Татарские предания и легенды на татарском языке. Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа


Татары (самоназв. - татар) - народ, основное население Татарии (1,77 млн. ч.). Живут также во многих республиках и областях России. Татарами называются также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. В России по данным на 1995 г. проживает около 5.6 млн. ч. (без крымских татар). Общая численность составляет 6.7 млн. ч.

В антропологическом отношении татары крайне неоднородны. Среди татар Среднего Поволжья и Приуралья преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по физическому облику приближаются к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Этническую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья составили тюркоязычные племена, проникавшие в район Средней Волги и Прикамья со 2–й пол. I тыс. н. э. Волжско–камские болгары вместе с другими тюрками и финноуграми создали в нач. X в. государство - Волжско–Камскую Булгарию.

Верующие татары, за исключением небольшой группы т. н. кряшен и нагай–баков, принявших в XVI–XVIII вв. православие, - мусульмане–сунниты.

Татарский язык относится (по одной из классификаций) к кыпчакской группе тюркских языков. Татары Среднего Поволжья и Приуралья говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Язык астраханских татар - в основе ногайский - испытал сильное влияние татарского языка и трансформировался в сторону сближения с ним. Литературный татарский язык сформировался на основе среднего (казанско–татарского) диалекта. Письменность на русской графической основе (до 1927 г. - на основе арабской графики).

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Мифы древней Волги» - Саратов: Надежда, 1996.

ПОЧЕМУ ГОРОД НАЗВАЛИ ЗАИНСКОМ

Давным–давно из далеких восточных степей пришли на берег речки кочевники со своими кибитками. Утомленные долгими скитаниями по безводным просторам, они с радостью заметили серебристую струю прохладной реки, и кто–то первым восторженно закричал: «Сай! Сай!» А слово «сай» с тюркского языка переводится на русский язык так: «Река!»

Так и стали безымянную реку называть рекой - Сай. И уж после буква «с» заменилась на «з», и стала река - Зай.

В те времена, когда булгары поселились на берегах Камы и Волги, появился на богатых землях реки Зай большой город. Трудолюбивые горожане разводили скот, обрабатывали землю, много ремесленников выделывали шкуры, тачали сапоги, мастерили мебель, шили одежды, ткали полотна… Мирно и счастливо жили они на берегах красивых рек.

Но внезапно на их город обрушилась беда: появился в окрестностях города страшный дракон Барадж, пожиравший скот и людей. Много храбрецов отваживалось на бой с драконом, но ни одному богатырю не удавалось справиться с громадным чудовищем, все они погибали в могучих лапах Бараджа. Страх и уныние охватили булгар. И решили они покинуть свой любимый город Заинек.

На новом месте построили другой город и зажили по–прежнему - привольно и спокойно. Так прошло много лет.

И опять беда прикочевала вслед за булгарами: враги разрушили и разграбили их новый город, многих поубивали, а кого в плен увели, на чужбину. И тогда один смелый богатырь по имени Йсхан–бек сказал: «Пойду–ка я на реку Зай, родину моих предков, убью дракона, и тогда мы снова поселимся там».

Так он и сделал. Вернулся он в родные места, смотрит: а дракона–пожирателя давным–давно нет. Обрадовался он, позвал своих соплеменников, и закипела здесь снова жизнь, возродился старинный город Заинек.

ПРЕДАНИЯ О КАЗАНИ

Однажды один богач велел своему работнику натаскать воды в бочки, для полива огорода. Работник схватил в руки медный котел (а по–татарски котел называется «казан») и побежал на речку, берег которой был очень крутым и неудобным. Попытался работник зачерпнуть воду котлом, да не тут–то было: выскользнул котел из его рук, упал в воду и утонул. Вот после этого и стали называть ту речку Казанкой, а город, построенный на ее берегу, - Казанью.

А другие, знающие люди, утверждают, что все было совсем не так. А как? Вот послушайте.

Хан Аксак Тимер решил захватить один булгарский город. Долго воевал он с горожанами, осажденными в крепости, однако победить мужественных защитников так и не смог. Решил хитрый хан тогда: узнаю–ка я секрет, почему мои бесстрашные воины не могут одолеть этой крепости.

Переоделся хан нищим, пробрался в город и попросился переночевать у одной старушки. Не зная, кто ее гость, та и проговорилась:

Аксак Тимер никогда не захватит наш город силой, а сможет одолеть булгар только хитростью. Вот, например, если он догадается сманить из города всех голубей, да привяжет к их лапкам тряпки, подожжет их и отпустит, тогда голуби прилетят к своим домам, возвращаясь в свои гнезда, - вот тогда и сгорит город, и тогда сможет хан Аксак Тимер победить булгар.

Обрадовался Аксак Тимер и решил послушаться совета старухи. Старушку же пожалел, велел ей взять свои вещи и следовать за ним. Вывел ее из крепости и приказал:

Поселись там, где под казаном сам собой зажжется огонь.

Догадалась тут женщина, какая беда по ее вине случится, но уж поздно было. Ничего ей не оставалось, как повиноваться хану. Забрала она свой казан, собрала пожитки и отправилась в путь. Долго шла она, устала и остановилась передохнуть. Поставила казан на землю, и тут под ним вдруг сам по себе вспыхнул огонь. Осталась она жить на этом месте, как велел ей хан Аксак Тимер. Рядом с нею вскоре поселились другие люди из разоренного города, и мало–помалу вырос целый город, который и назвали Казанью.

Так ли было, не так, - а рассказывают предания. А славный город Казань вот уже много веков отражается в зеркале великой реки - Идели–Волги.

ПОЧЕМУ КАЗАНЬ ПЕРЕЕХАЛА?

Через сто четыре года Казань переехала со своего первоначального места. Почему? Предание так говорит об этом.

Один богатый житель древней Казани или Иски–Казани, как ее звали, держал пчел в лесу на Джелан–тау (Змеиной горе), где стоит нынешняя Казань. Отправляясь осматривать улья, он часто брал с собою свою красавицу дочку, которой сильно полюбилась эта гористая лесная местность на берегу Волги. Татарочка выросла, вышла замуж, и вот что с нею раз случилось: по обычаю всех восточных женщин она ходила сама на реку за водою; как–то раз поднимается она с тяжелым кувшином на плече на крутой берег Казанки и принимается бранить того хана, которому пришло в голову построить город на такой крутизне. Слова ее были кем–то подслушаны и донесены царствовавшему тогда хану, одному из потомков основателя древней Казани. Он потребовал к ответу дерзкую молодую женщину, но она не растерялась.

Что говорила, то говорила, - моя вина, - отвечала она. - А что правда, то правда: дед–то твой ведь небось не сам по воду ходил, так и не знал он, каково нам, грешным, тяжелые кувшины на такую кручу таскать.

Ну а где же, по–твоему, город надо было выстроить? - спросил хан, смягченный красотою и смелостью молодой татарки.

Да хоть бы там, где пчельник моего отца, на Джелан–тау, - отвечала она.

А кабаны да змеи, которых между Казанкою и Булаком (реки, при слиянии которых находится Джелан–тау) столько водится? - возразил хан.

А наши колдуны на что? Не справиться им разве с этими гнусными тварями? - с уверенностью отвечала татарка.

(По понятиям мусульман, нет твари гнуснее кабана или дикой свиньи, мясо которой признано Магометом поганым и вредным.)

Хан и сам недолюбливал своего города; поэтому он решил послушаться совета молодой татарки и послал своего сына–наследника с двумя вельможами и отрядами всадников к устью Казанки, чтоб отыскать там место для построения города. Посланным вручен был запечатанный конверт, который они должны были вскрыть на выбранном для города месте и тотчас исполнить то, что там написано. Выбор посланных остановился на том месте, где стоит нынешняя Казань. Распечатав конверт, они с ужасом узнали волю хана, состоящую в том, чтоб один из трех посланных, по жребию, был закопан в землю живым, чтобы новый город «крепче стоял». Жребий пал на ханского сына. Вельможам стало жаль молодого царевича, и они спрятали его от хана, а в землю зарыли живую собаку.

Вскоре хан стал сильно горевать о сыне. Послы признались ему тогда в обмане и привезли царевича к отцу. Хан очень обрадовался, но старый мулла отнесся к этому неудовлетворительно и предсказал, что новый город, в основание которого лег обман, перейдет со временем в руки гяуров (христиан), врагов мусульманской веры, считаемых мусульманами наравне с собаками.

Истребление змей поручено было колдуну, который отлично справился с этим делом. Он с осени приготовил огромный костер из дров, хворосту и соломы, а кругом костра тоже уложил хворост в виде ограды. Змеи со всех сторон поползли сюда, чтобы зимовать в готовом помещении из хвороста и соломы. С наступлением весны колдун прибавил к кучам сухого сена, полил все смолою и серою и зажег. Змеи все сгорели. Чтобы выгнать кабанов, зажгли леса около озера Кабана, находящегося и по сие время в окрестностях Казани, отчего все эти звери, любящие леса, удалились от города.

Однако один, большой крылатый змей, Зелант, о двух головах, улетел и поселился на горе, недалеко от города, отчего эта гора и названа Джелан–тау (Змеиная гора) или Зелантова гора. На ней находился Успенский монастырь, основанный в 1552 году в память воинов, убиенных при взятии Казани. Он тоже назывался чаще всего Зелантовым монастырем.

Зелант, по преданию, был о двух головах, из которых одной, змеиной, он пожирал животных, а другою, воловьею, - растения. Зелант жил припеваючи: ежедневно в полдень он летал на озеро Кабан пить воду; тогда все жители падали ниц перед ним, и он в таком случае не причинял им вреда. Впрочем, Зелант мог и не летать в город для утоления жажды, а пить из своего озера, которое было в нескольких шагах от его жилища; это озеро и до сих пор называется Змеиным.

Долго наводил Зелант ужас на окрестности, но, наконец, искусством волшебников он был умерщвлен. В память этого события хан внес его изображение в герб города Казани.

Предание о Зеланте объясняется также в смысле аллегорическом, то есть иносказательном: Зелант является, по татарским сказаниям, олицетворением древнего идолопоклонства, побежденного магометанством.

С АМУРА–БАТЮШКИ НА ВОЛГУ–МАТУШКУ

Волга - самая большая река Европы. Амур - самая большая река азиатской части России. Предание булгарского народа сохранило смутное воспоминание о том, что предки волжан XV века когда–то жили неподалеку от Тихого океана.

Еще в глубокой древности на землях возле Амура–реки кочевало среди других племен племя тюрков по названию та–тань, татары. Тюркские племена тогда враждовали между собой, и в конце концов племя татар подчинило себе окрестные племена. Тех, кого завоевывали, тоже стали звать татарами, а их земли татарскими. Некоторые татарские племена перекочевали на север и на запад.

Племя та–тань, смешавшись с другими тюркскими племенами, стало называться татарами.

Прошли века, и в тех же местах на севере Китая, где кочевали тюркско–татарские племена, сложились племена монголов. Между татарами и монголами начались войны. Закончились они тем, что монголы завоевали все татарские племена и заняли их земли.

Завоеванные земли назывались татарскими, поэтому и монголы, поселившиеся здесь, стали звать себя также татарами. А потом Чингисхан - монгольский вождь -полностью уничтожил татарские племена на севере Китая, их не осталось совсем. А имя их осталось, и татарами стали называть себя монголы.

Монголы двинулись из Китая на запад, завоевали земли половцев, булгар, хазар, подошли к границам русских княжеств. В древности принято было называть побежденный народ именем победителя. Поэтому монголы, которые называли себя татарами, стали так называть и все покоренные тюркские племена. А их было много, и они занимали земли возле Черного и Каспийского морей, в Сибири, Поволжье, в Крыму. Таким образом, татарами стали называть все покоренное монголами тюркское население.

Прошло много лет, монголов не стало совсем на завоеванных ими землях, не стало и государства Золотая Орда. А в России еще много столетий всех тюрков называли татарами. Даже в документах писали: кавказские татары, казанские татары, узбекские татары. Считали татарами азербайджанцев, черкесов, хакасов, дагестанцев и многие другие народы.

А в наши дни татары - это тюркское население бывшей Булгарии, Крыма, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Литвы, Польши, Белоруссии. Есть у татар и своя республика на Волге - Татарстан, - там, где в X–XIII веках было государство Волжская Булгария.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.

гульфира сабирзянова
Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани

Литературно-музыкальная постановка :

«Легенды и придания татарского народа »

ВЫПОЛНИЛА :

Воспитатель татарского языка :

СабирзяноваГульфираГумеровна

Цель :Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности изпоколения в поколение и значимости в настоящее время. Задачи.

Образовательные. Обогащать детей новыми знаниями о городе Казани, о изменениях в разные временные периоды.

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. Актуальность : Взгляд всего мира прикован к городу Казани.

Материалы и оборудование : ноутбук, презентация, проектор, доска для показа презентации.

Демонстрационный материал : Альбом с фотографиями, презентация

Методы обучения : беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворений.

Предполагаемые результаты . Расширение у детей знаний о столице Татарстана городе Казани . Создание презентации. Изготовление башни Сююмбике.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы

Оформление зала : силуэты башен Сююмбике,Кул-Шариф,Кремля.

Звучит татарская музыка . под музыку вбегают в зал,встают полукругом.

Песня «ссламегалйкем”

Ведущий :

Хтерлдн курыкма, син!

ткннрне онытма,син,

Бел син ерак бабаларны

Ничек итеп кн иткнен :

Ни иккнен, ни чиккнен,

Нинди ырлар,нинди монар

Безг калдырып киткнен.

1-нче бала :

Бу –борынгы бабайларны

Туган –скн иллре.

Сылу Болгар кызларыны

Су коенган ирлре.

2 –нче бала :

Монда кемнр яшмгн!

Монда кемнр тормаган!

Кемнр днья кумаган да,

Кемнр шр кормаган!

3 –нче бала :

Заманында бу тбкт

Тимер,чуен чынлаган

Шушы Идел ярларында

Кемнр иген икмгн д,

Кемнр итек текмгн.

Ведущий : Наверное,каждый из вас задумывался над тем,почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд . Все и не перечислить. Когда-то Казань была пограничной крепостью . В древности слова “Каз-ан” означали начало границы-пограничье.

Казан кайчандыр чик буе крепосте булган . Борынгы заманда “Каз-ан”сзлре чикне,чик буен алаткан. Бер риваятт болай сйлн.

4-нче бала :

Хан кызына мер бирде :

Кызым сзне тыла,-диде,

Мен бу алтын казанны

Су буена син илт диде.

Алтын казан авыр иде,

Сылукайны кулы талды.

Елга ирен иткч кен

Суга тшеп ул югалды.

5-нче бала :

Повелел своей дочери хан :

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан,золотой,

Ты держи его верной рукой».

И красавица к речке сбежала

Крепко –накрепко пальчики сжала

Но слишком тяжел был котел

Миг из рук и под воду ушел.

Ведущий :

Бер бай ялчысын елгага суга ибр.

Ялчы казан алып,суга кит

Су алыйм дис,казан тшеп кит.

Шуннан бирле елгага Казан-су дип исем бирел,

шрг Казан дип исем кушалар.

Сценка первая.

Ведущий :Казан-суелгасы Идел елгасынаага,Иделелгасыдигезг ага. Шуа кр композитор С. Сйдшев “дрн-дигез”дигн бик матур кй язган.

“дрн-дигез” ке (кызлар биюе)

Звучит музыка входит Сююмбике,исполняет танец.

Сююмбике :

Кипит казан, встает Казань.

Бурлит котел, богатый стол.

Пусть полной чашей будет дом

Да дружно будем жить мы в нем.

6 –нчы бала :

Моя Казань, моя столица!

Мой чудный, милый сердцу град!

Ничто с тобою не сравнится

Душа всегда к тебе стремится

Я видеть этот город рад.

7-нче бала :

Казань –столица Татарстана

Торжественна и величава

Раскинулась на берегу реки

Как город дивной красоты.

8-нче бала :

Свои истории страницы

Хранишь ты бережно в себе :

В кремле,домах,музеях,лицах

И в стенах башни Сююмбике.

Сююмбике :Ребята, я принесла вам подарок. Это бывший герб Казани.

Казан туграсынаигътибар белн кара ле,анда нрс сртлнгн?

Сез ничек уйлыйсыз,ни чен?

Балалар :.

9-нчы бала :Идел буе матурлыгына сокланып йргннн со,Сен патша шушында шрг нигез салырга уйлый. Шунда кинт кк карагылана,ирселкен башлый. Куркыныч адаа кешелр стен ташлана. Аа ияреп башкалары да ояларыннан чыгалар. Каяндыр Батыр егет була да,еланнарны сихерле тгрк эченд калдырып,тир ягына чыбык-чабык еп,ут тртеп яндыра.

10-нчы бала :

Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,

Чудо город построить решил царь Саин .

…Задрожала земля, небосвод потемнел :

Аждаха лютый змей на людей налетел.

С ним другие ползли, смерть и ужас несли.

Тут нашелся Батыр удалой,

Змея он обвел чертой колдовской.

Тростником тот круг обложил,

Вмиг поджег и разом спалил.

Танец змей и Батыра

Ведущий : Это, конечно, легенда , но то, что на холме было много змей-сущая правда.

Сююмбике :Вы очень хорошо рассказали о гербе Казани. Поэтому я вам дарю подарок с изображением Зиланта.

Ведущий :

Казанский кремль выглядит не старым

Вот минарет, игла в его руке

Тот минарет, конечно же не даром

С древнейших пор зовут Сююмбик.

С него царица,помолившись слезно,

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту.

Сююмбике :

Она ушла,народ мечтал о чуде

Храня культуру и родную речь

Потом легенду выдумали люди

Чтоб честь родную города сберечь

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет

Под натиском ветров неутомимых

Стоит чуть покосившись минарет.

11-нче бала :

А что это за башня вдалеке

Не таль, которую зовут Сююмбике?

Нас простотой и статью покорила

А по легенде вот как дело было .

Сююмбике прекрасная царица

Красой Ивана Грозного пленила

Решил царь на красавице жениться

И на Казань пошел военной силой.

Чтобы войну от града отвести,

Она царю велела башню возвести

И прыгнула с вершины башни той

Не став Ивана Грозного женой!

12-нче бала :

Сембик –Гзл ханбик.

сир итте чибрлеге явыз Иванны .

Патша йлнерг була аа,

м Казанга чыкты гаскр белн.

Булдырмас чен сугышны

Патшага манара тзерг кушты ул.

м шунда сикерде тште Сембик,

Телмде аны хатыны булырга.

Субра : Скажите, сколько ярусов у башни? По преданию за сколько дней возвели башню?

13-нче бала :

Крепче за руки возьмемся

Танец дружно заведем

Вместе многого добъемся

В одиночку пропадем.

Татарский танец с ведрами .

Субра :Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.

Кремльне тп манарасы Спас манарасы. Исеме кайчандыр аны янында торган Спас чиркве исеменнн алынган.

14-нче бала :

На щеках девушек румянец

Ребята подтянули кушаки

Рожденье города венчает яркий танец

Эй,музыка, держитесь каблуки!

Русский танец.

Субра :

Ага –базар,шаулый базар

Монда бар трле товар :

Кн итеклр,читеклр,

Матур,матур савытлар

Шаулый базар, Ага-базар.

Базар кренеше.

1-нче сатучы :

Члмклр,тлинклр,савытлар.

Трле –трле амаяклар,кемг кирк,балчыктан?

2-нче сатучы :

Тимерчед бары да бар :

ткен балта,тимер сабан.

Игенчег чалгы в урак.

Сайлап кара,бирег кил!

3-нче сатучы :

Затлы болгар итеклрен

Киеп карап алыгыз.

4-нче сатучы :

Муенсалар,каптырмалар,

Тартмачыклар,савытлар.

Сяк тарак,тимер сдп,

Ошаганын сатып ал!

Карап кына китмгез,

Якынрак килегез .

5-нче сатучы :

Тмле татар ризыкларын

Тизрк килеп алыгыз!

Сююмбике :

Живет Казань,работает,растет

Страну своим удивляет чудесами

И молодеет в городе народ

И множит славу трудовой Казани.

15-нче бала :

Салам тебе, Казань, восставшая

Из праха и легенды !

Праздновать тебе любимый город

Еще не одно тысячелетие.

Субра :

Идел ярларында нурлар сибеп

Матур булып ата безд та.

Та шикелле якты туган илем

Бхет биргн ирем Татарстан .

Песня “Мин яратам сине Татарстан” .

Литература :

1. Татарские легенды о прошлом Камско-волжского края. -Вахидов С. Г. ,1926

2. Сборник стихов “Моя Казань!-сказать имею право”.

3. Балаларны туган якны табигате белн таныштыру. Балалар бакчаларында эшлче трбиячелрг методик кулланма. Тзче Набиуллина И. Ш. Казан, 2001.

4. Искиткеч сяхт. ”Ак барс”иат иткн журнал. №8.

5.“Ачык дрес” газетасы.

6. Р. Фэйзуллин “Онытма син!”.

7. ТАТАР ХАЛЫК РИВАЯТЬЛРЕ М ЛЕГЕНДАЛАРЫ . Раннур нэшрияте,2014.

Мифы, легенды и сказания - неотъемлемая часть культуры любого народа, которая является бесценным нематериальным наследием всего человечества.

В данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных (на наш взгляд) , связанных с различными мифическими существами и реальными персонажами.


* * *

Зилант - крылатый змий на птичьих лапах. Исторический символ города Казань.

Согласно одной из легенд, во времена основания Казани, на окраине города, обитал , наводивший страх на местных жителей. Однажды хан, строивший крепость, после совета со старейшинами, решил подослать к Зиланту самого смелого и проворного юношу, с тем, чтобы тот прогнал его. В кровопролитном бою юноша одолел змия, но и сам погиб. В память о павшем герое благодарные жители поместили изображения Зиланта на герб своего города, который красуется на нем и по сей день.



Однажды молодой джигит отправился в лес за дровами и встретил там , который предложил дровосеку сыграть с ним в щекотку. Тот согласился, но при условии, что Шурале сначала поможет ему заполнить хворостом повозку. Ничего не подозревающий лесной дух согласился и, сунув, «по неосторожности», свои худые и длинные пальцы в щель бревна, застрял. А находчивый джигит целый и невредимый вернулся домой...

Также, помимо этой легенды, существует множество других, в которых глуповатый Шурале становится жертвой своих слабостей, в частности, легенда о скачке на обмазанной смолой лошади.



Одним жарким летним днем деревенский мальчик, случайно подсмотрев на реке за , украл у нее, забытый на мосту, золотой гребень. Этой же ночью к дому юного воришки пришла разъяренная ведьма и потребовала вернуть украденное назад. После короткого диалога с водяной, напуганная мать мальчика вернула гребень законной хозяйке...



Существует множество версий относительно происхождения названия города Казань. По одной из них, татарский народ в поисках места для основания города обратился за помощью к шаману, который посоветовал поставить город там, где сам собою закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков, такое место нашлось у слияния двух рек - Казанки и Булака, где и заложили новый град, который, в честь чуда-котла, назвали - Казан.



Однажды Иван Грозный, плененный сказочной красотой татарской царицы Сююмбике, послал к ней своих сватов, но получил отказ. Тогда обиженный царь решил применить силу - собрал большое войско и осадил Казань. Сююмбике, чтобы спасти свой город и народ от смерти, согласилась выйти замуж, но при одном условии, если московский царь за семь дней построит в Казани семияросную башню, достойную ее красоты. Через семь дней башня была готова. Тогда гордая Сююмбике, поднявшись на самый верх башни, бросилась с нее вниз головой, превратилась в белую лебедь и улетела. С тех пор башня называется ее именем.


09.11.2016

© Тимур Исмай
Альфия Кудякова


© Все права на статью и фотографии в ней принадлежат ее автору и татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (сайт). Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции татарского интернет-журнала «Кара Аккош».

Сетевой проект «Разноцветный хоровод» Татарские мифы и легенды Выполнила: Тюгаева Дарья, ученица 7а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Алферьева М.К. Оглавление Богатырь Идель и красавица Акбикэ Большие люди Испугался собаки Албасты Звездочка Зухра Богатырь Идель и красавица Акбикэ На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой. Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз ИдельВолгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались. В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки, озерца запросто перешагивали. Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой. Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, - и показал находку. Взглянул отец и говорит: - Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей, что будут жить после нас. Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место. Большие люди Испугался собаки Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел шурале. Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как ктото с треском шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой, весь покрыт шерстью. - “Гав-гав” есть? - спрашивает. - Нет, - отвечают ему. - “Чух-чух” есть? - Нет. Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А шурале все ближе. - Поиграем в щекотку? говорит. Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза глядят. Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли. Он, оказывается, боится собаки и кнута. Албасты Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву. Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились. Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса, проснулся измученным, усталым и на другой день захворал. Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит. Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится. Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты. Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку. После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса, мычание коров, ржание лошадей... Еще сильнее испугался мужик и с молитвой поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них. Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя, Албасты и задавит. “Ну, будь что будет!” Лег он в кошевку и отпустил поводья... Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них. После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал еще днем. Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную деревню. Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы неминуема. Звездочка Зухра Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием. Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку. Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху. И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила: - Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было! Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась. Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды. Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю. Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку... В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко. Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и луна, и звезды. Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка. Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов... Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочке, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры. Список литературы и источники http://www.tattravel.ru/legendyi-i-istoriitatarstana/skazochnyie-suschestva-tatar.html http://shelokow.narod.ru/p194.htm Мифы Древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней / сост. В. И. Вардугин; ил. Г. М. Панфёров. - Саратов: Надежда, 1996. - 688 с. : ил.

Белый волк и крылатый барс: Наивная мудрость мифа

Первобытный человек еще не отделял себя от природы, «я» от «не я». Существовавшие среди людей родоплеменные отношения он переносил и на природу, весь окружающий мир. Один из мифов, отражающих представления о зооморфных предках, дошел до нас через посредство китайского источника. В нем говорится, что род из дома Хунну (Сунну) по прозванию Ашина был разбит в сражении и совершенно истреблен. В живых остался один десятилетний мальчик. Отрубив у него руку и ногу, враги бросили его в болото. Там его и подобрала волчица, которая вырастила мальчика. Через десять лет волчица родила десять сыновей, ставших родоначальниками десяти тюркских племен. В других версиях вместо мальчика фигурирует девочка, а спасает ее волк или же другие животные.

В мифах этой группы две центральные идеи - творения и развития. Согласно первой, мир создан сверхъестественным существом - богом, творцом, демиургом; согласно второй - мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния, хаоса, мрака либо из воды, яйца и т.п. Обе эти идеи могли присутствовать как порознь, так и вместе, взаимопереплетаясь и дополняя друг друга.

В давние времена весь мир состоял из воды - великого первичного океана. И плавала в нем одна-единственная утка. Снесла утка яйцо, и образовалась Земля, снесла второе - засияло Солнце, снесла третье - получилась Луна...

Рождение мира из яйца утки является одним из наиболее распространенных космогонических сюжетов не только у тюрков, но и у многих других народов мира. В Евразии он бытовал от эвенков на востоке до финнов и латышей на западе. Есть другой вариант этой легенды. Согласно ему, суша возникла из комочка земли, который утка достала со дна океана. По мнению известного мифолога А. М. Золотарева, эта версия возникла где-то в Азии, в среде монголоидных племен.

Булгарскими мастерами создано множество бус, ожерелий, височных колец и других украшений, в которых фигурируют золотая уточка и снесенные ею яйца в виде трех последовательно нанизанных круглых или желудеобразных бусин.

По представлениям наших предков, мироздание состояло, по крайней мере, из трех частей: Земли, Неба и Подземного мира. При этом и Небо, и Подземный мир наделялись земными чертами. Так, солнце воспринималось одушевленным существом в виде огненной или золотой птицы, крылатого коня. В татарских сказках сохранился отголосок такого представления - мифическая птица Симург, которая на своих крыльях выносит героя из подземного мира в наземный (как солнце восходит из-под земли, из-за горизонта).

С солнцем связывались разные животные: баран, олень, лось, заяц. Среди археологических находок булгарской эпохи встречаются фигурки барана, символизирующего небесные тела. Так, на круглой бронзовой матрице симметрично расположены по кругу стилизованные головы баранов. В центре - схематичное изображение солнца: круг с расходящимися лучами. Головы баранов вместе образуют крест - солярный знак, символ солнца и луны.

Баран вообще был для древних тюрков особым животным - жертвенным, посвященным солнцу и небу. Особенно угодным считался баран с отметиной на лбу, толковавшейся как солярный знак. И сейчас имеет хождение поговорка: «Алланын кашка тэкэсеме эллэ син?!» («Разве ты баран, отмеченный богом?!») - о человеке, вознесшемся или вознесенном безо всяких заслуг. Когда-то у татар бытовала вера в «кук тэкэ» - небесного барана. Ему посвящался специальный джиен (праздник). Восприятие солнца в образе животных отразилось и в доныне бытующей присказке: до полудня солнце идет на быке, в полдень - на коне, после полудня - на зайце. Сейчас она стала метафорой, а некогда понималась буквально.

Вверх