Православное казачество. Религиозное сознание казачества

Казачество и вера

Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви.
Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак. В станицах и хуторах церковь Божия была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура, практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа. Главным украшением казачьих столиц – Новочеркасска, Оренбурга, Омска и других – несомненно, были величественные войсковые соборы. Кроме того, существовали и казачьи монастыри, например знаменитый Екатерино-Лебяжий на Кубани. Сами казаки были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом – вечность, и просили у него защиты и победы над супостатом.
Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачества. Это и герой русских былин «старый казак» Илья Муромец, под конец жизни ставший смиренным иноком Киево-Печерской лавры, и знаменитый святитель митрополит Дмитрий Ростовский (в миру – казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи-Минеи, и святитель Иосиф Белгородский. Особым почитанием пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы – Донская, Казанская, Табынская – считались покровительницами казачьих войск. День Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачьим праздником, днем всех казачьих войск. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Из святых казаки более всего почитали Архистратига Божия Архангела Михаила – предводителя небесного воинства, Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Алексия – Божьего Человека и святого благоверного князя Александра Невского. Кроме них, в каждом казачьем войске были «свои», местночтимые святые. Вместе с тем казаки были достаточно веротерпимы и с уважением относились к представителям других религий. В рядах казаков были и казаки-мусульмане (татары и башкиры), и казаки-буддисты (калмыки и буряты). Но свыше 97 процентов казачества всегда было православным.
Обращаясь к возрождающемуся казачеству, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Уважаемые казаки и казачки, дорогие братья и сестры! Русская православная церковь, как и вся Россия, с надеждой смотрит ныне на возрождение казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «православного рыцарства». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства были характерными для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине. Сегодня перед российским казачеством вновь открывается возможность служить вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества государству Российскому. Мы надеемся на ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца. Выражаю надежду, что жизнь, служба и труды российских казаков на пользу Отечества и в лоне Церкви будут способствовать сохранению мира и согласия между народами всего Отечества. Храните нашу Русь – Дом Пресвятой Богородицы! Да благословит всех вас Господь на верное служение государству Российскому и народу нашему!»

Горожанина Марина Юрьевна – кандидат исторических наук, доцент КубГУ
(г. Краснодар)

История линейного казачества неразрывно связана с историей православной Церкви. Вера определяла весь земной путь казака, укрепляла его силы, помогала пережить все тяготы и невзгоды походной жизни. Не случайно до сих пор бытует поговорка «Казак без веры не казак».

Объектом исследования данной работы является духовная культура линейного казачества Кубани. Под этим термином мы подразумеваем казаков, проживавших в восточной части края на Старой и Новой Линии, которые в 1860 г. были объединены с черноморским казачеством и образовали Кубанское казачье войско.

В развитии духовной культуры линейцев Кубани выделяются три периода, за основу периодизации взяты следующие изменения: – в уровне развития религиозной культуры; – в структуре Кавказского линейного казачьего войска; – в положении православного духовенства; – во внутреннем церковном управлении.

Первый период 1792-1832 гг . Для этого времени характерны крайне низкие темпы церковного строительства и уровня развития религиозной культуры, чему в немалой степени способствовала не совсем продуманная переселенческая политика на Кубань. В отличие от черноморцев, добровольно осваивающих новые земли и объединенных в единое войско, линейцы вынуждены были заселять новое пространство полками, под дулом царских винтовок, оставив налаженное хозяйство на Дону. Вольным донским казакам, создающим поселения на Кубани, пришлось подчиняться русскому офицерскому корпусу, в результате нередко возникали стычки между казаками и армейскими офицерами. Религиозная обстановка во многом осложнялась:

– отсутствием необходимых для церковного строительства средств;

– незначительным количеством священства (никто не хотел брать на себя его содержание: прихожане не могли из-за скудности своего существование, полковое начальство же считало, что более целесообразно имеющиеся средства направить на другие цели);

– наплывом большого потока сомнительных лиц, искавших удачу в новом необжитом крае. Среди переселенцев немало было раскольников и сектантов. Тем не менее, тяга к вере была велика, доминирующим контингентом оставались православные. Как и черноморцы, линейцы несли на Кубань самое дорогое – свои святые иконы.

Второй период 1832-1867 гг. Знаменуется противоречивостью в религиозном развитии. С одной стороны, начинается церковное строительство, создается единое Кавказское казачье войско, улучшается материальное положение церкви, с другой – активизируется деятельность раскольников, которым во многом потворствует монархическая власть. Так, в 1847 г. архипастырь Кавказский Иеремия, желая поставить раскольников в рамки закона, вызвал неудовольство среди них, в ответ на это последовало распоряжение из Св. Синода о подчинение всего духовенства Кавказского казачьего войска обер-священнику Кавказской армии, что негативно отразилась на общем духовном состоянии как войска, так и приписанных к нему станиц.

Третий период 1867-1917 гг. Характеризуется подчинением духовенства линейцев епархиальным властям, налаживанию церковного управления и церковной службы, активизацией церковного строительства, просветительской и миссионерской деятельностью. Именно в это время уделялось особое внимание духовно-нравственной работе как в войске, так и среди обычных прихожан. Труды незамедлительно дали свои результаты: уровень духовного образования и религиозной культуры заметно повысился.

В целом же, рассматривая духовную культуру линейного казачества, можно выделить 3 фактора, оказавших заметное влияние на ее формирование.

I. Низкий уровень образования, что отражалось на степени развития религиозной культуры.

В одном из епархиальных отчетов в 1888 г. епископ Ставропольский и Кубанский Владимир с грустью писал: «Несмотря на все старания духовенства религиозно-нравственное образование паствы желает лучшего. В лучшем случае прихожане знают начало молитвы и Символ веры, но даже их не всегда понимают, а порой искажают, так как учат по памяти и на слух из-за неграмотности. Таким образом, наш народ все еще находится в младенчестве религиозного знания и для пастырей церкви представляет обширное поле деятельности».

Православная вера казачества часто переплеталась с языческими пережитками и формировалась под влиянием нужд военного времени. Постоянная военная служба на первый план выдвигала не приходского священника, они появились на Линии лишь после окончания Кавказской войны, а полкового. Именно полковые священники, ориентированные на нужды военного времени, выполняли и все церковные требы: венчали, крестили, отпевали. Поэтому православное духовенство Линейных казаков до 1867 г. находилось в подчинении не епархиальных властей, как черноморское, а в ведении Войскового обер-священника, ставка которого располагалась в Тифлисе. Это, с одной стороны, замедляло решение многих дел, с другой – способствовало появлению на Линии большого количества духовных лиц – выходцев из Грузии. Нередко между ними и линейными казаками возникали конфликты. В отличие от Черномории, где по меткому выражению Ф.А. Щербины, было свое доморощенное, родное по крови и духу духовенство. Даже после 1842 г., когда черноморцам было запрещено самостоятельно выбирать себе священников, они по-прежнему сохраняли возможность влиять на этот выбор. Священник, который был не угоден казакам, под любым предлогом удалялся из станицы. В то время как линейные казаки такого права не имели, и даже частые обращения станичного атамана оставались без должного рассмотрения. Во многом это было связано со спецификой финансирования духовенства. В отличие от Черномории, где священники находились на содержание войска, а с 60-х гг. ХIХ в. – станичных обществ, на Линии духовенство финансировалось за счет государственной казны, а следовательно, было финансово не зависимо от Линейного казачества .

II. Религиозное мировоззрение донских казаков, которые составляли основной костяк в линейных станицах Кубани.

Отправляясь на места нового жительства, выходцы с Дона несли с собой не только религиозные традиции, но и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. Разделившись в 1794 г. возле Жирова кургана на две партии, одни отправились для освоения станиц Усть-Лабинской и Кавказской, другие – Прочноокопской и Григориполисской. Расставаясь, казаки долго не могли договориться, как поделить между собой дорогие православные образы. Их спор разрешил жребий: икону Покрова Пресвятой Богородицы для будущей церкви забрали с собой поселенцы Прочноокопской и Григориполисской, а икону Николая Чудотворца – будущие жители Усть-Лабинской и Кавказской. Казаки в то время даже и не предполагали, что сложная военная обстановка на новом месте не позволит им быстро построить храмы. И долгое время православные станичники удовлетворяли свои религиозные чувства в небольших часовенках с высокими оградами и бойницами. Так, в станице Кавказской уже в 1794 г. была сооружена часовня во имя Николая Чудотворца, первый же храм воздвигнут лишь в 1845 г. трудами командующего станицей майора Лучкина. Примечательно, что на заготовке леса для этой церкви наравне с православными трудились и староверы, и хотя они догадывались, для каких нужд требуется лес, никто не уклонялся от работы.

III. Старообрядчество, численность лиц которого на Линии была заметно выше, чем в Черномории.

Вместе с тем, в отличие от сибирских раскольников, отношение власти к староверам-казакам было намного лояльнее, что объясняется следующими факторами:

– Линейные казаки, в отличие от раскольников, поддержавших Аввакума, не считали монарха антихристом. Приносили ему присягу и служили верой и правдой.

– Среди линейцев Кубани, как и терских казаков, было немало староверов, которые исповедовали эту веру по исторической традиции, сообщения о церковной реформе докатились до них весьма поздно. В связи с чем, в отличие от сибирских раскольников, их приверженность к старой вере была данью памяти предков, а не социальным протестом против церковных нововведений. В отличие от казаков-некрасовцев, также исповедующих старую веру и не раз выступающих на стороне Турции, старообрядцы-линейцы никогда не нарушали верность монаршему престолу.

– Именно лояльность старообрядцев к существующему режиму, их верная служба смягчали царскую политику относительно их. Староверам-линейцам разрешалось даже иметь молитвенные дома, правда, в ограниченном количестве.

Примечательно, что на Линии первый монастырь появился именно у старообрядцев. Так, в 1797 г., спустя всего три года после основания станицы Кавказской, казаки-староверы беспоповцы Андрей Андриянов и Аникий Давыдов в 2-х верстах от станицы в вырытых ими пещерах над рекой Кубанью основали монастырский скит. К 1812 г. число его обитателей составляло около 10 человек.

В 1832 г. в результате земляного обвала пещеры были разрушены, единственный к тому времени их обитатель инок Ефимий обустроил скит в новом месте, где и прожил до 60-х гг. ХIХ в.

Примеру беспоповцев последовали и поповцы. В сороковые годы ХIХ в., спустя 10 лет после перенесения скита на новое место, в разрушенных пещерах на берегу Кубани поселились два старика Яков Терешин и Иван Зрянин. В 1855 г. последний был возведен московскими староверами австрийского толка в сан епископа и под новым именем Ефимий вернулся в станицу Кавказскую. На месте разрушенных пещер он построил две кельи и таким образом положил начало старообрядческому Никольскому скиту, который просуществовал до 1894 г. . Монастырь имел свой общежительский устав, молитвенный дом, хозяйственные постройки, численность насельников достигала 30 человек. Последним настоятелем раскольнического монастыря был епископ Самуил (в миру – донской казак Степан Морозов), после закрытия обители он был отправлен для проживания на Дон. У православных линейцев монастырь возник лишь в 1894 г. на месте бывшего раскольнического скита.

К моменту образования в 1832 г. Кавказского линейного войска в нем доминировали православные, староверы же составляли 1/3 от общего числа. Вместе с тем, темпы церковного строительства здесь были заметно ниже, чем в Черномории. Это объясняется следующими моментами:

1. Сложная военная обстановка (в отличие от черноморцев, линейцы жили там же, где и несли пограничную службу) препятствовала возведению храмов и вынуждала довольствоваться небольшими часовнями либо походными полковыми церквями. Существующие же церкви имели особые бойницы для отражения удара неприятеля и всегда обносились высоким забором, именно храм становился последним форпостом защитников станицы.

2. Более низкий уровень материального благосостояния линейцев по сравнению с черноморцами не позволял долгое время изыскивать средства на строительство храмов. Зачастую, несмотря на все желания станичников, собрать нужную сумму они просто не могли. Даже у хоперских казаков, отличавшихся особой приверженностью к православию. В 1851 г. на 12 станиц приходилось только 11 православных храмов. В это время темпы церковного строительства во многом были связаны с местом расположения полка и жизненными условиями. Естественно, в той местности, где были менее плодородные почвы и постоянно происходили столкновения с черкесами, количество православных храмов было минимальным. Так, в 1851 г. в 11 станицах 1-го и 2-го Лабинского полков было всего 9 часовень и ни одной церкви. Нередко медленным темпам церковного строительства способствовало и нежелание войсковых властей выделять необходимые средства.

3. Неравномерное распределение староверов по линейным станицам. Так, несмотря на доминирующую численность православных, на Линии было несколько старообрядческих станиц. Наибольшей по численности из них была Прочноокопская, где в 1844 г. на 256 православных семей приходилось 2249 староверов, в 1909 г. картина не сильно изменилась, православные составляли 1293 чел., староверы – 5245. Второй по численности староверов была станица Кавказская .

4. Просчеты в конфессиональной политике. Вопреки здравому смыслу, Св. Синод оказывал материальную поддержку в первую очередь православным приходам, находящимся в старообрядческих станицах. Создавая в них православные храмы, власть тем самым пыталась предотвратить рост раскольничества. В результате же построенные храмы оказывались почти пустыми, а просветительская деятельность духовенства не встречала должной поддержки. В то же время строительство храмов в других станицах нередко тормозилось из-за царившей бюрократии. Так, жители ст. Баталпашинской еще в 1827 г. заявили о своем желание возвести церковь, на эти нужды казаки даже собрали 13 тыс. рублей, но проект был утвержден лишь в 1837 г. Именно тогда был заложен первый камень в ее основание. Спустя 6 лет храм в честь св. Николая был освящен. Таким образом, строительство заняло меньше времени, чем сбор всех необходимых документов.
Все это способствовало низким темпам развития образования на Линии. В то время как в Черномории уже в 20-х гг. ХIХ в. существовало 10 приходских училищ, одно уездное, одно духовное и гимназия, на Линии не было ни одной школы. Первые полковые школы появись лишь в 1832 г. А активное развитие просвещения начинается лишь с 50-х гг. ХIХ в. Именно к этому времени почти все линейные станицы обзавелись собственными храмами. Священники, несмотря на то, что школы по-прежнему носили статус полковых и находились в ведении войскового начальства, отвечали за уровень развития образования, на них же возлагалась ответственность и за обучение грамоте и священному Писанию детей раскольников.

Особой Инструкцией от 1855 г. духовенству Кавказского линейного войска предписывалось при обучении детей раскольников закону Божьему соблюдать осторожность и тактичность. Личным примером, любовью и терпению прививать им желание перейти в православную веру .

Религиозное мировоззрение линейцев оказало влияние и на формирование традиций и обрядов. Как и у черноморцев, календарный год у линейных казаков строился исключительно из церковных и войсковых праздников. Именно они задавали ритм казачьей жизни, сообразно им казак пахал, сеял, постился.

В целом же, завершая данное исследование, можно заключить: знание народных традиций и верований позволяет не только проследить культурные взаимосвязи с соседними народами, но и по-новому взглянуть на историческое прошлое. Как верно замечал М.П. Погодин: «Мы имеем собственную богатую историю, уникальный богатый язык, свои обычаи и традиции, свою культуру, отказаться от всего этого значит утверждать, что у русских нет предков, нет истории, а следовательно, и нет самой Руси» .

Примечания:

1. ГАСК (Государственный архив Ставропольского края). – Ф. 135. Оп. 47. Д. 5. Л. 57.
2. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). – Ф. 249. Оп. 1. Д. 253.
3. Ламонов А. Станица Кавказская Кубанского казачьего войска 1794 -1894 гг. [Текст] / А. Ламонов // Кубанский сборник. – Т. 4. – 1898. – С. 8.
4. Исторический обзор Ставрополя, Терека и Кубани [Текст]. – М., 2008. – С. 148.
5. ГАКК. – Ф. 353. Оп. 1. Д. 59. Л. 6.
6. Цит. по: Историография IX – нач. XX вв. Отечественной истории [Текст] / Под ред. О.В. Сидоренко. – Владивосток, 2004. – С. 13.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

(2 Голосов)
Рейтинг пользователей: / 2

В этом году в поселке Даровской появилась казачья община. Наш разговор с её атаманом, прихожанином Свято-Троицкого храма, предпринимателем Александром КРИНИЦЫНЫМ.

- Александр Сергеевич, расскажите, с чего все началось, как Вы пришли к казачеству?
- Казаки для меня всегда были примером честности, доблести, отваги и любви к родной земле. В 2014 году в Великорецком крестном ходе по промыслу Божьему мы шли вместе с казаками. Они поразили меня своей твердой верой и жизненными принципами. Общение с ними глубоко запало в душу, может, еще и потому, что корни моей фамилии происходят с Запорожья. Затем судьба свела с казанскими казаками в г. Булгар, там очень сильная казачья община, благодаря которой в городе наведен порядок во всем. Довелось пообщаться с казаками в г. Переславль-Залесском и Ульяновске. Это настоящие мужики, сильные духом. В жизни ничего не делается просто так: постепенно, шаг за шагом, от знакомства к знакомству я «созрел» до твердого решения - стать казаком. Весной этого года меня «верстали» в казаки в Успенском соборе г. Яранска. Обряд посвящения в казаки стал поворотным в моей жизни. Я принял присягу на Евангелии с целованием креста и встал на добровольную службу во благо людей, страны до конца своей жизни.
- Почему Вы выбрали именно казачество, а не другое жизненное кредо?
- Если вспомнить историю России, казаки всегда стояли на защите своего Отечества и православной веры, поэтому они мне близки по духу. Годы безбожия разобщили русских людей. К сожалению, мы, русские, не чувствуем себя хозяевами в своем «доме», мы забыли, кто мы есть. Как нация мы стали слабыми, зависимыми. Раньше казачьи части стояли в каждом крупном городе, а также на границах государства. Как самые преданные царю и Отечеству, отважные воины служили при царе в резерв-ных войсках, поддерживая порядок.
- Расскажите о даровской общине казаков.
- В настоящее время казачество возрождается по всей стране. Несмотря на малочисленность (на данный момент нас трое), наша община занесена в казачий реестр как хутор «Даров-ской», мы объединились с казаками из Юрьи и Яранска. Главное, что у даров-ских казаков есть духовник, настоятель Свято-Троицкой церкви отец Николай.
В 90-е годы в Кирове появлялись казаки, но без духовной поддержки они не смогли сплотиться как коллектив. Поэтому для казаков очень важно иметь свою церковь и духовного наставника. У казаков все вопросы решаются на «кругу» - общем собрании, где каждый высказывает свое мнение, и решение принимается единогласно, а задача атамана - воплощать эти решения в жизнь. Казаки - это братья, которые по первому зову приходят друг другу на помощь.
- К чему обязывает должность атамана?
- Атаман - это «отец», казачество - это братство. Я пока атаман наказной, то есть поставленный. Атаман собирает единомышленников, чтобы создать дееспособную и сильную дружину. Казаки всегда стояли на земле крепко, жили зажиточно, потому что умели самоорганизовываться, а еще жили с верой, за что получали помощь Божию. Казачество - это перерождение самого себя, ты должен быть примером для остальных, победить свою гордыню, жить в ответе не только за себя, но и за других. Мне нравится встречать людей словами: «Здорово живешь!» (это, оказывается, тоже казацкое приветствие) и слышать в ответ: «Слава Богу!»

- За короткий период времени Вы успели себя проявить. Как Вам удалось организовать людей на строительство часовни и поклонного креста?
- Все, к кому я обращался за поддержкой, откликались с такой охотой, что я просто как Божией помощью это назвать не могу! Я еще раз убедился, что народ у нас глубоко верующий. Русский человек не может быть неверующим. Просто кто-то стесняется, кто-то не хочет менять свой уклад, а в душе все мы верим в Бога.
- Что в Ваших ближайших планах?
- Если Бог даст, установить поклонные кресты во всех направлениях от поселка. Нынче летом мы проезжали по Чувашии и у деревеньки, где всего два дома, увидели самодельный охранный крест, сделанный из бруса 5х5 см. В Нижегородской области, в Мордовии и ближе к югу нашей страны у населенных пунктов стоят поклонные кресты для охраны от всякого зла - и это нормально. Еще мы будем стараться помочь в строительстве нового Троицкого храма.
Самая главная задача - это проявление любви к Отечеству делами и приобщение к этому молодежи. Чтобы русские гордились своей Родиной, могли постоять за неё, за себя, своих близких…
- Какую цель ставит перед собой даровское казачество?
- Жизнь не сводится к тому, чтобы вкусно поесть, подольше поспать, предаваясь удовольствиям. Главное - это твоя семья, родители, близкие, друзья. И для того, чтобы у них было все хорошо, мужчине нужно быть патриотом, воином, защитником. Цель казачьей общины - поддержание порядка как внешнего, так и внутреннего - покоя в душе, отказ от вредных привычек, дурных мыслей, действий.
Мне нравится наш поселок, здесь живут настоящие трудяги, которые сделали поселок таким, какой он есть. Хотелось бы, чтобы он процветал, чтобы люди гордились своей малой родиной и не уезжали отсюда. У нас есть много замечательных хлопцев, кому не безразлично будущее поселка, кто готов помочь и словом, и делом.
- Как желающие могут вступить в ряды казачьей общины?
- Мы готовы принять любого, кто уважает древние традиции казачества и серьезно относится к этому вопросу. С Богом!
Беседовала Галина НОРКИНА.

Казаки на Вятке
Есть немало исторических свидетельств о давности появления на Вятке казачества. «В 1174 году отважные новгородские казаки, повольники или ушкуйники (самовластцы), пришли на Вятку, построили град Хлынов и начали общежительствовать самовластно… Общность новгородских казаков, включая хлыновских ушкуйников, имеет очень много сходств с донскими…» (Андрей Бартенев, «Наша Вятка»). «Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На Вятской земле по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшинина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе… То тут, то там возникали казачьи заставы… Состояли казаки на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах».
По преданию, деревня Курень в Даровском районе основана семью братьями-казаками, пришедшими сюда из Запорожской Сечи. На реке Моломе до сих пор можно найти остатки казачьих застав, например, в районе деревни Нижней Кармановщины.
То, что казачество на Вятке появилось в древности, - это исторический факт. Другое дело, что после гражданской войны и террора в первой половине ХХ века, казачество было почти уничтожено не только на Вятке, но и на Дону, Кубани, Сибири, Дальнем Востоке. Казаки-эмигранты разрознились, потеряли связь друг с другом, с родной землей. Отрадно, что в наше время казачество возрождается, в том числе, и на Вятке.
Что такое казачество? Это свободный дух, который ограничивает себя совестью и заповедями Божьими. Казаки - искусные воины за веру и Отечество, самоорганизованные и пребывающие на службе 24 часа в сутки до конца своей жизни. В церковные праздники они - трезвенники и молитвенники, в мирские - прекрасные певцы и заводилы. Казачьи песни и танцы - это огонь, зажигающий сердца радостью. В дни беды казака не зовут на помощь, он сам приходит и помогает бескорыстно.
В наше время во многих населенных пунктах казаки помогают в охране общественного порядка на правах народной дружины. Например, в Кирове казаками не раз пресекались продажи «спайсов» и наркотиков.
Казаками не рождаются, ими становятся. Для этого нужен внутренний стержень, дух воина и желание помогать людям.
Иерей Николай БЕВЗ, настоятель Свято-Троицкого храма п. Даровской.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ на январь 2017 года

1 января - Преподобного Илии Муромца Печерского.
2 января - праведника Иоанна Кронштадского, чудотворца. Священномученика Игнатия Богослова. Преподобного Игнатия, архимандрита Печерского.
3 января - Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова.
4 января - Великомученицы Анастасии Узорешительницы.
5 января - Священномученика Василия.
6 января - Рождественский сочельник.
7 января - Рождество Христово - двунадесятый непереходящий праздник.
8 января - Святки. Собор Пресвятой Богородицы.
9 января - Апостола первомученика и архидиакона Стефана.
12 января - Святого Макария, митрополита Москов-ского.
14 января - Обрезание Господне.
15 января - Преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского.
17 января - Собор 70 апостолов.
18 января - Крещенский сочельник.
19 января - Крещение Господне (Богоявление).
20 января - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
21 января - Преподобного Григория, чудотворца Печерского.
22 января - Святого Филиппа, митрополита Москов-ского и всея России, чудотворца.
23 января - Святителя Феофана Затворника Вышенского.
24 января - Преподобного Феодосия Великого.
25 января - Мученицы Татианы. Икон Божией Матери, именуемых ”Акафистная” и “Млекопитательница”.
27 января - Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
28 января - Преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущник.
30 января - Преподобного Антония Великого.

Слово пастыря

О назначении мужчины
Недавно мне рассказали очень горькую и злую шутку, но, к сожалению, очень точную. Мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но современному мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына. И если мы оглянемся по сторонам, то много ли увидим семей, где отец готов сжать зубы и сказать: “Ну да, у моей жены непростой характер, но я не уйду...”
Почему муж уходит? Потому что весь мир крутится вокруг него. Ему плохо, значит, нужно поменять мир. Поменяет: будет вокруг него новая жена крутиться, новые какие-то обстоятельства… Человек не может понять, что это он должен крутиться вокруг жены и ребенка. Он не готов служить, отдавать себя. Такой человек обречен быть несчастным.
Протоиерей Федор Бородин.

Мудрые мысли
“Если человек ищет Бога, он Бога найдет... И когда человек идет к Богу, то Бог бежит ему навстречу”.
Протоиерей Алексий Уминский.

Притча про Ангела
Человек умирал и перед смертью увидел свою жизнь. И предстала перед его глазами пустыня, а по ней его следы, шаги по жизни. Рядом с его следами были и вторые следы, его ангела, неотступно следующие рядом. На тех участках жизни, когда он болел или случались с ним несчастья, следы человека ослабевали, становились неглубокими, а в некоторых местах на песке была видна лишь одна пара следов. Через какое-то время картина восстанавливалась - и опять были две дорожки следов.
- Что же ты за Ангел такой? - воскликнул человек. - Когда мне было хорошо, ты был рядом, а когда плохо, оставлял меня одного!
- Ничего ты не понял! - сказал Ангел. - Когда тебе было хорошо, я шел рядом, а в самые сложные моменты жизни я просто нёс тебя на руках.

Страница подготовлена Галиной НОРКИНОЙ по благословению настоятеля Троицкого храма иерея Николая Бевзы.

Информационные материалы к содержанию учебного предмета.

Разделы (1-4 класс)

4. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции: Рождество Христово. Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

Казачество Православное

Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и его отношение к казачеству. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества. Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.

В системе ценностей кубанского казачества первое место справедливо отводят православной вере. Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей.

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение. Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».Отсутствие детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

От «нечистой силы», считали, Бог защитит – достаточно осенить себя крестным знаменем, произнести Святую молитву – «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас» и никакая нечисть колдунов ничего не сделает.

Судьи садились за стол, предварительно сотворив Крестное Знамение и сказав «Благослови, Господи». Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих случаях вор не решался на такую клятву – «снять икону со стены» и признавался в преступлении. Если виновный не признавался, служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу (верхом вниз), чтобы его мучила совесть. Старались не ругать вора, а желать ему добра, служили молебен за его здоровье, чтобы его замучила совесть. Нередко это приводило к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.

В качестве примера можно привести строительство первого казачьего храма на Кубани – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа 1792 года на бывших княжеских холмах Тмутаракани высадился первый отряд казаков под командованием войскового полковника Саввы Белого. Главным для себя прибывшие на Тамань казаки считали основание церкви, посвящение её Покрову Пресвятой Богородицы, своей покровительнице, чью икону черноморцы постоянно носили с собой, связывали с ней ратные успехи и мирские достижения. Пока строилась церковь, казаки долгое время жили в землянках и лишь после ее возведения занимались обустройством хат. В станицах и хуторах церковь была духовным центром. Практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа, где детям давали и светское образование, и учили закону Божьему.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову … в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их.

Таким образом, православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.

Доктор исторических наук,
профессор Южного федерального университета

В системе ценностей кубанского казачества исследователи-казаковеды первое место справедливо отводят православной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значения, Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи . Сегодня история Православия кубанских казаков стала возвращаться из забвения. Появляются статьи по отдельным станицам, основанные на полевом и архивном материале , первые работы обобщающего характера , публикации документов . Однако специфика региона с казачьим, крестьянским, горским населением еще мало осознается как священством на всех уровнях, так и современными казачьими организациями. Между тем на необходимость изучения локально-исторических трансформаций христианских традиций постоянно указывают историки, архивисты, этнографы, исследователи культуры старообрядчества и др.

В Московском государстве на рубеже XV–XVI столетий ходили слухи, что среди горского населения Западного Кавказа - черкесов - обитают православные христиане со славянской речью. Как появились и как уживались среди иноверцев русские люди? Одни историки видят в кубанских славянах остатки населения древнерусского Тмутараканского княжества, которые имели давние традиции сотрудничества с местными народами. Другие ученые считают, что с установлением монголо-татарского ига кубанские племена и жители русских княжеств вольно или невольно оказались союзниками. Сопротивление захватчикам никогда не прекращалось. Одной из форм этого сопротивления стало бегство из ханского плена на Кубань, в зону лесистых предгорий и труднодоступных ущелий. Среди этих беглецов могли быть выходцы из Рязанского, Черниговского, Смоленского и других княжеств. Проведя долгие годы в ордынском плену, эти беглецы сберегали последнюю память о Руси - православные нательные кресты. Такие кресты археологи находили при раскопках в станице Махошевской (Мостовской район), на хуторе Ильич (Отрадненский район), в долине рек Большой и Малый Зеленчук . С местными горцами у беглецов складывались, по-видимому, не только добрососедские, но и брачно-семейные отношения. Может быть, поэтому в источниках XV–XVI вв. понятия «черкесы» («черкасы») и «казаки» иногда взаимозаменяют друг друга.

В XVII столетии к кубанскому Приазовью стали проявлять интерес донские и запорожские казаки. Не случайно турецкий разведчик и ученый Эвлия Челеби, дважды посетивший край в середине XVII в., с озабоченностью описывал морские и сухопутные походы в Прикубанье вольных обитателей Днепра и Дона. По свидетельству Челеби, донские и запорожские казаки хорошо ориентировались в здешних местах и имели проводников из числа славянских обитателей Кубани .

В XVII в. Северный Кавказ становится одним из центров русского старообрядчества. К концу века начинается строительство первых старообрядческих церквей и на Кубани.

С приходом в край черноморских и линейных казаков свет христианства в крае возгорелся с новой силой. Дело защиты и освоения Кубанского края нуждалось в духовном окормлении. Однако поспешность, с которой формировалось духовное сословие в Черноморском войске и в линейных казачьих полках, приводила к тому, что в священники и дьяконы часто посвящались казаки, не имевшие духовного опыта. Немного имелось образованных людей. Наряду с истинными подвижниками и ревнителями веры среди выборного духовенства встречались пастыри, не отличавшиеся высокими нравственными качествами. Нередко казаки выбирали в священники людей с подобными недостатками, с расчетом, что их остепенит духовный сан. Так было, например, с одним из первых черноморских священников отцом Юрием. До принятия священнического сана это был грамотный и умный казак, однако любил кутежи и выпивку. Поэтому куренная община решила обратить казака-забияку в священники, чтобы он остепенился. Черноморцы не ошиблись в расчете. При исполнении религиозных обязанностей отец Юрий получил репутацию строгого, богобоязненного и нравственного человека, хотя в веселой компании казаков смиренника из себя не изображал. Если он замечал во время службы в церкви, что кто-то разговаривает, улыбается или стоит в неподобающей позе, то не стеснялся в выражениях, кем бы ни был провинившийся: паном, рядовым казаком или шустрой дивчиной. Бывали случаи, когда по грозному приказанию отца Юрия церковный сторож выводил смеющуюся барышню и привязывал ее веревкой к колокольне, приговаривая: «А не скаль зубов, не дразни сатану!»

В то же время среди священнослужителей было немало тех, кто пользовался любовью казаков и умел врачевать душевные недуги и переживания добрым словом, сердечным отношением и бескорыстной помощью. В линейных станицах православное духовенство было поначалу малочисленным из-за большого количества староверов. Священников здесь не выбирали, а назначали военным начальством в каждую станицу.

Своих священников имели не только станичные приходы, но и конные полки, пластунские батальоны и артиллерийские батареи. В укреплениях Черноморской береговой линии духовными наставниками были иеромонахи Балаклавского Георгиевского монастыря. Один из них, иеромонах Маркел, благословил на бессмертный подвиг рядового Тенгинского полка Архипа Осипова. Полковые и батальонные священники должны были не только совершать церковные службы и требы, но и обучать воинов церковной истории, Закону Божию и основным молитвам. Священники следили за поведением казаков во время богослужения, исповедовали и причащали, устанавливали обязательное пение хором всеми нижними чинами молитв. Полковой священник требовал соблюдения всех постов, боролся со сквернословием, старался не допускать пьянства. Понимая, какие тяготы и лишения терпят нижние чины на военной службе, священник всячески пытался облегчить их участь. Он нередко выступал связующим звеном между воинским подразделением и станицей. Зачастую именно батюшка отсылал весточку родным о том или ином герое, он же читал неграмотным долгожданное письмо из дома. Случалось, что полковой священник, подняв крест, верхом на коне увлекал казаков в атаку под ливнем вражьих пуль и картечи.

Заселение Черномории, Старой и Новой линий, Закубанья, Черноморского побережья сопровождалось храмовым строительством. Храм освящал станичное, сельское, хуторское пространство, разделяя его на центр и периферию. Святой, именем которого нарекался храм, считался покровителем станицы или поселка. Ежегодно устраивались престольные праздники в его честь, на которые приглашали гостей и из соседних станиц и горских аулов. Строили церковь всем миром, да «таку, якой нидэ нима». В рассказах станичных старожилов станичная церковь - самое яркое впечатление детства. В каждом населенном пункте Кубани были глубоко убеждены, что подобных храмов больше нигде нет. В начале ХХ столетия в Кубанской области насчитывалось 363 храма, каждый четвертый из них был каменным или кирпичным.

Случалось, что храмы использовались не только по прямому назначению. В случае нападения горцев на станицу храмы становились укрытием для женщин, стариков и детей. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного или хуторского общества. Это находило отражение в характерных для края обычаях. Так, после объявления войны двери станичного храма не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, велись службы. Атеистическая политика, активно проводившаяся в 20–30-е и 50–60-е гг. ХХ в., привела к полному или частичному разрушению храмов на Кубани, их разграблению и осквернению. В народном сознании разрушение храма воспринималось как конец мира, временный уход Христа и приход Антихриста.

Свои просветительские и благотворительные традиции имели на Кубани монастыри. Здесь сыновья жителей близлежащих селений, а также дети духовенства обучались грамоте, пению и разным ремеслам. Пустынь была и школой для лиц, желающих поступить в духовное звание. В обители учились церковной службе, чтению на клиросе. Многие кубанцы вменяли себе в обязанность раз в два-три года совершить паломничество в монастырь. Люди спешили сюда, потому что были убеждены в особой силе молитвы, произнесенной в святых местах. В монастырях хранились чудотворные иконы или частицы мощей святых угодников Божьих. Так, предметом особого почитания паломников в Михаило-Афонской пустыни были частицы Животворящего древа Господня, частицы нетленных мощей святых великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Харлампия. Причем мощи святого великомученика Георгия Победоносца, почитаемого местными горцами, привлекали в Успенский храм обители даже мусульман ближайших поселений. Монастыри играли и важную хозяйственную роль в развитии края. В обителях развивалось виноградарство, скотоводство, хлебопашество, рыболовство, сыроварение. Славились монастыри Кубани иконописными школами, рукоделием: художественным шитьем золотом и бисером, кружевоплетением, прядением и вязанием, ковроделием.

Исторические документы рисуют противоречивую картину религиозной картины в кубанских станицах. В докладной записке священника Симеона Кучеровского Екатеринодарскому духовному правлению от 13 мая 1852 г. так сообщалось о состоянии религиозности у населения Черномории: «В понятиях религиозных черноморцы недалеки. По характеру своему черноморец набожен, усерден к религии, но набожность его еще довольно груба. Если поставил Богу свечу, отправил молебен всем святым, то он уже и себя считает святым. Надобно еще много трудиться пастырям Церкви, чтобы просветить их нравственные понятия. Это можно сказать вообще о всех поселенцах Черномории» . И далее: «Черноморец ленив ходить в церковь на молитву; он любит соблюдать праздник, но это празднество его состоит в прекращении работ хозяйственных, и только; ему более присуща мысль, что грех работать в праздник, нежели то, что еще грешнее проводить праздник в пустословии вместо молитвы» .

В другом свидетельстве этого времени отмечалось, что жители станицы Петровской «знают о происхождении религии от Иисуса Христа. Некоторые знают о Вселенских Соборах. Многие понимают и знают значение Вечерни, Утрени и Литургии. Прекрасно и со вниманием читают молитвы не только пожилые, но и малолетки, как, например: Царю Небесный, Отче наш, Верую и Помилуй мя, Боже, и прочие» .

Народная вера не воспроизводила буквальные догматы Православия, во многом по-своему воспринимала сущность христианского учения. Это проявлялось в пересказах житий святых, в народных молитвах, в вещих снах и видениях, в толковании сюжетов Священной истории и легенд о чудесах и праведниках. Православное мировоззрение проявлялось у кубанцев в хождении со святынями в крестных ходах. Они воспринимались как могучее средство очищения, освящения земли и людей, источников и жилищ. Глубоко в народной вере ощущалось понятие греха и осознание необходимости покаяния. Любовное, заботливое отношение к храму и его святыням всегда присутствовало у казаков. Разрушительное воздействие на народную духовность казачества в послереволюционные десятилетия было направлено на полное искоренение религиозных традиций. Но вера народа в его святыни продолжала существовать, уходила внутрь души и сердца, помогая выжить нравственно. Не имея возможности противостоять запрещению и разрушению видимых религиозных символов и святынь, кубанцы втайне оставались со своими личными ценностями: нательными крестами, домашними иконами, духовными стихами, представлениями о благочестии.

Состояние веры у городского и сельского населения Кубани и Черноморья проступало и в повседневных занятиях, во многих чертах домашней обстановки. Желая сделать свой дом местом святым, защищенным от воздействия злых сил, возведение жилища начинали со святого угла. Сюда ставили лампаду, здесь же стоял «угольнык» - угловой столик треугольной формы. Иконы покрывались специально вышитыми полотенцами или занавесками. Перед образами в доме молились, иконами благословляли при важных жизненных обстоятельствах. Невесту часто благословляли образом Богоматери, жениха - образом Спасителя или Николая Угодника. Старшие в семье, почетные гости, а также жених и невеста во время свадьбы сидели в святом углу. Провожая казака на службу, вновь снимали икону из святого угла. Держа ее в руках, родители напутствовали сына служить честно, «не позорить казачий род», защищать родную землю и вернуться домой живым и невредимым .

Непременным явлением повседневной жизни были домашние молитвы. Обязательным было чтение молитв утром, вечером и перед едой. Помимо молитв «Верую», «Пресвятая Троица», «Царю Небесный» могли быть и обращения к Богу по-своему: «Дай мне, Господи, хорошего сна, упокой меня сном, чтобы я отдохнула, а еще прошу Тебя, Господи, встану с утра, что начну я работать, помоги мне, Господи, и дай мне, Господи, здоровья». Молитву перед едой произносил старший в семье, как правило, отец или дедушка. Чаще всего читали «Отче наш», но могли и просто произнести «Святой Господи, благослови». После еды говорили: «Спаси, Христос» или «Спасибо Богу, Матери Божией, усим святым, за хлиб, за силь, за дар Божий». В течение дня во время домашних работ просили у Бога помощи и благословения. Например, при выгоне коровы на выпас ее крестили со словами: «Крестом крестю, крестом ограждаю, крестом врага отгоняю». Призывали Бога при выходе со двора, стараясь оградить себя от всяких случайностей: «Господи, я в путь иду, Тебя с собой зову. Ангел, вылетай, дорожку мне очищай, а Мать Божия меня спасай». Перед пахотой обязательно произносили: «Господи, благослови начать работу» .

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону и стол, чтобы «нечисть не заводилась». Важнейшим проявлением домашнего благочестия служили посты, представлявшие особый смысл и единство духовным и телесным потребностям. «Невидимая брань» укрепляла веру, помогала справиться с превратностями жизни.

Православному населению Кубани вера отцов говорила о бессмертии души, о ее бесконечной жизни у Бога. Вера предупреждала о Страшном суде Господнем и о новых муках, которые ожидают людей. Однако всей своей полнотой Православие возвещало не смерть, но воскресение из мертвых. Символ веры заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Кубанцы верили, что выше солнца и звезд есть другое Небо, на котором обитает Бог вместе со святыми ангелами и душами умерших праведников. Некоторым праведникам перед кончиной это Царствие Небесное открывается во всей красе. Вера учила казака, солдата Черноморской береговой линии, офицера не бояться смерти на войне, уповать на промысел Божий. Кто боялся Бога, тот не боялся неприятеля. Человек, всецело преданный промыслу Божию, терпеливо переносил лишения и испытания, смело и спокойно шел навстречу опасности. Усвоение христианских заповедей: возлюбить ближнего своего как самого себя и положить душу свою за други своя - было способно поднять кубанских казаков на недосягаемую степень нравственной высоты. Когда в 1809 г. четырехтысячное ополчение горцев перешло по льду Кубань около Ольгинского кордона, полковник Тиховский и 200 казаков с пушкой могли спокойно отсидеться в укреплении, отбивая атаки превосходящего противника. Однако казаки не стали безучастными зрителями расправы черкесов над ближайшими селениями. Они вышли из укрепления и вступили в неравный бой со всей массой вражеской конницы и пехоты. В беспощадной яростной сече тиховцы полегли, совершив подвиг не только телесный, но и духовный…

Когда турки стали бить и мучить православных христиан на Балканском полуострове, утопив в крови восстания болгар и сербов против жестокого османского ига, кубанцы обнаружили готовность с оружием в руках защитить единоверцев. Казак станицы Васюринской Иван Видный писал в своем прошении: «Имею ревностное желание стать в ряды защитников христианского народа против ненавистных нам турок и наглости и жестокости тиранства башибузуков». Около 35 жителей Кубанской области (казаки, крестьяне, мещане, офицеры) сумели добраться в 1876 г. до далекой Сербии и вступили в маленькую добровольческую армию генерала Черняева , у которой не было никаких шансов устоять против превосходящих сил турок…

Все это и многое другое говорит о том, что православная вера - основа глубинных традиций казачества Кубани. Она была и остается великим достоянием народа, а не поверхностным явлением, навязанным якобы извне.

Примечания

1. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества. Ч. 1. XIX - начало ХХ в. // Из культурного наследия славянского населения Кубани / Под ред. Н.И. Бондаря. Краснодар, 1997. С. 4.
2. Погорелов Н.Н. Храм станицы Ирклиевской // Православие, традиционная культура,просвещение/Науч.ред.,сост.Н.И.Бондарь,М.В.Семенцов. Краснодар, 2000. С. 38–41; Пономарев В.П. Из истории Покровского храма станицы Абинской // Там же. С. 41–44; Рыбко С.Н. Некоторые страницы истории ст. Эриванской и ее храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского // Освоение Кубани казачеством: Вопросы истории и культуры/Науч. ред., сост. О.В. Матвеев.Краснодар,2002.С.146–156; ПавлоградскаяЛ.Д. Степнаяласточка // Кубанский сборник. Т. II (23) / Под ред. О.В. Матвеева. Краснодар, 2007. С.319–356; Её же. Храмы встанице Уманской //Родная Кубань. 2008. №2(42). С. 11–28; Бабич А.В. О наводнении в станице Бакинской Псекупского полка Кубанской области в 1866 году и о пожертвовании императрицей Марией Александровной иконы Двунадесяти великих праздников жителям станицы в 1868 году // «И Божья благодать сошла…»: Романовы и Северный Кавказ: Материалы IV Международных дворянских чтений / Под ред. О.В. Матвеева, Е.М. Сухачевой. Краснодар, 2008; История православной общины и Михаило-Архангельского храма станицы Крыловской в документах и воспоминаниях / Сост. В.В. Тер, Е.В. Тер. Ст. Ленинградская (Уманская), 2010. 52 с.; Соловьев И.А. Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки. Ставрополь, 2010. С. 192–204; Матвеев О.В. Из истории православных приходов станицы Дядьковской (1828–1918 гг.) // Мир славян Северного Кавказа / Под ред. О.В. Матвеева. Краснодар, 2011. С. 54–75 и др.3. Кузнецова И.А. Некоторые аспекты повседневной жизни приходского и станичного священника Кубанской области (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 4 / Науч. ред., сост. О.В. Матвеев. Краснодар, 2008. С. 179–189; Дело мира и любви: очерки истории и культуры православия на Кубани / Науч. ред. О.В. Матвеев. Краснодар, 2009. 304 с.
4. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX в.): Сбор¬ник документов (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2001. 728 с; Священно-и церковнослужители и члены их семей Черноморского казачьего войска по материалам 7-й ревизии (январь 1816 г.) / Публ. А.В. Бабича, С.В. Самовтора // Кубанский сборник. Т. II (23) / Под ред. О.В.Матвеева. Краснодар, 2007. С. 357–401.
5. Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи (формирование традиционного состава населения). Армавир, 1995. С. 69.
6. Там же. С. 72.
7. Православная Церковь на Кубани... С. 220.
8. Там же. С. 221.
9. Цит. по: Бондарь Н.И. Указ. соч. С. 8.
10. Дело мира и любви... С. 281.
11. КузнецоваИ.А.Традиции домашнего богослужения православных жителей кубанских станиц (вторая половина XIX -начало XX вв.) // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 3 / Под ред. О.В. Матвеева. Краснодар, 2007. С. 316–317.
12. Матвеев О.В. Кубанские добровольцы серботурецкой войны 1876 г. // Славянский мир, Запад, Восток: памяти профессора Д.Г. Песчаного: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Вартаньян, О.В. Матвеева. Краснодар, 2008. С. 36.

Вверх