Методика анаграммы. Анаграммы как способ проверки интеллекта

С этой методикой я встретилась в книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г. Вначале я использовала ее так, как было рекомендовано в книге, но со временем выработались иные способы, которые я советую вам попробовать. Эта методика может быть полезна детям, которые уже умеют читать и старше 6 лет. Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко.

Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка. Обычные тексты я использую и для других занятий. Например:

Читаем через слово, слово я, слово ребенок. Читаем через два слова - точно так же. Я стараюсь свое слово прочитать как можно быстрее.

Читаем синхронно. Начинаем читать вместе со скоростью, комфортной для ребенка, медленно. Читаем с ним одновременно. Постепенно увеличиваем скорость, медленно, до тех пор, пока ребенок успевает за нами, как только он отстал, останавливаемся и опять читаем медленно.

Предлагаю ребенку не читая найти слово, бросающееся в глаза, еще одно, в тексте можно найти слов 5, переходим к другому тексту.

Для того, чтобы ребенок научился обращаться внимание на знаки препинания, я над словом, после которого стоит точка или запятая, восклицательный знак, знак вопроса рисую стрелочку вверх или вниз, смотря какая должна быть интонация. Знак препинания ребенок может не видеть в силу малого объема поля зрения, а стрелку он увидит обязательно, вы можете использовать красный цвет для этого. Синхронное чтение так же помогает ребенку выработать нужные интонации при чтении. Но бывает и так, что ребенок не понимает, что это значит - повысить голос, читать с нисходящей интонацией. Для того, чтобы он это понял, поиграйте с ним в "Лифт". Рука это лифт, произносите просто звук АААА и поднимая руку вверх поднимайте интонацию, опуская руку, произносите более низким голосом. Можете останавливаться в разных местах,так будто это лифт остановился. Обычно одного такого занятия достаточно для понимания ребенком того, что значит высокий, низкий голос.

1 На келыбар

Ратеяблоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

2 никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

3 В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

4соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5амиЗ

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

6 ныСнейж чайзик

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

7Батр и сатрес

огрьИ и юдЛа – батр и сатрес. дюЛа емалкьняа, гьроИ жуе ошйолбь. нО колшькин. чеДовак аледан тапьол. дЛюа ёдит улягть. чикМаль лсе сипать симопь рудуг.

8радоПки

инечУки говрепо салкса латси иматбрякотя. шратСие кольшикни нипресли ми радопки. У еСёржи данкаршиа. У Ашилё непал. У ёЛвы кинашиШ леньмакая шинама. А у ташиНа ниагк. шориХо радопки!

9сенойВ ан яхпол

жеУ ансве. ятСто плыёте кидень. нцеСло супролоши люмез. аН опля евылах рпейвы раткорт. нО хапал юлзем. аН муш шиныма лелотепри гоном чейгра. ниО мелос лидихо оп жевейс лземе. тиПцы билисора и даеполи рвейче.

10вопиШник

В елсу сор саркивйы сукт. суКт лёвц кирями темацви. тоЭ лыб вопишник. рошиХо шисдутые зоры! латСа ашаМ врать озыр. А там пишы. У ишаМ назоза.

11 теПя и жыРик

ришоХо мизой киньде! шисПутый генс лыркоп мезлю. Пяте лявз жилы. нО шепсит ан рогку. реЫный жыРик жебит дута. А мат ежу лымаши ан кахсан.

12 тлыДя

щатТре орозым. В елсу нишита. кольТо тлыдя чатсту оп востмал. инО щути бесе щупи доп ройко. тлыДя бюлят битьдол кишиш. маТ суквнеы менеса.

13стоГи

У ташаНи либы стоги. анО огущала хи маеч и рогомип. тарСийш траб ашаС сёнпри зи хукни найчик. таНаша амас лалина айч в шкича. шороХая зайкохя ашан таНаша!

14В селу

рошоХо севной в селу! сеЛ лонпо вузков. чутСат тядыл. ричКат ловиги. рещТат орокис. И в домжак зёншыдгке центып. ниО щатпи, щипу роспят.

15 акуЩ

вётЖи в удупр куща. амТ вютапла шиер и ещил. Пчутряся быыр то кущи. оН куща триха. наО ракаулит всою бодычу. куЩа – быра нащихя.

16 ашиН щиро

рошиХо ашин щиро. сивыКра мат рёзыбе. оСкольк в щахро ципт! тучатС трыпёсе тядлы. чирКат рачиг. А акк щустви ницыси! дюЛя сотач дятхо в щура щулсать непие ципт.

17 наВес

тоВ и шлапро миза. Иёдт севна. Олоко мовдо жули. зИ пётлых транс телят рачиг, ворскцы, роздыд. беРята лаютде ляд тицп микидо. ниО чаютвстре натыхпер тейгос.

18 шиНа леас

В шемна раюк ногом совле. маТ дучеса. тоВ рано лисыци. Тут нездог волгии. тучатС тядлы. сивыКра вытец шихна селов! В селу тутрас рибыг, годыя. дюЛи бюлят одныер села.

19аН ремо

бусАвто вирзёп берят ан ромской гереб. сарКив див ан роме. вылПут оп намвол долки. леБеет руспа хяты. аН ребегу шойболь ляжп. беРята ниляс вуобь и ждуоде. кСорей в дуво!

20 рожеМоное

моеСа кувосне рожемоное – с ормихеа и кошодомла. Я гумо тсъесь тяпь ропций зурас.

Ответы.

1 На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2 Ученик

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3 В лесу

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4 Лось

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

5 Зима

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

6 Снежный зайчик

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

7 Брат и сестра

Игорь и Люда – брат и сестра. Люда маленькая. Игорь уже большой. Он школьник. Девочка надела пальто. Люда идет гулять. Мальчик сел писать письмо другу.

8 Подарки

Около школы детский сад. Там малыши. Мы с ними дружим. После уроков идем к ребятам. Они ждут нас. Мы читаем им книги. Играем в жмурки. Наши малыши рады.

9 Весной на полях

Уже весна. Стоят тёплые деньки. Солнце просушило землю. На поля выехал первый трактор. Он пахал землю. На шум машины прилетело много грачей. Они смело ходили по свежей земле. Птицы собирали и поедали червей.

10 Шиповник

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

11Петя и Рыжик

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Петя взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит туда. А там уже малыши на санках.

12 Дятлы

Трещат морозы. В лесу тишина. Толькодятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена.

13 Гости

У Наташи были гости. Она угощала их чаем и пирогом. Старший брат Саша принёс из кухни чайник. Наташа сама налила чай в чашки. Хорошая хозяйка наша Наташа!

14В лесу

Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнёздышке птенцы. Они пищат, пищу просят.

15Щука

Живёт в пруду щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитра. Она караулит свою добычу. Щука – рыба хищная.

16 Наши рощи

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколька в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

17 Весна

Вот и прошла зима. Идет весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают пернатых гостей.

18 Наши леса

В нашем краю много лесов. Там чудеса. Вот нора лисицы. Тут гнездо иволги. Стучат дятлы. Красивы цветы наших лесов! В лесу растут грибы, ягоды. Люди любят родные леса.

19На море

Автобус привёз ребят на морской берег. Красив вид на море. Плывут по волнам лодки. Белеет парус яхты. На берегу большой пляж. Ребята сняли обувь и одежду. Скорей в воду!

20 Мороженое

Самое вкусное мороженое – с орехами и шоколадом. Я могу съесть пять порций сразу.

Ежедневно выполняя одни и те же операции, человек ограничивает себя в интеллектуальных нагрузках. Учеными ранее считалось, что снижение мыслительных функций начинается в среднем в возрасте 55-60 лет, последние же исследования понизили эту планку до 40-45 лет. Регулярные занятия, фитнес для мозга обеспечат ясный ум и светлую память в старости, поможет улучшить показатели внимания, концентрации, скорости мышления уже после нескольких тренировок. Игра «Анаграмма» создана с целью развития переключения внимания, выявления комбинированных способностей и улучшения абстрактно-логического мышления. Именно поиск взаимосвязи, взаимодействие с долгосрочной памятью приводят к улучшению связи между разными участками мозга. Более того, выделение существенных признаков, креативность, увеличение объема памяти – положительные качества для повышения эффективности в учебе, на работе, в быту.

Как работает?

Для успешной игры в «Анаграммы» недостаточно богатого словарного запаса. Важно уметь одновременно комбинировать сразу несколько навыков: обращаться к памяти, логически мыслить, проверять теории, обращаться к вербальному интеллекту. Интересно, что анаграммы лучше расшифровываются людьми с развитыми аналитическими способностями: программисты, управленцы, программисты, менеджеры. Каждый раз, выполняя простое действие, ваш мозг запускает механизм исследования, способность абстрагироваться и обобщать данные. Игра «Анаграмма» построена по модели известной и некогда популярной настольной одноименной игры. В тоже время, благодаря тому, что BrainApps создало динамичную платформу, игрок может столкнуться с большим количеством заданий. Естественно, что на результат в большой степени повлияет осведомленность пользователя, его знание слов, умение их использовать. Таким образом, занимаясь на тренажере, можно пополнить словарный запас, развить вербальный интеллект.

Что дает?

Несколько проведенных занятий или комплексных тренировок помогут вам оценить развитие познавательной сферы. Загляните в личный кабинет и убедитесь в эффективности предложенных инструментов. Игра «Анаграмма» положительно влияет на развитие внимания, концентрации, скорости мышления и даже памяти. Вы научитесь быстро и качественно воспроизводить полученную ранее информацию, находить решения, быстро проверять множество вариантов. Составляя слова, мозг проявляет свою креативность, он взаимодействует с сущностями, которых нет в реальном мире, проверяет теории и стремится найти оптимальный вариант, подходящий под условия. Все это часто необходимо человеку в обычной жизни. Умение заставлять свое мышление работать с полной отдачей во многом определяет успех человека в профессиональной деятельности.

Правила

Игроку предлагается исходное слово. Ниже – несколько анаграмм, среди которых лишь одна верная. Задача состоит в поиске подходящей анаграммы за короткое время. Тренажер очень интересный, подойдет для всех возрастных групп. Правильные ответы увеличат сложность за счет использования более длинных слов. В случае ошибки – сложность понизится, а пользователь потеряет игровую жизнь. В этом и есть смысл адаптивного алгоритма построения тренировок. Сервис BrainApps создал оптимальные условия для занятий, что гарантирует быстрый и высокий результат.

Как придумали?

Игра «Анаграмма» существует несколько тысяч лет. Она была популярна в Индии, Древней Греции, когда игроки должны были составить фразу или слово из специальных карточек. Не так давно анаграммы были популярны в качестве интеллектуальной настольной игры для развлечения в компании. Разработчики BrainApps немного изменили алгоритм игры, предоставив несколько вариантов решения. Это вынуждает пользователя проверять предложенные наборы букв на соответствие, повышает одновременно сложность и подогревает интерес к тренировкам. Как решать анаграммы – 4 приема и несколько способов тренировки

Анаграммы - это слова с переставленными буквами. Они были изобретены еще в Древней Греции. Прием перестановки букв часто применялся для изобретения псевдонимов. И поэтому вопрос - как решать анаграммы - актуален уже давно.

В первую очередь, решение анаграмм - это полезное упражнение для развития мозга, обучения скорочтению. Во многих тестах на уровень интеллекта много заданий на решение анаграмм и поиск лишнего слова после решения.

Одна из разновидностей анаграмм - когда из букв одного слова получается другое, этот прием часто использовали поэты, писатели, для различных юмористических стихов, поздравлений, зашифрованных посланий. В Средние века ученые зашифровывали свои открытия с помощью анаграмм, чтобы зафиксировать гипотезу до окончательной ее проверки и подтвердить потом свое авторство - так поступил Галилео Галилей, когда открыл спутник Сатурна.

Во все времена анаграмма оставалась разновидностью загадки, которую предполагалось разгадать, чтобы приоткрыть завесу тайны или раскрыть двойной смысл произведения, послания или стихотворения.

Загадки-анаграммы актуальны во все времена, многим пригодится навык решения анаграмм для прохождения тестов и решения логических головоломок. Вот несколько советов для тех, кто никак не может справиться с этой задачей.

  1. Иногда достаточно одного взгляда на анаграмму, чтобы увидеть, какое слово скрывается за перемешанными буквами. Бывает так, что взгляд замылился и не получается сразу прочитать то, что зашифровано. В таком случае можно попробовать переключить мозг на другую задачу и дать отдых глазам - сделать небольшую гимнастику, закрыть глаза и мысленно перенестись в любимое место, прогуляться по лесу или берегу моря. А затем, вернуться к загадке с новыми силами. Или просто перейдите к другим словам или заданиям, а к тому, что никак не поддается решению, вернетесь позднее.
  2. Попробуйте выписать буквы из анаграммы в столбик - вы сразу посмотрите на них по-другому и возможно, сможете разгадать загадку. Кроме того, таким образом вы измените и свое восприятие анаграммы.
  3. Можно выписать отдельно гласные и согласные буквы, иногда так может быть проще составить из них новые слова.
  4. Сегодня в интернете есть множество сервисов и программ, которые решают и сами составляют анаграммы, достаточно только ввести буквы в соответствующее окно. Но такой способ вряд ли поможет развить логику и внимание, расширить словарный запас и научиться решать анаграммы самостоятельно.

Чтобы научиться быстро и легко решать анаграммы, нужно тренироваться. Начните с коротких слов - по три буквы, затем постепенно переходите к более длинным. Так, медленно увеличивая сложность задания, как спортсмен увеличивает нагрузку или вес, вы натренируетесь решать анаграммы любой сложности.

Анаграммы обычно легче всего поддаются людям с обширным словарным запасом. А самым лучшим способом его расширить остается чтение. Читайте больше разной литературы, чтобы узнать больше новых слов и запомнить, как они пишутся.

Попробуйте сами составлять анаграммы - такая обратная тренировка поможет вам уловить принципы составления таких загадок и несомненно станет отличным развлечением в компании или на вечеринке.

Тренируйтесь, подходите к задачке с разных сторон и больше читайте, и тогда успех не только в области решения анаграмм, но и во многих других сферах, обязательно вас настигнет. Верьте в себя и все получится!

Данный тест поможет определить уровень вашего вербального интеллекта, т.е. вашу грамотность, сообразительность и эрудированность.

1. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ЛЕГКАЯ ТКАНЬ (…) АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

2. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ГО (. .) ИНА
3. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ОШКНУР
РЕСТЯБ
БТУРКЕ
РОБОЙЕВ
4. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
РАК (………) МОНАХ
5. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
КАР (. .) ИНА
6. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ЛЯКОБО
МЕЧАНДО
САНЬПЕИЛ
МОНИЛ
7. Поставьте в скобки общее начало для всех последующих слов.
… ГРАД
… УГА
… ОСНЕЖКА
8. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ФРУКТ (…..) СПОРТИВНЫЙ СНАРЯД
9. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ПЕНО (…..) ИНКА
10. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ШОМАКРА
КВИЛЕСА
БКАЧАОБ
ЗГАДИВОК
11. Поставьте в скобки общее начало для всех последующих слов.
…О
…ДАТ
…ОНЧАК
12. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
БАНК (. .) МИСТР
13. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
СРАЖЕНИЕ (…..) СКАНДАЛ
14. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
РДЕВЮЛБ
НУОКЬ
ААРЬСК
УЩАК
15. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
БАЛ (. .) Ь
16. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
СЕЛЫПСО
НФЕ
ГОСИМОНЬ
ВЕТЕРЛОЗИ
КСИРЕМ
17. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ПЛОСКАЯ РЫБА (. .) УКЛОН
18. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
У (. .) ЛАЖ
19. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ЫСЧА
МЕМТРРЕОТ
НАЙЛИКЕ
ЧИКО
20. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ПУД (. .) НИК
21. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ЯРАСТКЛЮ
БИНТКОО
РОСОДВОКА
КАЧНИЙ
22. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (…..) ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ
23. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ПО (. .) КОЕ
24. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
РЕЛБНИ
РЖАИП
АКМСОВ
РЕПОВА
25. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ЖИВОТНОЕ (…..) УБЕЖИЩЕ
26. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
БОЙ (. .) ЛОВАН
27. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ЛАИП
РЛЕДЬ
КШОАК
ТООЛКОМ
28. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
НЕДО (. .) ТОЧКА
29. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
МАТРОЦ
ХЕБТЕНОВ
МОРЕВНЛОТ
АХБ
КВОЧИКСАЙЙ
30. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
БЕГСТВО (. .) ЗАБОТА
31. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ЖИВОТНОЕ (. .) ТИБЕТСКИЙ МОНАХ
32. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
С (. .)КОТНЯ
33. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
ЖИДПАК
ШУБРКАА
ЛЕФНОЕТ
ЛГУСТАК
34. Поставьте в скобки слово, синонимичное по значению словам за скобками.
ПРИЧЕСКА (. .) ПЕСЧАНАЯ ОТМЕЛЬ
35. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
БА (. .) ОВИНА
36. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
КПИРСАК
РАТБУ
ЧОВОЛЬНЕЛИ
АФТОНОРИПЕ
ЧАДУКО
37. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ПАРО (. .) НИЦА
38. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
РИФКАА
РЗАИЛЬИ
ВЛАРИСЯТА
ТИРТАКДАНА
39. Поставьте в скобки слово, которым заканчивается первое слово и начинается второе.
ЗАТ (. .) ОТНИК
40. Расшифруйте анаграммы и исключите слово, которое является лишним.
БЗАРЕ
РФИАЖ
ИГНАЕ
ЦОСЛЕН
Сравните свои результаты с ответами, приведенными ниже. Чем больше будет правильных ответов, тем выше уровень вашего вербального интеллекта.

Ответы
1. ГАЗ.
2. РОД.
3. ВОРОБЕЙ (остальные слова – хищные птицы: коршун, ястреб, беркут).
4. ОТШЕЛЬНИК.
5. НИЗ.
6. ЧЕМОДАН (остальные слова – фрукты: апельсин, лимон, яблоко).
7. БЕЛ.
8. ГРУША.
9. ПЛАСТ.
10. БАБОЧКА (остальные слова – названия цветов: ромашка, василек, гвоздика).
11. СОЛ.
12. РОТ.
13. БРАНЬ.
14. ВЕРБЛЮД (остальные слова – рыбы: окунь, карась, щука).
15. КОН.
16. ОСЬМИНОГ (остальные слова – предметы бытовой техники: пылесос, фен, телевизор, миксер).
17. СКАТ.
18. КОЛ.
19. ОЧКИ (остальные слова – измерительные приборы: часы, термометр, линейка).
20. ЕЛЬ.
21. БОТИНОК (остальные слова – посуда: кастрюля, сковорода, чайник).
22. РУКАВ.
23. ЖАР.
24. ЕВРОПА (остальные слова – города: Берлин, Париж, Москва).
25. НОРКА.
26. КОТ.
27. КОШКА (остальные слова – названия инструментов: пила, дрель, молоток).
28. ВЕС.
29. ЛЕРМОНТОВ (остальные слова – фамилии композиторов: Моцарт, Бетховен, Бах, Чайковский).
30. УХОД.
31. ЛАМА.
32. ТОЛ.
33. ТЕЛЕФОН (остальные слова – предметы одежды: пиджак, рубашка, галстук).
34. КОСА.
35. РАК.
36. УДОЧКА (остальные слова – музыкальные инструменты: скрипка, труба, виолончель, фортепиано).
37. ВОЗ.
38. ИЗРАИЛЬ (остальные слова – названия материков: Африка, Австралия, Антарктида).
39. ВОР.
40. СОЛНЦЕ (остальные слова – названия животных: зебра, жираф, гиена).

Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников одного из компонентов теоретического мышления - тео­ретического анализа.

Ход эксперимента . Учащимся предлагаются анаграм­мы (слова, преобразованные путем перестановки входя­щих в них букв). Они должны по данным анаграммам найти исходные слова.

1) лбко 4) еравшн 7) окамднри

2) раяи 5) ркдети 8) лкбуинак

3) упкс 6) ашнрри 9) рбкадоле

Обработка полученных данных. Через несколько ми­нут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на две группы. Одни пытаются постро­ить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (ана­грамму) они решают как новую. У этих школьников от­сутствует теоретический анализ.

Учащиеся из второй группы после некоторого размыш­ления быстро находят ответы всех анаграмм. При реше­нии нескольких первых задач они обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку - на­до брать буквы парами и читать их справа налево, на­пример: лбко лб + ко бл + ок = блок. Обнаружив это общее правило (на эту деятельность и направлен их мыс­ленный анализ), школьники быстро и без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о на­личии у них теоретического анализа.

Методика 15. «Переводчики»

Цель : изучение гибкости мышления.

Ход эксперимента . Учащимся предлагаются две фра­зы в символической записи с их переводами на русский язык:

А 1В, «А съело В».

С: (А 1В), «С (специально) сделало так, чтобы А съело В».

Пусть теперь «2» означает «увидеть», а «3» - «иметь».

Задание: запишите этими символами приведен­ные ниже фразы (существительные можно обозначать первыми буквами слов).

Был у Вороны сыр. Ответ: В 3 С.

Заметила сыр Лиса. Ответ: Л 2 С.

Лиса постаралась попасться на глаза Вороне. Ответ: Л:(В2Л).

Ворона похвалилась сыром перед Лисой. Ответ: В:(Л2(ВЗС)).

Сыр стал у Лисы. Ответ: Л 3 С.

Обработка полученных данных . Показателем гибко­сти мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Поэтому те школьники, которые безошибочно справились с заданием, обладают гибким умом, у тех же, кто допустил ошибки, мышление, очевидно, недостаточно гибкое.

Методика 16. «Исключение»

Цель: определение способности выделять существенное.

Ход эксперимента . Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даются в скобках, а одно - перед ними. Ученики должны за специально введенное время (10 - 20 секунд) исключить из скобок (т. е. выделить) два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Ответ: растения, земля.

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Ответ: берег, вода.

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Ответ: углы, сторона.

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Ответ: глаза, печать.

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание). Ответ: игроки, правила.

Обработка полученных данных. Ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают уме­нием выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки (или просто не выполнил), не умеют отличить существенные и несущественные признаки, т. е. такая способность у них не развита.

Методика 17. Изучение творческого воображения (тест «Круги»).

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал : бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: «На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа»);

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства («Быт»);

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности («Наука и техника»);

г) предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт»);

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

Репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

Конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

Конкретные рисунки, изображающие предметы;

Обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

Нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

Эмоционально окрашенные, юмористические («Я дарю вам солнце», «Автобус в час «пик»).

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

Методика 18. Познавательная потребность

Цель : установить интенсивность познавательной по­требности у учащихся.

Обработка полученных данных. Сумму баллов, по­лученных учеником на все вопросы, следует раз­делить на 5 (число вопросов). Получим показатель ин­тенсивности познавательной потребности I .

если 2,5< I ≤ 3,5, то она выражена умеренно, а если I ≤ 2,5, то познавательная потребность выражена слабо

Порядок проведения . Учитель на основе наблюдений, бесед с другими учителями, с родителями школьника должен выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

Вопросы Возможные ответы Балл
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора - для младшего школьника, не­сколько часов подряд для подростка и т. д.)?
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) Помучиться, но самому найти ответ б) Когда как в) Получить готовый ответ от других
3. Много ли читает школьник дополнительной литературы? а) Постоянно, много б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает в) Мало или совсем ничего не читает
4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) Очень эмоционально б) Когда как в) Эмоции ярко не выражены (надо учитывать общую эмоциональность школьника)
5. Часто ли задает вопросы? а) Часто б) Иногда в) Очень редко

Методика 19. Познавательный интерес

Цель : установить характер и силу познавательного интереса учащихся.

Порядок проведения . Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагается написать сочинение на одну из следующих тем (по выбору): 1. Что я знаю о языке. 2. Что я знаю о математике. 3. Чем я люблю заниматься. 4. Мой выходной день.

Обработка полученных данных . Сочинения анализи­руются, во-первых, по выбору темы, во-вторых, по само­му их содержанию. Такой анализ позволяет установить характер интереса ученика (развлекательный; связан­ный только со школьной программой; широкий познава­тельный) и судить о силе этого интереса.

Методика 20. «Что нам интересно?»

Цель : установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.

Порядок проведения . Ученикам предлагают ответить на вопросы следующей анкеты:

1. Что больше всего вас привлекает в школе? а) Общение с то­варищами; б) получение отметок; в) общественная работа; г) узна­вание нового; д) сам процесс учения; е) самостоятельная работа;

ж) другое (укажите, что именно).

2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (На­зовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.)

3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к это­му предмету, что больше всего вас интересует в этом предмете.)

4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.)

5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему?

Обработка полученных данных . Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика, наличие у него определенных склонностей.

Вверх