Атомный крейсер «Адмирал Нахимов»:взгляд в будущее. Убийца авианосцев «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблем ВМФ РФ

1 Марта, 2017 22:26

Модернизация крейсера проекта «Орлан»

В этом году на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов» проекта 11442М «Орлан» , который проходит ремонт и модернизацию на Севмаше, будет открыт новый фронт работ – начнется поставка крупногабаритного оборудования.

Кроме того, в 2017 году на крейсере приступят к монтажу систем и трубопроводов . Сейчас корабелы Севмаша заняты установкой корпусного насыщения, ведется подготовка к электромонтажным работам. При ремонте корабля применяется инновационная методика работы, связанная с 3D-моделированием. Объединение многочисленного оснащения корабля в одном пространстве в реальных условиях и проверка их взаимного расположения в модели помогает делать работу более эффективной.

Как отмечает ответственный сдатчик Владимир Павлов, опытные работы, которые были проведены трубозаготовительным цехом в некоторых помещениях корабля, показали хорошие результаты. При новой системе должно значительно сократиться время изготовления изделий.

Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны России заказало ремонт и обновление ракетного крейсера. Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ только флагман Северного флота «Петр Великий». Два «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» на Северном.

Вашему вниманию видео (с 5 мин 35 сек ) грандиозной стройки нового флагмана российского флота – атомного крейсера «Адмирал Нахимов» , бывшего «Калинина». После окончания ремонта это будет самый современный и мощный боевой корабль, оснащённый уникальной радиоэлектроникой и новейшим вооружением.

Главной целью модернизации является придание боевой единице Северного флота требуемой современным реалиям боевой эффективности. Для этого нужна не только полная замена устаревшего оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте стоит замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45).

Завершено строительство серии подлодок для ЧФ ВМФ России >>

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы 2-ух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр». Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше. По некоторым данным, на крейсер проекта 11442М могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения. Такое большое количество ракет в арсенале «Адмирала Нахимова» диктуется способом их применения – «волчья стая». Отразить такую групповую атаку практически невозможно.


Крейсер «Адмирал Нахимов» предположительно будет вооружен для борьбы с подводными лодками комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние новости о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

Крейсер «Адмирал Нахимов», 1994 г.

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов . По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон» . Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.


Крейсер «Калинин» (будущий «Адмирал Нахимов»), 1991 г.

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет . Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.


Крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш», 2015 г.

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов . В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК» . Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.


Крейсер «Пётр Великий».

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю . Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

Тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Адмирал Нахимов» сегодня стоит на стапеле предприятия «Севмаш». Корабль проходит глубокую модернизацию, которая завершится до 2020 года. Как рассказали сайту телеканала «Звезда» военные эксперты, обновленный крейсер станет самым мощным кораблем российского Военно-Морского Флота.

Ремонт и глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 11442М будут завершены до 2020 года. Как сообщил сайту телеканала «Звезда» гендиректор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко, в 2016 году на корабле завершили дефектацию корпуса, которая не выявила больших проблем.

«По корпусной части наступило пиковое время: идет формирование внутренних и наружных конструкций, установка корпусного насыщения, предусмотренного проектной документацией - АО «Северное ПКБ». Заключаем договоры на поставку оборудования и готовим корабль под его погрузку», - рассказал Будниченко.

Суперкомпьютер для крейсера

Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.

Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.

Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.

Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.

В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).

«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», - рассказал Сочеванов.

По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.

«Адмирал Нахимов» станет мощнее и универсальнее

Представитель Минобороны Игорь Дыгало также сообщил, что новая электронная начинка корабля это далеко не все, чем будет оснащен крейсер.

«Планом модернизации также предусмотрена замена комплексов ракетного и артиллерийского вооружения ТАРКР «Адмирал Нахимов», – сообщил Дыгало.

В частности, он пояснил, что на корабль будут установлены гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», предназначенные для борьбы с кораблями противника.

Основная их особенность – это гиперзвуковая скорость, которая может достигать 5-6 Махов. Системы ПВО противника могут просто не успеть среагировать на такую ракету, отмечают военные эксперты.

«За счет скорости осуществляется обход ПВО противника, и он не успевает принять решение о защитных действиях. «Циркон» - это следующий этап развития вооружений», - отметил Сочеванов.

Что касается остальных тактико-технические характеристик ракеты, то они засекречены. Известно только, что госиспытания ракеты должны завершиться в 2017 году.

«Пусковые установки ракет к моменту сдачи «Адмирала Нахимова» должны быть полностью запроектированы», - добавил Сочеванов.

В свою очередь заместитель директора Центр анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил, что специализацию крейсера в результате модернизации значительно расширят.

«Крейсеры проекта 1144 называют убийцами авианосцев. В военно-политических условиях холодной войны, когда строились эти корабли, такая узкая специализация была оправдана. Многие компоненты ВМФ были заточены под охоту за авианосцами, но в современных условиях это было бы не очень рационально», - прокомментировал Макиенко.

Эксперт уверен, что в результате модернизации произойдет оснащение крейсера не только ракетами «Циркон», но и крылатыми ракетами «Калибр», получившими известность после Сирии. То есть корабль приобретет многофункциональность.

«Поскольку платформа сама по себе очень хорошая, ей надо придавать возможности многоцелевого использования, то есть не только по кораблям, но и по наземным целям. Это будет корабль совершенно другого качества», - подчеркнул эксперт.

В целом можно отметить тенденцию перехода кораблей на многофункциональность. И если лет 10 назад это не всегда было возможно с технологической точки зрения, то сейчас у Минобороны появились и ресурсы, и возможности. А у таких больших кораблей, как 1144, есть все предпосылки для того, чтобы сделать их многофункциональными.

В то же время эксперты отмечают, что по трудоемкости модернизация крейсера «Адмирала Нахимова» будет сопоставима с проектом перестройки «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для Индии.

Сегодня, по словам гендиректора Севмаша Будниченко, на объекте идет активная работа, и для этого созданы комфортные условия.

«Работы распределены по строительным районам. В основном привлечены коллективы сборочно-стапельного производства, а также других подразделений Севмаша», - рассказал он.

Эксперты отмечают, что после модернизации корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его противокорабельные возможности сильно возрастут.

«Можно с уверенностью сказать, что после модернизации "Адмирал Нахимов" станет не одним из самых мощных кораблей, а просто самым мощным кораблем. И не Северного флота, а всего Военно-Морского Флота России», - считает Макиенко.



Оцените новость

Новости партнеров:

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" на ремонте / Фото: kuleshovoleg.livejournal.com / Олег Кулешов

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" войдет в боевой состав ВМФ после модернизации в 2020 году, сообщил главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Королёв.

"Процесс перевооружения ВМФ осуществляется логично и планово. Это касается и носителей, и систем вооружения, а также модернизации атомных подводных лодок проектов 949 и 971 и модернизации надводных кораблей. В частности, атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов", который мы получим в свой состав обновленным в 2020 году", — сказал В. Королёв в интервью газете "Красная звезда", опубликованном в пятницу.

Он отметил, что "в целях выполнения предприятиями гособоронзаказа в срок налажены контроль и взаимодействие с теми, кто строит для нас корабли и оснащает их оружием", сообщает РИА Новости.

Техническая справка

(ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду.
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй.
  • До 1992 года имел название «Калинин».
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.() Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один - флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» - на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.


Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.

В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.

Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации – перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

пр.1144 пр.11442
Экипаж, чел
759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
Длина, м
250.1 250.1
Ширина, м
28.5 28.5
Осадка, м
7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
Водоизмещение стандартное, т
25860 24300
Скорость полного хода, узлов
31 31
Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
17
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
1000
Автономность, суток
60 60


Подпишитесь на нас

Адмирал Нахимов атомный крейсер модернизация 2017 года – последние новости о том, что уже сделано и будет сделано на знаменитом корабле ВМФ России, а также когда он наконец-то пойдет в поход. Имя Нахимова какое-то неудачное – в 1986 году под этим названием затонул пароход, в катастрофе которого погибло более 400 человек, а ракетный крейсер, который называли «убийцей американских авианосцев» не прослужил и 10 лет. Спущенный в 1986 году на воду атомный крейсер «Адмирал Нахимов» уже в 1997 году встал на модернизацию, в состоянии которой находится по сей день. В течение 20 лет корабль находится в доке Северодвинска на предприятии «Севмаш», еще 2 года назад шел процесс демонтажа старого оборудования.

Необходимо отметить, что при СССР крейсер был построен всего за 3 года. До 2013 на корабле работы почти не велись, потом шел демонтаж, и вот в последний год активно осуществляются корпусные работы, сварка палубы и фундаментов. Также был загрунтован корпус крейсера, параллельна шла внутренняя перепланировка корабля.

Почему так долго идет модернизация «Адмирала Нахимова»? Все дело в отсутствии надлежащего финансирования, кроме того, существенно не хватает квалифицированных кадров. Советские специалисты уже ушли на пенсию, а среди молодых не так-то просто отыскать даже толкового сварщика.

Что будет установлено на крейсер?

Силовая установка на атомном крейсере «Адмирал Нахимов» модернизирована не будет, ее только заправят свежим ядерным топливом, которое позволит кораблю плавать без дозаправок на протяжении нескольких лет.

В остальном – будет произведена замена вооружения, навигационных систем, связи, электроники, аварийных, погрузочных и вспомогательных средств.

Список работ по модернизации, системы и стоимость указаны в таблице.

Общая стоимость модернизации «Адмирала Нахимова» составит около 10 миллиардов рублей.

Система

Описание

Стоимость в рублях

Система управления техническими средствами крейсера

500 миллионов

РЭСУ 5П-10 «Пума»

Система управления артиллерией

40 миллионов

УКСУР ЗР-14Н-11442М

Система управления стрельбой

120 миллионов

Общая система управления

450 миллионов

Погрузочная система

88 миллионов

МРЭК 5П-20К

Радиоэлектронный комплекс обнаружения целей

60 миллионов рублей

Комплекс обработки радиоэлектронной информации

71 миллион

МР-650 «Подберезовик»

Корабельная радиоэлектронная станция образца 1982 года

144 миллиона

НРЛС МР-232−3 и МР-231

Системы навигации

30 миллионов

Аварийная система

4 миллиона

Минотавр ИСПН-М.1

Буксируемая гидроакустическая система

Система против диверсий

15 миллионов

ПОА-РГ АРГА-М

10 миллионов

Вооружение

Пусковая установка для ракет «Калибр», «Оникс», «Брамос», «Циркон».

1,2 миллиарда

Автоматическая система управления противовоздушной обороны

80 миллионов

ЗМ-48 «Форт-М»

Зенитно-ракетный комплекс С-300 образца 1984 года с дальностью поражения 150 км

Зенитно-ракетный комплекс образца 1970-х годов

280 миллионов

Зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М» образца 1994 года малой дальности.

80 миллионов

Управляющий модуль

75,2 миллиона

МТПК Пакет

Противолодочный комплекс для отражения торпедных атак и подавления подлодок.

203 миллиона рублей

Это далеко не полный список модернизации ядерного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», дополнительное оборудование насчитывает тысячи позиций.

Учитывая, что большая часть модернизированного вооружения разработано еще в СССР (хотя и доработано в наши дни), некоторые эксперты придерживаются мнения, что после спуска на воду обновленного «Нахимова», его сразу же впору снова модернизировать.

Когда будет закончена модернизация?

По предварительным данным модернизация «Адмирала Нахимова» будет закончена к 2020 году. Однако, по другой информации крейсер выпустят в плаванье уже в 2018 году, когда в док уйдет на ремонт аналогичный корабль « ».

Многие связывают с восстановлением крейсера возрождение ВМФ России, однако, стране так и не удалось вернуться к показателям СССР по численности крейсеров и атомных подводных лодок. Более того, корабли такого класса, были не по карману даже достаточно устойчивой (в 70-е-80-е годы) экономики страны Советов.

Тем не менее, модернизация «Адмирала Нахимова» является серьезным шагом по укреплению позиций России в морском пространстве, хотя особой угрозы потенциальным противникам (если к ним относить блок стран НАТО) не несет, поскольку у них такого типа кораблей в десятки раз больше.

Вверх