Открытие человека как индивидуальности в эпоху возрождения. Идеал человека эпохи возрождения Предназначение человека в эпоху возрождения

Период наивысшего культурного и идейного развития стран Европы называют эпохой Возрождения (14-16 века, Ренессанс), а сам термин придумал Новое веяние сменило Средневековье. Это было время развития искусства, торговли, уже зарождалась современная наука, было совершено множество открытий, изобретений. Центром культуры стала Италия. Появилось книгопечатание, что ускорило процесс получения знаний. Основные черты эпохи Возрождения - это светский характер культуры и направленность на деятельность человека и его самого. Возрастает интерес к истории античности, происходит своего рода её возрождение (отсюда и название новой эпохи). В это время Западная Европа захватила лидерство как в науке, технике, так и культуре. Рассмотрим подробнее этот период перемен и творческого взлёта.

Характерные черты эпохи Возрождения

  1. Превознесение человека, преимущественно гуманистическое мировоззрение.
  2. Отрицание привилегий высшего сословия, антифеодализм.
  3. Новое видение Античности, ориентация на это направление.
  4. Подражание природе, предпочтение естественности во всем.
  5. пренебрегали схоластикой и правом (как её разновидностью).
  6. Интеллигенция начинает формироваться в качестве социальной прослойки.
  7. Нравственный нигилизм, религиозный анархизм (дело в том, что люди эпохи Возрождения проповедовали аморальное поведение).


Перемены в обществе

Развивалась торговля, росли города, начали формироваться новые классы в обществе. Рыцари сменились наёмной армией. Из-за началось широкое распространение рабовладения. В Америку и Европу вывезли порядка 12 миллионов негров из Африки. Изменились общественные идеалы и мировоззрение. Образ человека в эпоху Возрождения изменился, теперь он превратился из покорного раба Бога в центр поклонения. Господствовала вера в безграничные возможности людского разума, в красоту и силу духа. Удовлетворение всех естественных (природных или натуральных) потребностей — вот идеал человека в эпоху Возрождения.

Творчество

В это время искусство отделили от ремесла. Архитектура, живопись, скульптура - всё изменилось.

Архитектура

Какие же характерные черты эпохи Возрождения в этом виде искусства, что изменилось по сравнению со Средневековьем? Теперь начали активно строить и украшать не только церковные здания. Широко распространилась «ордерная система» Античности, несущие и несомые конструкции, будь то балки или стойки, изготавливались в либо украшались орнаментом. В архитектуре преобладала готика. Ярким примером может служить собор в Сиене Джованни Пизано.

Живопись и скульптура

Люди эпохи Возрождения привнесли в искусство живописи пространственную и знание пропорций и анатомии тела. Появились картины с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, а также темы национальной истории. Масляные краски помогали художникам воплощать их замыслы.

Виды искусства переплетались между собой. Многие гении посвящали себя нескольким видам, а не останавливались на развитии только в чём-то одном.

Литература

Данте Алигьери (1265-1321) - самый известный поэт этой эпохи. Он родился в семье феодалов во Флоренции. Считается основоположником современного литературного итальянского языка. Сонеты Данте, воспевавшие любовь не к Богу, а к простой девушке Беатриче, были смелы, дерзки и по неземному прекрасны.

Свои страстные сонеты он написал на наречии простолюдинов, сделав этот язык словом высокой поэзии. Лучшим произведением в творчестве считается «Божественная комедия», которую называют энциклопедией человеческой души. Поэт был бунтарём, потому его два раза приговаривали к смертной казни, однако он избежал такой кончины, а умер в итоге от болезней и нищеты.

Наука

Знание стало превыше всего. Своего рода культ науки. В период Ренессанса активно велись раскопки, поиски древних книг, создавались музеи, экскурсии, библиотеки. Древнегреческий и иврит начинают преподавать в школах. Учёные открыли гелиоцентрическую систему, появилось первое обоснование бесконечности Вселенной, пополнились знания по геометрии и алгебре, очень много преобразований и открытий было в сфере медицины.

Знаменитые люди эпохи Возрождения

Это время подарило множество известных гениев. В статье хотелось упомянуть тех, без кого просто не было бы эпохи Возрождения.

Донателло

Великий человек (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, который впоследствии стали классикой вида и формы архитектуры Ренессанса. У Донателло много заслуг. Этот человек придумал скульптурный портрет, решил проблему устойчивости постановки фигур, выдумал новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Донателло первым показал человека обнажённым в камне, сделал это красиво и со вкусом. Лучшие работы: Георгия, прекрасная Юдифь, конный памятник Гаттамелате, Мария Магдалина.

Мазаччо

Настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401-1428). Одержимый живописью художник был рассеян, беспечен и равнодушен ко всему, кроме искусства. В его работах можно проследить основные черты эпохи Возрождения.

Во фресках, написанных во Флоренции для церкви Санта-Мария-дель-Кармине, впервые использовалась система линейных перспектив. Новыми для того времени были: выразительность лиц, лаконичность и почти трехмерная реальность форм. Изображая чудо, художник лишал его мистики. Самые известные работы: «Изгнание из Рая», «Грехопадение».

Иоганн Гутенберг

Одним из величайших достижений этого человека стало изобретение книгопечатания. Благодаря этому открытию распространялись смелые повысилась грамотность населения.

Леонардо да Винчи

Этим гением восхищались во все времена. Итальянец был настолько многогранен, что удивляет, сколько же талантов соединилось в одном человеке. Родился Леонардо 15 апреля 1452 г. вблизи Флоренции (местечко Винчи), он был сыном нотариуса Пьера да Винчи и простой крестьянки. В 14 лет мальчик поступил на учебу к скульптору и живописцу Верроккьо, занимался около 6 лет. Самые популярные произведения: «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Мона Лиза». Самой любимой наукой считал математику, говорил, что нет достоверности там, где нельзя её точно просчитать. Порой совершенство Леонардо во всём пугает, он обладал необычными способностями, совершил тысячи открытий, которые и сейчас с трудом поддаются пониманию. Это был великий человек. Леонардо изучал полёты птиц, которые вдохновляли его на новые открытия. Он придумал паровую машину, домкрат, будильник, пирамидальный парашют, спроектировал первый летательный аппарат, самолёт (сделали его только в 20 веке) и многое другое. Леонардо говорил, что даже самые смелые замыслы человека когда-нибудь будут воплощены в реальность, и он был прав. Вклад гения в развитие общества велик. Молодой человек был хорош собой, силён, остроумен. Говорят, что он был модником. Таким образом, Леонардо просто уникален, гениален и идеален во всем.

Идеи

Учение эпохи Возрождения сводилось к тому, что людское существование можно объяснить не только религиозными догмами.

Отстаивал республиканскую форму правления. Более не считалось, что политика связана с церковью, много времени начали уделять вопросам свободы человека.

Первым отказался от идеи дарования власти Богом своему наместнику на земле. Эта идея раскрыта в его знаменитой работе «Государь». Студенты юридических университетов и сейчас в обязательном порядке знакомятся с этим трудом.

Жан Боден также отвергал идею о даровании Богом власти, но силу государства видел именно в монархии. Правитель должен заботиться о людях, а если народ против правления тирана, то он может его свергнуть или убить.

Период Возрождения подарил человечеству множество талантливых людей, полезных открытий, культурное развитие, потому эта тема всегда интересна и востребована.

Материал из Юнциклопедии

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaître - возрождаться), - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры , охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма , происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия (см. Государство), формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга - книгопечатание . В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности , осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской - рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Джованни Боккаччо - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения.

Палаццо Питти. Флоренция. 1440-1570 гг.

Мазаччо. Сбор подати. Сцена из жизни св. Петра Фреска капеллы Бранкаччи. Флоренция. 1426-1427 гг.

Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513-1516 гг.

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Холст, масло. Картинная галерея. Дрезден.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Конец 1470-х - начало 1490-х гг. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510-1513 гг.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI - начале XVII в.

Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности, с античными традициями, более прочными, чем в других странах Европы. Уже во 2-й половине XIV в. в Италии произошли существенные сдвиги в литературе и гуманитарных знаниях - филологии, этике, риторике, историографии, педагогике. Затем ареной бурного развития Ренессанса стали изобразительное искусство и архитектура, позже новая культура охватила сферу философии, естествознания, музыки, театра. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. - в Англии, Испании, странах Центральной Европы. Вторая половина XVI в. стала временем не только высоких достижений европейского Возрождения, но и проявлений кризиса новой культуры, вызванного контрнаступлением реакционных сил и внутренними противоречиями развития самого Ренессанса.

Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания - поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи - отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. - писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.

В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме - направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видные его представители - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), - этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека-гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могут наиболее полно проявиться все способности человека.

Другое направление в гуманизме XV в. представляло творчество писателя, архитектора, теоретика искусства Леона Баттиста Альберти. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя. Люди должны строить земную жизнь на разумных основаниях, на основе приобретенных знаний, обращая их себе на пользу, стремясь к гармонии чувств и разума, индивида и общества, человека и природы. Знание и обязательный для всех членов общества труд - таков, по мнению Альберти, путь к счастливой жизни.

Лоренцо Валла выдвинул иную этическую теорию. Счастье он отождествлял с наслаждением: человек должен получать удовольствие от всех радостей земного бытия. Аскетизм противоречит самой человеческой природе, чувства и разум равноправны, следует добиваться их гармонии. С этих позиций Валла выступил с решительной критикой монашества в диалоге «О монашеском обете».

В конце XV - конце XVI в. получило распространение направление, связанное с деятельностью Платоновской академии во Флоренции. Ведущие философы-гуманисты этого направления - Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола в своих трудах, основанных на философии Платона и неоплатоников, возвеличивали разум человека. Для них стала характерной героизация личности. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания - на этику и науки о природе. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Итальянские неоплатоники подходили с новых, гуманистических позиций к решению ряда теологических проблем. Вторжение гуманизма в сферу теологии - одна из важных особенностей европейского Возрождения XVI в.

Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни; Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»). Это время творчества выдающегося поэта Пьетро Бембо и автора сатирических памфлетов Пьетро Аретино; в конце XVI в. написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности.

Блестящих успехов достигло искусство итальянского Возрождения, начало которому положили Мазаччо в живописи, Донателло в скульптуре, Брунеллески в зодчестве, работавшие во Флоренции в 1-й половине XV в. Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Во 2-й половине XV в. в итальянской живописи наряду с флорентийской школой сложился и ряд других - умбрийская, североитальянская, венецианская. Каждая из них обладала своими особенностями, характерны они были и для творчества крупнейших мастеров - Пьеро делла Франчески, Адреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и других. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов, интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (см. Искусство). Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве. В XVI в. особый подъем переживало венецианское искусство. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто создали прекрасные полотна, примечательные колористическим богатством и реализмом образов человека и окружающего его мира. XVI век - время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Сформировался новый тип здания - городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла) - величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Огромный вклад в архитектуру Возрождения внесли Леон Баттиста Альберти, Джулиано да Сангалло, Браманте, Палладио. Многие архитекторы создавали проекты идеального города, основанные на новых принципах градостроительства и архитектуры, отвечавших потребностям человека в здоровом, хорошо обустроенном и красивом жизненном пространстве. Перестраивались не только отдельные здания, но и целые старые средневековые города: Рим, Флоренция, Феррара, Венеция, Мантуя, Римини.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет.

Ханс Хольбейн Младший. Портрет нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. 1523 г.

Тициан Вечеллио. Святой Себастьян. 1570 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Иллюстрация г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень - французский философ и писатель.

В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема совершенного общества и государства стала одной из центральных. В построенных на изучении документального материала трудах Бруни и особенно Макиавелли по истории Флоренции, в сочинениях Сабеллико и Контарини по истории Венеции раскрывались достоинства республиканского устройства этих городов-государств, а историки Милана и Неаполя, наоборот, подчеркивали позитивную централизующую роль монархии. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVI в. ареной иноземных нашествий, ее политической децентрализацией и призывали итальянцев к национальной консолидации. Общей чертой ренессансной историографии было стремление видеть в самих людях творцов своей истории, глубоко анализировать опыт прошлого и использовать его в политической практике. Широкое распространение в XVI - начале XVII в. получила социальная утопия. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Наиболее последовательное выражение идеи обобществления собственности и уравнительства нашли в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Новые подходы к решению традиционной проблемы о соотношении природы и Бога выдвинули натурфилософы Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. В их трудах догма о Боге-творце, направляющем развитие вселенной, уступала место пантеизму: Бог не противопоставляется природе, а как бы сливается с ней; природа рассматривается как существующая вечно и развивающаяся по своим собственным законам. Идеи ренессансных натурфилософов встречали резкое сопротивление со стороны католической церкви. За свои идеи о вечности и бесконечности Вселенной, состоящей из огромного множества миров, за острую критику церкви, потворствующей невежеству и мракобесию, Бруно был осужден как еретик и предан огню в 1600 г.

Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.

Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр д"Этапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Эразм широко понимал задачи новой культуры. По его мнению, это не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения. Он не видел между ними принципиальных различий с точки зрения истины, к которой должен стремиться человек. Как и итальянские гуманисты, он связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Путь к счастью людей Эразм видел в мирной жизни и утверждении гуманистической культуры, основанной на всех ценностях исторического опыта человечества.

В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. - 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей» - анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, - где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны; его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа.

Крупнейшими художниками эпохи Возрождения в Германии были А. Дюрер, выдающийся живописец и непревзойденный мастер гравюры, М. Нитхардт (Грюневальд) с его глубоко драматическими образами, портретист Ханс Хольбейн Младший, а также Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое искусство с Реформацией .

Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. Этому способствовали, в частности, итальянские войны 1494-1559 гг. (они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами наряду с античным наследием. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля Франциска I), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды - кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. В период гражданских (гугенотских) войн (см. Религиозные войны во Франции) широкое развитие получила публицистика, выражавшая различия в политической позиции противоборствующих сил общества. Крупнейшими политическими мыслителями были Ф. Отман и Дюплесси Морне, выступавшие против тирании, и Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого национального государства во главе с абсолютным монархом. Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в «Опытах» Монтеня. Монтень, Рабле, Бонавантюр Деперье были яркими представителями светского свободомыслия, отвергавшего религиозные основы мировоззрения. Они осуждали схоластику, средневековую систему воспитания и образования, начетничество, религиозный фанатизм. Главный принцип этики Монтеня - свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Счастье он связывал с реализацией внутренних возможностей индивида, чему должно служить светское воспитание и образование, основанное на свободомыслии. В искусстве французского Возрождения на первый план выдвинулся жанр портрета, выдающимися мастерами которого стали Ж. Фуке, Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье. В скульптуре прославился Ж. Гужон.

В культуре Нидерландов эпохи Возрождения самобытным явлением были риторические общества, объединявшие выходцев из разных слоев, включая ремесленников и крестьян. На заседаниях обществ проводились диспуты на политические и нравственно-религиозные темы, ставились спектакли в народных традициях, шла утонченная работа над словом; активное участие в деятельности обществ принимали гуманисты. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Крупнейший живописец Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека.

). Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров - комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках. Творчество Шекспира обнажило углублявшийся в эпоху Позднего Возрождения разрыв между гуманистической идеализацией человека и исполненным острых жизненных коллизий реальным миром. Английский ученый Фрэнсис Бэкон обогатил ренессансную философию новыми подходами к познанию мира. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Путь к построению совершенного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.

В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. - первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса - и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.

Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

В конце XV-XVI в. ренессансная культура получила распространение в Венгрии, где королевское покровительство сыграло важную роль в расцвете гуманизма; в Чехии, где новые веяния способствовали формированию национального сознания; в Польше, которая стала одним из центров гуманистического вольномыслия. Влияние Возрождения сказалось также на культуре Дубровницкой республики, Литвы, Белоруссии. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XV в. Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе - «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии, и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». В XVI в. возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др.).

В XVI - первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. г. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская Академия Государственной службы»

Реферат по предмету:

Культурология

Тема: «Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ».

Выполнила:

студентка группы 10113

Поцелуева Анна

Проверила:

Отургашева Наталья Вадимовна

Новосибирск 2010

Введение………………………………………………………….…….... 3

1. Идеальный человек………………………………………….…..... 4-7

1.1 Представления народа об идеальном человеке……….……. 4-6

1.2 Аспекты идеального человека, сформированные обществом.. 6-7

2. Идеал человека в античности……………………………………... 8-13

2.1 Сущность человека по Сократу…………………………..…… 8-9

2.2 Проект идеального государства, общества…………….…….. 9-11

2.3 «Середина» в идеале человека…………………………….… 11-13

2.4 Понятие «калокагатия»…………………………………….…… 13

3. Идеал человека в христианском Средневековье……………….…...14-16

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения…………………….…. 17-19

Заключение………………………………………………………………. 20

Список литературы………………………………………………………. 21

Введение

Человек, сам по себе, на протяжении уже нескольких десятков веков является предметом изучения различных ученых, но до сих пор он таит в себе загадки. Во все времена самым актуальными были вопросы: каким должен быть человек? Что считать идеалом человека? Можно ли достичь идеала в реальной жизни?

На мой взгляд, очень правильный ответ дал французский историк 19 века Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда в полной мере не осуществляются в действительности, но они должны существовать, если мы вовсе не будем к ним приближаться, то все погибнем». Таким образом, именно благодаря стремлению к идеалу, в частности к идеалу человека, происходит прогресс в обществе.

Однако в разные времена представление об идеальном человеке было разное. Во многом эти взгляды формировались под влиянием исторической действительности и отвечали потребностям соответствующей эпохи.

Целью данной работы является: проследить, каким виделся идеал человека в трех эпохах: Античности, христианском средневековье и Возрождении и дать сравнительный анализ этим представлениям.

Так как интересующей меня проблемой занимались философы, то целесообразно при написании данной работы было использовать их труды, и прежде всего, труды Сократа, Платона, Аристотеля, как ярких философов античности. Среди философов Средневековья - Фомы Аквинского и Святого Августина. Идеал человека в эпоху Возрождения изучался, прежде всего, на основании творчества итальянских гуманистов, начиная с Франческо Петрарки и закончивая Джованни Пико де Мирандола.

1. Идеальный человек

1.1 Представления народа об идеальном человеке

Идеал - высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления, также – это:

1) образец личных качеств, способностей;

2) высшая норма нравственной личности (личностный идеал);

3) высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);

4) совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);

5) наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их». Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека – залог народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие «совершенства» претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

1.2 Некоторые аспекты идеального человека, сформированные обществом

Издревле человек – общественное существо. Он живёт среди людей. Люди объединяются в семьи, в коллективы. Человек постоянно находится среди себе подобных. В зависимости от того, в каком коллективе человек находится, он старается соблюдать правила поведения, установленные в этом коллективе. Коллектив оценивает человека по нескольких критериям:

· Настойчивость (именно настойчивый человек добивается много в своей жизни);

· Выдержанность (как часто нам не хватает выдержанности, а ведь порой мы находимся в двух шагах от намеченной цели);

· Непоколебимость (идя к намеченной цели, человек встречает множество преград на своём пути);

· Целеустремлённость (у человека должна быть цель);

· Энергичность (всем известно, что энергичные люди добиваются гораздо больше, чем люди пассивные);

· Интеллект (люди, добившиеся успеха в своей жизни, чаще всего люди с большим умственным потенциалом);

· Знания (чтобы добиться успеха в намеченной цели, необходимо обладать некоторыми знаниями, использовать опыт других людей);

· Реализм (нужно трезво оценивать свои возможности, а, оценив, идти к своей цели);

· Динамическая корректировка (всё в мире меняется, открываются новые возможности, и чтобы легче было добиться своей цели, нужно подстраиваться под условия жизни);

· Хорошая физическая подготовка (выдержка);

· Внушение доверия к себе (человек, который внушает к себе доверие, может много добиться);

· Отсутствие плохих ярлыков (на каждого человека «вывешиваются» ярлыки, пусть это будут хорошие ярлыки).

2. Идеал человека в античности

2.1 Сущность человека по Сократу

Интерес античных философов к человеку появился не сразу. Долгое время в центре их внимания находился космос и мировое устройство. Лишь софистам удалось произвести смещение оси философского исследования с космоса на человека. Благодаря Протагору (491-481гг. – к. 5 в. до н.э.), провозгласившему: человек есть мера всех вещей, стало возможно дальнейшее изучение человека.

Одним из первых, изучением человека занялся Сократ (470 -399 г. до н.э.) Главный вопрос, который мучил Сократа: что есть сущность человека? А ответ, полученный им, в конечном счете: человек – это его душа. Причем под душой Сократ понимал наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение.

Таким образом, в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа человека: «Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства». В соответствии с этим, идеальный человек, по мнению Сократа, – человек добродетельный.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы).

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное.

Необходимо отметить также, что Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение".Таким образом, истинный гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты.

2.2 Проект идеального государства, общества

IV в до н.э. ознаменовался кризисом полисной системы в Греции. Во многом это было последствием Пелопонесской войны (431–404гг), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества. Э. Д. Фролов отмечал, что “кризис полиса был прежде всего кризисом гражданского общества”, то есть произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества. Были предприняты попытки разрешить вставшие перед полисом проблемы. Платон (427-347до н.э.) – видный философ того времени, ученик Сократа, который уже в 23-летнем возрасте включился в политическую жизнь своего родного города Афины, выдвинул свою концепцию переустройства государства. Проект, так называемого, идеального государства содержится в его произведении “Государство”. А в тесной связи с ним находится и идеал человека.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам миф о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников - железа и меди .

Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. А идеальный гражданин – тот, кто занимается «своим делом» на благо общества (плотник – плотничает, крестьянин – растит хлеб, воин - воюет).

По его мнению, люди - существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни - определить и предписать его могут только правители-философы: «Пока в городах не будут царствовать философы, либо искренне и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно… до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для рода человеческого нет конца злу».

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После этого, юношей, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

2.3 «Середина» в идеале человека

Еще один философ Античности, на котором я остановлюсь в своей работе, это Аристотель (384- 322 гг. до н.э.). Будучи учеником Платона, он многое принял от своего учителя. Аристотель, как и Платон усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека. Но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем. Прежде всего у Аристотеля мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Кроме того, Аристотель сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье человека определяется капризами судьбы.

В своем труде «Никомахова этика» Аристотель связывает этическую добродетельность с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетелей Аристотель разделил на два вида: диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек. И те и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

Идеал человека по Аристотелю заключается прежде всего в добродетельности. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка”. Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно”. Мало совершенных людей и много посредственных.

Что же в его понятии “середина”? - это “ничего слишком”. Так, великодушие есть “середина” между тщеславием (“избыток”) и малодушием (“недостаток”). Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом.

2.4 Понятие «калокагатия»

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - личность наделенная добродетелями. И хотя каждый из философов выделял свои добродетели (Сократ: умеренность, храбрость и справедливость; Платон: мудрость, мужество, сдерживающая мера и справедливость; Аристотель: «середины» интеллектуальных и нравственных добродетелей), все они представляют собой совокупность военных качеств и гражданских достоинств. Добродетельность не дается человеку от рождения, ее можно добиться с помощью самосовершенствования.

3. Идеал человека в христианском Средневековье

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в Vвеке до эпохи Возрождения (XIV-XVв.в.).

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии». И первыми видными философами средневековья не случайно являются «отцы» и «учителя» церкви. Например, Василий Великий (ок. 329 – 379) – греческий «отец» церкви, епископ, посвятил свои труды разработке моральной концепции аскетизма. В них он осуждает тех, кто старается обучаться искусству. Человек, по его мнению, должен проводить свою жизнь в посте и молитве.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор, пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Главным произведением Августина, содержащим историко-философские взгляды, считается трактат "О граде божьем".

Августин сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом.Поэтому человек должен заботиться о душе и подавлять чувственные наслаждения.

Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, и в то же время выступает и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, человек же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Достигнуть счастья человек может,прежде всего, познанием бога и испытанием души.

По его мнению, это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа и, прежде всего, в вере.

Наивысшим авторитетным источником веры Августин провозгласил церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Церковь занимает особое положение: она является обществом Христа,объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле.

Таким образом, в христианском средневековье господствующее положение надо всем, в том числе и человеком, занимает Бог. Человек же, являясь его творением должен быть смиренным и покорным как перед богом,так и перед церковью, которая является зримым представителем царства божьего на земле, а также источником веры. В человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала – тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказывающиеся от мирских благ с целью испытания души, которые ни на минуту не забывают о Боге.

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения

Возрождение, или Ренессанс - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха перехода от средневековья к Новому времени, эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.Как уже отмечалось выше, на протяжении всего средневековья господствовало представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.

В «Божественной комедии» Данте (1265-1321) учит о том, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение. Одно из них достигается в земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетельности, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.

Наиболее выразительно об изменении отношения к земной жизни сказал Монье: «Жизнь – это что-то таинственное, что в средние века бичевалось, теперь бьет ключом, входит в полную силу, расцветает и дает плоды».

Философы Возрождения выступают с критикой аскетизма, который считался идеалом в средние века. Леонардо Бруни (1370-1444) считает, что призвание людей действовать во славу государству, а уединение – удел только низких духом людей, неспособных ни к какой деятельности. Лоренцо Валла (1405- 1457) провозглашает, что целью человеческой жизни является наслаждение и счастье. Кроме того, по его мнению, достичь нравственного идеала можно только в полнокровной земной жизни.

С эпохи Возрождения наблюдается торжество идеи индивидуальности, начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида.

Рассматривая особенности возрожденческого учения о человеке, можно сказать, что в те времена происходило возвеличивание, даже какое-то обожествление человека.

«Человек, - говорит Леон Батиста Альберти, - может извлечь из себя, все что пожелает». «Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть». В своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолла (1463-1490) говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире – либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного. «Я не сотворил тебя ни добрым, ни злым, ни… чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

В трактате «О жизни» Марсилио Фичино, ставший в 1460 г. главой Платоновской академии, пишет следующие строки: «Если божественное проведение есть условие существования всего космоса, то человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми, конечно, является некоторого рода богом. Он - бог неразумных животных, которыми он пользуется, которыми он правит, которых он воспитывает. Он – бог стихий, в которых он поселяется и которые он использует; он – бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения, также бессмертен».

Таким образом, идеал человека эпохи Ренессанса – образ свободного, универсального (разносторонне-развитого), творческого человека, создающего самого себя. Превыше всего ставится индивидуальность, неповторимость личности. В эпоху Возрождения человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.

Заключение

Итак, на протяжении рассматриваемых нами эпох происходило изменение идеала человека, правильнее сказать его видение.

Идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - личность наделенная добродетелями. И хотя каждый из философов выделял свои добродетели, все они представляют собой совокупность военных качеств и гражданских достоинств.

Основным в классической калокагатии было представление о единстве нравственного совершенства и физической красоты, гармонии внутреннего и внешнего, души и тела. Социально-политический смысл калокагатии по сути дела оставался неизменным – она прославляла «добрых» граждан, полных сил и здоровья, пользующихся богатством и властью, почетом и славой.

В христианском средневековье господствующее положение надо всем, в том числе и человеком, занимает Бог. Человек же, являясь его творением, причем изначально греховным, должен быть смиренным и покорным как перед богом, так и перед церковью. В человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала – тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души».

Идеал человека эпохи Ренессанса – образ свободного, универсального (разносторонне-развитого), творческого человека, создающего самого себя. Превыше всего ставится индивидуальность, неповторимость личности. В эпоху Возрождения человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.

Список используемой литературы

1. Антисери Д.«Западная философия от истоков до наших дней»1994, с. 65

2. Фролов Э.Д. «Античная Греция» 1983. Т.2. С.121

3. Асмус В.Ф.Платон. М.: Мысль, 1969, с.155

4. Асмус В.Ф.Платон. М.: Мысль, 1969, с. 157

5. Антология античной философии 2001, с.151

6. Антология античной философии 2001, с.187

7. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.243

8. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.350

9. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.327

10. Ожегов и Шведова «Толковый словарь» М., 1999, с.236

Эпоха Возрождения May 12th, 2017

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:


  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения - это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами - англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский - один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни - итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень - французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер - выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения - протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор - английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский - видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли - яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа - известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи - один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти - один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти - гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио - выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».


Или «полимат» (универсальный человек) - это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах.

Определение в значительной степени появилось благодаря выдающимся художникам, великим мыслителям и ученым эпохи европейского Возрождения (начиная примерно с 1450 года). Микеланджело Буонарроти, Галилео Галилей, Николай Коперник, Мигель Сервет, Леон Баттиста Альберти, Исаак Ньютон - это самые важные имена людей, которые являлись исследователями сразу в нескольких сферах науки и искусства. Но, пожалуй, самый яркий представитель, истинный человек эпохи Возрождения -Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, анатомом, интересовался многими другими дисциплинами и добился больших успехов в своих исследованиях.

Термин «полимат» предшествует эпохе Возрождения, он происходит от греческого слова «polymathes», что можно перевести как «владеть многими знаниями» - идея, которая была чрезвычайно важна для Платона и Аристотеля, великих мыслителей Древнего мира.

Леон Баттиста Альберти сказал так: «Люди могут сделать всё, если захотят». Эта идея воплотила основные Ренессанса, определявшего то, что индивид безграничен в своих возможностях и развитии. Конечно, понятие «человек эпохи Возрождения» следует относить только к одаренным личностям, которые старались развить свои навыки во всех областях знаний, в искусствах, в физическом развитии, в отличие от других людей, живших в ту эпоху, в большей степени представлявших малообразованный социум.

Многие люди, получившие образование, стремились к положению «универсального человека».

Они постоянно занимались самосовершенствованием, развитием полученных ими возможностей, изучением иностранных языков, проводили научные исследования, могли понять и объяснить философские проблемы, ценили искусство, занимались спортом (совершенствовали свое тело). На раннем этапе, когда вообще определилась концепция, образованные люди имели доступ ко многим знаниям - трудам греческих мыслителей и философов (многие произведения были утрачены в последующие века). Кроме того, человек эпохи Возрождения явился продолжателем рыцарских традиций. Рыцари как известно, были людьми грамотными, разбирались в поэзии и искусствах, имели хорошие манеры, обладали личной независимостью (исключая обязанности перед феодальным правителем). А право человека на свободу -главная тема истинного

До определенной степени гуманизм не являлся философией, а методом исследований. Гуманисты полагали, что человек в эпоху Возрождения должен прийти к концу своей жизни с прекрасным умом и великолепным телом. Всего этого можно было достичь, постоянно обучаясь и совершенствуясь. Главная цель гуманизма заключалась в том, чтобы создать универсального человека, который бы объединил в себе интеллектуальные и физические превосходства.

Повторное открытие древних текстов и изобретение книгопечатания демократизировали обучение и позволили быстрее распространяться идеям. В период раннего Ренессанса особенное развитие получили Вместе с тем труды Николая Кузанского (1450), предшествовавшие гелиоцентрическому мировоззрению Коперника, положили в определенной степени начало естественным наукам. Но всё-таки наука эпохи Возрождения и искусства (как дисциплины) были очень смешаны в начале эпохи. Яркий пример тому - великий гений Леонардо да Винчи, который является выдающимся живописцем, его же называют отцом современной науки.

Вверх