Мария Гулегина: театр и на сцене, и в жизни - это тяжкое бремя для женщины. Прима из клана сопрано

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.
После дебюта в , где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в , где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с , она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра в роли Абигайль («Набукко). В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».
Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио.

Мария Гулегина – лауреат многочисленных премий и наград, включая Премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, Премию им. Винченцо Беллини, Премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Удостоена Золотой медали Марии Дзамбони, Золотой медали фестиваля в Осаке и Ордена св. Ольги – высшей награды Русской Православной Церкви. Почетный член Международного параолимпийского комитета и посол доброй воли в ЮНИСЕФ. В 2013 году получила звание «Народной артистки республики Северная Осетия – Алания».

(по материалам Бельканто)

Мария Гулегина – выступления в сезоне 2019-2020*

29 сентября и 2 октября 2019 – начало в 19.30

/ Deutsche Oper, Berlin / Германия, Берлин
«Набукко», опера

Композитор: Джузеппе Верди
Дирижер: Карло Монтанаро
Режиссер: Кейт Уорнер
Исполняют: Мария Гулегина, Георгий Гагнидзе, Роберт Уотсон, Анника Шлихт

4 ноября 2019 – начало в 19.00

, Историческая сцена / Россия, Москва
Оперный бал Елены Образцовой
Дирижеры: Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак
В вечере примут участие: Ирина Богачева, Мария Гулегина, Маквала Касрашвили, Любовь Петрова, Вероника Джиоева, , Екатерина Семенчук, Василиса Бержанская, Нина Минасян, , , Виталий Билый, Лоуренс Браунли, Франческо Демуро
Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского

6 декабря 2019 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Тоска», опера

Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Пол Каран
Исполняют: Мария Гулегина,Сергей Скороходов, Ариунбаатар Ганбаатар
Полный состав исполнителей будет объявлен позднее

27 февраля 2020 – начало в 20.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо

13 марта 2020 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Сила судьбы», опера
Композитор: Джузеппе Верди
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Элайджа Мошински
Исполняют: Мария Гулегина, Алексей Марков, Ованес Айвазян

24 апреля 2020 – начало в 19.30

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо
Исполняют: Мария Гулегина, Владимир Галузин, Ирина Чурилова

11 июля 2020 – начало в 19.00

Баденский государственный театр / Badisches Staatstheater Karlsruhe / Германия, Карлсруэ
Гала-вечер
С участием Марии Гулегиной и Стефано Ла Коллы

Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
Рекомендуем вам заранее заказывать билеты, чтобы иметь возможность воспользоваться максимальным выбором по наиболее привлекательным ценам.

Помимо входных билетов на концерты, мы будем рады заказать для вас туристическое обслуживание, а именно: авиабилеты, размещение в отеле, трансфер, оформление мед. страховки и въездной визы.

*Обращаем Ваше внимание, что театры оставляют за собой право производить замену в составе артистов, занятых в спектаклях

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в Ла Скала в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.

После дебюта в Метрополитен-опера, где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в Венской государственной опере в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с Пласидо Доминго, она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в Барбикан-холл с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра Арена ди Верона в роли Абигайль («Набукко»), за что была награждена премией Джованни Дзанателло за выдающийся дебют. Позднее певица неоднократно выступала в этом театре. В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».

Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио. Позднее она исполнила в Японии партию Тоски с труппой Метрополитен-опера и в том же году приняла участие в открытии Нового национального театра Токио, исполнив партию Аиды в новой постановке «Аиды», осуществленной Франко Дзеффирелли. В 1999 и 2000 годах Мария Гулегина предприняла два концертных тура по Японии и записала два сольных диска. Также она гастролировала в Японии с труппой театра Ла Скала, исполняя партию Леоноры в «Силе судьбы», и с труппой Вашингтонской оперы, исполняя партию Тоски. В 2004 году Мария Гулегина дебютировала в Японии в роли Виолетты в «Травиате».

Мария Гулегина выступала с сольными концертами по всему миру, включая театр Ла Скала, Театро Лисеу, Вигмор-холл, Сантори-холл, Мариинский театр, а также крупнейшие концертные залы Лилля, Сан-Паоло, Осаки, Киото, Гонконга, Рима и Москвы.

Многие спектакли с участием певицы транслировались по радио и телевидению. Среди них - «Тоска», «Пиковая дама», «Андре Шенье», «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся», «Набукко», «Сельская честь», «Плащ», «Норма» и «Макбет» (Метрополитен-опера), «Тоска», «Манон Леско» и «Бал-маскарад» (Ла Скала), «Аттила» (Опера де Пари), «Набукко» (Венская государственная опера). Также по телевидению транслировались сольные концерты певицы в Японии, Барселоне, Москве, Берлине и Лейпциге.

Мария Гулегина регулярно выступает c самыми известными певцами, среди которых Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Ренато Брюсон, Хосе Кура и Сэмюэль Рейми, а также с такими дирижерами, как Джанандреа Гаваццени, Риккардо Мути, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Фабио Луизи и Клаудио Аббадо.

Среди последних достижений певицы - серия концертов из произведений Верди в лиссабонском Гулбенкян-фонде, участие в исполнении опер «Тоска», «Набукко» и «Сила судьбы», прозвучавших под управлением Валерия Гергиева на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре, а также участие в спектакле «Норма» и новой постановке опер «Макбет», «Плащ» и «Адриенна Лекуврер» в Метрополитен-опера. Также Мария Гулегина приняла участие в новых постановках опер «Набукко» в Мюнхене и «Аттила» в Вероне и дебютировала в долгожданной роли Турандот в Валенсии под управлением Зубина Меты. В ближайших планах Марии Гулегиной - участие в спектаклях «Турандот» и «Набукко» в Метрополитен-опере, «Набукко» и «Тоска» в Венской государственной опере, «Тоска», «Турандот» и «Андре Шенье» в Берлинской опере, «Норма», «Макбет» и «Аттила» в Мариинском театре, «Корсар» в Бильбао, «Турандот» в Ла Скала, а также многочисленные сольные концерты в Европе и США.

Мария Гулегина - лауреат многочисленных премий и наград, включая премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, премию им. В. Беллини, премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Певица также удостоена Золотой медали Марии Дзамбони и Золотой медали фестиваля в Осаке. За свою общественную деятельность Мария Гулегина удостоена Ордена св. Ольги - высшей награды Русской Православной Церкви, которая была вручена ей Патриархом Алексием II. Мария Гулегина является почетным членом Международного параолимпийского комитета и послом доброй воли в ЮНИСЕФ.

Родилась и училась на Украине, профессионально заниматься пением начала в Белоруссии, жила в Германии и Люксембурге, поёт в театрах всего мира, в ней намешена армянская, польская и украинская кровь, а душой - русская - всё это Мария Гулегина.
Мария Гулегина (Мейтарджян) родилась в Одессе 9 августа 1959 года. Мама микробиолог, заведовала лабораторией особо опасных инфекций. Отец - эрудированный, волевой и жизнелюбивый человек.

В четыре года родители отдали Марию на музыку и ритмику. Потом было хореографическое училище и дирижёрско-хоровая школа. Ей очень нравилось петь. Не удивительно поэтому, что Марина мечтала стать руководителем детского хора или, в крайнем случае, учителем пения.
Мама решила отвести дочь на подготовительные курсы при педагогическом институте. Дорога домой пролегала через консерваторию . И как это бывает, совершенно случайно, мама предложила: "Давай зайдём". Сама певица сравнивает себя в тот момент со знаменитой Бурлаковой Фросей из "Приходите завтра". На вопрос: "Что будете петь?". Она тогда ответила: "Не знаю". А потом спела и "Лебединую верность",и серенаду Шуберта и...каватину Розины. И Марию взяли, но пока только на педагогическую практику. Семнадцатилетней девушке было ещё рано учиться на дирижёрско-хоровом отделении и поэтому - "приходите завтра" или через годик-два. Но от судьбы не уйдёшь. Студенты консерватории ставили "Травиату". И для цыганского танца им очень была нужна солистка. Танцевать было некому. И тогда преподаватель танца консерватории вспомнила о своей ученице, которую она обучала в хореографической школе, о Марии Гулегиной. От Марии требовалось лишь станцевать, но удержать себя и не спеть было выше её сил. И она спела и как спела! Услышавший Марию педагог по вокалу только и смог, что воскликнуть:"Какой голос! Контральто!" На предложение поступать в консерваторию Мария ответила, что уже пробовала, но не прошла по возрасту. На что преподаватель заметил, что такой недостаток быстро проходит. В итоге на следующий год Мария была уже студенткой.
В консерватории певица обучалась у педагога по классу вокала А. Д. Джамагорцян, а сразу после окончания обучения у профессора Евгения Николаевича Иванова. Там же она познакомилась со своим первым мужем Марком Гулегиным. По мере обучения и взросления Марии менялся и голос. Как мы помним когда певица начала обучаться у неё было контральто, потом мецо-сопрано , потом сопрано. Немалую роль в этой перемене сыграло и рождение первого ребёнка - дочери Наташи.
После окончания консерватории в Одессе остаться не получилось, в опере не нашлось вакантных мест для сопрано. Поэтому в 1983 году Мария становится солисткой Белорусского оперного театра. А в 1986 году состоялся Московский Международный конкурс им. П.И. Чайковского . Попасть на такой конкурс, а уж тем более стать одним из лауреатов - сладкая мечта многих вокалистов. Многих, но не Гулегиной! Став бронзовым призёром Мария зашвырнула свою медаль в кусты (о чём сейчас, по прошествие многих лет очень жалеет). Но, как говорится, всё что не делается всё к лучшему. Марию результаты конкурса только подстегнули к ещё большей работе над собой, над своим голосом.
И тут начались проблемы в театре. "Гулегина хочет петь на итальянском, Гулегина не хочет петь на русском."
И вот он шанс. Дебют певицы на "Бале-маскараде" и не где-нибудь, а в Ла-Скала и не с кем-нибудь, а с Лучано Паворотти. И её признали за свою. И стали приглашать. Она приняла участие в 14 постановках театра. Среди которых "Двое Фоскари" (Лукреция), "Тоска", "Федора", "Макбет" (леди Макбет), "Пиковая дама" (Лиза), "Манон Леско", "Набукко" (Абигайль) и "Сила судьбы" (Леонора). По-началу в Белоруссии не верили, что Мария ездит в Италию, чтобы петь в Ла-Скала. Но когда информация подтвердилась на певицу посыпались новые нападки. Открытое письмо в ЦК, угрозы сделать Гулегину невыездной. Что в данной ситуации оставалось делать Марии с учётом подписанных уже контрактов и желанием получить наконец свободу в творчестве? И вот в 1990-м году она собирает чемоданы и уезджает в Гамбург, как говорит сама певица "в изгнание". На родину она приедет только в 1992 году. Тогда в Питере под патронажем В. Гергиева она будет петь в "Пиковой даме".
Тогда, в начале 90-х, оперный мир только начинал открывать новое для себя имя - Мария Гулегина. Впереди были гастроли в Японии в 90-м и 96-м годах - опера "Трубадур" (Леонора) и 99-м и 2000-х годах "Тоска" и "Аида". Дебют в МЕТе (1991) в "Андре Шенье". Дебют в Венской опере (1991). Дебют в Ковент-Гарден в "Федоре", в партнёрстве с Пласидо Доминго. Участие в концертном исполнении "Эрнани" в Барбикан-холл. Дебют на сцене Арена ди Верона (1996) в опере "Набукко" в роли Абигайль, за что певица была награждена премией Джованни Дзанателло. Дебют в Гранд-опера в Париже (1997) в заглавной роли оперы "Тоска".
"Такова жизнь" - обывателя интересуют гонорары "звёзд" и не интересует то, чем приходится жертвовать ради таких заработков. В интервью Первому каналу певица рассказала, что для исполнения партии Виолетты ("Травиата") ей пришлось похудеть на пятнадцать килограммов! Для этого пришлось перейти на особый режим. Питание - два раза в неделю и кросс по десять километров утром и вечером. Драматические партии требуют от исполнителя работать на пределе физических и психологических сил. Чего стоят, к примеру, её "кровавые героини" - леди Макбет, Абигайль и Тоска. А многочисленные спектакли, репетиции, записи, интервью. Плюс к этому Мария является почётным членом Международного паролимпийского комитета и Послом доброй воли ЮНИСЕФ.
К счатью у Марии есть крепкий тыл. Это в первую очередь, конечно, её дети и муж. О Наташе мы уже писали, но в дополнении напишем, что всеми организационными вопросами мамы занимается именно она. Сын Руслан - это мамина радость и вдохновновение. Согласитесь не каждая мама решится на второго ребёнка, если у того разница в возрасте с первым... двадцать лет! А ещё в январе 2010 года Мария вышла замуж за известного борца и тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева, который не пропускает практически ни одного спектакля Марии.

Всемирно знаменитая оперная примадонна Мария Гулегина в последнее время всё чаще приезжает в Россию. Блистательно исполнила арию принцессы Эболи в опере «Дон Карлос» в Большом, активно сотрудничает с Мариинкой, готовит концерт в Кремле 26 февраля... И всерьёз задумывается о переезде из Люксембурга и покупке квартиры в Москве - исполнительница опер в Ла Скала, Метрополитен-опера и на других самых известных оперных площадках, обладательница шикарного драматического сопрано вышла замуж за государственного тренера России по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева .

Венчание с борцом Вячеславом Мкртычевым состоялось в Нью-Йорке в 2010 г. Свадебный торт разрезали саблей... Фото из личного архива

Многих эта новость изумила - ведь Мария долгие годы жила в удачном браке с певцом Марком Гулегиным , родила от него сына Руслана (дочь Наталья - от первого мужа певицы). Но, как выяснилось, союз с Гулегиным был всего лишь декорацией, все эти годы она не знала любви в семье, а терпела, мучилась... И настоящее счастье Гулегина обрела только сейчас. Певица рассказала о своей женской доле в эксклюзивном интервью «АиФ».

Театр в жизни, театр на сцене...

Личная жизнь? А у меня её не было... Самое страшное - всегда петь о любви, но самой не любить и не быть любимой. Театр на сцене, театр в жизни - это слишком тяжкое бремя для женщины. Вы не представляете, как это больно - терпеть столько лет, лишь бы всё в семье было тихо. Поэтому сам развод боли уже не доставил...

Вот только суды изматывают: то из-за ребёнка, то ещё что-то… Три года назад я отменила постановку «Корсара» в Бильбао и сольный концерт в Греции - просто дышать не могла, пока не решилось, что сын остаётся со мной. Выходя на сцену, я должна отключиться от всех проблем. Но голос на нервных срывах не звучит свободно и легко, как если бы всё было в порядке.

С дочерью Натальей, 2013 г. Фото из личного архива

И всё же самые тяжёлые моменты в моей жизни - это смерть родителей. Сначала я росла «папиным сыном», потому что он мечтал о мальчике. А потом стала «маминой дочечкой». В школе вела себя очень тихо и скромно. Я ведь не всегда была сильной. Но жизнь заставила… Всё взвалила на свои плечи, когда умер отец. Стала мамой для своей мамы, создала ей все условия для жизни. Её болезнь стала ударом для меня. Парализованная мама лежала 7 недель в клинике в Мюнхене. Поэтому я перевезла туда из Люксембурга всю семью и поселила в отель поблизости от больницы. Естественно, отменила все контракты. В больницу ходила с маленьким Русланом в коляске по 6-8 раз в день и, когда меня уже не пускали, залезала на скамейку и стояла столбиком под её окном… Смотрела на экраны датчиков над её кроватью. Страшное время, но и счастливое, потому что мамочка ещё была жива. Я могла ей рассказывать, как её люблю, а она в ответ только правой рукой чуть пожимала мою. Пусть такое, но всё же общение... Мама на мой день рождения открыла глаза на несколько секунд и после этого продержалась чуть меньше трёх недель. Она ушла не при мне и не при моей дочери Наташе.

«Ежегодно езжу на голодание»

После смерти мамы я была в таком состоянии, что петь больше уже не хотела... И только Пласидо Доминго, его чуткость и понимание вернули меня на сцену после страшной потери...

Друг и наставник Пласидо Доминго помог Марии вернуться на сцену после смерти мамы. С маэстро, его женой Мартой и мужем. 2013 г. Фото из личного архива

Недавно я спела принцессу Эболи в «Доне Карлосе» в -Большом театре. Я очень горжусь тем, что исполнила здесь свой дебют. И конечно, с огромной радостью продолжу сотрудничество.

В конце февраля я представлю сольную программу «Мои любимые арии» Москве. Очень волнуюсь… Каждый концерт, каждая встреча со зрителем - это праздник и экзамен одновременно. Нужно каждый раз себе ставить новые артистические планки, каждый раз выходить как на сцену как в первый и последний раз...

Певица гордится, что дебютировала в Большом. «Дон Карлос», ГАБТ, 2013 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Говорят, что певица должна быть полной, чтобы диафрагма на что-то опиралась. Неправда. Должны быть мышцы, гибкость, упругость в движениях. Поэтому форму держу жёстко. Каждый год езжу на голодание и активно занимаюсь спортом.

«Порхаю вокруг мужа»

Моя дочь уже сама мама, а второй ребёнок - «маленький» - ростом 186 см и нога у него 46-го размера. И это в 14 лет! Каждый год на каникулы собираю теперь не только своих детей, но и ещё двоих детишек моей дочки в Италии. Когда вся семья в сборе, я чувствую себя по-настоящему спокойно и счастливо...

Счастье, когда все в сборе. С сыном Русланом и внуками Ники и Амели. 2012 г., Италия. Фото из личного архива

Мой муж Вячеслав Мкртычев - известный борец и государственный тренер России по греко-римской борьбе. Нас познакомили друзья. (К моменту знакомства c примадонной спортсмен три года был вдовцом. Они обвенчались с Марией Гулегиной в Нью-Йорке. - Ред.)

Слава очень уважительно относится к моему труду, он так и говорит: спортсмены готовятся к чемпионатам раз в год, к Олимпийским играм раз в 4 года, а певцы каждую неделю выступают на своих чемпионатах... Муж понимает оперу сердцем.

Нас часто спрашивают: две сильные личности в одном доме - спортсмен и певица, кто же у вас главный? Мы не выясняем, кто лидер, а кто не лидер, просто живём. Сейчас я более спокойная, чем была. И сегодня ничего такого нет, что могло бы вывести из себя. Стала мудрее, хочется верить. Хотя у меня взрыво-опасная смесь: в моих жилах не только армянская кровь, но и еврейская, украинская, польская, ой, столько всего намешано... (Улыбается.)

Слава - тренер, он знает, что необходимо человеку перед «чемпионатом»: когда мне предстоит выход на сцену, создаёт мне идеальный психологический комфорт. Всё делает для того, лишь бы я была спокойна и счастлива. А когда мне не нужно петь, уже я летаю вокруг мужа и забочусь о нём.

Мария Гулегина (девичья фамилия Мейтарджян) родилась в 1959 г. в Одессе. Окончила Одесскую консерваторию. В 1983 г. стала солисткой Большого театра Белорусской ССР. С 1987 г. выступает за рубежом (Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Гранд-опера и др.). В 1989 г. бежала из Белоруссии в Гамбург из-за конфликта с администрацией театра: её не выпускали за границу, но и в Минске петь не давали. В 2010 г. исполнила арию из оперы «Князь Игорь» на церемонии закрытия ХХI зимних Олимпий­ских игр в Ванкувере. Замужем. Двое детей.

Биография Марии Гулегиной соткана из противоречий. Болезненная девочка училась балету, затем стала великой певицей. Гулегину отлучили от сцены минского оперного театра – и она стала всемирно известной примадонной. И наконец, певица пела со сцены о любви – и при этом признается, что нашла настоящую любовь, будучи уже в зрелом возрасте.


Марию Агасовну Мейтарджан-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют "русской Золушкой", хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года и до сих пор сохранила гражданство Белоруссии. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография – не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило – она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны, отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос

стал очень сильным и низким. После окончания школы девушка пошла на прослушивание в консерваторию, где ее назвали "Фросей Бурлаковой" и посоветовали приходить через год. Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим – родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.

После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей пре

ложили петь Ефросинью в "Сказании о граде Китеже", однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в "Риголетто", Розину в "Севильском цирюльнике", Елизавету в "Дон-Карлосе", сольные партии в "Кармина Бурана". В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де Жанейро Гулегина получила Гран-при Театра муниципале и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно п

очили первое место – но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.

Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре. Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры "Бала-Маскарада" вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене. В 1989 году, получив приглашение исполнить "Аиду" в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.

Приезд "русской Золушки", ка

называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, а родившегося в 1990 году сына Руслана повсюду носила с собой и кормила в перерывах между репетициями и в антрактах спектаклей. Мария Гулегина выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Ее называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из "Пиковой дамы", а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини. По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как "Пиковая дама", "Манон Леско", "Тоска", "Набукко", "Макбет", "Андре Шенье" созданы фильмы.

В настоящее время Марию Гулегину относят к одним из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн, при этом график

ее выступлений расписан на два года вперед. При этом певица дает и очень много благотворительных и бесплатных концертов. В 2010 году она пела на закрытии XXI Зимней Олимпиады в Ванкувере, а в 2012 году принимала участие в гала-концерте звезд мировой оперы в Санкт-Петербурге, когда у стен Михайловского замка собрались тысячи зрителей. Мария Гулегина с 2006 года является послом доброй воли ЮНИСЕФ и состоит в Международном параолимпийском комитете.

В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Вверх