Какая городская агломерация является наиболее крупной. Крупнейшие агломерации мира по населению

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Этот процесс еще более очевиден, если вместо урбанизированных поселений мы принимаем во внимание население-резидент: в основных городских районах более 22 миллионов человек - 36, 3% от национального населения, а четыре реальности, превышающие один миллион жителей составляют 20% от общего числа населения страны.

Чтобы полностью понять исторические тенденции роста населения в 21 крупной городской реальности, Истат вводит основные понятия - ядро ​​городов - и кольца - периферии. Тенденция, которая будет отменена в следующем десятилетии: несмотря на положительный рост как ядра, так и кольца, периферийные устройства испытывают увеличение на 200 000 единиц больше, чем центров.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

А как насчет Европы? Чтобы сравнить итальянский случай с ситуацией в других европейских странах, в отчете, содержащем спутниковые данные, содержащиеся в базе данных «Городской атлас», классифицируются обследования в пяти макрорегионах. Европейскими странами с самыми высокими значениями являются Мальта, Нидерланды, Бельгия и Люксембург, в то время как самыми виртуозными примерами являются Финляндия, Швеция и Латвия с искусственной поверхностью всего 1, 6%.

Что касается Италии, то степень искусственной почвы выражается в концепции гидроизоляции: среди 21 городских систем, считающихся самым водонепроницаемым городом, является Неаполь, за ним следуют Милан и Бусто Арсизио. Общая гидроизоляция основных городских городов составляет 13, 8%, что намного выше, чем в среднем по Италии, в то время как средний средний город составляет около 5, 9%, что на один процентный пункт ниже среднего. Регионы с более чем 10% составляют Ломбардия и Кампания.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Затем в исследовании основное внимание уделяется анализу использования земель в Италии, вводя понятие городской застройки, т.е. диффузию населенных пунктов и сцементированных районов. Эта тенденция еще более очевидна в крупных городских системах, где консолидированы построенные увеличивается на 4 пункта, от 15, 3% до 19, 3%. В частности, городские увеличивается равноценном в 157 городских систем, и особенно сильна в предгорьях ломбардных, на равнинах Эмилия - Венето, в провинции Пескары, в городских районах Рима и Неаполя и в северной Тоскане.

Увеличение примерно на 6, 6%: в 21 городских систем, увеличение составило 6, 9%, в то время как в среде 6, 7% на самом деле. Тенденция в соответствии с другими «с другими потребительскими тенденциями, которые характеризуют экономическое развитие нашей страны после войны.».

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

В парламенте она остановлена ​​на некоторое время проект закона, который бы регулировал использование земли и ввести правила, ограничивающие эксплуатацию территории и ее бетонирования. Из-за отсутствия соглашения между правительством и регионами, закон не увидит его одобрение к концу - теперь, следующий - законодательный орган.

Уже давно осудили экологические дисбалансы, экономические и социальные характеристики разных городов. Какие территории они нуждаются, сейчас более чем когда-либо. Самый большой и наиболее представительный склеп для святых мощей на болгарских землях был обнаружен во время археологических раскопок римско-византийской крепости Зальдапа - самой крупной в глубине Добруджи и северо-восточной Болгарии. Об этом сообщили журналистам профессор Георгий Атанасов, руководитель группы. Раскопки были сосредоточены в базилике.


Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Действительно, это была одна из самых больших базиликов в болгарских землях. Это 62 метра в длину и 22 метра в ширину. Базилика восходит к началу 6-го века. Самое замечательное в этой ранней базилике, которая меньше, - это склеп для святых мощей. Оказывается, это самый большой и представительный склеп для святых мощей на болгарских землях. Его площадь составляет около 30 кв. М с двумя помещениями, в которых могут быть оставлены саркофаги трех мучеников. В этом году мы также обнаружили коридор с южного корабля базилики в эти комнаты.

Он спустился в склеп на 11 футов. В конце коридора мы нашли остатки росписи. Это единственные следы фресок в раннем христианском склепе в Болгарии. Этот склеп является вторым по величине на Балканском полуострове. В Далмации, в Греции, в северной Болгарии, в основном в провинции Скифия, были задокументированы десятки склепов. К сожалению, очень мало фресок сохранились, но система фигур хорошо известна, используются четыре цвета. В какой-то степени мы можем восстановить живописные панели. Благодаря сохранившемуся хранилищу в восточной части Великого склепа мы можем полностью восстановить его структуру.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой Лондон, Лондонское графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Действительно впечатляющий объект. В то время как ранняя базилика в конце 4-го века была сравнительно более грубо построена, крипт изящно заполнен великолепными каменными блоками. С красным раствором была сделана архитектурная отделка. У склепа ширина стены 70 см, чтобы иметь возможность переносить эту очень тяжелую и впечатляющую аркадную структуру, - сказал проф.

После того, как новая базилика была построена в начале 6-го века, с полностью раскрытым дворцом епископа, реликвии одного из мучеников находятся в новом склепе, почти полностью сохранившемся два года назад. Детали мраморной отделки, от штукатурки стен, говорят за одну и ту же архитектурную школу. В другой базилике в прошлом году был также обнаружен склеп.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

В этом году археологи также указали план второй базилики, выкопанной Шкорпилем в начале 20-го века. Это указывает на то, что, скорее всего, второй мученик был помещен в склеп Базилики нет. Три мученика, погребенные в ранней базилике, были рассеяны. Священное пространство было расширено, и оно уже охватывает всю крепость, которая составляет около 26 гектаров, но есть еще две поселения в базилике, а общая городская агломерация Залапы составляет почти 50 гектаров. Это был замечательный город.

В этом году многие новые мраморные детали продолжаются, и их количество превышает 1 великолепный Капитолий с орлами, выставленный Ратуше. Это дает нам уникальную возможность. Это дает нам очень хорошую возможность восстановить мраморную отделку и этот замечательный алтарный барьер, который похож на настоящий брюссельский кружев, - сказал профессор д-р. Изучение самого раннего в наших землях раннего христианского склепа для царствования мучеников в римско-византийском городе Зальдапа, недалеко от болгаро-румынской границы, недалеко от хорошей деревни Крушари, закончилось.


Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Раскопки в Залапе продолжаются для окончательной документации впечатляющей епископальной базилики и прилегающего епископского дворца. Бельгия Бельгия - страна в Западной Европе. Он граничит с Нидерландами, Германией, Люксембургом и Францией и на северо-западе до Северного моря. Территория Бельгии включает три физио-географических района: прибрежную низменность северо-запада, центральную равнину и Арденны, низкую гору, расположенную на юго-востоке страны. Прибрежная равнина состоит в основном из песчаных дюн и польдеров.

Пайдеры - это районы, близкие к уровню моря или ниже уровня моря. Некоторые из них оправляются от моря и защищены дайками, а остальные, в глубине, являются полями, проложенными каналами. Центральная равнина постепенно поднимается в горную область с множеством плодородных долин, пропитанных плотными сетчатыми каналами. Есть также более крутые местности, включая пещеры и небольшие проходы. Арденны значительно более неравны, чем первые два района. Это древняя гора, очень скалистая и не очень подходящая для сельского хозяйства, которая продолжается на севере Франции.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.


Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

В Бельгии сосредоточена большая часть дикой природы. Арденны также являются самой высокой точкой в ​​стране, Голубой де Боттран на высоте 694 м над уровнем моря. Две основные реки в Бельгии - Шелльде и Муз. Эти две реки имеют многие крупные города в Бельгии - Турне, Гент, Антверпен, Льеж и Намюр. Климат прохладный, умеренный и дождливый. Государственный аппарат Бельгия - федеративное государство и конституционная монархия. В процессе федерализации государственные учреждения очень сложны. Фламандское сообщество и фламандский регион связаны и имеют общее правительство.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Федеральный исполнительный орган осуществляет премьер-министр и правительство. Административный отдел - Бельгия делится на три региона: Брюссель, Фландрия и Валлония. Последние два региона разделены на пять провинций, состоящих из пяти северных голландских провинций Фландрии, пяти южно-франкоязычных провинций Валлонии и Брюссельского столичного региона Брюсселя. Каждая провинция, а также Брюссельская столичная область подразделяются на более мелкие муниципалитеты. Основные города и их население: Брюссель, Антверпен, Гент, Шарлеруа и Льеж.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.


Введение


1 Понятие городской агломерации


1.1 Иерархия городских систем


1.2 Пространственная структура городских агломераций

Хабитат - густонаселенная Бельгия расположена в самом сердце одного из самых индустриальных районов мира. Поступил в промышленной революции в начале девятого века, одной из первых стран в континентальной Европе, Бельгия разработала отличную транспортную инфраструктуру портов, каналов, железных и автомобильных дорог, чтобы интегрировать свою промышленность с ее соседей. Бельгию часто называют «Сердцем Европы». Это связано не только с его географическим положением, но и со многими европейскими и международными организациями, базирующимися в Брюсселе.


1.3 Пути формирования агломерации


1.4 Проблемы больших городов


2 Крупнейшие городские агломерации мира


2.1 Зарубежная Европа


2.2 Зарубежная Азия


2.3 США и Латинская Америка


Заключение


Список использованной литературы


Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Это, в свою очередь, связано с отличной транспортной системой. В стране есть современная и бесплатная дорожная система, связанная с европейской железнодорожной сетью, а Антверпен - второй по величине порт в Европе. Бедные по природным ресурсам Бельгия вынуждена импортировать значительные объемы сырья и экспортировать большие объемы готовой продукции, что делает экономику необычайно зависимой от мировых рынков. Основными импортными продуктами являются: продукты питания, машины и оборудование, необработанные алмазы, нефть и нефтепродукты, химические продукты.


Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.


Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Основными экспортными продуктами являются: автомобили, продукты питания, сталь, алмазы, текстиль, пластмассы. Важнейшими торговыми партнерами в Бельгии являются Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Италия, США и Испания. Население Плотность населения является самой высокой в ​​Европе, после Нидерландов и некоторых небольших стран, таких как Монако. В районах с высокой плотностью вокруг агломерации Брюссель-Антверпен-Гент-Лёвен, а также некоторых других важных городских центров, как Льеже, Шарлеруа, Кортрейк, Брюгге, Намюр и Хасселте.


Задачи данной работы состоят:


· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;


· в рассмотрении иерархии городских систем;


· в определении проблем городов.


Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.


1
.
Понятие городской агломерации


В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».


Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.


Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.


В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.


Существует и множество определений слову «агломерация».


По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .


Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.


Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.


Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.


Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).


1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.


Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город - агломерация - урбанизированная зона -урбанизированный район - мегалополис).


Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :


1.Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.


2.Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.


3.Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.


4.Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).


5.Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.


1.2 Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .


1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.


2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.


3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.


4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.


5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.


6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.


1.
3Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».
По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.


Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.


В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.


Развитие агломерации «от района»
. Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.


Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.


1.4 Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.


Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:


1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.


2. Происходит удорожание инженерного оборудования;


3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2
. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».


4. Удаление населения больших городов от природы.


5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.


Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.


2
.Крупнейшие городские агломерации мира

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах . В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 – в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).


Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году





































































































































Городская


агломерация


место млн. человек
1 2 3
Токио 1 25,0
Нью-Йорк 2 16,1
Мехико 3 15,1
Сан-Пауло 4 14,8
Шанхай 5 13,5
Бомбей (Мумбаи) 6 12,2
Лос-Анджелес 7 11,5
Пекин 8 10,9
Калькутта 9 10,7
Буэнос-Айрес 10 10,6
Сеул 11 10,6
Осака 12 10,5
Рио-де-Жанейро 13 9,5
Париж 14 9,3
Тяньцзин 15 9,3
Джакарта 16 9,3
Москва 17 9,0
Каир 18 8,6
1 2 3
Дели 19 8,2
Манила 20 8,0
Карачи 21 8,0
Лагос 22 7,7
Лондон 23 7,3
Чикаго 24 6,8
Стамбул 25 6,5
Лима 26 6,5
Эссен (Рур) 27 6,4
Тегеран 28 6,4
Бангкок 29 5,9
Дакка 30 5,9

2.1 Зарубежная Европа

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Росло и число больших городов; уже к началу XX века Зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира. Именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х годов здесь насчитывалось около 400 .


В Германии
большинство агломераций протягиваются цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь, состоящая из 2-х основных частей - Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и Бонн. Население этой агломерации составляет 10-11 млн. человек.


Выше по течению Рейна расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению находится Рейнско-Неккорская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен.


В Великобритании
среди агломераций ведущее место занимает Лондонская, население которой, в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн. человек. В окрестностях Лондона построены восемь городов-спутников. Далее идут Большой Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой Манчестер с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн. человек.



Во Франции
выделяют Парижскую агломерацию с населением 11,3 млн. человек. Эта столица является крупным промышленным центром, в котором широко представлены высокотехнологические наукоемкие отрасли, а также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.). Именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В окрестностях Парижа находится пять городов-спутников .


2.2 Зарубежная Азия

Крупнейшие города
Китая – Пекин и Шанхай.


Пекин – важнейший политический, административный, экономический и культурный центр страны. Он расположен в северной части Великой Китайской равнины. В 1950 году в городе было 3,9 млн. жителей в 1970г. – уже 8,1 млн., а в 2000г. Большой Пекин имел 10,8 (по другим данным 12,4) млн. жителей. Численность жителей в собственно Пекине, без пригородов, - около 8 млн. человек. Прогноз говорит о том, что к 2010г. население Большого Пекина может возрасти до 17,8 млн. человек .


Шанхай – крупнейший промышленный, торговый, транспортный, финансовый и культурный город Китая.


С экономическим ростом Шанхая росло и его население. В 1950г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3 млн. жителей, в 1970г. – 11,2 млн., в 2000г. – 14,2 млн.


По административной реформе 1994 года территория города была увеличена до 6,3 тыс. км2
за счет «прирезки» соседних сельских уездов.


В
Япониинаходится самый большой город мира. Токио – это главный политический, административно-управленческий центр страны. Это крупнейший сгусток самых разнообразных промышленных производств, один из самых больших в стране портовых комплексов.


Данные о населении Токио сильно расходятся. Это объясняется тем, что Токио существует в 3-х различных границах – собственно города, Большого Токио и Токийской агломерации.


Собственно город Токио занимает 577 км2
, что значительно меньше площади Москвы. На этой территории живут 8 млн. человек.


Большой Токио занимает территорию собственно города и Токийской префектуры, или Столичного округа. Его площадь составляет 2,1 тыс. км2
, а население в середине 90-х годов было 12 млн. человек. На территории Столичного округа, примыкающего к Токио с западной стороны, находится 26 небольших городов, население которых тесно связано со столицей маятниковыми миграциями.


Токийская агломерация, помимо Токио и Токийской префектуры, охватывает три соседних префектуры с 87 городами (Иокогама, Кавасаки, Тиба и др.). Называют ее обычно агломерацией Кейхин (кей – столица, хин – берег). Население Токийской агломерации в 2000 году по оценкам достигало 26,4 млн. человек.


Индия – страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Индия относится к среднеурбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан она уступает только Китаю.


Город Дели, расположенный на правом берегу р. Джамна, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII в. – Делийского султаната, с начала XVI в. - империи Великих Моголов, с 1911г. – Британской Индии, с 1950г. – Республики Индии. В 1911г. население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1991г. – почти 8,4 млн., а в 2001г. – 11,3 млн. человек.


Дели является одним из крупнейших в Индии политико-административных, промышленных центров, транспортно-торговых узлов, средоточием науки, культуры, образования, искусства.


Город Мумбаи (новое название Бомбея) – самый большой по населению в Индии и третий по этому показателю во всем мире. В пределах агломерации его население достигает 18 млн. человек. Мумбаи также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены отрасли как тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и главный морской порт в Индии, через который проходит до 60% ее внешнеторговых грузов. Мумбаи – один из важнейших в Индии научных и культурных центров. Это также главный центр кинопромышленности, который иногда называют индийским Голливудом.


Рост агломерации продолжается . Некоторые исследователи считают даже, что в не столь уж отдаленном будущем она может превратиться в еще более крупный мегалополис.


Колката (новое название Калькутты) расположена в дельте Ганга, на правом берегу ее западного рукава – Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Колката была основана в 1690 году агентом британской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна из которых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в 1773-1911 гг., когда Колката была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. Тем не менее, Колката и в наши дни остается вторым после Мумбаи промышленным и портовым городом Индии и культурным центром. При численности населения 12,7 млн. человек она замыкает десятку крупнейших городов мира.


2.3 США и Латинская Америка

США. Нью-Йоркская агломерация занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. По стоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Нью-Йорк не только экономическая столица, занимающая первое место по развитию промышленности и транспорта, но и финансовая столица США, важнейший центр непроизводственной деятельности, управления, информации, культуры.


Границы Нью-Йорка определяются пятью структурными элементами города. Под историческим ядром города обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой остров Манхаттан. Вместе с четырьмя соседями графствами он образует собственно город Нью-Йорк в муниципальных границах, или так называемый Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого больше чем в девять, а население – более чем в два раза превышают площадь и население Нью-Йорк Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированные ареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когда говорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированные территории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенные уже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касается Нью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своего рода «сверхагломерации», употребляется реже.


Численность жителей в агломерации Большого Нью-Йорка в 1950 году составила 12,3 млн., в 1960г. – 14,2 млн., но, начиная с 1970 годов, она остается на одном и том же уровне – от 16 млн. 16,5 млн. человек. В 2000 году эта агломерация по размерам занимала пятое место в мире .


Лос-Анджелес, основанный испанскими миссионерами в 1781г., обязан своим ростом сначала сельскому хозяйству, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время – комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет, космических кораблей, а также приборов и электроники для них. Как промышленный центр он уступает только Нью-Йорку.


Лос-Анджелес – Один из самых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на 100-200 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. В агломерации Лос-Анджелеса входит более 220 населенных пунктов, и ѕ ее населения живет в пригородах.


Латинская Америка – один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Среди самых крупных агломераций по размерам и значению выделяют четыре крупнейших, относящиеся к категории сверхгородов – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.


Мексика. Мехико – самая древняя из столиц западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Картесом испанцы построили на ее месте новый город – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 году – независимой Мексики. В 1900 году население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940г. – 1,6 млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5% в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехико производится более ј ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14% экономически активного населения страны. Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300-400 человек.


Основа агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 году Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2
.


Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов, прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов.


Бразилия. Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи и Мехико.


Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 года, в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 году. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х годах XIX века его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 году оно возросло до 240 тыс., а в 1920г. – до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов. Во второй половине XX века Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 ее промышленного производства, и, более того, - в крупнейший промышленный центр Латинской Америки. Население Сан-Паулу росло быстро: в 1950г. оно составляло 3,7 млн. человек, в 1970г. – 5,9 млн., а в 1980г. – 8,4 млн., в 1995г. – 9,6 млн. человек.


В агломерации Большого Сан-Паулу обычно выделяют три социально-географические зоны. Во-первых, это центральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки и т.д. Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.)


С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу и др.


Согласно прогнозу, в 2010г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн. человек .


Агломерация Рио-де-Жанейро в мире занимает 21-е место, но в Латинской Америке она на четвертом месте. Население ее в 1990г. составляло 9,5 млн. человек.


Этот город был основан португальцами в 1565г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. К началу XX века Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.


Рио-де-Жанейро – один из самых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная его часть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Здесь находятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами и широкими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая одним концом упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимается более высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромной беломраморной фигурой Христа.


Аргентина. Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 11-е место в мире и третье в Латинской Америке.


Буэнос-Айрес основан в 1536г. на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. В 1880г. Буэнос-Айрес стал официальной столицей Аргентинской Республики. С этого времени начинается его быстрый рост. В 1914г. его население превысило 1,5 млн., в 1920г. – 2,3 млн. человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.


Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2
, состоит из двух частей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов. Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Здесь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Часть пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталы нищеты.


Согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010г. она составит 12,1 млн. человек .


Заключение


Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день.


Практически всем агломерациям свойственна структура, включающая в себя несколько элементов: историческое ядро, центральную зону, внешнюю зону города, Большой город, пригородную зону и внешнюю зону Столичного региона.


Городские агломерации имеют как свои достоинства, так и недостатки. Среди последних наиболее выделяются загруженность дорог многочисленным транспортом, и как следствие этого, ухудшение экологического состояния атмосферы. Одним из главных достоинств агломераций является их многофункциональность.


Список использованной литературы

1. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины/Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 448 с.


2. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.


3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1998. – Ч. II. – 496 c.


4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с.


5. Мировая урбанизация: географические проблемы/Под ред. Ю.Л. Пивоварова, О.В. Грицай. – М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1989. – 118 с.


6. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). – М.: Высшая школа, 1991. – 326 с.


7. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации. – М.: Международные отношения, 1999. – 382 с.


8. Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. – М.: Институт географии АН СССР, 1988. – 76 с.

Вверх