Сколько ной взял животных на ковчег. Зверь, который не поместился в ноевом ковчеге


Нашел в Сети интересную информацию по теме «Могли ли в ковчеге Ноя поместиться все животные?» Думаю, она будет полезна и другим читателям…



"Скептики очень часто задают вопрос: каким образом в ковчеге могли поместиться представители всего животного мира? Оказывается, в этом нет ничего удивительного.

Размеры ковчега изменяются в зависимости от того, какой длины считается локоть. Минимальный его размер - 44,5 см, а максимальный (длинный локоть") - 52 см. Но обычно его длину принимают как 45,5 см.

При самом малом размере локтя ковчег имел 133,5 м. в длину; 22,25 м. - ширины, 13,5 м. - высоты. Это соответствовало объему 39655 м3, и водоизмещению в 13960 тонн. Обычные размеры: длина - 136,5 м., высота - 13,65 м., ширина - 22,75 м., Объем - 42388,369 м3. А максимальные размеры: длина - 156 м., Высота - 15,6 м., ширина - 26 м., объем - 63273,6 м3.

Один вагон имеет полезный объем около 76 м3. Значит даже минимальный размер ковчега соответствовал 522 вагонам (обычный - 557, а максимальный - 832). Учитывая, что в обычный товарный вагон входит 240 овец, ясно, что ковчег мог вместить от 125280 (при минимуме локтя) до 199680 (при максимуме) овец. Такой объем достаточен, чтобы вместить всех сухопутных животных (птицы, насекомые (крылатые), млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные) как ныне живущих, так и вымерших.

Чтобы в этом убедиться, во-первых вспомним, что "род" книги Бытия не всегда совпадает с "видом" в современной классификации, а часто более близок к "семейству", а во-вторых, животные входившие в ковчег были скорее всего подростками, а не взрослыми особями, ибо им предстояло заселять мир заново. Поэтому они занимали меньше места, чем взрослые животные.

Для большей убедительности воспользуемся расчетами, приводимыми в научном фильме "Погибший мир". Итак, в мире сейчас есть 1075100 видов животных, однако большинство из них не нуждалось в спасении, ибо они или живут в воде, или способны провести в ней неограниченно долгое время в виде икры. Ною не надо было беспокоиться о 21000 видах рыб, 1700 видах оболочников, 600 иглокожих, включая морских звезд и ежей, 107000 видах моллюсков, 10000 видах кишечнополостных (кораллы, гидры), 5000 видах губок, 30000 видах простейших. Некоторые млекопитающие - это водные животные, как например, киты и дельфины, так же как некоторые рептилии (морские черепахи) и земноводные. Большинство членистоногих (их 838000 видов) - морские животные (раки, омары, креветки). А насекомые очень мелки и не занимают почти никакого места (особенно если они окуклились), большинство из 35000 видов червей могли спастись и без ковчега.

Утверждается, что в ковчег нужно было вместить не более 35000 экземпляров животных, если добавить еще некоторое количество вымерших животных, то в ковчеге должно было уместиться 50000 созданий. Очень больших животных немного - это слон, носорог, но они скорее всего были представлены молодыми особями. Возвращаясь к сравнению объема ковчега с вагонами, то эти 50000 животных заняли бы 208,3 вагона, что составляло лишь 37,3% от среднего объема ковчега (минимальный - 39,9%, максимальный - 25%).

Таким образом 60% ковчега оставались для проживания семьи Ноя и для пищи. - "Ты же возьми себе всякой пищи, какой питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищей." (Быт.6,21). - То есть Бог вернул людей и животных на время потопа к райскому состоянию. Они питались одной пищей - растениями (мясо было разрешено лишь после потопа) и не враждовали друг с другом. Ной вернул себе ту власть над животными, которую потерял Адам.

Воду же не было велено взять Ною с собою, ибо дожди падавшие из-за тверди были пресны и могли быть питьем для всех обитателей ковчега. Брал их Ной чрез специальное отверстие (окно - Быт.8,6).

Другим возражением против библейского рассказа является тот факт, что 8 человек не могли кормить и чистить такое множество животных. Но известно, что даже при обычной плохой погоде у многих существ возникает сонливость. По некоторым сведениям, до потопа атмосферное давление было в 2 раза выше современного, и атмосфера содержала 30% кислорода, а за год катаклизма давление упало до современного уровня, и большая часть кислорода была связана в виде известняков и других осадочных пород (сейчас в атмосфере 21% этого газа). Все это неизбежно погружало большую часть животных в анабиоз и уход за ними был минимальный.

Так что в истории о Всемирном потопе нет ничего, что невозможно было бы объяснить с точки зрения естественных законов".

Андрей, Екатеринбург

Как Ной мог поместить в свой ковчег все виды живых существ, которых насчитываются миллионы?

Меня давно интересует вопрос: как Ной мог поместить в свой ковчег все виды животных, птиц, насекомых, змей, червей и т.д.? Ведь их насчитываются миллионы.

Спаси Христос за вопрос! Он заставил меня глубже погрузиться в толкование Священного Писания. И вот что удалось найти.

Откроем сначала Библию: Бог говорит Ною:

Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского] (Быт. 6:19-20).

Вначале я обратился к Толковой Библии Александра Павловича Лопухина (1852-1904). В ней есть ответ на Ваш вопрос:

Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа, не было еще настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

Ответ сей, однако, меня не удовлетворил, поскольку в нем есть намёк на теорию эволюции, модную и считавшуюся научной в его время. Тогда я решил заглянуть в святоотеческие книги. Мои находки превзошли ожидания. Не перестаю удивляться мудрости, всесторонности и боговдохновенности писаний древних отцов. Хотел сделать из них краткие выдержки, но потом решил не лишать Вас удовольствия прочитать и поразмышлять самим.

Преподобный Ефрем Сирин не даёт прямого ответа на поставленный вопрос, но даёт верное направление мысли. Интересно место, где святой Ефрем говорит о том, что Ваш вопрос (в несколько иной формулировке) задавался уже современниками Ноя.

«Бог говорит Ною: «... Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих ...» (Быт. 6:13). Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом «извратила всякая плоть путь свой на земле »? (Быт. 6:12). Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

Когда же люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: «Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам? », тогда Бог снова повторил ему: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным предо Мною в роде сем. От скотов же чистых введи к себе по семи, мужеского пола и женского, а от скотов нечистых по два, мужеского пола и женского » (Быт.7:1-2). Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.

И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым. «Ибо чрез семь дней Я наведу дождь на землю, в течение сорока дней и сорока ночей, и истреблю все живущее, сотворенное Мною, с лица всей земли » (Быт. 7:4). В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда.

Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби.

Когда же и такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию, тогда сказал Господь Бог Ною: «Еще семь дней и истреблю всякую созданную Мною плоть ». Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, — и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах, и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои» (Толкование на книгу Бытия. Главы 6 и 7).

А вот блаженный Аврелий Августин, епископ Иппонийский, нашел ответ на Ваш и на другие вопросы о ковчеге и Ное. Вот что он пишет в фундаментальном труде «О граде Божьем»:

«Но никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же, что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы; или же, что все это, каково бы оно ни было, не содержит никакого пророчества о Церкви. Только человек с совершенно превратным умом станет утверждать, будто могли быть делом праздного упражнения книги, которые в течение тысяч лет сохранялись с таким благоговением и под таким наблюдением в определенном порядке преемства сменявших друг друга лиц; или же, что в них в данном случае нужно видеть только историю. Для примера, чтобы опустить остальное: если требовалась такая величина ковчега из-за большого количества животных, то что вынуждало ввести нечистых животных по две пары, а чистых — по семь пар, когда могли быть сохранены и те и другие при одинаковом их количестве? Притом разве Бог, который повелел сохранить их для восстановления рода, не мог восстановить их так же, как создал?

Те же, которые утверждают, что это совсем не события, а только образы для обозначения других вещей, прежде всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп, над которой, как утверждают, не могут образовываться облака, потому что она так высока, как небо, и оттого воздух на ней не настолько густ, чтобы могли появляться ветры, облака и дожди. Но они упускают из виду, что может же быть там земля, самая тяжелая из всех стихий. Разве будут они отрицать, что вершина горы состоит из земли? На каком же основании они утверждают, что земля могла подняться в эти небесные пространства, а вода — не могла, когда эти же самые мерятели и взвешиватели стихий говорят, что вода и выше и легче земли? Какую могут привести они разумную причину, по которой бы земля, более тяжелая и низменная, могла занимать тихие пространства неба в течение стольких лет, а воде, более легкой и высокой, нельзя было сделать этого даже на короткое время?

Говорят также, что ковчег такой величины не мог вместить так много родов животных обоего пола, и притом нечистых по две пары, а чистых — по семь (Быт. 7:2). На мой взгляд, говорящие так принимают в расчет только его триста локтей в длину и пятьдесят в ширину; но не принимают в соображение, что столько же локтей было в верхнем ряду и столько же в еще высшем, и что поэтому локти эти, взятые три раза, составят девятьсот и сто пятьдесят. А если представить себе, как весьма удачно заметил Ориген, что Моисей, т. е. человек Божий, который, по словам Писания, «научен был всей мудрости» египтян (Деян.7:22), любивших геометрию, мог показывать размеры в геометрических локтях, которые, как утверждают, были в шесть раз больше наших, то кто не увидит, какое множество вещей могло вместиться в таком обширном пространстве? Те же, которые утверждают, будто ковчег такой огромной величины не мог быть построен, клевещут самым нелепым образом, ибо им хорошо известно, что построены были огромнейшие города, и не обращают внимания на те сто лет, в течение которых строился этот ковчег. Если камень может пристать к камню, будучи соединен одной известью, так что из множества тысяч их образуется городская стена, то почему бы дерево не могло быть соединено с деревом при помощи лап, шипов, гвоздей и смоляного клея, чтобы мог быть построен ковчег не криволинейной, а прямолинейной формы, больших размеров в длину и ширину, — ковчег, которого не требовалось спускать в море никакими человеческими усилиями, но который по естественному закону тяжести должна была поднять подошедшая волна и который во время плавания должен был управляться, чтобы не подвергнуться крушению, скорее провидением Божиим, чем человеческим мастерством.

Что же касается мелочных вопросов, которые обыкновенно задаются относительно ничтожнейших животных, не только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое было назначено повелением Божиим; то тем, кого занимают подобные вопросы, нужно прежде всего напомнить, что выражение «пресмыкающихся по земле» (Быт. 6:20) следует понимать в том смысле, что не было необходимости сохранять в ковчеге тех животных, которые могут жить не только в воде, погруженные в нее, как рыбы, но и на воде, плавая сверху ее, как многие крылатые. Затем, когда говорится: «Мужеского пола и женского пусть они будут» (Быт. 6:19), то этим очевидно указывается, как на цель, на возобновление рода. Поэтому в ковчеге не было необходимости находиться таким маленьким животным, которые могут рождаться без полового совокупления из каких-нибудь вещей или вследствие порчи вещей; а если они там были, как бывают обыкновенно в домах, то могли быть безо всякого определенного числа.

Если же совершавшееся в этом священнейшее таинство и дававшийся образ такой высокой важности не мог осуществиться в действительности иначе, как при условии, что все, что не может жить по природе в воде, будет находиться в ковчеге в упомянутом определенном числе, то это было заботой не этого человека или этих людей, а божественной. Ной не ловил, чтобы вводить, а впускал приходивших и входивших.

Именно такой смысл имеет сказанное: «Войдут к тебе» (Быт. 6:20), т. е. войдут не по действию человеческому, а по мановению Божию; притом так, что между ними не следует представлять таких, которые не имеют пола. Предписано и выражено определенно: «Мужеского пола и женского пусть они будут». Ибо есть такие животные, которые рождаются из каких-либо вещей без полового совокупления; потом же совокупляются и рождают, каковы, например, мухи. Есть и такие, между которыми нет самцов и самок, как, например, пчелы. Такие, далее, которые имеют пол, но так, что не рождают детей, каковы мулы, едва ли могли быть там, ибо было вполне достаточно, чтобы там были их родители, т. е. лошадиная и ослиная порода; то же нужно сказать и о других животных, которые производят какой-нибудь новый род вследствие смешения различных пород. Но если и это относилось к тайне, то и они были там. Ибо и эта порода имеет мужской и женский пол.

Некоторых даже занимает вопрос, какую пищу могли иметь там животные, которые, как думают, питаются только мясом: были ли взяты туда без нарушения повеления сверх указанного числа животные, которых необходимость требовала взять в пищу другим; или же, чему скорее можно поверить, и без мяса могла быть другая пища, пригодная для всех. Ибо мы знаем, что очень многие животные, которым пищей служит мясо, питаются овощами и плодами, а особенно — фигами и каштанами. В таком случае что же удивительного, если этот мудрый и праведный муж, и притом по божественному внушению, и без мяса приготовил в запас годную и сообразную каждой породе пищу? Есть ли что-нибудь такое, что не заставил бы есть голод? Или чего не может сделать приятным и полезным Бог, Который мог с божественною легкостью сделать, чтобы они жили даже и без пищи, если бы и само питание их не требовалось для пополнения прообраза великого таинства?

А что такие многочисленные исторические знамения не имели целью служить прообразами Церкви, это может утверждать только человек, погрязший в своей любви к пустым пререканиям. Ибо уже и в настоящее время народы, и притом как чистые, так и нечистые, так наполнили Церковь и в такой держатся между собою связи ее единством, что в силу одного этого яснейшего факта нельзя сомневаться и в остальном, что сказано несколько темнее и потому труднее для понимания. Если это так, если даже тупоумный не осмелится утверждать ни того, что это было написано из праздности; ни того, что эти события, произойдя в действительности, ничего не означали; ни того, что это были только словесные аллегории, а совсем не события, — то нельзя с уверенностью утверждать, что все это не служило к обозначению Церкви; скорее следует думать, что все это и мудро запомнено и записано, и действительно совершилось, и обозначает нечто, и это нечто служит прообразом Церкви» (Книга 15, глава 27).

Вопрос: Вопросы о Ноевом ковчеге: Сколько времени заняло сооружение ковчега? Как долго Ной находился в ковчеге?

Ответ: Сколько времени Ной сооружал ковчег? Библия конкретно не сообщает, сколько времени понадобилось Ною на постройку ковчега. Когда он впервые упоминается в Бытие 5:32, его возраст составлял 500 лет. Когда он вошел в ковчег, ему было уже 600 лет. Время, которое потребовалось на сооружение ковчега, будет зависеть от периода между Бытие 5:32 и моментом, когда Бог повелел Ною построить ковчег (Бытие 6:14-21). Максимальный возможный вариант – 100 лет.

Как долго Ной находился в ковчеге? Ной вошел в ковчег на 600-й год своей жизни, 17-й день 2-го месяца (Бытие 7:11-13). Покинул он ковчег на 27-й день 2-го месяца следующего года (Бытие 8:14-15). Поэтому, беря за основу лунный календарь из 360 дней, Ной находился в ковчеге в течение приблизительно 370 дней.

Сколько животных каждого вида Ной взял в ковчег? По семь пар каждого вида чистых животных и по паре каждого вида других животных (Бытие 6:19-20; 7:2-3). Под “чистыми” Библия подразумевает животных, которые были пригодны для принесения в жертву. Именно поэтому были взяты по семь пар чистых животных – чтобы некоторые из них могли быть принесены в жертву после окончания потопа, не подвергая опасности существование этих видов.

Сколько людей находилось в Ноевом ковчеге? Согласно 6-8 главам книги Бытие, в ковчеге были Ной, его жена, три их сына (Сим, Хам и Иафет), а также их жены – всего восемь человек.

Кем была жена Ноя? Имя или личность жены Ноя в Библии нигде конкретно не упоминаются. Существует предание, что это была Наама (Бытие 4:22). Хотя это возможно, но Библия этого не подтверждает.

Атеисты настаивают на том, что в Ковчеге никак не могли поместиться представители всех родов животных и, стало быть, Библия лжет. Из-за этого многие христиане перестали верить в историю Всемирного Потопа; теперь они считают, что потоп был "локальным", и в Ковчег вошло совсем немного животных.

Обычно выясняется, что скептики просто не до конца разобрались в ситуации. С другой стороны, классический труд по кре-ационизму "Потоп из Книги Бытия" ("The Genesis Flood") - всесторонний анализ Всемирного Потопа - был опубликован еще в 1961 году. 1 Новая книга Джона Вудмораппа "Ноев Ковчег: обоснование" ("Noah s Ark: a Feasibility Study") представляет собой расширенное и дополненное исследование, проливающее свет на историю Потопа и другие связанные с ним вопросы. 2 Данная глава основана на материале этих книг и некоторых независимых расчетах. Перед нами стоят два основных вопроса:

* Сколько родов животных Ной должен был взять в Ковчег?

* Мог ли Ковчег вместить представителей всех родов животных?

Сколько родов животных Ной должен был взять в Ковчег?

Библия говорит:

"Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их. (Быт 6 19-20) и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли..." (Быт. 7:2-3).

В оригинальном древнееврейском тексте слово, переводимое в Библии как "зверь" или "скот", в этих стихах - одно и то же-"6eheмah", и оно относится к наземным позвоночным вообще Для пресмыкающихся употреблено слово "ремес", которое имеет в Священном Писании несколько значений, но здесь, вероятно, относится к рептилиям 3 Ною не нужно было брать в Ковчег обитателей моря, 4 поскольку Потоп не угрожал им истреблением. Однако бурные потоки воды, несущие с собой коллоидную смесь осадков, погубили великое множество живых существ, что отразилось в летописи окаменелостей. Многие виды, обитавшие в океанах, действительно не пережили Потопа. Но если Бог в мудрости Своей решил не оставлять в живых тех или иных жителей моря, значит, на то была Его воля, и Ной к этому не имел совершенно никакого отношения

Ною незачем было брать в Ковчег и растения. Одни из них выжили в форме семян, другие - в виде плавучих растительных масс; это мы наблюдаем и в наши дни после сильных штормов На этих естественных "плотах" могли спастись многие насекомые и другие беспозвоночные Согласно Бытию 7:22, Потоп истребил всех наземных животных, имевших "дыхание духа жизни в ноздрях своих", - кроме тех, что вошли в Ковчег. Насекомые дышат не через ноздри, а через крошечные отверстия (трахеи) в наружном скелете.

Чистые животные: По вопросу о том, что имеется в виду в оригинальном тексте Библии - "семь" или "семь пар" каждого рода чистых животных - мнения комментаторов разошлись поровну. Вудморапп настаивает на втором варианте, делая тем самым уступку атеистам. Однако нечистых животных много больше, чем чистых, и каждый их вид был представлен лишь одной парой. Вообще, термин "чистые животные" определяется только в законе Моисеевом; однако, поскольку Бытие написано/составлено тоже Моисеем, то по принципу "Писание - лучший комментатор Писания", определения Закона срабатывают и в ситуации с Ноем. По сути, в одиннадцатой главе Книги Левит и четырнадцатой главе Второзакония перечислено совсем немного "чистых" наземных животных.

Что такое "род"?

Бог сотворил определенное количество родов животных и наделил их способностью к изменчивости в определенных пределах. Потомки этих родов, за исключением рода человеческого, сегодня преимущественно представлены более чем одним так называемым видом (species). От одного сотворенного рода произошел целый ряд видов, и современная систематика (биологическая наука о классификации живых существ), во многих случаях объединяет их в категорию биологического рода (genus).

Одно из определений вида гласит: "Вид - это группа организмов, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, а также не скрещивающихся с представителями других видов". Однако для большей части видов одного рода или даже семейства не проводилась проверка на взаимное скрещивание; тем более невозможно провести такую проверку для ископаемых видов. В действительности же дело обстоит так: мало того, что так называемых виды способны скрещиваться между собой, так существует еще и немало примеров скрещивания между биологическими родами. Таким образом, в ряде случаев сотворенный род вообще мог соответствовать систематической категории семейства! Но отождествление сотворенного рода с родом биологическим тоже вполне согласуется со Священным Писанием, - ведь когда Писание говорило о "роде", народ Израиля прекрасно понимал, о чем идет речь, без всякой нужды в проверке на скрещивание.

Так, лошадь, зебра и осел, скорее всего, произошли от одного лошадиного рода, поскольку могут скрещиваться друг с другом -хотя их потомство большей частью стерильно. Собака, волк, койот и шакал тоже, вероятно, из одного рода - рода собачьего. Все разновидности крупного рогатого скота (чистые животные!) произошли от зубра, 6 так что в Ковчег вошло всего 7 (или 14) таких животных. Зубр же, в свою очередь, - потомок того "крупного рогатого" рода, из которого вышли также бизоны и буйволы. Мы знаем, что тигры и львы способны к взаимному скрещиванию, в результате которого появляются так называемые "тигрольвы"; так что, наверное, эти животные тоже произошли из одного сотворенного рода.

Вудморапп насчитал около 8 000 родов, включая вымершие.

Таким образом, в Ковчег должно было войти около 16 тысяч животных. Что касается вымерших родов, то следует отметить тенденцию некоторых палеонтологов присваивать каждой находке новое родовое имя. Поскольку такая практика весьма спорна, количество вымерших родов животных может оказаться сильно преувеличенным.

Рассмотрим крупнейших из динозавров - гигантских травоядных ящеров, таких, как брахиозавр, диплодок, апатозавр и т. п. Обычно говорят о 87 родах ящеров, но лишь 12 из них "точно определены", а еще 12 "определены довольно точно". 7

Динозавры?

Один из наиболее часто задаваемых вопросов - "Как Ной уместил в Ковчег огромных динозавров?" Во-первых, из 668 предполагаемых родов динозавров только 106 во взрослом возрасте достигали веса более 10 тонн. Во-вторых, нигде в Библии не сказано, что в Ковчег следовало брать взрослых животных. Самые крупные животные были, вероятно, представлены "подростками" или еще более молодыми особями. Как ни удивительно, но, согласно новейшим таблицам Вудмораппа, большинство животных на Ковчеге размерами не превосходило крысу, а животных размером более овцы было всего около 11 %.

Микробы?

Еще одна проблема, которую часто поднимают атеисты и сторонники теистической эволюции: "Как пережили Потоп болезнетворные микробы?" Этот вопрос принципиален - он предполагает, что тогдашние микроорганизмы были такими же специализированными переносчиками инфекций, как и современные, поэтому все пассажиры Ковчега должны были страдать от всех заболеваний, какие существуют на Земле сегодня. Однако, скорее всего, микробы в то время были куда здоровей, чем сейчас; возможно, они лишь недавно утратили способность выживать в разных хозяевах или независимо от хозяев. По сути, даже сейчас многие микробы сохраняются в сухих и морозных условиях, или в организмах насекомых-переносчиков инфекции, или в трупах погибших особей, не вызывая заболевания. Более того, и в наши дни многие микробы становятся причиной заболевания лишь в ослабленном организме, а в те времена они могли обитать, скажем, в кишечнике хозяина, не доставляя ему никаких неудобств. Такая потеря сопротивляемости к микробам, вероятно, связана с общим упадком жизни после грехопадения. 8

Как в Ковчеге смогли уместиться все животные?

Ковчег имел размеры 300x50x30 локтей (Быт. 6:15), что составляет примерно 137x23x13,7 метра, то есть его объем в итоге равнялся 43 200 м 3 - все равно, что 522 обычных вагона для перевозки скота, в каждом из которых помещается 240 овец.

Если животных держали в клетках среднего размера (какие-то меньше, а какие-то и больше) 50x50x30 см, то есть 75 000 см 3 , то 16 000 животных занимали всего 1 200 м 3 пространства, или 14,4 вагонов для скота. Даже если бы в Ковчеге находился еще миллион насекомых, это не создало бы проблемы, поскольку насекомые занимают очень мало места. Если бы каждую пару насекомых держали в клетках со стороной 10 см, то есть объемом в 1 000 см 3 , то все виды насекомых заняли бы всего 1 000 м 3 - то есть еще 12 вагонов. Таким образом, в Ковчеге осталось бы место, эквивалентное 5 поездам по 99 вагонов в каждом. Там вполне могли уместиться Ной с семьей, запасы еды и кормов, да еще осталось бы свободное пространство. Но насекомые не подходят ни под категорию "беhемаh", ни под категорию "ремес", и потому Ной, по всей вероятности, не должен был брать их на борт.

Расчет объема Ковчега, скорее всего, верен, поскольку показывает, что там оставалось более чем достаточно места для еды. пространства для передвижения и т. д. - чего и следовало ожидать. Клетки можно было ставить одну на другую, а емкости с едой - поверх или рядом с ними; таким образом, людям легче было кормить животных, и освобождалось пространство для нормальной циркуляции воздуха. Заметьте: мы говорим не об увеселительной прогулке, а о необходимости выжить в трудных условиях. Животным вполне хватало места, чтобы перемещаться в пространстве (тем более что скептики преувеличивают их потребность в движении).

Даже если одна клетка не ставилась на другую, проблем все равно не возникало. Вудморапп показал, что, исходя из современных стандартов площади для содержания животных, все обитатели Ковчега могли уместиться менее чем на половине пространства трех его палуб. Такое размещение позволило бы разместить максимум запасов пищи и воды поверх клеток - поближе к животным.

Потребности в пище

Скорее всего, в Ковчеге были прессованные и сухие корма и концентраты. Наверное, Ной кормил животных преимущественно зерном с добавками сена. Вудморапп рассчитал, что объем запасов пищи составлял всего около 15% общего объема Ковчега, а питьевая вода занимала менее 10% объема; кроме того, пассажиры Ковчега могли собирать дождевую воду.

Уборка отходов

Как Ной и его семья ежедневно убирали отходы за тысячами животных? Оптимизировать эту работу можно было по-разному. Возможно, в Ковчеге были наклонные полы и/или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, а уж воды кругом было предостаточно! А может быть, навоз компостировали черви и, таким образом, сами становились источником пищи; ведь хорошую подстилку можно не менять в течение года. Абсорбирующие материалы (например, опилки, стружка и в особенности торф) уменьшали содержание влаги и, следовательно, неприятные запахи.

Спячка

Даже при нормальных циклах сна и бодрствования Ковчег вполне удовлетворял потребности животных в пище и движении. Но эти потребности могли существенно снизиться при спячке. Библия нигде не упоминает о спячке, но и не исключает ее. Некоторые креационисты предполагают, что Бог сотворил, или усилил, инстинкт впадания в спячку специально для пассажиров Ковчега, но утверждать этого категорически мы, конечно же, не можем.

Скептики считают, что факт наличия на Ковчеге кормов исключает возможность спячки; но это не так. Ведь спячка у животных длится не всю зиму, и время от времени они все же нуждаются в пище.

Заключение

Мы показали, что Библия - надежный источник информации о Ноевом Ковчеге. Многие христиане думают, что Библии можно доверять только в вопросах веры и морали, а не науки. Но вспомним, как Сам Иисус говорил Никодиму (Евангелие от Иоанна 3:12): "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?"

Если бы Библия ошибалась в вещах, доступных человеческому опыту, - в географии, истории, естественных науках, - почему мы должны были доверять ей в таких вопросах, как сущность Бога или жизнь после смерти? Вот почему христиане должны быть готовы "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15), когда атеисты говорят им, что Библия противоречит "научным фактам".

Спрашивает Олег
Отвечает Елена Титова, 27.03.2013


Спрашивает Олег: "Вот вы подумайте, как могли поместится все животные планеты на Ноев ковчег, воистину это невозможно!!! Все это вранье и полный бред! Ной никак не мог построить такой огромный корабль! Он физически не мог всех туда загнать... птиц точно всех не мог, разве что куриц, потому что они не сопротивляются. Короче это бред и вранье! Это физически невозможно!"

Приветствую, Олег!

Чтобы рассеять Ваше недоумение, давайте попробуем разобраться в двух вопросах. Размеры ковчега и количество животных, которых Ною нужно было там разместить. Ковчег строился Ноем по Божьим указаниям в течение 120 лет и по размерам был сопоставим с современным океанским лайнером: приблизительно 150 м в длину, 25 м в ширину и 15 м в высоту. Грузоподъемность его составляла около 43 тысяч кубометров (примерно 520 железнодорожных товарных вагонов). Специалисты в области гидравлических технологий и судостроения утверждают, что ковчег был непотопляем: соотношение длины и ширины 6:1 обеспечивало устойчивость в любых штормовых условиях.

Всех животных (и растения) планеты совершенно незачем было размещать в ковчеге. В спасении не нуждались водные обитатели, в том числе позвоночные, микроорганизмы, вероятно, часть насекомых и других наземных беспозвоночных (они могли пережить Потоп в форме яиц, куколок, взрослых форм на плавающей растительности). Растения также могли сохраниться вне ковчега в виде семян, спор, а также произрасти потом вегетативным путем – через части корней, ветвей, листьев.

Есть основания полагать, что разнообразие тогдашнего животного и растительного мира было меньшим и сводилось в основном к библейским «родам», от которых произошло нынешнее видовое многообразие в сильно изменившихся после Потопа условиях Земли. Например, «волчий» род дал волка, собаку, шакала, койота; «лошадиный» – лошадь, зебру, осла, кулана. Изначально в библейский «род» был заложен большой потенциал генетической изменчивости, который реализовывался при адаптации организмов к новым условиям существования (за счет утраты части генетического материала, его перегруппировки и мутаций). О том, что такой процесс может идти достаточно быстро и эффективно, Вы сами можете судить по работе селекционеров и поразительному разнообразию пород животных и сортов растений.

Сколько было «родов» наземных позвоночных животных на момент начала Потопа, сказать сложно. Если грубо считать, что библейский «род» в основном соответствует этому же таксону современной систематики, то их количество ограничится несколькими тысячами. Значит, если брать по паре животных, Ною необходимо было разместить в ковчеге предположительно от двух до четырех десятков тысяч особей – «все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше» (). Учитывая грузоподъемность и размеры ковчега, можно заключить, что его пространства с избытком хватало и для большего количества животных, а также запасов пищи, кормов и воды. Логично предположить, что животные могли находиться в состоянии, близком к спячке или даже анабиозу, что, как известно, наблюдается при резкой смене условий существования (температуры, влажности, давления и др.): происходит значительное снижение интенсивности обменных процессов. Это облегчало решение проблем кормления и уборки.

Как удалось поймать и разместить в ковчеге животных? Разумеется, Ной и его сыновья не бегали по лесам и полям с орудиями лова. Здесь мы должны признать Божественное вмешательство, как и по многим другим аспектам Потопа, происшедшего по Божьему промыслу. Если Бог замыслил спасение Своего творения в Потопе, сообщил Ною, из чего, как и каких размеров построить ковчег, отвел 120 лет на строительство и проповедь спасения, нет причин сомневаться в том, что при необходимости или в критической ситуации Он своевременно подавал Свою сверхъестественную помощь.

Божьих благословений!

Читайте еще по теме "Ной, ковчег и потоп":

26 янв
Вверх