Теория социокультурных суперсистем. Теория культурных суперсистем П

Одной из самых интересных теорий развития общества в социологии, является теория суперсистем. Ее разработчиком является русско-американский социолог Сорокин Питирим Александрович (1889–1968), который ввел понятие «суперсистема» в социологию.

П. А. Сорокин рассматривал социальную действительность с позиций соцреализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и других «средствах» и не может быть сведена к физической реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений.

Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление.

Социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта, сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин признавал интуицию, которая представляет собой свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны великие открытия.

Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по социологической теории П. А. Сорокина, системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера которых превосходит отдельные общества, организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Социокультурные системы такого характера П. А. Сорокин условно называл суперсистемами.

Главные альтернативы определения сводятся к трем:

1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах («чувственная» суперсистема);

2) реальность определяется сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или «идейная», суперсистема);

3) реальность рассматривается как органическая комбинация двух первых («идеалистическая» суперсистема).

Им соответствуют три формы:

1) истинно-чувственная;

2) духовная (интуитивная);

3) рациональная.

Согласно П. А. Сорокину в различные периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различных фазах своего развития, но в любой период истории существуют пять основных культурных систем, стремящихся в своем выражении реальности к постоянству. Эти системы представлены следующими объектами:

3) религия;

4) искусство;

Согласно П. А. Сорокину каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки. Выход из этого кризиса представлялся в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.

Во многом благодаря влиянию Освальда Шпенглера 1 Питирим Сорокин (1889-1968) стал последовательным приверженцем циклической теории исторического развития. Сорокин подвергает критическому анализу основные положения своих предшественников и, используя новую терминологию, попытался представить культур-но-цилизационную парадигму в качестве целостной теоретической концепции.

Питирим Сорокин создает свое представление об эволюции исторических культур. Ему удалось выделить то общее, что объединяет отдельных авторов в единую теоретическую школу, которая, по его мнению, сформировалась в XX веке и представляет собой более реалистическое основание для анализа социально-политических явлений, чем линейные социальные теории XIX века. Он пишет: «Поэтому различные линейные интерпретации в XVII, XVIII и XIX веке задавали тон практически всем европейским ученым. С приближением заката сенсуалистической суперсистемы в XX веке все виды линейных интерпретаций были вынуждены уступить место циклическим, эсхатологическим и творчески-функциональным представлениям о ходе истории» .

Сорокин целиком согласен с тезисом Шпенглера о «закате» Европы. Он пишет: «Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего рассвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис - всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры» 1 .

Вслед за Шпенглером Сорокин называет «высокие культуры» «культурными суперсистемами», при этом он выделяет три уровня их анализа: а) «культурные связи»; б) «культурные системы»; в) «культурные суперсистемы». При этом особое внимание Сорокин уделяет «культурным системам», которые делятся на три вида: идеологические, поведенческие и материальные . Идеологические системы играют особую роль, поскольку они наделяют смыслом как определенные поведенческие модели, так и материальные объекты.

«Культурные суперсистемы» представляют собой наиболее сложный тип взаимосвязей. Они состоят из систем религии, политики, экономики, искусства и т. д., которые, взаимодействуя, создают единую идеологию суперсистемы, формулирующую ее ценности и истины, которые находят свое выражение прежде всего в господствующей религии. Общее количество «культурных суперсистем» у Сорокина невелико. Интегрирующие движения всемирной истории, заканчивающиеся образованием суперсистем, есть явление достаточно редкое. «Культурная суперсистема» представляет собой смысловое единство, вырабатывает свои оригинальные, отличные от других формы, которые основаны на внутренней идее или «прасимволе», как сказал бы Освальд Шпенглер. Эта идея находит свое выражение во всех социальных и культурных процессах, откладывает свой отпечаток на все ее творения.

Питирим Сорокин выделяет следующие свойства «культурных суперсистем»: реальность; индивидуальность; общая и специальная зависимость их главных частей друг от друга; индивидуальность или «самость» даже при изменении частей; изменчивость структуры; внутреннее, самоуправляющее изменение и самоопределение судьбы; избирательность; ограниченную изменчивость- 1 . Каждая суперсистема, несмотря на свой широкий характер, есть конечный феномен и как таковой имеет границы в своей способности к изменениям. Как

только эти границы преодолеваются, она теряет свою индивидуальность и разлагается.

Периодам роста, зрелости и распада у Сорокина соответствуют идиациональные, идеальные и сенсуалистические суперсистемы. Описания периодов «высоких культур» и соответствующих суперсистем схожи между собой. Период роста «высокой культуры» у Шпенглера соответствует у Сорокина «идеациональной» {умозрительной) суперсистеме, которая характеризуется следующими важными чертами: интуитивное творчество и понимание истины, внутренняя религиозность, преимущественно религиозные ценности, абсолютизация этих ценностей и четкое разделение между негативными и позитивными ценностями, сакральное право и сакральная этика, преимущественно религиозная и идеалистическая философия и мировоззрение в целом, религиозное искусство (живопись, музыка, архитектура, драма), интуитивная основа всех ценностей, неразвитые формы позитивизма, эмпиризма, материализма, релятивизма и естественных наук, греховности чисто утилитарной, гедонической этики, ненасильственные семейные и общинные связи, преобладание теократически-аристократического творческого меньшинства, незначительное развитие городов, промышленности и комерционализации общества, сильное чувство собственности ИТ. д.

Умозрительная суперсистема религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. Искусство полностью посвящено религиозной тематике. Стиль этой художественной культуры симво-личен и формален. Художественный образ идеационального искусства проявялется в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа.

Идеациональные этические ценности в религиозны, поэтому отношение к наслаждениям и удовольствиям негативно Главным явля-

ется исполнение своих обязанностей перед Богом. Идеациональное право опирается на абсолютные и неизменные принципы. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев абсолютны и жестки. Критика не допускается. Чувственная реальность воспринимается как мираж. Идеациональная суперсистема имела место в средневековой Европе в У1-Х1Н веке. Ее черты присутствуют в период брахманской Индии, Древнего Китая (УШ-У1 вв. до н. э.) и Древней Греции (1Х-У1 вв. до н. э.).

Соответствующую закату «сенсуалистическую » (чувственную ) суперсистему, по мнению Сорокина, характеризует: светскость, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм, развитие естественных наук и техники, относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, секуляритивное (чувственное) искусство, вытеснение гения за счет технических приспособлений, количество на месте качества, растущая социальная дифференциация, «раскол в душах», внутренние проблемы и классовая борьба, усиление городов, промышленности, замена чувственных отношений в семье и общине на договорные отношения, вытеснение творческого меньшинства другими меньшинствами . С чувственной суперсистемой связано разложение общества и эпоха социального кризиса.

Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.

Чувственная культура является антиподом идеациональной. Искусство живет и развивается здесь в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль искусства натуралистичен, свободен от символизма. Однако рядом с этими достижениями чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада, которые обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки. Искусство становится «музеем социальной патологии». Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме подменяется мешаниной из фрагментов наук.

Нынешняя «чувственная» культура, стремящаяся освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.

«Идеальная» суперсистема мыслится Сорокиным как промежуточная стадия перехода умозрительной суперсистемы в чувственную. В ней смешиваются признаки обеих суперсистем. Поэтому она не может существовать длительное время (100-200 лет) и уступает место чувственной суперсистеме, которая, в свою очередь, вновь заменяется умозрительной. В этой смене суперсистем и видит Сорокин существо культурной динамики .

Идеальная культура Средних веков Западной Европы приблизительно с XV века начинает приходить в упадок, в то время как чувственная культура продолжает наращивать темп и становится доминирующей в последующих столетиях. Серьезные проблемы, по мысли Сорокина, существуют в функционировании главной истины этой культуры. Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей.

Идеальную суперсистему Сорокин рассматривает как переходную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как па Небо, так и на Землю. Расцвет идеального типа культуры приходится на золотой век античной культуры (У-1У вв до н. э.) и на великую эпоху раннего европейского Возрождения (ХП-Х1У вв.). Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный.

Каждый тип культурной суперсистемы имеет свой закон развития и свои «пределы роста» Это и есть социокультурная динамика. Культуры проходят идеациональный, идеальный и чувственный периоды, разделенные переходным временем кризисов. Для эпохи упадка характерно сосуществование ценностей чувственной, идеациональной и идеальной суперсистем, которые не образуют органической связи.

По мнению Питирима Сорокина, в XX веке на месте старой сенсуалистической суперсистемы Европы развивается новая, идиаци-ональная, которая способствует обновлению этических ценностей . В переходные периоды от старой суперсистемы к новой имеет место «поляризация» общественных ценностей, так как, с одной стороны, развивается новая религия и мораль, а с другой - господствуют без-религиозность и деморализация. В эти периоды происходит множество войн и политических кризисов.

Современный исторический период характеризуется, по Сорокину, переходом от старой европейской культуры к новой культуре, носителем которой будут славянские народы, а центр ее будет расположен в Тихом океане, а участвовать в ней будут народы Америки, Индии, Китая, Японии и России. Даже если Европа объединится, она будет играть определенную роль в мировой политике, но никогда уже не восстановит того величия, которое она имела в последние пять веков.

Принцип интегрализма присутствовал у Сорокина уже в ранних работах, однако понимание им интеграционных процессов со временем изменялось, став философией интегрализма в конце его творческого пути.

Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка науки, техники, религии, философии, права, этики) теорий, материальных, личностных и бихевиористских (действий, церемоний, ритуалов, поступков) явлений культурного мира

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность - «невидимое триединство Истины Добра и Красоты». Эти высшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они превращаются друг в друга. В любой суперсистеме религия, философия, наука, этика, искусство объединяются в одну интегрированную систему Истины, Добра и Красоты. Концепция интегрального общества, по Сорокину, является наиболее приемлемой исторической стратегией для преодоления кризиса современной западной чувственной суперсистемы.

Сорокин трактует историю человечества как последовательную смену культурных суперсистем, объединенных единством ценностей, норм и значений. В «чистом виде» идеациональная и чувственная культурные суперсистемы не существуют. Речь идет лишь о доминировании их в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем социолог наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие - искусство, истину, мораль, право, что является «фундаментом всякой культуры». С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается подтвердить свою концепцию конкретными историческими данными.

Переход одной суперсистемы в другую всегда связан с социальными конфликтами. Периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности в форме самоубийства, преступности, жестокости наказаний, бунтах, восстаниях и революциях. В некоторых обществах такие переходы приводят к международным войнам. Опираясь на исторические данные, можно сделать вывод о том, что в переходные периоды количество войн особенно увеличивается. Однако, по мнению Сорокина, культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа культуры, война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.

По Сорокину, состояние, в котором сейчас находится западное общество, представляет собой зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы. Западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система.

Первоначальная фаза - кризис чувственной культуры, общества и человека. Этот кризис предстанет, когда «нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного, абсолютного», когда «сила станет правом», когда «вместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы - нести смерть, вместо закона - насилие, вместо созидания - разрушение», когда функции семьи превратятся в «случайное сожительство

в основном для сексуальных контактов», когда «культурные ценности прошлого подвергнутся уничтожению» 1 .

Во время кризиса материальный уровень, как и безопасность жизни, уменьшается, а самоубийства, психические расстройства и преступления растут.

В условиях кризиса уже ничто не сможет помешать заметить пустоту уходящей чувственной культуры. Люди снова обернутся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям, пройдя очищение через трагедии и страдания. С достижением состояния катарсиса кризис закончится. Далее общество получает харизму, а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Кризис-катарсис-харизма-воскрешение - это фазы, через которые проходила большая часть предыдущих великих суперсистем в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Зарождение европейской культуры Средневековья также произошло, пройдя кризис чувственной греко-римской суперсистемы.

Сорокин приводит следующую классификацию нарушений, которые получают особое значение в период социальных кризисов:

  • 1) политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;
  • 2) экономические нарушения, направленные на модификацию экономического порядка;
  • 3) сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;
  • 4) религиозные нарушения - дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т. д.;
  • 5) «смешанный тип» нарушений .

Сорокин рассматривает нарушения, опасные и безопасные для общественного порядка, а также выделяет две группы нарушений: «болезни роста» развивавшегося молодого организма и «старческое недомогание» отжившей свой век суперсистемы.

Особый интерес у Сорокина вызывают нарушения, грозящие разрушением социального порядка, и «болезни и недомогания старческого организма». Он пытается измерить социальные нарушения с помощью «индикаторов». Сорокин классифицировал колебания на-

силия и жестокости в определенные исторические эпохи и попытался дать им оценку.

Он подтверждает высказанную им еще в 1927 году в статье идею о том, что в истории существуют повторяющиеся циклы. Анализируя причины флуктуаций (увеличения или уменьшения) нарушений, он приходит к выводу, что общественные условия и отношения (неудачные войны, «плохие материальные условия», нищета, обогащение, политическое устройство и т. п.) играют роль «вторичных факторов» социальных нарушений, усиливая или ослабляя, расширяя или концентрируя их.

С помощью «гипотезы транзита» Сорокин объясняет причины флуктуаций и пики роста социальных нарушений. Согласно этой теории социальные нарушения есть одна из форм борьбы «интегральных» и «неинтегральных» элементов за лидерство в суперсистеме. Социальные нарушения появляются в социокультурной системе, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, начинают клониться к упадку.

Исходным условием социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе систем, однако определяющую роль играет культурная система. «Неустроенность» определялась им как расшатанность и несовместимость духовных ценностей и социальных отношений. Когда суперсистема вырабатывает свой предел прочности, она начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется резким ростом социальных нарушений.

В «Социальной и культурной динамике» Сорокин отмечает множество неверных предубеждений относительно оценки природы социальных нарушений. Первое предубеждение - это мнение о том, что социальные нарушения суть ненормальные и случайные процессы. Сорокин считает, что нарушения есть «нормальные» проявления жизненных процессов социальных групп. Они так же необходимы, как и сам социальный порядок.

Второе предубеждение говорит о предопределенности, наследственной склонности одних наций и народов к порядку, других - к анархии и революциям. По мнению Сорокина, все нации в равной степени склонны к социальному порядку и к его нарушениям. Коли-

чественные различия между народами в этом отношении есть, но они ничтожно малы.

Третье предубеждение касается «солнечного прогноза» - идеи бесконечного прогресса западной цивилизации в XX веке. Сорокин пишет: «Двадцатый век будет наиболее кровавым и турбулентным периодом и, следовательно, одним из жестоких и негуманных в истории Западной цивилизации и, возможно, в хронике человечества в целом» .

В отношении проблем интерпретации исторического развития обществ интересна статья Сорокина «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» (1927). В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к цикличной концепции исторического процесса. Обзор теорий Сорокин начинает с анализа мысли Индии, Персии, Китая, концепций Древней Греции (теория истории Платона, Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота). У греческих и римских авторов идея цикличной концепции исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. Циклическая концепция возрождается, по мнению Сорокина, в трудах Макиавелли, Кампанеллы и Вико.

Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, праве за период более двух тысяч лет. Человеческие культуры состоят из индивидов, предметов и событий, связанных воедино множеством всевозможных комбинаций, так как люди вступают в систему социальных отношений. Сорокин указывает четыре способа интеграции социальных отношений в социальные системы: пространственная интеграция, ассоциация, каузально-функциональная интеграция и логико-смысловая интеграция.

Первые две формы, являющиеся простейшими, недостаточны для становления социальной системы. Наиболее важна логико-смысловая интеграция. Сорокин утверждал, что культурные суперсистемы организуются вокруг центральных ценностей, которые придают им порядок и единство. Необходимо выяснить главный принцип суперсистемы, который пронизывает все ее составные части, придает смысл и значение каждой из них и создает социальный порядок из хаоса неинтегрированных фрагментов.

Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов, Сорокин определял каждый социокультурный тип как порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

Важное место в социологии истории Питирима Сорокина занимает закон позитивной и негативной поляризации, который определяет особенности поведения индивидов и социальных групп в кризисные периоды. В зависимости от типа личности человек реагирует и преодолевает бедствия либо ростом творческих усилий и альтруистическим перевоплощением, либо умственным расстройством, самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, цинизмом.

В период кризиса увеличивается доля «святых», альтруистов, живущих в соответствии с нравственными заповедями, но растет и число аморальных, циничных, звероподобных личностей. Кризис современной чувственной культуры, лишенной идеалов и веры в Бога, устремленной к наслаждению и потреблению материальных благ, Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии. Однако уже в XX веке, по его мнению, наметились очертания новой идеологии, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.

Циклическую смену культурных суперсистем, по мнению Сорокина, следует дополнить представлением о перемещении центра «культурного лидерства» в географическом пространстве суперсистемы. Анализируя исторические кризисы, Сорокин приходит к выводу, что когда созидательные силы исчерпаны и все их возможности реализованы, культурная суперсистема гибнет. Под влиянием научно-технического прогресса, роста взаимозависимости и взаимосвязанности государств мир движется к новому единству - мировой цивилизации. Только глобальная ценностная переориентация может стать гарантом стабилизации, дальнейшего развития человечества.

Питирим Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в восстановлении новой идеациональной суперсистемы, ориентированной на религиозные идеалы: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи, но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами,

путающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего» .

Питирим Сорокин внес важный вклад в развитие исторической социологии. В своей работе «Социальная философия века кризиса» он впервые систематически анализирует циклические концепции исторического развития. Сорокину удалось создать свою концепцию «культурных суперсистем» основанную на интегральной философии, которая включила в себя все основные идеи предшествующей социологии истории.

  • Кроме анализа идей Освальда Шпенглера Сорокин исследует взгляды Николая Данилевского, Арольда Тойнби, Николая Бердяева, Альберта Швейцера и других авторов, внесших вклад в развитие исторической социологии.
  • Цит. по: Голосенко И. А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 59.
  • Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 245.

Питирим Сорокин (1889-1968) был последовательным приверженцем циклической теории исторического развития. Сорокин подвергает критическому анализу основные положения своих предшественников и, используя новую терминологию, попытался представить культурно-цилиза- ционную парадигму в качестве целостной теоретической концепции.
Питирим Сорокин создает свое представление об эволюции исторических культур. Ему удалось выделить то общее, что объединяет отдельных авторов в единую теоретическую школу, которая, по его мнению, сформировалась в XX в. и представляет собой более реалистическое основание для анализа социально-политических явлений, чем линейные социальные теории XIX в. Он пишет: «Поэтому различные линейные интерпретации в XVII, XVIII и XIX в. задавали тон практически всем европейским ученым. С приближением заката сенсуалистической суперсистемы в XX в. все виды линейных интерпретаций были вынуждены уступить место циклическим, эсхатологическим и творчески-функ- циональным представлениям о ходе истории».

Сорокин целиком согласен с тезисом Шпенглера о «закате» Европы. Он пишет: «Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего рассвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис - всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры».
Вслед за Шпенглером Сорокин называет «высокие культуры» «культурными суперсистемами», при этом он выделяет три уровня их анализа: а) «культурные связи»; б) «культурные системы»; в) «культурные суперсистемы». При этом особое внимание Сорокин уделяет «культурным системам», которые делятся на три вида: идеологические, поведенческие и материальные. Идеологические системы играют особую роль, поскольку они наделяют смыслом как определенные поведенческие модели, так и материальные объекты.
«Культурные суперсистемы» представляют собой наиболее сложный тип взаимосвязей. Они состоят из систем религии, политики, экономики, искусства, и т.д., которые, взаимодействуя, создают единую идеологию суперсистемы, формулирующую ее ценности и истины, которые находят свое выражение, прежде всего, в господствующей религии. Общее количество «культурных суперсистем» у Сорокина невелико. Интегрирующие движения всемирной истории, заканчивающиеся образованием суперсистем, есть явление достаточно редкое. «Культурная суперсистема» представляет собой смысловое единство, вырабатывает
свои оригинальные, отличные от других формы, которые основаны на внутренней идее или «прасимволе», как бы сказал Освальд Шпенглер. Эта идея находит свое выражение во всех социальных и культурных процессах, откладывает свой отпечаток на все ее творения.
Питирим Сорокин выделяет следующие свойства «культурных суперсистем»: реальность; индивидуальность; общая и специальная зависимость их главных частей друг от друга; индивидуальность или «самость» даже при изменении частей; изменчивость структуры; внутреннее, само- управляющее изменение и самоопределение судьбы; избирательность; ограниченную изменчивость. Каждая суперсистема, несмотря на свой широкий характер, есть конечный феномен и как таковой имеет границы в своей способности к изменениям. Как только эти границы преодолеваются, она теряет свою индивидуальность и разлагается.
Периодам роста, зрелости и распада у Сорокина соответствуют идиациональные, идеальные и сенсуалистические суперсистемы. Описания периодов «высоких культур» и соответствующих суперсистем схожи между собой. Периоду роста «высокой культуры» у Шпенглера соответствует у Сорокина «идеационалъной» (умозрительной) суперсистеме, которая характеризуется следующими важными чертами: интуитивное творчество и понимание истины, внутренняя религиозность, преимущественно религиозные ценности, абсолютизация этих ценностей и четкое разделение между негативными и позитивными ценностями, сакральное право и сакральная этика, преимущественно религиозная и идеалистическая философия и мировоззрение

в целом, религиозное искусство (живопись, музыка, архитектура, драма), интуитивная основа всех ценностей, неразвитые формы позитивизма, эмпиризма, материализма, релятивизма и естественных наук, греховности чисто утилитарной, гедонической этики, ненасильственные семейные и общинные связи, преобладание теократически- аристократического творческого меньшинства, незначительное развитие городов, промышленности и комерциона- лизации общества, сильное чувство собственности и т.д.1
Умозрительная суперсистема религиозна. Она основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. Искусство полностью посвящено религиозной тематике. Стиль этой художественной культуры символичен и формален. Художественный образ идеационального искусства проявляется в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа.
Идеациональные этические ценности религиозны, поэтому отношение к наслаждениям и удовольствиям негативно, Главным является исполнение своих обязанностей перед Богом. Идеациональное право опирается на абсолютные и неизменные принципы. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев абсолютны и жестки. Критика не допускается. Чувственная реальность воспринимается как мираж. Идеациональная суперсистема имела место в средневековой Европе в VI-XIII в. Ее черты при
сутствуют период брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.) и Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.).
Соответствующую закату «сенсуалистическую» (чувственную) суперсистему, по мнению Сорокина характеризует: светскость, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм, развитие естественных наук и техники, относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, секуляритивное (чувственное) искусство, вытеснение гения за счет технических приспособлений, количество на месте качества, растущая социальная дифференциация, «раскол в душах», внутренние проблемы и классовая борьба, усиление городов, промышленности, замена чувственных отношений в семье и общине на договорные отношения, вытеснение творческого меньшинства другими меньшинствами. С чувственной суперсистемой связано разложение общества и эпоха социального кризиса.
Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственновоспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.
Чувственная культура является антиподом идеацио- нальной. Искусство жцвет и развивается здесь в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль искусства натуралистичен, свободен от символизма. Однако рядом с этими достижениями чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и
распада, которые обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки. Искусство становиться «музеем социальной патологии». Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме подменяется мешаниной из фрагментов наук.
Нынешняя «чувственная» культура, стремящаяся освободиться от религии, морали и других ценностей идеацио- нальной культуры, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.
«Идеальная» суперсистема мыслится Сорокиным как промежуточная стадия перехода умозрительной суперсистемы в чувственную. В ней смешиваются признаки обеих суперсистем. Поэтому она не может существовать длительное время (100-200 лет) и уступает место чувственной суперсистеме, которая в свою очередь вновь заменяется умозрительной. В этой смене суперсистем и видит Сорокин существо культурной динамики.
Идеальная культура средних веков Западной Европы приблизительно с XV в. начинает приходить в упадок, в то время как чувственная культура продолжает наращивать темп и становится доминирующей в последующих столетиях. Серьезные проблемы, по мысли Сорокина, существуют в функционировании главной истины этой культуры. Если период становления чувственной культуры сопрово
ждался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей.
Идеальную суперсистему Сорокин рассматривает как переходную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Расцвет идеального типа культуры приходится на Золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и на великую эпоху раннего европейского Возрождения (XII-XIV вв.). Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный.
Каждый тип культурной суперсистемы имеет свой закон развития и свои «пределы роста» Это и есть социокультурная динамика. Культуры проходят идеациональ- ный, идеальный и чувственный периоды, разделенные переходным временем кризисов. Для эпохи упадка характерно сосуществование ценностей чувственной, идеациональной и идеальной суперсистем, которые не образуют органической связи.
По мнению Питирима Сорокина, в XX в. на месте старой сенсуалистической суперсистемы Европы развивается новая идиациональная, которая способствует обновлению этических ценностей. В ^переходные периоды от старой суперсистемы к новой имеет место «поляризация» общественных ценностей, так как, с одной стороны, развивается новая религия и мораль, а, с другой стороны, господствует безрелигиозность и деморализация. В эти периоды происходит множество войн и политических кризисов.
Современный исторический период характеризуется, по Сорокину, переходом от старой европейской культуры к
новой культуре, носителем которой будут славянские народы, а центр ее будет расположен в Тихом океане, а участвовать в ней будут народы Америки, Индии, Китая, Японии и России. Даже если Европа объединится, она будет играть определенную роль в мировой политике, но никогда уже не восстановит того величия, которое она имела в последние пять веков.
Принцип интегрализма присутствовал у Сорокина уже в ранних работах, однако понимание им интеграционных процессов со временем изменялось, став философией интегрализма в конце его творческого пути.
Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка науки, техники, религии, философии, права, этики) теорий, материальных, личностных и бихевиористских (действий, церемоний, ритуалов, поступков) явлений культурного мира
Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность - «невидимое триединство Истины Добра и Красоты». Эти высшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они превращаются друг в друга. В любой суперсистеме религия, философия, наука, этика, искусство объединяются в одну интегрированную систему Истины, Добра и Красоты. Концепция интегрального общества, по Сорокину, является наиболее приемлемой исторической стратегией для преодоления кризиса современной западной чувственной суперсистемы.
Сорокин трактует историю человечества как последовательную смену культурных суперсистем, объединенных единством ценностей, норм и значений. В «чистом виде» идеациональная и чувственная культурные суперсистемы не существуют. Речь идет лишь о доминировании их в тот или иной исторический период. Предложенную типологию
суперсистем социолог наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие - искусство, истину, мораль, право, что является «фундаментом всякой культуры». С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается подтвердить свою концепцию конкретными историческими данными.
Переход одной суперсистемы в другую всегда связан с социальными конфликтами. Периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности в форме самоубийства, преступности, жестокости наказаний, бунтах, восстаниях и революциях. В некоторых обществах такие переходы приводят к международным войнам. Опираясь на исторические данные, можно сделать вывод о том, что в переходные периоды количество войн особенно увеличивается. Однако, по мнению Сорокина, культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа культуры, война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.

Культурология (конспект лекций) Халин К Е

7. Теория суперсистем П.А.Сорокина

Значительное место в социологии культуры занимает теория суперсистем американского социолога П.А. Сорокина (1889–1969), рассматривающая проблемы социальной целостности.

Исторический процесс П. Сорокин представлял как процесс развития культуры. Общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этнические, эстетические, правовые и т. д., которые объединяются в системы высших рангов. В результате образуются культурные сверхсистемы (суперсистемы) – органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и различающиеся в зависимости от верховных ценностей. Ценность, по мнению Сорокина, – основа и фундамент всякой науки.

В зависимости от характера доминирующей ценности он разделил все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональ-ный, идеалистический, чувственный.

В основе идеациональной системы культуры лежит принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Этот тип представлен средневековой европейской культурой, культурой брахманской Индии, буддийской и греческой культурой с VIII в. по конец VI в. до н. э.

Между идеациональной и чувственной находится идеалистическая система культуры. Доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю (западноевропейская культура XIII–XIV вв., древнегреческая культура V–IV вв. до н. э.).

К чувственной системе культуры П. Сорокин относит современный тип культуры. Ее объективная деятельность и смысл чувственны. Реально только то, что человек воспринимает через органы чувств.

Начав развиваться в XVI в., эта культура стремится к освобождению от религии, морали и других ценностей идеациональ-ной культуры.

Ценности чувственной культуры сосредоточены в повседневной жизни в реальном земном мире.

Согласно Сорокину современная «чувственная» культура обречена на закат, т. к. она придает относительность ценностям. Это не означает ее обязательной гибели. Культура может измениться в новую форму.

Пока жив человек, культура не погибнет. Суперсистемы – фазы исторического кругооборота. По Сорокину, на смену господствующей чувственной сверхсистеме должен прийти идеа-циональный тип культуры.

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ТЕОРИЯ В ТУПИКЕ Является ли теория Дарвина мифом? Мировые религии хотят нас уверить, что это именно так, но должны ли мы доверяться им, зная, что их точка зрения не может нс быть предвзятой? Мотивы, по которым они нападают на эволюционное учение, очевидны - они основаны на

Из книги МЖ. Мужчины и женщины автора Парамонов Борис Михайлович

НОВАЯ ТЕОРИЯ Египтологи, без сомнения, держатся за версию о том, что Великая пирамида принадлежит Хуфу, потому что ее строительство датируется 2550 годом до РХ, тогда как единственный довод за то, что она построена в 2550 году до РХ, состоит в том, что ее будто бы построил Хуфу.

Из книги Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского автора Фрейлих Семён Израилевич

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Глава 2 Теория и История Связи теории и истории будет посвящен специальный раздел книги, он так и будет называться: «Теория истории». Здесь же - лишь необходимое предуведомление по поводу проблемы, неожиданно возникшей, когда книга уже готовилась к печати.Предметом

Из книги Страх влияния. Карта перечитывания автора Блум Хэролд

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ТЕОРИЯ ПОЭЗИИ Уильяму К. Уимсотту ПРОЛОГ То БЫЛО ВЕЛИКИМ ЧУДОМ, ЧТО ОНИ ПРЕБЫВАЛИ В ОТЦЕ, НЕ ВЕДАЯ ЕГО И осознав, что выпал, вовне и вниз, из Полноты, он попытался вспомнить, что же была Полнота. И вспомнил, но обнаружил, что нем и не способен рассказать о ней другим. Ему

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Раздел I ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Лекция 1. Структура и состав современного культурологического знания 1. Общая характеристика современной культурыПризнаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность,

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

3. Теория культуры Н.Бердяева Николай Бердяев (1874–1948) изложил свои взгляды на культуру в целом и на специфику русской культуры в работах «Самопознание», «Судьба России», «Смысл истории», «Кризис искусства», «Философия свободного духа» и др.В трудах Бердяева получили

Из книги Абсурд и вокруг: сборник статей автора Буренина Ольга Дмитриевна

Из книги Код Горыныча автора Панюшкин Валерий

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

I Теория абсурда

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Теория заговора Сказка «Почему стариков не стали изгонять» повествует о некоем царстве, где принято было пожилых людей, как только те станут слишком немощными, чтобы работать, вывозить в лес на съедение волкам. Один человек пожалел своего старика отца, не стал вывозить в

Из книги Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de si?cle в России автора Матич Ольга

Из книги Ирония идеала. Парадоксы русской литературы автора Эпштейн Михаил Наумович

Судьбы и пророчества Питирима Сорокина Предисловие А. Ю. Согомонов В 1969 году на гребне антиправительственной волны в Сан-Франциско состоялось годичное собрание Американской социологической ассоциации. На сей раз оно происходило не в степенном конференц-зале отеля

Из книги автора

Из книги автора

ИДЕОЛОГИЯ И МАГИЯ СЛОВА. СЛОВО-ФИКЦИЯ У А. ЧЕХОВА, Д. ХАРМСА И В. СОРОКИНА Вспомним теперь хрестоматийное высказывание Гоголя о меткости русского слова, которое так пристанет к человеку, что уже не отлепишь его. Выражается сильно русский народ! <…> Живой и бойкий

Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде "Социокультурная динамика" (1937-1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является "основой и фундаментом всякой культуры" (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает "истина чувств" и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. "истина веры" и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, "человеческими умами будет руководить истина разума".

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры Сорокин наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности" (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. "Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" (там же. с. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях" (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным.Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения" (там же. С. 49).

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки" (там же. с. 450). По мысли Сорокина, искусство становится "музеем социальной патологии". И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил" (там же. с. 433).

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета "чувственной" культуры греко-римскую цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому - великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем "расколдованном" мире. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении "идеациональной" культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: "Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего".

Литература

Сорокин П. А.Социокультурная динамика. Москва: Директ-Медиа, 2007. - 344 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Вверх