Теоретический уровень научного исследования. Научное познание

Первый этап исследований производственной проблемы – научная постановка задачи – содержит выявление и описание фактов, формулировку проблемы, цели и гипотезы исследований.
Постановка задачи является одним из наиболее ответственных этапов принятия решений. «Самым распространённым источником ошибок в управлении предприятием является чрезмерное внимание, которое уделяется поиску правильного ответа, вместо того, чтобы искать правильный вопрос» . Точное решение, полученное при неправильной постановке задачи приводит только к появлению новых проблем. Очевидная, на первый взгляд, причина возникновения проблемы, может на самом деле быть только следствием более сложных и менее заметных процессов. По существу, постановка задачи сводится к изучению сложившейся ситуации, выявлению того, что именно и почему не устраивает менеджера и описанию ситуации, которую необходимо достигнуть. Изучение ситуации с точки зрения цели организации, выявление факторов, обусловивших ее появление и существование, соизмерение разного рода затрат и результатов дают основание менеджеру отделить более важное от менее важного и сформулировать условия, определяющие допустимость решения и его качество. Эффективность формулировки проблемы зависит от объекта исследований. В естественных и технических науках вследствие материального характера исследуемого объекта реальность фактов не вызывает трудностей с их объективным выявлением, а точность описания зависит от используемых приборов. Проблема как объект исследования операций носит идеальный характер и является противоречием между существующим и целью исследования – желаемым состоянием. При описании существующей ситуации в качестве фактов выступают внешние проявления проблемы, однако их соответствие ей далеко не так однозначно, как в случае описания фактов в естественных и технических науках. Это приводит, в частности, к тому, что затраты отождествляются с результатами, а точность применяемого математического метода – с адекватностью получаемых с его помощью решений исследуемой проблемы. Ещё более сложным оказывается вопрос объективного описания второй составляющей проблемы – желательной ситуации и, соответственно, следующих из неё определений цели и гипотезы исследований. Все это зависит от объективности описания существующей ситуации и лица, принимающего решение выявить цели систем, в которые входит исследуемый объект. Здесь методические ошибки могут привести к тому, что попытка решения одной проблемы приведет к появлению новых. Многие новые проблемы – уплотнение почвы тяжёлой техникой, инерционность управленческого аппарата, вследствие увеличения численности сотрудников и связей, утилизация стоков животноводческих комплексов и др. – возникали в результате деятельности человека, направленной на решение других проблем.
Анализ первого этапа научной постановки управленческого решения показывает, что если в естественных и технических науках основным источником субъективных искажений и, соответственно, снижения эффективности этого этапа является полнота описания реального факта, достигаемая в основном только за счет используемых приборов, то в случае исследования производственных проблем добавляются вопросы адекватного восприятия объекта учеными или/и менеджерами, зависящие от применяемой ими методологии. На первом этапе исследования проблем высока вероятность формулировки ложных проблем – «проблемоидов» и псевдозадач, решение которых не будет представлять какой-либо практической ценности, а внедрение может привести к нежелательным последствиям. В этом случае эффективность управленческого решения будет нулевой или даже отрицательной.



Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. ``Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы"" . По-существу гипотеза - это главная идея решения.

Для избежания возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"". Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т.п. Оказалось, что спортсмены, имеющие одинаково высокие проявления тех или иных физических качеств, тем не менее показывают не одинаково спортивные результаты. Так, спортивные результаты стайеров не всегда зависят от уровня их выносливости, результаты штангистов от силы и т.п. Для того, чтобы оправдать исходную теоретическую посылку, была выдвинута защитная гипотеза о взаимосвязи физических качеств. Именно следствием этого шага оказалось введение в научный оборот понятий ``скоростно-силовые качества"", ``скоростная и силовая выносливость"", ``взрывная сила"" и т.д.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна 5 . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т.о., предположение о том, что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. Однако этого не будет достаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: ``Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез :

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы - это важное условие научного исследования. Гипотеза - это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

В заключение второй главы приводим те положения , которые, по нашему убеждению, должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:

1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.

2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.

Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при установлении цели, задач и гипотезы работ студентов по специальности ``Физическая культура"", по нашему мнению, могут стать:

1) сравнение проблемы с вопросом, цели с кратким ответом на вопрос-проблему, задач с описанием характеристик цели, гипотезу с главной идеей решения проблемы;

2) целесообразное использование, во-первых, шаблонов формулировок цели и гипотез, во-вторых, набора глаголов для установления задач;

3) при формулировании задач исследования не подменять их формулировками этапов и методов исследования;

4) практическое упражнение студентов в формулировании цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем - основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно сформулировать научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно сформулировать проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

К данной категории близки понятия вопроса и задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 20010г.

Гипотеза

Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой. Таким образом, гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Существует несколько видов гипотез. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос: "Что представляет собою данный предмет?" или "Какими свойствами обладает данный предмет?". Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: "Почему произошло данное событие?" или "Каковы причины появления данного предмета?".

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

По объекту исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами "общая" и "частная гипотеза" в науке используется термин "рабочая гипотеза". Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых.. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.Концепции современного естествознания. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012г.

Теория и концепция

Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы - это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории - эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории - высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.

Теория - это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством - возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Концепция же - это система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов. В научных дискуссиях концепциям придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения. гипотеза познание человек

Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 2013г.

Рассматривая теоретическое познание как его высшую форму, следует определить его структурные компоненты. К числу наиболее значимых компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон , выступающие одновременно как формы построения и развития знания на теоретическом уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иными словами, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. При этом проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - важнейшая предпосылка ее успешного решения.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (представленной в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от псевдопроблем, например проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими проблемными ситуациями существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Иными словами, гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В процессе доказательства выдвинутых гипотез:

  • одни из них приобретают статус истинной теории;
  • другие уточняются и конкретизируются;
  • третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Соответственно гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины.

Например, выдвинутая М. Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были отвергнуты, перешли в разряд заблуждений.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: как форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью, и как метод развития научного знания.

Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям , которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от области научного познания. Такими непременными условиями являются следующие.

Г ипотеза должна:

  • соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии;
  • быть согласована с достоверными фактами, на базе которых и для объяснения которых она выдвинута. Вместе с тем, если какой- либо факт не объясняется предложенной гипотезой, ее не следует сразу отбрасывать, а необходимо более внимательно изучить сам факт, а также искать новые - более достоверные факты;
  • быть формально-логически непротиворечивой. Вместе с тем противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Л. де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных - корпускулярных и волновых - свойств, которая затем стала теорией);
  • быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности;
  • быть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она была выдвинута;
  • допускать возможность ее подтверждения или опровержения: прямо - путем непосредственного наблюдения тех явлений, существование которых предполагается гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун); либо косвенно - путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Развитие научной гипотезы, как уже отмечалось выше, может происходить в трех основных направлениях: либо как конкретизация гипотезы в ее собственных рамках, либо как самоотрицание гипотезы, либо превращение гипотезы как системы вероятного знания в достоверную систему знания, т.е. В научную теорию.

Применение гипотезы как метода развития научно-

теоретического знания предполагает прохождение следующих пяти основных этапов.

  • 1. Предпринимается попытка объяснения изучаемых явлений на основе известных фактов и уже имеющихся в науке доказанных законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается следующий шаг.
  • 2. Выдвигается предположение о причинах и закономерностях изучаемого явления. На этом этапе познания выдвинутая идея представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. При этом, как правило, выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
  • 3. Осуществляется оценка основательности и эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного и обоснованного.
  • 4. Выдвинутое предположение развертывается в целостную систему знания, затем из него дедуктивно выводятся следствия с целью их последующей эмпирической проверки.
  • 5. Проводится экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий, в результате которой гипотеза либо становится научной теорией, или опровергается. Вместе с тем следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не является абсолютной гарантией ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует о ее ложности в целом. Таким образом, решающей проверкой истинности гипотетического знания является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотезы играет и логический критерий истины.

Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотеза (греч - предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения. 1 этап - выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/увысказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

1. Проблема и её роль в познании.

2. Гипотеза и её виды.

3. Теория как система научных знаний.

Проблема и её роль в познании

Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она основывается на знании, которое есть, с одной стороны, а с другой – говорит о недостаточности этого знания для объяснения новых явлений действительности. Проблема – это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе старого знания. В проблеме выражается вопрос, требование получить новое знание.

Поскольку проблема основывается на знании, то нельзя говорить, что проблема – это незнание. Кроме того, отсутствие знания ещё не составляет проблемы. Проблема есть единство незнания и знания, неизвестного и известного, а это значит, что она и истинна, и неистинна. Она истинна, так как в ней есть определённое знание, и неистинна, так как в ней есть неизвестное. А это неизвестное – не истинно и не ложно, в нём ещё ничего не утверждается и не отрицается. Иногда вместо истинности проблемы говорят о её правильности. Действительно, проблема может быть поставлена либо правильно, либо неправильно. Правильно проблема поставлена тогда, когда опирается на истинное, исходное суждение. Наряду с неправильными имеют место и мнимые проблемы (проблема создания вечного двигателя).

Умение правильно ставить проблемы – ценное качество исследователя. Чтобы им овладеть, надо в совершенстве познать соответствующую конкретную науку, быть знакомым с её историей, с законами, которым она подчиняется в своём развитии. На постановку проблем влияют объективные факторы: степень зрелости исследуемого объекта; уровень и состояние знания в той или иной отрасли науки; наличие специальной техники и методики исследования и субъективные: интерес учёного к проблеме; оригинальность его замысла; эстетическое и нравственное удовлетворение.

Гипотеза и её виды

Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала. Эта мыслительная деятельность всегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений. Существенная роль в этом процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе, которая представляет собой научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений.

Научно обоснованные предположения выдвигаются в тех случаях, когда причину изучаемого явления трудно и невозможно обнаружить с достоверностью. Для вероятного объяснения причин этих явлении и создается гипотеза. Гипотеза является формой развития знания. Без неё невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности. Любая гипотеза имеет исходные данные и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

В зависимости от степени общности различают гипотезы общие и частные.

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями.

Частная гипотеза – это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Наряду с общими и частными в науке используется термин «рабочая гипотеза». Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Оно непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением позволяющим сгруппировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Построение, проверка и способы доказательства гипотез . Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению той или иной идеи - первоначального предположения. С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего. Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов.

Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования.

Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;

2) гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

3) гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов;

4) гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;

5) гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.

После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

1) когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;

2) если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок;

3) методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными);

4) выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;

5) внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

Вверх