Научно-технический портал «Технарь

И во времена становления этим термином называли место , подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Главной мечетью считается заповедная мечеть в (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня - . В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в , а также квартальные мечети, мечети при , на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.
Первая мечеть была построена сразу после в предместье Ясриба () в середине 623 г. рядом с домом . Это была очень просторная мечеть, где проводились преимущественно пятничные молитвы. Однако, согласно тексту Корана, мечеть не является необходимым условием для совершения этого культового действия: весь мир, данный верующему человеку во владение, годится для того, чтобы почитать .
После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.
Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию. Чаще всего на русский язык словосочетание masdjid djami’ переводится как «большая» или «соборная» мечеть.
В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Подписи на трех языках. Текст вяза является самым старым, ссылаясь на легенды, изображающие королей и повстанцев. Далее вавилонская версия этих легенд. Последняя часть надписи имеет особое значение, поскольку она является древней версией описания действий, выполняемых Дарием в первый раз на этом месте. Это также свидетельствует об изменении культурных влияний как о развитии монументального искусства и письменности в Персидской империи.

Есть также памятники периода Мидян, и с момента правления ахеманитов и от позднего. В состав вошли три команды христианских армянских монастырей, расположенных в северо-западном Иране: Сен-Тадеус, Святой Стефан и часовня Дзордор. Расположенный на юго-восточной оконечности армянской культуры, он стал важным центром его радиации в регионе. Сегодня они являются последними представителями этой культуры в регионе, которые в значительной степени сохраняются в целостном и аутентичном виде.

Архитектура мечетей

Что касается архитектурных особенностей, то устойчивая планировочная структура закрепляется за мечетями лишь с 16 столетия. Однако надо учитывать, что мечети, возводимые на периферии мусульманского мира (в , ), в большинстве случаев представляют собой относительно недавние постройки, архитектурный облик которых сложился не столько под влиянием ислама, сколько под воздействием местных строительных традиций.

Как места паломничества, они также являются живыми свидетелями многовековой армянской религиозной традиции. Появление исторической гидравлической системы в Шуштаре, состоящей из мельниц, мостов, водохранилищ и оросительных каналов, относится ко временам Дария Великого или эпохи Христа. Сердцем системы являются два основных канала на реке Карун. Это из-за огромного утеса, с водой, каскадом в дно водоема.

Они предоставляют отличную информацию о методах строительства древнего Элана и Месопотамии. Строители смогли использовать очень ограниченное пространство для обеспечения множества функций. Там была библиотека, мечеть, медальон, мавзолей, резервуар для воды, больница, кухня, пекарня и офисы. Дорога к Шейхскому храму состоит из семи этапов, которые иллюстрируют 7 этапов суфийского мистицизма, разделенных 8 воротами, символизирующими 8 отношений суфи. Вход также включает богато украшенные фасады и интерьеры, а также отличную коллекцию старых предметов.

Внутреннее убранство

В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько - башен, с которых провозглашается призыв к молитве (). В молитвенном помещении находится - ниша, указывающая направление на Мекку, к которой молящиеся должны повернуться лицом. Около михраба устанавливается кафедра проповедника - . Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами. При каждой мечети должен быть естественный или искусственный водоем для ритуального . Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами.

Это уникальное сочетание элементов исламской средневековой архитектуры. Тебризский исторический базар, который восходит к давним временам, является одним из самых важных коммерческих центров на Джедвабн-Маршруте. Он состоит из ряда укрепленных стен и взаимосвязанных кирпичных зданий с кирпичом и кирпичной кладкой с различными функциями. Это один из примеров традиционной системы торговли и культуры Ирана.

Он состоит из девяти садов, расположенных в разных частях Ирана. Они делятся на четыре части. Главная роль - вода, которая является декоративным элементом. Сады имеют собственную систему орошения. Персидские сады символизируют Иден и четыре элемента иудаизма: небо, земля, вода и растительность. К ним относятся архитектурные особенности, стоячие павильоны, стены и передовые системы орошения. Под влиянием искусства сада дизайн в Индии и Испании.

Многие мечети содержатся на средства общины, но есть и такие, что существуют за счет вакфов или государственные субсидии. В исламе нет , но с первых дней существования мечетей в них трудились известные странствующие проповедники (куссас), выполнявшие также роль наставников, толкователей Корана и учителей. Со временем в больших мечетях появляется предстоящий на молитве, . Он мог состоять в штате мечети и одновременно выполнять обязанности казначея. Во многих мусульманских государствах организацией и поддержанием мечетей ведает аппарат чиновников; они же назначают имама. Кроме имама, в мечетях есть еще одна значимая фигура - му’аззин (), человек, созывающий верующих на молитву.
Служители мечетей - имамы, хатыбы, муэдзины - не обладают святостью и благодатью (как, например, христианские священнослужители); они выступают лишь как организаторы ритуала.

Мечеть мечети, которая начала строительство в 841 году, расположена в историческом центре Исфахана, является прекрасной иллюстрацией развития исламской архитектуры в течение двенадцати веков. Это старейшее сохранившееся здание такого типа в Иране использовалось в качестве модели для более поздних возведенных мечетей в Центральной Азии. Весь архитектурный комплекс занимает площадь более 20 000 квадратных метров. Мечеть мечети - первое мусульманское здание, в котором четырехуровневая система, известная из сасанидских дворцов, была адаптирована к священной архитектуре.

Требования к посещению

От верующих на молитве требуется , перед входом в мечеть принято снимать обувь.

На Западе

Образцом для мечетей, строящихся по всему миру по мере распространения ислама, служил масджид, сооруженный в Медине рядом с домом Мухаммада. Архитектурный стиль мечетей зависел от эпохи и от региона, в котором они возводились. Иногда мечети строили похожими на церкви, крестообразными в плане. В разных странах под воздействием местных эстетических воззрений, архитектурных и строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей. В Америке мечети обычно возводят в строгом ближневосточном стиле, чтобы они выделялись на фоне молитвенных зданий других конфессий, привлекая внимание верующих. Однако в ряде сообществ из-за стесненности городской застройки можно встретить мечети в многоквартирных домах, в складских помещениях, в помещениях, предназначенных для магазинов, что соответствует практике организации церквей и синагог.
Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

Его двухкамерные купольные купола являются символом архитектурных инноваций, которые вдохновили строителей региона. В нем также представлены необычные украшения, характерные для мусульманского искусства, на протяжении более чем тысячи лет развития. Башня также является образцовым примером применения исламской архитектуры в инновационных технологиях строительства, которые повлияли на более позднее религиозное строительство в Иране, Анатолии и Центральной Азии. Показывает развитие математики и науки в исламском мире на рубеже первого и второго тысячелетий.

См.также:

Теория архитектуры


ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА И АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Идентификационный номер Информрегистра: 0420800020\0020

В статье рассматриваются понятия архитектурного пространства и архитектурной среды, их соотношение, современные тенденции моделирования и восприятия.

Великолепие Голестана, шедевр эпохи Кадозара, представляет собой успешное сочетание традиционного мастерства и персидской архитектуры с влиянием Запада. Дворец окружен стенами, один из старейших архитектурных комплексов в Тегеране. Пруды были возведены вокруг садов с бассейнами. Во время правления короля Бхумибола дворец стал центром искусства и архитектуры, который является уникальным примером, который сегодня является вдохновением для иранских художников и архитекторов.

Шах-е Сухой расположены на иранском плато на слиянии торговых путей, которые проходили здесь в эпоху бронзы. Руины города, построенного из кирпича, происходят со времени появления первых обществ со сложными социальными системами в современном восточном Иране. В то же время в городе появились несколько районов: представительные части, жилые районы, промышленные районы и захоронения. Изменения реки и изменение климата, вероятно, были причиной депопуляции города в начале второго тысячелетия.

Ключевые слова : архитектурное пространство, архитектурная среда.


Мы видим, как на протяжении долгого периода архитектура и её понимание менялись в умах архитекторов, да и вообще людей, для которых архитектура и предназначена. Менялось мировоззрение, функции, взаимосвязи отдельных компонентов архитектурной среды. А также менялось понимание целей архитектуры, а значит, и понимание того, к какой архитектуре нужно стремиться.

Из древнего города на юго-западе Ирана, у подножья Госпра Загроса, есть комплекс горных племен, занимающий археологические находки, поднимающиеся на восточном берегу реки Шавур, и на противоположной стороне дворца Ардесзира. Выстроенные здания служили административным, жилым и развлекательным целям. Место является уникальным свидетельством небытия в большинстве культур - эламит, персидский и партийный.

Майманд - это отдельная полупустынная область, лежащая на краю долины на южном краю Центрального нагорья. Жители несут пелагический, аграрно-пасторальный образ жизни, выпас скота на горных пастбищах. Весной и осенью они живут во временных помещениях, а в зимние месяцы они перемещаются в нижнюю часть долины, а затем живут в пещерах, задрапированных туфом, что необычно для места с сухим и пустынным климатом. Культурный ландшафт, о котором идет речь, является примером системы, которая в прошлом была гораздо более распространенной и состояла из перемещения людей, а не животных.

Сегодня наблюдать за появлением новых зданий и сооружений интересно, как никогда. Интересно, потому что в каждом из них реализуется своё уникальное и неповторимое видение архитектуры в самом широком смысле этого слова (начиная от функций здания, его формы и внутреннего содержания и кончая его воздействием на человека и на окружающее пространство). Все это еще стоит помножить на уникальный стиль, вкус, понимание конкретного архитектора.

В пустынных районах Ирана, для сельского хозяйства и использования человеком, древняя система добычи воды из водоносного горизонта используется и распространяется с использованием закона гравитации - подземных каналов, иногда в нескольких километрах. В дополнение к одиннадцати каньонам есть приюты для рабочих, резервуары для воды, а также мельницы. Тем не менее традиционное, основанное на сообществах управление системой обеспечивает справедливое и сбалансированное распределение и распределение водных ресурсов.

Канны являются исключительным свидетельством культурных традиций и цивилизаций пустыни в сухом климате. Озеро Лут находится в юго-восточной части страны. С июня по октябрь, в этой сухой субтропической области, сильные ветры дуют в пыль. Место является одним из самых впечатляющих примеров пейзажа, созданного воздействием ветровой эрозии. Здесь встречаются такие формации, как ярданги, обширные скалистые пустыни и дюнные поля. Хорошее является исключительным примером продолжающихся геологических процессов.

В наши дни мы уже не можем с уверенностью говорить о том, что определенный проект принадлежит к деконструктивизму, а другой - к биотеку или к какому-либо другому направлению. Характерная черта развития архитектуры - размывание границ между различными архитектурными подходами. Это не просто размывание - это симбиоз, который рождает понимание архитектурного процесса для каждого объекта индивидуально, а значит и понимание самого процесса проектирования архитектуры.

Джазд расположен посреди высокогорья Ирана, в 270 км к югу от Исфахана, недалеко от Шелкового пути и Спокойного маршрута. Это живое свидетельство выживания человека и способность использовать ограниченные ресурсы в исключительно трудных условиях жизни в пустыне. Вода подается в город с помощью системы добычи воды из подземного подземного перехода, называемого каналом. Архитектура скалы сохранилась в своем первоначальном виде, в отличие от многих традиционных городов, разрушенных модернизацией. Сегодня сохранились традиционные районы, водные объекты, базары, гамаки, мечети, синагоги, зороастрийская церковь и исторический сад Долат-Абаб.

В современной архитектуре структуры здания его форма, внутренние связи и т.д. формируются совершенно другими специфическими средствами, которые на данный момент почти не используются или используются крайне редко в отечественной архитектуре общественных зданий, не говоря уже о жилых и узкоспециализированных.

Специфику этих средств можно охарактеризовать как совокупность различных связей и взаимодействий, которые составляют цельную структуру здания. Она охватывает все его аспекты - от эстетического восприятия и формообразования до внутренних транспортных, людских и функциональных связей, а также отдельных конструктивных решений и элементов конструкций.

Деревянная архитектура неизменно восхищается ее неповторимым шармом. Сохранившиеся здания с древних времен восхищаются не только эстетическими, но и техническими. Дерево и архитектура. История деревянного зодчества в Польше Грайны Русчик, с вдохновляющими фотографиями Агнешки и Влодека Билиньши, представляет историю деревянного зодчества, его превращение, разнообразие и великолепное богатство в польских землях.

Книга начинается с главы о плотниках, столярных работах, типах дерева и первых конструкциях. Мы будем учиться среди других. с баночками, корзинами, фермами и т.д. эта терминология будет полезна позже, когда в конкретных примерах автор обсудит простые и более сложные структурные элементы стен и крыш. В следующих главах мы также рассмотрим развитие этих элементов. Следующая часть альбома представляет собой хронологический почти обзор деревянных зданий в Польше, от каменного века, Бискупина, средневековых, славянских хижин, готических церквей, барочных и классических особняков или мостов девятнадцатого века.

В качестве примера таких связей можно привести символичность отдельных форм здания и символичность людских потоков между и внутри этих форм. Данная тенденция прослеживается очень четко как в музейных комплексах, о которых говорилось выше, так и в информационно-досуговых комплексах. Одним из основных элементов в концепции проектов подобных зданий является маршрут и возможные перемещения посетителя во внутреннем пространстве. При этом очень важно понимать, что данный маршрут определяется в первую очередь не проектными нормами и устоявшимися типологическими рекомендациями, хотя, конечно, он их учитывает, а той моделью восприятия информации в окружающей его среде, которую разработал автор проекта.

Удивительно, как многие деревянные здания сохранились до наших дней. Это дает нам представление о развитии и истории нашей страны. Определенные структурные элементы или архитектурные стили часто зависели от региона. И здесь это повлияло на историю, и это был распад района, и это были войны и влияния захватчиков, различных конфессий Польши. В результате войн или расширения границ были сформированы поселения, такие как русские, шведские, голландские и немецкие. Наконец, разделы и другое развитие архитектуры в каждой части страны.

Сохраненные каркасы, уникальные картины в интерьере, средневековая планировка и, прежде всего, вездесущий лес придают необычный, очаровательный облик. Не только католические храмы создают польский пейзаж. Бурная история страны принесла протестантские церкви. Реальный жемчуг можно найти в Силезском регионе. И есть два необычных храма, называемых Церквами Мира в Явожно и Свиднице. Их впечатляющий размер и даже более ослепительные интерьеры просто нужно увидеть. С другой стороны, на востоке страны, конечно, мы встречаем живописные православные церкви.

Восприятие внутреннего пространства, внешнего пространства через внутреннее, восприятие функционала, которое здание может предложить посетителю, обеспечение комфортного восприятия информации и выполнения своих задач при помощи этих всех средств - это все является главными установками и составляет суть авторской модели восприятия, саму идею здания, ради чего оно будет спроектировано и построено. Все остальные элементы и связи, составляющие структуру здания, подчинены этой идее. Поэтому логичнее было бы назвать маршрут не просто системой передвижения людей, а структурой, которая является одним из компонентов, влияющих на восприятие здания и пользование его функциями, реализацией его задач. Это справедливо еще и потому, что в современных комплексах здание направляет человека, подсказывает ему варианты поведения, настраивает на рабочую обстановку или на отдых в зависимости от того, в какой функциональной зоне он находится в данный момент. При этом у человека остаётся достаточная свобода в распоряжении теми средствами, которые ему предоставляет здание.

Кроме того, эта архитектура была преобразована греческим стилем, а затем византийско-русским, это зависит от того, как изменился ветер истории. К сожалению, до сих пор не сохранилась деревянная синагога. Но благодаря сохранившимся довоенным фотографиям мы знаем, что последователи иудаизма имели великолепные, красиво украшенные деревянные синагоги. Уже исследователи были увлечены ими, и благодаря их фотографическому инвентарю мы можем восхищаться удивительным мастерством плотницких работ и богатой архитектурой синагоги.

Наконец, их храмы также были построены мусульманами, татары поселились на территории Содружества. Светская архитектура - прежде всего хижина. Сегодня самые старые можно увидеть в основном в музеях под открытым небом. Существуют региональные различия в способах строительства или декорирования. Очень интересные здания сохранились, например, Хелмско Сласки, Раконовице. Деревянные особняки иногда также имитировали кирпичную архитектуру, но самые живописные особняки деревянные, оштукатуренные, покрытые плиткой.

Отношения архитектурного пространства и архитектурной среды в современных зданиях

Для точного понимания смысла и роли отличий современных подходов в архитектурном проектировании от традиционных, нам необходимо выявить их отношение к базовым архитектурным понятиям, определяющим роль человека в архитектуре.

Подмножеством физического пространства является архитектурное пространство - «преобразованная часть окружающего пространства, гармонично сформированная материальными элементами, которая вмешает человека и обеспечивает условия для организации его жизнедеятельности, образуя при этом основу художественного языка и эстетической ценности архитектуры» (А.В.Иконников). Данное определение обозначает архитектурное пространство как материально обособленную часть общего пространства, необходимую для жизни, работы и пребывания человека (функциональный аспект), а также представляющую эстетическую ценность, воспринимаемую человеком (эмоциональный и художественно образный аспект). Однако стоит отметить, что под архитектурным пространством в большинстве случаев понимается материальная оболочка, позволяющая человеку комфортно выполнять определенную активную или пассивную физическую или умственную работу, а под перцептивностью зачастую подразумевается инстинктивное удобство восприятия пространства (гравитация, верх, низ, доминирование вертикалей или горизонталей, геометрические аберрации, личное пространство и т.д.). Организуется односторонняя эмоциональная связь от конкретного обособленного архитектурного пространства к человеку.

Теоретические и практические поиски нового прочтения архитектурного пространства исследователями архитектуры постмодернизма и нелинейной архитектуры предполагают не только наличие материального и воображаемого, но и информационного аспекта в архитектурном объекте. Это пространственные ощущения, взаимодействие с окружением, взаимодействие с человеческим поведением. Таким образом, в современных теоретических работах наблюдаются тенденции к оформлению единых отношений архитектурного пространства и архитектурной среды.

Понятие архитектурной среды конкретизируется пространством, на которое распространяется взаимодействие между определенным субъектом и его окружением. Если пространство реализует связь от архитектуры к человеку, то среда реализует связь от человека к архитектуре. Говоря об архитектурной среде, мы говорим о поведении людей, которые осуществляют определенную деятельность в пространстве. Тем самым пространство является субстанцией среды, но не входит в него, так как оно воспринимается более значимым.

Понятие архитектурной среды также подразумевает и временную составляющую, так как сама деятельность человека в архитектурном пространстве - есть динамический процесс. Это значит, что подобная деятельность может изменяться со временем, развёртываться или снова затухать, видоизменяться и т.д.

Итак, современные понятия архитектурного пространства и архитектурной среды соотносятся как конкретные формы жизненных процессов и человеческого поведения, восприятия, ощущений и переживаний (среда) в конкретном пространственном окружении (пространство). Данный подход устанавливает роль пространства и человека в архитектуре, но не раскрывает механизмы и аспекты всей заявленной полноты взаимодействий между этими ключевыми элементами. Кроме того, данные элементы не рассматриваются, как равноценные, а потому в «средовом подходе» их взаимодействия являются односторонними, а также отсутствует упоминание взаимодействии однотипных элементов (пространство-пространство, человек-человек).

В процессе проектирования современных архитектурных пространств все больше возникает необходимость рассматривать такую систему с точки зрения равноценности её элементов, которые могут осуществлять двухстороннее взаимодействие (информационный обмен).

Современное архитектурное пространство - подмножество пространств, включающее равнозначные материальные элементы: формы, знаки, цвет, свет; нематериальные элементы: информационные, геометрические, тектонические; элементы социальных типов и социальных групп и т.д., связанные между собой коммуникативными связями (информационными двухсторонними взаимодействиями). Актуальными становятся особенности взаимодействия комплекса различных форм и средств создания пространства именно с точки зрения прямого или опосредованного влияния на человека. Нас интересует не само архитектурное пространство, не то из чего оно состоит, а почему оно состоит именно из этих элементов, почему они взаимодействуют именно так, а не иначе; как пространство влияет на человека, находящегося в его границах, а также на другие смежные пространства. То есть необходимо рассматривать человека неотделимо от того пространства, в котором он находится.

Именно благодаря использованию в проектном процессе структурных пропорций или же одних пространств в другое пространство, мы имеем возможность воспринимать здание как реализацию замысла, идеи, сценария или событийной модели, заложенной автором.

Мы можем выделить три центральные особенности современных тенденций проектирования:

Антропологичность;

Учёт временного фактора в архитектурном объекте, а именно время и динамическое изменение свойств архитектурной среды, как неотъемлемых и равноправных частей идеи объекта. Это является противопоставлением классическому структурализму и постструктурализму.

Событийность или процесуальность архитектуры. Пространство приобретает фактор сценарности. Архитектор может моделировать то, каким должно быть пространство, удовлетворяющее всему комплексу физических, психологических и других потребностей человека. Какими архитектурными, планировочными, художественными, информационными и прочими средствами автор сможет реализовать данное пространство.

Заключение

Благодаря взаимодействиям в структуре пространства, архитектурный объект приобретает свойства в зависимости от человека. А именно от поставленных им задач, его психологии, и так далее, причем, с учетом всей социальной группы, а не только отдельной личности. Говоря о структурных свойствах пространства, мы также учитываем и временной фактор, фактор динамики и изменения человека.

Модель человеческого восприятия архитектуры современного здания является очень гибкой и многогранной. Следствием этого является многообразие приемов и средств, составляющих структуру здания и совмещение в себе отдельных аспектов и целых различных типов зданий.

Мы можем увидеть, что в многофункциональном общественном здании различные электронные системы ориентации и коммуникации не менее важны, чем визуальные, цветовые, планировочные и архитектурные. Более того, зачастую те же системы служат формообразующими для здания, они влияют и на конструктивное решение объекта, подчиняя его себе.

Различное смешение типологии зданий в одном объекте также является следствием всего вышесказанного. Оно не является самоцелью, но оно неизбежно, так как практика показывает, что восприятие человеком информации из окружающего мира всегда находится на пересечении различных отраслей и источников знания. При этом под знанием подразумевается не только конкретная информация для работы, но и источник ощущений и эмоций, которые человек неизбежно воспринимает, находясь в здании. Это придает идее и функционалу здания динамизм и необходимую изменчивость, не теряя при этом своей структурной модели.


Библиография

  1. Гидион. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат 1975.
  2. Ивановская Н.Е. "Антропологический дизайн". - М.: рукопись, 2005. - 5с.
  3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. - М.: Прогресс, 1970.
  4. Минервин Г.Б. "Дизайн архитектурной среды". - М.: Архитектура-С, 2004. - 93 с.
  5. Ревзин Г. «Текст "вызова" журнала Проект Классика VIII-MMIII, тема - "пещера"» [Электронный ресурс] / Электрон. журн. - archi.ru - Режим доступа: http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?fl=3&nid=159&sl=2
  6. Середюк И. Дигитальные формы современного архитектурного дизайна [Электронный ресурс] / Электрон. журн. - forma - Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/magazine/digital-forms.shtml
  7. Ткачёв В.Н. «Структура архитектурного пространства» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bral.info/?p=16
  8. Шевелев. И.Ш. Логика архитектурной гармонии. - М.: Стройиздат, 1973
  • 19098 просмотров
Вверх