Проблемы с памятью в 40 лет. Ухудшение памяти

Причины ухудшения памяти можно разделить на пять групп.

1. Поражения головного мозга

Все знают, что память «живет» в мозге. Но где именно?
Это, смотря, что мы ищем. Если долговременную память, то за нее отвечает кора. А вот в гиппокампе, расположенном глубоко в височных отделах, «сидят» механизмы перевода информации из кратковременной в долговременную память. Вообще, центров памяти в мозгу очень много, поэтому любое поражение этого органа может привести к ухудшению памяти. Поэтому наиболее частыми причинными в этой группе являются:
а) черепно-мозговая травма . Тут все просто: куда бы ни пришелся удар, вероятность его отрицательного влияния на какой-либо из центров памяти очень велика.
б) инсульт (нарушение мозгового кровообращения ). Кровь не поступает, центры памяти перестают полноценно функционировать. Более того, исследование голландских ученых из медицинского центра St Radboud показало, что память может ухудшиться, даже если именно ее зона – как правило, височная доля, – не была повреждена.
в) онкология . Сформировавшееся новообразование (даже доброкачественное) оказывает давление на смежные с ним области головного мозга. Кроме того, нередки случаи метастазирования в другие части органа.
г) инфекционные заболевания (энцефалит, менингит ). Воспалительные процессы, протекающие в головном мозге, отрицательно влияют как на отдельные центры памяти, так и на весь мозг в целом.

2. Заболевания других органов

Память может ухудшиться и в результате заболеваний других органов:
а) Заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы в целом (даже если это «всего лишь» повышение артериального давления). Кровоснабжение головного мозга ухудшается, следственно, он перестает выполнять свои функции полноценно.
б) Заболевания внутренних органов (почки, печень, лёгкие и т.д. ) На всех органах останавливаться не станем, поговорим лишь о почках. Ученые из США обнаружили, что заболевания почек являются причиной снижения когнитивных функций, в т.ч. ухудшения вербальной памяти.
Исследование проводилось на основании измерения скорости клубочковой фильтрации (GFR – определяет очистительную способность почек ) и уровня креатинина (конечного продукта обмена белков ) в крови. После пяти лет наблюдения была отмечена закономерность: память добровольцев ухудшалась прямо пропорционально увеличению уровня креатинина в крови и снижению скорости клубочковой фильтрации, т.е. при прогрессировании почечных заболеваний.
в) Нарушение обмена веществ . Для хорошей работы мозга необходимо, чтобы он получал все необходимые вещества. Как только обмен веществ всего организма нарушается, мозг начинает испытывать дефицит в них и перераспределять свои «ресурсы», причем центры памяти стоят далеко не в начале «очереди».

3. Неблагоприятные факторы внешней среды

К таким факторам относятся:
а) информационные перегрузки . У каждого человека есть свой «предел», и как только мозг получает бОльший объем информации, чем может переработать, он «зависает». Причем информация может быть не целенаправленно получаемой, а «хаотично бомбящей»: окружающая среда сейчас насквозь пронизана информационными потоками.
б) нехватка витаминов . Для отличной работы мозга важны, безусловно, многие витамины, но главенство занимает группа В. Эти витамины:
поддерживают работу ЦНС;
защищают клетки головного мозга от стрессов, перегрузки и преждевременного старения;
участвуют в кислородном обмене;
снижают показатели свертываемости крови;
участвуют в синтезе некоторых нейромедиаторов, запускающих нервные импульсы между нейронами.
И если все это обеспечивает функционирование головного мозга в целом, то последнее связано с памятью напрямую: нет импульса, нет работы мозга, нет памяти.
в) стрессовые ситуации . В университетах Калгари и Эксетера доказали, что стресс (но не легкий, а именно предельный ) блокирует физиологические процессы, связанные с памятью. Несмотря на то, что исследование проводилось на улитках Lymnaea stagnalis, результат довольно показателен: выдержав огромное количество раздражающих факторов, подопытные забыли абсолютно все, чему их научили ранее. Кроме того, если один стрессовый момент всего лишь понижает качество памяти, то «массированная» стрессовая атака создает кумулятивный эффект, и информация вообще перестает задерживаться в памяти.
г) недостаток, неполноценность сна . Во сне организм, в т.ч. мозг, восстанавливается: взамен погибших растут новые клетки. Соответственно, чем качественнее и продолжительнее сон, тем дольше и результативнее осуществляется восстановление. В противном случае мозг не успевает «отдохнуть», теряет способность как запоминать, так и вспоминать.
д) вредная пища . Многие продукты питания хранятся, готовятся в алюминиевой посуде. Пищевые красители также содержат алюминий. В итоге, потребляя продукты «алюминизированной» промышленности, человек обеспечивает своему организму избыток алюминия, который, кстати, крайне медленно и трудно выводится. Как следствие, появляются головные боли, мышление становится вялым, а память ухудшается.
Свой вклад вносят и «стимуляторы» вроде энергетических и тонизирующих напитков. Стимуляция, конечно, дает краткосрочный эффект, но при регулярном употреблении мозг становится «ленивым».

4. Хронические интоксикации

К причинам этой группы относятся:
а) курение . Оно практически «разлагает» мозг, нарушает способность к рассуждению, обучению, ухудшает память. Причем пагубно влияет не только активное, но и пассивное курение. Ученые из Нортумбрийского университета, проводившие исследование на трех группах добровольцев (курильщики, постоянно дышащие дымом, редко контактирующие с дымом ), доказали, что нормальные характеристики памяти наблюдались лишь в самой здоровой группе, в то время как у курильщиков этот показатель снижен на 30% , а у пассивно курящих – на 25% .
б) злоупотребление алкоголем или полный отказ от него . Специалисты University College London доказали, что употребление более 36 г чистого спирта в день ведет к раннему ухудшению памяти, а вот употребление до 20 г спирта в день такие изменения не провоцирует. Любопытно и то, что для памяти вреден полный отказ от алкоголя. Таким образом, оптимальным «графиком» употребления спиртного являются 2-4 бокала вина в неделю.
в) наркомания . Даже при однократном приеме наркотики могут нанести непоправимый вред мозгу. Например, после разового приема «безобидного» экстази – самого нейротоксичного синтетического наркотика – серотониновая система мозга повреждается настолько, что уже никогда не сможет восстановиться полностью. Некоторые наркотики действуют и после прекращения их употребления. В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками.
г) интоксикация тяжелыми металлами (свинец, ртуть, талий, медь, марганец ).
Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог.

У ртути же есть три основных источника:
Амальгама (в зубных пломбах ). Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая.
Вакцины. Мертиолят – органическое соединение ртути – имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары.
Рыба. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит.
Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры.
д) злоупотребление лекарственными препаратами . Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов.
В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты.

5. Возрастные изменения организма

Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, – склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты (кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга). Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона ), ухудшение памяти с возрастом становится очевидным.


После 40 лет в голове все труднее удерживаются необходимые мелочи. Виновата плохая память? Нет. Если это не заболевание головного мозга, то всему причина - человеческая лень. Люди ленятся следовать некоторым полезным советам, поэтому чаще жалуются на забывчивость и рассеянность, чем на нежелание заниматься своей головой. Конечно, с возрастом проблемы с запоминанием все равно будут возникать, но можно максимально отсрочить их появление. Как же избежать такой ситуации?

Нужно высыпаться

Сон - прекрасный отдых не только для человека, но и для головного мозга. Во время сна восстановительные процессы наиболее активны. Недосып приводит к тому, что человек становится раздраженным, беспокойным, хуже вспоминает важную информацию.

Не стоит употреблять без надобности снотворные и успокаивающие препараты. Они нарушают в организме естественный ритм, отрицательно влияют на работу мозга и способность к запоминанию.

Чтение книг

Во время чтения включается логическое и абстрактное мышление, активизируются отделы мозга, отвечающие за зрительные и моторные воспоминания.

Чтобы чтение помогало улучшить память, нужно не просто «проглатывать» книги. Надо прокручивать сюжет в голове; отмечать важные детали; пересказывать про себя или собеседнику содержание прочитанного произведения.



Ученые давно доказали - занятия спортом или активная физическая работа увеличивает кровоснабжение всего организма в целом и сосудов головного мозга в частности, что является своеобразным питанием для клеток. Причем, вовсе не обязательно пахать на износ и падать без задних ног.

Даже во время выполнения сидячего вида работ достаточно хотя бы через час-два делать небольшой перерыв. Можно немного походить, размяться, сделать некоторые простейшие гимнастические упражнения.

Питание для ума

Следует отрегулировать свой ежедневный рацион. Существуют продукты, особенно благоприятные для работы головы:

Не только правильное питание, но и вообще здоровый образ жизни значительно помогает качественной работе мыслительных процессов. А значит, отодвигает забывчивость на более позднее время.

Курение, наркотическая зависимость, алкоголизм ухудшают мозговое кровообращение, что не способствует хорошей памяти в любом возрасте.



Тренировка мозга

Занятие иностранными языками, решение разнообразных логических головоломок, задач, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, загадок - все это заставляет думать, вспоминать, работать мозг. Также нужно выполнять различные упражнения для тренировки ума, коих при желании можно найти великое множество. Некоторые занятия на первый взгляд кажутся совсем детскими, но и они дают положительный результат.

Даже самое обычное заучивание песен, стихотворений наизусть - это уже тренировка словесной и зрительной памяти.

Внимательность

Очень полезное качество. Нужно быть внимательнее к деталям, тщательно разглядывать выбранный предмет или местность, запоминать как можно больше мелочей, а потом воспроизводить их, находясь в другой обстановке.

Поддержание порядка

Когда дома, на работе, в сумке каждая вещь лежит на определенном месте, мозг автоматически запоминает, где что находится. После не придется долго мучительно вспоминать, куда положили ключи, очки или пульт от домашней техники.

Записная книжка, блокнот, органайзер. Эти полезные вещи позволяют не только запомнить важную информацию, но и помогают систематизировать ее. К тому же, если ежедневно что-либо записывать вручную, без компьютера или печатной машинки, то зрительная память улучшается, повышается концентрация внимания.

Психологический аспект

  • недосыпание;
  • стресс;
  • переживания;
  • депрессия (узнайте );
  • плохое настроение.

Все вышеперечисленное неизбежно ведет к потере нервных клеток, как следствие - плохая работа рассудка, снижение функционирования. Нужно стараться избегать подобных ситуаций, чаще настраивать себя на позитивный лад. Тогда голова будет меньше загружена, станет лучше работать.



Медикаментозные препараты

Если того не требуют предписания врачей, лучше отказаться от приема лекарственных средств, воздействующих на умственные способности. Все-таки ноотропные препараты - временный допинг. Ни в коем случае нельзя принимать медикаменты, стимулирующие мозговую деятельность, самостоятельно! Только по заключению доктора, если это действительно жизненно необходимо.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Ухудшение памяти возможно даже у молодых людей — причин несколько: переутомление, вредные привычки, неконтролируемый поток информации.
Нашей памяти необходима постоянная работа. Чтобы не дать ей зачахнуть, постоянно узнавайте что-то новое, заучивайте стихотворения незнакомых авторов, составляйте собственные кроссворды и ребусы.

Постоянно себя контролируйте. Уходя из дома, обязательно проверьте: выключили ли вы свет и электроприборы, воду на кухне. Понаблюдайте за сбой. Тревожным сигналом для вас должно стать отсутствие стремления освоить что то новое и способность строить планы на будущее.

Нарушение памяти иногда — это следствие проблем со здоровьем. Тогда нужно обращаться к врачу. Но есть и забывчивость. С ней тоже можно и нужно бороться. Начните с выбора увлечения. Запишитесь в кружок рисования, плетения из бисера, начните учить новый язык, пойте, танцуйте. Результаты вскоре появятся.

После смерти близкого человека человек ощущают холод и пустоту — на одинокого человека наваливается масса проблем. Закрывшись от всего мира, мы рискуем ослабить внимание, перестанем контролировать свои действия. Нужно очистить свой мозг от мрачных мыслей, заставить себя поверить в будущее.

У пожилых людей ум нуждается в перезагрузке, так как переполнен устаревшей информацией.

Как улучшить память и внимание у взрослых

Часто после 40-50 лет новый материал запоминается с большим трудом и с этим нужно работать.
Чтобы укрепить свою память, можно ежедневно делать несложные упражнения:

  1. Закройте глаза, и попытайтесь напечатать на компьютере любое предложение. Полезно с закрытыми глазами рисовать, умываться.
  2. Когда читаете книгу, попробуйте одновременно заплести косу, массажировать голову, лицо.
  3. Попробуйте один день в неделю чистить зубы, расчёсываться, умываться при помощи левой руки, если вы правша, и правой руки — если вы левша.
  4. Чтобы забыть всё плохое и начать новую жизнь, прикрепите на стену чистый лист белой бумаги, и начните жизнь «С ЧИСТОГО ЛИСТА». Или встаньте спиной к нулевой отметке дорожного столба, сделайте шаг на дорогу, и начните жизнь «С НУЛЯ».

Помнить нужно только действительно важное. Всё плохое, ненужное, вредное, мимолётное безжалостно удаляйте из своей памяти. Это не только сохранит энергию, но и продлит вашу жизнь.

Память – это способность хранить в сознании, накапливать и воспроизводить информацию. Эффективная умственная деятельность невозможна без развитой памяти. Поэтому нужно использовать разные способы для улучшения памяти, чтобы стимулировать мозговую деятельность.

Для улучшения памяти и внимания можно делать упражнения самостоятельно, для этого нужно освоить методики по улучшению памяти.

Иногда людей беспокоит, что умственные способности с возрастом ухудшаются. Спешим вас обрадовать, существует огромное количество способов, чтобы улучшить память и работу мозга, быстро развить свою внимательность даже после 40 или 50 лет.

Способы, которые можно выполнять дома, очень простые. Занимайтесь регулярно, чтобы внимательность и умственная деятельность быстро возросли до нужного уровня. Как улучшить память в домашних условиях:

  • Выберите из колоды 8 карт, чтобы среди них были все масти. Разложите карты перед собой в 4 ряда по 2 карты в каждом. Посмотрите на них минуту, после чего переверните их рубашками вверх. Вспомните, где какая масть лежала. Со временем усложните задание. Выбирайте 10, 14, 18 карт, вспоминайте не только масти, но и название карт.
  • Наша жизнь невозможна без калькулятора, который не развивает умственную деятельность. Каждый день вычисляйте в уме несложные детские примеры (114+334, 236+342 и т. д.). Можно добавить умножение, деление и вычитание.
  • Возьмите фотографию, которую вы видите впервые. Внимательно рассматривайте ее минуту, после чего уберите и вспомните детали фотографии. Хорошо, если вам удастся припомнить мелкие детали.
  • Запишите в произвольном порядке 10 цифр. Посмотрите на цифровой ряд, закройте его рукой и воспроизведите в сознании порядок цифр. Увеличивайте их количество со временем.
  • Решайте кроссворды, головоломки, логические задачи, читайте книги. Эти способы, на первый взгляд, не способствуют развитию памяти, но вы удивитесь, как быстро активируется ваша умственная деятельность.

Усовершенствование памяти – несложное занятие, но заниматься нужно регулярно.

Как улучшить память и внимание, не тратя на разные методики много времени? Соблюдайте простые рекомендации:

  • Не злоупотребляйте алкоголем, потому что он убивает клетки головного мозга, которые отвечают за умственные процессы.
  • Нужно бросить курить. Табак отрицательно влияет на нервную систему, тормозя процессы запоминания.
  • Принимайте комплекс витаминов. Питание, которое использует основная масса людей, редко полноценное. Мозг будет работать эффективно, если ему будут поступать нужные питательные вещества.
  • Не запоминайте все вокруг. Акцентируйте внимание на вещах, которые действительно стоит запомнить.
  • Спите 8 часов в сутки.
  • Не пренебрегайте занятиями спортом. Во время физической активности кровь приливает к головному мозгу, активизируя умственные процессы.
  • Изучайте иностранный язык, чтобы держать разум в тонусе.
  • Шоколад с утра заряжает энергией мозг на целый день.

Для улучшения памяти и работы мозга подходят и другие не столь обычные методы.

Сказки для улучшения интеллекта, памяти и внимания

Развивать память надо не только взрослым людям после 40 лет. Детская умственная деятельность иногда не функционирует как надо, тогда применяются другие методы, рассчитанные для дошкольников и детей младшего школьного возраста до 10 лет. Разум человека устроен удивительным образом. Психолог Рушель Блаво разработал методики и составил курс, рассчитанный на 2 недели, который помогает быстро развить память.

Примечательно, что книга представляет собой сборник сказок, поэтому детям интересно заниматься. Отзывы о книге превзошли даже самые смелые ожидания, поэтому сказки используются практически всеми родителями, которые серьезно занимаются обучением ребенка.

Музыка для улучшения памяти и внимания

Наверняка вы интересуетесь, как помогает музыка для развития памяти и внимания. Помните, как телепрограммы транслировали передачи о благотворном влиянии классической музыки на интеллект человека? Ученые доказали, что классика воздействует на правое полушарие мозга человека, улучшая концентрацию внимания. Поэтому классическую музыку надо слушать при управлении машиной, перед экзаменом, так как мелодичные произведения способствуют ускорению обучения.

Улучшить память и концентрацию внимания можно, слушая музыку композиторов:

  • Чайковского;
  • Моцарта;
  • Дебюсси;
  • Мендельсона.

Недавние исследования ученых доказали, что психология человека воспринимает поп-музыку как стимулятор активного запоминания. Студенту перед экзаменом рекомендовано слушать популярные песни известных исполнителей, чтобы настроить на работу правое полушарие мозга.

Поп-музыка также раскрывает у человека творческие способности и настраивает на успешное изучение иностранных языков.

Прослушивание же классической музыки перед экзаменом или собеседованием улучшает концентрацию внимания и снижает эмоциональность. Это полезное свойство для человека, который очень переживает и не справляется с волнением.

Как улучшить память и внимание с помощью видео

Психология людей иногда не воспринимает информацию, которую человек слышит или читает. Однако зрительная память, как правило, развита больше, чем другие виды. В сети можно найти видео, которые направлены на развитие головного мозга человека. Среди них вы найдете:

  • Видео, рассказывающее, как быстро улучшить свою концентрацию внимания.
  • Ролики, объясняющие принцип работы головного мозга.
  • Обучающие видео с методиками развития умственных способностей.

Чтобы подобрать видео, которое содержит только полезную информацию и проверенные советы, читайте отзывы пользователей интернета. Обычно по ним можно ориентироваться во многих вопросах, поскольку они описывают реальную пользу метода.

Молитва для умственного развития

Молитва для развития памяти обычно используется людьми после 60 лет. Это поколение верит в магию и все, что с ней связано. В сети есть видео, которые рассказывают о заговорах и способах, которые подразумевают чтение молитвы.

Молитвы произносите с душой, поверьте в них, а не повторяйте заученные слова. Некоторые молитвы читаются ночью, некоторые – перед едой, бывают молитвы, которые произносятся перед свечой.

Почему нужно верить в эффективность метода? Психология человека устроена так, что подсознание направляет работу мозга на те вещи, в которые мы верим. Если вы уверены, что молитва поможет, психология сделает с вами удивительные вещи, и подсознание направит вас на развитие способностей.

Улучшение умственной деятельности гипнозом

Развитие памяти гипнозом считается самым безопасным методом улучшения мозговой активности, особенно после 50 лет, потому что психология человека при вмешательстве гипнотизера не страдает. Пациент отключается от внешнего мира и сосредотачивается на одном аспекте, который ему внушил психолог.

Под гипнозом человек запоминает такое количество информации, о котором даже не мечтает, находясь в сознании. Метод хорош тем, что обеспечивает быстрый и долгосрочный результат.

Помните, что под гипнозом психология подвергается принудительному вмешательству, поэтому метод применяется как крайнее средство. Его используют при потере памяти или тенденции к ее потере. Чтобы понять принцип действия гипноза, посмотрите видео, на которых психологи проводят сеанс. Таких видео в интернете много, обратите внимание на отзывы людей, чтобы не нарваться на постановочное видео.

Улучшение памяти после 50 лет

После 50 лет малоэффективны методики и упражнения, потому что мозг не воспринимает их в силу возраста. Чтобы активизировать его работу, рекомендуют делать такие вещи:

  • Делать физические упражнения.
  • Не злоупотреблять алкоголем.
  • Насыщать организм витаминами.
  • Не допускать простоев памяти. Для этого постоянно нагружайте ее, занимаясь умственной деятельностью.
  • Избегайте стрессовых ситуаций.
  • Учить стихи.

Психология людей после 50 лет легко настраивается на эффективное запоминание. Главное – желание человека. Если задаться целью, то не важно, сколько вам лет. Вы достигнете результата.

При возникновении вопросов или сомнений обращайтесь к интернету. Вы найдете книги, уроки, видео, упражнения по улучшению умственной деятельности и узнаете много новой информации.

Вверх