Успенский Княгинин монастырь (Владимир). Владимир

Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной, женой великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича), больше известного как Всеволод Большое Гнездо. Она была дочерью чешского короля Шварна.

В это же время строится Успенский храм, недошедший до наших дней. На его месте в XV-XVI в. было возведено новое здание собора на старом фундаменте с сохранением части древних стен, но по образцу московского зодчества XVI века.

Монастырь был местом погребения владимирских княгинь и княжон: кроме Марии (в монашестве Марфы), здесь похоронены и ее потомки - жена и дочь Александра Невского. Александр Невский был внуком княгини.

В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. В 1411 г. во время очередного нашествия на Владимир татар обитель была разорена. Возрождение начинается лишь в XVI веке. Среди «спонсоров» монастыря упоминаются Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Ивана (сына Ивана Грозного, которого убил Грозный царь) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала дочь царя Бориса Годунова Ксения. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.

В XVIII веке в связи с реформами Петра I, затем Екатерины II монастырь переживает упадок. В конце XIX века снова начинается развитие монастыря, здесь была открыта больница для малоимущих и школа рукоделия для девочек из бедных семей. В 1923 году монастырь был ликвидирован советской властью, монахини изгнаны, уничтожено монастырское кладбище, а сам монастырь переименован в поселок имени Воровского.

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как женская обитель. В Успенском соборе, чудесно расписанном в 1647-1648гг. артелью знаменитых мастеров во главе с Марком Матвеевым, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Успенский Княгинин монастырь был основан Великой княгиней Марией в 1199 году. Мария была первой женой Великого князя Всеволода Большое Гнездо (князь получил такое прозвище за редкую плодовитость, он оставил после себя огромное количество детей). Мария родила Всеволоду Юрьевичу восьмерых сыновей и пятерых дочерей. Княгиня приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу и постриглась в монахини, получив имя Марфа. Ее волей был основан Успенский женский монастырь.

Создание монастыря началось со строительства Успенского собора – главного храма Княгининого монастыря. Храм внутри богато расписан от купола до пола. Фрески изображают картину Страшного Суда. Иконостас содержит икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, все они были получены монастырем в дар от патриарха Иосифа.

Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что, во-первых, он был основан великой Владимирской княгиней, во-вторых, по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер), в-третьих, монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некрополь главного собора Успенского монастыря хранит останки княгини Марфы (основательницы), ее родной сестры, дочери Александра Невского Евдокии, его двух супруг, супруги великого путешественника и первооткрывателя М.П. Лазарева и многих других женщин.

Успенский женский монастырь всегда был тесно связан со всеми значимыми для России событиями. Своими благими делами монахини прославили свою обитель на всю святую Русь. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских монастырей России. Тем не менее это не спасло его от разорения. В 1411 году войска татарского царевича Талыча ворвались в монастырь, разрушили постройки и разграбили храмы. Больше полувека обитель оставалась разоренной. В начале шестнадцатого века под руководством самого великого князя Василия Третьего началось восстановление монастыря. Впоследствии русские цари (Иван Грозный, Михаил Федорович и его сын Алексей) бережно хранили покой обители, заботились о монахинях и о благосостоянии храмов и построек.

Положение Успенского женского монастыря сильно ухудшилось с выходом в свет реформ Петра Первого. На протяжении почти ста лет монахини испытывали нужду. Только в конце девятнадцатого века обитель начала возвращаться к полноценной жизни. Монахини открыли на территории монастыря лечебницу для нищих, школу для девочек, где детей обучали шитью, вязанию, вышивке и многому другому.

С приходом к власти коммунистов Успенский монастырь был закрыт. Монахинь выселили, а их кельи были переданы в распоряжение администрации. На территории монастыря поселились партийные работники, храмы и соборы были закрыты, а Успенский Княгинин монастырь с 1923 года переименован в поселок Воровского. Только в 1992 году монастырь вновь был возрожден. К огромному удивлению монахинь в главном соборе сохранилась великая православная святыня – икона Боголюбивой Божьей Матери. Эта икона была написана по приказу Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Сохранились так же и нетленные мощи мученика Авраамия Болгарского.

Спустя 800 лет - наше время

В 1992 году по благословению правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии архиепископа Евлогия был открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь и началось возрождение монашеской жизни.

Сохранилось предание, что святитель Афанасий, nредвидя возрождение монастыря, говорил: «Сначала придет в монастырь Матерь Божия, затем мученик Авраамий, и после этого откроется монастырь».

В 1992 году, в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы. Еженедельно перед образом Царицы Небесной совершались молебны.

В декабре 1992 года приехали из Успенского монастыря города Александрова первые насельницы: будущая настоятельница - монахиня Антония (Шаховцева) с послушницей. На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.

После десятилетий запустения порог храма переступили настоятельница монастыря и первые сестры, под сводами монастырского Успенского собора опять зазвучали слова церковных молитв, пение монашеского хора. Во вновь открытый монастырь под благодатный покров Царицы Небесной потянулись жаждущие спасения души.

Первые монастырские богослужения совершал священник Иаков Яковлев (ныне архимандрит Иннокентий, настоятель Александровского монастыря в Суздале). Батюшка самоотверженно помогал молодому и малочисленному тогда еще сестричеству. Его тонкий художественный вкус очень пригодился при реставрации Успенского собора, им был создан проект иконостаса главного храма.

23 мая 1993 года, в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.

14 апреля 1995 года, в день памяти святого мученика Авраамия, настоятельница монастыря монахиня Антония была возведена в сан игумений.

Матушка Антония (в миру Антонина Матвеевна Шаховцева) родилась в 1951 году в городе Ефремове Тульской области, в православной семь В январе 1986 года по благословению духовного наставника и по своему искреннему желанию поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь, 30 августа 1988 года митрополитом Рижским и всея Латвии Леонидом была пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобного Антония Великого. Восприемницей в постриге была игумения Магдалина (Жегалова), ныне почившая. В январе 1992 года, по ходатайству настоятельницы Успенского женского монастыря в Александрове монахиня Антония была переведена ей в помощь по восстановлению Александровской Успенской обители, откуда и прибыла во Владимир для создания новой монашеской общины.

Княгинин монастырь постепенно возрождался к новой жизни. Первые насельницы становились послушницами, инокинями, навыкали послушанию, молитве, обучались монашескому жительству. Отрадно было совершение первого, после 73-летнего перерыва, мантийного монашеского пострига. Вновь под сводами собора зазвучали столь любимое всеми монашествующими песнопение «Объятия Отча…» и слова монашеских обетов из уст воспитанной в монастыре инокини.

Жизнь в обители идет своим чередом. Пусть подчас тяжелы уроки в школе спасения, но есть и отрадные минуты совместного труда, молитвы, праздников. Несомненны помощь Божия и Покров Царицы Небесной, молитвенная помощь Небесных покровителей обители и ее почивших сестер.

Главное место в иноческой жизни занимает, конечно, храм. Богослужения совершаются по полному церковному кругу. Перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и мощами мученика Авраамия читаются акафисты. Совершается чтение Неусыпаемой псалтири.

Сестры с любовью и тщанием украшают храм, особенно в Богородичные праздники. Облачения для святого престола и жертвенника, для священнослужителей и для других нужд храма шьют сами сестры. Возрождается искусство церковной вышивки, которой так славилась обитель до революции. Сестры вышивают покровцы, иконы, детали к Плащаницам Спасителя и Божией Матери.

В 2007 году в монастыре открылась иконописная мастерская.

Неленостно трудятся сестры над реставрацией храмов и других зданий на территории монастыря.

Пастырское послушание в обители несут три священника. Старейший из них - митрофорный протоиерей Владимир Ведерников, настоятель Успенского собора и всех храмов обители. На протяжении многих лет он несет послушание епархиального духовника, является в ней старейшим клириком: в 2007 году исполнилось 50 лет его пастырского служения и 75 лет со дня рождения. В служении он является образцом благоговейного, трепетного, молитвенного предстояния пред престолом Божиим.

Духовником монастыря является священник Валерий Дубовик. Его священническая хиротония была совершена в Успенском соборе, в мае 1997 года, в день памяти мученика Авраамия - Небесного покровителя обители. С 2002 года по благословению владыки Евлогия он является и заведующим Епархиальной регентской школы при монастыре.

Многие годы служит в монастырских храмах и священник Михаил Морычев, с 2003 года он заведует детским приютом, устроенном при монастыре.

В 2007 году исполнилось десять лет Владимирской епархиальной регентской школе при Княгинином монастыре. За эти годы школа выпустила более семидесяти регентов и псаломщиц. Многие из выпускниц несут послушания на приходах Владимирской и других епархий Русской Православной Церкви. Восемь из них остались в монастыре. Сейчас в школе обучается около сорока учениц. Они не только изучают богословские и музыкальные дисциплины, но и поют на клиросе за монастырскими богослужениями, несут трудовые послушания в монастыре.

В июне 2000 года обитель торжественно праздновала свое 800-летие. Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Гостями праздника были архиепископ Ярославский Михей и викарный епископ Тульской епархии Кирилл, наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов).

К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

В 2003 году праздновалось десятилетие возобновления монашеской жизни в стенах Успенского Княгинина монастыря. За праздничной Литургией правящим архиереем владыкой Евлогием матушка игумения Антония была награждена наперсным крестом с украшениями.

После Литургии владыка Евлогий возглавил торжества, на которых присутствовали глава Администрации области, мэр г. Владимира, попечители и гости обители. С докладами по истории Княгинина монастыря выступили директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова и настоятельница обители игумения Антония. Праздничные духовные песнопения исполнили учащиеся Регентской школы и девочки из монастырского приюта.

В 2006 году в обители праздновалось 800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны. В Епархиальной библиотеке состоялись Чтения, посвященные истории Свято-Успенского Княгинина монастыря и Владимирской земли. Игумения Антония рассказала о житии основательницы монастыря великой княгини Марии. Сестры обители с ученицами регентской школы и детьми монастырского приюта представили литературно-музыкальную композицию.

В заключение со словами поздравления и назидания к присутствовавшим обратился владыка Евлогий.

3 ноября 2007 года в нашей обители состоялось освящение второго храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.

С самого начала монастырь был задуман как родовая усыпальница княгинь владимирского дома. В XIII в. здесь были погребены Мария Шварновна, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие. Из более поздних захоронений можно выделить погребения дочери и матери владимирского губернатора П.Г. Лазарева - отца выдающегося мореплавателя М.П. Лазарева.

В центре монастырского ансамбля расположен Успенский собор. Он был заложен в 1200 г. князем Всеволодом Юрьевичем, а в 1202 г. освящен. Этот храм, к сожалению, не сохранился. В нач. XVI в. собор был выстроен заново на старом фундаменте с сохранением древних стен на высоту до трех метров. В настоящее время эти стены скрыты под кирпичной кладкой начала XVI века.

Успенский собор - одноглавый крестово-купольный храм, выстроенный в формах московского зодчества XV в. Его основной кубический четверик, четко расчлененный по фасадам плоскими лопатками на прясла, завершается тремя ярусами килевидных закомар-кокошников, несущих барабан главы. Освещается храм узкими щелевидными окнами. Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично. Основным средством архитектурной выразительности является величавый пропорциональный строй сооружения. В 1647-1648 гг, московскими мастерами под руководством известного живописца Марка Матвеева храм внутри расписан фресками. На юго-западном столпе представлены изображения владимиро-суздальских князей - Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича, Юрия и Константина Всеволодовичей и других.

Снаружи к основному объему собора сегодня примыкает несколько более поздних построек. Это Христорождественский придел 1665 года на севере и Благовещенский придел 1749 года на юге. В 1823 году с запада к собору была пристроена паперть.

Внешнее декоративное убранство храма весьма лаконично, но внутреннее поражает грандиозным и единым по замыслу ансамблем фресковых росписей. Они выполнены московскими мастерами по заказу патриарха Иосифа в 1647-1648 годах под руководством известного русского живописца Марка Матвеева.

Как гигантский разноцветный ковер, фрески покрывают своды, стены и столпы собора. Яркая, живая, многофигурная живопись создает ощущение праздничности.

Реставраторами в XX веке (1924 и 1961 годы) храму, в основном, был возвращен подлинный вид, особенно его верхней части. Кокошники, долгие годы скрытые поздней кровлей, восстановлены в процессе реставрационных работ, проведенных под руководством архитекторов-реставраторов А.В. и И.А. Столетовых.

Храм был закрыт в 1923 году и использовался как зерносклад. В мае 1945 года в соборе разместилась Владимирская специальная производственная мастерская. А с 1958 года памятник был включен в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1985 года здесь находился «Музей истории православия и атеизма», в 1990 году переименованный в музей «Православие и русская культура». В марте 1993 года собор возвращен возродившейся общине женского монастыря и является действующим храмом.

Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.

К западу от Успенского собора расположена Казанская церковь. Она возведена в 1789 г. с использованием фундамента и стен стоявшего на этом месте храма Иоанна Златоуста сер. XVII в. По периметру монастырской территории располагаются кельи, построенные во 2-й половине XIX в.

Успенский собор Успенского Княгинина монастыря во Владимире.


Святыни обители:

Боголюбская икона Божией Матери.

На северной паперти Успенского собора, где сейчас расположен Благовещенский придел, была погребена основательница монастыря великая княгиня Мария Шварновна , в схиме Марфа. У ее гробницы по воскресным дням читается молитва, поются тропарь, кондак и величание. Многие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.

Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых - 23 июня / 6 июля. В обители еще отмечается день ее кончины 19 марта /1 апреля. Служится лития, поются тропарь, кондак.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона.

По благословению архиепископа Евлогия и ходатайству игумений Антонии в 1999 году на Святой Горе Афон, в скиту праведной Анны, была написана икона великомученика и целителя Пантелеймона. Усердием настоятеля Афонского подворья в Москве игумена Никона (Смирнова) икона была доставлена во Владимир. Здесь, у стен Княгининой обители, ее встречали крестным ходом.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона в житии. Конец XX века. Находится в Успенском соборе обители.

Осенью того же года по благословению владыки Евлогия икона великомученика Пантелеймона крестным ходом была пронесена по всей епархии. И сразу же от нее стали проистекать чудеса - исцеления, мироточение, утешение скорбящих и облегчение житейских тягот. По возвращении в монастырь икона была украшена житийными клеймами, в нее был вставлен серебряный мощевик с частицей мощей святого Пантелеймона и устроен резной деревянный киот.

В 2005 году по благословению владыки Евлогия икона вновь была пронесена крестным ходом по епархии. И от нее вновь проистекали исцеления, утешения и благодатная помощь. Икона снова замироточила, и мироточение продолжается до сего времени.

Заключительное слово.

Десятого апреля 1993 года, на Лазареву субботу Высокопреосвященнейшим архиепископом Евлогием было совершено освящение Успенского собора Княгинина монастыря. С тех пор прошло 14 лет, за эти годы внешний облик и внутренняя жизнь монастыря очень изменились. Отстроено четыре сестринских корпуса, детский приют и регентская школа, отреставрирован монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 2008 году мы будем праздновать 15-летие возобновления монашеской жизни в обители. Сейчас в монастыре живут и трудятся 29 насельниц: 11 монахинь, 11 инокинь, 4 послушницы и 3 трудницы, которые проходят искус для поступления в обитель. Самой старшей почившей о Господе в 2007 году - монахине Христине было 97 лет, младшей сестре - 22 года. Монашеская жизнь обители протекает по уставу, утвержденному правящим архиепископом Евлогием. С молитвой тесно соединяются трудовые послушания.

За последние годы мы праздновали три важных даты, связанные со славной историей обители. В 2000 году -800-летие открытия монастыря, в 2003 году - 10-летний юбилей вновь открытой обители, в 2006 году - 800-летие со дня кончины его основательницы - великой княгини Марии Шварновны.

В 2007 году во Владимирской епархии проходили торжества, связанные с 850-летием написания Боголюбской иконы Божией Матери. Для сестер особенно дорог этот день, так как открытие монастыря началось с того дня, как величайшая святыня Русской земли Боголюбская икона Божией Матери была перенесена в эти стены.

Мы благодарны всем, кто помог нам в трудные годы становления монастыря, и будем рады принять всех желающих посетить нашу святую обитель.

С использованием материалов из книги «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире».

С 1200 г. в списке монастырей Владимирского края значится Успенский Княгинин монастырь. Монастырь основала в 1200 г. первая супруга великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича) - великая княгиня Мария Шварновна. В 2000 г. праздновалось 800 лет со дня основания этой, одной из самых известных русских обителей. Устроительница Княгинина монастыря (в иночестве - схимонахиня Марфа) явила собой образ русской святости. В лике святых прославились и ее потомки - сыновья Георгий, Ярослав (в святом крещении - Феодор), Святослав и Константин Всеволодичи, внуки Александр Невский и Феодор (сыновья от Ярослава), Василько (от Константина), сыновья Георгия, правнук по линии Александра Невского - Даниил Московский и другие. Сама Великая княгиня Мария также прославлена в соборе святых в земле Владимирской просиявших. В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. Наименование монастыря связано как с фактом его основания великой княгиней Марией Шварновной, так и с традицией погребения в стенах главного собора обители, посвященного празднику Успения Божией Матери великих княгинь и их дочерей. Здесь находятся захоронения самой основательницы, ее сестры Анны, дочери великого князя Александра Невского Евдокии и его жен Вассы и Александры, супруги Ярослава Всеволодича Елены. В более позднее время здесь упокоилась сестра первооткрывателя Антарктиды, адмирала М.П. Лазарева - В.П. Лазарева. Как видим, история монастыря тесно связана и с важнейшими событиями русской истории, и столичным статусом г. Владимира в древности.

В 1411 г. во время нашествия на Владимир татар под предводительством церевича Талыча обитель была разорена. Возрождение монастыря начинается лишь в XVI веке. Среди вкладчиков монастыря упоминаются великий князь Василий Иоаннович, цари: Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Иоанна (сына Иоанна Грозного) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала также дочь царя Бориса Годунова Ксения, впоследствии принявшая иночество с именем Ольги. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода. С начала XVIII века в результате реформ Петра I и в дальнейшем Екатерины II монастырь переживает период некоторого упадка. Новый этап возрождения обитель испытывает в ХIХ - нач. XX веков. На этом этапе для монастыря характерной чертой становятся дела благотворительности и милосердия. В 1876 г. в ней создали больницу для малоимущих. В 1889 г. здесь открылась церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. В 1900 г. монастырь торжественно отметил 700-летие своего исторического бытия.

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13



Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон.замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич "Большое гнездо", княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале ХVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь "град пожгоша". Огонь бушевал с такой силой, что от него "колокола разлияшася". Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван "новым". Именовали его тогда ещё и "новодевичьим", а это доказывает, что на рубеже ХV-ХVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В ХVI-ХVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине ХVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение "Княгинин" он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в ХIХ веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал "со товарищи" - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

В середине ХVIII столетия Княгинин монастырь не испытывал недостатка в средствах: неплохой доход ему давали монастырские земли, коих, согласно сохранившимся документам, у него хватало уже и веком раньше. Имелись территории и в самом городе, они сдавались в аренду местным жителям. После секуляризационной реформы 1764 года Княгинин монастырь причислили ко второму классу - не самый плохой вариант по тем временам. О внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится. Свидетельством тому - строительные работы конца ХVIII - начала ХIХ вв. Известно, что в 1781 году Успенский собор был реконструирован - на наполовину срубленную древнюю главу поставили узкий восьмигранный барабан, увенчав его новой главой - луковичной. Причины, подвигшие тогдашнее монастырское начальство на эту переделку, в мгновение ока разрушившую "золотое сечение" храма и, вообще говоря, изуродовавшую его, нам не ясны, но она состоялась - а значит, и деньги на неё сыскались. Тогда же, видимо, новая четырёхскатная крыша скрыла чудесные ярусы кокошников, обрамлявшие барабан. Чуть позже, в начале 1790-х годов, разобрали - ввиду намеченного строительства новой колокольни - старую "патриаршью" колокольню, примыкавшую к юго-западному углу собора; в 1820-х годах нижний её ярус вошёл в состав паперти, пристроенной к храму с запада. В середине 1850-х годов монастырь пострадал от большого пожара - и едва ли наибольшие беды тогда достались на долю Успенского собора. Во всяком случае, в 1867-1869 годах древние фрески были записаны - "с сохранением типа древних фресок". "Древние фрески" по окончании этой процедуры просто исчезли. Между тем новый ХХ век монастырь встретил в цветущем состоянии - в 1900 году, в ознаименование 700 летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени "Княгинин"; в нём подвизались около тридцати монахинь и до сотни послушниц; обитель славилась своими рукодельницами; с 1889 года в ней действовала церковноприходская школа для девочек со специализацией всё по тому же рукоделию; имелись больница и аптека...

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднён. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жильё. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной - с одной стороны, в 1924-1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все "новшества", а с другой - уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены. Уже в 1945-1946 годах начались серьёзные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжались они в 1966-1983 годах - в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нём началось возрождение монашеской жизни.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №180, 2016 г.

Вверх