Православная электронная библиотека. Архиепископ нафанаил (львов) Служение в Китае и Индии

(30.08.1906–8.11.1986)

Архиепископ Нафанаил (Львов) - епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Венский и Австрийский.

Духовный писатель, автор богословских сочинений, работ о Библии , исторических сочинений, апологетических заметок, полемических работ, направленных на защиту православия, проповедей.

Детство и молодость

Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске.

После революции вместе с матерью и младшими братьями выехал в эмиграцию в Китай.

В 1922 году окончил Харбинское русское реальное училище. В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД). Служение в Китае и Индии

В 1928—1931 годы изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа Нестора (Анисимова).

В 1929 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеромонаха. В 1933 году рукоположён в сан игумена.

В 1934 году окончил Высшие богословские курсы в Харбине.

Был настоятелем церкви и законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине.

В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос».

Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе с известным французским философом и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 году собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена.

В 1935—1936 годы занимался миссионерской деятельностью в Керале (Индия).

В 1936 году возведён в сан архимандрита.

В 1937—1939 годы — начальник православной миссии на Цейлоне.

В 1938 году был участником 3-го Всезарубежного собора. Деятельность во время Второй мировой войны

Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, редактировал издание «Православная Русь», издавал богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». Эмигрировал на Запад при приближении советский войск в 1944 году.

В 1945 году назначен настоятелем Воскресенского собора в Берлине.

Принимал участие в спасении «перемещённых лиц» из числа советских граждан, которые по разным причинам оказались в Германии во время войны. Некоторые из них ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц», однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом. Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче. В этой деятельности архимандриту Нафанаилу помогал иеромонах Виталий (Устинов), затем ставший митрополитом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) Архиерей

10 марта 1946 года в Женеве хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского. Хиротонию совершили и епископом Иероним (Чернов).

В 1947—1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже.

В 1948 году служил панихиду во время Франко-славянской манифестации в Париже.

С 1951 года — епископ Престона и Гааги, жил в Англии.

С 1952 года — администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке, изучал церковную историю этого региона в первые века христианства. Стал инициатором строительства кафедрального Воскресенского собора в Тунисе, добившись поддержки прихожан в этом вопросе.

Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен ряда святых, прославленных на Западе до 1054 года — даты разделения Восточной и Западной церквей.

В 1953 году одним из его клириков обвинён в том, что имел любовницу, которая родила ему двоих детей. Митрополит Анастасий обвинениям не поверил и санеа его не лишил.

С 1954 года жил в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, окормлял приходы в Мангейме и Берлине, преподавал Ветхий и . Был редактором «Церковного голоса» (1955—1964) и «Вестника православного дела» (1959—1963).

С 1966 по 1980 год — настоятель монастыря преподобного Иова Почаевского.

С 1961 года до смерти состоял членом Свято-Князь-Владимирского братства, неоднократно председательствовал на его Общих собраниях, с 1964 по 1978 состоял в правлении Братства.

С 1971 года — временно управляющий Австрийской епархией, с 1976 года — епископ Венский и Австрийский.

В 1975 года получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм святой Бригитты в Вене. Он попросил у Архиерейского Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Однако ответ из Синода долго не поступал, австрийские власти настаивали на скорейшем решении вопроса, и владыка Нафанаил по своей инициативе освятил храм в честь почитаемой им ирландской святой.

В 1981 году возведён в сан архиепископа.

В конце жизни жил на покое в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в этой обители значительную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно переправлявшихся в СССР.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1986 года, после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы.

Современники отзывались о владыке Нафанаиле как о высокообразованном религиозном деятеле, проникновенном духовном проповеднике. По их воспоминаниям:

«своими краткими беседами он открывал сердца и многих привёл ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем».

Труды

  • Краткая священная история. Владимирово, 1941.
  • Семь святых таинств (Апологетическая повесть) // За веру. Вып. 7. — Владимирово (Ладомирова), 1944. (под псевдонимом А. Нельский) (второе издание — Монреаль. 1972).
  • О судьбах Русской Церкви Заграницей. 1949.
  • Доклад епископа Нафанаила представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки, 1953.
  • Слово архиепископа Венского и Австрийского Нафанаила (Львова; + 1986 г.) в Неделю 13-ую по Пятидесятнице
  • Жития святых. Мюнхен, 1969—1972.
  • Отец архимандрит Корнилий. Мюнхен, 1971.
  • Путешествие в космос. Мюнхен, 1972.
  • Беседы о Священном Писании и о вере. Нью-Йорк, 1991—1995.
  • Ключ к сокровищнице. М., 2006.

Викарий Волынской епархии

29 января 2016 года - 18 октября 2016 года Предшественник: кафедра учреждена Преемник: кафедра упразднена 5 августа 2015 года - 29 января 2016 года Избрание: 24 июня 2015 года Предшественник: кафедра учреждена Преемник: Серафим (Зализницкий)
Ректор Почаевской духовной семинарии
15 апреля 1997 года - 29 января 2016 года Предшественник: Феодор (Гаюн) Преемник: Серафим (Зализницкий) Имя при рождении: Пётр Григорьевич Крикота Оригинал имени
при рождении: Петро Григорович Крикота Рождение: 12 июля (1959-07-12 ) (60 лет)
Залютье , УССР Принятие священного сана: 22 мая 1986 года Принятие монашества: 31 марта 1986 года Епископская хиротония: 5 августа 2015 года

Биография

После обучения в школе поступил в профессионально-техническое училище в Луцке, которое окончил в 1977 году. С 1977 по 1979 годы проходил срочную военную службу .

12 декабря 1985 был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры .

31 марта 1986 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена наместником архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с именем Нафанаил .

22 мая 1986 года в Свято-Успенском кафедральном соборе Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) был хиротонисан в сан иеродиакона , а 7 декабря того же года тем же архиереем - в сан иеромонаха .

23 августа 1988 году решением Учебного Комитета при Священном Синоде РПЦ был направлен в распоряжение митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова) для преподавательской работы в Одесской духовной семинарии .

В 1992 году участвовал в изгнании из епархии архиепископа Лазаря (Швеца) , заявившего о поддержке создававшего тогда автокефальную церковь Филарета (Денисенко) .

15 апреля 1997 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви назначен ректором Почаевской духовной семинарии .

19 мая 1998 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви включён в состав Синодальной Богословской комиссии .

26 февраля 2010 года включён в состав Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской православной церкви .

26 января 2012 года решением Священного Синода Украинской православной церкви включён в состав Комиссии по подготовке изменений и дополнений в Устав об управлении УПЦ .

2 апреля 2013 награждён правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш».

Архиерейство

24 июня 2015 года Синодом Украинской православной церкви избран епископом Шумским, викарием Тернопольской епархии . Хиротония совершена 5 августа, в день празднования Почаевской иконы Божией Матери, в Свято-Успенской Почаевской Лавре митрополитом Онуфрием с сонмом архиереев.

29 января 2016 года назначен епископом Камень-Каширским , викарием Волынской епархии .

Напишите отзыв о статье "Нафанаил (Крикота)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нафанаил (Крикота)

Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»
Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.
Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.
Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.
Кредиторы, так долго молчавшие, будучи связаны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его распущенная доброта, вдруг все подали ко взысканию. Явилось, как это всегда бывает, соревнование – кто прежде получит, – и те самые люди, которые, как Митенька и другие, имели безденежные векселя – подарки, явились теперь самыми требовательными кредиторами. Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалостно накинулись на очевидно невинного перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.
Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.

В книгу вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма архиепископа Нафанаила (Львова; 1906-1985) известного богослова, проповедника, церковного писателя и публициста Русского зарубежья. Они посвящены самым разнообразным вопросам веры, науки, культуры и нравственности. Многие его слова обращены к православной молодежи.

Приводим предисловие книги.

Предисловие

Своеобразен жизненный путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова), выдающегося православного богослова, проповедника и духовного писателя, епископа Русской Зарубежной Церкви, объездившего за годы своего служения полмира - от Китая и Индии до Северной Африки, Германии и Австрии.

Владыка Нафанаил происходил из старинного русского дворянского рода. Он родился в Москве, на Покровке, 30 августа 19 06 года. Его отец Владимир Николаевич Львов был крупным помещиком Самарской губернии, депутатом IV Государственной Думы, предпоследним обер-прокурором Святейшего Синода (март - июль 1917 г.). Он принимал участие в корниловском мятеже, затем недолго жил в эмиграции в Берлине, вернулся на Родину и окончил дни свои в тобольской ссылке. Будущий архиерей учился в гимназии в Санкт-Петербурге, в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. Уже в юности ему пришлось пережить немало трудностей и приключений. Тринадцатилетним мальчиком он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавших войск Красной Армии из Томска в Маньчжурию (Китай). Там он окончил Харбинское реальное училище (1922), работал рабочим на Китайской Восточной железной дороге (1922–1929), изучал богословие в Свято-Владимирском институте (1928–1931), был келейником и секретарем знаменитого камчатского миссионера архиепископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова), которого называют апостолом Камчатки. Впоследствии дороги учителя и ученика разошлись. Владыка Нестор в 1948 году был арестован, восемь лет провел в сибирских лагерях и вскоре после освобождения, 6 ноября 19 62 года, умер в сане митрополита Русской Православной Церкви.

Еще в Маньчжурии Василий Львов участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Тейяром де Шарденом. В 1929 году он принял монашество, в постриге получил имя Нафанаил, был рукоположен в сан иеромонаха. Трудился законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В период с 1935 по 1936 год находился на миссионерском поприще в штате Керала, в Южной Индии. С 1937 по 1939 год был начальником православной миссии на Цейлоне. По возвращении в Харбин он был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Словакия), был помощником настоятеля монастыря.

В 1945 году он был настоятелем Воскресенского собора в Берлине. Во время войны отец Нафанаил принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Православной Церкви на оккупированной немцами территории. Весной 1945 года он участвовал в спасении так называемых «перемещенных лиц» – советских граждан, оказавшихся в конце войны в Германии. Среди них были люди, добровольно ушедшие с немцами (в том числе священники и бывшие раскулаченные), и угнанные в неволю силой. Все они должны были вернуться на Родину, где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем – каторга или смерть. Для Сталина они, как и военнопленные, были изменниками. Многие из этих людей догадывались о том, что им грозит, и не хотели ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала, так как он никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей (все это происходило в английской зоне оккупации Берлина), и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил и отказался выдавать этих людей, которые затем влились в общий поток «второй эмиграции».

В 1946 году митрополит Анастасий (Грибановский) хиротонисал архимандрита Нафанаила в епископа и Архиерейский Синод назначил его на кафедру епископа Брюссельского и Западно-Европейского.

После 1951 года преосвященный Нафанаил возглавлял епархию Северной Африки с центром в Тунисе. Он провел серьезное исследование о первохристианской церковной истории Северной Африки. Епископ Нафанаил видел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде, оценил возможности и решил строить новый русский храм - кафедральный собор для всего Магриба. Высокообразованный и проникновенный духовный проповедник, отлично знающий европейские языки, епископ Нафанаил увлек за собой всю паству, победив царивший до него здесь скептицизм. Начался приток пожертвований. Лаской и духовным обаянием владыка объединил всех, сумев заинтересовать постройкой церкви и местные гражданские власти. По некоторым данным, в Северной Африке проживало тогда около четырех тысяч русских. Закладку церкви он совершил 11 октября 19 53 года.

С 1954 года владыка окормлял приходы в Маннгейме и в Берлине. В 1966 году он был назначен настоятелем монастыря Преподобного Иова в Мюнхене.

С 1971 года он временно управлял Австрийской епархией, а в 1976 году был назначен епископом Венским и Австрийским. В 1981 году он был возведен в сан архиепископа.

Последние годы владыка Нафанаил по своей слабости и болезненности безвыездно жил в обители Преподобного Иова в Мюнхене, где братия обеспечивала постоянный уход за ним.

Главное, что отличало владыку среди многих, была его неподдельная любовь к людям. Он всегда старался помочь любому человеку, поддержать его, духовно укрепить.

Служил он проникновенно. Голос его был чист и ясен, и каждый приходящий в храм чувствовал высоту и красоту богослужения, которое он совершал. На святую Пасху его радость о воскресшем Христе была так велика, что передавалась всем присутствующим в храме. Каждый прихожанин чувствовал, что возглас владыки «Христос воскресе!» обращен именно к нему.

Владыка Нафанаил особенно славился как выдающийся проповедник. Своими краткими беседами он открывал сердца и многих привел ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем.

Он был редактором «Православного голоса» в Маньчжурии (1934–1937), «Православной Руси» в Карпатах (1939–1945), журнала «Детство во Христе» (1939–1944), «Православных сборников» в Париже (1947–1949), «Церковного голоса» в Германии (1955–1964), «Вестника православного дела» в Германии (1959–1963). Он был автором многочисленных статей в журналах «Хлеб небесный», «Рубеж», «Гун-бао» (Харбин), в различных европейских и американских русских печатных изданиях. Печатался также под псевдонимом А.Нельский.
Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) он был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года - даты разделения Восточной и Западной Церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной Церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Это казалось очевидным, но далеко не все «зарубежники» это понимали и принимали.

Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины), владыка Нафанаил получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм Святой Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой - ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Пока в Синоде думали, как поступить, австрийские власти заволновались - этим странным русским, может быть, вообще храм не нужен? - архиепископ Нафанаил принял решение освятить храм в честь почитаемой им ирландской святой.

В последние годы жизни, полуслепой и лишенный практически возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в обители Преподобного Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно провозившихся в Россию.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1985 года, после длительной болезни он мирно отошел ко Господу в обители Преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище.

Архиепископ Нафанаил снискал себе всеобщее уважение как проповедник и апологет, один из даровитейших православных писателей ХХ века. Ему принадлежат богословские сочинения, работы о Святой Библии, исторические сочинения, апологетические заметки, полемические работы, направленные на защиту истинного Православия, множество проповедей. В работах архиепископа Нафанаила ответы на вопросы, задаваемые сегодняшним днем, сочетаются со строгой, неукоснительной верностью православной вере и церковному преданию.

Часть обширного литературного наследия владыки Нафанаила собрана в 5-томных «Беседах о Священном Писании и о вере» (Нью-Йорк, 1991–1995). В сборник вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма владыки.

Архиепи́скоп Нафана́ил (в миру Васи́лий Влади́мирович Львов ; 30 августа , Москва - 8 ноября , Мюнхен) - епископ Русской православной церкви заграницей , архиепископ Венский и Австрийский .

Биография

Детство и молодость

Родился 30 августа 1906 года в Москве, на Покровке в дворянской семье

Оказавшись в Харбине, окончил в 1922 году Харбинское реальное училище. В 1922-1929 годы работал рабочим на Китайско-Восточной железной дороге .

Служение в Китае и Индии

В 1924-1938 года был личным секретарём епископа Камчатского Нестора (Анисимова) .

30 апреля 1929 года был пострижен в малую схиму с именем Нафанаил. 2 мая того же года был рукоположён в сан иеродиакона . 28 августа того же года рукоположён в сан иеромонаха . .

В 1929-1933 годы служил помощником настоятеля подворья Камчатской епархии в Харбине; настоятелем был епископ Нестор. 1 мая 1930 года награждён набедренником . 29 июня 1932 года награждён наперсным крестом. 1 октября 1933 года возведён в сан игумена . В 1933-1939 годы служил настоятелем церкви и законоучитель при детском приюте в Харбине .

Сотрудничал со Всероссийской Фашистской партией К. В. Родзаевского , «ибо фашизм ставит борьбу с темными силами зла своей первой задачей». Был членом созданной по инициативе ВФП Православной Комиссии по международной борьбе с безбожием, выступал с лекциями и беседами на собраниях партийного актива. В 1934 году подготовил специальное исследование об эмблеме ВФП - свастике , назвав ее «крестом, проникнутым знаком силы и духовной борьбы» .

Вместе с архиепископом Нестором в качестве его секретаря и келейника принимал участие в ряде миссионерских путешествий в Индию и на Цейлон . В 1935-1936 годы находился в Керале в Южной Индии. В 1935-1939 годы был начальником православной миссии в городе Коломбо на острове Цейлон . В 1936 году возведён в сан архимандрита . В основном он занимался не миссионерской работой, а русскими и греческими общинами в Коломбо. Обещанная финансовая поддержка Миссии никогда не поступила .

Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе с известным французским философом и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом . В 1935 году собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена .

Деятельность в Европе в 1938-1945 годы

С 14 по 24 августа 1938 года принимал участие во Втором Всезарубежном соборе в Сремских Карловцах (Югославия) .

После собора задержался в Сербии. Жил некоторое время в Монастыре Туман. В Сербии его заставило начало второй мировой войны .

В ноябре 1939 года «после долго-временного блуждания по свету» поступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (на русский манер также именовалось Владимирово) . Трудился в издательстве и Типографском братстве . Осенью 1940 года была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для русского зарубежья и освобожденной в будущем от советской власти родины, в качестве одного из преподавателей которых рассматривался архимандрит Нафанаил . Редактировал издание «Православная Русь » (1941-1945), участвовал в издании богослужебной и просветительской литературы для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1941 - начале 1942 годы были выпущены написанные архиманритом Нафанаилом учебники для начальных школ по Ветхому и Новому Завету, апологетическая брошюра «Беседы о Боге и духовном мире» .

Еще в сентябре 1941 году правительство Словакии выразило пожелание, чтобы Православная Церковь в этой стране была некоей автономной единицей, более опосредованно входящей в РПЦЗ, по возможности с собственным епископом, имеющим подданство Словакии. 8 сентября 1942 года германское посольство сообщало в Берлин: «Архимандрит Нафанаил Ладомировский несмотря на неблагосклонную позицию правительства пытается основать епископскую кафедру в Прессбурге [Братиславе], чтобы таким образом содействовать распространению Русской Церкви. В качестве епископа он рассматривает себя самого. Если же этому плану не суждено осуществиться, то он собирается основать епископскую кафедру в Вене и оттуда окормлять Словакию». Осуществить этот план не удалось .

В 1943 году по требованию германских властей в Словакии был создан лагерь для пойманных беглецов из лагерей военнопленных или с принудительных работ, не сумевших достать необходимых документов, на 105 человек. Архимандриту Нафанаилу (Львову) удалось устроить там временную церковь и трижды провести богослужение, но затем словаки выдали всех заключённых Германии . По воспоминаниям митрополита Виталия (Устинова) : «Я тогда бесконечно спорил с Вл. Нафанаилом, тогда еще Архимандритом. Мы спорили невероятно, так как он был исполнен какой-то патологической неприязнью ко всему Германскому народу и конечно Гитлеру» .

Ввиду приближения советских войск, в соответствие с указанием Первоиерерха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) , братия монастыря в Ладомировой приняла решение бежать на Запад. В день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа по новому стилю) была отслужена божественную литургию и напутственный молебен, после чего они уехали в Братиславу. 4 января 1945 года братство вместе с сопровождавшими лицами в количестве 49 человек выехало из Братиславы в Берлин, куда прибыло на следующий день . Вёл пастырскую работу среди русских беженцев и военнопленных в Германии .

В начале февраля основная часть братии уехала в Баварию, но архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий (Устинов) остались в Берлине . Исполнял обязанности настоятеля Воскресенского собора в Берлине .

30 апреля они покинули Бердлин: «Когда мы уходили пешком из Берлина, в то время, как весь почти город был уже в советских руках, мы зашли по дороге в лагерь, расположенный на северо-запад от города. Под трекотню пулеметов, под перестрелку немецких засад и советских танков, бывших уже в полукилометре от этого лагеря, мы с 12 ч. дня до 5 ч. вечера совершали там вечерню, крестины, панихиды и молебны. Несколько человек остов пошло с нами в наш пешеходный путь из Берлина. Мы же унесли оттуда навсегда, сияющую, несмотря на весь ужас пережитого, яркую память о наибольшей духовной близости с нашим народом, о его ярком духовном горении». Через несколько дней они добрались до Гамбурга, где стали служить в местной русской церкви . Вскоре архимандрит Нафанаил был назначен настоятелем православного прихода в Гамбурге и благочинным приходов в Британской зоне оккупации Германии .

Вместе с иеромонахом Виталием (Устиновым) активно содействовал спасению от насильственной репатриации «перемещённых лиц » из числа советских граждан в Британской оккупационной зоне . Некоторые из перемещённых лиц ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц », однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом . Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче . Таким образом он добился вывоза невозвращенцев в польский лагерь .

Архиерей

10 марта 1946 года в Женевском Крестовоздвиженском храме хиротонисан во епископа Брюссельского и Западно-Европейского . Хиротонию совершили митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Иероним (Чернов) . 27 марта того же года П. Е. Ковалевский написал в дневнике: «Епископ Нафанаил будет жить в Гамбурге и Брюсселе и примет в своё заведование приходы, отошедшие от митрополита Серафима» .

В 1946-1950 годы был председателем попечительского совета кадетского корпуса в Версале. В 1947-1950 годы был духовным руководителем молодёжной организации «Витязи» . В -1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже .

В 1949 году предпринял попытку основать во Франции две монашеские обители: одну - в городе По в Южной Франции, создание которой было поручено иеромонаху Пантелеймону (Рогову) ; другую - недалеко от Парижа , в Озуар-ля-Феррьер под началом игумена Никодима (Нагаева) . Однако оба этих начинания успеха не имели .

В 1950 году освобождён от управления Западноевропейской епархии и должности постоянного члена Архиерейского Синода РПЦЗ и назначен викарным епископом Гаагским, управляющим приходами РПЦЗ в Великобритании и Нидерландах. В 1951 году был редактором журнала «Голос Церкви» .

24 ноября 1952 года назначен настоятелем Воскресенской церкви в Тунисе и администратором приходов РПЦЗ в Северной Африке . Провёл исследование о первохристианской церковной истории Северной Африки. Епископ Нафанаил видел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде .

В 1953 году одним из его клириков обвинён в том, что имел любовницу, которая родила ему двоих детей . Синод лишил епископа Нафанаила занимаемой им кафедры и отправил его на покой, и как писал Глеб Рар «Епископ Нафанаил вплоть до 1971 г. <…> не имел права быть настоятелем в каком-либо приходе, не говоря уже о том, чтобы возглавлять епархию». При этом Глеб Рар характеризовал епископа Нафанаила как: «редкостного проповедника, молодого ещё, образованного и энергичного человека» .

В 1958 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского прихода в Берлине, который с 1953 года не имел настоятеля и причта. За недолгое время своего настоятельства епископ Нафанаил успел наладить богослужебную жизнь общины, снабдить храм всем необходимым для богослужения, обустроить церковный хор и библиотеку, создать небольшую воскресную школу с преподаванием Закона Божия, русского языка и пения. Несмотря на такие успехи, вскоре он был снят с должности исполняющего обязанности настоятеля . Также окормлял приход в Мангейме .

24 сентября 1974 года назначен епископом Венским, управляющим епархией РПЦЗ в Австрии на правах викарного епископа. Продолжал жить в Мюнхене .

В день святого великомученика Димитрия Солунского , в субботу 8 ноября 1986 года , после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич) , архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт) , епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден , где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы .

Семья

Принадлежал к дворянскому роду Львовых , на протяжении столетий владевшему поместьями вокруг Торжка .

  • Отец - Владимир Николаевич Львов ( -) - член Государственной думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве (), активный деятель «сменовеховского» и «обновленческого» движений в 1920-е годы. В был выслан в Томск , где скончался в тюремной больнице.
  • Мать - Мария Алексеевна, урождённая Толстая ( - или , Харбин).

Братья:

  • Николай Владимирович ( -1942) - участник Гражданской войны на стороне белых. Позднее неоднократно арестовывался, желая скрыть прошлое, сменил фамилию на Корзухина, жил в городе Торжке . В 1941 был мобилизован в Красную армию, попал в плен. По данным НКВД , сотрудничал с немцами, был захвачен партизанами и переправлен в Москву, где расстрелян по обвинению в измене Родине. Посмертно реабилитирован.
  • Григорий Владимирович ( -1941, Гонконг).
  • Иван Владимирович ( -) - вместе с семьёй с жил в Харбине. Работал стенографом, в открыл школу, в которой преподавались английский язык, стенография, машинопись, бухгалтерский учёт. В его жена с годовалым сыном вернулись в СССР . И. В. Львов также приехал в СССР (но под фамилией Осипов), преподавал английский язык во Владивостоке . В был арестован по обвинению в шпионской деятельности и расстрелян в следующем году. Посмертно реабилитирован.

Сестра - Мария Владимировна ( - , Сан-Франциско). Жила в эмиграции в Харбине, после смерти матери переехала в США.

Публикации

  • Братство святой Руси. // «Святая Русь». Харбин, б. г. . С. 13-16.
  • Страничка из жизни обители преп. Иова // «Хлеб небесный». 1940, июль. Харбин.
    • перепечатано в: Страничка из жизни обители преподобного Иова // «Православная жизнь». 1996. No 7. с. 21-27
  • Краткая священная история. Руководство для учащихся. Владимірова: [Типографское Братство преп. Iова Почаевскаго], 1941.
  • Беседы о Боге и духовном мире. Владимирова: Типографское Братство преп. Iова Почаевскаго. [между 1941/1944]
  • Летопись церкви. Церковно-литературный сборник. Вып. 1. Сост. архимандриты Серафим и Натанаиль. Владимирова/Словакия: Типографское Братство преп. Иова Почаевскаго, 1943. 64 с.
  • Семь святых таинств (Апологетическая повесть) // За веру. Вып. 7. - Владимирово , 1944. - 66 стр. (под псевдонимом А. Нельской )
    • второе издание - Семь святых Таинств. Апологетическая повесть. Монреаль: Изд-во Братства преп. Иова Почаевского в Канаде, 1972. - 109 стр. (под псевдонимом А. Нельской ; серия «Библиотека православного читателя»)
    • третье издание - Семь Святых Таинств. Церковь как восстановление подлинного человека. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 384 стр.
  • Очерки жизни русских в Германии (1942-1947 гг.) // «Православная Русь». 1947. № 7. С. 9-10. (под псевдонимом Е. Нельский )
  • О судьбах Русской Церкви заграницей: (ответ священнику о. Александру Шмеману) - Jordanville, N. Y. : Holy Trinity monastery, 1949
  • «Христианство и иудейство» // «Православный путь». Джорданвиль. 1950. с. 92-113.
  • Святые праведные Авраам, Моисей и Илия как подготовители человеческого спасения: (к воплощению Бога Слова) - Мюнхен: Обитель преп. Иова Почаевского, 1953. - 18 стр.
  • Жития святых. Мюнхен, 1969-1972.
  • Отец Архимандрит Корнилий. К пятилетию со дня кончины. Краткое жизнеописание. Мюнхен-Оберменцинг, 1971.
    • Перепечатано в Вестнике Германской епархии. 1996. № 6. стр. 17-25
  • О путешествиях в космосе . - Мюнхен: Обитель преп. Иова Почаевского, 1972. - 12 стр.
  • «Примечания епископа Нафанаила к труду о. Сергия Желудкова „Почему я христианин“» // Сергий Желудков «Почему и я - христианин». Франкфурт-на-Майне: Посев, 1973, стр. 289-324
  • «Воспоминания о борьбе с насильственной репатриацией в Гамбурге в 1945» // «Православная Русь», Джорджанвилль, 1975, № 18. стр. 12-15
  • «Краткий очерк истории и этнографии Вьетнама» // «Голос Зарубежья». № 4 Март 1977. Мюнхен, стр. 31-34
  • Если бы не было революции // «Русское возрождение». Париж - Москва - Нью-Йорк. 1978. № 4.
  • Воспоминания о борьбе: Краткая биография новоизбранного первоиерарха // «Православная Русь». - 1986. - № 2. - С. 3
  • Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви: В 5 т. Нью-Йорк, Изд. Комитета русской православной молодежи за границей, 1991-1995.
  • Страничка из жизни обители преподобного Иова // Православная жизнь. 1996. № 7. с. 21-27.
  • Из истории Карфагенской Церкви. Тертуллиан. // Альфа и Омега. № 12. 1997. с. 76-89.
    • перепечатано в: Патристика: Новые переводы, статьи / авт. предисл. А. Сидоров; общ. ред. М. Журинская. - Нижний Новгород: Изд. Братства св. кн. Александра Невского, 2001. - 360 с. -

Архиепископ Нафанаил (в миру Василий Владиимирович Львов; 30 августа 1906, Москва — 8 ноября 1986, Мюнхен) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Венский и Австрийский.

Принадлежал к дворянскому роду Львовых. Отец — Владимир Николаевич Львов (1872—1930) — член Государственной думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве (1917), активный деятель «сменовеховского» и «обновленческого» движений в 1920-е годы. В 1927 был выслан в Томск, где скончался в тюремной больнице.

Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске. Вместе с матерью и младшими братьями выехал в эмиграцию в Китай. Окончил Харбинское реальное училище (1922). В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД).В

В 1928—1931 изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова). Был пострижен в монашество, с 1929 — иеромонах. Был законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос». С 1936 — архимандрит. Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена.

В 1935—1936 занимался миссионерской деятельностью в Керале (Индия), в 1937—1939 — начальник православной миссии на Цейлоне.

Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского, редактировал издание «Православная Русь», издавал богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». В 1945 — настоятель Воскресенского собора в Берлине.

Принимал участие в спасении «перемещённых лиц» из числа советских граждан, которые по разным причинам оказались в Германии во время войны. Некоторые из них ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц», однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны около 600 человек, находившихся в лагере под Гамбургом. Он подтвердил, что все они являются польскими гражданами и поэтому не подлежат выдаче.

В 1946—1951 — епископ Брюссельский и Западно-Европейский. В 1947—1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже.

С 1951 года жил в Англии, епископ Престона и Гааги.

С 1952 года — администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке, изучал церковную историю этого региона в первые века христианства. Стал инициатором строительства кафедрального собора в Тунисе, добившись поддержки прихожан в этом вопросе.

С 1954 года жил в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, окормлял приходы в Мангейме и Берлине, преподавал Ветхий и Новый Завет. Был редактором «Церковного голоса» (1955—1964) и «Вестника православного дела» (1959—1963). С 1966 года — настоятель монастыря преподобного Иова Почаевского.

С 1961 года до смерти состоял членом Свято-Князь-Владимирского братства, неоднократно председательствовал на его общих собраниях, с 1964 по 1978 состоял в правлении Братства.

С 1971 года — временно управляющий Австрийской епархией, с 1976 года — епископ Венский и Австрийский.

В 1981 году возведён в сан архиепископа. В конце жизни жил на покое в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в этой обители значительную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно переправлявшихся в СССР.

В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1986 года, после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы.

Современники отзывались о владыке Нафанаиле как о высокообразованном религиозном деятеле, проникновенном духовном проповеднике. По их воспоминаниям, своими краткими беседами он открывал сердца и многих привёл ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе.

Вверх