Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Расстрел белого дома и полный список погибших Государственный переворот 1993

Противостояние законодательной и исполнительной власти в России завершилось кровавыми событиями в октябре 1993 г . Одной из главных причин конфликта было принципиальное расхождение во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Правительство во главе с Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром выступило защитником радикальных рыночных реформ , а Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым и вице-президентом России А.Б. Руцким сопротивлялся реформам, противопоставляя рынку регулируемую экономику .

В декабре 1992 г. В.С. Черномырдин

В.С.Черномырдин

сменил Е.Т. Гайдара на посту главы правительства. Но ожидаемой смены курса не произошло, были лишь внесены некоторые коррективы в монетаристский курс, что вызвало еще большее негодование законодателей. Политическая обстановка в России в 1993 г. все более накалялась.

Важной причиной нарастания антагонизма между двумя ветвями власти являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. В выступлении по телевидению 21 сентября он объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета . Тогда же вступил в силу президентский указ “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. Он фактически вводил временное президентское правление и означал радикальную ломку всего существующего государственно-политического и конституционного строя.

Верховный Совет, размещавшийся в Белом доме, отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. В ночь с 21 на 22 сентября Верховный Совет привел к присяге в качестве Президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого . 22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности “вплоть до расстрела”. В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам.

В течение 10 дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивалась по нарастающей. 27 — 28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОН. В ночь с 3 на 4 октября у зданий телевидения и в них самих прошли кровавые стычки, телевизионные передачи прерывались, но атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом Б.Н. Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение , в столицу начался ввод правительственных войск. Ельцин объявил действия Белого дома “вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом”.

Введение в столицу войск в 1993 г.

Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома . К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

В результате штурма Белого дома были жертвы с обеих сторон, и, несомненно, октябрь 1993 г. стал трагической страницей в российской истории. Вина за эту трагедию лежит на плечах российских политиков, столкнувшихся осенью 1993 г. не только в борьбе за свои политические цели , но и, в неменьшей степени, в борьбе за власть .

В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин издал Указ, в соответствии с которым на июль 1994 г. назначались досрочные президентские выборы . В заявлении Президента РФ от 8 октября, т.е. уже после разгрома оппозиции, подтверждалось, что выборы в высший законодательный орган состоятся в декабре.

Расстрел Белого дома в 1993 году. Хроника событий

Ответ редакции

В первые годы существования Российской Федерации противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета привело к вооруженному столкновению, расстрелу Белого дома и кровопролитию. В результате была полностью ликвидирована система органов власти, существовавшая со времен СССР, и была принята новая Конституция. АиФ.ru вспоминает трагические события 3-4 октября 1993 года.

До распада Советского Союза Верховный Совет РСФСР, согласно Конституции 1978 года, был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. После того, как СССР перестал существовать, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшего органа власти) и все еще обладал огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки к Конституции о разделении властей.

Получилось так, что главный закон страны, принятый еще при Брежневе, ограничивал в правах избранного президента России Бориса Ельцина, и он стремился к скорейшему принятию новой Конституции.

В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Борис Ельцин и его сторонники, а также Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова , большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким .

Связан конфликт был с тем, что его стороны совершенно по-разному представляли дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны. Особенно серьезные разногласия у них были по поводу экономических реформ, и никто не собирался идти на компромисс.

Обострение кризиса

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков .

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, ВС принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов даже назвал его действия государственным переворотом.

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в Белом доме, где были отключены связь и электричество и не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Белого дома.

Штурм «Останкино» и расстрел Белого дома

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Белому дому и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал их взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска начали штурм Дома Советов. Белый дом обстреливали танки. В здании произошел пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Белого дома собрались зеваки, которые подвергли себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября - начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, порядка 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

После октября

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно.

Фото: Commons.wikimedia.org

До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.



Осенью 1993 года конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. По мнению многих, тогда решалась судьба не только политического устройства России, но и целостности страны.

Это событие имеет множество названий – «Расстрел Белого дома», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот 1993 года», «Черный октябрь». Однако именно последнее носит нейтральный характер, отражая всю трагичность ситуации, возникшей из-за нежелания противоборствующих сторон идти на компромисс.

Внутриполитический кризис в Российской Федерации, развивавшийся с конца 1992 года, вылился в столкновение сторонников президента Бориса Ельцина с одной стороны и Верховного Совета с другой. Политологи усматривают в этом апогей конфликта между двумя моделями власти: новой либерально-демократической и отживающей советской.

Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшего с 1938 года Верховного Совета, как высшего органа государственной власти. В столкновениях противоборствующих сторон в Москве, пик которых пришелся на 3-4 октября 1993 года, по официальным данным погибло не менее 158 человек, еще 423 были ранены или получили иные повреждения.

Российское общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о тех трагических днях. Существуют лишь версии участников и очевидцев событий, журналистов, политологов. Расследование действий конфликтующих сторон, инициированное КПРФ, так и осталось незавершенным. Следственная группа была распущена Государственной думой после того, как было принято решение об амнистии всех лиц, участвовавших в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года.

Отрешить от власти

Все началось в декабре 1992 года, когда на 7-м Съезде народных депутатов парламентарии и руководство Верховного Совета подвергли резкой критике правительство Егора Гайдара. Как следствие, кандидатура реформатора, выдвинутая президентом на пост председателя правительства, Съездом не была утверждена.

Ельцин в ответ обрушился с критикой депутатов и предложил к обсуждению идею всероссийского референдума по вопросу о доверии. «Какая сила затянула нас в эту чёрную полосу? – размышлял Ельцин. – Прежде всего - конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах».

20 марта 1993 года Ельцин в телевизионном обращением к народу объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Через три дня отреагировал Конституционный Суд РФ, признав действия Ельцина неконституционными и усмотрев в них основание для отрешения президента от должности.

28 марта включился уже Съезд народных депутатов, который отклонил проект о назначении досрочных выборов президента и в парламент и провел голосование по вопросу отрешения Ельцина от должности. Но попытка импичмента провалилась. За отрешение президента от должности высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах.

25 апреля состоялся инициируемый Ельциным всенародный референдум, на котором большинство поддержало президента и правительство и высказалось за проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации. Недовольные результатами референдума противники Бориса Ельцина 1 мая вышли на демонстрацию, которая была разогнана ОМОНом. В этот день пролилась первая кровь.

Роковой указ

Но противостояние Ельцина с Верховным Советом возглавляемым спикером Русланом Хасбулатовым и вице-президентом Александром Руцким только начиналось. 1 сентября 1993 года Ельцин своим указом временно отстранил от исполнения своих обязанностей Руцкого «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту».

Впрочем, обвинения Руцкого в коррупции не подтвердились – компрометирующие документы были признаны поддельными. Парламентарии тогда резко осудили указ президента, посчитав, что он вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти.

Но Ельцин не останавливается и 21 сентября подписывает роковой указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который и спровоцировал в конечном итоге массовые беспорядки в столице. Указ предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету прекратить свою деятельность «в целях сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса».

Борис Ельцин прямо обвинял парламент и Верховный Совет в том, что они проводили курс на ослабление правительства и, в конечном счете, на устранение президента, подготовив и приняв за последние месяцы «десятки новых антинародных решений».

В стране назревал государственный переворот. По мнению политологов, у оппонентов Ельцина были мотивы для смещения действующего президента. Хасбулатов к моменту роспуска Съезда народных депутатов утратил свой избирательный округ, так как Чечня де факто отделилась от России. Руцкой не имел шансов на победу на президентских выборах, но в качестве исполняющего обязанности президента он мог рассчитывать на рост популярности.

В результате указа №1400 согласно статье 121.6 действующей Конституции Ельцин автоматически был отрешен от должности президента, так как его полномочия не могли быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Пост главы государства де-юре переходил к вице-президенту Руцкому.

Президент действует

Еще в августе 1993 года Ельцин спрогнозировал «жаркую осень». Он зачастил на базы ключевых армейских подразделений в Московской области, тогда же им были в два-три раза повышены оклады офицерскому составу.

В начале сентября по распоряжению Ельцина главу Конституционного суда Валерия Зорькина лишили автомобиля со специальной связью, а само здание Конституционного суда было освобождено от охраны. В это же время был закрыт на ремонт Большой Кремлевский дворец, и лишившиеся помещения для работы депутаты были вынуждены переселиться в Белый дом.

23 сентября Ельцин добрался и до Белого дома. После того, как депутаты и члены Верховного Совета отказались покинуть здание, правительство отключило в нем отопление, воду, электричество и телефон. Белый дом был окружен тремя кордонами колючей проволоки и несколькими тысячами военных. Однако вооружение имелось и у защитников Верховного Совета.

За несколько дней до обозначенных событий Ельцин на правительственной даче в Завидово встретился с министром обороны Павлом Грачевым и директором Федеральной службы безопасности Михаилом Барсуковым. Бывший глава охраны президента Александр Коржаков рассказывал, как Барсуков предложил провести командно-штабные учения для отработки взаимодействия между теми частями, которым, возможно, придется воевать в столице.

В ответ Грачев встрепенулся: «Ты что, Миша, паникуешь? Да я со своими десантниками там всех порву». И Б. Н. его поддержал: «Пал Сергеичу виднее. Он Афган прошел». А вы, дескать, «паркетные», помолчите, – вспоминал беседу Коржаков.

Апогей

Назревавшую драму пытался предотвратить Патриарх всея Руси Алексий II. При его посредничестве 1 октября конфликтующими сторонами был подписан Протокол, предусматривавший начало отвода войск от Дома Советов и разоружение его защитников. Однако штаб обороны Белого дома вместе с депутатами денонсировал Протокол и был готов продолжать противостояние.

3 октября в Москве начались массовые беспорядки: оцепление вокруг здания Белого дома было прорвано сторонниками Верховного Совета, а группа вооруженных людей во главе с генералом Альбертом Макашовым захватила здание московской мэрии. Одновременно во многих местах столицы прошли демонстрации в поддержку Верховного Совета, в которых участники акций вступали в активное столкновение с милицией.

После призыва Руцкого толпа демонстрантов двинулась к телецентру намереваясь захватить его, чтобы дать возможность лидерам парламента обратиться к народу. Однако вооруженные подразделения МВД были готовы к встрече. Когда молодой человек с гранатометом произвел выстрел, чтобы выбить дверь, войска открыли огонь по демонстрантам и им сочувствующим. По данным Генпрокуратуры в районе телецентра было убито и впоследствии скончалось от полученных ран не менее 46 человек.

После кровопролития возле Останкино Ельцин убедил министра обороны Павла Грачева отдать приказ армейским подразделениям о штурме Белого дома. Атака началась утром 4 октября. Несогласованность действий военных привела к тому, что стрельба крупнокалиберными пулеметами и танками велась не только по зданию, но и по безоружным людям, находившимся в зоне оцепления у Дома Советов, что привело к многочисленным жертвам. К вечеру сопротивление защитников Белого дома было подавлено.

Политик и блогер Александр Вербин назвал акцию 4 октября «проплаченной военщиной», отмечая, что спецподразделения ОМОН и специально подготовленные снайперы по приказу Ельцина расстреляли защитников Конституции. Не последнюю роль в поведении президента, по мнению блогера, сыграла поддержка Запада.

Фигура Ельцина как руководителя государства построенного на осколках СССР вполне утраивала Запад, в первую очередь Соединенные Штаты, поэтому западные политики фактически закрыли глаза на расстрел парламента. Доктор юридических наук Александр Домрин говорит, что даже существуют факты, свидетельствующие о намерении американцев отправить в Москву войска для поддержки Ельцина.

Единодушия нет

Политики, журналисты, интеллигенция разделились во мнениях о произошедших в октябре 1993 года событиях. К примеру, академик Дмитрий Лихачёв тогда выразил полную поддержку действиям Ельцина: «Президент – это единственный человек, который избран народом. А значит, то, что им совершено, – не только правильно, но и логично. Ссылки на то, что Указ не соответствует Конституции – ерунда».

Российский публицист Игорь Пыхалов в победе Ельцина видит попытку установления в России прозападного режима. Беда тех событий еще и в том, что у нас отсутствовала организующая сила, способная противостоять западному влиянию, считает Пыхалов. Верховный Совет, по словам публициста, имел существенный недостаток – у людей, стоявших на его стороне, не было ни единого руководства, ни единой идеологии. Поэтому они не смогли договориться и выработать понятную широким массам позицию.

Ельцин спровоцировал конфронтацию, так как он проигрывал, – считает американский писатель и журналист Дэвид Саттер. «Президент не приложил усилий, чтобы наладить сотрудничество с парламентом, – продолжает Саттер. – Он не пытался влиять на законодателей, не объяснял, в чем заключается его политика, игнорировал парламентские дебаты».

Впоследствии Ельцин интерпретировал события в период с 21 сентября по 4 октября как противостояние демократии и коммунистической реакции. Но эксперты склонны видеть в этом борьбу за власть между бывшими союзниками, для которых мощным раздражителем являлось негодование по поводу коррупции в исполнительной власти.

Политолог Евгений Гильбо считает, что противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам, так как их политика не имела конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация.

«Тупая борьба за власть» – так категорично выражается публицист Леонид Радзиховский. Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов, пишет Радзиховский. Но поскольку, ни депутаты, ни члены Верховного Совета страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента.

Илья Константинов, в 1993 году — народный депутат, член Верховного Совета, лидер «Фронта национального спасения»

Принятая после расстрела Верховного Совета конституция — конституция авторитарная, я бы сказал, монархическая. В ней роль не только законодательных, но и судебных органов власти была резко снижена, и вся вертикаль власти поставлена под контроль президента, под контроль исполнительной власти.

Я бы сказал больше: указ №1400 и последовавшие за ним события, кровавый расстрел парламента, не просто на десятилетия поставили крест на дальнейшем развитии парламентаризма в России, но и, ко всему прочему, обесценили идею правового государства. Сегодня россияне относятся к конституции в большинстве своем как к документу, не имеющему прямого действия. Как к документу, который каждая новая администрация трактует по-своему. Как к документу, который фактически является фиговым листком авторитарного режима. Более того: большинство наших соотечественников считают, что по-другому в нашей стране и быть не может. Вот это, на мой взгляд, самые страшные последствия событий сентября-октября 1993 года: потеря веры народа в закон, потеря веры народа в правовое государство, потеря веры в то, что у нас может быть построено общество, где будет верховенство закона.

Между тем шанс победить у Верховного Совета и его сторонников был. Для этого нужно было в короткие сроки сформулировать и предложить обществу внятную и популярную политическую стратегию, стратегию развития страны, альтернативную той, которую предлагала команда Ельцина. А Верховный Совет и его руководство заняли по преимуществу оборонительную позицию и тем самым свели шансы на победу фактически к нулю.

Александр Куликов, депутат Государственной думы, член парламентской комиссии по расследованию событий сентября-октября 1993 года

То, что нынешний режим родился из пеленок, которые приготовил Ельцин, для меня очевидно. Все то, что сегодня порочное есть в системе власти, корнями уходит в 1992-1993 годы, когда Ельцин трижды покушался на разгон высших органов власти: Верховный Совет и Съезд народных депутатов РСФСР. Покушался на нарушение конституции и установление режима личной абсолютной власти.

Это был ноябрь-декабрь 1992-го, март 1993-го, в конце концов, это был октябрь 1993 года, когда насильственным путем ему удалось это сделать, ценой гибели сотен и сотен граждан Российской Федерации, погибших от рук ельцинских головорезов.

Больше того: Россия до сих пор не выбралась из этого болота беззакония, произвола и насилия власти: ни государственные институты, ни федеральная власть в целом, ни правоохранительная система, ни судебная система.

Мы должны признать: резкое сужение политических прав граждан, резкое сужение возможностей общественных структур проводить диалог с властью и контролировать власть, резкое сужение возможностей парламента по контролю за исполнением ими же принятых законов — вот мы что сегодня имеем. Абсолютно бесконтрольную президентскую и исполнительную власть, неподконтрольные обществу.

В 1992-1993 годах Ельцину мешал парламент Российской Федерации, который, плохой или хороший, согласно конституции, выполнял волю народа и осуществлял свои обязанности по контролю над исполнительной властью России.

Мы должны четко разделять парламент РСФСР 1990-1992 годов, когда он создал условия для развала Советского Союза, принял «Декларацию о суверенитете», Беловежье утвердил и так далее. Когда создал условия для экономической вакханалии под предлогом приватизации. Когда он предоставил президенту Ельцину особые полномочия — полномочия на издание нормативных документов, в частности, указов, которые по юридической силе были приравнены к закону. И вот этот парламент в декабре 1992 года попытался исправить свою ошибку. Большинство депутатов поняли, к чему приводит абсолютизация власти, искусственно созданная самим парламентом. Но у них уже ничего не получалось, как не получилось и в марте 1993 года. А когда в сентябре 1993 года парламент отрешил Ельцина от должности, на основании решения Конституционного суда и конституции, то его достаточно быстро разогнали, уничтожив, — по неофициальным данным, более трех тысяч убитыми и ранеными — тех, кто защищал конституцию.

Думается, что расклад именно военных сил, с участием правоохранительных органов, был таков, что Ельцин обладал большими возможностями для подавления сопротивления. А в политическом плане победа оппозиции была вполне вероятна: более 63 субъектов Федерации поддержали Верховный Совет и выступили против антиконституционного указа №1400. В этом случае возможность Верховного Совета, если бы все двигалось мирным путем, одержать победу, была более чем очевидна. Я убежден, что аналитики Ельцина, в том числе западные доброхоты, все это проанализировали и дали отмашку Ельцину, чтобы он пошел на насильственный разгон.

Исполнительная власть готовилась к силовому варианту достаточно откровенно, и информация об этом просто витала в воздухе. Я тогда был председателем Совета народных депутатов города Волжский Волгоградской области. Накануне 21 сентября было совещание в Москве, где Хасбулатов собирал председателей Советов всех уровней. И здесь же, на этом совещании, хоть и не говорилось публично, что Ельцин готов к таким силовым акциям, но было сказано, что Ельцин крайне негативно относится к парламенту.

СМИ, которые контролировались правительством Черномырдина, также негативно отражали роль парламента и народных депутатов, и в целом Советов всех уровней. Говорилось, что Ельцин ездит в Кантемировскую и Таманскую дивизию, но не для того чтобы познакомиться с личным составом, а для того чтобы прощупать силовые возможности этих дивизий. В воздухе пахло грозой, хотя во время совещания председателей Советов не было произнесено ни одного слова о военной конфронтации. Речь шла об экономических проблемах, о неудавшейся приватизации, которую осуществлял Чубайс на основании указа президента, о необходимости применения экономической реформы, которая была подготовлена учеными Российской академии наук. Говорилось о том, что шоковая терапия Гайдара — чудовищный эксперимент, который должен быть прекращен раз и навсегда.

Сейчас уже, глядя на события двадцатилетней давности, очевидно, что Ельцин уже тогда определился и готовил силовой захват власти. Именно его сторона развязала военно-политический конфликт при поддержке политических кругов Запада — это тоже очевидно.

Выступая в парламенте с предложением о создании межфракционной комиссии по расследованиям тех событий, я отметил, что явно не стыкуется реальное количество погибших, раненых и без вести пропавших в осенние дни 1993 года с официальными данными.

Отдельно стоит отметить нормативные документы, подписанные в знак примирения. Один из них — это акт об амнистии, в котором фактически виновные уведены от ответственности, а невиновные амнистированы. Невиновные — это те, кто не желал подчиняться антиконституционному указу Ельцина.

В этом смысле необходимо пересмотреть политические и правовые оценки того времени. Очень важно восстановить в памяти нынешнего поколения события того времени, сохранить память о тех людях, которые остались на позиции конституции и закона, которые жизнь за это положили 3-4 октября 1993 года в Москве. Тех людей, которые оказались забыты. Их семьи нуждаются не только в восстановлении их доброго имени, но и в конкретной системе мер социальной поддержки. Оказать поддержку как семьям погибших, так и тем из числа защитников Белого дома, кто живет и здравствует. Необходимо увековечить тот подвиг, который они совершили.

Лев Пономарев, исполнительный директор организации «За права человека», в 1993 году — народный депутат

Когда говорят, что указ №1400 — антиконституционный, это не совсем верно. Я был членом Верховного Совета, участником Съезда народных депутатов. И я точно знаю, что источником конфликта были именно Верховный Совет, Съезд народных депутатов и Конституционный суд, возглавляемый Зорькиным. Потому что там возникла коллизия: старая конституция де-факто прекратила свое действие, потому что был избран президент Российской Федерации, глава государства, но тем не менее съезд не одобрял поправки, которые должны были утвердить новый порядок. Народ легитимировал эту должность, выбрал президента, а Съезд народных депутатов во главе с интриганом Хасбулатовым (а он действительно стал интриговать: почему бы мне не возглавить Россию?) отказывался принять поправку в закон, которую Верховный Совет уже принял. Фактически надо было принять на Съезде народных депутатов всего лишь одну поправку. Убрать фразу, в которой было написано, что все вопросы Российской Федерации подотчетны Съезду народных депутатов России. Надо было разделить функции исполнительной и представительной власти. Но он этого не делал, он подкупал Съезд народных депутатов. Я был инициатором того, чтобы Конституционный суд разрешил эту коллизию. Я ходил к Зорькину, но он с удовольствием пытался включиться в популистскую кампанию против Ельцина.

Она была действительно популистской, потому что были трудные экономические реформы, и поддержку населения против них можно было получить легко. Да, референдум 1993 года поддержал Ельцина. Тогда голосовали о доверии Ельцину и съезду народных депутатов. Но Ельцин преувеличил результаты этого референдума — известна его определенная слабость, — и вместо того чтобы готовить страну к роспуску Съезда народных депутатов, который можно было сделать бескровным, используя информационный ресурс и все остальное… Конфликт между Съездом народных депутатов и Ельциным, причем неправильно говорить, что Ельцин нарушал Конституцию, — можно было решить, опираясь на референдум, и он мог бы это сделать. Но он этого не делал. Он шел, «отдыхал» и так далее — я тогда ездил к нему, вытаскивал его из очередного отпуска.

И вот лето 1993 года было потеряно. И вот, когда он понял, что сейчас Съезд, и будет импичмент, он второпях начал что-то делать. К тому времени его стали предавать все подряд. …Я призывал население Москвы, москвичей, чтобы они вышли на улицу, противостояли мятежникам, я этим занимался, я был на Моссовете, призывал людей идти к Моссовету.

Эти события — трагические, бесспорно. После 1993 года моя партия, «Демократическая Россия», потеряла влияние на Ельцина, его окружили шестерки, и это действительно был трагический поворот. Но в тот вечер, 3 октября 1993 года, бесспорно, надо было дать отпор мятежникам. Потому что они были вооружены, они первыми применили силу, в здании этой книжки СЭВ, мэрии. Они ворвались, применили силу, избили, они первыми начали стрелять.

Там были провокации, бесспорно. Трудно разобраться в провокациях. Погибли совершенно невиновные жертвы, около ста тридцати человек погибли молодых людей, которые верили, что они идут защищать парламент, а там сидел вооруженный Баркашов. Если бы тогда победили мятежники, то страну возглавили бы такие замечательные люди, как Руцкой, который объявил себя президентом, как Хасбулатов. И вот возникает вопрос… Может быть, Ельцина взяли под стражу, может быть, арестовали бы, расстреляли, не знаю… Страна возглавляется Руцким и Хасбулатовым. Я абсолютно уверен, что часть военных округов не подчинилась бы этому. И тогда страна бы раскололась. Ядерная страна. Когда часть военных округов не подчинилась бы Хасбулатову как новому главе государства, легко представить, что было бы. Были бы столкновения вооруженных масс, граждан, на улицах Москвы, потому что определенный арсенал был в нашем распоряжении, и мы были на грани того, чтобы начать раздавать оружие гражданам. Они требовали, чтобы мы раздали оружие, когда мы стояли рядом с Моссоветом.

Ельцин оказался практически один. Его все предали, кроме народа, может быть, активистов, лидеров партий. А многие силовики предали его, полагая, что он все, потерял свои позиции. Некоторые генералы ходили сдаваться Руцкому. Хотя военный округ на Дальнем Востоке не стал бы подчиняться, не Руцкому даже, а Хасбулатову.

Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков, Мария Пономарева

Августовский путч 1991 г.

Начиная с 1989 г. власть партийно-государственной номенклатуры неуклонно уменьшалась. Новые коммерческие и политические структуры медленно, но неуклонно набирали силу. Все это вызывало открытый и скрытый протест "господствующего класса". Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания 22 августа 1991 г. нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево, на правительственной даче под Москвой.

Согласно этому договору республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Некоторые республики отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения).

Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение, на улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением "Правды", "Известий", "Труда" и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Возглавил переворот "Государственный комитет по чрезвычайному положению" (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г. И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Беоый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг "Белого дома" выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Переворот весьма негативно был воспринят за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован и подготовлен. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. В результате событий 19-21 августа 1991 г. около "Белого дома" погибли три его защитника.

Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура.

Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу Президента РСФСР был временно закрыт ряд газет. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления.

После событий августа 1991 г. значение Верховного Совета СССР и съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г. был последним. Съезд заявил о самороспуске.

В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений.

В сентябре был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И. С. Силаев. Наибольшим успехом МЭК была подготовка экономического соглашения, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма.

Противоречия в отношении политического союза были значительно более серьезными. Государства Прибалтики, Украина, Молдавия, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе.

После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, неутихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.

Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре - ноябре они достигли 25-30% в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем.

3 октября - 15 лет назад (3-4 октября 1993 года) в Москве произошла попытка государственного переворота. Это событие известно также как «Конституционный кризис 1993 года», «Государственный переворот 1993 года», «Расстрел Белого Дома», «Расстрел Дома Советов», «Октябрьское восстание 1993-го», «Указ 1400».

Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента РФ Бориса Ельцина, подконтрольной ему исполнительной власти и его сторонников, а с другой стороны - вице-президента Александра Руцкого, Верховного Совета РФ во главе с Русланом Хасбулатовым, Съезда народных депутатов РФ, и их сторонников. Противостояние окончилось силовым разгоном парламента и победой президента Ельцина.

После захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент России Б.Н. Ельцин ввел чрезвычайное положение в Москве. Был организован штурм Белого Дома. Результатом противостояния стали вооруженные столкновения на улицах Москвы.

Ночью с 3 на 4 октября был подготовлен план штурма Белого дома, в котором приняли участие около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортёров; акция была крайне непопулярной, контингент пришлось набирать из состава пяти дивизий, около половины всего контингента были офицеры или младший начальствующий состав, а танковые экипажи набрали почти целиком из офицеров.

В 9:20 утра 4 октября расположенные на другом берегу реки танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Всего в обстреле участвовало шесть танков Т-80, выпустивших 12 снарядов.

В 15:00 отрядам специального назначения «Альфа» и «Вымпел» было приказано взять Белый дом штурмом. Командиры обеих спецгрупп перед тем, как выполнить приказ, попытались договориться с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче.

«Альфа», пообещав защитникам Дома Советов безопасность, сумела к 17:00 уговорить их сдаться. Спецподразделение «Вымпел», чьё руководство отказалось выполнять приказ о штурме, впоследствии было передано из ФСБ в состав МВД, что привело к массовому уходу в отставку его бойцов.

После 17 часов, по договорённости со сторонниками Ельцина, начался массовый выход оборонявшихся из Верховного Совета. По заверениям штурмовавших никаких обстрелов не должно было быть. Однако выходящие из здания не прошли и 100 метров, когда поверх голов был открыт огонь.

Спустя несколько минут штурмовавшие начали чуть ли не в упор расстреливать покидающих здание. По словам очевидцев, именно в этот момент было наибольшее число убитых. Пришедшие на следующий день родственники пропавших людей могли видеть на одном из ближайших стадионов, вдоль стены уложенные труппы до трёх рядов. На многих из них были пулевые отверстия по центру лба, как при контрольном выстреле.

Перед тем, как покинуть здание Верховного Совета, Руцкой демонстрировал перед телекамерами автомат Калашникова, из которого не было произведено ни одного выстрела. Также он продемонстрировал небольших размеров картонную коробку, в которой находились кассеты с записями переговоров, в том числе Ельцина и Лужкова. Была продемонстрирована запись, на которой отчётливо слышен голос, похожий на голос Лужкова, призывающий ОМОН и спецназ «Альфа» «расстреливать беспощадно».

В видеоряде фильма «Тайная Россия» также присуствуют кадры одного из залов Верховного Совета, где на уровне сердца жертв видны более 30 выстрелов снайперских винтовок. По словам Руцкого - это стрельба на поражение по тем людям, которые находились в этот момент в Верховном Совете. Также Руцкой указал на тот факт, что в коридорах Верховного Совета находилось к окончанию штурма более 400 трупов защитников Верховного Совета.

По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 150 человек, число раненых 389. По данным депутата Сажи Умалатовой было убито 2 783 человека. В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Пара́д суверените́тов (1988-1991 гг.) - конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, следствием чего стал распад СССР. В ходе «парада суверенитетов» в течение 1990-1991 годов все союзные (шестой была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча ГКЧП объявили о независимости четыре союзные республики (Литва, Латвия, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости - ещё две: Эстония и Молдавия. При этом входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия, а также новообразованные в Молдавии республики Приднестровье и Гагаузия объявили о непризнании их независимости и о желании остаться в составе Союза.

За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

19 августа 1991 года подписание нового союзного договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации было сорвано августовским путчем ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР, сразу после чего в ходе массового обвала СССР независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных (в России, Грузии, Молдавии). 6 сентября власти СССР признали независимость трёх прибалтийских республик.

Хотя 14 ноября семью союзными республиками из двенадцати (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании ССГ как конфедерации, после прошедшего 1 декабря референдума о независимости Украины главами трех республик-учредителей СССР (РСФСР, Украины, Белоруссии) 8 декабря подписываются беловежские соглашения о его роспуске, 21 декабря это утверждается всеми одиннадцатью республиками, и вместо ССГ создается Содружество Независимых Государств как международная (межгосударственная) организация. При этом к моменту роспуска СССР 8 декабря из всех союзных республик только три не объявили о независимости (РСФСР, Белоруссия и Казахстан; последний сделал это через неделю, 16 декабря).

Часть из провозгласивших независимость автономных республик позже стали т. н. непризнанными (Нагорный Карабах и Приднестровье) или частично-признанными (Абхазия и Южная Осетия) государствами (в то время как Гагаузия, Татарстан и Чечня такой статус не сохранили).

Вверх