Сурский иоанновский женский монастырь епархиальный женский монастырь. Сурский иоанновский женский монастырь

Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства - Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского.

Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 г. на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.
Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском "Источник живой воды", впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку. Монастырь являлся детищем праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн не только духовно окормлял обитель, но и жертвовал большие средства на его содержания. Трудами о. Иоанна в Суре действовала двухклассная (шесть лет обучения) церковно-приходская школа. Батюшка Иоанн вникал во все нужды монастырской жизни и оказывал всевозможную помощь.

С 1907 г. монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. В 1913 г. Архангельское Сурское подворье посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в г. Москве. Таким образом, в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло светлое имя этой великой российской подвижницы.

Кроме монастыря прав. Иоанн Кронштадтский построил два великолепных, под стать столичным, храма взамен обветшавших деревянных Введенской и Никольской церквей (XVI-XVII вв.). Первый был построен Свято-Никольский собор. Величественный Свято-Никольский собор был заложен 8 (21) июля 1888 г. самим Иоанном Кронштадтским. За месяц до освящения церкви батюшка Иоанн приехал в Суру и сам контролировал ход работ. В газетах того времени писали: "Этот величественный каменный храм византийского стиля, с двухъярусной при нём колокольней, по всей справедливости можно считать замечательным памятником современного церковно-строительного искусства и украшением не только для Суры, но и для всякого губернского и даже столичного города". Освящение всех трёх приделов Свято-Никольского храма совершил сам праведный Иоанн Кронштадтский в июле 1891 г. при огромном стечении народа.

Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 г., но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается.

При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположен в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен

Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена».

В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. В 1994-1996 гг. сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря.

Источники: П.П. Сойкин. "Православныя русские обители; И.И. Иванов. "За Пинегой, в Суре…; "Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Русские церкви".



Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь.

Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.

Источник: П.П. Сойкин "Православныя русские обители "



Нештатный общежительский женский монастырь был основан в селе Сура в 1899 г., получив официальное утверждение в 1900 г. 14 июня 1899 г. Св.Иоанн Кронштадтский благословил место, избранное под будущую обитель. Вскоре здесь был построен деревянный храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и иноческие келии. Две монахини, начальница мать Варвара, инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение Св. Иоанна Кронштадтского. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно Иоанно-Богословский женский монастырь.

История появления в отдаленных пинежских краях Сурского монастыря неразрывно связана с именем Иоанна Кронштадтского. И рассказом о том, с какой целью задумал он основать у себя на родине, в селе Суре, самый северный женский монастырь, начинается сохранившаяся в Архангельском областном архиве "Летопись Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря": "досточтимый и дорогой Батюшка, отец Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, заботясь о религиозном состоянии своих сородичей сурян, решил устроить в Суре обитель, которая своим ежедневным примером благочестия побуждала бы их молитве и труду. Устраивая Сурскую обитель, отец Протоиерей по его собственным словам имел целью просвещение Сурского народа, а также и то, чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы".

О том, как было положено основание монастыря в Суре, мы знаем из стихотворной летописи, составленной игуменией Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисией, которая упоминает, что помолясь "на поле близ родимого села" Св. Иоанн благословил место для его будущей постройки. В летописи монастырской указывается точная дата этого события - 14 июня 1899 г. После этого началось строительство деревянных зданий церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было завершено к лету 1900 года. Возведение монастыря проводилось на деньги, пожертвованные для этого Праведному Иоанну многочисленными благотворителями. Тогда же, в 1899 году, в Суре появились и первые послушницы будущей обители - женской общины, утверждение которой указом Императора, а также Святейшего Синода датируется 30 октября 1899 года.

Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы. Самым младшим - Марии Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей - Александре Степановской - 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое - из духовного и мещанского сословий, и лишь одна единственная Евдокия Толбузнна - из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими: семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. За исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными.

Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском "Источник живой воды", впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку.

"Постройка монастыря, - сообщает "Летопись", - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова". Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь.

Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава. При этом он обращал внимание не только на порядок совершения Богослужений, но прежде всего - на внутреннее состояние обители. В тетради " Устава" есть три его автографа, сделанные черными чернилами. Первый из них гласит: "все, здесь изложенное, должно быть безусловно исполняемо". Второй является его ответом на очень болезненный для юной обители вопрос - кому должны подчиняться сестры. Чтобы вразумить их, отец Иоанн собственноручно начертал на полях "Устава" запись о том, что " сестры должны беспрекословно повиноваться игумении", прибавив при этом, что не подчиняющиеся настоятельнице должны быть изгоняемы из монастыря, по слову Апостола Павла "измите злаго от вас самех". Последнюю запись Праведного Иоанна Кронштадтского можно найти на последней странице Устава. Она гласит: "Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев, основатель общества. Июля 9-го 1899 г." Есть в "Летописи" и еще одна дата, относящаяся к разделу "Времена выдающихся бедствий": "20 декабря 1908 г. скончался Дорогой Батюшка, Всемирный великий молитвенник и чудный пастырь о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев". В этих словах отразилась вся любовь сурских монахинь и послушниц к своему пастырю, вся глубина их скорби по нем.


Иоанно-Богословский Сурский монастырь.

Село Сура вид с р. Суры.

Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского.
Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 году на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина, и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.


Сурский монастырь.

Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском "Источник живой воды", впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку.
Поселившись на месте будущей обители, сестры помогали в строительных работах, занимались разработкой земельных участков под огороды. Навсегда остались в памяти первых насельниц Сурской общины воспоминания о тяжелых трудах, понесенных ими при возведении монастыря.
Монастырь являлся детищем праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн не только духовно окормлял обитель, но и жертвовал большие средства на его содержания. Трудами о. Иоанна в Суре действовала двухклассная (шесть лет обучения) церковно-приходская школа. Батюшка Иоанн вникал во все нужды монастырской жизни и оказывал всевозможную помощь.
С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.


г. Архангельск. Сурское подворье. Фото 1910-х гг. Гос. научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева.

В 1913 г. Архангельское Сурское подворье посетила преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в г. Москве. Таким образом, в историю Архангельского Сурского подворья навсегда вошло светлое имя этой великой российской подвижницы.
Кроме монастыря прав. Иоанн Кронштадтский построил два великолепных, под стать столичным, храма взамен обветшавших деревянных Введенской и Никольской церквей (XVI-XVIIв.в.). Первый был построен Свято-Никольский собор. Величественный Свято-Никольский собор был заложен 8(21) июля 1888 года самим Иоанном Кронштадтским. За месяц до освящения церкви батюшка Иоанн приехал в Суру и сам контролировал ход работ.
В газетах того времени писали: "Этот величественный каменный храм византийского стиля, с двухъярусной при нём колокольней, по всей справедливости можно считать замечательным памятником современного церковно-строительного искусства и украшением не только для Суры, но и для всякого губернского и даже столичного города”. Освящение всех трёх приделов Свято-Никольского храма совершил сам праведный Иоанн Кронштадтский в июле 1891 года при огромном стечении народа.


Никольский храм и бывшие церковные постройки. Фото 2008г.

Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 году, но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается.


Успенский собор.

При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположенъ в 18 верстахъ от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен.


Троицкий скит Сурского монастыря.

Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена».
В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г., епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворь. В 1994-1996 годах сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря.


Сестринский корпус с домовым храмом Сурской обители.

Ссылки.
- П. П. Сойкин. Православныя русские обители.
- И.ИВАНОВ. ЗА ПИНЕГОЙ, В СУРЕ…
- Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь.// Русские церкви.
- Монахиня Евфимия (ПАЩЕНКО). «Мне этот день никогда не забыть…».

Слово о святом праведном Иоанне Кронштадтском

Без рассказа о вкладе св. прав. Иоанна Кронштадтского в основание Сурского монастыря говорить об истории этой обители просто невозможно. Ведь именно он положил ей начало. Он перечислял средства на её строительство. Он освятил здания обители. Он же пожертвовал на содержание при ней женской школы значительный (в 40 тыс. руб.) капитал. Но самое главное, конечно, — вклад о. Иоанна в духовное становление Сурского монастыря. Мы уже упоминали о том, что батюшка руководил подготовкой будущих насельниц этой обители. Известны его письма к матери Таисии, игумении Леушинского монастыря, в стенах которого проходили они послушнический искус. Например: «Посылаю к тебе будущую монахиню для Суры, Матрову Дмитриевну Горбунову. Прими её, как свою дочь». «Благоволи принять эту девицу грамотную — Наталью для подготовки в Сурскую общину». В преддверии открытия общины девушки эти постигали азы иноческой жизни, проходя всевозможные послушания, обучались и грамоте, и рукоделиям, и иконному письму, и пению — всему тому, что должно было пригодиться им для последующих монастырских трудов.

Многие из Сурских послушниц были духовными чадами праведного Иоанна. И не поэтическим приукрашением, а реальностью надо считать слова из стихов игумении Таисии о том, что к девушкам этим он относился «как мать», заботясь и об их телесном здравии, и о здравии внутреннем, духовном. Известны случаи исцеления им больных монахинь. Например, приводимый Н. Большаковым в его книге «Источник живой воды», когда по его молитве выздоровела находившаяся при смерти старшая сестра Архангельского Сурского подворья. С другой стороны, вспомним строки из письма его к м. Таисии: «Как живут у тебя мои кронштадтские: Евдокия, Екатерина, Елена? Нет ли в них какой шероховатости?»

Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава. При этом он обращал внимание не только на порядок совершения Богослужений, но прежде всего — на внутреннее состояние обители. В тетради «Устава» есть три его автографа, сделанные чёрными чернилами. Первый из них гласит: «всё, здесь изложенное, должно быть безусловно исполняемо». Второй является его ответом на очень болезненный для юной обители вопрос — кому должны подчиняться сёстры. Дело в том, что некоторые послушницы полагали, что, раз принимал их в общину сам батюшка Иоанн, то слушаться распоряжений игумении они не обязаны. Чтобы вразумить их, отец Иоанн собственноручно начертал на полях «Устава» запись о том, что «сёстры должны беспрекословно повиноваться игумении», прибавив при этом, что не подчиняющиеся настоятельнице должны быть изгоняемы из монастыря, по слову Апостола Павла «измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13). Также внимательно изучены и одобрены о. Иоанном были другие стороны духовной жизни сурских насельниц — например, совершение молитвенного правила, в котором значительное место уделялось чтению Иисусовой молитвы. Последнюю запись Праведного Иоанна Кронштадтского можно найти на последней странице Устава. Она гласит: «Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев, основатель общества. Июля 9-го 1899 г».

Без преувеличения можно сказать, что Сурский монастырь был детищем батюшки Иоанна. И это знали и понимали его обитательницы, отвечавшие своему пастырю искренней любовью. Для них он был «досточтимым и дорогим Батюшкой», «Отцом Протоиереем», каждого приезда которого они ожидали «так, как ждут Христова дня». И «Летопись» сохранила даты его посещений Суры: 20 июня 1900, 10 июня 1901, 12 июня 1902… каждый год по 21-23 июня 1907 года включительно. Есть в «Летописи» и ещё одна дата, относящаяся к разделу «Времена выдающихся бедствий»: «20 декабря 1908 г. скончался Дорогой Батюшка, Всемирный великий молитвенник и чудный пастырь о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев». В этих словах отразилась вся любовь сурских монахинь и послушниц к своему пастырю, вся глубина их скорби по нём. И, перечитывая эту запись, невозможно не сопереживать тем, кто оставил её почти столетие назад на страницах монастырской летописи.

Но даже по кончине своей отец Иоанн не оставил своим молитвенным предстательством дорогого ему монастыря. Ещё при жизни своей он произнёс удивительное обетование, сохранившееся благодаря стихам м. Таисии, а также воспоминаниям Н. Большакова. Покидая только что открытую обитель, он обещал никогда не оставить её, всегда молиться за её насельниц. И безусловно, в этом обетовании — залог возможного возрождения Сурской обители в наши дни.

Подробнее о жизни Иоанно-Богословского Сурского монастыря и других женских монастырей Архангельской губернии можно прочитать в книге монахини Евфимии (Пащенко) «Женские монастыри Архангельской губернии (17-20 века)», Архангельск, 1999 г.

Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь в деревне Ершовка

В конце 20 века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. 8 ноября того же года состоялось учредительное собрание общины, организацией которого по благословению владыки занялась инокиня Вера (Рудалёва). 19 декабря 1994 года состоялась регистрация общины в Министерстве Юстиции Российской Федерации по Архангельской области. По благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона инокиня Вера (Рудалёва) с 1-го января 1995 года назначается старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря Архангельской и Мурманской епархии. А 22 февраля 1995 года на заседании Священного Синода РПЦ под председательством Патриарха последовало утверждение её в этой должности.

«В заседании Священного синода под председательством Патриарха — слушали: 2. Ходатайство Преосвященного Епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона о благословении на возрождение женского монастыря, основанного в 1907 году святым Иоанном Кронштадтским в городе Архангельске и о назначении настоятельницы. Постановили:

  1. Благословить возрождение монашеской жизни в Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре в Архангельске.
  2. Назначить старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря инокиню Веру (Рудалёву)».

На июнь 1995 года община насчитывала 19 сестёр.

С 1994 по 1996 годы сёстры общины пытаются вернуть для воссоздаваемого монастыря здание Архангельского подворья Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря, но безуспешно. Поэтому в 1996 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община переводится в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразовывается в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. Настоятельница игумения Афанасия рассказала что лишь недавно они с сёстрами выяснили в чём же здесь заключался особый промысл Божий.

«Вот почему здесь Господь открыл монастырь, — рассказывает игумения Афанасия, — потому что здесь места расстрелов. Они были от малых Корел до Вайнова и островов. Везти людей на Соловки было дорого, и, вот, приспособились сюда. За каждой ёлкой, за каждым кустом, в каждом озерке, в каждом болоте людей топили, расстреливали. Здесь на реке напротив Ершовки потоплено 2 баржи. Местные жители это видели. Бабушка рассказывала: „Я видела, время было страшное, люди с ружьём ходили, говорили: только высуни нос, мы тебя тоже пристрелим“. Одна баржа была со священниками и монахами, другая с матушками и детьми. Особенно кричали дети (почему местные жители и знают об этом). Здесь за каждым углом поставлено уже 11 крестов».

На угоре, который в 30-е годы прошлого века стал полигоном для расстрела, монастырь возводит храм в честь новомученников российских. Видимо, эта земля настолько священна, что с Божией помощью совсем скоро в окрестных деревнях освятят ещё несколько церквей, построенных Иоанно-Богословской обителью. Матушка настоятельница говорит, что у неё уже и иконы для них приготовлены.

В начале октября монастырь отмечает престольный праздник. Божественные литургии совершаются в новом храме в честь Апостола-Евангелиста Иоанна Богослова. Каждый день насельницы исполняют молитвенное правило в двух домовых церквях в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и в «Никольской». Так же послушницы и трудницы помогают вести хозяйство и обрабатывают землю, за счёт которой монастырь и существует.

Распорядок дня для всех здесь очень насыщенный: утром воспитанницы встают и сразу идут на утренние молитвы. Затем у них завтрак, чтение Псалтыря, а потом занятия своими делами — вязать, вышивать… Хозяйственные заботы чередуются с молитвенными предстояниями, а неизбежные мирские хлопоты ничуть не умаляют веяния благодати.

В селе Сура сформировалась община возрождаемого Иоанно-Богословского Сурского монастыря. 4 октября 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Сурский Иоанновский женский монастырь.

При составлении материала использовался текст из видео-сюжета Архангельской и Холмогорской епархии , а так же некоторые другие статьи, которые можно найти на страницах

Вверх