Святой патрикий в православии. Обычаи и традиции

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика - главного покровителя Ирландии. Этот праздник давно вышел за пределы Изумрудного острова, и каждый год люди по всему миру становятся немного ирландцами.

Будущий святой родился в Британии, в конце IV века. Тогда большая часть острова была частью римской империи, поэтому мальчик, имя которого теперь знает весь мир, родился в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. Родители назвали сына Мэвином Суккатом. Несмотря на то, что Кальфурниус был дьяконом в местной церкви, Мэвин в юности не верил в единого бога. Когда ему было 16 лет, его украли пираты и продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. За эти годы он пришел к вере в Бога. Согласно легенде, Бог указал Мэвину, как спастись из плена, благодаря чему юноша сбежал сначала в Галлию, где прожил некоторое время в монастырях, а потом вернулся в Англию. Дома у него было видение, после которого Мэвин понял, что ему надо вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Он вернулся в Галлию, где завершил свое образование, и был рукоположен в сан дьякона и получил имя Патрик, а спустя некоторое время стал епископом. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии и в и в 30-е гг. V веке будущий святой начал свою миссию.

Считается, что Ирландия безболезненно и бескровно приняла христианство как раз благодаря Святому Патрику. Считается, что именно он принес в Ирландию письменность в нашем понимании (на деле у ирландцев была письменность, но использовалась она только для магических ритуалов).

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на Западную и Восточную, поэтому как святой признается обеими.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика как свой национальный праздник еще в X‑XI веках, причем не только на Зеленом острове, но и во всех других странах, где существовала ирландская диаспора. В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если 17 марта выпадает на Страстную неделю (неделю перед Пасхой). В миру же праздник практически повсеместно проводится 17 марта, а в некоторых странах он затягивается на несколько дней.

В 1903 году День святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. Правда, шумно праздновать его ирландцам было запрещено - в том же году был принят закон закрывать все питейные заведения 17 марта, из-за неумеренного употребления алкоголя - этот закон отменили в семидесятые годы. Постепенно 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

В этот день во многих городах мира проводят парады святого Патрика. Также есть традиция прикреплять в одежде флаги Ирландии и трилистники, символизирующие крест. Еще одна народная традиция - осушить хотя бы одну рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском пабе. Раньше пили виски, а сейчас большей популярностью стал пользоваться эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник".

В этот день "Вечерняя Москва" вспоминает легенды о святом Патрике.

Святой Патрик и друиды

Во дворце короля Логайре святому было предложено потягаться силами с сильнейшими из друидов. Друиды вызвали непроглядную тьму - Патрик рассеял ее молитвой. Один из друидов с помощью магии взлетел в воздух, но по молитве святого упал и разбился об камни. Верховный друид поднес Патрику отравленное питье, но оно замерзло в руках святого. Верховный король, чтобы окончательно определить, кто же сильнее, запер верховного друида Луката и ученика Патрика в сарае и поджег его. Перед этим ученик надел плащ друида, а Лукат - Патрика. В результате ученик вышел из сарая живым и невредимым, только плащ чуть дымился, а от Луката осталась горстка пепла, которую прикрывал нетронутый пламенем плащ святого.

Пророчества

С святым Патриком и его днем связано много пророчеств. Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда трилистник и пальмовая ветвь встретятся, то есть, когда День святого Патрика выпадет на вербное воскресенье. Также есть поверие, что за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы ирландцы не познали горя и страданий, а во время Великого Суда сам святой Патрик будет судить свой народ. Эту привилегию Патрик заслужил у Господа, сорок дней и ночей постясь на вершине священной горы Ирландии.

Святой Патрик и идол

В Маг Слехт находился "величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства..." (на деле кельтские друиды вообще не приносили в жертву людей). По легенде, в момент поклонения Кром Круаху Патрик сотворил чудо - прикоснулся к идолу своим жезлом епископа, и золотой идол рассыпался в прах, а двенадцать изваяний поменьше попадали на землю. Есть еще одна вариация этой легенды, по которой Кром Круах отвернулся от Тары (места средоточения верховной власти Ирландии), а маленькие идолы ушли по шею в землю.

Святой Патрик и чистилище

В XII столетии повсеместно распространилась легенда о том, что святой нашел вход в чистилище. Чтобы доказать это, Патрик выкопал очень глубокую яму и отправил туда несколько монахов, которые по возвращению подробно расписали ад и чистилище. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что через эту яму тоже спустился в подземный мир. Ирландию начали активно посещать паломники, а вокруг ямы святого Патрика начали вырастать всяческие финансовые спекуляции, из-за чего в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако спустя три года папа Бенедикт ХIV опубликовал проповедь в защиту чистилища Патрика.

Святой Патрик и трилистник

Говорят, что святой Патрик не только на примере трилистника объяснил ирландцам символ святой троицы, но и прекратил языческий обряд на горе Таре, просто противопоставив магии друидов веточку клевера.

Возничий Святого Патрика

Один из королей Лейстера (восточной части Ирландии), услышав о свержении идола Крому Круаха, поклялся убить Апостола Ирландии. О замысле короля случайно узнал возничий Патрика Одран, и, когда святой садился в колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. Когда на дороге на колесницу напали из засады, убийцы пронзили копьем сердце Одрана. Верный слуга спас Патрика, за что стал первым святым мучеником Ирландии.

Крещение Энгуса

Однажды, совершая обряд крещения Энгуса, сына короля Мунстера (южной части Ирландии), Патрик случайно пронзил своим посохом ступню принца. Во время обряда святой опирался на посох, ничего не замечая, а когда в конце церемонии он заметил это, то очень удивился и спросил Энгуса, почему тот ничего не сказал. Принц ответил, что посчитал, что это - часть церемонии, плата за обретение вечной жизни. Пораженный его героизмом, Патрик начертил на его щите крест и сказал, что этот щит станет свидетелем множества мирских и духовных подвигов. И по сей день Энгус известен как величайший и могущественнейший король пиктов.

Святой Патрик и воскрешение из мертвых

Апостолу Патрику приписывают воскрешение шестидесяти человек, которые были давно мертвы. Даже Фома Аквинский твердо верил в чудеса воскрешения, которые совершил святой Патрик. Среди поднятых из мертвых был легендарный герой Ирландии, колдун и воин Кухулин. Он проехал на колеснице перед замком верховного короля Логайре, но даже повторное пришествие героя не переубедило короля принять христианскую веру.

Святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей

Силой, данной ему Богом, святой Патрик приказал всем змеям Ирландии собраться на горе, а затем, взмахнув посохом, сбросил их в море. Не явился по зову святого лишь самый старый и самый хитрый змей. Тогда Патрик обманом заставил змея забраться в ящик и тоже выбросил его в соленые прибрежные воды Ирландии.

Другая история говорит, что древний змей, обитающий в озере Дилвин, доставил Патрику столько хлопот, что уставщий святой обещал ему вернуться в понедельник, чтобы продолжить бой. Об обещании Патрик забыл, и змей до сих пор всплывает каждый понедельник, оглядывает окрестности и разочарованно возвращается на дно озера.

Змей на острове действительно существует и по сей день. Правда, скорее всего, их никогда и не было на Зеленом острове - он отделился от материка до того, как змеи повсеместно распространились.

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Всё дело в личности этого святого и тех людей, что необъяснимым образом чувствуют связь с ним, и в том, что с XIX века стало принято называть «кельтским христианством» и наследием кельтской Церкви.

Жизнь каждого человека, особенно если исторически он отдалён, интересна, а учитывая специфику отдаления, - неожиданно интересна. (Как предложение, в котором хочется поставить точку с запятой (;), - поскольку того требует «высший синтаксис».) По-видимому, это связано с тем, что она не похожа на нашу (не «совпадает»), но всегда хочется узнать, как другой человек использовал «шанс её прожить», предоставленный всем. Чем наполнил «часов и дней неумолимый бег» (Киплинг), какие люди, вожди, книги, поэты его окружали, куда и как далеко «заводила речь» (Бродский).

Читая жития святых, мы, конечно же, запоминаем яркие события, мистические потрясения, пророческие слова, восхищаемся чудесами, но самое главное - пытаемся разгадать, «сколько Христова» было в почитаемом человеке, как Небо отразилось в его личности и Промысел блистал в судьбе. Слова Псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих» - не восклицание (по форме - да), но прежде всего - Свидетельство.

О таких, как Св. Патрик, блаженный Августин говорил: «Они призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны». А Патрик был призван крестить Ирландию, хотя прежде он успел побывать там как раб. История его жизни словно предречение об ирландских земных драматических путях, наполненных борьбой, верой, стремлением к независимости, свободе. И это первая причина горячей любви ирландцев к Патрику. Она и объясняет смысл национальной поговорки: «В День Св. Патрика все жалеют, что они не ирландцы».

«Самый некельтский из кельтских святых», Патрик родился в 389 году в Британии, в священнической семье. Шестнадцатилетним его украли пираты и продали в рабство ирландцам. Лишённый свободы, юноша некоторое время пас овец в горах «Изумрудного Острова»; затем, ведомый ангелом, однажды удачно бежал на континент. Подвизался в европейских монастырях, учился у великих подвижников острова Лерин. Вдохновлённый христианской аскетикой (в т.ч. и восточной), принял монашество; был посвящён в епископский сан римским первосвященником и в 432 г. вернулся в Ирландию, но не как раб, а как Пастырь. Он говорил: "Я поступился своей свободой, которой обладал от рождения, ради блага других, и если бы был найден достойным, то отдал бы даже жизнь за имя Божие" ("Исповедь").

Ему предстояло в течение 30-ти лет проповедовать Евангелие, основывать монастыри, школы, библиотеки, строить храмы. Он объединил языческий кельтский народ верой во Христа так, что в краткие сроки ирландцы, поклонявшиеся солнцу-светилу, обратили свои молитвы к Солнцу - Правды, Христу Спасителю. Друиды засыпали свои костры, барды переиначили старые легенды на новый лад; трилистник стали почитать как символ Св. Троицы; и даже змеи навсегда покинули ирландские болота. Захолустная провинция Европы, «могила, заросшая бурьяном» (Каванах), начала, благодаря Патрику, превращаться в «Остров Покаяния», а «сумрачная прелесть кельтских легенд» (Честертон) проросла в религиозный романтизм Средневековья. Эйре (древнее наименование Ирландии) стала землёй Церкви, хранилищем Культуры. И это - вторая причина любви-благодарности.

Выше упоминаемая поговорка, без сомнения, несколько наивна, если не сказать, самодовольна, но фокус в том, что русского аналога у неё и вовсе не существует. Дело, конечно, не в нашей напыщенности и псевдосерьёзности, а, скорее, в специфическом чувстве юмора, побаивающемся косых взглядов и недомолвок. Но Св. Патрика Россия в последние 20 лет искренне полюбила. За что?

Быть может, потому, что, во-первых, он святой, причём какой-то "не вполне католический". Празднование его Дня - это попытка сказать про Истину Радости христианства ярко, свежо, по-весеннему. Приходит Патрик - и бежит зимняя нежить: «Я иду в этот день со Св. Троицей! Хэй-хэй». Ирландскость просыпается в русской душе.

Во-вторых, он дарит карнавал, исполненный христианского смысла, а это уж точно наша традиция масленичных шествий, и дело не в «Гиннесе» и пестроте нарядов, а, скорее, в том любимом и подзабытом чувстве свободы. Ирландцы, как нация, универсальнее в чём-то нас. Они называют свою родину: «Остров Покаяния», «Земля Святых», но не «Святая Ирландия». Они скромнее. И здесь дело в том, что у кельтов вообще никогда не было своего государства, имперский червь их души не точил. Они не знали искушений Византийского деспотизма или римской «политичности». Их самый известный христианский король Артур сидел за круглым рыцарским столом как равный, а не возглавлял всякие конклавы. И Патрик, перемешавший в этом "котле Мерлина" кельтские племена, был терпимым миссионером-проповедником V века. И ещё Патрик - один из тех, кому посвящены слова Честертона: «Свеча, осветившая Европу».

В-третьих, Св. Патрик объединил нацию, придав её существованию христианский смысл, а это очень важно, поскольку любить народ только за то, что он именно этот народ, а другого не случилось, - натяжка и ложь. Народ следует любить за то, сколько в нём сокрыто христианского, вечного… «Одно, должно быть, дело - нацию крестить, а крест нести - совсем другое…» (Бродский). Так вот он и крестил нацию и нёс свой крест - и это ещё одна причина любви к нему во всём верующем мире.

Будь во мне и будь повсюду!
За спиной и пред очами!
Будь и там, где завтра буду,
И развей мои печали!
Будь и выше, будь и ниже!
Будь в тиши и ратной брани!
Будь в сердцах меня любивших!
Будь в устах прохожих ранних!
Лорика. Гимн Св. Патрика (7 век)


17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта - день смерти


Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее - то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник - символ Святой Троицы


Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый... Синий!


На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий - по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Recordid=33844#frame width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE" frameborder="0" allowfullscreen>

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев .

Алексей Михеев

Небесный покровитель Ирландии святой Патрик ассоциируется во всем мире с шумными уличными гуляньями, сопровождаемыми употреблением традиционных для страны алкогольных напитков. Парады и музыкальные фестивали в его честь уже много лет проходят и в российской столице. А недавно просветитель Ирландии был включен в святцы Русской православной церкви. Прибавило ли это ему популярности и как православным верующим отмечать его день — в материале РИА Новости.

"Патрик наш!" — бурно отреагировали соцсети на прошлогоднее решение Священного синода. До этого в Русской церкви святого Патрика почитали лишь отдельные общины. Теперь вместе с ним канонизировали еще 14 святых, живших в Европе до раскола единой христианской Церкви на западную и восточную.

Нерусские корни

"А зачем нам вообще западный святой?" — этот вопрос задавали многие. "Он же католик!" — возмущались некоторые. Все точки над i постарался расставить митрополит Калужский и Боровский Климент. Он объяснил, что при принятии решения Синод руководствовался свидетельствами о безупречном исповедании этими святыми православной веры, отсутствием их имен в спорах между христианами Запада и Востока и современным их почитанием в зарубежных епархиях Русской церкви.

"Святой Патрик крестил тысячи людей и приводил к вере ирландских королей. Мы воспринимаем его, как грузины воспринимают свою святую Нину. Апологеты так называемого русского христианства почему-то совершенно забывают, что святитель Николай был совсем не русским человеком", — говорит священник русского собора Петра и Павла в Дублине отец Николай Евсеев.

Ирландцы, по его мнению, вообще очень близки русским по духу — с ними легко общаться и сразу находятся темы для разговора, добавляет он.

Не пивом единым

В России пока нет ни храма, посвященного апостолу Ирландии, ни даже его иконы. Да и сам день его памяти Русская церковь празднует не 17 марта, как западный мир, а спустя две недели — по юлианскому календарю. Но в любом случае обе эти даты приходятся на строгие у православных дни Великого поста. Впрочем, по выходным церковный устав разрешает выпить немного вина.

"Купим "Гиннесса" (знаменитое ирландское пиво. — Прим. ред.), сварим креветок и посидим после службы. Все остальное — на Пасху", — рассказывает настоятель одного из подмосковных храмов, попросивший не называть его имени. Креветки, как и прочие морепродукты, церковный великопостный устав также не запрещает по выходным.

"Большинство из тех, кто отмечает этот день пивом и гуляньями, — люди нецерковные. А для церковных людей важнее всего молитвенное почитание святого. К сожалению, именно это забывается в светской традиции: столько снято роликов и написано статей о Дне святого Патрика, но в них ничего нет о том, почему он стал святым", — сетует отец Николай.

Русские на вершине горы

Впрочем, нравится это кому-то или нет, День святого Патрика давно стал своего рода "днем Ирландии". Отчасти, по словам православного священнослужителя, это связано с продолжающейся секуляризацией Европы и всего западного мира. Но Церковь, традиционно сильная на ирландской земле, рук не опускает.

В РПЦ уважают День святого Патрика, но соблюдают пост Ко дню святого Патрика относиться нужно с уважением как к дню памяти святого, который совершается в западной традиции, и как к национальному ирландскому празднику, но к веселью в этот день православные присоединиться не могут, так как у них это время Великого поста.

"На вершине горы Крох стоит небольшая часовня, летом мы служим там литургию. С каждым годом с нами поднимается все больше людей, хотя многим это нелегко. Но все же уже три года мы поддерживаем такую благочестивую традицию — молимся там, где, по преданию, святой Патрик 40 дней провел в молитве перед тем, как принести островитянам христианство", — рассказывает отец Николай.

По другому преданию, на вершине Кроха просветитель Ирландии молился перед своей смертью, а в последний час бросил в воздух колокол, прося Бога, чтобы в стране не иссякла вера. Колокол подхватили ангелы. И они же охраняли могилу святого в первую ночь.

"Великий пост заканчивается, скоро Пасха. Наш храм не всегда может вместить всех, кто приходит в этот день. Очень хочется пожелать, чтобы верующие в России по возможности чаще обращали свои молитвы к замечательным святым ирландской земли", — заключает священник.

Тем временем один из ведущих производителей ирландского виски ко Дню святого Патрика анонсировал закрытую вечеринку в Москве с участием рэпера из Австралии. Главной темой станет "бархоппинг" — поход по питейным заведениям в компании друзей.

Вверх