Знакомство с потешкой "кисонька-мурысонька". Игровая образовательная ситуация "Кисонька - мурысонька" план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему Занятие по потешке кисонька мурысонька

«Утверждаю»

________________

Заведующий МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №186 «Белочка»

Савина С. С.

Конспект

НОД по развитию речи

в МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 186 «Белочка»

с использованием фольклорных произведений

в группе раннего возраста

на тему: «Кисонька Мурысенька»

Воспитатель: Петрова Ирина Леонидовна

2016г.

Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Задачи: Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре . Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками потешек. Побуждать, запоминать и воспроизводить текст потешки.
Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, желание заботиться о них.

Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций, игрушек, беседа, разучивание потешек о коте.

Методы: сюрпризность, загадывание загадки, вопросы и ответы, показ, рассматривание, игровые действия, объяснения, чтение потешек, поощрение.

Материал: мягкие игрушки кошки и кота, шапочка кошки, мостик.

Ход:

За дверью в группу слышится царапанье. Воспитатель призывает детей прислушаться. Царапанье повторяется, воспитатель загадывает детям загадку:

Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет. Кто это?
- Правильно, это кошечка.

Открыв дверь, дети видят кошку.
- Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кошка, иди к нам!

Вос-ль: Давайте, ребята, поближе познакомимся с кошкой. Рассмотрим ее.

Посмотрите на кошечку и скажите:
- Какая шерстка у нее? (ответы детей хоровые и индивидуальные)

Мягкая, пушистая, красивая!
- А что есть у кошечки? (если затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает)
- Лапки, хвостик, ушки, глазки, носик.

А что у кошечки есть на лапках?
- Царапки - ноготки

Ребята, а наша кошечка чистая или грязная?
- Ответ: чистая.

Вос-ль дополняет: кошечка любит умываться лапкой своей, постоянно очищает свою шерстку язычком, прилизывает ее.

А где же кошечка живет?
Ответ: В доме у людей. Любит кушать молочко и рыбку.

Вос-ль: Молодцы, ребята!
А за то, что люди кормят кошечку, ухаживают за ней, кошечка помогает людям, ловить в доме мышей.

Физминутка: (дети встают со стульев)
Как у нашего кота - (поглаживают руки)
Шубка очень хороша
Как у котика усы - (указательными пальцами показывают усы)
Удивительной красы.
Глазки смелые - (показывают глазки)
Зубки белые - (показывают зубки)

Вос-ль: Молодцы, ребята! Садитесь!

Очень понравилось кошечке потешка, которую вы рассказали.
Спасибо!

Ребята, а наша кошечка любит гулять, вот и сейчас, посмотрите-ка, она пошла по дорожке, гулять и запрыгнула на мостик.

Вос-ль читает новую для детей потешку:
- Кисонька – мурысенька,

Где ты была?

На мельнице.

Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!

Вос-ль: Ребята, где была кисонька? Что делала она на мельнице? Что из муки пекла? С кем ела прянички кисонька? Почему нельзя есть прянички одной? Как вы думаете?

Ответы детей. (Жадным быть не хорошо, нужно делиться).

Хоровое чтение детей потешки:

Пошёл котик по дорожке,

Купил Бореньке сапожки.

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу.
Да и Бореньке снесу!

Вос-ль:

Посмотрите-ка с деньгами
Кот ходил за пирогами,
Но один их есть не стал

Всех ребяток угощал!
Кушайте, пожалуйста!

Вос-ль: Спасибо котик тебе!

А наши ребята хотят показать тебе и нашей Мурке, как они умеют играть и ходить, как кошечка, вы полежите отдохните и посмотрите на наших ребят.
Проводится подвижная игра «Ходит Васька серенький″ (под музыку).

Предложить детям сделать подарки кошке и коту. Угостить их рыбками (на листе нарисованы с помощью свечи силуэт рыбки, дети закрашивают весь лист и видят заколдованную рыбку, дарят коту и кошке).


I Квартал (Сентябрь — Ноябрь)

В.Орлов «Желтые мышки»

За окном ветерок веселится:
То подпрыгнет, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки и кошки.

Потешка « Кисонька-Мурысонька»

— Кисонька – Мурысонька,
Где была?
— На мельнице.
— Кисонька – Мурысонька,
-Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька – Мурысонька,
-Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-Мурысонька,
— С кем ела?
— Одна!
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Потешка « Сорока,сорока»

Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.
Этому дала на блюдце,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки…
А этому ничего!
Зачем дров не рубил,
Воды не носил.

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
Разноцветном уборе

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

Потешка « Мыши водят хоровод»

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот
Тише, мыши, не шумите,
Кота- Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьет весь хоровод.

Песенка «Огуречик, огуречик»

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик-
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

А.Плещеев «Осень наступила»

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.

Потешка «Улитка, улитка»

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки

Потешка «Кот на печку пошел»

Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

II Квартал (Декабрь — Февраль)

«Зашумела, разгулялась»

Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль и вьюга.
Не видать и свету.

А.Барто «Грузовик»

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.

С.Маршак «В декабре»

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

А.Барто «Встали девочки в кружок»

Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда,
Пусть не гаснет елка,
Пусть горит звезда.

А.С.Пушкин «Месяц, месяц»

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок.
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И обычай твой любя
Звезды смотрят на тебя.

Потешка «Уж ты, Зимушка-зима»

Уж ты, зимушка-зима,
Закружила да замела.
Все дороги, все лужки,
Негде Сонечке пройти.

Е.Благинина «Научу одеваться и братца»

Если я умею обуваться,
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они – сапожки.
Это – с левой ножки,
Это – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта – с правой ножки,
Эта – с левой ножки,
Вот как хорошо!

Б.Заходер «Шофер»

Хочу, лечу во весь опор.
Я сам – шофер.
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится в даль.

Песенка «Сапожник»

Был сапожник?
Был!
Шил сапожки?
Шил!
Для кого сапожки?
Для соседней кошки!

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело…

И.Токмакова «Медведь»

Как на горке – снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише … Не шуметь.

Песенка «Знаешь, мамка, где я был?»

Знаешь, мамка, где я был?
В поле зайчика ловил.
Оседлал и покатался,
Поиграл и отпустил.

Потешка «Заря – зарница»

Заря – заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес – то спит,
И река – то спит,
Ходит сон
У окон,
Оле спать велит.

Песенка бабушки про непоседу

У Непоседы ручки –
Хваталки и липучки,
У Непоседы ножки –
Две шустрые рыбешки,
У Непоседы глазки –
Хитрей таежной ласки,
У Непоседы язычок –
Во рту стрекочет; как сверчок!

III Квартал (Март — Май)

Песенка «Весна, весна красная»

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

А.Плещеев «Весна»

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

Потешка «Береза, моя березонька»

Береза, моя березонька.
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Стоишь ты, кудрявая,
Посреди долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Потешка «Тили – бом»

Тили – бом, тили – бом!
Загорелся Кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливать Кошкин дом.

Песенка «Дождь! Дождь!»

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!.
Гром, гром как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже.
Ловит рыбу нам на ужин.

Песенка «Вдоль по реченьке лебедушка плывет»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

«Свет наш, солнышко»

Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.

Потешка «Кораблик»

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам домой.

Б.Заходер «Портниха».

Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.

Потешка «Дедушка Ежок»

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок;
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

План-конспект

Игровой образовательной ситуации в 1 младшей группе

« Кисонька – мурысонька».

Разработала: Н.Г. Голикова, воспитатель.

П. Псебай, 2015

Цель : знакомство детей с устным народным творчеством через фольклор.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать потешку еще раз.

2. Учить рассказывать потешку вместе с воспитателем. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, побуждать к непроизвольному заучиванию фольклорных песенок.

3. Прививать умение разыгрывать сюжетные стихи в лицах.

4. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

Развивающие :

1. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность.

2. Активизировать в речи детей слова «густая», «пушистая» (шерсть).

3. Развивать у детей зрительную, слуховую память.

4. Развивать монологическую речь.

Воспитательные :

1. Вызвать у детей радость от прослушивания знакомых стихов и желание активно договаривать слова и фразы.

2. Воспитывать умение слушать друг друга

3. Воспитывать любовь к народным фольклорным песенкам и стихам .

Предварительная работа:

1. Чтение потешки « Кисонька Мурысонька...»

2. Наблюдение за кошкой (котом).

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Заучивание потешек, загадок.

Методические приемы:

1. Игровая мотивация «Внесение волшебной мельницы».

2. Художественное слово: проговаривание волшебных слов, загадывание загадки.

3. Игровой момент (приход Кисонька Мурысонька).

4. Рассматривание котика, проговаривание и закрепление слов «мягкая», «пушистая» (шерсть).

5. Чтение потешки «Кисонька-мурысонька».

6. Беседа по прочитанному.

7. Закрепление потешки с заучиванием слов и показом движений.

Ход игры.

Дети стоят вокруг стола, на котором стоит «волшебная мельница». Воспитатель : Ребята, у нас в гостях сегодня «волшебная мельница». - Эта « волшебная мельница» может молоть муку.

Чтобы она стала молоть, необходимо сказать, волшебные слова:

Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять.

Можно дверку открывать!»

Не открывается « волшебная мельница»!

Ребята, я знаю загадку. Если отгадаем, то мельница откроется.

«Мягкие лапки. А в лапках царапки» Кто это? Дети:

Кошка, кот.

Воспитатель : Да, дети, котик к нам пришёл.

(Дети рассматривают кошку на мельнице) .

Воспитатель : Шерсть мягкая, пушистая.

Шубка очень хороша.

Усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: давайте посмотрим, с кем котик к нам пришёл.

Да это кисонька!

А я знаю потешку, которая называется «Кисонька-мурысонька».

Чтение потешки.

Беседа по прочитанному:

Воспитатель : ребята, как называется потешка?

Дети: «Кисонька-Мурысонька». (Индивидуальные и хоровые ответы детей). Воспитатель : ребята, как вы думаете, почему её зовут Мурысонька?

Где была Кисонька-Мурысонька?

Дети: «На мельнице.»(2ребёнка).

Воспитатель: Что делала Кисонька-Мурысонька?

Дети: « Муку молола»

Воспитатель: Что из муки пекла?

Дети : «Прянички»

Воспитатель : С кем прянички ела?

Дети: «Одна».

Воспитатель : не ешь одна, не ешь одна. Угости!

Хоровое произношение слов «Не ешь одна, не ешь одна. Угости!»

Воспитатель: угости Антона, Серёжу, Настю. Всех угости!

Повторное чтение потешки.

Дети встают в круг.

Потешку проигрывают ещё раз со словами, с показом движений при активном участии детей. От лица Кисоньки-Мурысоньки (воспитатель) хвалит детей, потом угощает печеньем.


Наталья Сирота

Конспект занятия «Кисонька Мурысонька» (младший возраст)

Игра – занятие:

«Кисонька Мурысонька»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с малыми

формами фольклора – потешкой.

Учить внимательно слушать текст. Продолжаем закреплять умения

слышать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них. Вызвать у детей

радость при прослушивании потешки. Учить чётко, произносить

проговариваемые слова. Продолжаем развивать речевое общение с

взрослыми и детьми в процессе игры. Развивать мелкую моторику кистей

рук. Активизировать движения

Материалы и оборудование: Иллюстрации к потешке, корзина с клубками

ниток /жёлтые, красные/, корзина с пирожками для угощения детей, игрушка

Ход занятия:

Дети проходят в групповую комнату. Раздаётся мяуканье.

Воспитатель:- Кто это мяукает?

Обращаю внимание детей на иллюстрацию к потешке.

Посмотрите, кто пришёл к нам в гости.

Читаю детям потешку:

Кисонька Мурысонька, где ты была?

На мельнице.

Кисонька Мурысонька, что там делала?

Муку молола.

Кисонька Мурысонька а что из муки делала?

Прянички пекла.

Кисонька Мурысонька а с кем прянички ела?

Не ешь одна, не ешь одна!

Предлагаю детям рассмотреть картину, и ответить на вопросы.

Кто это? /кошка, кисонька-Мурысонька/

Где была Кисонька Мурысонька? /на мельнице/

Что делала? /муку молола, прянички пекла/

Куда дела прянички? /съела/

Ещё раз читаю потешку и предлагаю детям «прогуляться»

Физ - минутка: Как у наших у ребят, ножки весело стучат.

Обращаю внимание детей на красный клубок ниток с длинной ниточкой.

Воспитатель:- Что это? /клубок/ Какого цвета?

Предлагаю смотать клубок, что бы ножки не запутались.

Пальчиковая игра «Киска с ниточкой»

Киска ниточку мотала /Имитация движений наматывания клубка/

И клубочек продавала

Сколько стоит? три рубля

Покупайте у меня.

Конец нитки клубка приводит нас к корзине, из которой доносится

мяуканье. Заглядываю в корзину.

Кто это? /котик, кошка/

Предлагаю погладить игрушку.

Какая кошка? /мягкая, пушистая/

Как кошка поёт песенки? /мяу, мяу/

Кошка приглашает детей поиграть. Педагог достаёт корзинку с клубками.

Сколько у кошки в корзинке клубков? /много/

Какого цвета клубки? /красные, жёлтые/

Кошечка будет кидать клубочки а вы догонять и складывать в корзинку.

Игра проводится 3-4 раза. По ходу уточняю цвет клубочков.

Молодцы ребята, понравилось кошечке играть с вами. Все клубки

А теперь кошечка для вас приготовила угощение.

Кисонька Мурысонька – Я сходила на мельницу, намолола муки и

испекла прянички. И вас ребята я угощу вкусными пряничками.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103»

Технологическая карта

непрерывной образовательной деятельности

разработали:

Прозорова Александра Петровна

Медведевских Вера Сергеевна

Пономарева Елена Юрьевна

Титова Зинаида Александровна

г. Каменск-Уральский

2017 г.

Технологическая карта

организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема знакомство с потешкой «Кисонька – мурысонька»

Возрастная группа ___ группа раннего возраста (2 – 3 года) __________________________________

Форма НОД __ коммуникативная деятельность _____

Форма организации ___ подгрупповая ____________

Учебно-методический комплект ____ программа «От рождения до школы»

Средства

Наглядны иллюстрации к потешке, кукла би-ба-бо

Литературные русская народная потешка «Кисонька-мурысонька»

Музыкальные русская народная мелодия, аудио запись ответов кисоньки

Цель: развитие речи детей средствами ознакомления с русской народной потешкой

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру

Развивать умение имитировать речь и движения животных,

Упражнять в звукоподражании

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов

Помогать детям отвечать на простейшие вопросы

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приводит к достижению запланированного результата

Планируемый результат

мотивация

Звучит русская народная песня, воспитатель показывает детям куклу би-ба-бо «Кисоньку»

Привлекает внимание детей

Рассматривают игрушку, слушают мелодию

У детей вызывается интерес

Дети эмоционально откликаются на мелодию и игрушку

Организационный момент

Давайте поздороваемся с кисонькой и сядем на место

Каждому ребенку подает лапку куклы, помогает детям сесть на заранее приготовленные стулья

Трогают куклу за лапку и садятся

У детей

Основной

    Рассматривание игрушки. Давайте посмотрим, какая кисонька? Что есть у кисоньки?

    Давайте с кисонькой поиграем

    Ребята, кисонька принесла нам картинки и хочет что-то рассказать.

Кисонька-мурысонька,

Где ты была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что ты там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Пирожки.

Кисонька-мурысонька,

С кем пирожки ела?

Одна.

Не ешь одна!

Не ешь одна!

    Ребята, спросите у кисоньки, где она была?

Давайте спросим, что кисонька делала?

Спросим, с кем кисонька пирожки ела?

Погрозим кисоньке. Не ешь одна! Не ешь одна!

Приглашает детей по одному погладить кисоньку, уточняет проговариваемые детьми слова-признаки

Организует подвижную игру на имитацию движений кошки и звукоподражание

Читает потешку, выставляет иллюстрации в соответствии с текстом

мельница, мешки с мукой, пирожки

Помогает детям формулировать вопросы кисоньке

Включает аудио запись ответов кисоньки

Дети гладят кисоньку, проговаривают слова – признаки «гладкая», «мягкая», показывают части тела кисоньки «глазки», «носик», «хвостик», «лапки».

Выполняют движения, имитируя повадки котенка, имитируют звукопадражание «мя-у-у»

Дети слушают текст,

Рассматривают иллюстрации

Задают кисоньке вопросы, слушают ответ кисоньки, грозят кисоньке пальчиком

Развиваются умения детей по словесному указанию находить части тела животного. Дети упражняются в умении отвечать на простейшие вопросы: «какая кисонька?», «что есть у кисоньки?»

Развивается умение имитировать речь и движения животных, упражняю в звукоподражании

Формируется опыт поведения в среде сверстников

Дети упражняются в употреблении некоторых вопросительных слов.

Рефлексия

Ребята, кисоньке пора уходить. Вам понравилось играть с ней? Давайте попрощаемся с кисонькой

Подходит к каждому ребенку с кисонькой и прощается

Прощаются с кисонькой.

Отвечают на вопрос педагога.

Просят кисоньку, прийти поиграть еще раз.

Формируется опыт поведения в среде сверстников

Вверх