Молитва святым виктору. Молитва перед иконой Виктора Дамасского

Виктор Коринфский относится к раннехристианским мученикам, пострадавшим за христианскую веру. Святой Виктор жил в 3-ем веке, в греческом городе Коринф , находившийся в те времена под властью одного из жесточайших гонителей христиан Декия.

Виктор был одним из учеников святого мученика и пустынника Кондрата , наиболее почитаемого из всех коринфских мучеников. Кондрат обратил в христианскую веру множество людей, которые впоследствии стали его преданными учениками и ревностными последователями христианства. Многие из них, также как и Виктор, были схвачены слугами Декия и после неудачных попыток заставить их отречься от истинной веры были зверски замучены и убиты.

Свой христианский подвиг Виктор совершил вместе со святыми мучениками Викторином, Никифором, Клавдием, Диодором, Серапионом, Леонидом и Папием. Его убили, посадив в большую каменную ступу и забив каменным пестом.

Святой мученик Виктор в церковном календаре вспоминается с другими Коринфскими мучениками. И обозначен день его памяти как Мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора , Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (принявших мученическую смерть в 258 году).

Сведения о житии Виктора и других мучеников, бывших учениками святого Кондрата, дошли до наших дней из минология Василия Второго (составленной в конце 10-го века) и Синаксаря Константинопольской церкви, датированного тем же веком. В Минологие житие Виктора упоминается в «Кратком греческом житии мучеников». В ряде византийских рукописей (Петров Синаксарь, Парижский Синаксарь, стишной Синаксарь Христофора Митилинского) их память чтится не 31 января и 10 марта, а 5 апреля. Эта дата вошла также и Венецианскую печатную минею 16-го века и современный календарь Греческих Церквей.

Согласно дошедшим до нас сведениям, святой жил в 3-ем веке в Коринфе (дата его рождения доподлинно не известна), главном городе Ахаии и одном из самых могущественных в то время городов Греции. В эти времена римскою империей управлял император язычник Декий (249-251), который был одним из жесточайших гонителей христианства.

Имя святого Виктора Коринфского неразрывно связано с именами других христианских мучеников, пострадавших вместе с ним за христианскую веру - это были святые Викторин, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Леонид и Папий. Все они были учениками святого пустынника Кондрата, самого почитаемого из коринфских мучеников.

Сам Кондрат провел в пустыне и детство, и юность, предаваясь там безмолвию и непрестанным молитвам. Он был обучен другими христианами врачебному делу и грамоте, и много лет провел, изучая Священное Писание. Благодаря тому, что Кондрат был хорошо сведущ в деле врачевания, его часто звали на помощь жители Коринфа, когда кто-то заболел. А он, иногда выходя из затворничества, встречался с новыми людьми и, общаясь с ними, рассказывал им о Христовом учении и его заповедях. Многие люди, прознав об этом, стали все чаще сами приходить к Кондрату в его пустынное место, чтобы посоветоваться с ним в трудных ситуациях, поговорить о Боге и послушать его наставления. То были и женщины, и мужчины города Коринфа, одним из которых был святой Виктор .

Однажды о святом Кондрате и его учениках узнали слуги правителя города и донесли ему о христианах, изучающих в пустыне Святое Писание. Разгневавшись, он приказал военачальнику Иасону и его воинам немедленно найти всех христиан, схватить и привести их к нему на допрос.

Виктор и еще несколько мужчин, святые Викторин, Никифор, Клавдий, Серафион, Диодор, Леонид и Папий, были одними из первых учеников святого Кондрата, которые были пойманы и замучены до смерти по приказу Иасона. Святых Виктора, Викторина и Никифора посадили в большую каменную ступу, а забили до смерти огромным каменным пестом. Святому Клавдию отрубили руки и ноги, и в итоге он скончался от тяжких мучений. Святого Диодора сожгли, заставив прыгнуть в разожжённый для него костер, святых Леонида и Папия утопили, а святому Серафиону отсекли голову. Случилось это 31 января 251 года.

В том месте, где эти святые мужья пролили море своей крови, вскоре забил святой источник с чистейшей водой в память всей земли о мучениях коринфских христиан .

Кондрат, также как и его ученики, был схвачен, замучен и убит по приказу военачальника Иасона, но немного позднее, 10 марта 251 года . Его долго держали в темнице, а затем мучали, повесив его тело к дереву и строгая железными гвоздями. Следом за ним мучения за Христа приняли и его ученицы - святые Феодора, Ника, Гали, Хариесса, Василисса, Нунехия, Галина и иные. Их память чтится 16 апреля по старому стилю.

Ни один из учеников святого Кондрата, в итоге, так и не отрекся от Христа, претерпев за него все выпавшие на свою долю испытания.


День памяти Виктора Коринфского празднуется Православной Церковью два раза в год:

23 марта - день памяти святого Кондрата и всех коринфских мучеников;
13 февраля - день памяти мучеников Виктора, Викторина, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона (Серапиона) и Папия.


Обычно на иконе Коринфских мучеников изображают только 7 святых которые вспоминаются в каноне: Кондрат, Павел, Киприан, Крискент, Дионисий, Анект .

Икона святого Виктора Коринфского и других коринфских мучеников в христианских храмах встречается довольно редко . Одна из не многих икон с изображением учеников святого Кондрата, включая Виктора, есть в греческом городе Коринфе в храме святого Кондрата, который расположен в районе Кринау .


В России частица мощей святого мученика Виктора Коринфского есть в храме Святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Березник Виноградовского района .






Святому мученику Виктору Коринфскому, претерпевшего за Христа тяжкие муки, молятся об укреплении христианской веры, и даровании мужества и стойкости перед лицом опасностей, нападении врагов, смертельными болезнями и душевными страданиями.

Святой Виктор Коринфский является одним из небесных заступников и божьих покровителей мужчин, носящих имя Виктор.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Викторе, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей .

23 марта свой День Тезоименитства празднует Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор Даугавпилсский и Латвийский , Константинопольский Патриархат.
Поздравляем!

Святой Сухий, до крещения Баракад, или Багадрас, и его 16 сподвижников все были воинами и происходили из знатных княжеских родов Кавказской Албании, так называлась тогда территория, ныне принадлежащая Азербайджану. Все они находились на службе у армянского царя Артаксара, в армянском звучании – Арташакара, правившего с 88 по 123 годы. Баракад и его 16 воинов следовали в древнюю столицу Армении Арташат, которую в 163 году разрушили римские завоеватели, для сопровождения армянской принцессы Сатеник, ей предстояло стать женой властелина Армении.

В то время там с христианской проповедью находился христианин, по происхождению грек, Хризос, или святой Воскеанк, рукоположенный на служение апостолом Фаддеем, который получил Святого Духа вместе с другими первыми апостолами и отошел к Богу в 44 году после Р.Х.

Услышав его проповеди, все семнадцать знатных князей уверовали, решили посвятить свою жизнь Христу и просили окрестить их. Святой Хризос возрадовался этому благому желанию, и Сухий, тогда еще Баракад, со своими соратниками отправился вслед за Хризосом и его четырьмя учениками в Месопотамию, где их крестили всех в реке Евфрат, по другим источникам крещение произошло в реке Иордан. Некоторые свидетельства утверждают, что при крещении все крещаемые удостоились лицезреть стоящим на горе и присутствующего при этом Самого Спасителя, и в память об этом чуде воздвигли на месте, где им явился Сам Господь, честный крест, назвав его «Крест Благовещения». Также они получили от святого Хризоса новые имена: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

Когда царица Сатеник узнала о том, что святой Хризос обратил в христианскую веру столько знатных и смелых военачальников, она крайне была разгневана и приказала вернуть их во дворец. Посланники царского двора настигли всех и потребовали, чтобы князья вернулись, на что святой Хризос ответил, что «они сами выбирали полезное себе». Слова эти прозвучали дерзостью, и тогда пришедшие за князьями казнили мученической казнью Хризоса и его учеников, но тронуть новообращенных не посмели, так как Сухий состоял с царем в родстве.

Похоронив своего учителя и его спутников-учеников, Сухий Месукевийский и его братия, среди которой был и Виктор Месукевийский, вернулись в Армению и поселились на горе Зрабаш возле деревни Багреванд. Позже гора Зрабаш была переименована в Сукавет в память о святом Сухие. Там они прожили отшельнической жизнью сорок четыре года до самой своей мученической кончины, как свидетельствует в «Слове», написанном во II веке, древний историк Татиан. От времени апостолов, первых христианских мучеников и проповедников, его отделяло не более века, и потому он был хорошо осведомлен об их жизни, подвигах и кончине. Вместо золотых доспехов все семнадцать бывших вельмож, в их числе и Виктор Месукевийский, ходили в самой простой одежде из шкур, вместо изысканных блюд и вин питались тем, что давала им скудная горная растительность, и пили ключевую воду. Все эти годы они славили Бога, молились, и молитва их становилась слаженней и сильнее и уподоблялась ангельской. Однако, несмотря на отшельничество, от них не укрыты были события, которые происходили в истории Малого Кавказа того времени.

Персидский царь Сапор, или Шапур, пошел войной на Армению, разорял и опустошал страну. И тогда святой Кондрат из числа братии попросил Сухия, чтобы все начали молиться о спасении народа от захватчиков. И святой Сухий, Кондрат, Виктор Месукевийские и все прочие с ними стали молиться Господу, говоря: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико Твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но Ты – Господь и Создатель всех тварей, и от Тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева Своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и Тебе подобает всяческая слава». И случилось чудо – по их святой молитве Сапор ушел из этих земель, и снова воцарился мир.

В 123 году по смерти Артаксара его преемник Датиан, или Датианос, узнал, что 17 князей его царства обратились ко Христу и оставили и посты, и все нажитое, и снарядил своих воинов на поход в горы, чтобы те вернули ослушников. Сухия с братией обнаружили и, увидев, не могли поверить, что это те самые блестящие князья. На все вопросы отшельники отвечали, что ушли от мира сознательно, ни за что не вернутся в мирскую суету и в жизни своей теперь полагаются лишь на волю Божию. Офицер по имени Барлап, по греческому звучанию Барнапос, стоявший во главе отряда, сулил им жизнь, полную богатства и почестей, но на все братия отвечала, что они отныне слуги Божии, и их ждут иные награды – возможность быть у Престола Божия. Барлап снова их спрашивал, неужели они готовы отдать свободу и родовитость за то, чтобы стать рабами Господа Распятого? Да, отвечали те, и свидетельствовали, что Христос – Бог их, и кто познает Его и примет Его, будет иметь большую из свобод: вечную жизнь при Нем в Царствии Небесном.

Видя, что святые упорствуют, Барлап приказал истязать их. Во время истязаний святой Кондрат, а вслед за ним и Сухий, и Виктор, и прочие мученики Месукевийские начали петь 21-й псалом, стихи 20, 21, 22, 23, где славится Господь и восхваляется Его могущество. Тогда разочарованный неудачей и разгневанный царедворец предал их мученической смерти, а останки по приказу Датиана велел разнести по всей горе, чтобы никто не мог найти их и похоронить, как того велит обычай.

Далее в свидетельствах о дальнейших событиях есть разница: одни источники говорят, что святым Иакову и Феодосию удалось избежать расправы, и они нашли и похоронили честные останки, а затем продолжили свою жизнь в тех же местах. К ним присоединились паломники, знавшие об этой братии, и со временем здесь образовалась общинная обитель. По другой версии, погибли все, и до IV века останки святых оставались непогребенными и нетленными. В начале того века святой Григорий Просветитель вместе со здешними христианами нашел останки святых и положил их во гробы, построив на месте их казни церковь, и основал монастырь. Чудесным образом сохранились их имена – они были начертаны на скале рядом с местом их казни. А рядом с местом, где были погребены святые, начал бить источник, воды которого могли исцелять проказу.

Все эти события происходили во II веке после Р.Х., но разные исторические источники указывают различные годы: по «Истории армян» Мовсеса Хоренаци – в 92 году, в пергаментной рукописи XI века Иверского монастыря в Афоне указан 100 год. Еще по одним сведениям это был 130 год.

Значение иконы

У иконы Святого мученика Виктора Месукевийского, как и у всех икон первомучеников, есть одно главное значение – напоминать, что сегодня нам дарована чудеснейшая возможность следовать за Христом, славить Бога, не опасаясь преследований, грозящих потерей земной жизни. И именно это, возможно, позволяет кому-то лишь внешне следовать за Ним. Святые первомученики, как и Виктор Месукевийский, готовы были отдать жизнь земную во имя жизни вечной. Много ли мы жертвуем Ему сегодня от нашего времени, от сердца, от имущества, наконец? Что мы готовы отдать, чем поступиться для спасения своей души? Вот вопросы, на которые стоит попробовать дать себе честный ответ тому, кто считает себя православным христианином. И когда нет таких испытаний в вере, что может стать лакмусовой бумагой для проверки ее крепости?

Наверное, одно: память и величайшая благодарность Господу за Его крестные муки во искупление всех, и память о наших святых, об известных и неизвестных первых христианах, отдавших свою жизнь за торжество веры истинной. Осмысление их подвигов, той духовной стойкости, с какой они принимали выпавшее на их долю, и сравнение себя с ними может многое дать человеку. Ведь, в сущности, они, стремясь во всем следовать за Христом, вслед за ним добровольно восходили на крест, каждый на свой, и тем самым так же приносили искупительную жертву за все грядущие поколения.

Так возблагодарим всех, кто дал нам возможность сегодня верить и любить Господа без оглядки, видя перед собой на иконе святого мученика Виктора Месукевийского и всю братию, что подвизалась на горе Сукавет, и снова скажем: «Слава Тебе, Господи! Дивен Бог во святых Своих!»

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Великомученица Евфимия и мученики Виктор и Сосфен

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия все-х-валь-ная бы-ла до-че-рью хри-сти-ан - се-на-то-ра Фило-фро-на и Фе-о-до-сии. Она по-стра-да-ла за Хри-ста в г. Хал-ки-доне, рас-по-ло-жен-ном на бе-ре-гу Бос-фо-ра, на-про-тив Кон-стан-ти-но-по-ля, око-ло 304 го-да.

Хал-ки-дон-ский пра-ви-тель Приск разо-слал при-ка-за-ние всем жи-те-лям Хал-ки-до-на и его окрест-но-стей явить-ся на язы-че-ский празд-ник по-кло-нить-ся и при-не-сти жерт-ву идо-лу Арея, угро-жая ве-ли-ки-ми му-ка-ми то-му, кто не ис-пол-нит при-ка-за-ния. Во вре-мя это-го нече-сти-во-го празд-не-ства 49 хри-сти-ан скры-ва-лись в од-ном до-ме, где тай-но со-вер-ша-ли Бо-же-ствен-ную служ-бу Ис-тин-но-му Бо-гу. Сре-ди мо-ля-щих-ся на-хо-ди-лась и юная де-ви-ца Ев-фи-мия. Вско-ре о ме-сто-пре-бы-ва-нии хри-сти-ан ста-ло из-вест-но, и они бы-ли при-ве-де-ны к При-с-ку для от-ве-та. В те-че-ние 19 дней му-че-ни-ков под-вер-га-ли раз-лич-ным пыт-кам и ис-тя-за-ни-ям, но ни-кто из них не по-ко-ле-бал-ся в ве-ре и не со-гла-сил-ся при-не-сти жерт-ву идо-лу. Раз-гне-ван-ный пра-ви-тель, не зная, ка-ким еще спо-со-бом при-ну-дить хри-сти-ан к от-ре-че-нию, по-слал их на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну, но от-де-лил от них са-мую юную - де-ви-цу Ев-фи-мию, на-де-ясь, что она, остав-шись од-на, не вы-дер-жит ис-пы-та-ний.

Свя-тая Ев-фи-мия, раз-лу-чен-ная со сво-и-ми бра-тья-ми по ве-ре, усерд-но мо-ли-лась Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, чтобы Он Сам укре-пил ее в пред-сто-я-щем по-дви-ге. Сна-ча-ла Приск уго-ва-ри-вал свя-тую от-речь-ся, обе-щая зем-ные бла-га, по-том дал при-ка-за-ние му-чить ее. Му-че-ни-ца бы-ла при-вя-за-на к ко-ле-су с ост-ры-ми но-жа-ми, ко-то-рые при вра-ще-нии от-ре-за-ли кус-ки те-ла. Свя-тая гром-ко мо-ли-лась. И вот ко-ле-со са-мо со-бой оста-но-ви-лось и не дви-га-лось при всех уси-ли-ях па-ла-чей. Со-шед-ший с неба Ан-гел Гос-по-день снял Ев-фи-мию с ко-ле-са и ис-це-лил от ран, свя-тая же с ве-се-ли-ем бла-го-да-ри-ла Гос-по-да.

Не вра-зу-мив-шись чу-дом, му-чи-тель по-ве-лел во-и-нам Вик-то-ру и Со-сфе-ну бро-сить свя-тую в рас-ка-лен-ную печь. Но те, уви-дев в пла-ме-ни двух гроз-ных Ан-ге-лов, от-ка-за-лись ис-пол-нить при-ка-за-ние пра-ви-те-ля и са-ми уве-ро-ва-ли в Бо-га, Ко-то-ро-му по-кло-ня-лась Ев-фи-мия. Дерз-но-вен-но воз-гла-сив, что и они хри-сти-ане, Вик-тор и Со-сфен сме-ло по-шли на стра-да-ния. Они бы-ли от-да-ны на съе-де-ние зве-рям. Во вре-мя каз-ни они взы-ва-ли к ми-ло-сер-дию Бо-жию, чтобы Гос-подь и их при-нял в Цар-ство Небес-ное. Услы-шав при-зы-вав-ший их небес-ный Глас, они ото-шли в жизнь веч-ную. Зве-ри же да-же не до-тро-ну-лись до их тел.

Свя-тая Ев-фи-мия, бро-шен-ная дру-ги-ми во-и-на-ми в печь, оста-лась це-ла. С Бо-жи-ей по-мо-щью она вы-хо-ди-ла невре-ди-мой по-сле мно-гих дру-гих пы-ток и ис-тя-за-ний. При-пи-сы-вая это вол-шеб-ству, пра-ви-тель ве-лел вы-ко-пать но-вый ров, на-пол-нил его но-жа-ми, а свер-ху при-крыл зем-лей и тра-вой, чтобы му-че-ни-ца не зна-ла о при-го-тов-лен-ной ей каз-ни; но и тут свя-тая Ев-фи-мия оста-лась невре-ди-мой, лег-ко про-шед-ши на-до рвом. На-ко-нец, ее осу-ди-ли на съе-де-ние зве-рям в цир-ке. Пе-ред каз-нью свя-тая ста-ла про-сить, чтобы Гос-подь спо-до-бил ее уме-реть. Ни один зверь, вы-пу-щен-ный на аре-ну, не бро-сил-ся на свя-тую. Лишь од-на мед-ве-ди-ца на-нес-ла ей неболь-шую ра-ну на но-ге, из ко-то-рой ис-тек-ла кровь, и свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия тот-час скон-ча-лась. В это вре-мя про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние, страж-ни-ки и зри-те-ли от стра-ха бе-жа-ли, так что ро-ди-те-ли свя-той смог-ли взять ее те-ло и с че-стью по-хо-ро-нить неда-ле-ко от Хал-ки-до-на.

Впо-след-ствии на мо-ги-ле ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии был воз-ве-ден ве-ли-че-ствен-ный храм. В этом хра-ме про-ис-хо-ди-ли за-се-да-ния IV Все-лен-ско-го Со-бо-ра в 451 го-ду, во вре-мя ко-то-рых свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца чу-дес-ным об-ра-зом под-твер-ди-ла пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние, по-ло-жив пре-дел ере-си мо-но-фи-зи-тов, о чем по-дроб-но ска-за-но в день вос-по-ми-на-ния это-го чу-да II июля.

По взя-тии Хал-ки-до-на пер-са-ми в 617 го-ду мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии пе-ре-не-се-ны бы-ли в Кон-стан-ти-но-поль (око-ло 620 г.). В пе-ри-од ико-но-бор-че-ской ере-си ра-ка с мо-ща-ми свя-той Ев-фи-мии ока-за-лась бро-шен-ной в мо-ре. Бла-го-че-сти-вые ко-ра-бель-щи-ки из-влек-ли их. Впо-след-ствии они по-па-ли на ост-ров Лем-нос, а в 796 го-ду бы-ли воз-вра-ще-ны в Кон-стан-ти-но-поль.

Молитвы

Тропарь мученику Виктору Халкидонскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Ви́ктор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Виктор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Виктору Халкидонскому

И́же сла́ве, Го́споди и всех Соде́телю,/ Ты в ми́ре яви́л еси́ украше́нных доброде́тельми страстоте́рпцы и му́ченики,// да и́мут непобеди́мую побе́ду.

Перевод: К славе Твоей, Господи и Творец всех, явил Ты в мире украшенных и мучеников, да имеют они непобедимую силу.

Молитва мученику Виктору Халкидонскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ви́кторе! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому мученику Виктору

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего, святаго мученика Виктора песньми почтим, яко ходатая нашего и молитвенника; ты же, страстотерпче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенныя, вопием ти сице:

Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый.

Радуйся, идольское нечестие обличивый.

Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый.

Радуйся, славу мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, сладости райския вкусивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 2

Видя гонения нечестивых на христианы, не убоялся еси прещения и мучительства их, но яко доблий воин Христов, пред нечестивым воеводою Севастианом предстал еси, и веру свою во единаго истиннаго Бога исповедал еси, поя велегласно: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа - Истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая:

Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, славы вечныя сопричастниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 3

Силою Вышняго укреплен, дерзновенно пред мучителем стал еси, мужественный исповедниче Христов, темже угрозы и ласкательства онаго презрев, на подвиг мученический потекл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице:

Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго.

Радуйся, верный рабе своего Домовладыки.

Радуйся, угрозы нечестивых презревый.

Радуйся, прелесть идольскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 4

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тяжко мучити тя и в пещь огненную воврещи. Ты же, все упование свое на Бога возложивый, во огнь, якоже иногда три отроцы, безбоязненно вшел еси, поя победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи, ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая:

Радуйся, поборниче веры непоколебимый.

Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший.

Радуйся, огня неубоявыйся.

Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый.

Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый.

Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, мучениче Христов, указующей путь спасения: чародея бо, умертвити тя хотящаго, веровати во Христа подвигл еси, научая воспевати купно с тобою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем:

Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый.

Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, вся козни диавола разрушивый.

Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый.

Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий.

Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 6

Проповедником истинныя веры во Христа явился еси пред мучители твоими, страстотерпче славне, никия бо раны тебе содеянныя не возмогоша повредити тебе: кипящий бо елей, аки источник воды прохладныя тебе показася, и оцет, аки сладкий сот тебе бысть. Мы же, терпению твоему удивляяся, вопием Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем:

Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю.

Радуйся, о душах наших теплый предстателю.

Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй.

Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, веру нашу укрепляяй.

Радуйся, надежду нашу утверждаяй.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 7

Хотяще прославити Бога, укрепляющаго избранныя Своя, жена некая, именем Стефанида, пришедши на место мучения твоего и велию терпению твоему удивляяся, виде венцы нетленныя с небесе сходящия. Сие убо благоговейно зряще и Бога в сердце своем славяще, возопи: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще:

Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый.

Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный.

Радуйся, в вере Аврааму подражаяй.

Радуйся, Иову в терпении последствуяй.

Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый.

Радуйся, лик мученический восполнивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 8

Странно бе видети и слышати языком, неведущим Божией силы, како в слабом человечестем телеси возможно таковыя претерпевати за Христа муки. Мы же, славяще Бога, даровавшаго святым мучеником таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся.

Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся.

Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся.

Радуйся, о призывающих тя непрестанно пекущийся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Негоже и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхвалити тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.

Радуйся, скорый утешителю в беде сущих.

Радуйся, Церкви Христовы защитниче.

Радуйся, всех православных заступниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 10

Спасения и вечныя радости достигше по мнозех страданиях Христа ради, ты, святый мучениче, научаеши и нас вся, ради Бога, благодушно претерпевати и на Него единаго все упование свое возлагати, воспевая песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молишися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Приими убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогия похвалы:

Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго.

Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей.

Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость.

Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию.

Радуйся, горняго Сиона наследниче.

Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице воздал еси, святый мучениче Викторе, не словом точию, но живым всего себе в жертву принесением: Творца бо своего паче всего возлюбил еси и Ему единому добре послужил еси, поя со умилением: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, Подвигоположника Христа последователю.

Радуйся, жития непорочнаго рачителю.

Радуйся, кротости и смирения образе.

Радуйся, послушания и терпения учителю.

Радуйся, светило благочестия немерцающее.

Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 12

Благодать Божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:

Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый.

Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.

Радуйся, яко тобою Бог прославляется.

Радуйся, яко тобою демоны посрамляются.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 13

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Чем прославился этот святой? Своей крепкой верой. Виктор стал мучеником за Христа. Он не побоялся отстаивать свою веру перед язычниками. Не побоялся и страшных мучений, терпеливо перенес их. Удостоился мученического венца.

Давайте подробно поговорим о жизни и подвиге святого Виктора.

Кем он был?

Мученик был воином. Служил под началом Севастиана. Это был военачальник-язычник. Святой Виктор же служил в его войске. О происхождении его известно только то, что он был родом из Италии.

За что пострадал?

Святой мученик Виктор пострадал за веру во Христа, за то, что исповедовал христианство и отказался принести жертву языческим богам.

День памяти

Когда празднуют именины Викторы, крещенные в честь Виктора Дамасского? 24 ноября совершается день памяти мученика.

Икона

Перед иконой Святого Виктора молятся об исцелении. Он помогает при болезнях рук, а также поможет тем, у кого проблемы с кожными покровами и зрением.

Особый покров святого мученика простирается над мужчинами, крещенными в его честь. Они молятся ему, прося о защите от врагов и опасностей. Помогает Святой Виктор и в обретении надежных спутниц жизни.

Храм

Где можно помолиться своему святому покровителю Виктору? В Котельниках (Московская область) десять лет назад был построен храм в честь мученика. В нем совершаются богослужения, сам храм открыт ежедневно. Главная святыня - это частица мощей мученика Виктора.

Находится храм по адресу: Котельники, микрорайон Белая Дача, 1-й Покровский проезд, строение 8.

Воскресная литургия в храме начинается в 8 часов. Исповедь - в 7 часов 30 минут.

Житие святого Виктора

Как говорилось выше, будущий мученик был воином. Он служил под началом воеводы Севастиана. Жил Святой во время правления Марка Аврелия. И вот, в один из дней правитель издал указ, в котором говорилось о том, что каждый христианин римский должен отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Тех, кто откажется подчиняться, предать страшным мучениям.

Виктор был христианином. Он открыто исповедовал свою веру, ничего и никого не боясь. Указ дошел и до воеводы Севастиана, тот вызвал к себе святого Виктора. Воевода хотел надавить на своего подчиненного и заставить отречься от Христа. Но беседу начал издалека. Рассказал об указе и предложил будущему мученику принести жертву идолам. Но тот отказался. Тогда воевода напомнил Виктору, что он воин царя и не смеет ослушаться его. На что тот отвечал, что он - воин Царя Небесного. И не отречется от своей веры. Над его телом могут делать, что хотят. Но душа его принадлежит Господу.

Севастиан разгневался на Виктора. Он приказал сломать мученику пальцы и вывернуть их из суставов. Однако пытка не сломила решительного настроя Святого Виктора. Он мужественно претерпел мучения.

Это разозлило воеводу еще больше. Он велел разжечь печь и бросить в нее мученика. Виктор провел в печи трое суток. Когда же Севастиан решил собрать его прах, то очень удивился, увидев Святого живым и невредимым.

Воеводе стоило бы остановиться на этом, понять силу Господа. Но он не остановился. На этот раз Севастиан отдал приказ отравить Виктора. И сделать это должен был чародей. Тот сварил кусок мяса, нашпиговал его ядом и дал мученику. Святой перекрестил кусок и съел. Яд не повлиял на него. Чародей приготовил другой кусок, начинив его сильнейшим ядом. И отдал Виктору со словами: "Если ты съешь это мясо и останешься жив, я оставлю волшебство и уверую в Бога".

Виктор съел предложенный кусок. Яд не повредил святому. Потрясенный чародей сжег свои магические книги и уверовал в Бога.

Севастиан готов был рвать на себе волосы от злости. Он повелел вытягивать из мученика жилы. А потом бросить святого Виктора в кипящее масло. Но, по словам самого Святого, это масло для него было, как для жаждущего холодная вода. Оно не повредило Виктору.

Видя, что Святой не сдается и продолжает твердо верить в Бога, воевода отдал приказ о новой изощренной пытке. Теперь Виктора повесели на дереве и жгли его тело свечами. Святой же принимал эту пытку мужественно. Для усугубления мучений Виктору в горло заливали прах, перемешанный с уксусом. Он сравнивал эту смесь с медом.

Ярость Севастиана достигла апогея. Он велел выколоть святому глаза. Воины исполнили приказ, а затем повесили Виктора вниз головой. Так мученик провисел три дня. На четвертый воины вернулись за телом его. Увидев Виктора живым, они ужаснулись. Воины ослепли, но Святой усердно молился Богу о том, чтобы его мучители прозрели. Они же, вместо того чтобы уверовать, вернулись к воеводе и рассказали ему о всем.

Севастиан озверел от злости. Он приказал содрать с Виктора кожу. И эта пытка стала переломным моментом для молодой мученицы Стефаниды. О ней мы расскажем чуть ниже.

Как закончилась жизнь святого Виктора? Ему отсекли голову. Из тела мученика вытекло молоко с кровью. Увидев это чудо, многие ужаснулись и уверовали в Господа.

Перед казнью своей Виктор предсказал мучителям своим смерть, а воеводе - плен. Это сбылось: воины погибли через двенадцать дней, как пророчествовал святой. А Севастиан был взят в плен через двадцать четыре дня после казни Виктора.

Святая Стефанида

Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.

Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй - поменьше. Он предназначался для Стефаниды.

Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.

Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую - к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.

Заключение

Основная цель статьи - рассказать читателям о святом мученике Викторе. Кем он был при жизни, как получил свой венец. Вспомним основные аспекты:

  • Виктор родом из Италии, служил воином во время правления Марка Аврелия.
  • Открыто исповедовал веру во Христа. Отказался принести жертву идолам, не побоявшись страшных пыток.
  • Мученику пришлось претерпеть раскаленную печь, съесть отравленное мясо. Из него выдирали жилы, опаляли тело свечами. Выкололи глаза, поили уксусом с прахом. В конце концов, Виктору отрубили голову.
  • День святого Виктора отмечается 24 (11) ноября.
  • Вместе с ним пострадала юная Стефанида. Девушке было всего 15 лет. Она удостоилась мученического венца.
Вверх