПЦ, то меньше всего можно ожидать этого от Денисенко, который вряд ли уже откажется от своего лже-патриаршества.

Угрожает ли единству Русской Церкви грядущий Собор УПЦ?

14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем очередном заседании принял решение о созыве Собора епископов УПЦ 21 декабря 2007 года и на следующий день, 22 декабря, Собора УПЦ в составе архиереев, клириков и мирян. Одновременно был назначен новый глава синодальной богословской комиссии, которая занималась подготовкой изменений в Уставе УПЦ.

Данное известие сразу же породило ряд законных вопросов.

Во-первых, чем же вызвана необходимость созыва Собора УПЦ, который не созывался в течение более чем 15 лет? Во-вторых, очень смущали сроки для такого неординарного мероприятия - всего месяц подготовки. Наконец, усугубило неясность наименование данного Собора «Поместным Собором УПЦ» на официальном сайте УПЦ, что явно противоречило действующему Уставу и невольно намекало на грядущее изменение статуса УПЦ.

Все это в совокупности мгновенно вызвало бурную противодействующую реакцию со стороны православной общественности. Уже через неделю после решения о созыве Собора - 21 ноября 2007 года - к Блаженнейшему митрополиту Владимиру обратились участники крестного хода в городе Киеве с просьбой отменить Собор.

После многочисленных обращений различных православных общественных организаций к Блаженнейшему митрополиту Владимиру глава богословской комиссии УПЦ епископ Бориспольский Антоний отметил по этому поводу: «Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви» .

Однако статус УПЦ и Устав, определяющий этот статус, трудно назвать чисто «богословскими и каноническими положениями», не имеющими отношения к политике. Тем более что определенные политические силы внутри Украины и, прежде всего, ее президент, активно пытаются изменить существующий статус УПЦ. В данном контексте заявление владыки Антония выглядело, по меньшей мере, странно. Поэтому мало кто поверил и уверениям епископа Антония относительно того, что кардинальных изменений в Уставе не будет.

Известный миссионер и православный публицист диакон Андрей Кураев заявил, что он ничего хорошего от грядущего Собора не ждет. Еще ранее отец Андрей так высказывался публично на тему автокефалии: «Нельзя не заметить, что годы нашего раздельного существования приносят свои печальные плоды. По моим наблюдениям, в епископате Украинской Православной Церкви настроения скорее в пользу отделения» .

Тем временем с разницей в две недели в адрес грядущего Собора УПЦ принимаются два близких по смыслу обращения двух наиболее многочисленных раскольнических объединений - УАПЦ и УПЦ КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ.

И когда до Собора оставалось уже меньше двух недель, по-прежнему никто не видел проекта будущего Устава. Самое же удивительное, что в епархиях не были проведены епархиальные собрания, на которых по Уставу должны были избрать делегатов из клириков и мирян на будущий Собор!

Наконец за неделю до запланированного открытия Собора на очередном заседании Священного Синода 14 декабря 2007 года было принято решение перенести Собор УПЦ на 2008 год. В оправдание данного решения приводятся вполне резонные доводы: нужно хорошо подготовить Собор, провести собрания в епархиях, изучить предложения по изменениям в Уставе, да и вообще логично проведение такого Собора в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси. Это все, безусловно, правильно. Но чем же было вызвано предыдущее решение Синода о созыве Собора 22 декабря - некомпетентностью секретариата или чем-то другим?

Между тем в Киево-Печерской лавре 21 декабря прошел Архиерейский Собор УПЦ МП. Самым важным его решением, пожалуй, является принятие новой редакции Устава об управлении УПЦ. При этом члены Собора специально подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Новая редакция Устава опубликована на официальном сайте Украинской Православной Церкви .

Что же, все разговоры о скорой автокефалии лишь «напрасные страхи», как поспешил обобщить ситуацию один из авторов интернет-публикаций?

Собор епископов УПЦ ознакомился с вышеупомянутыми обращениями схизматических групп УПЦ КП и УАПЦ. Обращения были переданы для изучения в богословскую комиссию.

Данный факт, а также то, что раскольнические объединения и их лидеры на официальном сайте УПЦ последнее время именуются соответственно Церквами и епископами без обозначения их раскольнической принадлежности и без кавычек, так что, порой и не отличишь раскольника от канонического епископа, заставляет задуматься о перспективах скорейшего «воссоединения».

Непременным условием такого «воссоединения» остается автокефалия.

«Какой способ получения канонической автокефалии вы поддерживаете?» - проводят опрос администраторы сайта «Православие в Украине».

Для большинства же противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было немало за последнее время, воспринимаются ими очень болезненно и с горечью. А поползновения эти заходят очень далеко и касаются ныне уже и литургической жизни Церкви. Например, в календаре, издаваемом Киевской митрополией, не печатают имена русских новомучеников.

Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха Московского русского рассеяния - Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Так хочется верить, что и на Украине здравый смысл и действительная забота о благе Церкви восторжествуют в конце концов над личными и политическими амбициями и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в составе единой Поместной Русской Православной Церкви .

В этой статье мы разберем вопрос: “Автокефальная церковь - это что такое, в чем ее отличие от обычной?” Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь - это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан. Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии. еще носит название “вселенский”, поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь - это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь - это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

  • митрополичий округ;
  • епархия;
  • монастырь;
  • приход.

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей. Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют. Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение - католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

  • Чехословацкая.
  • Польская.
  • Западно-Украинская.

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты. Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий. Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих - не в лоне первоначальной Православной церкви.

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Была создана в мае 1920. Основателям этой организации не удалось найти епископа, который согласился бы возглавить церковь и рукополагать новых священнослужителей, и на состоявшемся в октябре 1921 так называемом Всеукраинском православном церковном соборе путём возложения рук всех делегатов собора епископами были поставлены В. Лыпкивский (ставший первым митрополитом) и Н. Шаревский, которые затем рукоположили новых епископов. Таким образом в Украинской автокефальной православной церкви была нарушена апостольская преемственность епископов.

Украинская автокефальная православная церковь выступила за отделение церкви от государства, независимость от Русской православной церкви, децентрализацию церковной жизни, активное участие мирян в управлении церковью, замену верховной епископской власти соборами (с избранием делегатами этих соборов не только духовных лиц, но и мирян), использование во время богослужений украинского разговорного языка, возрождение украинской литургической и церковной традиции. Епископы и священники Украинской автокефальной православной церкви стали избираться, для епископов было отменено обязательное соблюдение целибата, священникам было разрешено разводиться и жениться повторно. Все эти отступления от канонических православных правил привели к тому, что другие православные церкви объявили её неканонической и не признали её автокефалию. В первые годы своего существования Украинская автокефальная православная церковь поддерживалась советским руководством, надеявшимся таким образом ослабить Русскую православную церковь. Однако в 1926 Украинская автокефальная православная церковь была обвинена в национализме, и началось её преследование советскими карательными органами. В 1930-х гг. всё церковное руководство, состоявшее из 2 митрополитов и 26 епископов, а также 1200 священников и около 20 тыс. мирян - сторонников этой церкви были физически уничтожены.

В годы 2-й мировой войны, во время немецкой оккупации Украины , деятельность Украинской автокефальной православной церкви была восстановлена. Этому, в частности, содействовали жившие в Польше православные украинцы, которые, входя в состав Польской православной церкви, тем не менее использовали во время богослужений украинский язык и старались следовать украинским церковным традициям. После своего восстановления Украинская автокефальная православная церковь отказалась от многих радикальных реформ 1920-х гг. При изгнании с территории Украины немецких войск всё руководство, а также многие священники и прихожане Украинской автокефальной православной церкви бежали вместе с ними, приходы этой церкви были либо ликвидированы, либо переданы Русской православной церкви. В результате Украинская автокефальная православная церковь стала функционировать лишь среди украинских эмигрантов.

В августе 1947 от Украинской автокефальной православной церкви откололась Украинская автокефальная православная церковь (соборная) во главе с архиепископом Х. Охийчуком, настаивавшая на строгом следовании реформам 1920-х гг. Большинство эмигрировавших из Европы в Северную Америку членов Украинской автокефальной православной церкви присоединились к действовавшим там Украинской православной церкви Канады и Украинской православной церкви США .

С конца 1980-х гг. Украинская автокефальная православная церковь возобновила свою деятельность на Украине . В 1987 был открыт первый приход во Львове, и вскоре после этого несколько приходов и служивших в них священников откололись от Русской православной церкви и перешли в Украинскую автокефальную православную церковь В октябре 1989 Украинскую автокефальную православную церковь возглавил епископ Житомирский Иоанн (Бондарчук), который порвал с Русской православной церковью (в ноябре 1989 Священный синод Русской православной церкви отлучил его от церкви). Вместе с одним находившимся на покое епископом Русской православной церкви он рукоположил несколько новых епископов. На первом соборе «возрождённой» Украинской автокефальной православной церкви, проходившем в июне 1990, был избран патриарх Киевский и всей Украины . В 1992 состоялся так называемый Всеукраинский православный собор, на котором Украинская автокефальная православная церковь объединилась с частью Украинской православной церкви, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В ноябре 1993 в Киевском патриархате произошёл раскол: часть священников и мирян вышли из Украинской православной церкви Киевского патриархата и воссоздали Украинскую автокефальную православную церковь, избрав своего собственного патриарха.

По догматике Украинская автокефальная православная церковь не отличается от Русской православной церкви.

Последователи Украинской автокефальной православной церкви живут преимущественно в западных областях Украины . Приходы этой церкви имеются во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Коломые, Белой Церкви, Черновцах, Луцке, Владимире-Волынском, Умани, Ровно.

Отпевание «епископа» Илариона, состоявшееся 28 сентября в Свято-Троицком храме с. Красная Слобода, совершил Предстоятель УАПЦ «митрополит Киевский и всея Украины» Макарий (Малетич) в сослужении «архиереев» и «духовенства» УАПЦ.

«Митрополит Львовский», управляющий Ровенской, Волынской и Таврийской епархиями Макарий (Малетич) стал новым Предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). 4 июня на Поместном Соборе УАПЦ за него проголосовали 360 из 499 участников Собора.

24 февраля 2015 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий (Кудряков). Пятнадцатилетний период возглавления УАПЦ «митрополитом» Мефодием (Кудряковым) встречает неоднозначные оценки. Для многих это время ассоциируется с затяжным системным кризисом, приведшим УАПЦ к состоянию стагнации и самораспада. В день смерти «митрополита» Мефодия Предстоятель «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» «патриарх» Филарет (Денисенко) призвал «епископат» УАПЦ возобновить переговоры относительно объединения двух неканоничных ветвей украинского Православия.

В настоящее время духовное окормление верующих УАПЦ Закарпатского региона совершает запрещенный в служении беглый «иерарх» Киевского Патриархата. Попытка «митрополита» Мефодия (Кудрякова) легитимировать канонический статус «епископа» Кирилла (Михайлюка) посредством манипуяции датами указав вряд ли способна отменить 16 и 28 Апостольские правила. Более того, согласно все тому же 16 Апостольскому правилу, принятие запрещенного в служении иерарха предполагает для «митрополита» Мефодия (Кудрякова) извержение из сана.

Предстоятель "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "митрополит Киевский и всея Украины" Мефодий (Кудряков) дает нелицеприятную оценку деятельности Президента Украины, тернопольского губернатора и украинской власти в целом.

13 марта 2013 г. иерарх «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский» Адриан (Кулик) выступил с Обращением на имя Предстоятеля и Освященного Архиерейского Собора УАПЦ, в котором констатировал наличие системного кризиса в названной религиозной организации. Констатировав неэффективность 13-летнего управления «Украинской Автокефальной Православной Церковью» «митрополитом Киевским и всея Украины» Мефодием (Кудряковым), «епископ» Адриан (Кулик) завершил свое Обращение призывом к созыву Поместного Собора УАПЦ.

В Житомирской епархии УАПЦ осуществляются махинации, связанные с присвоением степеней кандидата богословия и магистра богословия. Во время последнего синодального заседания УАПЦ «епископ» Адриан (Кулик) настоятельно предложил «архиепископу» Владимиру (Шлапаку) объяснить имеющиеся противоречия, связанные с обстоятельствами приобретения им степени кандидата богословия. Однако последний так и не смог дать внятный ответ.

Очередное заседание Освященного Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) состоялось 23 ноября 2011 г. под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова). Помимо всех действующих "архиереев" УАПЦ, в работе Собора принял экс-президент Украины В.А. Ющенко, представлявший позицию "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) в вопросе объединения двух названных неканоничных ветвей украинского Православия.

Вчера вечером стали известны результаты Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившего 23 сентября 2011 г. в Киеве и главным образом посвященного вопросу объединения с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата". Основной темой обсуждения на повестке Собора был вопрос выработки условий объединения с Киевским Патриархатом. Вполне очевидно, что в настоящее время начался принципиально новый период во взаимоотношениях двух названных неканонических религиозных организаций, психологически созревших к преодолению всех имеющихся противоречий. Однако совершенно туманно выглядят перспективы их реального объединения, поскольку условия возможного единства, предложенные Архиерейским Собором УАПЦ, могут оказаться неприемлемы для Киевского Патриархата.

24 сентября 2011 г. пресс-секретарь "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) "протоиерей" Евгений Заплетнюк прокомментировал мотивы начавшегося несколькими днями ранее процесса объединения УАПЦ с Киевским Патриархатом.

14 сентября 2011 г. в Киеве состоялась встреча Предстоятелей "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) и "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившая в присутствии экс-президента Украины Виктора Ющенко, известного своими устремлениями к созданию единой независимой Украинской Православной Церкви. Итогом встречи стало совместное заявление "патриарха" Филарета (Денисенко) и "митрополита" Мефодия (Кудрякова), в котором лидеры крупнейших украинских неканонических религиозных сообществ констатировали насущную необходимость "забыть былые недоразумения и споры" ради объединения украинского Православия.

9 июня 2011 г. после тяжелой болезни скончался "архиепископ Кафский и Готский" Петр (Брук де Тралль), Западно-Европейский Экзарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ).

25 мая 2011 г. в г.Теребовля Тернопольской области под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). В работе Собора приняли участие все "иерархи" УАПЦ, за исключением Экзарха Западной Европы "архиепископа" Петра (Брук де Тралля) и "епископа Фастовского" Михаила (Бондарчука), викария Киевской епархии. Кроме того, скандально известный "митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук), пребывающий в состоянии конфронтации с большей частью "епископата" УАПЦ, демонстративно проигнорировал приглашение на Собор...

На Архиерейском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившем 3 февраля 2011 г., было принято решение о совершении повторной "архиерейской" хиротонии над "епископом Хмельницким" Богданом (Куликом), викарием Киевской епархии. Вполне вероятно, что решение о перерукоположении "епископа" Богдана является одним из мероприятий, осуществляемых руководством УАПЦ на пути к реализации заявленного еще в июле 2010 г. курса на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

3 февраля 2011 г. в Киеве под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) проходил Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), среди наиболее важных решений которого можно отметить следующие:

* Получила соборное одобрение новая редакция типового устава консистории (епархиального управления) епархии УАПЦ.

* "Митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук) по настоянию верующих отстранен от управления Хмельницкой епархией УАПЦ...

Как сообщалось ранее, 28 декабря 2010 г. в Тернополе состоялся Архиерейский Собор «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), выработавший целый ряд важных решений. Пожалуй, самым примечательным из них является принятие «Обращения Освященного Архиерейского Собора УАПЦ Преосвященным Архипастырям и Пастырям УПЦ и УПЦ КП». В этом документе, начинающемся евангельским призывом к любви между христианами, заявляется о том, что Господь и верующий украинский народ ждет от каждого священнослужителя разрозненных украинских православных деноминаций решительного шага навстречу друг другу...

Согласно определению Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившего 28 декабря 2010 г. в Тернополе, "епископат" названной неканонической религиозной организации пополнится двумя новыми "архиереями", которым предстоит возглавить Тернопольскую и Львовскую епархии. В соответствии с соборным решением, "епископом Тернопольским и Червоногородским" станет "архимандрит" Мстислав (Гук), клирик Дрогобычско-Самборской епархии УАПЦ...

16 ноября 2010 г. в Киеве состоялось рукоположение нового "архиерея" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), каковым стал "епископ Вышгородский и Подольский" Владимир (Черпак). Накануне этой хиротонии Предстоятель УАПЦ "митрополит" Мефодий (Кудряков) постриг в монашество и возвел в сан "архимандрита" киевского "протоиерея" Владимира Черпака, избранного на "архиерейское" рукоположение...

Сегодня, 29 октября 2010 г., "иерархами" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) была совершена хиротония "архимандрита" Иоанна (Швеца) во "епископа Святошинского"...

23 июля 2010 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался "архиепископ Дрогобичский и Самборский" Феодосий (Пецина), "иерарх" "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Похороны "архиепископа" Феодосия состоятся сегодня после окончания "архиерейского" богослужения, возглавленного Предстоятелем УАПЦ "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым).

Сегодня в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) разгорелся громкий скандал, причиной которого стало обращение редакции интернет-сайта УАПЦ в лице его главного редактора "протоиерея" Евгения Заплетнюка (являющегося одновременно и пресс-секретарем УАПЦ) к Предстоятелю УАПЦ "митрополиту Киевскому и всея Украины" Мефодию (Кудрякову) с просьбой о привлечении к церковному суду "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука), временно управляющего Хмельницкой епархией УАПЦ.

16 июля 2010 г. в Киеве состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Данный Собор принял целый ряд важнейших решений, направленных на подготовку построения национальной автокефальной Украинской Православной Церкви, выразив надежду на посредство Константинопольского Патриархата, сближение с другими ветвями украинского Православия и создание новой религиозно-политической идеологии.

Несколько дней назад в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), возглавляемой "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым) были рукоположены два новых "архиерея". Согласно решению Архиерейского Собора УАПЦ, проходившего 26 августа 2009 г., наместник Свято-Покровского мужского монастыря в селе Билки Житомирской епархии "игумен" Афанасий (Шкурупий) был избран "епископом Харьковским и Полтавским". На том же заседании Архиерейского Собора УАПЦ было принято и другое решение, согласно которому "игумен" Герман (Семанчук) избирался "епископом Черновицким и Кицманским"...

Нужно сказать, что это далеко не первый скандал, связанный с «архиепископом» Владимиром (Шлапаком). В Свято-Михайловском кафедральном соборе Житомира (УПЦ КП) так прокомментировали «служение» протоиерея Василия Шлапака: «Вся его деятельность, начиная с 1996 года, была чередой скандалов. В 2008 году владыка Изяслав потерял терпение и отправил его в запрещение за все его поступки

Портал "Анти-раскол" уже неоднокартно обращал внимание читателей на скандальную ситуацию, сложившуюся в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" из-за с аморального поведения "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука). Ниже публикуется фотокопия коллективного обращения представителей Винницкой епархии УАПЦ Архиерейскому Синоду и Предстоятелю "Украинской Автокефальной Православной Церкви" в связи с недостойным поведением их правящего "архиерея"...

По состоянию на конец декабря 2010 г. «епископат» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» состоял из следующих «иерархов»:

* Мефодий (Кудряков), «митрополит Киевский и всея Украины», Предстоятель УАПЦ

* Андрей (Абрамчук), «митрополит Галицкий»

* Роман (Балащук), «митрополит Винницкий и Брацлавский»...

В период возглавления УАПЦ "патриархом" Димитрием (Яремой) (1993-2000) украинский церковный раскол окончательно разделился на "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" и "Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата". Попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП, предпринятая в 1995 г., не только не принесла результатов, но и породила в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" множество внутренних нестроений, завершившихся расколом. После 1997 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" наступил период стабилизации, сопровождавшийся укреплением церковной структуры, открытием новых епархий и приходов, рукоположением новых "архиереев".

В период возглавления "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "патриархом Киевским и всея Украины" Мстиславом (Скрыпником) (1990-1993) происходило активное разрастание украинского церковного раскола. В это же время в УАПЦ происходила борьба за власть между управляющим делами "митрополитом" Антонием (Масендичем) и бывшим "местоблюстителем патриаршего престола" УАПЦ "митрополитом" Иоанном (Боднарчуком), что самым непосредственным образом отразилось на состоянии раскола. В июне 1992 г. без ведома "патриарха" Мстислава состоялось вхождение УАПЦ в состав новообразованной "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Не признав УПЦ КП, "патриарх" Мстислав начал активное возрождение УАПЦ, завершить которое ему помешала смерть.

В октябре 1989 г. к "Комитету по возрождению УАПЦ" примкнул заштатный архиерей Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), после чего состоялось провозглашение восстановления "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Однако в ноябре того же года УАПЦ перешла под омофор "митрополита" Мстислава (Скрыпника), Первоиерарха "Украинской Православной Церкви США и Рассеяния". Это решение было негативно воспринято епископом Иоанном, который сам рассчитывал на возглавление УАПЦ. Властолюбивые притязания бывшего Житомирского архиерея настроили против него "митрополита" Мстислава. Однако на протяжении первого года существования возрожденной УАПЦ фактическая власть в расколе принадлежала епископу Иоанну, возведенному в сан "митрополита"...

С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию...

Первые автокефальные (автокефалия от греч. autos – сам, кер-hale – голова) церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий восточных провинций Византии (Антиохии, Палестины, Александрии), обусловленного сепаратистскими тенденциями, стремлением изолироваться и стать независимыми от императорской и церковной власти. По мере распространения православия появлялись новые автокефальные церкви. В настоящее время их насчитывается 15. Развитие украинской церкви было особенно тяжелым после 1596 г., когда в результате унии украинская церковь и украинское общество оказались расколотыми на два враждебных лагеря, когда значительная часть иерархов православной церкви в Белоруссии и Украине перешли в униатство. В 1620 г. православная иерархия на Украине была восстановлена Иерусалимским патриархом с помощью братств и запорожского казачества. Постепенно она приобретает черты национальной украинской церкви, особенно во времена митрополита Петра Могилы. В народно-освободительной войне она уже была одной из наиболее влиятельных сил в борьбе украинского народа против иностранных угнетателей. Развитие Украинской православной церкви продолжалось почти двести лет, до 1685 г., когда в Москве луцкий епископ Гедеон Святополк-Четвертинский был назначен митрополитом Киевским и принял присягу на верность Московскому патриарху. В 1686 г. Константинопольский патриарх дал согласие на переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха – с этого времени Украинская православная церковь постепенно утрачивает самостоятельность и независимость. Однако с этого же момента берет начало движение за автокефалию православной церкви в Украине. После того как Петр1 в 1721 г. отменил патриаршество, а Екатерина II в 1764 г. осуществила секуляризацию, политической независимости Русской православной церкви пришел конец. Она превратилась в послушное орудие самодержавия, составную часть государственного бюрократического аппарата. Отныне Русская церковь строится на принципах жесткой централизации, строгой внутренней регламентации, становится средством русификаторской политики самодержавия. В этих условиях украинский епископат, фактически формируясь в государственных сферах и исполняя установки “сверху”, стремился нивелировать специфические национальные черты православия в Украине. Правда, в среде низшего украинского православного духовенства и прогрессивной украинской интеллигенции такая политика церковной иерархии встречала отпор.

В середине XIX ст. национально-демократическая общественность Украины снова выдвигает вопрос об автокефалии православной церкви в Украине . Это движение значительно усилилось после первой русской революции 1905-1907 гг., когда в Русской православной церкви начали нарастать кризисные явления. Революция 1917 г. и пробужденное ею стремление масс к национальному самовыражению неизбежно должны были сказаться на статусе церкви в Украине. Епархиальные собрания, крестьянские и солдатские съезды в 1917-1918 гг. один за другим выдвигали требования к церкви порвать с Москвой и оформиться в самостоятельную (автокефальную) организацию. Эта идея вынашивалась низшим духовенством и городской интеллигенцией. В результате в январе 1918 г. для выполнения этой задачи был создан Всеукраинский Православный Церковный Совет (ВПЦС). Однако Центральная Рада с ее левой ориентацией мало заботилась о церковных делах. В лице министров по делам религии В. Зинькивского и А. Лотоцкого идею церковного разрыва с Москвой поддержало консервативное правительство гетмана Скоропадского. После падения Скоропадского выразила живой интерес к идее самостоятельности церкви Директория. Однако поскольку оба правительства продержались у власти недолго, их поддержка в этом вопросе не обрела конкретного воплощения. Как ни парадоксально, но движение за независимую украинскую церковь достигло высшей точки именно при советской власти. Поскольку Советы считали Русскую православную церковь во главе с новоизбранным патриархом Тихоном своим главным и опаснейшим религиозным оппонентом, они не возражали против появления религиозных группировок, размывающих господствующую церковь. Именно этим объясняется их первоначальная терпимость к украинизации церкви. Решительными противниками автокефалии выступили Московский патриарх Тихон и почти вся православная иерархия в Украине. Пользуясь правом на отлучение от церкви и анафему, они неоднократно блокировали попытки ВПЦС распространить свое влияние. Столь резкая позиция удерживала Многих священников и мирян от поддержки требования автокефалии. Невзирая на эти неблагоприятные обстоятельства, 21 октября 1921 г. на соборе, созванном ВПЦС (присутствовало 500 делегатов, включая 64 священника), были предприняты решительные шаги. Пренебрегая каноническими установлениями и проигнорировав угрозы иерархов, ВПЦС избрала митрополитом одного из своих членов – священника Василя Лыпкивского, который немедленно возвел в сан архиепископа четырех епископов. Те, в свою очередь, рукоположили несколько сотен священников и дьяков. Затем ВПЦС подтвердила свое прежнее решение о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).



Новая церковь возродилась очень быстро. К 1924 г. в ней насчитывалось 30 епископов, около 1500 священников, более 1100 парафий, объединявших миллионы прихожан (всего в Украине было 9 тыс. парафий). К ней присоединились многие украинские церковные общины США, Канады и Европы. В отличие от традиционного православия, гордившегося своей ортодоксальностью, украинская автокефалия пошла на разнообразные нововведения – такое, например, как отправление службы на украинском языке вместо церковнославянского. Она отказалась от таких непременных внешних атрибутов православного священника, как ряса, длинные волосы и борода. Решительным разрывом с устоявшейся веками практикой стало решение для высшего духовенства вступать в брак. Вполне в духе времени украинская церковь приняла и более демократичные принципы самоуправления. Она отказалась от авторитарной системы патриаршества, возложив высшую власть в церковных делах на выборный совет епископов, священников и представителей мирян. Принцип выборности был распространен также на епископат и приходских священников. В основе всех этих реформ лежало стремление новой церкви максимально сблизиться с верующими, привлечь их к своей деятельности .

Однако в январе 1930 г. на III Всеукраинском Православном соборе было принято решение о самороспуске УАПЦ, значительная часть ее деятелей была арестована по обвинению в участии в деятельности Союза освобождения Украины. Новое движение за возрождение УАПЦ в Украине началось в феврале 1989 г. с созданием Инициативного комитета за возрождение УАПЦ. В июне 1990 г. состоялся Всеукраинский собор УАПЦ, а в ноябре – интронизация патриарха. Им был избран митрополит Мстислав (Скрипник), который одновременно оставался главою Украинской православной церкви в США. В июне 1992 г. в Киеве состоялся Объединительный собор, на котором представители той ветви Украинской православной церкви, которая поддерживала линию митрополита Филарета (Денисенко) на полную каноническую независимость (автокефалию) руководимой им УПЦ, а также представители от УАПЦ создали Украинскую православную церковь – Киевский Патриархат. Однако решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. После смерти Мстислава в сентябре 1994 г. был проведен собор УАПЦ, на котором патриархом УАПЦ был избран протопресвитер Владимир Ярема, взявший имя Дмитрий. В июне 1995 г. состоялась регистрация государственными органами Устава УАПЦ.

Вверх