Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

1. Прочитай .

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      - С добрым утром!
      - С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)

  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай . Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы... и... .
      Буквы мы..., ..., ... .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.

  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Обрати внимание! Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи! Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

3. Прочитай . Произнеси первый звук в каждом из данных слов.

  • Понаблюдай, смотря в зеркальце, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажи о своих наблюдениях.

4. Рассмотри картинки

  • Произнеси слово-название любого предмета. Вслушайся в звучание слова. Нарисуй его звуковую схему.
  • А теперь запиши слово буквами. Одинаковое ли в нём количество звуков и букв?

Страничка для любознательных

Как обозначаются звуки?

В русском языке существуют определённые обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит - так: [к"] [и] [т].

Сравни обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

Запись [к] показывает, что этот звук - твёрдый согласный. Запись [к"] показывает, что этот звук - мягкий согласный.

5. Сравни звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи и чем различаются?

  • Обозначь звуками любое из данных слов: пальто, книга .

па ль то́

6. Произнеси звуки .

[а] [к] [у] [б] [а] [а]

  • Можно ли назвать такое сочетание звуков словом? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы из данных звуков «сложилось» слово-название первой учебной книги для чтения? Запиши это слово буквами, обозначь в нём ударение.
  • Какие ещё слова могли бы получиться из этих звуков? Назови эти слова.

7. Прочитай . Какая буква «заблудилась»?

      Говорят, один рыбак
      В речке выловил башмак.
      Но зато ему потом
      На крючок попался дом!
      (А. Шибаев)

  • Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.
  • Произнеси звук, обозначенный каждой выделенной буквой.

Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

8. Прочитай . В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его и прочитай.

Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак, радуга, дубрава, хорошо, вдруг, телевизор, коньки, весело.

  • Спиши любые три слова. Подчеркни в них «спрятавшиеся» слова.
  • Составь предложение со словом весело .

ве́се ло

9. Прочитай скороговорку .

У киски в миске - рис и сосиски.

  • Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.
  • Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Произнеси звук, который обозначает каждая подчёркнутая буква.

10. Прочитай . Прислушайся к звучанию звуков в словах.

      Скажи погромче
      Слово «гром» -
      Грохочет слово,
      Словно гром.
      Скажи потише:
      « Шесть мышат», -
      И сразу мыши
      Зашуршат.
      Скажи:
      «Кукушка на суку», -
      Тебе послышится:
      «Ку-ку».
      (А. Барто)

  • Не правда ли, красив наш язык?! Звучание слов как бы передаёт звуки природы. Ты слышишь раскаты грома, шуршание мышей, голос кукушки.
  • Прочитай предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома. Спиши это предложение.

Звук или буква?

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. И Вас что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», а, может и не «свистит» как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. И куда Вы идете за советом? Ну, конечно же, к логопеду! И говорите: «Мой ребенок не выговаривает, к примеру, букву Ш. так давайте же выясним, букву он не выговаривает или звук?

Что такое буква, а что такое звук?

Звук

Звуки мы слышим

и произносим

Буква

Буквы мы видим

и пишем

Поэтому Ваш ребенок не правильно произносит не букву, а звук .

Какие бывают звуки?

Звуки бывают речевые и неречевые.

Неречевые звуки – это, например, шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери и т.п.

А речевые звуки – это то, что мы произносим и слышим от других людей.

Попробуйте сначала узнать, слышит ли Ваш ребенок неречевые звуки. А для этого попросите его закрыть глаза и послушать разные звуки. Обязательно спросите его, что он услышал. Для этого можно открыть кран, чтобы послушать, как течет вода; можно открыть форточку, чтобы услышать пение птиц; можно разрезать ножницами бумагу и т.д.

А потом можно попробовать дать разные игры Вашему ребенку, которые позволят понять, как Ваш малыш слышит речевые звуки, и может ли он их различать на слух.

Примеры игр:

«Хлопни, когда услышишь звук …»

«Отбери картинки, в названиях которых есть звук …»

«Покажи картинку» (лук-люк, дуб-зуб, мышка-мишка и т.д.)

Звук является минимальной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но звук, в отличие от них, не имеет смыслового значения. Но именно звуки позволяют нам произносить и слышать слова, которые несут за собой то или иное семантическое значение. Звуки позволяют нам различать слова, которые отличаются одним звуком: дом – ком, каска-кашка, лук-люк, плюс-плющь. Звуки помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук – лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется целое слово).

Звуки бывают

Гласные

В их образовании участвует только голос

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

[м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]

Шумные звонкие согласные

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные

(состоят только из шума)

[п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"]

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет). При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . При произнесении мягких звуков всегда происходит дополнительный подъем средней части спинки языка (поэтому они и звучат мягко), при твердых звуках такого подъема нет.

В русском языке 42 звука:

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Всего у нас 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

Буквы Я, Ё, Ю, Е могут иметь по два звука:

  • в начале слова, например, Я МА [й"ама],
  • после гласной буквы, например, МА Я К [май"ак],
  • после Ъ или Ь знака, например, ПЬ Ё Т [п"й"от].
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков .

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать. Т.е. в слове может не совпадать количество букв и звуков (в слове «лось» – 4 буквы, но 3 звука, в слове «яма» - 3 буквы, но 4 звука), их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Каждая буква в нашем алфавите имеет свое название. Вот здесь и начинается путаница. В начале статьи я уже говорила о том, что буквы мы пишем. Можно написать букву А, букву (Б) Бэ, букву (М) Эм. Но нужно точно понимать, что произносим мы звук А, звук Б и звук М. Что очень важно при обучении чтению. Ребенок не будет путаться с буквами и звуками, когда будет знать, как фонетически звучит каждая буква.


Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

При изучении языка могут возникнуть разные сложности, что бы их избежать следует различать устную и письменную речь. Что бы это сделать следует определить, что же мы называем звуком и что мы подразумеваем под буквой, в чем их отличия.

Звуки представляют собой волновые колебания, которые мы воспринимаем слухом. Среди всех звуков мы улавливаем и звуки, относящиеся к речи. Их мы называем звуками речи. Отличаются такие звуки тем, что они могут образовывать слова.

Звуком мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово имею смысловое значение, звук же не несет какого либо значения. Другими словами, звук – это минимальная нечленимая единица речевого потока. Звуки различаются:

  • По способу образования - на гласные и согласные,
  • звонкости / глухости,
  • мягкости / твердости.

Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):

  • гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э]- в таких звуках при образовании участвует только голос
  • согласные:
  • звонкие –
  • сонорные – [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]. Эти звуки всегда звонкие, непарные. Голоса при их образовании больше, чем шума
  • шумные - [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж] . В отличие от сонорных, в этих звуках больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
  • шумные - [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"] . Такие звуки могут образовываться только при помощи шума.

Что бы как-то обозначить звуки на письме были придуманы буквы.

Буква – символ любого алфавита. Это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаться на письме. Звуки и буквы могут соответствовать в определенных словах, в других же – такого совпадения может и не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:

  • 10 обозначают гласных звуков - а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
  • 21 буква обозначает согласный звук - б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
  • Ъ, Ь - 2 буквы в алфавите, которые не обозначают звук.

Нельзя путать эти два понятия, «звук» и «буква». Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя проговорить, а так же и услышать. Все эти характеристики мы относим к звукам, именно они являются звуковыми единицами, буквы относятся к алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, что не имеют письменность. Именно качеством звука определяется выбор буквы.

Соотношение букв и звуков.

Буквы мы называем гласными или согласными, т.к. они обозначают гласный или согласный звук.

  • В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [стул ]
  • Одна буква может в разных словах обозначать разный звук: плод [плот ] и плоды [плады ]. В этих словах пишется буква д, но слышаться два разных звука - [д][т]
  • В языке существуют две буквы - Ъ,Ь, которые не обозначают звуки, но пишутся для того, что бы правильно произносить слова.
  • В некоторых словах, когда происходит стечение гласных, некоторые звуки не произносятся, но буквы мы пишем. К этим звукам относим: [в],[д],[т], [л] Например, счастливый [щасливый], радостный [радасный],
  • Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова циркуль и улыбаться, звук [ц]будет передаваться буквами ц и тьс [циркул"][улыбаца]
  • Одна буква на письме так же может обозначать два звука. В русском языке не существует таких звуков: е,ё, ю, я. Поэтому, когда в начале слова есть мягкий или твёрдый знак такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й"э][й"о][й"у][й"а]

Основные различия звуков от букв:

  1. Звук мы можем услышать и произнести, букву нет.
  2. Буква – это графическое изображение звука.
  3. Русский язык насчитывает такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33
Вверх