Сравнение боевой техники.

Рождение саранчи

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война внесла серьёзные коррективы в развитие советской танковой промышленности. В первые же дни войны был аннулирован целый ряд перспективных программ; кроме того, под нож попало и несколько уже выпускавшихся серийно образцов бронетанкового вооружения и техники.

Согласно постановлению СНК СССР от 25 июня 1941 года, заводу № 37 НКСМ1 им. Орджоникидзе (г. Москва) предписывалось к 1 августа 1941 года прекратить производство полубронированных артиллерийских тягачей Т-20 «Комсомолец» и разведывательных танков-амфибий Т-40. Вместо них в течение двух месяцев нужно было наладить выпуск танков Т-50; в качестве поставщика корпусов и башен планировалось задействовать Подольский завод им. Орджоникидзе. Загрузить производством комплектующих для Т-50 предполагалось до пяти десятков предприятий, расположенных в Москве и Московской области.

Решение о замене Т-40 на Т-50 выглядело вполне логичным и разумным. Разведывательные танки-амфибии не строились огромными сериями — они были дополнением к куда более массовым броневикам. Ими оснащались разведывательные батальоны, на разведывательный танк-амфибия с максимальной толщиной брони 13 мм и вооружением в виде пулемёта ДШК и не претендовал. Другое дело — Т-50, имевшие противоснарядное бронирование и 45-мм пушку. Машина завода № 174 (Ленинград) должна была заменить в войсках лёгкий танк Т-26, то есть стать одним из самых массовых танков Красной армии. К июню 1941 года, спустя несколько месяцев задержки, производство Т-50 началось на заводе № 174. Казалось, что в условиях огромных потерь начала войны Т-50 окажется незаменимым, и эти танки требовались в огромных количествах.

В создавшихся условиях Т-50 открывался зелёный свет, но постановление — это одно, а реальное положение вещей — совсем другое. Дело в том, что к массовому выпуску детища завода № 174 танковая промышленность оказалась не готова. Танк получился довольно сложным даже для завода-изготовителя, из-за чего запуск Т-50 задержался на несколько месяцев; что уж говорить о заводе № 37, который выпускал разведывательные танки-амфибии с использованием автомобильных агрегатов. Производимые в Москве машины не превышали по боевой массе 5 тонн, в то время как ленинградский танк имел массу 14 тонн. Дополнительные проблемы с Т-50 вызывали дизельные двигатели В-4, выпуск которых производитель в лице завода № 75 НКСМ (Харьков) ещё толком не наладил. В результате производство перспективного танка в июле 1941 года практически остановилось. Если бы завод № 37 безропотно подчинился постановлению и прекратил выпуск Т-40, производство лёгких танков могло полностью застопориться. Между тем руководство завода № 37, и особенно его конструкторское бюро (КБ), возглавляемое Николаем Александровичем Астровым, прекрасно осознавало реальные возможности предприятия. Для сборки 14-тонного танка было необходимо провести масштабную реконструкцию оборудования: достаточно сказать, что в сборочном цехе завода отсутствовало крановое хозяйство. Формально завод не отказывался от обязательств по производству Т-50; более того, прорабатывался эскизный проект плавающего танка на его базе. Но одновременно в обстановке секретности в конструкторском бюро завода разрабатывался проект танка, который представлял собой упрощённую версию Т-40. Июльским вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля было опущено письмо, подписанное Н. А. Астровым и военпредом завода № 37 В. П. Окуневым. В письме, адресованном Сталину, была обоснована невозможность производства Т-50 заводом № 37; взамен предлагалось наладить выпуск малого танка на базе Т-40, который планировалось выпускать в значительно больших объёмах.

Той же ночью письмо попало к Сталину, который заинтересовался инициативным предложением Астрова и Окунева. Следующим утром на заводе появился заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев (он же занимал должность наркома среднего машиностроения), которому Сталин поручил курировать проект. Изучив обстановку на месте и выслушав инициаторов предложения, Малышев 14 июля написал письмо Молотову, в котором высказался в пользу нового танка.

Танк, изначально получивший индекс Т-60 (в переписке завода часто используется индекс 030), представлял собой неплавающую версию Т-40. 17 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 179сс «О выпуске лёгких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша» — таким образом, Т-60 был дан зелёный свет. Вопрос об организации производства Т-50 на заводе № 37 отпал сам собой, впрочем, осенью 1941 года делались попытки вернуться к этой теме.

Решение о производстве 030 было скорее полумерой. Дело в том, что корпуса и башни Т-40, которые выпускались Подольским заводом им. Орджоникидзе, отличались сложностью конструкции. Наибольшие проблемы возникали с башнями, которые полностью собирались из цементированной брони. Высокий процент брака по корпусам и башням являлся одной из основных причин срыва графика производства Т-40; переход в середине июля на гомогенную броню лишь отчасти решил проблему. Решение о разработке упрощённой конструкции корпуса и башни лежало на поверхности, тем более что 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков», которое расширяло число предприятий, задействованных в производстве Т-60.

23 июля был издан приказ НКСМ № 360сс, согласно которому конструкторскому бюро завода № 37 предписывалось разработать упрощённую конструкцию корпуса и башни танка Т-60. Спустя всего два дня на заводе № 37 состоялось техническое совещание по вопросу конструкции танка Т-60 на базе Т-40 для производства заводами ГАЗ и ХТЗ.

Вместо упрощённого варианта Т-40 ХТЗ и ГАЗ получали на производство машину, которая значительно отличалась от исходного танка. Что же касается завода № 37, то решение оставить до конца 1941 года на нём производство исходного Т-60 диктовала необходимость не допустить срыва планов по производству, а также большой задел по корпусам Т-40 на Подольском заводе им. Орджоникидзе, который и без того был перегружен другими заказами (среди прочего, завод производил бронекорпуса для штурмовиков Ил-2). Дальнейший ход событий привёл к появлению танка, более известного как Т-30, который достоин отдельной публикации. Несмотря на решение технического совещания, индекс Т-60 применительно к машине 030 продержался очень недолго. Уже в конце июля данный танк впервые проходит под индексом Т-30, а с конца августа это обозначение начинает использоваться повсеместно. Что же касается танка, который предназначался для производства на ХТЗ и ГАЗ, то он получил заводской индекс 060.

Индекс Т-70 применительно к нему в заводской переписке использовался крайне редко (но достаточно для того, чтобы ввести ряд исследователей в заблуждение). В переписке данный танк называют «Т-60 с упрощённым корпусом», Т-60М и просто Т-60. Последний индекс за «060» к осени 1941 года закрепился окончательно, но ещё в 1942 году некоторые заводы в переписке иногда называли его Т-70 и Т-60М.

Примечателен тот факт, что танки 030 и 060 были приняты на вооружение ещё до постройки опытных образцов. В случае с 030 это не столь удивительно, поскольку танк фактически представлял собой упрощённый Т-40 с увеличенным бронированием, разработка документации по данной машине заняла всего двое суток. Другое дело — Т-60, который значительно отличался от прародителя. Несмотря на то что задание на разработку корпуса и башни упрощённой конструкции было выдано 23 июля, реально работы по «060» начались уже 20 числа.

Заводское конструкторское бюро, возглавляемое Астровым, поставило мировой рекорд по скорости разработки танка: чертежи крайних групп были сданы уже 28 июля, то есть весь цикл разработки документации занял неделю; это подтверждается датами, стоящими на чертежах.

Отдельно стоит остановиться на компоновке 060. В значительной степени новый танк повторял предшествующий ему Т-40, но имелись некоторые изменения, связанные с одной не очень приятной историей, касающейся силовой установки. Дело в том, что в октябре 1940 года Наркомат авиационной промышленности (НКАП) забрал у ГАЗ им. Молотова цех по производству двигателей ГАЗ-11 и ГАЗ-202 для выпуска авиамоторов М-105. При этом на ГАЗ встали все работы по разработке и выпуску перспективных автомобилей, поскольку на них использовались моторы семейства ГАЗ-11; этот же двигатель использовался в плавающем танке Т-40 производства завода № 37. В конце ноября 1940 года возникла идея установки в Т-40 двигателя ЗИС-16 (форсированная до 85 л. с. версия двигателя ЗИС-5), а также его дизельного варианта Д-7. Один танк отправили на ЗИС, но изучение вопроса дало неутешительный результат. Без увеличения габаритов моторного отделения новый двигатель в танк не помещался. К июню 1941 года проблемы с поставками ГАЗ-202 разрешились, но, судя по всему, при проектировании Т-60 руководитель корпусной группы 22-го отдела А. В. Богачёв учёл произошедший кризис с двигателями. Несмотря на то что корпус Т-60 стал ниже на 15 см, внутреннюю компоновку агрегатов переработали так, что в танк помещался не только штатный ГАЗ-202, но и, после небольших доработок, двигатель ЗИС-5.

Не менее интересна история с вооружением «030» и «060». По первоначальным планам производства данных танков, их вооружение оставляли на уровне Т-40, то есть на них ставилась спаренная установка пулемётов ДШК и ДТ. Планы пришлось резко менять ввиду того, что предприятия, задействованные в производстве ДШК (в частности, завод № 507 НКВ в г. Лопасня, ныне г. Чехов), могли выпускать всего несколько сотен пулемётов в месяц. 23 июля 1941 года заместитель наркома обороны маршал Г. И. Кулик собрал срочное совещание, посвящённое вопросу вооружения танков Т-60. Ввиду сложившейся ситуации требовалось срочное решение по замене ДШК, и такая альтернатива быстро нашлась.

В 1936 году ОКБ-15 НКВ была разработана 20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК (Шпитальный — Владимиров, авиационная крупнокалиберная), которая стала первым крупносерийным образцом вооружения данного класса, выпущенным в СССР. Пушка была унифицирована с одноимённым крупнокалиберным пулемётом, разработанным чуть ранее. К началу Великой Отечественной войны ШВАК массово устанавливалась на истребители и штурмовики, а наличие турельной версии теоретически позволяло создать на её базе танковую модификацию.

26 июля вышло постановление ГКО № 289сс «О вооружении танка Т-60», согласно которому Т-60 получал вооружение в виде 20-мм автоматической пушки ШВАК разработки ОКБ-15 (в сентябре она получила индекс ТНШ/ШВАК обр. 1941 г.).

К моменту выхода постановления № 289сс танковой версии ШВАК ещё не существовало в металле: первый образец был установлен в танке Т-40 (серийный номер 11726) и прошёл огневые испытания с 7 по 10 августа 1941 года. При разработке ТНШ были использованы детали крыльевой и турельной версий ШВАК, что позволило обойтись без разработки кардинально новых узлов. Прицел остался тот же, что и у спаренной установки ДШК и ДТ, — ТМФП (телескопический Марона — Финкельштейна пулемётный). Единственным отличием ТМФП в версии для пушки ТНШ стала нарезка новых шкал на прицельной сетке.

30 июля 1941 года, ещё до начала испытаний пушки, в ГАУ была представлена развернутая заявка на пушки ШВАК, оптику, а также 15 миллионов снарядов. 3 августа заявку по снарядам расширили до 15 миллионов для комплектации на заводах и 35 миллионов для армии. Реальная картина, впрочем, оказалась куда менее радужной: 17 сентября ГАУ прислало ответ о том, что в текущем месяце возможна поставка лишь 30 тысяч снарядов. На следующий день, после вмешательства заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР Л. З. Мехлиса, нарком боеприпасов П. Н. Горемыкин расширил объёмы поставок до 30 тысяч снарядов для ХТЗ, 20 тысяч снарядов для ГАЗ и 50 тысяч снарядов для завода № 37; на октябрь запланировали отпуск 3,5 миллиона снарядов. Заказ для завода № 37, впрочем, являлся скорее теорией, ибо на Т-30 вплоть до начала октября 1941 года устанавливались исключительно пулемёты ДШК.

Согласно планам, завод № 37 должен был начать выпуск «030» с 1 августа; запуск производства «060» на ХТЗ и ГАЗ планировался на 15 августа. По факту же произошла задержка: из поставщиков корпусов «060» к указанной дате успел лишь Подольской завод им. Орджоникидзе, собравший опытный образец из неброневой стали. Также к середине августа завод № 69 им. Ленина (Красногорск) изготовил 25 прицелов ТМФП, а Ковровский завод № 2 имени К. О. Киркижа отгрузил 15 ТНШ. К постройке опытного образца танка «060» на заводе № 37 приступили 17 августа 1941 года, причём башню взяли от Т-40, вместе со штатным вооружением в виде 12,7-мм пулемёта ДШК (пулемёт, впрочем, так и не установили). Этот танк, собранный для ознакомления ГАЗ с новой продукцией, Астров и Окунев лично перегнали в Горький, после чего вернулись обратно на завод № 37.

Выбор ГАЗ в качестве одного из производителей Т-60 был закономерен. Горьковский автомобильный завод им. Молотова являлся одним из основных партнеров завода № 37 по выпуску танков Т-40. Совсем по-другому дело обстояло на Харьковском тракторном заводе, который должен был стать основным производителем Т-60. В начале июля 1941 года КБ Научного автотракторного института (НАТИ, ныне НАМИ) совместно с ХТЗ разработало в инициативном порядке бронированный трактор. Машина получила индекс ХТЗ-16, базой для неё послужило сильно модифицированное шасси гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. 20 июля 1941 года, ещё до постройки опытного образца ХТЗ-16, было издано постановление ГКО № 219сс, согласно которому ХТЗ должен был выпустить 2000 бронетракторов. В ГАБТУ, впрочем, прекрасно понимали, что ХТЗ-16 является временной мерой и не может считаться полноценной боевой машиной, поэтому в тот же день спустили указание о подготовке производства Т-60 на мощностях ХТЗ.

Указанные в постановлении ГКО № 222сс сроки и объёмы производства с самого начала были нереальными. По плану техническая документация на «060» рассылалась КБ завода № 37 к 27 июля. На ХТЗ первые чертежи стали поступать с 28 июля, а основной объём документации попал на завод только к 10 августа. По состоянию на 16 августа на завод не пришли технические условия на приёмку танков, отсутствовали ведомости на ЗИП.

Помимо отсутствия корпусов, на ХТЗ имелась проблема и иного характера. Т-60 являлся для заводчан «чужим» проектом, так что к идее производства малого танка отношение было весьма прохладным. По состоянию на середину августа работой по теме Т-60 на ХТЗ занималось всего 6 человек, объяснялось это нехваткой людей. Ряд групп чертежей, присланных с завода № 37, КБ ХТЗ переработало под свои нужды, что также заняло время. При переделке чертежей ряд элементов, включая оптику и крепления шанцевого инструмента, был унифицирован с ХТЗ-16. Одним словом, ХТЗ и его смежники старались максимально перевести производство Т-60 в нижний приоритет.

Руководство ХТЗ всячески противилось постепенному сворачиванию выпуска бронетрактора ХТЗ-16; для решения вопроса понадобилось вмешательство сверху. Насколько отчаянной была борьба, можно понять из доклада старшего инженера 3-го отдела БТУ КА, военинженера 3-го ранга Куликова, датированного первой половиной сентября 1941 года:

«Параллельное производство ХТЗ-16 и Т-60 мыслится до второй половины сентября (17.9.41 г.), причём ХТЗ-16 (шасси) выпускается до конца на основном конвейере в тракторном — механосборочном цеху, а сборка Т-60 организуется в другом цеху на голом месте, где сейчас подготавливается временный конвейер. После сборка переходит на основной конвейер. Вообще у работников завода до приезда Малышева было такое настроение, что «может быть, Т-60 снимут». Но после того как он их крепко гонял, заметен перелом. Цеха стали больше уделять внимания изготовлению Т-60. До этого танк был так засекречен, что никто из рабочих не знал о том, что будет делать завод».

13 сентября 1941 года, спустя почти месяц после планировавшегося начала производства, на ХТЗ был собран первый Т-60 с использованием корпуса и башни Ворошиловградского завода. На момент сборки первой машины на заводе имелось 12 комплектов корпусов с башнями, прибывших с трёх разных заводов-смежников. Всего за сентябрь были собраны и отправлены в войска 7 танков, что равнялось числу имевшихся на заводе двигателей.

К 20 сентября немецкие войска вплотную подошли к Харькову, и находящиеся в городе предприятия приступили к эвакуации. Подготовка эвакуации ХТЗ началась 17 сентября. По планам, завод вывозился в Сталинград. Полностью эвакуировать производство с ХТЗ не удалось: ворвавшимся в город немецким войскам досталась часть оборудования, а также несколько корпусов. Таким образом, единственным производителем Т-60 на несколько месяцев стал ГАЗ.

Обзор видео гайд танк Т-60 World of Tanks

Т-60 является представителем 2 уровня советской ветки развития класса ЛТ . Имеет уникальную структуру, которая является единственной среди всех моделей других наций, так как имеет смещение башни на левую часть корпуса. В реальном бою представитель СССР показал среднюю боевую эффективность, а после появления Т-70 он вовсе был снять с производства. Прокачка Т-60 займет у вас несколько боев, а дальнейшее развитие будет представлено новеньким ЛТ под названием Т-70 .

Общие сведения.

Т-60 танк, сочетающий в себе отличные наклоны брони и хорошее пулеметное орудие. Но имеет погрешности в подвижности и бронировании. Огневую мощь танка обеспечивает 37 мм орудие с пробитием в 58 мм и уронов в 40 хп. Скорострельность орудия составляет 22 мм.

Максимальная скорость достигает 45 км\ч, а запас заднего хода составляет 15 км\ч. Прекрасные показатели скорости портятся ужасной динамичностью. Обзор достигает 300 метров, что является колоссальным показателем среди аналогичных моделей. Вес танка составляет 9 тонн, а мощность двигателя 85 л.с.

Показатели брони:

  • Корпус: лоб- 35 мм, борта - 15 мм, карма - 25 мм.
  • Башня: лоб - 25, боковая сторона - 25, задняя часть башни - 25.

Отличный набор модулей, позволяет максимально эффективно использовать данную боевую единицу:

  • Стереотруба - является основным модулем Т-60;
  • Усиленные приводы наводки - снижают время сведения;
  • Маскировочная сеть - позволяет танку быстро скрываться, находясь в неподвижном положении.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.

Экипаж.

Правильно прокаченный экипаж. Является залогом успешного боя.

  • Командир: орлиный глаз, радиоперехват, лампочка, маскировка;
  • Механик-водитель: плавный ход, король бездорожья, виртуоз, ремонт;
Сравнение боевой техники.

С появлением на полях сражений представителя СССР, позиции танков по эффективности изменились. Данная модель боевой единицы заняла второе место по эффективности среди всех ЛТ наций. Первое место по-прежнему занимает Германия со своим Pz. Kpfw I . Благодаря большой скорострельности и скорости, ЛТ СССР сместил прошлого фаворита M2 Light Tank со своей позиции.

Тактика боя.

Основной тактикой данной машины является выбор выгодной позиции и максимальное нанесение урона. Данный представитель ЛТ не подходит для ближнего боя и активного уничтожения противников. Он оптимально подходит для поддержки сил союзников. Несмотря на свою довольно «кривую» пушку, он отлично ведет себя на дальних дистанциях, к нему также можно применять тактические особенности, которые используя при игре на ПТ .

Также он великолепно подходит для уничтожения одиночных целей. Из-за своей особенности в структуре строения, его очень сложно заметить аналогичным моделям. Поэтому имея маскировочную сеть, можно безнаказанно вести огонь по врагу.

Обзор видео гайд танк Т-60 World of Tanks

Т-60 является представителем 2 уровня советской ветки развития . Имеет уникальную структуру, которая является единственной среди всех моделей других наций, так как имеет смещение башни на левую часть корпуса. В реальном бою представитель показал среднюю боевую эффективность, а после появления он вовсе был снять с производства. Прокачка Т-60 займет у вас несколько боев, а дальнейшее развитие будет представлено новеньким ЛТ под названием .

Т-60 танк, сочетающий в себе отличные наклоны брони и хорошее пулеметное орудие. Но имеет погрешности в подвижности и бронировании. Огневую мощь танка обеспечивает 37 мм орудие с пробитием в 58 мм и уронов в 40 хп. Скорострельность орудия составляет 22 мм.

Максимальная скорость достигает 45 кмч, а запас заднего хода составляет 15 кмч. Прекрасные показатели скорости портятся ужасной динамичностью. Обзор достигает 300 метров, что является колоссальным показателем среди аналогичных моделей. Вес танка составляет 9 тонн, а мощность двигателя 85 л.с.

Показатели брони:

  • Корпус: лоб- 35 мм, борта - 15 мм, карма - 25 мм.
  • Башня: лоб - 25, боковая сторона - 25, задняя часть башни - 25.

Отличный набор модулей, позволяет максимально эффективно использовать данную боевую единицу:

  • Стереотруба - является основным модулем Т-60;
  • Усиленные приводы наводки - снижают время сведения;
  • Маскировочная сеть - позволяет танку быстро скрываться, находясь в неподвижном положении.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.

Экипаж.

Правильно прокаченный экипаж. Является залогом успешного боя.

  • Командир: орлиный глаз, радиоперехват, лампочка, маскировка;
  • Механик-водитель: плавный ход, король бездорожья, виртуоз, ремонт;
Сравнение боевой техники.

С появлением на полях сражений представителя СССР, позиции танков по эффективности изменились. Данная модель боевой единицы заняла второе место по эффективности среди всех ЛТ наций. Первое место по-прежнему со своим . Благодаря большой скорострельности и скорости, сместил прошлого фаворита со своей позиции.

Тактика боя.

Основной тактикой данной машины является выбор выгодной позиции и максимальное нанесение урона. Данный представитель ЛТ не подходит для ближнего боя и активного уничтожения противников. Он оптимально подходит для поддержки сил союзников. Несмотря на свою довольно «кривую» пушку, он отлично ведет себя на дальних дистанциях, к нему также можно применять тактические особенности, которые используя при игре на .

Также он великолепно подходит для уничтожения одиночных целей. Из-за своей особенности в структуре строения, его очень сложно заметить аналогичным моделям. Поэтому имея маскировочную сеть, можно безнаказанно вести огонь по врагу.

Немало образцов боевой техники и вооружения, применявшихся в годы Великой Отечественной, прошли ее от начала до конца, что свидетельствует об удачности их конструкции и наиболее полном соответствии тактико-техническим требованиям (ТТТ). Однако целый ряд изделий советского оборонпрома, с которым Красная армия вступила в противоборство с германскими войсками, до его завершения не дожил по причине либо устарелости, либо несоответствия этим самым пресловутым ТТТ. Но ту же участь разделили и некоторые боевые машины, созданные в военную пору, в том числе легкий танк Т-60.

Встречное предложение


В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка нового поколения Т-50, что вызвало шок у руководства предприятия, скромные производственные возможности которого явно не соответствовали новому объекту. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную восьмиступенчатую коробку передач, а зуборезное производство всегда было на этом заводе слабым местом. Вместе с тем работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отработанной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н. А. Астров вместе со старшим военпредом предприятия подполковником В. П. Окуневым написал письмо И. В. Сталину, в котором обосновал невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны – реальность быстрого освоения производства нового танка. Письмо в установленном порядке опустили вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля, ночью Сталин его прочел, и уже утром на завод приехал заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел макет танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации.

Уже вечером 17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша». Необходимо отметить, что в этом постановлении речь шла не о классической «шестидесятке», а о танке Т-60 (030), внешне идентичном Т-40 за исключением кормового листа корпуса и более известном под неофициальным обозначением Т-30.

Для Т-60 (уже в варианте 060) конструктор А. В. Богачев спроектировал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим, чем у Т-40, забронированным объемом и низким силуэтом – высотой всего 1360 миллиметров, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15–20 миллиметров, а потом с помощью экранировки и до 20–35, бортовых – до 15 миллиметров (впоследствии до 25), кормовых – до 13 миллиметров (потом местами до 25). Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним посадочным люком. Смотровой прибор водителя – быстросменный зеркальный стеклоблок «триплекс» толщиной 36 миллиметров находился в лобовом щитке (первоначально и по бокам рубки) за узкой щелью, прикрываемой бронезаслонкой. В днище толщиной шесть – десять миллиметров имелся аварийный люк.

Новая башня высотой 375 миллиметров, спроектированная Ю. П. Юдовичем, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из плоских бронелистов толщиной 25 миллиметров, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 миллиметров. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс». Башня была смещена к левому борту.

На втором опытном образце Т-60 (060) вместо ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая с длиной ствола 82,4 калибра, созданную на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально она была принята на вооружение только 1 декабря, а 1 января 1942 года получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана – Шпитального) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.


Для удобства наведения пушка размещалась в башне со значительным смещением от ее оси вправо, что заставило вводить поправки в показания телескопического прицела ТМФП-1. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами – 1,208 килограмма. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью Vo=815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.

Слева от пушки в одной спаренной с ней установке размещался пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).

Предприятия-изготовители

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.

К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.

Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.

Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.

В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Зачем выпускали эти машины?

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым пехоты вермахта.

В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.

Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.

Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!

Обзор видео гайд танк Т-60 World of Tanks

Т-60 является представителем 2 уровня советской ветки развития . Имеет уникальную структуру, которая является единственной среди всех моделей других наций, так как имеет смещение башни на левую часть корпуса. В реальном бою представитель показал среднюю боевую эффективность, а после появления он вовсе был снять с производства. Прокачка Т-60 займет у вас несколько боев, а дальнейшее развитие будет представлено новеньким ЛТ под названием .

Т-60 танк, сочетающий в себе отличные наклоны брони и хорошее пулеметное орудие. Но имеет погрешности в подвижности и бронировании. Огневую мощь танка обеспечивает 37 мм орудие с пробитием в 58 мм и уронов в 40 хп. Скорострельность орудия составляет 22 мм.

Максимальная скорость достигает 45 кмч, а запас заднего хода составляет 15 кмч. Прекрасные показатели скорости портятся ужасной динамичностью. Обзор достигает 300 метров, что является колоссальным показателем среди аналогичных моделей. Вес танка составляет 9 тонн, а мощность двигателя 85 л.с.

Показатели брони:

  • Корпус: лоб- 35 мм, борта - 15 мм, карма - 25 мм.
  • Башня: лоб - 25, боковая сторона - 25, задняя часть башни - 25.

Отличный набор модулей, позволяет максимально эффективно использовать данную боевую единицу:

  • Стереотруба - является основным модулем Т-60;
  • Усиленные приводы наводки - снижают время сведения;
  • Маскировочная сеть - позволяет танку быстро скрываться, находясь в неподвижном положении.
  • ремкомплект;
  • огнетушитель;
  • аптечка.

Экипаж.

Правильно прокаченный экипаж. Является залогом успешного боя.

  • Командир: орлиный глаз, радиоперехват, лампочка, маскировка;
  • Механик-водитель: плавный ход, король бездорожья, виртуоз, ремонт;
Сравнение боевой техники.

С появлением на полях сражений представителя СССР, позиции танков по эффективности изменились. Данная модель боевой единицы заняла второе место по эффективности среди всех ЛТ наций. Первое место по-прежнему со своим . Благодаря большой скорострельности и скорости, сместил прошлого фаворита со своей позиции.

Тактика боя.

Основной тактикой данной машины является выбор выгодной позиции и максимальное нанесение урона. Данный представитель ЛТ не подходит для ближнего боя и активного уничтожения противников. Он оптимально подходит для поддержки сил союзников. Несмотря на свою довольно «кривую» пушку, он отлично ведет себя на дальних дистанциях, к нему также можно применять тактические особенности, которые используя при игре на .

Также он великолепно подходит для уничтожения одиночных целей. Из-за своей особенности в структуре строения, его очень сложно заметить аналогичным моделям. Поэтому имея маскировочную сеть, можно безнаказанно вести огонь по врагу.

Вверх