Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона. Великий канон - путеводитель в духовном восхождении

Святой Андрей Критский является одним из величайших гимнографов Церкви. Он не был жителем острова Лесбос, но был погребен в селении Эресос на Лесбосе и по этой причине почитается наряду с просиявшими на Лесбосе святыми.

Святой Андрей имел дар от Бога сочинения церковных гимнов. Его гимны показывают не только теплоту его веры и любви ко Христу, но и удивительную эрудицию и божественную мудрость. Одно из его творений – «Великий Канон» поется на пятой седмице Великого Поста и представляет собой удивительное поэтическое произведение.

С Крита, где осуществлял свою святительскую деятельность святой Андрей, он отправился в Константинополь по делам своей области, но на обратном пути он заболел на корабле, когда тот находился в море неподалеку от селения Эресо на Лесбосе. Капитан был вынужден приостановить плавание и пристать в порту Эресо. Тогда святой спросил где они находятся и когда ему ответили, что это селение Эресо, которое было известно религиозностью своих жителей, то он сказал: «здесь я предам свою душу Богу» и тотчас упокоился о Господе в 740 году. Однако имеется иное свидетельство в синаксарях о том, что святой Андрей некоторое время оставался в Эресо и здесь написал свой Великий Канон. Его мощи с великими почестями погребли за алтарем большой и прославленной своими мозаиками базилике, которая сегодня известна как «базилика святого Андрея».

Некоторое время спустя прибыли христиане с Крита, которые забрали мощи святого, оставив лишь некоторые части его костей, которые сохраняются ныне в монастырях Ипсилу и Лимонос.

Жители Эресо сохранили гробницу святого и когда он был канонизирован официально святым, они построили над ней небольшой храм в его честь.

Сохранившийся мозаичный пол древней базилики

Трехчастная базилика, развалины которой сохраняются доныне изначально была посвящена святому Андрею или, вероятнее всего, святому Иоанну Предтече. Дело в том, что на том же месте сохраняются также стены небольшой древней часовни в честь св. Иоанна Предтечи, почитание которого по всей видимости продолжалось до VII века. Перемена наименования храма датируется 740 годом и обязана погребению в базилике Критского архиепископа Андрея, который при возвращении из Константинополя скончался на корабле, проплывавшем мимо Эресо.

Базилика была обнаружена во время раскопок, которыми занимались монахи обители Пифариу в 1884-1885 гг. Надпись на западной стороне мозаичного пола срединной части базилики упоминает епископа Иоанна, который идентифицируется как епископ, представлявший христиан острова Лесбос на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в 431. Упоминание конкретного епископа привело к датировке базилики первой половиной V века. Таким образом, речь идет об одной из самых больших по площади базилик Лесбоса прямоугольной формы. Она имеет трехчастную форму и состоит из нартекса (места, где стояли оглашаемые), из центральной части (место верных) и алтаря. Апсида внутри алтаря имела полукруглую форму, а снаружи представляла собой многогранник. Такая форма имеет происхождение из Сирии, которая распространилась также и в Малой Азии.

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время многие люди сумели проявить лучшие свои человеческие качества, за что верующие их почитают как святых. Одним из них является преподобномученик Андрей Критский. Этот человек многое сумел сделать для последующих поколений. Да и жизнь его довольно интересна для современных людей. В ней отражаются все условия существования человечества в начале прошлого тысячелетия, тревоги и тяготы, а еще стойкость отдельных личностей, подобная подвигу. Давайте разберемся, кто такой преподобномученик Андрей Критский, житие которого всесторонне изучается верующими. Для чего о нем необходимо знать современным гражданам?

Преподобномученик Андрей Критский: житие

Существует некоторая путаница в головах людей, не погруженных в богословие. Святых по несколько. И двое из них являются Критскими. Их не нужно путать, так как эти люди прошли совершенно разный путь, каждый прославился по-своему. Преподобномученик Андрей Критский, житие которого мы описываем, был обычным богобоязненным юношей. Жил он во времена императора-иконоборца. Среди сверстников выделялся этот человек только тем, что свято соблюдал традиции. Он отказался от мирских радостей, молился и показывал пример окружающим. В текстах, которые написаны в его память, говорится, что преподобномученик Андрей Критский многих сумел наставить на путь истинный, зажечь веру в сердцах. Жил он в те времена, когда никто уже открыто не сопротивлялся христианским традициям. Вроде мир установился в обществе. Но дьявол не оставлял людей своим черным вниманием. Но действовать стал хитростью, которой и возмутился будущий преподобномученик Андрей Критский.

Важные вехи жизни

Верующие, отмечая День преподобномученика Андрея Критского, вспоминают его судьбу, стараются впитать опыт этого человека. Внимание при этом концентрируется на преданности Иисусу, тяготам, которые он сумел преодолеть во славу Его. Это обычная практика. Тем не менее для формирования правильного образа нужно представлять себе и те исторические события, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Скорее всего, на формирование его личности повлияло наблюдение за тем, как окружающие не отказываются от греха. В его жизнеописании рассказано о том, что был этот человек добр и кроток. Он не ругался с грешниками, а показывал им пример своею жизнью. Сопротивление почти всему обществу может сломить или закалить. Андрей остался верен своим принципам, полученным от родителей. Его вера только еще больше укрепилась, что он продемонстрировал публично в Константинополе, когда пришло время.

Борьба с произволом

Так бы сказали о деятельности преподобномученика люди, родившиеся, к примеру, в девятнадцатом веке. А произошло следующее. Был в Константинополе император по имени Константин Копроним, прозванный иконоборцем. Он повелел убрать из храмов, так как «негоже поклоняться дереву». Верующие саботировали такой странный указ, он оскорблял их религиозные чувства. Император уперся и велел заключать непослушных в темницу. Об этом узнал Андрей Критский. Он сразу поехал в Константинополь. Его возмутил факт мучений людей, которые хотели молиться Господу. Императора же справедливые речи Андрея Критского не вразумили. Он повелел схватить и истязать заступника верующих. Но никакие истязания не могли сломить его волю и приверженность вере. Юноша погиб во время следования к месту казни.

Тропарь и кондак преподобномученика Андрея Критского

Согласно церковным правилам, этого Святого поминают 17 октября. Во время службы в храме поет хор. Исполняются короткие стихи, повествующие или напоминающие о важных событиях, связанных с датой или праздником. Тропарь преподобномученика Андрея Критского принято исполнять в его день, а также во время Великого поста. Это делается не только для того, чтобы вспомнить об преподобномученике, но и на его примере научиться истинной вере. В тексте говорится о том, подвиг этого святого был связан с защитой своих духовных братьев. Он не убоялся властителя и его вооруженных приспешников, делая то, что должно. Еще принято читать во время службы величание преподобномученика Андрея Критского. Это стих, которым восхваляется доблесть святого. Текст его таков: «Ублажаем тя, преподобномучениче Андрее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

«Спаситель» императорской семьи

Давайте перенесемся в девятнадцатый век. Все семейство Александра III попало в день Святого Андрея в аварию. Они путешествовали на поезде, который сошел с рельсов, да еще и перевернулся. Пострадало более двадцати человек, но все императорское семейство осталось цело. Эта история так повлияла на окружение, что в Санкт-Петербурге был построен храм преподобномученика Андрея Критского. Люди посчитали событие милостью Божией, которую решили увековечить. Церковь стоит и ныне. Она не особенно заметна, так как включена в архитектурный комплекс городской застройки. Но верующие посещают этот храм, чтобы помолиться святому. Преподобномученик Андрей Критский, икона которого есть в этой церкви, как и во многих других, считается исцелителем. О том, что его мощи творят чудеса, говориться в древних документах.

О чем просят преподобномученика

В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград». Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными. Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.

Молитва преподобномученику

В церковных книгах можно найти канон и тропарь Святого. Эти тексты принято читать, если человек хочет обратиться к преподобномученику. В них говорится о подвиге и силе обычного человека, которому вера помогла противостоять власти. У каждого из нас в жизни бывают такие ситуации, когда считаем себя слишком «малыми» перед врагами. А если посмотреть на то, что смог сделать преподобномученик, то устыдитесь. Это был юноша, бережно хранящий в сердце образ Господа. Он не обладал ни богатствами, ни оружием, не руководил войском. Однако, узнав о дьявольских кознях хитрого императора, задумавшего извратить суть религиозной традиции, смог подняться до уровня воина Христова. Согласитесь, в начале тысячелетия были совсем иные порядки. Выступая против властителя, человек обрекал себя на мучительную смерть. И он не испугался! Молитва преподобномученику Андрею Критскому именно об этом. Каждый верующий стремится так слиться с Господом, чтобы позабыть в трудной ситуации о своей бренной жизни, а действовать во славу Его.

О путанице в именах святых

Мы уже упоминали, что Андреев Критских двое. Так получилось, что жили эти люди примерно в одно и то же время. Но у каждого свой путь. Не совсем грамотные авторы приписывают деяния преподобномученика святителю Андрею. Это не просто неуместно, но и очень вредно, так как порождает в неокрепшей душе сомнения об истинности существования таких людей. Получаются прямо дьявольские козни, но на другом уровне, такие же, как у императора-иконоборца. Чтобы уважаемый читатель до конца понял, о чем речь, напишем немного о жизни святителя Андрея Критского. Этот человек известен совсем иными делами. Его вера проявилась в умении противостоять не императору, а в некотором смысле, более грозной силе - сообществу духовных учителей, признанных верующими авторитетами на тот момент. Он выступил в защиту правильного понимания Иисуса Христа на Вселенском соборе. Несколько слов об этом человеке.

Святитель Андрей Критский

Мальчик родился в третьей четверти VII века в славном городе Дамаске. Родители Андрея были людьми глубоко верующими, и ребенка воспитывали в том же духе. Одно их тревожило - отпрыск никак не желал разговаривать. Уже седьмой год пошел мальчику, а нем был, что рыба. Это обстоятельство сыграло в его жизни очень большую роль, направив судьбу в особое русло. Он заговорил. Как? Об этом чуть позже. В четырнадцатилетнем возрасте будущий святитель Андрей Критский отправился в Иорданскую лавру. Там он постигал науки в иночестве, а потом был назначен писарем. На молодого монаха обратил внимание святитель Софроний, Иерусалимский патриарх. Этот человек лично занимался его духовным воспитанием. После захвата Святого Града мусульманами на Андрея были возложены обязанности сингела, то есть секретаря. Ему довелось выступать на VI Вселенском соборе. За смелость и принципиальность верующие его уважали и почитали. В 685 году его избрали архиепископом острова Крит, где он и осуществлял служение до кончины.

Чудо

Очень важно понять, как человек становится верным воином Христовым, тем более в условиях древности. А они были довольно жестокими, о правах человека тогда не думали, войны вспыхивали, как сухой хворост. За приверженность христианству убивали довольно часто. Внутренние убеждения, как и способы отправления религиозных обрядов, становились опасными для жизни. Будущий святитель Андрей Критский родился в христианском семействе. Как уже указано, мальчик был нем. Ни одного словечка от него не слышали родители до тех пор, пока не исполнилось отроку семь лет. Все семейство, как положено верующим, ходило в храм. Однажды после причащения Святых Христовых Тайн мальчик заговорил. Родителям такой поворот событий показался чудом. И это подоткнуло их к тому, чтобы склонить сына на монашество. Да и сам Андрей оказался под впечатлением своеобразного перерождения. Путь его с той минуты был предопределен. Он свято служил Господу, был назначен архиепископом на Крит, строил там храмы и занимался делами паствы.

Заключение

Мы часто думаем о святых только в трудные минуты. Знаете, существует некий эгоизм в нынешних верующих. Как только необходима помощь - в храм бежим, а о том, к кому обращаемся, рассуждать ленимся. Из этого отношения, в частности, возникает путаница в головах. Стыдно не знать, кто такой преподобномученик Андрей Критский, согласитесь. В церковных школах принято изучать подвиги людей в прошлом. Дети получают не только информацию, но и основу для формирования характера. Преподобномученик являет им пример того, как много дает вера для обычного человека. Она поднимает его над несправедливостью, возносит до вершин власти, позволяет сопротивляться произволу, защищая ближнего. Сила состоит не в количестве оружия или денег, а в правде, опирающейся на заветы Иисуса. Имея такое знание в душе, человеку становится проще справляться с тяготами жизни. Не зря говорят, что счастлив тот, кто в сердце своем имеет Христа. Такой человек никогда не почувствует себя ни одиноким, ни преданным, ни покинутым. А вы как считаете?

В составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора .

Преподобный Андрей родился около г. в Дамаске . Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин . Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме , где был пострижен в монашество , посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью г., после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью , Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь .

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод , т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак .

Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон , состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова , преподобного Романа Сладкопевца . После г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы , так и на ирмосы святителя Германа , преподобного Иоанна Дамаскина , преподобного Космы Маиумского .

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках . Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. . В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого . В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле и 4 июня – в Румянцевском Обиходе . Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором . По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью . Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI -XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский .

Большое распространение в русской письменности –XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII –XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. , гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. . Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея , сына святого благоверного князя Александра Невского . Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты , родившийся 4 июля г. . Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени .

В Великом каноне , читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Иконография

Известны 2 типа изображения Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. ; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию...». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе...».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи ; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. , помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия » Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает Андрея Критского как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Андрее Критском сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

Храмы, святыни

В г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне храма Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.];
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Использованные материалы

  • Статья из II тома «Православной энциклопедии»

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304–305); под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330–331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130)

ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208

Messan. Salvad. 27. Fol. 238r

РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.

РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГО


Преподобный Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами; сам же отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни. Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха, святителя Софрония (634-644), после кончины, которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие в VI Вселенском Соборе, на котором он сурово обличил монофелитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух - Божеской и подчиненной ей человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий покаянный канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683-686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений преподобного Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранились в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память преподобного Андрея, архиепископа Критского, совершается 4/17 июля, а главное произведение его - Великий покаянный канон - по уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста на Великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого поста на утрене (полностью) .

О МОЛИТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА

"Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему".

Вот молитва, которую слышали вы, братия, в эти дни много раз в храме. Ее написал святой Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.

Для чего Святая Церковь ввела в богослужение Великим постом эту, а не другую молитву?

Для того чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так Святая Церковь предостерегает нас ныне от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами можем мы отражать их от себя. Чувствуя всю нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.


Когда Святая Церковь заставляет нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, это указывает, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения. В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и Причащению? И в сие-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в сие-то время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? И в сие-то время мы предаемся наиболее скуке и унынию! Какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? И в сие-то время занимаемся наиболее празднословием!

Не так ли? Только тот не замечает этих искушений, кто постится и ходит в храм по нужде; но тот, кто постится, как следует, и молится во храме, как должно, тому понятна вся важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.

Что же такое дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в своих недостатках и заблуждениях и исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли он ум праздный, рассеянный и погруженный в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить Устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу. И этот дух уныния и тоски, не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив, мытарь не постился, но предпочтен постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пуcторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но от чего бы ни происходила эта страсть, она - страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, - если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36), - говорит Сам Спаситель.


Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божий в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Покаянный канон снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и

важнейшей реальностью. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Вверх